Технические требования содержание документа

Технические требования содержание документа

ГОСТ Р ИСО 13880-2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Содержание и порядок составления технических требований для предприятий нефтяной и газовой промышленности

Perspective industrial technologies. Content and drafting of a technical specification for petroleum and natural gas industries

Дата введения 2011-12-01

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем» (АНО «НИЦ КД») на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 «Менеджмент риска»

4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 13880:1999* «Нефтяная и газовая промышленность. Содержание и порядок составления технических требований» (ISO 13880:1999 «Petroleum and natural gas industries — Content and drafting of a technical specification»)
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (подраздел 3.5)

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

При поставке продукции, оказании услуг или разработке процесса потребитель может разработать и выпустить соответствующие функциональные требования. В этом случае для выполнения заказа изготовитель (поставщик) предоставляет технические требования на продукцию. Потребитель принимает решение (прямо или косвенно) о соответствии заявленным требованиям и указывает это в договоре с изготовителем (поставщиком). В том случае, если потребитель планирует приобрести известную стандартную продукцию, производство и/или поставка которой осуществляется в соответствии с действующими стандартами, нормами и/или правилами, необходимость в разработке технических требований отсутствует.

Требования настоящего стандарта применяют наряду со стандартами и нормами, установленными системой конструкторской и технологической документации, которые имеют обязательную силу на территории Российской Федерации.

Настоящий стандарт не отменяет и не заменяет требования ГОСТ 2.114-95*. Настоящий стандарт будет полезен предприятиям, работающим с зарубежными партнерами, при составлении технических требований, если это предусмотрено контрактом. Функциональные и технические требования разрабатывают на основании решения изготовителя (поставщика) и/или по требованию потребителя.

* ГОСТ 2.114-95 Единая система конструкторской документации. Технические условия.

Настоящий стандарт не содержит сведений к порядку согласования и утверждения технических требований. Согласование и утверждение технических требований следует проводить в соответствии с порядком, установленным в законодательных и нормативных документах.

Применяемый в настоящем стандарте международный стандарт разработан техническим комитетом ИСО/ТС 67 «Материалы, оборудование и морские платформы для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности».

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает содержание и порядок составления технических требований, обеспечивающих соблюдение установленных требований для продукции, процесса или услуги (далее продукции), а также проверки их соответствия требованиям эксплуатации, установленным в функциональных требованиях (см. ИСО 13879).

Допускается не разрабатывать технические требования на продукцию, если технические требования установлены в стандартах*.

* Стандарт распространяется на продукцию предприятий нефтяной и газовой промышленности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт*:
_______________
* Таблицу соответствия национальных стандартов международным см. по ссылке. — Примечание изготовителя базы данных.

ИСО 13879:1999 Нефтяная и газовая промышленность. Содержание и порядок составления функциональных требований (ISO 13879:1999 Petroleum and natural gas industries — Content and drafting of a functional specification)

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 функциональные требования (functional specification): Документ, устанавливающий характеристики продукции, их ограничения и исключения, определяющие свойства продукции, а также требования к условиям ее применения.

3.2 технические требования* (technical specification): Документ, устанавливающий требования, которые должны быть выполнены при производстве, комплектации, поставке, испытаниях и приемке продукции для ее соответствия функциональным требованиям.

* Технические требования разрабатывают по решению изготовителя (поставщика) и/или по требованию потребителя. Если при хранении и транспортировке продукции и оказании услуги их свойства могут изменяться, то должны быть также составлены технические требования.

1 В технических требованиях, при необходимости, должны быть определены процедуры, в соответствии с которыми можно проверить выполнение установленных требований.

2 Технические требования могут представлять собой стандарт, быть включены в стандарт(ы) отдельным разделом или быть общетехническим документом.

3 Технические требования обычно излагают в виде требований к характеристикам, свойствам и другой информации, необходимой при производстве, комплектации, поставке, испытаниях и приемке продукции, включая объективные доказательства того, что продукция соответствует установленным функциональным требованиям.

3.3 процесс проектирования (design process): Процесс преобразования функциональных и технических требований в технические характеристики и показатели, необходимые для разработки, производства, контроля и испытаний продукции.

3.4 чертеж (technical drawing): Графический документ, содержащий изображение детали, определяющий конструкцию изделия, необходимые размеры, виды обработки поверхностей, допуски и другие данные, необходимые для разработки или изготовления, контроля, приемки и эксплуатации продукции.

3.5 требования к материалам (material requirements): Требования, содержащие перечень исходных материалов и, при необходимости, информацию о форме, составе, физико-химических свойствах материалов, а также другие данные для выбора материалов, необходимых для изготовления продукции в соответствии с функциональными требованиями.

1 В требованиях могут быть также перечислены применимые виды обработки материалов, методы сварочных работ и технологии механической обработки или физико-химического воздействия.

2 Требования должны содержать всю имеющуюся информацию относительно токсичности материалов и других аспектов, связанных с безопасностью труда и охраной окружающей среды.

3.6 технологическая карта (manufacturing plan): Документ, определяющий последовательность действий, связанных с производством конкретной продукции, технологические операции, применяемое технологическое оборудование, включая установленные критерии приемки для каждого процесса (операции).

1 В технологической карте должны содержаться ссылки на применяемые методы, процедуры и производственные инструкции.

2 В случае предоставления услуг технологическую карту часто называют планом предоставления услуг.

3.7 план контроля (inspection plan): Документ, содержащий технологическую последовательность операций контроля и испытаний, включая соответствующие ресурсы и процедуры, на который делается ссылка в технологической карте.

3.8 испытания на соответствие техническим требованиям* (routine test): Испытания, проводимые для получения доказательств того, что продукция или ее часть соответствуют техническим требованиям.

* Испытания на соответствие техническим и функциональным требованиям охватывают все виды контрольных испытаний, проводимых на этапах проектирования, изготовления и эксплуатации продукции.

3.9 испытания на соответствие функциональным требованиям (type test): Испытания, проводимые для получения доказательств того, что проектное решение соответствует функциональным требованиям на продукцию.

3.10 анализ проекта (design review): Документально оформленный, комплексный и систематизированный процесс проверки проектной документации с целью оценки способности продукции удовлетворять установленным требованиям, позволяющий выявлять проблемы и предлагать пути их решений.

1 В настоящем стандарте основой для анализа проекта являются функциональные требования.

2 При разработке проекта оказания услуг также может быть проведен анализ проекта.

4 Указания по составлению технических требований

4.1 Цель составления технических требований

Любая продукция должна функционировать в соответствии с техническими требованиями, разработанными на основе функциональных требований, с учетом воздействия предполагаемых условий эксплуатации и факторов окружающей среды*. Технические требования должны содержать необходимую информацию относительно:

* Цель разработки технических требований — установление требований, которые должны быть выполнены при производстве, комплектации, поставке и приемке продукции для их соответствия функциональным требованиям.

— подтверждения соответствия функциональным требованиям;

— возможности изготовителя (поставщика) по разработке/поставке продукции соответствующих функциональным и техническим требованиям.

Технические требования должны содержать требования к продукции с использованием четких и однозначных формулировок. Для достижения этой цели технические требования должны:

Другие публикации:  Налог на недвижимость предприятия в 2018 году

— обладать необходимой полнотой информации в пределах области применения;

— быть последовательными, точными и оформленными в соответствии с установленными требованиями*;

* Требованиями, установленными в стандартах ЕСКД.

— учитывать уровень развития науки и техники.

4.2 Оформление технических требований

Технические требования должны содержать требования, которые подлежат проверке. В технических требованиях или в серии взаимосвязанных технических требований необходимо соблюдать единообразие структуры, изложения и терминологии. В документе должны быть использованы одни и те же термины, при этом следует избегать применения синонимов.

Оформление технических требований должно соответствовать установленным требованиям (см. п.4.3 ИСО/МЭК Директивы, часть 3 [4]). Это относится в первую очередь к:

— величинам, единицам измерений и их обозначениям;

— сокращениям и аббревиатурам;

— чертежам и/или документации по процедурам технического обслуживания;

Кроме того, при определении технических аспектов должны быть учтены соответствующие положения основополагающих международных, региональных и национальных стандартов в области:

— условий окружающей среды и соответствующих измерений;

— испытаний на соответствие функциональным требованиям;

— испытаний на соответствие техническим требованиям;

— требований к безопасности;

5 Структура и содержание технических требований

5.1 Общая структура

Технические требования должны содержать следующие элементы:

— предварительные элементы, которые идентифицируют технические требования;

— обязательные элементы, которые устанавливают требования к техническим характеристикам и параметрам в соответствии с назначением объекта, применяемой технологией, местными условиями, ожидаемыми результатами;

— дополнительные элементы, которые содержат дополнительную информацию, помогающую пониманию технических требований.

Структура технических требований приведена в таблице 1.

Таблица 1 — Структура технических требований

Технические требования содержание документа

ГОСТ Р 57839-2017

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ТЕХНИЧЕСКИЕ

Задание на проектирование

Production services. Technical safety systems. Design data and directions. General requirements

ОКС 03.080.10
13.220
13.310
13.320
ОКП 43 7000

Дата введения 2018-06-01

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «СТАЛТ ЛТД» (ООО «СТАЛТ ЛТД»), Калашниковым Сергеем Александровичем и Ассоциацией «Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности» («НСОПБ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 001 «Производственные услуги»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Задание на проектирование предусмотрено рядом правовых документов, регламентирующих строительную сферу, и является одним из основополагающих документов при создании, реконструкции или капитальном ремонте технической системы безопасности как при проведении таких работ только в отношении самой системы, так и при проведении аналогичных работ на объекте защиты в целом или его части.

Единого документа уровня национального стандарта, регламентирующего порядок разработки и утверждения, а также содержание задания на проектирование различных технических систем безопасности, до принятия настоящего стандарта не существовало. Ранее разработанные и чаще всего узко специальные разрозненные документы (ГОСТ 34.602, РД 25.952-90 [1] и др.) недостаточно полно отражали современную систему правового регулирования строительной сферы и не соответствовали положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ [2], Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ [3] и Постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 [4].

Применение настоящего стандарта и выполнение его требований позволит:

— восполнить существующий нормативный пробел;

— установить требования в отношении обязательности разработки задания на проектирование технической системы безопасности;

— нормировать содержание задания на проектирование и порядок его разработки;

— установить единые требования к заданиям на проектирование всего спектра технических систем безопасности по ГОСТ Р 56936.

Настоящий стандарт является очередным документом в «пакете» стандартов, содержащих требования для полного жизненного цикла технических систем безопасности.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает состав, содержание и оформление, порядок разработки, согласования и утверждения задания на проектирование технических систем безопасности по ГОСТ Р 56936.

Требования настоящего стандарта распространяются на задания на проектирование для вновь создаваемых технических систем безопасности, а также для ранее построенных систем при их реконструкции и капитальном ремонте.

Положения настоящего стандарта должны применяться к заданию на проектирование технических систем безопасности (далее — систем) в тех случаях, когда оснащение объекта проектируемой системой предусмотрено принятыми техническими регламентами или иными документами по стандартизации, применяемыми для подтверждения соответствия требованиям принятых технических регламентов.

Положениями настоящего стандарта допускается руководствоваться при составлении задания на разработку специальных технических условий (СТУ) согласно федеральным законам от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ ([3], части 4, 8 и 9 статьи 6), от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ ([5], часть 2 статьи 78) и Приказу Минстроя Российской Федерации от 15 апреля 2016 г. N 248/пр [6] в части разработки требований к техническим системам безопасности.

Стандарт не распространяется на системы специальных военных объектов и объектов атомной отрасли, но может быть использован при разработке соответствующей документации для указанных объектов.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 2.105 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам

ГОСТ 2.301 Единая система конструкторской документации. Форматы

ГОСТ 34.602 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы

ГОСТ Р 21.1101 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

ГОСТ Р 27.601 Надежность в технике. Управление надежностью. Техническое обслуживание и его обеспечение

ГОСТ Р 53325-2012 Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 54101 Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт

ГОСТ Р 55838 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Требования к безопасному хранению списанных изделий перед утилизацией

ГОСТ Р 56936-2016 Производственные услуги. Системы безопасности технические. Этапы жизненного цикла систем. Общие требования

ГОСТ Р 57369 Производственные услуги. Термины и определения

СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 57369, а также следующие термины с соответствующими определениями:

задание на проектирование (технической системы безопасности): Обязательный для проведения проектирования системы документ, содержащий перечень требований к системе, условий ее функционирования, целей и задач, решаемых системой, и определяющий порядок работ по проектированию, инсталляции на объекте и последующей эксплуатации системы.

3.1.2 заказчик: Застройщик или технический заказчик согласно ГрК РФ ([2], части 16, 22 статьи 1), который заключает договор о подготовке проектной документации, разрабатывает и утверждает задание на проектирование, предоставляет лицу, осуществляющему подготовку проектной документации, материалы и документы, необходимые для подготовки проектной документации.

3.1.3 разработчик (задания на проектирование): Заказчик или привлекаемое им по договору юридическое или физическое, действующее на профессиональной основе, лицо, которое разрабатывает задание на проектирование и несет ответственность за соответствие его содержания требованиям технических регламентов согласно ГрК РФ ([2], части 4, 5 статьи 48).

3.1.4 проектировщик: Привлекаемое заказчиком и действующее на профессиональной основе юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с заданием на проектирование осуществляет разработку проектной документации и несет ответственность за ее соответствие требованиям действующих нормативных документов, а также в предусмотренных законом случаях обладает допуском к соответствующим проектным работам согласно требованиям ГрК РФ ([2], часть 4 статьи 48).

Другие публикации:  Договор накопительного страхования жизни росгосстрах

проектная документация (технической системы безопасности): Документация, соответствующая требованиям, установленным правовыми документами, содержащая материалы в текстовой форме, в виде расчетов и в виде чертежей и определяющая функционально-технологические, инженерно-технические, строительные и конструктивные решения для построения системы и ее последующей эксплуатации.

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АРМ — автоматизированное рабочее место;

ВТ — вычислительная техника;

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации;

ГрК РФ — Градостроительный кодекс Российской Федерации;

НСД — несанкционированный доступ;

ПК — персональный компьютер;

ПНР — пусконаладочные работы;

СМР — строительно-монтажные работы;

СРО — саморегулируемая организация;

СТУ — специальные технические условия;

ТЭО — технико-экономическое обоснование;

ФОИВ — федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти.

4 Основные положения

4.1 Задание на проектирование системы является обязательным документом, необходимым для последующей разработки проектной документации системы согласно требованиям ГрК РФ ([2], часть 11 статьи 48).

4.2 Задание на проектирование системы может быть самостоятельным документом либо быть частью задания на проектирование комплексной или интегрированной систем безопасности или частью задания на проектирование объекта в целом.

4.3 Задание на проектирование является основным документом заказчика, определяющим требования и порядок создания (строительства, реконструкции или капитального ремонта; далее — создания) системы, а также требования к составу, содержанию и порядку разработки проектной и/или рабочей документации.

4.4 Дополнительно могут быть разработаны задания на проектирование групп взаимосвязанных (объединенных по функциональному признаку) систем и технические задания на разработку программного обеспечения для них.

4.5 Включаемые в задание на проектирование требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий и стимулировать к применению наиболее эффективных в техническом и экономическом отношении решений.

4.6 Состав и требования к содержанию разделов проектной документации, предусмотренные заданием на проектирование, не должны противоречить составу и требованиям к содержанию разделов проектной документации, установленным ГрК РФ ([2], часть 13 статьи 48) и Постановлением Правительства РФ N 87 [4].

4.7 Задание на проектирование должно учитывать требования правовых и нормативных документов, действие которых распространяется на создаваемую систему, и не противоречить им.

4.8 Этапу разработки задания на проектирование, как правило, предшествуют инженерные изыскания и/или сбор исходных данных по ГОСТ Р 56936, требуемые для составления задания на проектирование. В необходимых случаях составлению задания должна предшествовать разработка СТУ.

4.9 Задание составляется при проектировании систем для вновь строящихся объектов и при проведении реконструкции или капитального ремонта, в том числе и в отношении самой технической системы безопасности.

5 Порядок разработки, согласования и утверждения задания на проектирование. Ответственность за его содержание

5.1 Порядок разработки, согласования и утверждения задания на проектирование определяет заказчик с учетом положений настоящего стандарта.

5.2 Заказчик вправе самостоятельно разработать задание, либо поручить разработку задания проектировщику, либо привлечь к разработке задания третью сторону.

5.3 В случаях, если техническая система безопасности должна быть спроектирована для объекта, относящегося к перечню, указанному в статье 48.1 ГрК РФ [2], или функциональные требования к этой системе регламентированы принятыми техническими регламентами, привлекаемое для разработки задания лицо должно обладать допуском СРО к выполнению соответствующих проектных работ согласно требованиям ГрК РФ ([2], часть 4 статьи 48), включая в необходимых случаях требования Постановления Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 [7].

5.4 Лицо, привлекаемое для разработки задания на проектирование, несет ответственность перед заказчиком в соответствии с условиями договора и ГК РФ.

5.5 В соответствии с ГОСТ Р 56936 задание составляется на основании данных, полученных в процессе инженерных изысканий и/или на основании сбора и анализа исходных данных, полученных от заказчика.

При конкурсном отборе лица, привлекаемого для составления задания на проектирование, заказчик предоставляет эти данные всем участникам конкурса или обеспечивает им равные возможности для самостоятельного сбора необходимых данных.

5.6 Утверждает задание и несет ответственность за его содержание и соответствие положениям действующих нормативных документов заказчик, независимо от порядка разработки документа.

5.7 В случаях, предусмотренных законодательством, задание должно быть направлено на согласование (утверждение) в ФОИВ. В этом случае соответствующие ФОИВ несут ответственность в соответствии с законодательством.

5.8 Необходимость согласования задания с другими заинтересованными организациями определяет заказчик.

5.9 Задание может быть подвергнуто метрологической экспертизе, если необходимость в этом определена заказчиком системы или разработчиком задания.

5.10 При конкурсном выборе проектировщика (проведении тендера) задание предоставляется всем участникам конкурсной процедуры.

5.11 Проектировщик согласовывает задание при принятии его к исполнению, но не позже даты вступления в силу договора на проектирование. Не допускается согласование задания до его утверждения.

Согласование задания разрешается оформлять отдельным документом (письмом). В этом случае под грифом «Согласовано» делают ссылку на этот документ.

5.12 В случае если при согласовании задания на проектирование или в процессе проектирования проектировщик обнаружит в этом документе положения, применительно к защищаемому объекту противоречащие положениям принятых технических регламентов, или выяснит необходимость разработки СТУ, он обязан мотивированно сообщить об этом заказчику.

Указанные недостатки должны быть устранены до начала работ по проектированию, или работы по проектированию должны быть приостановлены в части выявленных недостатков.

5.13 В случае если после принятия задания к исполнению, но до даты фактического направления проектной документации на экспертизу, вступают в силу более высокие требования к проектируемой системе безопасности, то в задание и при необходимости в договор подряда должны быть внесены соответствующие изменения.

Обоснованные изменения могут быть оформлены отдельным протоколом, который является неотъемлемой частью задания. В этом случае на титульном листе всех экземпляров задания должна быть сделана ссылка на этот документ.

6 Состав документа «Задание на проектирование технической системы безопасности»

6.1 Состав (структура) задания определяется требованиями настоящего стандарта.

6.2 В составе задания в общем случае следует предусматривать разделы и подразделы, перечисленные в таблице 1. При этом в таблице 1 указаны номера пунктов настоящего стандарта, в которых сформулированы требования к соответствующему разделу (подразделу) задания.

Таблица 1 — Состав документа «Задание на проектирование»

10. Технические условия как нормативный документ

Сущность и роль технических условий (ТУ)

ТУ имеют статус нормативного и технического документа».

В ФЗ о техническом регулировании (как и в Законе РФ «О стандартизации») технические условия не представлены как документы в области стандартизации. Несмотря на отсутствие легитимных возможностей их использования для государственного регулирования качества продукции, этот документ востребован отечественной практикой. Не случайно фонд ТУ насчитывает около 600 тыс. ед.»

Около 80% конкретной продукции в стране выпускается по ТУ: в машиностроении — примерно 75% продукции, в пищевой — около 85%.

ТУ разрабатываются в следующих случаях.

  • 1. Отсутствуют национальные стандарты на разрабатываемую продукцию.
  • 2. Необходимо конкретизировать требования действующих национальных стандартов.
  • 3. Нецелесообразно разрабатывать национальный стандарт, так как: а) изделия выпускаются мелкими сериями (предметы галантереи, изделия народных промыслов); б) изделия являются продукцией сменяющегося ассортимента (сувениры, выпускаемые к знаменательному событию); в) изделия только осваиваются промышленностью; г) продукция выпускается на основе новых рецептур и (или) технологий.

Объект ТУ — исключительно поставляемая па рынок продукция, в частности ее разновидности — конкретные марки, модели, наименования товаров.

ТУ выполняют роль НД в том случае, если на них делаются ссылки в договорах (контрактах), но их назначение этим не ограничивается.

Согласно п. 2 ст. 24 ФЗ о техническом регулировании при декларировании соответствия собственными доказательствами заявителя для целей подтверждения соответствия ТР может быть техническая документация. Поскольку ТУ, как правило, создаются в результате разработки повой продукции, требования к которой еще не регламентированы национальными стандартами, то они становятся носителями полного комплекса требований, в том числе безопасности, к конкретной продукции. В этом смысле специалисты рассматривают ТУ «как малый технический регламент».

ТУ применяется при арбитражных спорах, поскольку их используют для подтверждения соответствия продукции требованиям к качеству.

О значимости ТУ в международной практике свидетельствует тот факт, что в Руководстве ИСО/МЭК (2.2) в числе нормативных документов наряду со стандартами, сводами правил и регламентов рассматриваются документы технических условий. Под последними понимаются как отдельные виды стандартов (стандарты технических требований, стандарты технических условий), так и самостоятельные документы: технические условия, технические задания, технические описания (представленные в отечественной стандартизации как «технические документы).

ТУ практически аналогичны зарубежным техническим спецификациям — ТБ (см. подр. 6.2), которые разрабатываются фирмой-изготовителем по согласованию с фирмой-потребителем и применяются как неотъемлемая часть контракта с фирмой-потребителем.

Другие публикации:  Договор дарения земельного участка признали недействительным

Требования к техническим условиям

Требования к ТУ на продовольственную продукцию изложены в специальном ГОСТ Р (2.31), а к ТУ на непродовольственную продукцию (машиностроительную и приборостроительную) -в ГОСТ (2.32). Технические условия»; ГОСТ 51740-2001 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению».

Раньше существовал один стандарт по порядку разработки ТУ. Если обратиться к Указателю национальных стандартов, то за ГОСТ 1.2—2004 можно ожидать увидеть ГОСТ Р 1.3. Однако там такого стандарта нет. Дело в том, что до 1993 г. ТУ были включены как нормативные документы в государственную систему стандартизации и их разработка проводилась в соответствии с ГОСТ Р 1.3 92. Этот стандарт устанавливал порядок согласования, утверждения и регистрацию ТУ на любую продукцию.

Известные специалисты в области национальной системы стандартизации Ю. Н. Берновский, Е. II. Сорокин (в печати — С. Соколов) ставят вопрос о восстановлении ТУ как документов в области стандартизации в будущем ФЗ «О стандартизации».

В отличие от национальных стандартов они разрабатываются в более короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции. Объект ТУ — продукция, в частности ее разновидности — конкретные марки, модели товаров. Типичными объектами ТУ среди товаров являются: изделия, выпускаемые мелкими сериями (предметы галантереи, изделия народных промыслов); изделия сменяющегося ассортимента (сувениры, выпускаемые к знаменательному событию); изделия, осваиваемые промышленностью; продукция, выпускаемая на основе новых рецептур и (или) технологий.

ТУ должны содержать вводную часть и разделы, расположенные в следующей последовательности: технические требования; требования безопасности; требования охраны окружающей среды; правила приемки; методы контроля; транспортирование и хранение; указания но эксплуатации; гарантии изготовителя.

Таким образом, ТУ содержит примерно те же структурные элементы, что и национальные стандарты на конкретную продукцию.

Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям национальных стандартов, распространяющимся на данную продукцию.

Па повышение качества ТУ направлено положение ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», которым установлено, что проекты технических документов подлежат санитарно-эпидемиологической и ветеринарной экспертизе.

В отличие от ГОСТа на стандарт организации (2.8) в стандартах на ТУ предусмотрена экспертиза проекта ТУ.

Проект ТУ подлежит согласованию на приемочной комиссии, если решение о постановке продукции на производство принимает приемочная комиссия. Подписание акта приемки опытного образца (опытной партии) продукции членами приемочной комиссии означает согласование ТУ. Если решение о постановке продукции па производство принимают без приемочной комиссии, проект ТУ направляют на согласование заказчику (потребителю).

ТУ, содержащие требования, относящиеся к компетенции органов госнадзора, подлежат согласованию с ними.

Так, в соответствии с ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусмотрено, что проекты технических документов подлежат санитарно-эпидемиологической и ветеринарной экспертизам.

ТУ утверждает разработчик документа.

Разобрав процедуру разработки ТУ, следует отметить ее сходство в отдельных принципах с разработкой национального стандарта: принятие на основе консенсуса путем согласования с потребителем и надзорными органами; обеспечение достижения оптимальной степени упорядочения в определенной области, поскольку осуществляется унификация продукции, ее совместимость и взаимозаменяемость. Включенные в основу требований ТУ характеристики конкретной продукции применяются для всеобщего и многократного использования (многократное использование происходит потому, что многочисленные предприятия в течение длительного времени «работают» по одним и тем же ТУ).

Поскольку в организациях, например на предприятиях малого бизнеса, отсутствуют специалисты по стандартизации, то часто разработку ТУ заказывают отраслевым научно-исследовательским институтам. Если намеченная к производству продукция аналогична товару, освоенному другим предприятием, то предприятие-изготовитель приобретает ТУ у держателя подлинника документа (предприятия или НИИ).

Обозначение ТУ может производиться двумя способами. По одному из них обозначение формируется: из кода ТУ; кода группы продукции по классификатору продукции (ОКП); трехразрядного регистрационного номера; кода предприятия — разработчика ТУ по классификатору предприятий и организаций (ОКПО); двух последних цифр года утверждения документа.

Например: ТУ 1115-017-38576343-93, где 1115 — код группы продукции по ОКП; 017 — регистрационный номер; 38576343 — код предприятия по ОКПО; 93 — год принятия. Для продукции, поставляемой для государственных нужд (закупаемой по государственному контракту), в случаях, когда в контрактах есть ссылка на ТУ, должна быть предусмотрена их государственная регистрация.

Па регистрацию представляется копия ТУ и в качестве приложения к нему — каталожный лист.

В каталожном листе приводятся подробные сведения о предприятии-изготовителе и выпущенной конкретной продукции в виде текста и в закодированном виде. Каталожные листы выполняют роль своеобразных «кирпичиков», с помощью которых формируются каталоги выпускаемой продукции и строится система каталогизации в стране. Предприятие-разработчик несет ответственность за правильность заполнения каталожного листа (см. приложение 5).

Номер ТУ на конкретное наименование продукции позволяет однозначно идентифицировать заказываемую продукцию.

Информация о ТУ имеется в банке данных «Продукция России», который формируется за годы регистрации (с 1995 г. по настоящее время), информация о новых ТУ содержится в информационном указателе «Технические условия» (ИУ ТУ), издаваемом, как и национальные стандарты, ФГУП «Стандартинформ». В ИУ ТУ по каждому ТУ указывается не только дата введения, но и адрес держателя подлинника — собственника ТУ. В отличие от национальных стандартов, которые продаются в магазинах «Стандарты», ТУ можно приобрести только у собственника документа. Поскольку от качества ТУ зависит качество товара, перед покупкой документа необходимо убедиться в том, что выпускаемый по данному ТУ товар имеет надлежащее качество и пользуется спросом.

Подчеркнутые достоинства ТУ как «малого стандарта» дискредитирует ряд изготовителей, которые выпускают известные наименования товаров (мясная тушенка, сгущенное молоко и пр.), имеющие пониженное качество по сравнению с аналогичной продукцией, выпускаемой по ГОСТу. Производитель привлекает потребителя пониженной розничной ценой, достигнутой за счет изменения рецептуры.

Производитель имеет право выпускать безопасную продукцию по собственной документации и нестандартной рецептуре. Но он обязан информировать потребителя об особенностях состава и основных потребительских свойствах, как этого требует Закон РФ о зашите прав потребителей (ст. 10).

Документы, выполняющие роль ТУ. При согласии заказчика (потребителя) разрешается не разрабатывать ТУ, если продукция может быть выпущена: по контракту — продукция, предназначенная для экспорта; по образцу-эталону и его техническому описанию — непродовольственные товары (кроме сложной бытовой техники и продукции бытовой химии), потребительские свойства которых определяются непосредственно образцом товара без установления количественных значений показателей его качества или когда значения этих показателей установлены ГОСТ Р (ГОСТ) на группу однородной продукции; по техническому документу (ТД) — полуфабрикаты, вещества, материалы, изготовленные в установленном объеме по прямому заказу одного предприятия (например, по чертежу — детали, поставляемые в магазин «Умелые руки»). Указанные документы выполняют роль ТУ.

Ниже приводится подробная характеристика образца-эталона и его технического описания (ТО), выполняющих роль ТУ для непродовольственных товаров.

Образцом-эталоном следует считать готовое изделие (комплекс изделий), утвержденное в качестве представителя конкретной продукции и предназначенное для сличения с ним выпущенной продукции по внешнему виду и другим признакам, определяемым органолептическими методами. Неотъемлемой частью образца-эталона является ярлык, содержащий сведения о продукции, ее изготовителе и об утверждении образца-эталона. Ярлык закрепляют на образце способом, исключающим возможность оспаривания подлинности образца-эталона. При выпуске продукции различных цветовых решений можно утверждать образец-эталон одного цветового решения с приложением к нему комплекта всех предусмотренных цветофактурных образцов материалов или покрытий. Количество образцов-эталонов устанавливается по согласованию с основным потребителем; предпочтительно утверждение двух образцов. Индивидуальная упаковка, имеющая самостоятельное декоративное или рекламное значение, утверждается, как правило, вместе с образцом-эталоном. Срок действия образца-эталона не устанавливается, за исключением случаев, когда свойства продукции не могут длительно сохраняться.

Техническое описание составляют на одно или несколько конкретных изделий, для которых предусмотрены образцы-эталоны. В техническом описании образца указывают: краткое описание изделия (внешний вид. цвет, масса, отделка и т.п.); параметры, а также требования к форме, конструкции, модели, размеру изделия; обозначение материалов, применяемых при изготовлении данного изделия (при необходимости); транспортирование, хранение, гарантии изготовителя. В техническом описании при необходимости помещают рисунок, эскиз или фотографию изделия. Изменения технического описания согласовываются с основным потребителем.

Из материала данного раздела и разд. 3.4 видно, что конкретные разновидности товаров могут быть объектом ТУ и СТО. Возникает вопрос о различии этих категорий документов.

ТУ распространяются исключительно на продукцию, поставляемую па рынок. СТО также могут разрабатываться на рыночную продукцию, но доля таких товаров исключительно низка. В отличие от ТУ СТО могут разрабатываться для внутреннего пользования. Типичным объектом СТО являются управленческие документы.