Ликвидация аварийных разливов нефти
Наш профессиональный аварийно-спасательный отряд «Аварийно-спасательная служба №1» производит ликвидацию и локализацию разливов нефтяных продуктов и нефти, выполняя расширенный комплекс задач с использованием специальных средств и реализацией определенных технических методов. Применение специальных технических средств, чтобы ликвидировать разливы нефти независимо от того, какой характер имеет аварийный разлив нефтяных продуктов и самой нефти. Первоочередные меры по устранению нефтепродуктов, связаны с локализацией пятен нефти, во избежание дальнейшего загрязнения соседних участков и распространения, а также уменьшения площадей загрязнения.
Наше аварийно-спасательное формирование ликвидирует разливы нефти, масел и мазута на суше и воде, включая предприятия нефтеперерабатывающей промышленности, заводы и организации, имеющие отношение к хранению продуктов нефтепереработки. На вооружении службы имеются боновые заграждения, сорбенты, специальные всасывающие установки (ВАУ-1 и др), скимера и пр. Все разливы нефтепродуктов собираются, перекачиваются и утилизируются на полигоне, либо сжигаются при помощи «факел установки». Мы также производим разработку планов по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов любых масштабов. Все наши сотрудники аттестованы на операторов установок по локализации разливов нефтепродуктов и газоспасательные работы. У нас за плечами огромный опыт работ по операциям на нефтепроводах и затонувших судах.
Согласно закону Российской Федерации разливы нефтепродуктов и нефти являются ситуациями чрезвычайными, а последствия их должны быть обязательно ликвидированными.
Локализация разливов сырой нефти и ее продуктов на суше и воде
Средствами ликвидации и локализации разливов нефти и ее продуктов в водных акваториях служат боновые заграждения. Важные функции боновых заграждений: прекращение на водной поверхности растекания нефти, снижение концентрации нефтепродуктов, чтобы облегчить их уборку, а также отвод (траление) нефти от тех районов, которые являются экологически уязвимыми.
Заградительные боны можно разделить на: отклоняющие (нефтеограждающие боны БН) – предназначены для защиты берега от нефти и нефтяных продуктов и их ограждения; сорбирующие боны (БСС) – являются поглотителями нефти и нефтепродуктов; надувные – те, которые позволяют их быстро разворачивать в акваториях; надувные тяжелые – ограждающие у терминала танкер.
При ликвидации и локализации разливов нефти и ее продуктов на суше используются подпорные стенки или обваловывание при помощи тяжелой техники. Благодаря данным мероприятиям удается прекратить распространение нефтяного загрязнения и уменьшить экологический ущерб.
После того, как удалось локализовать разлив нефти, на следующем этапе необходимо ликвидировать разлив.
Сертификаты на ведение аварийно-спасательной деятельности
Будем признательны, если Вы поделитесь этой статьей:
Ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов
Аварийно-спасательная служба оказываем весь комплекс услуг по непосредственной ликвидации разливов нефтепродуктов на суше, железнодорожных магистралях и на воде.
Мы имеет значительный опыт ведения реальных аварийно-спасательных операций в различных условиях. Осуществляем свою деятельность по обслуживанию опасных производственных объектов на территории области более 10 лет.
Нашими партнерами являются крупнейшие поставщики нефти и нефтепродуктов страны, как на территории Вологодской области, так и за ее пределами.
Весь личный состав поисково-спасательных отрядов имеет соответствующую квалификацию, обучен и аттестован для выполнения аварийно-спасательных работ, связанных с ликвидацией аварийных разливов нефтепродуктов. В службе имеется 3 специалиста ЛАРН 2 категории (руководитель работ)
Служба имеет необходимую материально-техническую базу и специальное оборудование для ликвидации последствий аварийных разливов нефтепродуктов, как на суше, так и на водной акватории:
- моторный водометный катер для оперативного реагирования на разлив нефти,
- скиммеры с дизель-гидравлическим приводом,
- боновые заграждения,
- вакуумные установки и перекачивающие станции,
- нефтесборщики,
- каркасные резервуары и емкости для временного хранения нефтепродуктов,
- устройства механического отжима,
- сорбенты и сорбирующие полотна,
- оборудованные автомобили с прицепами.
Оставить заявку на услугу
2016 © Бюджетное учреждение защиты в чрезвычайных ситуациях
Вологодской области «Аварийно-спасательная служба Вологодской области»
Ликвидация аварийных разливов нефти (ЛАРН)
В целях обеспечения эффективности таких мероприятий, как предупреждение и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, Правительство РФ утвердило соответствующие правила (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240).
Правила устанавливают требования к организации действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН) на воде и суше, направленных на снижение их негативного воздействия на жизнедеятельность населения и окружающую природную среду.
Организации, осуществляющие разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку и хранение этих полезных ископаемых, обязаны создавать собственные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на суше и на воде, проводить аттестацию указанных формирований в соответствии с законодательством Российской Федерации, оснащать их специальными техническими средствами или заключать договоры с профессиональными аварийно — спасательными формированиями (службами), выполняющими работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке.
План ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
План ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) разрабатывается для организаций, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов. Документ определяет меры и действия, необходимые для предупреждения, своевременного выявления и ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций, связанных с аварийным разливом нефти, защиты рабочего персонала, жителей близлежащих населенных пунктов и окружающей среды.
Планирование действий по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов проводится в целях:
- заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС);
- поддержания в постоянной готовности сил и средств ликвидации ЧС;
- обеспечения безопасности населения и территорий;
- максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае возникновения ЧС.
Силы и средства постоянной готовности аварийно-спасательных формирований, предназначенные для локализации и последующей ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов, аттестуются и осуществляют функционирование в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации в области аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей.
Аварийно-спасательные формирования привлекаются для локализации и ликвидации разливов нефти и/или нефтепродуктов и чрезвычайных ситуаций, связанных с ними, при наличии:
• Аттестации в установленном порядке на проведение такого вида работ;
• Оборудованных помещений и территории для организации служебной деятельности, в том числе для практической отработки действий, связанных с выполнением мероприятий в том случае, если отработка таких действий не предусмотрена в учебных центрах или на учебных площадках на основании договора или на обслуживаемых объектах и территориях;
• Средств связи и оповещения, специальных транспортных средств, плавсредств, нефтесборного оборудования, временных емкостей для хранения нефтесодержащих отходов, а также иного оборудования и материалов для проведения работ по ЛАРН (Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О предупреждении и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ», 2012 г.)
Процесс ликвидации аварийного разлива нефти условно можно разделить на 3 стадии:
• Локализация и ликвидация аварийных разливов нефти на суше и на воде;
• Сбор и извлечение продукта с поверхности воды или грунта;
• Транспортировка собранного продукта к месту переработки или утилизации, а также дальнейшая рекультивация земель (при разливе на грунте).
Современные средства для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов можно разделить на 6 больших групп:
• Боновые заграждения;
• Скиммеры (устройства для сбора нефти с поверхности воды);
• Сорбенты (материалы, собирающие нефть способом адсорбции и абсорбции);
• Диспергаторы (специальные химические вещества, ускоряющие процессы биологического разложения нефти);
• Биохимические препараты;
• Микробиологические средства;
• Вспомогательные средства (плавсредства, насосы, цистерны, наземные и воздушные транспортные средства, средства связи).
Как ликвидировать разлив нефтепродуктов и устранить загрязнения?
Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов, которые происходят на объектах добычи и переработки, а также при их транспортировке, сильно вредят экологическому состоянию окружающей среды, приводят к существенным убыткам и обладают негативными последствиями социального характера.
В последнее время такие чрезвычайные ситуации участились.
Специалисты объясняют этот факт следующими причинами:
- увеличение объемов добычи нефти;
- износ основных средство производства, транспортировки и добычи (например, трубопроводов и танкеров);
- увеличение количества диверсионных актов со стороны экстремистских организаций.
Такая ситуация привела к тому, что отрицательное влияние разливов нефти и нефтепродуктов на экологию становится все более ощутимым и заметным. При этом быстро оценить масштаб экологического вреда достаточно сложно, так как такие загрязнения разрушают многие естественные взаимосвязи и циклы, а также значительно меняют условия среды обитания попадающих под их воздействие живых организмов, накапливаясь в биомассе.
Современные государства проводят политику, цель которой – предупреждение и максимально быстрая ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в связи с чем способам локализации и устранения последствий таких чрезвычайных ситуаций уделяется повышенное внимание. План ликвидации аварийных разливов включает в себя различные методы устранения загрязнений.
Локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов представляет собой целый комплекс многофункциональных мероприятий с использованием самых разных методик и технических средств. Каким бы ни был характер аварийного разлива ННП (нефти и нефтепродуктов), все мероприятия в первую очередь должны быть направлены на локализацию нефтяной пленки с целью предупреждения её дальнейшего распространения и минимизации размера загрязненной поверхности.
Любой план локализации и ликвидации аварий, связанных с разливом ННП, предусматривает использование разного рода заграждений.
Боновые заграждения
Такие заграждения являются основным средством локализации нефтяных пятен. С их помощью предотвращают растекание ННП по водной поверхности, снижают их концентрацию для облегчения сбора, а также отводят нефть и нефтепродукты от районов, наиболее уязвимых в экологическом плане.
Боновые заграждения делятся на:
- аварийные заграждения;
- заграждения с постоянной плавучестью;
- всплывающие заграждения;
- огнеупорные заграждения;
- универсальные.
Вне зависимости от вида, в состав всех боновых заграждений входят:
- поплавок, призванный обеспечить плавучесть;
- надводная часть, которая препятствует переливанию ННП-пленки через боны (иногда эта часть совмещена с поплавком);
- подводная часть (так называемая юбка), которая не позволяет ННП проникать под боны;
- балласт (груз), который отвечает за вертикальность бонов на водной поверхности;
- тяговый трос, который отвечает за сохранение конфигурации заграждения при сильном ветре и волнении на воде, а также за буксировку заграждения;
- соединительные узлы, с помощью которых боны собираются из отдельных частей;
- устройства для крепления бонов к буям и якорям, а также отвечающие за их буксировку.
Аварийные надувные боновые заграждения (АБЗ)
Такие заграждения предназначены для локализации нефтяных разливов, которые возникают при авариях судов на внутренних водах (водохранилищах, портовых акваториях, реках и затонах). Их также используют для ограждения судов во время приема топлива и при загрузке нефтеналивных танкеров.
АБЗ представляет собой надувные боны, соединенные между собой замками. Такие замки бывают двух видов: стандартные (внахлест, с помощью четырех болтов) и быстроразъемные, называемые ASTM или, по-другому, «Ласточкин хвост».
Аварийный тип заграждения характеризуется высокой прочностью на разрыв и позволяет буксировать его со скоростью до трех узлов. Такая конструкция также обладает максимальной сопротивляемостью ветру и волнам.
Виды боновых заграждений с постоянной плавучестью (БПП)
Такой вид заграждения используется при локализации разливов ННП в тех же случаях, что и аварийный (см. выше). БПП также прочны на разрыв, их тоже можно буксировать со скоростью до 3-х узлов, им не страшны ни волны, ни ветер. Кроме того, они не поглощают ННП и воду.
Далее приводятся основные характеристики используемых на практике БПП:
Разлив нефти на море
- БПП-600:
- секция в длину – 10 или 15 метров;
- высота всего бона – 600 миллиметров;
- высота бона над водой – 200 миллиметров;
- высота под водой – 400 миллиметров;
- максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 2,6 тонно/силы;
- вес одного погонного метра – 2,7 килограмма;
- материал – износостойкий полиэфир с с нефтехимостойким покрытием из ПВХ;
- цвет – сигнальный;
- волновая нагрузка – до двух баллов;
- максимальная скорость ветра – до 20-ти метров в секунду;
- максимально выдерживаемое течение – до трех узлов;
- температурный режим – от минус 35-ти до плюс 65-ти градусов С;
- количество буксируемых секций в одной нитке – до 20-ти;
- максимальная скорость буксировки – три узла;
- высота слоя ННП, удерживаемого заграждением – 0,1 метра.
- БПП-830:
- секция в длину – 10 или 15 метров;
- высота всего бона – 830 миллиметров;
- высота бона над водой – 250 миллиметров;
- высота под водой – 580 миллиметров;
- максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 3,5 тонна/силы;
- вес одного погонного метра – 3,5 килограмма;
- материал – износостойкий полиэфир с с нефтехимостойким покрытием из ПВХ;
- цвет – сигнальный;
- волновая нагрузка – до трех баллов;
- максимальная скорость ветра – до 20-ти метров в секунду;
- максимально выдерживаемое течение – до трех узлов;
- температурный режим – от минус 35-ти до плюс 65-ти градусов С;
- количество буксируемых секций в одной нитке – до 20-ти;
- максимальная скорость буксировки – три узла;
- высота слоя ННП, удерживаемого заграждением – 0,15 метра.
- БПП-1100:
- секция в длину – 10 или 15 метров;
- высота всего бона – 1100 миллиметров;
- высота бона над водой – 350 миллиметров;
- высота под водой – 750 миллиметров;
- максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 6,3 тонна/силы;
- вес одного погонного метра – 5,4 килограмма;
- материал – износостойкий полиэфир с с нефтехимостойким покрытием из ПВХ;
- цвет – сигнальный;
- волновая нагрузка – до четырех баллов;
- максимальная скорость ветра – до 20-ти метров в секунду;
- максимально выдерживаемое течение – до трех узлов;
- температурный режим – от минус 35-ти до плюс 65-ти градусов С;
- количество буксируемых секций в одной нитке – до 20-ти;
- максимальная скорость буксировки – три узла;
- высота слоя ННП, удерживаемого заграждением – 0,15 метра.
Такие заграждения используют для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водах в случае быстрых течений (затоны, водохранилища, портовые акватории и реки). Их также применяют для ограждения судов различного назначения при заливе топлива и при погрузках танкеров.
Цилиндрический вид боновых заграждений с постоянной плавучестью (БПП Ц)
В состав БПП Ц входят боны постоянной плавучести, соединяемые между собой замками (либо стандартного типа (внахлест, четыре болта), либо соединениями мягкого типа для крепления секций внутри ленты заграждения).
Такая конструкция также обладает хорошей устойчивостью к волнам и ветру.
Всплывающий тип боновых заграждений (ВБЗ)
При любых операциях с ННП суда всегда огораживают боновыми заграждениями, который ставятся при помощи буксира. Поскольку суда постоянно подходят к причалу и отходят от него, их необходимо постоянно снимать и ставить снова. Применение стандартных типов заграждений подразумевает круглосуточное дежурство как буксира с командой, так и специальной рабочей бригады.
Для того, чтобы облегчить этот процесс, существуют всплывающий тип боновых заграждений. Их ставят один раз и, по мере необходимости, дистанционно выпускают из них воздух. Боны ложатся на дно и не мешают прохождению судов. Как только в них возникает нужда – в них также с берега закачивают воздух, и они всплывают, образуя заданную изначально конфигурацию. Находящийся на дне комплекс имеет длительный срок службы и готов к эксплуатации в любое время дня и ночи в любое время года. ВБЗ можно использовать как в пресной, так и в соленой воде.
Такие заграждения делятся на:
- аварийные. Применяются только в экстренных случаях. В каждой секции такого заграждения есть впускные невозвратные и травяще-предохранительные клапаны. По окончании работ по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, из каждой секции воздух выпускают с борта плавсредства. Аварийные ВБЗ ставят, как правило, для разделения портовой акватории на секции, а также на входе в порт или нефтеналивной терминал, что позволяет в экстренных случаях предотвратить растекание ННП по всей акватории. Также такие заграждения часто ставятся на реках, в местах, где под водой проходит магистральный нефтепровод. Для быстрого наполнения бонов аварийного БЗ применяются баллоны с высоким давлением;
- рабочие. Их применяют постоянно для ограждения танкеров и судов, принимающих топливо. В таких БЗ воздух подается и выпускается дистанционно, поднимая их со дна по мере надобности. В качестве станции газонаполнения используется компрессор с давлением, достаточным для конкретного заграждения.
Вне зависимости от вида, ВБЗ можно ставить как в соленой, так и в пресной воде, на глубине 25-30 метров.
Огнеупорный тип бонового заграждения (ОБЗ)
Используются при термическом способе удаления с водной поверхности нефтяного пятна. Являются многоразовыми.
Применение таких заграждений позволяет сжигать от 600-т до 1800-т баррелей ННП в час.
Кроме того, ОБЗ используют для локализации пожаров, возникающих на поверхности воды. Это позволяет эффективно ликвидировать возгорание на ограниченном участке.
Универсальный вид бонового заграждения (УБЗ)
Представляет собой две автономных оболочки, соединенных между собой и располагающихся вертикально по отношению друг к другу. Одна из оболочек заполняется воздухом, вторая – водой. Воздушная оболочка находится над водонаполняемой, что дает возможность одновременно формировать как надводное заграждение (воздушная часть), так и подводную юбку (водонаполняемая часть).
Принцип работы УБЗ:
- заграждение разворачивают с установленной на судне – постановщике бонов вьюшки, одновременно заполняя обе оболочки соответствующим содержимым;
- воздух нагнетается из воздуходувки, вода – из отвода установленного водомета; возможно заполнение оболочек с помощью компрессора или другого источника воздуха, и насоса (пожарного или балластно-осушительного).
В целях облегчения постановки УБЗ при сильных течениях, оболочки, как правило, заполняют раздельно: вначале – воздушную, затем ставят бон на якорь, потом заполняют водобалластную.
После того, как разлив нефтепродуктов локализован, с бонопостановщика спускают специальное устройство – скиммер, у которого есть воздушный привод, питаемый от компрессора на борту судна. Скиммер собирает нефтепродукты в водозаполняемую оболочку. Вода в ней вытесняется нефтью. После окончания сбора заграждение можно буксировать к месту утилизации ННП.
Преимущества универсальных боновых заграждений:
- их удобно хранить на складе, транспортировать и ставить;
- в таких БЗ нет балластной цепи, что значительно снижает вес конструкции и позволяет увеличить длину одной секции до 250-ти метров;
- нет нужды в дополнительных емкостях для сбора разлившейся нефти; выполняющая роль балласта водонаполняемая оболочка одновременно служит для сбора ННП.
Для локализации разливов ННП на земляных поверхностях используются различные типы дамб, с обваловками и траншеями для организации отвода нефтепродуктов. Выбор типа дамбы зависит от того, насколько велик розлив, характера местности, времени года и прочих факторов.
Дамбы бывают сифонными, сдерживающими, бетонными с донным стоком, переливные плотинные и ледяные. После локализации начинается непосредственная ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов.
Методы ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
Основными методами ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов являются:
- механический;
- физико-химический;
- термический;
- биологический.
Механический метод
Этот способ является одним из основных, применяемых в настоящее время. Наиболее эффективно его применение в самом начале разлива (в первые его часы) поскольку толщина нефтяного слоя в этот момент – наибольшая. Отделение ННП от воды сильно затрудняется, если толщина слоя маленькая, площадь распространения пятна – большая, и сам слой постоянно перемещается под действием течения и ветра. Механическая очистка также затруднена в портовых акваториях и на верфях, поверхность воды которых сильно загрязнена разного рода мусором, досками и щепой.
Для успешного применения этого способа необходимо, чтобы технические характеристики применяемых средств соответствовали условиям конкретного разлива.
Основными достоинствами механического сбора ННП являются:
- высокая эффективность работ;
- возможность собирать самые разные виды ННП;
- всесезонность.
Стоит отметить, что на месте механического сбора все равно на воде остаётся тонкий слой нефти или нефтепродуктов.
В качестве технических средств для механического сбора применяются специальные суда-нефтесборщики или скиммеры.
Суда-нефтесборщики представляют собой самоходные плавсредства, которые самостоятельно осуществляют сбор нефти и нефтепродуктов.
Скиммеры собирают нефть непосредственно с водной поверхности. По способу своего крепления и передвижения они делятся на переносные и стационарные, а также на самоходные и буксируемые. По принципу своего действия скиммеры делятся на гидродинамические, вакуумные, , олеофильные и пороговые.
Устрание загрязнений физико-химическим способом
Этот метод подразумевает использование разного рода диспергентов и сорбентов. Он эффективен тогда, когда нет возможности применить механический способ сбора, к примеру, из-за слишком тонкого нефтяного слоя или если ННП несут реальную угрозу районам, уязвимым с экологической точки зрения.
Ликвидация аварийных разливов нефти
Применение диспергентов
Диспергенты – это особые химические вещества, которые используются как катализаторы процесса естественного рассеивания ННП. Цель их применения – облегчение удаление разлившегося пятна до того, как оно доберется до экологически уязвимого места.
Диспергенты используют в экстремальных условиях, когда механически удалить разлив – сложно или невозможно (например, на глубинах более десяти метров, если температура воды ниже пяти градусов C или температура окружающего воздуха ниже, чем десять градусов C).
Применение диспергентов применяется при оперативной ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Их использование возможно в комплексе с другими техническими средствами.
Основной недостаток диспергентов – их высокая токсичность и ограничения применения в зависимости от температуры.
Сорбенты бывают тканевыми, порошкообразными и боновыми. Вступая во взаимодействие с водной средой, они сразу начинают впитывать в себя нефть и нефтепродукты. При их средней плотности сорбенты максимально насыщаются за первые десять секунд сбора. После этого на поверхности воды остаются легко собираемые комки нефтенасыщенного материала.
Основные достоинства – их можно применять вне зависимости от условий окружающей среды, а также минимальные затраты на их хранение и доставку до места ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.
Сорбенты можно применять совместно с любыми бонами постоянной плавучести. Их применяют не только при уже случившейся аварии, но и для предупреждения оной, например, их рассыпают вокруг морских добывающих платформ и вблизи нефтеналивных комплексов. Эти элементы способны впитывать все нефтяные загрязнения, удаляя при этом даже радужную пленку.
Установления сорбирующих боновых заграждений на реках, где нет судоходства, значительно улучшают их экологию.
Сорбирующие боны ставятся также с целью защиты берегов от нефтяных разливов, используются для сорбции ННП в условиях закрытых водоемов, применяются на ТЭЦ (в выпускных коллекторах), для локализации утечек на палубах нефтеналивных танкеров и на нефтяных хранилищах.
Целесообразно их применять как дополнительный рубеж в комплексе с боновыми заграждениями других видов.
Ликвидация последствий разлива ННП термическим способом
Суть этого метода заключается в выжигании разлившегося слоя ННП.
Для его эффективного применения необходимо соблюдение следующих условий:
- толщина плёнки нефти/нефтепродукта – не менее 3-х миллиметров;
- скорость ветра не более 35-ти километров в час;
- наличие безопасного расстояния по направлению ветра – в пределах 10 километров от места предполагаемого сжигания.
Достоинства этого способа:
- быстрота ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
- использование минимального количества техсредств;
- минимальные материальные затраты.
Стоит отметить, что применение термической методики требует соблюдения повышенных противопожарных мер.
Основным недостатком такого способа считается то, что неполное сгорание нефти или нефтепродуктов приводит к выделению в атмосферу стойких веществ канцерогенного характера.
Для локализации пламени при термическом удалении разлившегося слоя используют ОБЗ (см. выше).
Устранение загрязнений биологическим способом
Он используется после того, как применены механический и физико-химический методы. Толщина удаляемого слоя должна быть не меньше 0,1 миллиметра.
Суть этой методики заключается в процессе биоремедитации, который представляет собой очистку загрязненных ННП воды или почвы с помощью специальных микроорганизмов или препаратов, окисляющих углеводородные соединения.
Количество живых микроорганизмов, которые могут ассимилировать углеводородные соединения, довольно мало. В основном это – бактерии рода рода Pseudomonas, а также некоторые виды дрожжей и грибков. Как правило, такие микроорганизмы – жесткие аэробы.
Разновидностей подхода к такой очистке – два:
- локальная стимуляция биоценоза в почве;
- применение отобранных особым образом микроорганизмов.
Первый подход основан на способности некоторых микроорганизмов изменять свой видовой состав под действием условий окружающей их среды.
Наибольшая эффективность этого метода достигается в первые сутки их применения. Если температура воды находится в пределах от 15-ти до 25-ти градусов С, и она достаточно насыщена кислородом, то окисление ННП с помощью микроорганизмов проходит со скоростью 2 грамма на один квадратный метр поверхности в сутки. Чем ниже температура – тем медленнее происходит бактериальное окисление. Иногда ННП могут сохраняться в водоемах до полувека.
Таким образом, план по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов должен включать в себя все необходимые мероприятия, наиболее подходящие под конкретные условия загрязнения.
Ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на воде
Сорбент ЭКОПРОСОРБ на основе верхового торфяного мха для ликвидации последствий разливов нефти и нефтепродуктов, масел, бензина и других углеводородов на грунте или водной поверхности, и рекультивации нефтезагрязненных земель и водоемов.
Особенности:
- — способность биоразложения поглощенного углеводорода;
- — полностью натуральный;
- — работает на воде и суше;
- — высокая сорбционная емкость;
- — универсальный.
Сорбент ЭКОПРОСОРБ является абсолютно натуральным и экологически безопасным решением. Сорбент обладает широким спектром поглощаемых веществ. Данный сорбент, обладая плавучестью, позволяет производить очистку, как на грунте, так и на водной поверхности. Благодаря наличию в своем составе гуминовых кислот, сорбент обладает естественной способностью к биоразложению поглощенных нефтепродуктов и может эффективно применяться на месте разлива in-situ, где, впоследствии, будет происходить процесс биоразложения углеводородов, что позволит дополнительно экономить на этапах ликвидации разливов и рекультивации.
Благодаря своим свойствам сорбент будет эффективен для применения на территориях нефтедобывающих предприятий, при порывах промысловых и магистральных нефтепроводах, на железных дорогах, в болотах, в прудах и озерах, на водных объектах, в портах, в гаванях и на причалах, на этапах рекультивации нефтезагрязненных земель.
Стадии ЛАРН[править | править исходный текст]
Установка ограждений, препятствующих дальнейшему распространению загрязнения (особенно актуально для сбора нефтепродуктов на воде и предотвращения растекания нефтаных пятен), нефтеуловителей, нефтеловушек. См. Бон (техника)
Распыление сорбентов (в том числе биосорбентов), с помощью которых проводится естественное рассеивание нефтепродуктов, что позволяет минимизировать последствия растекания нефтепродуктов до того, как они затронут экологически чистую зону;
Механический сбор нефтепродуктов. Для этого используются так называемые скимеры (устройства для сбора нефти с поверхности воды)
Локализация разливов нефтепродуктов и сырой нефти
В водных акваториях средствами локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов являютсябоновые заграждения. Важными функциями боновых заграждений являются: предотвращение растекания на водной поверхности нефти, уменьшение концентрации нефтепродуктов для облегчения уборки, и траление (отвод) нефти от экологически уязвимых районов.
Заградительные боны подразделяются на: отклоняющие (боны нефтеограждающие БН) – для защиты берега от нефти и нефтепродуктов и ограждение их; сорбирующие (боны сорбирующие БСС) — поглощающие нефть и нефтепродукты; надувные (боны морские БНм) – позволяющие быстро разворачивать их в акваториях; тяжелые надувные – ограждающие танкер у терминала. После того как разлив нефти удается локализовать, последующим этапом станет ликвидация пролива.
Методы ликвидации разливов нефтепродуктов и сырой нефти
Известно несколько методов локализации разлива нефтепродуктов: термический, механический, биологический, и физико–химический. Главный метод ликвидации пролива нефти — это механический сбор нефтепродуктов. Большая эффективность данного метода достигается в самом начале разлива, в связи с тем, что толщина нефтяного слоя остается большой. Механический сбор затруднен при большой площади распространения, при небольшой толщине слоя нефти, и под воздействием ветра происходит постоянное движение поверхностного слоя. Это затрудняет использование данного метода. Осложнения так же могут возникнуть при очистке от нефтепродуктов портов и верфей, они, как правило, загрязнены различным мусором, досками, щепой и различными предметами плавающими на воде.
Термический метод, применяется при большой толщине нефтяного слоя после загрязнения до начала образования эмульсий с водой. Метод основан на выжигании слоя нефти. Он достаточно хорошо сочетается с другими методами ликвидации разливов.
Механический метод. Примером такого способа может послужить сбор нефтепродукта скиммерами.
Нефтесборные устройства, или скиммеры, предназначены для сбора нефти непосредственно с поверхности воды. В зависимости от типа и количества разлившихся нефтепродуктов, погодных условий применяются различные типы скиммеров как по конструктивному исполнению, так и по принципу действия.
По способу передвижения или крепления нефтесборные устройства подразделяются на самоходные; устанавливаемые стационарно; буксируемые и переносные на различных плавательных средствах. По принципу действия — на пороговые (ПН – пороговый нефтесбрщик), олеофильные (СО- скимер олеофильный), вакуумные (УВМ) и гидродинамические.
Физико-химический метод использует диспергенты и сорбенты и эффективен в случае, когда механический сбор невозможен, к примеру, при маленькой толщине пленки и когда разлившееся пятно нефтепродуктов грозит реальной угрозой экологически уязвимым районам. Сорбенты при соприкосновении с нефтью начинают незамедлительно ее впитывать, период насыщения достигается в первые десять секунд (при условии средней плотности нефтепродуктов). Они образуют комья материала, до максимума насыщенного нефтью. В случаях движения нефтяного пятна к природоохранным местам, в ход идут диспергенты. Собой они представляют специальные химические, вещества расщепляющие пленку нефти и не позволяют ей распространяться далее. Однако следует учитывать, что диспергенты имеют негативное влияние на окружающую среду.
Биологический метод применяется после физико-химического и механического методов при толщине слоя не менее 0,1мм. Технология очистки нефтезагрязненной воды и почвы – биоремедитация, в ее основе лежит использование специальных, микроорганизмов на основе окисления углеводорода или биохимических препаратов. Количество микроорганизмов, способных произвести ассимуляцию нефтяных углеводородов, невелико. В основном это бактерии, представители рода Pseudomonas, и некоторые виды грибков и дрожжей. При достаточной насыщенности воды кислородом и при температуре 15-20% Сº эти микроорганизмы способны окислять нефтепродукты со скоростью 2г/кв. м. поверхности воды в день. Однако бактериальное окисление при низких температурах воды происходит медленно и нефтяные продукты остаются в водоемах длительное время – до 50 лет.
Выбирая метод ликвидации разлива нефтепродуктов нужно помнить следующее: при проведении работ по устранению аварии главным является фактор времени, стараясь не нанести наибольший экологический ущерб, чем уже существующий разлив нефти.
Причины возникновения нарушенных земель и водоёмов[править | править исходный текст]
Виды деятельности человека, в результате которых может возникать потребность в проведении рекультивации земель и водоёмов:
добыча полезных ископаемых, особенно открытая разработка месторождений;
Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов (стр. 1 из 7)
Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов
Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов, имеющие место на объектах нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, при транспорте этих продуктов наносят ощутимый вред экосистемам, приводят к негативным экономическим и социальным последствиям.
В связи с увеличением количества чрезвычайных ситуаций, которое обусловлено ростом добычи нефти, износом основных производственных фондов (в частности, трубопроводного транспорта), а также диверсионными актами на объектах нефтяной отрасли, участившимися в последнее время, негативное воздействие разливов нефти на окружающую среду становится все более существенным. Экологические последствия при этом носят трудно учитываемый характер, поскольку нефтяное загрязнение нарушает многие естественные процессы и взаимосвязи, существенно изменяет условия обитания всех видов живых организмов и накапливается в биомассе.
Несмотря на проводимую в последнее время государством политику в области предупреждения и ликвидации последствий аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, данная проблема остается актуальной и в целях снижения возможных негативных последствий требует особого внимания к изучению способов локализации, ликвидации и к разработке комплекса необходимых мероприятий.
Локализация и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов предусматривает выполнение многофункционального комплекса задач, реализацию различных методов и использование технических средств. Независимо от характера аварийного разлива нефти и нефтепродуктов (ННП) первые меры по его ликвидации должны быть направлены на локализацию пятен во избежание распространения дальнейшего загрязнения новых участков и уменьшения площади загрязнения.
Основными средствами локализации разливов ННП в акваториях являются боновые заграждения. Их предназначением является предотвращение растекания нефти на водной поверхности, уменьшение концентрации нефти для облегчения процесса уборки, а также отвод (траление) нефти от наиболее экологически уязвимых районов.
В зависимости от применения боны подразделяются на три класса:
· I класс — для защищенных акваторий (реки и водоемы);
· II класс — для прибрежной зоны (для перекрытия входов и выходов в гавани, порты, акватории судоремонтных заводов);
· III класс — для открытых акваторий.
Боновые заграждения бывают следующих типов:
· самонадувные — для быстрого разворачивания в акваториях;
· тяжелые надувные — для ограждения танкера у терминала;
· отклоняющие — для защиты берега, ограждений ННП;
· несгораемые — для сжигания ННП на воде;
· сорбционные — для одновременного сорбирования ННП.
Все типы боновых заграждений состоят из следующих основных элементов:
· поплавка, обеспечивающего плавучесть бона;
· надводной части, препятствующей перехлестыванию нефтяной пленки через боны (поплавок и надводная часть иногда совмещены);
· подводной части (юбки), препятствующей уносу нефти под боны;
· груза (балласта), обеспечивающего вертикальное положение бонов относительно поверхности воды;
· элемента продольного натяжения (тягового троса), позволяющего бонам при наличии ветра, волн и течения сохранять конфигурацию и осуществлять буксировку бонов на воде;
· соединительных узлов, обеспечивающих сборку бонов из отдельных секций;
· устройств для буксировки бонов и крепления их к якорям и буям.
При разливах ННП в акваториях рек, где локализация бонами из-за значительного течения затруднена или вообще невозможна, рекомендуется сдерживать и изменять направление движения нефтяного пятна судами-экранами, струями воды из пожарных стволов катеров, буксиров и стоящих в порту судов.
Для очистки акваторий и ликвидации разливов нефти используются нефтесборщики, мусоросборщики и нефтемусоросборщики с различными комбинациями устройств для сбора нефти и мусора.
Нефтесборные устройства, или скиммеры, предназначены для сбора нефти непосредственно с поверхности воды. В зависимости от типа и количества разлившихся нефтепродуктов, погодных условий применяются различные типы скиммеров как по конструктивному исполнению, так и по принципу действия.
По способу передвижения или крепления нефтесборные устройства подразделяются на самоходные; устанавливаемые стационарно; буксируемые и переносные на различных плавательных средствах (табл. 2). По принципу действия — на пороговые, олеофильные, вакуумные и гидродинамические.
Пороговые скиммеры отличаются простотой и эксплуатационной надежностью, основаны на явлении протекания поверхностного слоя жидкости через преграду (порог) в емкость с более низким уровнем. Более низкий уровень до порога достигается откачкой различными способами жидкости из емкости.
Олеофильные скиммеры отличаются незначительным количеством собираемой совместно с нефтью воды, малой чувствительностью к сорту нефти и возможностью сбора нефти на мелководье, в затонах, прудах при наличии густых водорослей и т.п. Принцип действия данных скиммеров основан на способности некоторых материалов подвергать нефть и нефтепродукты налипанию.
Вакуумные скиммеры отличаются малой массой и сравнительно малыми габаритами, благодаря чему легко транспортируются в удаленные районы. Однако они не имеют в своем составе откачивающих насосов и требуют для работы береговых или судовых вакуумирующих средств.
Большинство этих скиммеров по принципу действия являются также пороговыми. Гидродинамические скиммеры основаны на использовании центробежных сил для разделения жидкости различной плотности — воды и нефти. К этой группе скиммеров также условно можно отнести устройство, использующее в качестве привода отдельных узлов рабочую воду, подаваемую под давлением гидротурбинам, вращающим нефтеоткачивающие насосы и насосы понижения уровня за порогом, либо гидроэжекторам, осуществляющим ва-куумирование отдельных полостей. Как правило, в этих нефтесборных устройствах также используются узлы порогового типа.
В реальных условиях по мере уменьшения толщины пленки, связанной с естественной трансформацией под действием внешних условий и по мере сбора ННП, резко снижается производительность ликвидации разлива нефти. Также на производительность влияют неблагоприятные внешние условия. Поэтому для реальных условий ведения ликвидации аврийного разлива производительность, например, порогового скиммера нужно принимать
Работа щёточного нефтесборщика основана на прилипание нефти к поверхности вращающихся щёток. При прохождении щёток через слой нефть/вода, нефть налипает на поверхность щёток и удаляется скребком. Продукт собирается в нефтесборнике и затем удаляется встроенным насосом ОДН.
Нефтесборные системы предназначены для сбора нефти с поверхности моря во время движения нефтесборных судов, то есть на ходу. Эти системы представляют собой комбинацию различных боновых заграждений и нефтесборных устройств, которые применяются также и в стационарных условиях (на якорях) при ликвидации локальных аварийных разливов с морских буровых или потерпевших бедствие танкеров.
По конструктивному исполнению нефтесборные системы делятся на буксируемые и навесные.
Буксируемые нефтесборные системы для работы в составе ордера требуют привлечения таких судов, как:
· буксиры с хорошей управляемостью при малых скоростях;
· вспомогательные суда для обеспечения работы нефтесборных устройств (доставка, развертывание, подача необходимых видов энергии);
· суда для приема и накопления собранной нефти и ее доставки.
Навесные нефтесборные системы навешиваются на один или два борта судна. При этом к судну предъявляются следующие требования, необходимые для работы с буксируемыми системами:
хорошее маневрирование и управляемость на скорости 0,3-1,0 м/с;
развертывание и энергообеспечение элементов нефтесборной навесной системы в процессе работы;
накопление собираемой нефти в значительных количествах.
К специализированным судам для ликвидации аварийных разливов ННП относятся суда, предназначенные для проведения отдельных этапов или всего комплекса мероприятий по ликвидации разлива нефти на водоемах. По функциональному назначению их можно разделить на следующие типы:
· нефтесборщики — самоходные суда, осуществляющие самостоятельный сбор нефти в акватории;
· бонопостановщики — скоростные самоходные суда, обеспечивающие доставку в район разлива нефти боновых заграждений и их установку;
· универсальные — самоходные суда, способные обеспечить большую часть этапов ликвидации аварийных разливов ННП самостоятельно, без дополнительных плавтехсредств.
Разлив нефтепродуктов на воде является очень серьезной экологической катастрофой, последствия которой могут быть крайне губительны для всего живого.
От подобных разливов нефти страдают мелкие живые организмы, флора, птицы и многие морские млекопитающие.
Нефть является продуктом длительного распада и очень быстро покрывает поверхность вод плотным слоем нефтяной пленки, которая препятствует доступу воздуха и света. Она склеивает перья птиц, при этом они теряют свою возможность сохранять тепло и плавать.
Чтобы не допустить всех этих последствий необходимо оперативно устранить последствия разлива нефтепродуктов в водоемах.
Для данной цели используются различные средства: откачка нефти при помощи насосов, а также применение различных сорбентов и других способных впитывать нефтепродукты.
Как видно из вышесказанного данная тема является очень актуальной, так как сейчас как некогда много транспортируется нефти как при помощи водного транспорта, так и по нефтепроводам.