Налог с продажи участка снт
Что такое СНТ?
Узнайте из статьи, что и почему не так в вашем СНТ.
Действующая редакция ФЗ-66 от 15.04.98 г.
В закон внесены все дополнения и изменения, в т.ч. вступившие в силу согласно ФЗ-337 от 03.07.2016 г. Скачайте! Бесплатно!
Новый федеральный закон ФЗ-217 от 29.07.17 г.
Закон вступает в силу с 01.01.19 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу. Скачайте! Бесплатно!
Прописка в СНТ
Как получить регистрацию без суда
Ликвидация правовой безграмотности
Вопросы и ответы. Задай вопрос, узнай свои права и живи спокойно!
Cтроим жилой дом
Стройка на садовом участке по правилам
Всё о взносах в СНТ О членских, целевых, вступительных и других взносах
«Дачная амнистия»
Как правильно оформить земельный участок в собственность
Ограничение прав собственности на землю
Можно ли принудительно лишить собственника участка? Узнай правду
Налог на землю
Заплати налог правильно. Льготы в СНТ
Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.
Последняя версия ФЗ-66 от 15.04.1998 г.
«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»
В закон внесены существенные дополнения и изменения ФЗ-337 от 03.07.2016 г.
Для удобства пользования все изменения выделены красным цветом.
Ссылка на проект Закона для скачивания: Новый 66-ФЗ от 15.04.98 г. в новой редакции ФЗ-337 от 03.07.16 г.
29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Бесплатная ссылка на новый закон для скачивания (формат файла docx): ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу.
Обсуждение закона открыто здесь: Форум сайта СНТ «Пищевик» (для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).
Коммерческая деятельность СНТ
1. Виды коммерческой деятельности в СНТ
Любая некоммерческая организация как субъект экономических отношений, самостоятельно осуществляющий свою финансово-экономическую деятельность, должна действовать в соответствии с законами и нормами, принятыми для данного вида деятельности.
Некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Ограничения на отдельные виды предпринимательской деятельности некоммерческих организаций устанавливаются п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ.
В соответствии с пп. 3 ст. 24 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации должны вести учёт доходов и расходов по предпринимательской деятельности. При этом целевые средства и доходы от предпринимательской деятельности должны учитываться организациями раздельно.
Дело в том, что налогообложение некоммерческих организаций имеет свою специфику. Для средств, полученных для ведения уставной деятельности, и прибыли от предпринимательской деятельности установлен разный режим налогообложения. Этим и обусловлен их раздельный учёт.
-
НК РФ в понятие «раздельный учёт» вкладывается следующий смысл:
-
Садоводческое товарищество может вести следующую коммерческую деятельность:
- сдача имущества в аренду;
- продажа земельных участков, принадлежащих товариществу;
- оказание платных услуг;
- производство и реализация сельхозпродукции;
- иные виды деятельности.
2. Учёт доходов от коммерции в СНТ
Если садоводческое товарищество наряду с уставной деятельностью занимается предпринимательской деятельностью, то бухгалтерский учёт доходов и расходов ведётся им в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.
Некоммерческие организации в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы. Получаемые доходы от предпринимательской деятельности после налогообложения их в соответствии с налоговым законодательством являются источником осуществления уставной деятельности и формирования имущества некоммерческих организаций в соответствии со сметой.
Выручка от реализации товаров (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учёте следующей проводкой:
Дебет 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» Кредит 90 «Выручка»
— отражена выручка от реализации товаров (работ, услуг).
Ежемесячно в течение года финансовый результат от осуществления предпринимательской деятельности (заключительными оборотами) со счёта 90 «Выручка», субсчёт «Прибыль/убыток от продаж» списывается на счёт 99 «Прибыли и убытки»:
Дебет 90 Кредит 99 — прибыль или Дебет 99 Кредит 90 — убыток.
По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчётности счёт 99 закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчётного года со счёта 99 списывается в кредит (дебет) счета 84.
При направлении чистой прибыли организации на финансирование её уставной деятельности в бухгалтерском учете делается проводка:
Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 86 «Целевое финансирование»
— отражена сумма чистой прибыли, направленная на финансирование уставной деятельности некоммерческой организации.
3. Учёт расходов при коммерции в СНТ
При осуществлении некоммерческой организацией предпринимательской деятельности основной проблемой, как правило, является учёт расходов. Это связано с тем, что в соответствии с требованиями законодательства некоммерческие организации обязаны вести раздельный учёт расходов по предпринимательской и уставной деятельности, не связанной с предпринимательской.
До настоящего времени порядок ведения раздельного учёта расходов в некоммерческой организации на нормативном уровне не определён.
Исходя из этого садоводческому товариществу необходимо самостоятельно разработать порядок распределения затрат между уставной и предпринимательской деятельностью и закрепить его в своей учётной политике. В качестве рекомендательного порядка можно предложить следующее:
- Разделить все расходы на прямые и косвенные.
Прямые расходы — это затраты, которые непосредственно связаны с осуществлением какого-либо одного вида деятельности.
Косвенные расходы относятся к нескольким видам деятельности или ко всей деятельности в целом. - Определившись с составом прямых затрат, товарищество должно вести раздельный учёт прямых затрат по трём основным группам:
- расходы, связанные с осуществлением уставной деятельности в целом (согласно утверждённой смете);
- расходы, связанные с осуществлением конкретных целевых программ (по видам программ — в соответствии с программами целевого финансирования);
- расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Учёт косвенных расходов ведётся на счёте 26 «Общехозяйственные расходы». По итогам месяца сумма всех накопленных косвенных расходов за месяц распределяется пропорционально между видами деятельности (предпринимательской и уставной).
Для исключения вопросов со стороны налоговых органов состав косвенных расходов, подлежащих распределению, следует закрепить как элемент учетной политики организации.
При этом следует иметь в виду, что определение состава косвенных расходов, подлежащих распределению между видами деятельности, должно носить документально подтвержденный характер как в целях уставной, так и в целях предпринимательской деятельности.
Садоводческому товариществу следует определить способ распределения косвенных расходов между видами деятельности.
-
Некоммерческие организации распределяют общехозяйственные расходы одним из следующих способов:
- все общехозяйственные расходы списываются за счет средств целевого финансирования;
- общехозяйственные расходы списываются пропорционально удельному весу выручки от реализации товаров (работ, услуг) в объеме всех поступлений, включая средства целевого финансирования;
- общехозяйственные расходы списываются пропорционально удельному весу затрат на оплату труда работников, занятых в предпринимательской деятельности, в общем фонде оплаты труда.
Для целей налогового учёта расходы, которые не могут быть непосредственно отнесены к затратам по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (п. 1 ст. 272 НК РФ). Этот же способ можно применять и в бухгалтерском учёте.
«Входной» НДС по общехозяйственным расходам, приходящимся на уставную и коммерческую деятельность, также подлежит распределению. НДС в доли расходов, относящихся к уставной деятельности, списывается за счёт средств целевого финансирования, НДС в доли расходов, относящихся к коммерческой деятельности, возмещается из бюджета.
Пример 1. Садоводческое товарищество «Пищевик» получило в отчётном периоде средства целевого финансирования в соответствии со сметой — 180000 руб. Доходы от коммерческой деятельности составили 118000 руб., в том числе НДС — 18000 руб.
Сумма общехозяйственных расходов, которые нельзя отнести к конкретному виду деятельности, составила 59000 руб., в том числе НДС — 9000 руб. Сумма прямых расходов по предпринимательской деятельности составила 48000 руб., в том числе НДС — 7322,03 руб.
-
Распределение расходов производим следующим образом:
- Определяем долю (удельный вес) целевого финансирования в общем объёме поступлений:
64,29% (180000 : (180000 + 118000 — 18000)). - Определяем сумму общехозяйственных расходов, подлежащих списанию за счёт средств целевого финансирования:
32145 руб. (50000 x 64,29%). - Сумма общехозяйственных расходов, подлежащих списанию за счёт выручки:
17855 руб. (50000 — 32 145). - Сумма НДС, подлежащая списанию за счёт средств целевого финансирования:
5786,10 руб. (9000 x 64,29%). - Сумма НДС, подлежащая вычету из бюджета:
3213,90 руб. (9000 — 5786,10).
В бухгалтерском учёте указанные операции отражаются следующим образом:
Дебет 51 Кредит 76
— 180000 руб. — отражено поступление целевых средств;
Дебет 76 Кредит 86
— 180000 руб. — сумма целевых средств отражена в составе целевого финансирования;
Дебет 60 Кредит 51
— 48000 руб. — поставщику оплачены расходы, напрямую связанные с предпринимательской деятельностью;
Дебет 20 Кредит 60
— 40677,97 руб. — отражены прямые расходы;
Дебет 19 Кредит 60
— 7322,03 руб. — отражена сумма НДС по прямым расходам;
Дебет 68-2 Кредит 19
— 7322,03 руб. — принята к вычету сумма НДС по расходам по осуществлению предпринимательской деятельности;
Дебет 60 Кредит 51
— 59000 руб. — отражена оплата общехозяйственных расходов;
Дебет 26 Кредит 60
— 50000 руб. — отражена сумма общехозяйственных расходов за текущий период;
Дебет 19 Кредит 60
— 9000 руб. — отражена сумма НДС по общехозяйственным расходам;
Дебет 20 Кредит 26
— 17855 руб. — часть общехозяйственных расходов отражена в составе общепроизводственных расходов;
Дебет 86 Кредит 26
— 32145 руб. — часть общехозяйственных расходов списана за счёт средств целевого финансирования;
Дебет 68 Кредит 19
— 3213,90 руб. — часть НДС по общехозяйственным расходам принята к вычету;
Дебет 86 Кредит 19
— 5786,10 руб. — часть НДС по общехозяйственным расходам списана за счёт средств целевого финансирования;
Дебет 62 Кредит 90-1
— 118000 руб. — отражена выручка от реализации продукции;
Дебет 90-3 Кредит 68-2
— 18000 руб. — начислен НДС по реализованной продукции;
Дебет 90-2 Кредит 20
— 58532,97 руб. — списаны расходы по коммерческой деятельности;
Дебет 90-9 Кредит 99
— 41467,03 руб. — отражен финансовый результат (прибыль) от реализации продукции.
В Письме от 22 января 2003 г. № 26-12/4743 УМНС России по г. Москве говорится, что расходы некоммерческой организации в виде заработной платы административно-управленческого персонала, начислений на заработную плату, коммунальных услуг, транспортных расходов, услуг связи должны производиться за счёт целевых средств, поступающих на ведение и содержание названной организации, так как распределение указанных расходов между некоммерческой и коммерческой деятельностью организации налоговым законодательством не предусмотрено.
Поэтому во избежание возможных недоразумений при исчислении базы по налогу на прибыль некоммерческой организацией, частично использующей приобретённые товары (работы, услуги) в предпринимательской и в уставной деятельности, стоит стремиться к учету общих расходов в качестве прямых.
Этого можно достичь путём разделения учёта расходов, связанных с осуществлением предпринимательской и уставной деятельности. Например, в распорядительных документах организации должно быть отражено, что в организации сформировано два подразделения (по ведению уставной и по ведению коммерческой деятельности), что тот или иной объект используется исключительно для целей одного вида деятельности и т.п. Тогда организация сможет подтвердить наличие расходов, связанных напрямую с предпринимательской деятельностью, и принять к вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении материальных ресурсов для предпринимательской деятельности.
При частичном использовании некоммерческой организацией приобретённых товаров (работ, услуг) для осуществления операций, частично не подлежащих налогообложению (в рамках осуществления предпринимательской деятельности), базой для расчёта указанной пропорции является стоимость отгруженных товаров (работ, услуг).
4. Учёт операций по продаже земельных участков
Возможна ситуация, когда садоводческое товарищество не использует часть земельного участка, находящегося в собственности садоводческого товарищества, и решает его продать. Такое решение в отношении земли, находящейся в собственности товарищества, должно приниматься общим собранием.
Важно! Решение общего собрания обязательно. Во многих случаях могут быть варианты, когда земли у СНТ, как юридического лица, нет. Т.е., земля находится в долевой собственности у всех пользователей земельными участками, включая землю общего пользования. В таком случае продать земельный участок могут только все собственники земли вместе взятые.
-
При продаже части земельного участка первоначальный участок, как объект права, перестает существовать и появляется два новых объекта с индивидуальными характеристиками:
До заключения сделки по продаже части земельного участка продавец должен обратиться в орган кадастрового учета с заявкой о проведении кадастровых работ по разделению участка. После этого он получит два кадастровых плана на два новых земельных участка. В дальнейшем по заявлению продавца и на основании представленных кадастровых планов вносятся соответствующие изменения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом право собственности оформляется на каждую часть земельного участка — подлежащую продаже и остающуюся в собственности товарищества.
В бухгалтерском учёте после регистрации изменений права собственности следует отразить именно разделение земельного участка, а не его выбытие и поступление двух новых участков. Такое разделение земельного участка в бухгалтерском учёте следует произвести внутренними записями по счёту 01 «Основные средства».
Выручку от продажи части земельного участка следует признать в момент перехода права собственности и принять к бухгалтерскому учёту в сумме, согласованной сторонами в договоре (п. 30 ПБУ 6/01).
Причём момент перехода права собственности определяется договором купли-продажи, что предусмотрено в п. 12 ПБУ 9/99.
Пример 2. СНТ «Пищевик» решило продать часть земельного участка. Стоимость всего участка — 900000 руб., а стоимость участка, подлежащего продаже, — 450000 руб.
Выручка от продажи части участка согласно договору — 550000 руб.
В учёте необходимо сделать проводки:
Дебет 01 «Земельный участок» субсчёт «Новый участок № 1» Кредит 01 «Земельный участок»
— 450000 руб. — выделен в качестве основного средства земельный участок, который будет продан;
Дебет 01 «Земельный участок» субсчёт «Новый участок № 2» Кредит 01 «Земельный участок»
— 450000 руб. — выделен в качестве основного средства земельный участок, который будет в дальнейшем использоваться садоводческим товариществом;
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчёт «Земельный участок» субсчёт «Новый участок № 1»
— 450000 руб. — списана балансовая стоимость реализованного земельного участка № 1;
Дебет 62 Кредит 91 субсчёт «Прочие доходы»
— 550000 руб. — отражена выручка от реализации земельного участка № 1;
Дебет 91 Кредит 99
— 100000 руб. — получена прибыль от реализации земельного участка № 1.
Доход от продажи части земельного участка подлежит налогообложению налогом на прибыль. При этом он может быть уменьшен на покупную стоимость продаваемой части земли (пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Для этого необходимо иметь документы, подтверждающие покупку земельного участка.
К таким документам относятся договор купли-продажи земельного участка (экспликация и план границ участка), акт приёмки-передачи.
Обязанность уплатить налог на прибыль возникает с момента передачи части земельного участка покупателю по акту (накладной) приёмки-передачи основных средств вне зависимости от даты государственной регистрации права. Именно к такому выводу пришёл Минфин России в своём Письме от 26 октября 2005 г. № 03-03-04/1/301. Правда, это относится исключительно к налогоплательщикам, применяющим метод начисления.
Если при продаже части земельного участка получен убыток, то его можно учесть при налогообложении налогом на прибыль. Об этом сказано в п. 2 ст. 268 НК РФ. Причём учесть такой убыток можно в том периоде, в котором он образовался.
Дебет 99 Кредит 68-4
— 24000 руб. — начислен налог на прибыль;
Дебет 99 Кредит 84
— 76000 руб. — произведена реформация баланса.
Доход от продажи земельного участка должен быть направлен товариществом на уставные цели, поэтому в учете делается проводка:
Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 86 «Целевое финансирование»
— 76000 руб. — отражена сумма чистой прибыли, направленная на финансирование уставной деятельности садоводческого товарищества.
Обратите внимание! С 1 января 2005 г. операции по реализации земельных участков (долей в них) не являются объектом налогообложения по НДС (пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Старый форум
Проследите за дискуссиями по актуальным проблемам СНТ.
Как оформить «прирезку» по новому Земельному кодексу?
После вступления изменений в Земельный кодекс законодатели прокомментировали, что граждане с 1 марта получают возможность оформить в собственность «прирезки» к своим участкам. Под «прирезками» понимаются те земельные участки, которые граждане уже фактически используют, огородили, обрабатывают и пользуются в полной мере, но по документам они не являются их частной собственностью, так как по первоотводным документам собственникам выделялась меньшая площадь.
Официальным языком оформление «прирезки» — перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (регламентируется статьями 39.28 и 39.29 Земельного кодекса ).
Итак, рассмотрим по порядку, как оформить «прирезку» к своему земельному участку
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в четырех случаях:
1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории , осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства , при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 Земельного Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Большинство граждан интересует пункт 3 . Именно этот пункт регламентирует порядок оформления «прирезок».
Основания для перераспределения
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Обязательным приложением к указанному соглашению является кадастровый паспорт земельного участка , который образуется в результате перераспределения.
Сколько стоит оформить «прирезку»?
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату , размер которой определяется:
1) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации , в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности ;
2) в порядке, установленном органом государственной власти субъекта Российской Федерации , в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации , земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена ;
3) в порядке, установленном органом местного самоуправления , в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности .
Например, в Тюменской области согласно Постановлению Правительства Тюменской области от 30 апреля 2015 года №180-п «Об установлении порядка определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения» было установлено, что размер платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в государственной собственности Тюменской области, земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, определяется как разница между кадастровой стоимостью образованного земельного участка , площадь которого увеличилась в результате перераспределения земельных участков, и кадастровой стоимостью земельного участка, находящегося в частной собственности до перераспределения земельных участков.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо — собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земельных участков в уполномоченный орган .
В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, перераспределение которого планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю , если оно не соответствует указанным выше требованиям, подано в иной орган или к заявлению не приложены все необходимые документы.
Сроки рассмотрения заявления о перераспределении
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии соответствующих оснований.
Основания для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных Земельным кодексов ( читайте 4 случая, описанных в начале статьи )
2) не представлено в письменной форме согласие землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц , за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 Земельного Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;
Статья 39.36. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации
3. Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона , извещение о проведении которого размещено в соответствии с Земельным Кодексом, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек ;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований , предусмотренных статьей 11.9 Земельного Кодекса , за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Земельного Кодекса ;
Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 Земельного Кодекса ;
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории , землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
Что делать после утверждения схемы расположения земельного участка?
После получения решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков , которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
То есть гражданин обращается к любому кадастровому инженеру для подготовки межевого плана , обращается с ним в кадастровую палату и получает кадастровый паспорт на новый участок.
В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка, образуемого в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.
Уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
В заключение нарисуем примерную схему действий, при оформлении «прирезки» к своему земельному участку.
Порядок оформления документов
Смотрим свои документы и убеждаемся в том, что границы вашего земельного участка установлены
Обращаемся к кадастровому инженеру для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории
Со схемой и правоустанавливающими документами на земельный участок обращаемся в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении, и получаем в течение 30 дней решение об утверждении схемы
Обращаемся к кадастровому инженеру для подготовки межевого плана
С межевым планом идем в кадастровую палату для получения кадастрового паспорта на новый участок ( 10 рабочих дней )
С кадастровым паспортом обращаемся снова в уполномоченный орган (рассматривают не более, чем 30 дней )
Получаем проект соглашения о перераспределении и подписываем его в течение 30 дней
Если у вас есть вопросы или собственный опыт по теме оформления «прирезок» по новому Земельному кодексу, пишите в комментариях!