Гигиенические требования к атмосферному воздуху

Содержание:

«Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских населенных пунктах, почвам и их безопасности, содержанию территорий городских и сельских населенных пунктов, условиям работы с источниками физических факторов, оказывающих воздействие на человека»

Показатель ослепленности от светильников общего освещения (независимо от системы освещения) не должен превышать значений указанных в приложении 8 к настоящим Санитарным правилам.

Показатель ослепленности не ограничивается для помещений, длина которых не превышает двойной высоты подвеса светильников над полом, а также для помещений с временным пребыванием людей и для площадок, предназначенных для прохода или обслуживания оборудования.

77. Для местного освещения рабочих мест следует использовать светильники с непросвечивающими отражателями. Светильники должны располагаться таким образом, чтобы их светящие элементы не попадали в поле зрения работающих на освещаемом рабочем месте и на других рабочих местах.

Местное освещение рабочих мест оборудуется регуляторами освещения.

78. Местное освещение зрительных работ с трехмерными объектами различения следует выполнять:

1) при диффузном отражении фона — светильником, отношение наибольшего линейного размера светящей поверхности которого к высоте расположения ее над рабочей поверхностью составляет не более 0,4 при направлении оптической оси в центр рабочей поверхности под углом не менее 30° к вертикали;

2) при направленно — рассеянном и смешанном отражении фона — светильником, отношение наименьшего линейного размера светящей поверхности которого к высоте расположения ее над рабочей поверхностью составляет не менее 0,5, а ее яркость — от 2500 до 4000 кд/м 2 .

79. Яркость рабочей поверхности не превышает значений, указанных в приложении 8 к настоящим Санитарным правилам.

80. Совмещенное освещение помещений производственных зданий следует предусматривать:

1) для производственных помещений, в которых выполняются работы I-III разрядов;

2) для производств е нных и других помещений в случаях, когда по условиям технологии, организации производства или климата в месте строительства требуются объемно-планировочные решения, которые не позволяют обеспечить нормированное значение КЕО (многоэтажные здания большой ширины, одноэтажные многопролетные здания с пролетами большой ширины), а также в случаях, когда технико-экономическая целесообразность совмещенного освещения по сравнению с естественным подтверждена соответствующими расчетами;

3) в с о ответствии с нормативными документами по строительному проектированию зданий и сооружений отдельных отраслей промышленности, утвержденных в установленном порядке.

81. Для проведения измерения гигиенической оценки производственного инфразвука установлены гигиенические нормативы инфразвука в спектрах шумов машин, оборудования и процессов технологические и строительные признаки:

1) высокая единичная мощность машин при сравнительно низком рабочем числе оборотов, ходов или ударов (поршневые компрессоры с рабочей частотой 1200 об/мин и менее, виброплощадки);

2) неоднородность или цикличность технологического процесса при большем его мощностях или больших масс сырья (мартены и конвертеры металлургического производства, в горнодобывающей промышленности);

3) флюктуации мощных потоков газов или жидкостей (газодинамические или химические установки);

4) транспортные и строительные дорожные машины;

5) большие площадки перекрытий или ограждений источников шума (смежное расположение административных помещений с производственными);

6) наличие замкнутых, звукоизолированных объемов (кабин наблюдения операторов);

7) применение материалов для шумопоглощения и звукоизоляции, эффективных на высоких частотах.

82. По характеру спектра инфразвук подразделяется на:

1) широкополосный инфразвук, с непрерывным спектром шириной более одной октавы;

2) тональный инфразвук, в спектре которого имеются слышимые дискретные составляющие. Гармонический характер инфразвука устанавливают в октавных полосах частот по превышению уровня в одной полосе над соседними не менее чем на 10 дБ.

83. По временным характеристикам инфразвук подразделяется на:

1) постоянный инфразвук, уровень звукового давления которого изменяется за время наблюдения не более чем в 2 раза (на 6 дБ) при измерениях по шкале шумомера «линейная» на временной характеристике «медленно»;

2) непостоянный инфразвук, уровень звукового давления которого изменяется за время наблюдения не менее чем в 2 раза (на 6 дБ) при измерения по шкале шумомера «линейная» на временной характеристике «медленно».

84. Нормируемыми параметрами постоянного инфразвука является уровни звукового давления LА, дБ, в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 2, 4, 8, 16, 32,5; 63 Гц.

85. Нормируемыми параметрами непостоянного инфразвука является эквивалентные (по энергии) уровни звукового давления Lэкв, дБ.

86. Допустимые значения уровней инфразвука должны соответствовать приложению 9 к настоящим Санитарным правилам.

87. ПДК устанавливаются в виде максимально разовых и среднесменных нормативов.

Для веществ, способных вызывать преимущественно хронические интоксикации (фиброгенные пыли, аэрозоли дезинтеграции металлов и другие), устанавливаются среднесменные ПДК. Для веществ с остронаправленным токсическим эффектом (ферментные, раздражающие яды и другие) устанавливаются максимальные разовые концентрации. Для веществ, при воздействии которых возможно развитие как хронических, так и острых интоксикаций, устанавливаются наряду с максимально разовыми и среднесменные ПДК.

88. Среднесменная ПДК — средняя концентрация, полученная при непрерывном или прерывистом отборе проб воздуха при суммарном времени не менее 75% продолжительности рабочей смены или концентрация средневзвешенная во времени длительности всей смены в зоне дыхания работающих на местах постоянного или временного их пребывания в течение не менее 3 смен. Периодичность контроля за соблюдением среднесменной ПДК должна быть не реже кратности проведения периодических медицинских осмотров.

89. В течение смены продолжительность действия на работающего концентрации, равной максимально разовой ПДК, не должна превышать 15 мин и 30 мин — для аэрозолей преимущественно фиброгенного действия и она может повторяться не чаще 4 раз в смену.

Величины нормативов аэрозолей не должны превышать 10 мг/м 3 .

В течение смены и (или) на отдельных этапах технологического процесса в одной точке должно быть последовательно отобрано не менее трех проб. Для аэрозолей преимущественно фиброгенного действия допускается отбор одной пробы.

90. При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ разнонаправленного действия величины нормативов остаются такими же, как и при изолированном действии.

При одновременном содержании в воздухе рабочей зоны нескольких вредных веществ однонаправленного действия сумма отношений фактических концентраций каждого из них (К, K1. Kn) в воздухе к их ПДК (ПДК, ПДК1. ПДКп) не должна превышать единицы.

91. Если в графе «Величина ПДК» приведены два показателя, то это означает, что в числителе среднесменная, а в знаменателе максимальная ПДК.

92. Ориентировочные безопасные уровни воздействия установлены на основании расчетов по параметрам токсикометрии веществ, с помощью интерполяции и экстраполяции в рядах соединений, близких по химической структуре физическим и химическим свойствам и характеру действия.

93. ОБУВ применяются для условий опытных и полузаводских установок на период предшествующий проектированию производства. В отдельных случаях допускается при проектировании производства использование ОБУВ с величиной не менее 1 мг/м 3 ).

94. Перечни ПДК и ОБУВ вредных веществ установлены согласно таблиц 1, 2 приложения 12 к настоящим Санитарным правилам.

4. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территории населенных пунктов

95. Система санитарной очистки территории населенных мест предусматривает рациональный сбор, удаление, обезвреживание и утилизацию бытовых и производственных отходов и осуществляется специализированными организациями.

96. Вывоз бытовых и других отходов проводится ежедневно не раньше 7 часов утра и не позднее 23 часов вечера.

97. В местах общественного пользования устанавливаются урны. Расстояние между урнами предусматривается не более чем 40 метров на оживленных улицах и 100 метров на малолюдных. В местах остановки общественного транспорта установка урн обязательна. Очистка урн производится по мере их заполнения.

Другие публикации:  Трудовой договор на выполнение определенных работ образец

98. Дорожные покрытия моются так, чтобы загрязнения, скапливающиеся при лотковой части дороги, не выбрасывались потоками воды на полосы зеленых насаждений или тротуар.

99. Улицы с повышенной интенсивностью движения в жаркое время года поливаются.

100. Мусор на проезжей части улиц убирается специальными машинами. Запрещается посыпать улицы поваренной солью.

101. В период листопада опавшие листья своевременно убираются. Собранные листья вывозятся на специально отведенные участки или на поля компостирования. Сжигать листья на территории жилой застройки, в скверах и парках не допускается.

102. На территории жилых кварталов, микрорайонов, а также придомовых территориях в границах отведенного земельного участка соблюдается следующий порядок:

1) территория должна содержаться в чистоте, покрытия отмостков, тротуаров, пешеходных дорожек, внутриквартальных проездов и дорог должны быть без дефектов;

2) запрещается самовольное строительство во дворах различного рода хозяйственных или вспомогательных построек;

3) запрещается загромождение придомовой территории строительными материалами;

4) своевременно производится осмотр и очистка инженерных коммуникаций и колодцев;

103. Заправка поливомоечных и подметально-уборочных машин осуществляется технической водой.

104. Запрещается перемещение, переброска и складирование скола льда, снега на площади зеленых насаждений, тротуарах, газонов.

105. На территории жилого объекта, организации, учреждения запрещается строить и переоборудовать дворовые установки, выгребные ямы, септики и мусоросборные площадки без организации санитарных разрывов.

106. На территории пляжа устанавливаются урны и допускается устройство фонтанчиков с подводом питьевой воды на расстоянии друг от друга не более 200 м.

Ежедневно после закрытия пляжа производится уборка берега, раздевалок, зеленой зоны, уборка и дезинфекция туалетов. В течение дня производится текущая уборка.

107. Открытые и закрытые раздевалки, павильоны для раздевания, гардеробы убираются и моются ежедневно с применением дезинфицирующих средств.

108. На песчаных пляжах не реже одного раза в неделю производится механизированное рыхление поверхностного слоя песка с удалением собранных отходов. После рыхления песок выравнивается.

109. Стирка белья и купание животных в местах, предназначенных для купания людей, не допускается.

110. Хозяйственная зона парков с участками, выделенными для установки мусоросборников, располагается не ближе 50 метров от мест массового скопления отдыхающих (танцевальные площадки, эстрады, фонтаны, главные аллеи, зрелищные павильоны).

111. В парках урны устанавливаются из расчета не менее одной урны на 800 м 2 площади. Расстояние между урнами на главных аллеях предусматривается 40 метров. Урны устанавливаются у ларьков, киосков и выносных столиков.

112. Для удобства сбора отходов в местах, удаленных от массового скопления отдыхающих, устанавливаются промежуточные сборники для временного хранения отходов и смета.

113. Основная уборка производится после закрытия парка до 8 часов утра. Днем производится текущая уборка, полив зеленых насаждений, сбор отходов и опавших листьев.

114. В районах индивидуальной жилой застройки планово-регулярная очистка от твердых бытовых отходов проводится не реже двух раз в неделю.

115. В районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, септиков, контейнерных площадок, эти расстояния устанавливаются комиссионно.

116. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.

Расчёты количества устанавливаемых мусоросборников производятся и зависят от численности населения, пользующегося мусоросборниками, норм накопления отходов, сроков их хранения.

117. Для сбора твёрдых бытовых отходов применяются мусоросборники с крышками.

118. Для сбора жидких отходов в неканализованных домовладениях оборудуются септики с водонепроницаемым выгребом и наземной частью с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций, на расстоянии не ближе 25 метров от зданий. При наличии дворовых уборных выгреб (септик) может быть общим.

^ 5. Санитарно-эпидемиологические требования к почвам

119. Почва в местах массового отдыха населения, зонах санитарной охраны источников водоснабжения, оздоровительных, дошкольных и школьных, во внутридворовых детских площадках исследуется по санитарно-микробиологическим, паразитологическим, энтомологическим и санитарно-химическим показателям.

Уровни микробиологической и паразитологической безопасности и загрязненности почвы установлены в

Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест

Правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации

Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование Российской федерации

Государственные санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы

2.1.6 АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ И ВОЗДУХ
ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ,
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОЗДУХА

Гигиенические требования
к обеспечению качества атмосферного воздуха
населенных мест

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.6.1032-01

Минздрав России
Москва 2001

1. Разработаны: Российская медицинская академия последипломного образования (д-р мед. наук Буштуева К.А., канд. мед. наук Беспалько Л.Е.), Федеральный научный центр гигиены им. Ф.Ф Эрисмана Минздрава России (д-р мед. наук Гильденскиольд Р.С.), Департамент госсанэпиднадзора Минздрава России (Глазкова М.Ф.).

2. Утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации — Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации 17 мая 2001 г.

3. Введены взамен СанПиН 2.1.6.983-00 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».

4. Зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации (регистрационный № 2711 от 18 мая 2001 г.)

5. Введены в действие 1 октября 2001 г.

Федеральный закон Российской Федерации
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
№ 52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) — нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1).

«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39).

«За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность» (статья 55).

Главный государственный санитарный

врач Российской Федерации, Первый

заместитель Министра здравоохранения

Дата введения: 1 октября 2001 г.

2.1.6. АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
И ВОЗДУХ ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЙ,
САНИТАРНАЯ ОХРАНА ВОЗДУХА

Гигиенические требования к обеспечению
качества атмосферного воздуха
населенных мест

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.6.1032-01

1. Область применения

Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. — № 14, ст. 1650), Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. — №18, ст. 2222), а также «Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации», «Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 года № 554.

Санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.

Требования по охране атмосферного воздуха от загрязнения, включаемые в государственные стандарты и ведомственные нормативные документы, не должны противоречить настоящим санитарным правилам.

Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

2. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха населенных мест

2.1. Основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы — предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого и косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания.

Для отдельных веществ допускается использование ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ), для которых устанавливаются сроки их действия.

2.2. В жилой зоне и на других территориях проживания должны соблюдаться ПДК и 0,8 ПДК — в местах массового отдыха населения, на территориях размещения лечебно-профилактических учреждений длительного пребывания больных и центров реабилитации.

К местам массового отдыха населения следует отнести территории, выделенные в генпланах городов, схемах районной планировки и развития пригородной зоны, решениях органов местного самоуправления для организации крупных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, дачных и садово-огородных участков, организованного отдыха населения (городские пляжи, парки, спортивные базы и сооружения на открытом воздухе).

Другие публикации:  Купля продажа через комиссионный магазин

2.3. Предотвращение появления запахов, раздражающего действия и рефлекторных реакций у населения, а также острого влияния атмосферных загрязнений на здоровье в период кратковременных подъемов концентраций обеспечивается соблюдением максимальных разовых ПДК (ПДКмр).

Предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье населения при длительном поступлении атмосферных загрязнений в организм обеспечивается соблюдением среднесуточных ПДК (ПДКсс).

Для веществ имеющих только среднесуточные ПДК при использовании расчетных методов определения степени загрязнения атмосферы используются ПДКсс.

2.4. Соблюдение для жилых территорий ПДК, а для зон массового отдыха 0,8 ПДК, обеспечивается с учетом суммации биологического действия веществ или продуктов их трансформации в атмосфере, а также загрязнение атмосферы за счет действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

2.5. Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица вправе обращаться в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации за получением информации о качестве атмосферного воздуха.

3. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха при размещении, строительстве и реконструкции (техническом перевооружении) объектов хозяйственной и иной деятельности, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха (далее объекты)

3.1. Общие требования

3.1.1. При размещении, проектировании, строительстве и вводе и эксплуатацию новых и реконструируемых объектов, при техническом перевооружении действующих объектов граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица обязаны осуществлять меры по максимально возможному снижению выброса загрязняю щих веществ с использованием малоотходной и безотходной технологии, комплексного использования природных ресурсов, а также мероприятия по улавливанию, обезвреживанию и утилизации вредных выбросов и отходов.

3.1.2. Запрещается проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы, на территориях с уровнями загрязнения, превышающими установленные гигиенические нормативы.

Реконструкция и техническое перевооружение действующих объектов разрешается на таких территориях при условии сокращения на них выбросов в атмосферу до предельно допустимых выбросов (ПДВ), устанавливаемых с учетом требований раздела 4.2.

3.1.3. Запрещается размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, если в составе выбросов присутствуют вещества, не имеющие утвержденных ПДК или ОБУВ.

3.1.4. Площадка для строительства новых и расширения существующих объектов выбирается с учетом аэроклиматической характеристики, рельефа местности, закономерностей распространения промышленных выбросов в атмосфере, а также потенциала загрязнения атмосферы (ПЗА).

Размещение предприятий, отнесенных в соответствии с санитарной классификацией к I и II классам вредности, на территориях с высоким и очень высоким ПЗА, решается в индивидуальном порядке Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем.

3.1.5. Не допускается размещать в жилой зоне и местах массового отдыха объекты I, II классов вредности.

3.1.6. Для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.

Санитарная классификация, размер СЗЗ, ее организация и благоустройство определяются в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к санитарно-защитным зонам.

3.1.7. Достаточность ширины санитарно-защитной зоны подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения и соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания и атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов.

3.1.8. В СЗЗ запрещается размещение объектов для проживания людей. СЗЗ или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории.

3.2. Гигиенические требования к выбору площадки для строительства

3.2.1. Выбор площадки для строительства объектов осуществляется на предпроектной стадии. Организацию выбора площадки (трассы) для строительства объектов, подготовку необходимых материалов и полноту согласования намечаемых при этом решений обеспечивает заказчик проекта.

3.2.2. Площадка для строительства выбирается в соответствии с действующим земельным, водным, лесным и др. законодательствами и утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией (генеральными планами городов и других поселений, схемами и проектами планировки и застройки территориальных образований и др.).

3.2.3. Материалы по обеспечению качества атмосферного воздуха, представляемые в органы и учреждения государственной санэпидслужбы для заключения о соответствии их санитарным правилам, на стадии выбора площадки должны содержать:

· обоснование выбора района, пункта, площадки (трассы) для строительства, включая особенности физико-географических и аэроклиматических условий, в т.ч. рельефа местности, ПЗА, данные о фоновом загрязнении местности, полученные и согласованные в установленном порядке;

· перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, с указанием для них ПДК пли ОБУВ. Для последних указывается установленный срок действия. В перечень включаются вещества, не имеющие норматива (ПДК или ОБУВ);

· качественные и количественные характеристики выбросов загрязняющих веществ и атмосферу с обоснованными результатами опытно-промышленных испытаний новых технологий, данными длительной эксплуатации действующего аналога, материалами зарубежного опыта по созданию подобного производства;

· намечаемые принципиальные решения по предупреждению загрязнения воздушного бассейна, включая вторичные источники и неорганические выбросы;

· данные о возможных аварийных и залповых выбросах в атмосферу;

· обоснование размеров СЗЗ и объемов финансирования на се организацию;

· расчеты ожидаемого (прогнозируемого) загрязнения атмосферного воздуха с учетом действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов;

· перечень и характеристика научно-исследовательских (НИР), экспериментальных и (или) опытных работ, которые необходимо выполнить для осуществления принятых решений по охране атмосферного воздуха от загрязнения и сроки их выполнения. Для веществ, требующих разработки гигиенических нормативов (ПДК, ПДК взамен ОБУВ) НИР должны запрещаться до утверждения проектно-сметной документации;

· графические материалы: ситуационный план с указанием действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов и их санитарно-защитных зон, существующих и перспективных районов жилищно-гражданского строительства, с нанесением «розы ветров» и данных о существующем и ожидаемом загрязнении атмосферного воздуха; генплан площадки намечаемого к строительству объекта с нанесением источников выбросов в атмосферу.

3.2.4. По представленным материалам органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы выдают санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии принятых решений по обеспечению качества атмосферного воздуха санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

Вопросы, требующие проведения НИР, экспериментальных и (или) опытных работ, должны быть сформулированы в виде санитарного задания, которое включается в задание на проектирование объекта.

3.2.5. Земельные участки пол строительство предоставляются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

3.3. Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха при разработке проекта

3.3.1. Проектно-сметная документация разрабатывается в соответствии с решениями по обеспечению качества атмосферного воздуха, по которым на стадии выбора площадки под строительство было дано заключение об их соответствии санитарным правилам и гигиеническим нормативам.

Внесение изменений в указанные решения требует дополнительного заключения до окончания разработки проекта.

3.3.2. На заключение в учреждения государственной санэпидслужбы представляется одновременно проектно-сметная документация на строительство объекта и проект организации и благоустройства СЗЗ.

3.3.3. Проект организации и благоустройства СЗЗ разрабатывается в строгом соответствии с гигиеническими требованиями к санитарно-защитным зонам и санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов и включает в числе первоочередных мероприятий переселение жителей в случае попадания жилой застройки в СЗЗ.

Сроки реализации проекта организации и благоустройства СЗЗ должны соответствовать срокам окончания строительства объектов.

3.3.4. Проектно-сметная документация на строительство объекта включает следующие материалы технологической части проекта и раздела «Охрана окружающей природной среды»:

· обоснование принятых проектных решений по технологии производства в части уменьшения образования и выделения загрязняющих веществ и сопоставление их с лучшими отечественными и зарубежными аналогами;

· обоснование выбора оборудования и аппаратуры для очистки выбросов в атмосферу с подтверждением принятой эффективности очистки, условиями эксплуатации на аналогичных предприятиях с передовыми технологическими решениями в отечественной и зарубежной практике или материалами лабораторно-производственных испытаний при использовании новых приемов очистки;

· предложения по предотвращению аварийных выбросов загрязняющих веществ;

· мероприятия по снижению неблагоприятного воздействия залповых временных выбросов, предусмотренных технологическими регламентами;

· обоснование мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

· качественные и количественные характеристики выбросов загрязняющих веществ в атмосферу по отдельным цехам, производствам, сооружениям;

· данные о существующих уровнях загрязнения атмосферного воздуха (фоновые концентрации), полученные и согласованные в установленном порядке;

· результаты расчета загрязнения атмосферного воздуха в районе размещения объекта и его анализ (с учетом продуктов трансформации);

· предложения по ПДВ вредных веществ;

· сметная ведомость о затратах па реализацию мероприятий но обеспечению качества атмосферного воздуха;

Другие публикации:  Требования к заместителю начальника

· очередность строительства и пусковые комплексы;

· предложения по системе контроля за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта;

· графические материалы: ситуационный план района размещения объекта с нанесением на него санитарно-защитных зон действующих, строящихся и намеченных к строительству объектов, мест проживания и зон массового отдыха населения, генплан площадки намечаемого к строительству объекта с нанесением источников выбросов в атмосферу.

Приложения: акт по выбору площадки для строительства; заключение территориального управления гражданской авиации в случае проектирования высоких труб.

3.3.5. Не допускается внесение изменений и дополнений в проектные материалы без заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы о соответствии этих изменений санитарным правилам.

3.4. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха на стадии строительства и ввода в эксплуатацию объектов

3.4.1. Строительство объектов по проектам, не имеющим заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы об их соответствии санитарным правилам, является нарушением ст. 16 и 5 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» и ст. 12, п. 3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

3.4.2. Необходимость внесения изменений в проектные решения по охране атмосферного воздуха обосновывается проектной организацией — генеральным проектировщиком объекта, и строительство ведется лишь после заключения органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы о соответствии этих изменений санитарным правилам.

3.4.3. Заказчик строящегося объекта должен в установленном порядке уведомить органы и учреждения государственной санэпидслужбы о сроках окончания строительства и формировании приемочной комиссии.

3.4.4. В состав приемочной комиссии должны включаться представители органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы.

3.4.5. Не допускается ввод в эксплуатацию объектов и пусковых комплексов с недоделками, препятствующими их нормальной эксплуатации и соблюдению гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, с отступлениями от утвержденного проекта или состава пускового комплекса, без опробования, испытания и проверки работы всего установленного оборудования и механизмов, выпуска продукции, предусмотренной проектом в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период, а также готовности предприятия к осуществлению лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха.

Ввод в эксплуатацию объектов и пусковых комплексов при наличии замечаний о нарушении санитарных правил является нарушением санитарного законодательства (ст. 12, п. 3 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

3.4.6. При осуществлении комплексного опробования оборудования заказчик должен обеспечивать проведение лабораторных исследований качества атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта. Результаты лабораторных исследований, соотнесенные к объему выпускаемой продукции в начальный период, подписанные заказчиком, являются обязательной составной частью документов приемочной комиссии. После выхода объекта на полную проектную мощность заказчик обеспечивает проведение лабораторных исследований качества атмосферного воздуха в зоне влияния объекта, что должно быть зафиксировано актом приемочной комиссии, и передает результаты исследовании в органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы.

3.4.7. При наличии нарушений санитарных правил заказчик принимает необходимые меры по устранению имеющихся нарушений до предъявления объекта и эксплуатацию приемочной комиссии.

3.4.8. Приемка объекта в эксплуатацию приемочной комиссией допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объекта санитарным правилам и подписи представителя органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы (ст. 12, п. 3 федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

3.4.9. В соответствии со ст. 12, п. 4 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, их финансированию и (или) кредитованию, в случае выявления нарушений санитарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение указанных работ и их финансирование и (или) кредитование.

4. Гигиенические требования к качеству атмосферного воздуха при эксплуатации объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферы

4.1. Общие требования

4.1.1. Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:

· разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленных на обеспечение качества атмосферного воздуха, соответствующего санитарным правилам;

· обеспечить работу ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов;

· обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнений атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта;

· получать санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта);

· обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитной зоны на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами;

· информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций;

· выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.

4.1.2. Главные государственные санитарные врачи и их заместители должны вносить предложения индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам о возмещении вреда, причиненного гражданину (гражданам) вследствие допущенного ими нарушения санитарного законодательства в области охраны атмосферного воздуха.

4.2. Гигиенические требования при установлении нормативов выбросов загрязняющих веществ на действующих объектах

4.2.1. Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.

4.2.2. При разработке предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта.

Существующее загрязнение атмосферного воздуха (фоновое загрязнение) при разработке предложений по установлению предельно допустимых выбросов может учитываться расчетным путем или определяться по результатам лабораторных исследований в установленном порядке. Перечень источников выбросов соседствующих объектов, учтенных расчетным путем, и значение фоновой концентрации определяются и согласовываются в установленном порядке.

4.2.3. Проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам.

4.2.4. Для проведения экспертизы по каждому объекту должны представляться следующие материалы:

· инвентаризационный перечень стационарных источников выбросов с качественной и количественной характеристикой каждого из них;

· предложения по нормативам предельно допустимых выбросов для каждого источника и загрязняющего вещества;

· план мероприятий по достижению предельно допустимых выбросов;

· способ учета фоновых концентраций;

· результаты прогнозных расчетов (при необходимости — первичные материалы по расчетам) на каждый этап достижения предельно допустимого выброса;

· ситуационный план с изолиниями концентраций на каждый этап достижения ПДВ.

4.2.5. Проекты нормативов ПДВ по отдельным объектам могут быть включены в сводный том только после доработки материалов в соответствии с замечаниями санитарно-эпидемиологического заключения.

4.2.6. В случае невозможности достижения ПДВ современными средствами должны быть предусмотрены меры и конкретные сроки по сокращению или исключению данного загрязнения путем изменения технологического процесса, сокращения мощности или перепрофилирования предприятия.

4.2.7. В плане мероприятий по достижению ПДВ запрещается превышение существующего выброса вредных веществ на отдельных этапах достижения ПДВ.

4.2.8. При наличии данных о неблагоприятном влиянии выбросов объекта, в период достижения ПДВ, на здоровье населения, проживающего в зоне его влияния, юридическое лицо обязано возместить ущерб, причиненный этим влиянием здоровью населения (ст. 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

5. Требования к организации производственного лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха населенных мест

5.1. Юридические лица, имеющие источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований загрязнений атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта.

5.2. Система контроля и наблюдения должна соответствовать требованиям ГОСТа «Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных мест».

5.3. Размещение постов наблюдения, перечень загрязняющих веществ, подлежащих контролю, методы их определения, а также периодичность отбора проб атмосферного воздуха согласовываются в установленном порядке.

5.4. Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке.

Определение ПЗА по среднегодовым значениям метеорологических параметров