Недопустимый идентификатор
Идентификатор 10995/30670/1/dais_05_13.pdf/ не соответствует правильному Поток битов архива электронных ресурсов. Это могло произойти по одной из следующих причин:
- URL текущей страницы неверен. Если Вы попали сюда извне архива электронных ресурсов, то, возможно, адрес набран неправильно или поврежден.
- Вы ввели недопустимый ID в форму — пожалуйста, повторите попытку.
Если у Вас возникли проблемы или Вы считаете, что ID должен работать, то свяжитесь с администраторами сайта.
Дипломатические отношения между СССР и Китаем в 1924-1929 гг.
Тема: Дипломатические отношения между СССР
и Китаем в 1924-1929 гг.
Глава 1 Международные отношения на Дальнем Востоке
1.1 Проблема КВЖД в советско-китайских отношениях в конце 1917-начале 1924 г.
1.2 Советско-китайские соглашения по КВЖД и их реализация (1924-1928 гг.)
Глава 2 Ухудшение советско-китайских отношений
2.1 Конфликты в совместном управлении КВЖД
2.2 Советско-китайский конфликт 1929 года и его последствия
Список использованной литературы
Актуальность. Россия – континентальная держава. Её стратегические приоритеты в международных отношениях определяются именно её географическим положением. Именно от разумных отношений с сопредельными странами зависит безопасность страны, ослабленной экономическим кризисом. Особенно на фоне остальных соседей Российской Федерации выделяется Китайская народная республика: бурный рост экономики и развитие науки в условиях жесточайшего государственного контроля позволил Китаю занять центральные позиции в Азиатско-тихоокеанском регионе, создание же ядерного оружия и совершенствование средств его доставки позволяют Пекину уже сейчас заявлять о себе как о мировой державе.
За последние годы российско-китайские отношения непрерывно развиваются. Они уже поднялись на новый, небывалый уровень партнёрства и стратегического сотрудничества.
Стороны создали политический механизм, при посредстве которого главы обеих государств ежегодно обмениваются визитами, главы правительств и министры иностранных дел проводят встречи и консультации, достигнуты большие успехи в различных сферах сотрудничества.
Однако, при всём при этом, нельзя идти в будущее, не обращая внимания на прошлое. Таким образом, для дальнейшего развития и укрепления отношений между Россией и Китаем, необходимо знать их историю, историю отношений между ними и учитывать уроки прошлого. Поэтому, целью данной работы является проведение анализа советско-китайских отношений в первой половине 20 века. Необходимо тщательным образом рассмотреть, наверное, один из самых сложных периодов отношений России и Китая, характеризующийся своей нестабильностью и непостоянством.
Естественно, что выстраивание современных российско-китайских отношений и создание каких-либо прогнозов по их дальнейшему развитию невозможно осуществить без тщательного анализа прошлого, истории взаимоотношений. Правильное понимание исторического материала необходимо применять к Китаю в виду традиционности и консервативности данного государства.
Цель исследования – рассмотреть советско-китайские отношения 20-20 годов XX века.
Изучить особенности международного положения в исследуемый период.
Проанализировать соглашения России и Китая в период 1917-1934 гг..
Определить особенности советско-китайских конфликтов 20-20 гг. и их последствия.
Объект исследования – основополагающие характеристики внешней истории России. Предмет исследования – отношения России и Китая.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Пескова Г.Н., Капица М.С., Бровкин В.Н. и других.
Глава 1 Международные отношения на Дальнем Востоке
1.1 Проблема КВЖД в советско-китайских отношениях в конце 1917-начале 1924 г.
Российско-китайские отношения имеют давнюю историю и многовековые традиции: особенно насыщенными они были в XVII-XX вв. На протяжении этого периода цели и задачи внешнеполитических курсов обоих государств не раз претерпевали существенные изменения, соответственно этому серьезно менялась и международная обстановка на Дальнем Востоке. Основное содержание русско-китайских отношений с конца XVII (Нерчинский договор) и до конца XIX в. (русско-китайский договор 1896 г.) сводилось к становлению межгосударственных отношений путем обмена посольствами и миссиями, урегулированию территориально-пограничных вопросов и развитию торгово-экономических связей1.
Новый этап в истории российско-китайских отношений начинается с середины 90-х гг. XIX в. Качественное отличие этого этапа от предыдущего — перемещение центра тяжести российской дальневосточной политики с пограничных вопросов и развития торговых отношений в сторону экономического и политического проникновения в Китай, получения прав экстерриториальности и консульской юрисдикции, всевозможных концессий, а также льгот и привилегий для русских предпринимателей2. По сути, это был тот путь, которым несколько ранее начали проникать в Китай западноевропейские страны, США и Япония. В конце XIX в. объектом колониальных притязаний Японии, Великобритании и США стали также Корея и Маньчжурия, территории, непосредственно граничащие с Россией. Это, естественно, вызвало серьезное беспокойство российского правительства, тем более, что дальневосточные владения империи были очень слабо связаны с центральной частью страны, экономически почти не развиты и весьма уязвимы с военной точки зрения. В этой связи было необходимо в качестве одной из первоочередных мер — для укрепления дальневосточных рубежей страны и в целом российских позиций на Дальнем Востоке — приступить к строительству железной дороги, соединяющей центр с дальневосточными окраинами.
КВЖД попала в сферу внимания молодой советской дипломатии уже в первый месяц ее деятельности. Не позднее конца ноября 1917 г. НКИД сообщил посланнику Китая в Петрограде об увольнении с должности «бывшего посланника России бывшего князя Николая Александровича Кудашева» и управляющего КВЖД Д.Л. Хорвата. НКИД также предложил «Китайскому правительству составить смешанную русско-китайскую ликвидационную комиссию по вопросу Восточно-Китайской железной дороги»3.
Начало отношениям Советской России и Китайской республики было положено в ходе визита китайской военно-дипломатической миссии под руководством генерала Чжан Сылиня, прибывшей в Москву 5 сентября 1920 г. — с целью «ведения переговоров от имени Правительства Китайской Республики». Хотя пребывание делегации было недолгим, а полномочия Чжан Сылиня не были четко обозначены, руководство Советской России попыталось воспользоваться приездом миссии для установления дружественных отношений с Пекином. 27 сентября 1920 г. Чжан Сылиню была вручена нота правительства РСФСР с изложением принципов, предлагаемых СНК и НКИД в основу будущего советско-китайского договора. Но буквально на следующий день пекинское правительство, находившееся под сильным влиянием западных держав, видимо, по их требованию отозвало миссию Чжан Сылиня. Только в феврале 1921 г. китайская сторона дала ответ на российскую ноту от 27 сентября 1920 г. и согласилось начать непосредственные перговоры с правительством Российской Республики. В ответной ноте от 10 марта 1921 г. НКИД немедленно предложил приступить к переговорам в Пекине4.
Китайское правительство с первых дней начало применять тактику затягивания переговоров. Постоянные проволочки, откладывания, прямые срывы договоренностей со стороны Пекина вообще характерны для советско-китайских переговоров как на этом, первоначальном, этапе, так и в дальнейшем5.
Так, уже 31 марта 1921 г. в связи с предстоящим выездом советского представительства в Китай пекинское руководство заявило, что из-за действий белогвардейцев на КВЖД не может гарантировать личную безопасность членам делегации и просит отложить выезд до удобного момента. Из-за создаваемых китайцами препятствий в оформлении документов Москва вынуждена была несколько раз менять руководителей первой миссии в Пекин. Так, назначенный в июле 1921 г. А.Л. Шейман так и не смог выехать с делегацией в Китай — из-за более чем двухмесячных затяжек с выдачей въездных виз. Затем политбюро обсуждало кандидатуры А.А. Иоффе, Ю.Ю. Мархлевского и А.К. Пайкеса. Кстати, важность для Советской России переговоров с Китаем подчеркивалась тем большим значением, которое придавало правительство выбору руководителя делегации. Для утверждения на эту должность Ленин предлагал даже «собрать политбюро на полчаса». В конце концов в середине октября 1921 г. чрезвычайным уполномоченным РСФСР со специальной миссией при китайском правительстве был утвержден А.К. Пайкес. Он прибыл в Пекин 12 декабря 1921 г. В Москву 15 мая 1922 г. приехал специальный представитель Китая Шэнь Чжунсюнь, который выполнял лишь посреднические функции и ни в какие переговоры не вступал. Таким образом, между Советской Россией и Китайской республикой были установлены отношения «де факто»6.
Однако направление миссии Пайкеса в Пекин не принесло ожидаемых результатов. 16 декабря во время первой беседы Пайкеса с министром иностранных дел Ян Хайуином советский представитель подчеркнул, что собственниками КВЖД являются исключительно Советская Россия и Китай. Министр с этим согласился. Однако пекинское правительство под всевозможными предлогами откладывало переговоры о КВЖД, увязывая их, например, с выводом советских войск из Монголии. В одностороннем порядке оно объявило о прекращении с 1 апреля 1922 г. русско-китайского договора и соглашений 1881 г. о сухопутной торговле. В итоге по просьбе Пайкеса ему было разрешено вернуться в Москву: первая делегация РСФСР в Китае (декабрь 1921 — август 1922 г.) так и не смогла начать переговоры. Позиция Пекина в отношении Советской России определялась как сильным нажимом на него держав на Вашингтонской конференции 1921-1922 гг. с целью не допустить заключения советско-китайского соглашения, так и обострением внутренней борьбы в Китае.
Следующим шагом, предпринятым советским руководством для заключения договора с Пекином, было назначение А.А. Иоффе Чрезвычайным и Полномочным представителем РСФСР в Китае. А.А. Иоффе был уже известен как крупный дипломат: член делегации в Бресте, посол в Берлине, он заключил договоры с Эстонией, Латвией и Литвой в 1920 г., был участником мирных переговоров с Польшей в 1921 г. и членом российской делегации в Генуе.
Осенью 1922 г. Иоффе начал переговоры о русской доле боксерской контрибуции и о судьбе русского флота, уведенного белыми из Владивостока. Однако по сравнению с проблемами КВЖД это были второстепенные вопросы. Таким образом, А.А. Иоффе также не удалось добиться продвижения советско-китайских переговоров, а в январе 1923 г. он, серьезно заболевший, выехал на лечение в Японию7.
Советское правительство, стремившееся к скорейшему началу переговоров, предложило 30 января 1923 г. перенести их в Москву. 13 февраля МИД Китая отклонило это предложение, заявив, что «конференция может состояться в Пекине» после возвращения Иоффе. Правда, вскоре Пекин несколько изменил позицию, что было обусловлено начавшимися в Токио советско-японскими переговорами. Весной-летом 1923 г. Китай несколько раз сообщал о своем намерении немедленно начать переговоры. 20 июля 1923 г. Нарком иностранных дел Г.В. Чичерин сообщил китайскому представителю в Москве Шэн Чжунсюну, что из-за тяжелой болезни Иоффе советское правительство поручило возглавить переговоры заместителю наркома иностранных дел Л.М. Карахану, который должен в ближайшее время выехать на Дальний Восток8.
В это время серьезно обострилась ситуация на КВЖД. Власти ТВП пошли на провокационные действия в отношении КВЖД: Чжан Цзолинь предпринял попытку силой захватить Земельный отдел дороги. В июле 1923 г. харбинские власти отдали приказ о «передаче Земельного отдела КВЖД и всех земель, приобретенных в свое время Россией для дороги, в ведение китайской администрации». Подобные действия Чжан Цзолиня вызвали резкий отпор в ноте Представительства СССР в Китае от 1 августа 1923 г. По мнению А.Н. Хейфеца, эта акция была предпринята Чжан Цзолинем для того, чтобы дать повод для иностранного вмешательства в дела КВЖД. Однако это утверждение представляется спорным: неясно, зачем понадобилось маршалу это вмешательство? Хотя реакция западных и японских представителей в Харбине на самом деле оказалась весьма бурной: иностранные консулы опечатали архивы Земельного отдела, а 11 августа направили угрожающую ноту пекинскому правительству. Позже на КВЖД прибыл американский посланник Дж.Г. Шурмэн, заявивший, что Китай не имеет права решать вопрос о КВЖД без санкции великих держав. Он требовал, чтобы дорога оставалась на попечении стран-участниц Вашингтонской конференции, так как «в международном отношении Россия исчезла, а никто не занял ее место»9.
1.2 Советско-китайские соглашения по КВЖД и их реализация (1924-1928 гг.)
Обычно в советской исторической литературе принято говорить о советско-китайском соглашении 1924 г. как об одном документе. Однако надо иметь в виду, что 31 мая 1924 г. уполномоченным правительства СССР Л.М. Караханом и министром иностранных дел Гу Вэйцзюнем (Веллингтоном Ку) был подписан целый ряд документов: два соглашения и семь деклараций.
Важнейший из этих документов — «Соглашение об общих принципах для урегулирования вопросов между Союзом Советских Социалистических Республик и Китайской республикой» — состоял из 15 статей. Многие из положений СоглашеНия тогда же получили развитие в специальных декларациях, а наиболее сложные вопросы советско-китайских отношений предполагалось рассмотреть на специальной конференции, которую намечалось созвать не позднее следующего месяца (статья. II).
Оба правительства договорились о немедленном восстановлении нормальных дипломатических и консульских отношений. Статья III Соглашения содержала согласие обоих правительств аннулировать на предстоящей конференции «все конвенции, договоры, соглашения, протоколы, контракты и т. д., заключенные между правительством Китая и царским правительством». Статьей IV Советский Союз подтверждал прежние заявления: «в соответствии с его политикой и с декларациями 1919 и 1920 гг. объявляет не имеющим силы все договоры, затрагивающие права и интересы Китая, заключенные царским правительством с третьей стороной». Китайское правительство в специальной декларации по этому вопросу аннулировало все договоры и соглашения с царским правительством или с третьей стороной.
Советское правительство отказалось от прав экстерриториальности и консульской юрисдикции (ст. XII), специальных прав и привилегий концессий, приобретенных царским правительством в Китае (ст. X). Китайская сторона, в свою очередь, обязалась не передавать этих специальных прав и привилегий третьей державе или какой-либо иной организации. Специальной декларацией было установлено, что граждане СССР будут всецело подчиняться китайской юрисдикции, а правовые аспекты положения советских граждан должны были быть урегулированы на предстоящей конференции. В Соглашении был официально закреплен отказ СССР от русской доли боксерской контрибуции (ст. XI) и объявлено о направлении этих денег «исключительно и полностью на создание фонда улучшения просвещения китайского народа».
Москва и Пекин договорились о взаимной передаче друг другу всего движимого и недвижимого имущества, принадлежавшего царскому правительству и Китаю, об урегулировании на предстоящей конференции вопросов национальных границ (ст. VII), судоходства (ст. VIII), торгового договора и таможенного тарифа (ст. XIII). Китайское правительство признало право собственности СССР в отношении сооружений и земельных участков Русской православной миссии, находящихся в Пекине и Поташу, и обязалось принять меры к передаче их советской стороне10.
Советская сторона на переговорах и при подписании соглашений пошла на ряд явных уступок Пекину: признание суверенитета Китая во Внешней Монголии и вывод советских войск с ее территории (несмотря на соседство враждебных вооруженных белых формирований)** ; отказ от прав экстерриториальности и консульской юрисдикции (в какой-то степени поощрив этим произвол китайских властей в отношении советских граждан во второй половине 1920-х гг.); отказ от всех договоров и соглашений царского правительства, не дожидаясь намеченной статьей II Соглашения конференции и т. д. Недаром после подписания этих документов одна из газет Северного Китая отмечала, что «китайско-советское соглашение превосходит по своим выгодам самые смелые мечты Китая». Во многом эти уступки объяснялись провозглашенными сразу после Октябрьской революции общими принципами внешней политики СССР и заинтересованностью в дружественных отношениях с Китайской Республикой. Однако не менее важной причиной явилось желание советского руководства максимально выгодным образом решить вопрос о КВЖД, который занимал на переговорах и в принятых документах центральное место.
Несмотря на провозглашенный принцип отказа от царских договоров и концессий, советское правительство не собиралось терять такой лакомый кусок как КВЖД.
Прежде всего обе стороны заявили, что КВЖД является чисто коммерческим предприятием. Все вопросы, за исключением деловых операций, затрагивающие права центрального правительства и местных властей Китайской республики (гражданское управление, полиция, военная администрация, суд и т. д.), находятся в ведении местной администрации. В этом — коренное различие с принципами 1896 г.
Далее советская сторона обязалась взять на себя ответственность за все претензии держателей акций и облигаций и кредиторов КВЖД, возникшие до февральской революции 1917 г. (ст. IX, п.4). Правительство СССР согласилось на выкуп китайской стороной КВЖД и всего принадлежащего дороге имущества, с тем, чтобы условия выкупа и порядок передачи были обговорены на предстоящей конференции (ст. IX, п.2.3). Показателен пункт 5-й статьи IX: об определении будущего КВЖД только Советским Союзом и Китайской Республикой — без участия третьей стороны или сторон. Таким образом, была поставлена правовая преграда всем могущим возникнуть попыткам очередной «интернационализации» дороги. Однако СССР позже сам нарушил это положение: переуступив в 1935 г. — без всякого согласования с Китаем — свои права на КВЖД правительству Маньчжу-диго, т. е. Японии.
Стороны договорились подписать Соглашение по КВЖД — до решения вопроса о выкупе дороги китайской стороной (ст. IX, п.6), которое состояло из 11 статей и регламентировало административную сторону деятельности дороги: функции Правления и Управления КВЖД, назначение служащих и т. д.
Опубликование соглашений и деклараций 31 мая 1924 г. в печати вызвало большой международный резонанс. Зарубежные представители в Пекине и Русско-Азиатский банк заявили протесты МИД Китая по поводу соглашения по КВЖД без предварительного обсуждения с ними вопроса о дороге. Более того, управляющий банком Рендр с представителем французского правительства собирался в Москву для урегулирования ситуации, так как в случае полного соблюдения соглашений 1924 г. Русско-Азиатский банк вынужден был бы ликвидироваться. Французский генеральный консул в Ханькоу заявил, что, несмотря на заключение соглашений, никаких изменений в судьбе бывших русских концессий в Ханькоу без согласия французского правительства быть не может.
Самым бесцеремонным образом действовало американское правительство, пугая Пекин «серьезными последствиями» заключенных с СССР соглашений. Недаром Л.М. Карахан в интервью корреспонденту РОСТа сообщил, что «главным условием успеха было сохранение переговоров китайской стороной в «строжайшей тайне», а проходившие параллельно советско-японские переговоры усыпили зоркое внимание дипломатов».
Неоднократные протесты заявляло и правительство Японии, считавшее советско-китайское соглашение о КВЖД прямым нарушением решений Вашингтонской конференции. Японский кабинет направил через своего посланника в Китае ряд нот советскому правительству, в которых указывал «на совершенно самоочевидную сторону вопроса» — «права и интересы Японии и ее подданных в отношении КВЖД не будут ни в коей мере затронуты соглашением». Однако советское правительство строго придерживалось принципа: «ни одна иностранная держава или ее гражданин не имеют никаких прав или интересов в отношении Китайско-Восточной железной дороги».
Эти шумные протесты и угрозы не произвели впечатления ни на советское, ни на китайское правительства. Китайское министерство иностранных дел заявило, что КВЖД «принадлежит исключительно России и Китаю» и никто не имеет никакого права вмешиваться в русско-китайские отношения по вопросу о КВЖД.
Подписание советско-китайских документов не могло не оказать влияния на международную ситуацию на Дальнем Востоке. Наиболее активно отреагировала на заключение соглашения по КВЖД Япония.
Глава 2 Ухудшение советско-китайских отношений
2.1 Конфликты в совместном управлении КВЖД
Китайские историки рассматривают период с 1925 г. и до вооруженного конфликта на КВЖД в 1929 г. как период постоянных нарушений СССР соглашений 1924 г. Однако изучение советско-китайской дипломатической переписки тех лет свидетельствует, скорее, об обратном — о постоянных нарушениях статей соглашений китайской стороной11.
Вопрос об увольнении русских служащих КВЖД, не принявших советского или китайского гражданства, вызвал в 1925 г. первое столкновение между советскими и китайскими членами администрации дороги. 9 апреля 1925 г. Управляющий дорогой А.Н. Иванов на основании статьи V Соглашения по КВЖ издал приказ №94 об увольнении с 1 июня текущего года всех русских работников без гражданства. В защиту увольняемых выступил Председатель правления дороги Бао Гуйцин. 19 мая 1925 г. по Харбину были рассклеены извещения, в которых он отменял приказ № 94, ссылаясь на превышение А.Н. Ивановым полномочий. 23 мая последовала реакция советской стороны на высшем уровне: Л.М. Карахан вручил министру иностранных дел Китая ноту, в которой возмущался «покровительством монархическим элементам со стороны высокого китайского чиновника», расценивая поведение Бао Гуйцина «как безответственное и прямо враждебное СССР» и требовал назначения нового председателя Правления. Надо отметить, что этот демарш возымел действие. 4 июня 1925 г. в Харбине состоялись переговоры генконсула СССР И.П. Грандта и дипломатического комиссара Цай Юньшэна, на которых было достигнуто решение об увольнении с дороги всех служащих без гражданства. 13 июня 1925 г. Бао Гуйцин был отозван китайским правительством, а на его место был назначен Юй Чунхан. Видимо, это была первая проба сил властей ОРВП в отношении КВЖД. Белые русские были приненены в жертву, и конфликт разрешился сравнительно легко. Однако возникновение его весьма показательно: он был первым в целой цепи более серьезных конфликтов на дороге, вылившихся в конце концов в военное столкновение Китая и СССР.
Несмотря на положительный исход этого инцидента, ситуацию на КВЖД в 1925 г. нельзя было назвать стабильной: мелкие провокации со стороны харбинских и мукденских властей продолжались. То маршал Чжан Цзолинь пытался запретить хождение советского червонца в Северной Маньчжурии, то харбинская полиция закрывала на месяц просоветскую газету «Эхо» и т. п. В конце года на станции Мукден местные военные власти при помощи русских полицейских провели незаконный обыск советского дипкурьера и даже вскрыли дипломатическую почту12.
Весь этот год продолжалась активная антисоветская деятельность белоэмигрантов из лагеря «непримиримых». Как харбинские газеты, так и советская дальневосточная пресса были полны сообщениями о различных столкновениях советских граждан с враждебно настроенными русскими эмигрантами в Харбине, о постоянных конфликтах пионеров и комсомольцев с различными молодежными эмигрантскими организациями. В конце 1925 г. на возвращавшегося из отпуска Л.М. Карахана белоэмигрантами в Харбине было подготовлено покушение, участники которого были схвачены полицией.
В следующем году обстановка на КВЖД еще более накалилась. По сути здесь образовалось три соперничающих (из них два прямо враждебных) лагеря: советский, китайский и русский белоэмигрантский.
В январе 1926 г. возник острый конфликт на КВЖД по вопросу об уплате за мукденские военные перевозки по железной дороге. Чжан Цзолинь, воевавший наряду с другими милитаристскими группировками (Северного Китая) за контроль над Пекином, нуждался в провозе по КВЖД своих войск.
1927 г. стал годом значительного ухудшения советско-китайских отношений. Чжан Цзолинь продолжал в этом году нагнетать напряженность в отношениях Китая с СССР. Так, 28 февраля советский пароход «Память Ленина» был задержан в районе Пукоу войсками шаньдунского генерал-губернатора Чжан Цзунчана. Команду парохода, трех советских дипкурьеров и жену советского военного советника Ф.С. Бородину бросили в тюрьму в г.Цзинань. Чжан Цзолинь и Чжан Цзунчан таким образом пытались оказать давление на Уханьское правительство. Только 12 июля Бородина и дипкурьеры были освобождены по решению пекинского суда «ввиду ненахождения в их деле элементов преступления». Гораздо более тяжелой была судьба 47 членов команды парохода: они содержались в тюрьме в ужасных условиях и только в 1928 г. были освобождены. Пароход «Память Ленина» так и не был возвращен СССР.
Следующие действия Чжан Цзолиня поставили советско-китайские отношения на грань разрыва. 6 апреля 1927 г. более сотни китайских солдат по приказу маршала Чжан Цзолиня окружили и заняли часть территории полпредства СССР в Пекине. Начались обыски квартир сотрудников, в помещениях военного городка, участка Управления КВЖД, Дальневосточного банка; были разгромлены отделы ТАСС и клуб, арестованы 15 советских граждан и 60 китайцев (из них 20 коммунистов)13.
2.2 Советско-китайский конфликт 1929 года и его последствия
Обострение в 1929 г. конфликтной ситуации на КВЖД вплоть до вооруженного столкновения — закономерное следствие проводимой нанкинским правительством политики в отношении СССР. В этом сходятся как советские и российские, так и китайские авторы. Сон До Чжин убежден, что вооруженный советско-китайский конфликт на КВЖД явился прямым результатом практического осуществления китайскими властями курса на установление полного контроля над КВЖД. Этот курс, по мнению исследователя, особенно активизировался в конце 1928-начале 1929 гг., когда правительство Чан Кайши стало применять тактику «революционной дипломатии» в отношении навязанных Китаю иностранными державами неравноправных договоров. В общем антисоветском курсе гоминьдановского правительства захвату КВЖД отводилось центральное место. Отказ от соглашений 1924 г. облегчался для Нанкина и тем обстоятельством, что в декабре 1928 г. Чжан Сюэлян признал верховенство правогоминьдановского правительства.
Сигналом к новой волне провокаций в ОРВП послужил захват телефонной станции КВЖД. 22 декабря 1928 г. отряд харбинской полиции во главе с инспектором Главного радио-телефоно-телеграфного управления Цзэн Бином занял помещение телефонной станции КВЖД. Для оправданния этого акта произвола китайские власти ссылались на, якобы, принадлежность станции городу, на пункты городских положений о частных телеграфных предприятиях.
13 июля советское правительство выступило с очередной нотой, в которой Советский Союз опять предлагал решить все спорные вопросы путем созыва советско-китайской конференции, причем китайские власти должны были немедленно отменить все незаконные распоряжения в отношении КВЖД, освободить всех арестованных совграждан и прекратить все преследования советских организаций. Эти требования оставались неизменными на протяжении всего конфликта — до подписания Хабаровского протокола. Тогда же в первый раз советская сторона потребовала от китайского правительства отвести сосредоточенные у советской границы и приведенные в боевую готовность маньчжурские войска и белогвардейские отряды14.
Однако китайские правящие круги, как в Нанкине, так и в Мукдене, не собирались отступать.
Видя стойкое нежелание нанкинских властей мирным путем решить конфликт, советское правительство пошло на вынужденную меру — объявило в ноте от 17 июля 1929 г. о разрыве дипломатических отношений с нанкинским правительством. Все советские дипломатические, консульские и торговые представители, сотрудники администрации КВЖД были отозваны из Китая, а китайским дипломатам было предложено немедленно покинуть пределы СССР. Также было принято решение прекратить всякую железнодорожную связь между Китаем и СССР. В то же время союзное правительство заявляло, что оставляет за собой все права, вытекающие из Пекинского и Мукденского соглашений 1924 г.
Подобное драматическое развитие событий в ОРВП не могло не привлечь внимания западных государств и Японии, имевших серьезные экономические и политические интересы в Маньчжурии. Большую активность и стремление вмешаться в ситуацию на КВЖД проявили, прежде всего, правительства Франции и США. Их позицию поддержал лондонский кабинет. Более сдержанно, скорее выжидая, были настроены Берлин и Токио15.
В конце лета 1929 г. советско-китайские отношения обострились до предела и были поставлены на грань войны. Ответственность за подобное развитие событий полностью может быть возложено на китайскую сторону: во-первых, сосредоточенные у советской границы китайские войска с августа по ноябрь 1929 г. совершали постоянные нападения и обстрелы советской территории, причем наиболее активное участие в этом принимали белогвардейские отряды. Во-вторых, китайские власти проводили жесткую репрессивную политику в отношении проживавших в Харбине и на линии советских граждан. Поставленный во главе КВЖД Фан Цигуань увольнял совграждан с КВЖД и выселял их с семьями из квартир. Всего в ОРВП было арестовано 1683 человека, в том числе 80 женщин и 30 детей. По сообщениям советских источников арестованные находились в концлагере в Сумбэо и содержались в ужасных условиях, хотя на фотографиях популярного на Дальнем Востоке эмигрантского журнала «Рубеж» этот лагерь напоминает санаторий. Германский консул в Харбине, представлявший после разрыва советско-китайских отношений права советских граждан, постоянно требовал от китайских властей улучшения условий содержания советских арестованных. Несмотря на это, мукденская администрация позволяла полицейским не только избивать и подвергать пыткам арестованных, но и допускала казни советских граждан «без суда и следствия и самым варварским образом». Почти ежедневно в Харбине и на линии обнаруживали обезглавленные трупы советских людей. 24 сентября в Харбине было опубликовано официальное сообщение о расстреле в Цицикаре 3 советских железнодорожников «по приговору полевого суда, якобы повинных во вредительстве». А нанкинские власти продолжали отрицать репрессии против рабочих и служащих КВЖД, признав лишь факт заключения в китайских тюрьмах и концлагерях ряда советских граждан, якобы наносивших своими действиями ущерб КВЖД.
В 1929 году на конференции состоялось подписание Хабаровского протокола, результатом которого стало урегулирование многих важных вопросов, однако напряженность отношений между СССР и Китаем сохранялась.
Глубокое изучение истории советско-китайских отношений началось в нашей стране в основном после 1953 г., и в короткий срок привело к значительным результатам. Были написаны работы по отдельным проблемам и целым этапам истории взаимоотношений СССР и Китая.
С конца Х1Х в. в международных отношениях на Дальнем Востоке важную роль начинает играть Китайско-Восточная железная дорога. Само строительство Россией железной дороги в Маньчжурии явилось одной из причин русско-японской войны 1904-1905 гг. Особенно возросло соперничество ведущих стран мира за обладание дорогой после первой мировой войны. Проблема КВЖД занимала существенное место в повестке дня трех крупнейших международных конференций — Вашингтонской 1921-1922 гг., Каирской 1943 г., Ялтинской 1945 г. Долгие и сложные переговоры предшествовали заключению 4 фундаментальных соглашений по КВЖД между СССР и Китаем (1924, 1945, 1950, 1952 гг.), одного — между СССР и Японией (1935 г.).Только за
Ответы на билеты по истории / 36. Международные отношения и внешняя политика Советского Союза в 1920
Международные отношения и внешняя политика Советского Союза в 1920-1930-е годы.
Основными направлениями внешней политики Советского государства и коммунистической партии в 20-е годы стало укрепление позиций СССР на международной арене и распространение коммунистического движения в мире. Первые договоры, заключенные в 1920-1921 гг. с пограничными странами, положили начало широкому дипломатическому признанию Советского государства. Одним из источников разногласий между РСФСР и ведущими странами Европы был вопрос о долгах царского и Временного правительств. Одной из главных задач, поставленных перед делегацией, являлось установление экономических и торговых отношений с капиталистическими странами. Советская делегация заявила, что не может быть и речи о возврате прежним владельцам национализированной собственности и принятии других требований, которые ущемляли бы независимость и суверенитет РСФСР. Вместе с тем, правительство России согласилось предоставить иностранным предпринимателям концессии и признать довоенные долги при условии возмещения ущерба, причиненного интервенцией. Раппальский договор предусматривал взаимный отказ сторон от возмещения военных расходов. Генуэзская конференция формально прервала свою работу, чтобы продолжить ее в Гааге в качестве комиссии по русскому вопросу (лето 1922 г.). В Генуе Советское правительство предложило обсудить вопрос о всеобщем разоружении. Оно было отвергнуто. Тогда РСФСР обратилась к своим западным соседям — Эстонии, Латвии, Литве, Финляндии и Польше с предложением обсудить вопрос о пропорциональном сокращении вооруженных сил шести государств. В конце 1922 г. в Лозанне (Швейцария) открылась международная конференция по ближневосточным вопросам. Советская страна была приглашена на нее для обсуждения частного вопроса — о черноморских проливах. На завершающее заседание конференции СССР фактически не был допущен и без его участия конференция в Лозанне приняла конвенцию о режиме проливов, установив беспрепятственный проход через них как торговых, так и военных судов и демилитаризацию проливов. Таким образом, Англии удалось создать постоянную угрозу СССР со стороны Черного моря. 1 февраля 1924 г. впервые пришедшее к власти в Великобритании лейбористское правительство (премьер-министр Макдональд) заявило о признании СССР де-юре. В феврале 1924 г. СССР установил дипломатические отношения с Италией (премьер Муссолини). Вслед за этим в 1924г. СССР был признан рядом других стран — Норвегией, Швецией, Данией, Австрией, Грецией, Мексикой и др. В мае 1924 г. были установлены дипломатические и консульские отношения СССР с Китаем. Советское правительство предоставило Японии концессии на Северном Сахалине, в частности, на эксплуатацию 50 % площади нефтяных месторождений. В 1924-1925 гг. СССР установил дипломатические отношения с двенадцатью государствами Европы, Азии, Америки. Внешнеполитическая изоляция СССР была окончательно ликвидирована. Лишь США отклоняли все советские предложения о нормализации отношений. В мае 1927 г. в поисках «агентов Коминтерна» английская полиция совершила налет на лондонскую контору англо-советского кооперативного общества (АРКОС) Обвинив СССР во вмешательстве во внутренние дела Англии, английское правительство аннулировало экономическое соглашение 1921 г. и разорвало дипломатические отношения с СССР. В двадцатые годы активизировалась деятельности советских коммунистов на международной арене. Основной целью внешней политики СССР было укрепление своего политического положения на международной арене и расширение экономических связей. Этих целей СССР смог в значительной степени достичь к середине 1930-х годов; однако в конце десятилетия Советский Союз оказался фактически в международной изоляции. Внешнеторговая политика СССР вызвала в 1930-1932 годах резкий протест во многих странах, которые обвиняли Советский Союз в демпинге, то есть вывозе на мировой рынок товаров по цене ниже их себестоимости. По их мнению, эта политика обеспечивалась массовым применением принудительного труда в СССР и именно она привела к экономическому кризису на Западе. К блокаде присоединились Франция, Бельгия, Румыния, Югославия, Венгрия, Польша, а также Англия, несмотря на нежелание лейбористского правительства обострять отношения с Москвой. Другой причиной усиления враждебности к СССР стала сплошная коллективизация, сопровождавшаяся закрытием церквей и ссылками крестьян, преимущественно христиан. В 1932 г. Советский Союз заключил договоры о ненападении с Польшей, Финляндией, Латвией, Эстонией и Францией. В 1934 г. 30 государств-членов Лиги Наций во главе с Францией направили приглашение СССР вступить в эту международную организацию. Вступление СССР в Лигу Наций стало свидетельством его возросшего влияния и авторитета. В свою очередь, СССР на международной экономической конференции (Лондон, июль 1933 г.) подписал с десятью государствами Конвенцию об определении агрессора. Агрессором признавалось государство, которое объявит войну другому государству, вторгнется на его территорию без объявления войны, бомбардирует его территорию или установит морскую блокаду. Переговоры о Восточном пакте (1933-1935 гг.), которые вел СССР, предусматривали заключение регионального соглашения ряда европейских государств (Польши, Чехословакии, прибалтийских государств) о взаимной помощи против возможной агрессии Германии. Косвенным результатом переговоров явились два договора о взаимопомощи, заключенные СССР с Францией и Чехословакией в 1935 г. Переговоры о Тихоокеанском пакте (1933-1937 гг.), которые СССР, вел с США, преследовали цель сдержать японскую агрессию в районе Тихого океана. В июле 1937 г. Япония напала на Китай. В Азии началась затяжная война. Через месяц СССР заключил с Китаем договор о ненападении. 29 июля 1938 г. японские войска вторглись на советскую территорию в районе озера Хасан. В качестве повода Япония выдвинула претензии на ряд высот в этом районе. Войска Дальневосточного фронта (командующий Маршал Советского Союза В.К.Блюхер) к 11 августа 1938 г. отбросили противника и восстановили государственную границу. В сентябре 1940 г. в Токио был подписан германо-японо-итальянский военный пакт. Согласно ему, Япония признала право Германии и Италии на создание «нового порядка» в Европе, а Германия и Италия — право Японии на создание «нового порядка» в Восточной Азии. В 1938-1939 гг. Германия начала осуществлять свои агрессивные планы по «расширению жизненного пространства». В условиях роста военной угрозы со стороны Германии в Москве в марте-августе 1939 г. велись англо-франко-советские переговоры по заключению договора о взаимопомощи. Провал переговоров был выгоден Германии, которая смогла сорвать тройственный антигерманский военный союз. В мае 1939 г. Германия заявила о желании улучшить отношения с СССР, если он не пойдет по пути «окружения» Германии вместе с Англией и Францией. 28 сентября 1939 г. СССР и Германия подписали договор «О дружбе и границах». Он предусматривал прекращение антифашистской пропаганды в СССР и антикоммунистической пропаганды в Германии, налаживание всесторонних отношений между двумя странами и установление общей границы, прошедшей по территории разгромленной Польши (по рекам Западный Буг и Нарев).
Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:
СССР и международные отношения в 1920 — 1980 гг
Стабилизация экономики в России в эпоху НЭПа способствовала улучшению отношении с иностранными государствами. В 1921 — 1922 гг. были подписаны торговые соглашения со многими государствами, в том числе с Австрией, Англией, Афганистаном, Ираном, Латвией, Литвой, Норвегией, Турцией, Францией, Финляндией, Эстонией. С 1924 г. началось официальное признание СССР иностранными государствами.
В конце 20-х — начале 30-х годов внешняя политика СССР характеризовалась, с одной стороны, ее идеологизацией, с другой — необходимостью упрочения международного положения страны.
Идеологизация внешнеполитического курса выражалась в претворении в жизнь принципа пролетарского интернационализма — правительство оказывало помощь компартиям, рабочим движениям в других странах. Это создавало трудности во взаимоотношениях СССР с многими государствами, видевшими в действиях советского правительства вмешательство во внутренние дела этих стран. Одним из трагических последствий идеологизации внешней политики, проводимой Стачиным, было решение об отказе от сотрудничества с Коминтерном, а следовательно, и с социал-демократическими партиями Европы. Это привело не только к изоляции европейских компартий, но и способствовало ослаблению левых сил в Германии, что привело к Креплению нацистской партии Германии и победе ее на выборах и приходу к власти Гитлера.
СССР оказало помощь правительству Народного фронта Испании, в его борьбе с вспыхнувшим военным мятежом генерала Франко, которому помощь оказывали Германия и Италия. СССР оказывал помощь оружием, продовольствием, военными специалистами. Это привело к обострению взаимоотношений с Германией и Италией.
Против СССР в 1936 г. был создан союз — Антикоминтерновский пакт, куда вошли Германия и Япония, в 1937 г. — Италия. Эти страны начали осуществлять агрессивную политику. В июле 1938 г. японские воинские части перешли советскую границу в районе озера Хасан, но были отброшены частями Красной Армии. В мае 1939 г. японские войска снова попытались вторгнуться в Монголию. В соответствии с договором СССР с Монголией Красная Армия совместно с монгольскими частями разгромила японские войска.
После захвата в марте 1939 г. Германией Чехии и Моравии советское правительство предложило заключить Франции и Англии тройственный договор о взаимопомощи и военной конвенции. Но они не желали брать на себя обязательств в случае нападения на одну из сторон. В июле—августе 1939 г. в Лондоне между Германией и Англией велись переговоры, на которых обсуждалась возможность подписания соглашения между этими странами о ненападении. В случае успешных переговоров в Лондоне для СССР создавалась угроза войны без союзников на два фронта — европейском и дальневосточном. В этих условиях советское правительство приняло предложение германского правительства о проведении переговоров. В Москву прибыла германская делегация во главе с министром иностранных дел И. Риббентропом. С советской стороны — нарком иностранных дел В. М. Молотов. В ходе переговоров стороны пришли к соглашению о заключении договора сроком на десять лет о ненападении. Договор имел секретный протокол о разграничении сфер влияния между Германией и СССР. 23 августа 1939 г. «Пакт Риббентропа-Молотова», был подписан. В сферу интересов СССР включались Прибалтика, Бессарабия. Договор дал возможность СССР на два года отсрочить войну с Германией.
Обезопасив себя со стороны СССР, через несколько дней после подписания договора Германия 1 сентября 1939 г. напала на Польшу. 3 сентября в соответствии с выданными Польше гарантиями Англия и Франция объявили войну Германии. Однако Польская армия, не получив помощи, была разбита. 17 сентября СССР ввел свои войска Западную Украину и Западную Белоруссию. 28 сентября подписан советско-германский договор «О дружбе и границах».
С Латвией. Литвой и Эстонией были заключены соглашения в соответствии с которыми в этих странах были размещены советские вооруженные силы. На выборах, проведенных в этих государствах, к власти пришли коммунисты и возглавляемые ими правительства приняли решения о вхождении этих стран в состав СССР.
В целях обеспечения большей безопасности Ленинграда и удаления от города советско-финляндской границы советское правительство предложило Финляндии за территориальную компенсацию в другом районе перенести границу СССР на Карельском перешейке на запад от Ленинграда. В связи с отказом Финляндии удовлетворить эту просьбу 30 ноября 1939 г. войска Ленинградского военного округа начали военные действия против Финляндии. В марте 1940 г. с Финляндией был подписан мирный договор — советско-финляндская граница была перенесена от Ленинграда на 150км. СССР была передана территория на полуостровах Средний и Рыбачий и в аренду на 30 лет был предоставлен полуостров Ханко.
Последней предвоенной акцией СССР на международной арене В июле 1940г. было подписано соглашение между СССР и Румынией «О воссоединении Бесарабии и северной части Буковины с СССР».
К 1941 г. границы СССР на западе отодвинулись, население СССР увеличилось. В 1941 г. в войну против СССР вступили не только Германия, но и Финляндия, Румыния и Венгрия. Япония и Турция заняли враждебную для СССР позицию.
В ходе военной кампании 1945гю были освобождены Польша, Чехия, Венгрия. После победы над Германией, 8 августа 1945г. СССР объявил войну Японии. 2 сентября был подписан Акт о полной капитуляции Японии. Были освобождены Юж. Сахалин, Северо-Восточный Китай, Сев. Корея.
Мировая война была закончена.
Рост влияния СССР на международной арене, вызывал озабоченность западных держав. США и Великобритания определили в отношении СССР задачу: «сдерживать коммунизм». С этой целью США начал оказание широкомасштабной помощи странам Европы, пострадавшим в результате войны («план Маршалла»). В 1949 г. был создан военный блок НАТО, в который вошли США, Великобритания, Франция и другие европейские страны. В противовес по инициативе СССР в январе 1949 г. был создан Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), Албания (до1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, ГДР (1990).
К 1949 г. в мире сформировались два полюса — США и СССР, обладателями новых рычагов (ядерное оружие) воздействия на мировую политику.
Уже в начале 1946 г. бывшие союзники по антигитлеровской коалиции находились в состоянии «холодной войны». СССР был лишен внешнеэкономической помощи.
Начиная с 1953 г. активизировалась внешняя политика СССР. В 1959 г. состоялись первый визит главы советского правительства Н. С. Хрущева в США и ответный визит вице-президента США Р. Никсона. В 1963 г. был заключен договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах (атмосфере, космосе и под водой). Отношения между СССР и Западом ухудшились, после того как в 1960 г. над Свердловском был сбит американский разведывательный самолет. Особенно острым был Карибский кризис 1962 г., возникший в связи с размещением советских ракет на Кубе.
В 1955 г. был создан военно-политический союз социалистических стран Европы (кроме Югославии) — Организация Варшавского Договора. В 1956 г. советские войска подавили антикоммунистическое восстание в Венгрии. В начале 60-х резко обострились отношения с Китаем, вызванные идеологическими разногласиями и расхождением стратегических интересов. В 1968 г. произошел военный конфликт между КНР и СССР из-за острова Даманский на Амуре.
Успех в «холодной войне» мог быть достигнут в экономической сфере, в 70-е страны, входящие в НАТО выявляли слабые места в экономике СССР и проводили мероприятия, целью которых было ослабление советской экономики. Организовывались широкомасштабные кампании по снижению на мировом рынке цен на нефть, ограничению экспорта советского природного газа, что приводило к уменьшению поступления в Советский Союз иностранной конвертируемой валюты.
Введение США запрета на приобретение Советским Союзом новой промышленной продукции и новых технологий, рост военных вооружений стран НАТО, повышение их технологического уровня и стоимости обострили ресурсный и технологический кризис СССР, вызвали необходимость увеличения им собственных военных научных исследований. При этом западными странами создавались условия, затрудняющие получение Советским Союзом иностранных кредитов.
В мае 1987г. по инициативе сов. Руководства совет стран Варшавского Договора принял «Берлинскую декларацию» об одновременном роспуске ОВД и НАТО. В июле 1991г. подписан советско-американский договор о сокращении ядерных стратегических наступательных вооружений – ОСНВ-1
В 1988-89г. был осуществлен вывод войск из Афганистана, затем из Монголии.