Что такое эффективный договор для учителя

Делопроизводство

Эффективный трудовой договор (контракт)

С 2012 года в России реализуется программа последовательного совершенствования оплаты труда сотрудников государственных и муниципальных учреждений.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В целом, она рассчитана на 6 лет (до 2018 года).

Одним из ее аспектов выступает внедрение в вышеупомянутых организациях так называемого эффективного контракта, на основании которого теперь будут работать врачи, педагоги и иные работники бюджетной сферы.

Эффективный трудовой договор представляет собой контракт с наемным работником, в котором прописаны все его обязанности, особенности оплаты труда, показатели оценки эффективности его деятельности, а также система предоставления ему стимулирующих выплат и различных вариантов социальной поддержки.

Эффективный контракт является лишь одним из вариантов стандартного трудового договора (поскольку не противоречит, предъявляемым к нему требованиям), а не новой его формой (ст. 57 ТК РФ).

Нормативная база

Существует целый ряд нормативно-правовых актов, которые предопределили введение в РФ эффективного контракта на уровне учреждений, финансируемых из государственного бюджета.

В их числе:

  • Программа постепенного усовершенствования условий оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях в 2012-2018 годах;
  • Указ Президента РФ №597 «О мерах по осуществлению социальной политики государства»;
  • Приказ Минтруда РФ №167-н «О внедрении рекомендаций по оформлению отношений с работниками государственных и муниципальных учреждений на базе эффективного контракта».

Дополнительным документом выступают показатели эффективности функционирования бюджетных учреждений, которые формируются, а затем утверждаются местными органами власти с учетом региональной специфики.

Скачать указанные выше документы можно на нашем сайте:

С кем и с какой целью может заключаться?

Эффективные контракты, как уже упоминалось ранее, могут заключаться с педагогами, врачами и работниками иных учреждений бюджетной сферы.

Иными словами, на такую форму оформления трудовых отношений переходят все работники организаций, финансируемых из государственного или местного бюджета.

В числе целей введения трудового договора по эффективному контракту можно указать:

  • Формирование системы показателей эффективности, позволяющих адекватно оценивать и при необходимости поощрять работников отрасли.
  • Привязка в показателям эффективности специальных стимулирующих выплат, которые в дальнейшем отражаются и в эффективных контрактах, и в коллективных трудовых договорах.
  • Постепенный отказ от тех стимулирующих выплат, которые не доказали своей эффективности.

Таким образом, эффективный трудовой контракт позволяет оценивать показатели деятельности работников бюджетной сферы качественно и количественно, после чего формирует возможность поощрения отдельных сотрудников.

Внедрение эффективного контракта в трудовые отношения учителей подробно описано в Государственной программе «Развитие образования в РФ» (2013-2020), утвержденной Постановлением Правительства 295:

Главными целями такого нововведения выступают:

  • переход от повышения оплаты труда за счет роста учебной нагрузки к росту зарплаты учителя в зависимости от его вклада в работу и качества процесса обучения;
  • повышение привлекательности работы учителя в силу более адекватной и справедливой ее оплаты.

Малый обслуживающий персонал школы, в том числе библиотекари, психологи, уборщицы, которые также получают зарплату из средств государственного бюджета также переводятся на эффективные контракты.

В этом случае преследуются такие цели, как:

  • сокращение текучести кадров на уровне МОП школ;
  • рост престижа работы таких сотрудников;
  • установление связи между качеством работы сотрудника и зарплатой.

Какие особенности имеет работа без оформления трудового договора? Смотрите тут.

Чем отличается от трудового договора?

Многие кадровики, да и сами работники бюджетной сферы задаются вопросом: в чем отличие обычного трудового контракта от эффективного?

Для этого стоит детально рассмотреть содержание приведенной ниже таблицы.

  • Трудовая функция работника;
  • Показатели оценки эффективности его работы;
  • Размер стимулирующих выплат.
  • Привязана к показателям эффективности работы (количественным и качественным);
  • Предполагает стимулирующие выплаты.

Особенности оформления

Эффективный трудовой контракт может оформляться отдельно или в качестве дополнительного соглашения к основному договору.

В нем обязательно прописываются такие аспекты, как:

  • полный перечень обязанностей работника;
  • основные критерии оценки эффективности его работы (количественные и качественные);
  • порядок оплаты его деятельности с привязкой к результатам труда;
  • срок действия документа.

Все аспекты, изложенные в эффективном договоре, должны согласовываться с условиями коллективного соглашения, положениями об оплате труда и премировании.

Оплата труда и начисления

Одним из ключевых вопросов, освещаемых в эффективном договоре, выступает оплата труда работников.

Как правило, для сотрудников бюджетных учреждений наиболее сложным вопросом выступает установление размера стимулирующих и компенсационных выплат.

Для этого в эффективном контракте будут применяться строго определенные виды таких платежей, а именно (Приказ Минтруда №167н):

  • оплата за высокие результаты работы и ее интенсивность (надбавка за интенсивность, премия за результаты, премия за осуществление ответственных обязанностей);
  • платежи за качество (надбавка за категорию (1-я, 2-я, высшая), премия за отличное выполнение задания);
  • прибавки за выслугу лет (надбавка за выслугу или за непрерывный стаж);
  • выплаты по временным итогам (месячные, квартальные, годовые премии);
  • оплата за работу в тяжелых условиях (вредные и опасные условия труда, совмещение профессий и должностей, работа в ночное время, замещение иных сотрудников);
  • надбавки за работу с информацией, являющейся государственной тайной.

Пример:

Гражданка Викторова О.В. занимает должность учителя начальных классов в средней школе Александровского района Владимирской области. В рамках обмена опытом между педагогическими работниками она была направлена на весь октябрь месяц в среднюю школу Ямало-Ненецкого АО.
По итогам проведенных работ Викторова получила положительные отзывы.

Поскольку в ее эффективном контракте было указано, что за ответственное выполнение задания предусмотрена премия в размере 15% от оклада, то в октябре она получила зарплату в размере 25 000 (оклад) + 3750 (15%-я премия) = 28 750 рублей.

Эффективный контракт заключается, как и обычный трудовой договор – на основании паспорта, страхового полиса и документов, подтверждающих образование работника.

В то же время, поскольку в нем детально излагаются компенсационные и стимулирующие выплаты, могут потребоваться:

  • трудовая книжка работника (для установления выслуги лет);
  • грамоты, дипломы сертификаты (для подтверждения трудовых достижений);
  • документы, подтверждающие категорию работника.

Примерная форма

По своей форме эффективный контракт мало чем отличается от обычного трудового договора.

В общем виде он имеет следующую структуру:

  • преамбула;
  • предмет договора;
  • права и обязанности работника и работодателя (здесь обязательно указать полный перечень, без неопределенностей (прочее, другое и т.п.));
  • оплата труда (включает не только указание размера оклада, но и условия компенсационных и стимулирующих выплат – условия получения, показатели эффективности, размер, периодичность – чаще всего в форме таблицы);
  • время работы и отдыха;
  • социальное страхование;
  • ответственность сторон и условия прекращения контракта.

Сроки заключения

Эффективный контракт может быть заключен на любой срок, не менее одного года.

В дальнейшем работодатель и работник решают вопрос дальнейшего перезаключения или продления этого документа, поскольку с течением времени меняются:

  • выслуга лет и трудовой стаж;
  • размеры компенсационных и стимулирующих выплат.

Чем отличается трудовой договор от гражданско-правового? Узнайте тут.

Информацию про расторжение трудового договора по собственному желанию вы найдете здесь.

Правила составления и перевода

При составлении эффективных контрактов работников в бюджетной организации должны приниматься во внимание некоторые важные правила, а именно:

  • специальная комиссия должна проработать все критерии оценки качества и эффективности труда работников;
  • все разработанные критерии должны быть внесены в коллективное соглашение, положения о премировании и зарплате;
  • типовая форма эффективного контракта должна быть проработана и с нею ознакомлены все работники организации.

Для новых работников

Если новый работник нанимается на работу в бюджетную организацию, то с ним сразу заключается эффективный трудовой договор в качестве основного соглашения.

Компенсационные и стимулирующие выплаты в нем устанавливаются в зависимости от предоставленных им документов.

Перевод сотрудников с обычного договора

Если речь идет о переводе на эффективный контракт уже работающих в организации сотрудников, то он подписывается в виде дополнительного соглашения.

При этом работник должен быть уведомлен об этой операции, как минимум за 2 месяца.

Эффективный контракт также, как и обычный заключается в двух экземплярах, один из которых остается у работника.

Таким образом, эффективный трудовой договор – это удобный способ повышения престижности труда сотрудников бюджетных учреждений, внедрения оплаты их труда, исходя из качества выполненных работ, а также снижение текучести кадров.

Такая форма организации отношений между работодателями и работниками обеспечивает более верную и справедливую оценку результатов труда работников.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
    • Регионы — 8 (800) 333-88-93

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Примерная форма эффективного контракта для бюджетников будет применяться с этого года

Эффективный договор предложен Правительством России. Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы установлена примерная форма трудового договора (примерная форма эффективного контракта) с работником государственного (муниципального) учреждения.

Эффективный контракт — прежде всего трудовой договор с работником, в соответствие с которым условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования. Как следует из примерной формы эффективного контракта, в эффективном контракте должны быть уточнены и конкретизированы трудовая функция каждого работника, показатели и критерии оценки эффективности его деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.

Также в эффективном контракте должны быть конкретизированы должностные обязанности работника, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

Примерная форма эффективного предполагает, что в нем должны быть отражены меры социальной поддержки работника.

к Программе поэтапного совершенствования

системы оплаты труда в государственных (муниципальных)

учреждениях на 2012 — 2018 годы

Примерная форма

трудового договора

с работником государственного (муниципального) учреждения

___________________________ «__» ___________ 20__ г.

(город, населенный пункт)

(наименование учреждения в соответствии с уставом)

в лице ___________________________________________________________________,

Другие публикации:  Автомобиль оформить на таможне

действующего на основании ________________________________________________,

именуемый в дальнейшем «Работодателем», с одной стороны, и

именуемый(ая) в дальнейшем «Работником», с другой стороны (далее – стороны), заключили настоящий трудовой договор о нижеследующем:

I. Общие положения

1. По настоящему трудовому договору работодатель предоставляет работнику работу по _______________________________________________________________________

(наименование должности, профессии или специальности с указанием квалификации)

а работник обязуется лично выполнять следующую работу в соответствии с условиями настоящего трудового договора:

(указать конкретные виды работ, которые работник должен выполнять по трудовому договору)

2. Работник принимается на работу: _____________________________________________

(полное наименование филиала, представительства, иного обособленного структурного

подразделения работодателя, если работник принимается на работу в конкретные филиал,

представительство или иное обособленное структурное подразделение

работодателя с указанием его местонахождения)

3. Работник осуществляет работу в структурном подразделении работодателя ____________________________________________________________________________.

(наименование необособленного отделения, отдела, участка, лаборатории, цеха и пр.)

4. Работа у работодателя является для работника: ______________________

(основной, по совместительству)

5. Настоящий трудовой договор заключается на: _________________________

(неопределенный срок, определенный срок (указать продолжительность), на время выполнения

определенной работы с указанием причины (основания) заключения срочного трудового договора

в соответствии со статьей 59 Трудового кодекса Российской Федерации)

6. Настоящий трудовой договор вступает в силу с «__» __________ 20__ г.

7. Дата начала работы «__» ____________ 20__ г.

8. Работнику устанавливается срок испытания продолжительностью ________ месяцев (недель, дней) с целью проверки соответствия работника поручаемой работе.

II. Права и обязанности работника

9. Работник имеет право на:

а) предоставление ему работы, обусловленной настоящим трудовым договором;

б) обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда;

в) своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, размер и условия получения которой определяются настоящим трудовым договором, с учетом квалификации работника, сложности труда, количества и качества выполненной работы;

г) иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, настоящим трудовым договором.

10. Работник обязан:

а) добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него пунктом 1 настоящего трудового договора;

б) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у работодателя, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

в) соблюдать трудовую дисциплину;

г) бережно относиться к имуществу работодателя, в том числе находящемуся у работодателя имуществу третьих лиц, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, и других работников;

д) незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя, в том числе находящемуся у работодателя имуществу третьих лиц, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества, имуществу других работников.

III. Права и обязанности работодателя

11. Работодатель имеет право:

а) требовать от работника добросовестного исполнения обязанностей по настоящему трудовому договору;

б) принимать локальные нормативные акты, в том числе правила внутреннего трудового распорядка, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

в) привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;

г) поощрять работника за добросовестный эффективный труд;

д) иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации и настоящим трудовым договором.

12. Работодатель обязан:

а) предоставить работнику работу, обусловленную настоящим трудовым договором;

б) обеспечить безопасность и условия труда работника, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда;

в) обеспечивать работника оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения им трудовых обязанностей;

г) выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные сроки;

д) осуществлять обработку и обеспечивать защиту персональных данных работника в соответствии с законодательством Российской Федерации;

е) знакомить работника под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью;

ж) исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и настоящим трудовым договором.

IV. Оплата труда

13. За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим

трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере:

а) должностной оклад, ставка заработной платы ___________ рублей в месяц;

б) работнику производятся выплаты компенсационного характера:

Фактор, обусловливающий получение выплаты

в) работнику производятся выплаты стимулирующего характера:

Условия получения выплаты

Показатели и критерии оценки эффективности деятельности

14. Выплата заработной платы работнику производится в сроки и порядке, которые установлены трудовым договором, коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка.

15. На работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, коллективным договором и локальными нормативными актами.

V. Рабочее время и время отдыха

16. Работнику устанавливается следующая продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку) ________________________________________

(нормальная, сокращенная, неполное рабочее время)

17. Режим работы (рабочие дни и выходные дни, время начала и окончания работы) определяется правилами внутреннего трудового распорядка либо настоящим трудовым договором.

18. Работнику устанавливаются следующие особенности режима работы

19. Работнику предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью ____________ календарных дней.

20. Работнику предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью ______________ в связи __________________________

(указать основание установления дополнительного отпуска)

21. Ежегодный оплачиваемый отпуск (основной, дополнительный) предоставляется в соответствии с графиком отпусков.

VI. Социальное страхование и меры социальной поддержки работника, предусмотренные законодательством, отраслевым соглашением, коллективным договором, настоящим трудовым договором

22. Работник подлежит обязательному социальному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

23. Работник имеет право на дополнительное страхование на условиях и в порядке, которые установлены ______________________________________________________________

(вид страхования, наименование локального нормативного акта)

24. Работнику предоставляются следующие меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, отраслевым соглашением, коллективным договором, настоящим трудовым договором (указать):

VII. Иные условия трудового договора

25. Работник обязуется не разглашать охраняемую законом тайну (государственную, коммерческую, служебную и иную тайну), ставшую известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

С перечнем информации, составляющей охраняемую законом тайну, работник должен быть ознакомлен под роспись.

26. Иные условия трудового договора __________________________________.

VIII. Ответственность сторон трудового договора

27. Работодатель и работник несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение взятых на себя обязанностей и обязательств, установленных законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами и настоящим трудовым договором.

28. За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, к работнику могут быть применены дисциплинарные взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.

IX. Изменение и прекращение трудового договора

29. Изменения могут быть внесены в настоящий трудовой договор: по соглашению сторон, при изменении законодательства Российской Федерации в части, затрагивающей права, обязанности и интересы сторон, по инициативе сторон, а также в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

30. При изменении работодателем условий настоящего трудового договора (за исключением трудовой функции) по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, работодатель обязан уведомить об этом работника в письменной форме не позднее чем за 2 месяца (статья 74 Трудового кодекса Российской Федерации).

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией учреждения, сокращением численности или штата работников учреждения работодатель обязан предупредить работника персонально и под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения (статья 180 Трудового кодекса Российской Федерации).

31. Настоящий трудовой договор прекращается по основаниям, установленным Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

При расторжении трудового договора работнику предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

X. Заключительные положения

32. Трудовые споры и разногласия сторон по вопросам соблюдения условий настоящего трудового договора разрешаются по соглашению сторон, а в случае недостижения соглашения рассматриваются комиссией по трудовым спорам и (или) судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

33. В части, не предусмотренной настоящим трудовым договором, стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

34. Настоящий трудовой договор заключен в 2 экземплярах (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации), имеющих одинаковую юридическую силу.

Один экземпляр хранится у работодателя, второй передается работнику.

«Эффективный контракт» для учителей: как защитить свои трудовые права

Осенью 2015 года педагоги московских школ начали получать предложения подписать «эффективные контракты» от своего руководства. В чем суть этих предложений? Чем это горозит педагогам, на что обратить внимание, и как реагировать на подобные предлоежения — ою этом шла речь на совместном семинаре проведенном Профсоюзом «Учитель» и ЦСТП. По итогам семинара на сайте профсоюза «Учитель» была размещена следующая статья:

23 октября в Москве состоялся совместный семинар профсоюза «Учитель» и Центра социально-трудовых прав. Семинар был посвящен планам введения в школах Москвы «эффективных контрактов». Осенью 2015 года педагоги московских школ начали получать предложения подписать «эффективные контракты» или дополнительные соглашения к трудовым договорам. Суть «эффективного контакта» заключается в детальном прописывании всех видов работы учителя, а также в увеличении в зарплате доли негарантированных выплат. Фактически, это очередной шаг в направлении перехода на сдельную оплату, хотя во всем мире «сдельщина» уже признана неэффективной. По результатам семинара мы подготовили статью и видео семинара

Ведущие семинара: Сергей Саурин, юрист Центра социально-трудовых прав, и Всеволод Луховицкий, учитель школы «Интеллектуал», сопредседатель профсоюза «Учитель».

Идея «эффективного контракта»

Выражение «эффективный контракт» не является юридически строгим и нигде не определено. Последнее время его используют в бюджетной сфере, называя таким образом изменения в трудовых соглашениях, которые работодатель хочет предложить работникам. В Москве это новшество вводится по инициативе Департамента образования Москвы. Содержание «эффективных контрактов», которые получают для ознакомления учителя в московских школах, существенно отличается, поэтому дать четкие рекомендации, как на них реагировать, мы не можем. Мы можем только обратить внимание на права, которыми обладает работник, и те уловки, к которым прибегает работодатель.

Возможные последствия введения

Как правило, «эффективный контракт» предполагает большую детализацию должностных обязанностей педагога и повышение интенсивности его труда. Казалось бы, детализация с четкими тарифами за все виды работ может позволить больше зарабатывать тем, кто больше делает.

На практике это позволяет работодателю сократить зарплату под предлогом того, что учитель не выполнил те или иные обязанности, несмотря на то, что это могло произойти и по независящим от работника причинам. Вероятен рост негарантированной части зарплаты, которая и сейчас уже велика. Будет сделан еще один шаг в сторону регламентации труда учителя, что заставляет педагогов воспринимать свою работу как технологический процесс, а не как творчество, ориентированное на развитие личности ребенка, воспитание у него интереса к познанию мира.

Не исключено введение внутренних (в рамках образовательного учреждения) локальных актов, которые жестко закрепят время пребывания в его стенах (вне зависимости от наличия в эти часы уроков, педсоветов или других мероприятий). Обострится проблема с долей стимулирующей части в зарплате: классное руководство и проверку тетрадей планируют включить в базовую часть (составляет примерно 60%), что означает, что остальные 40% должны быть «оправданы» другими видами деятельности.

Другие публикации:  Воронеж государственная экспертиза

Педагогам придется писать еще более подробные отчеты по каждому виду занятий, чем сейчас, потому что все должно быть предъявлено к отчетности и посчитано.

Наши права

1. Правительство не вносило никаких изменений в Трудовой кодекс, трудовые отношения в случае идеи «эффективного контракта» регулируются подзаконными актами Министерства образования и Департамента образования Москвы (Приказ №2055 Департамента образования Москвы). То есть, если вы усматриваете в предлагаемом вам документе нарушение Трудового кодекса, вы имеете полное право его игнорировать либо обратиться в надзорные инстанции.

2. Чаще всего новые условия труда фиксируются с помощью дополнительных соглашений. Но если у вас есть трудовой договор,то вы можете не соглашаться на новые условия труда. То есть, дополнительное соглашение можно не подписывать, если оно вас не устраивает, и продолжать работать на прежних условиях (если работодатель не обосновал свои предложения ст.74 ТК РФ, см. пункт 4). Кроме того, условия трудового договора или дополнительного соглашения не должны ухудшать положение работников по сравнению с условиями, закрепленными в коллективном договоре (ст. 57, 74, 135 ТК РФ). То есть отказываться от подписания дополнительных соглашений можно, сославшись на действующие коллективный договор и положение об оплате труда.

3. Трудовой договор может быть подписан на определенный срок или быть бессрочным. В первом случае это обстоятельство дает возможность уволить нелояльного работника, просто не продлив с ним договор после окончания его срока. В соответствии с ТК РФ срочный договор не может быть пролонгирован, после истечения срока договора заключается новый. Если новый договор не был заключен вовремя, а вы продолжаете работать, то ваш трудовой договор автоматически превращается в заключенный на неопределенный срок.Работодатели любят предлагать подписать дополнительное соглашение, которое вносит изменение в старый срочный договор — позволяет его пролонгировать снова и снова. То есть, по факту вы работаете уже продолжительное время и никакими внешними причинами сроки окончания вашей работы не обусловлены, а работодатель предпочитает держать вас на срочном договоре. Если таких пролонгаций было три или больше, то вы можете обратиться в суд — как правило, суды признают договор бессрочным.

4. В бессрочный договор можно внести изменения только с согласия работника — за исключением ситуаций, закрепленных в ст. 74 ТК РФ (полностью текст статьи 74 смотрите здесь). Трудовая функция при этом не может быть изменена в любом случае (то есть, если вы работали методистом, нельзя без вашего согласия сделать вас преподавателем).

Трудовой договор может быть изменен только при одновременном соблюдении нескольких условий:

— изменились организационные или технологические условия труда,

— невозможно сохранить условия труда в прежнем виде,

— работодатель выполнил все требования трудового кодекса — предложил вам другие рабочие места, уведомил вас за два месяца о предстоящих изменениях условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений и т.д.

Если работник отказывается работать по новым условиям, обоснованным по ст.74 ТК РФ, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу). Если работник отказывается, то работодатель имеет право его уволить. При этом работник должен быть уведомлен об изменении условий труда не менее чем за два месяца до их фактического изменения. Если работник отказывается работать в новых условиях, его не нужно еще раз уведомлять об увольнении, работодатель вправе просто уволить его по истечении срока уведомления об изменении условий труда (ст.74, 77 ТК РФ).

Но если вы не согласны с тем, что на вашем рабочем месте действительно изменились условия труда или с тем, что работодатель не мог сохранить условия в прежнем виде (то есть, с применимостью ст.74 ТК РФ в вашем случае), вы можете обратиться в суд по поводу незаконного изменения условий договора. Работодатель будет пытаться доказать, что соблюдены все требования ст.74 ТК РФ, вы — что все осталось по-прежнему и поэтому должен действовать старый договор. Чью сторону займет суд — непредсказуемо.

а) Например, изменение учебного плана, изменение количества учащихся в школе работодатель может относить к «изменению условий труда». Вы можете настаивать, что это рабочие моменты, это все меняется постоянно и не меняет сути ваших трудовых обязанностей.

б) Или вам придется доказывать, что была возможность сохранить условия прежними, но работодатель этого не сделал.

Обратите внимание, что ст.74 ТК РФ гарантирует защиту прав работника с учетом коллективного договора: «Изменения определенных сторонами условий трудового договора, вводимые в соответствии с настоящей статьей, не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями». То есть, нужно внимательно изучить все документы, которые регулируют отношения в вашем учреждении. О наличии коллективного договора работники часто не подозревают, а это очень важный документ.

5. Внимательно изучайте текст дополнительного соглашения: вы имеете право взять его с собой и посоветоваться с коллегами или юристом. Например, подписание дополнительного соглашения может превратить бессрочный договор в срочный, по истечению срока которого вас могут уволить.

6. Оповестите коллег о планах введения «эффективного контракта», о предложениях подписать дополнительные соглашения, устройте обсуждение. Если все откажутся их подписывать, работодатель не сможет навязать новые условия труда, так как увольнение сразу всех преподавателей в школе означает признание директором собственной некомпетентности и его собственное увольнение вышестоящим начальством. Создайте совет трудового коллектива или профсоюзную организацию — так вы получите дополнительные возможности отстаивать свои права не только в этом конкретном случае, а и во многих.

23 октября в Москве состоялся совместный семинар профсоюза «Учитель» и Центра социально-трудовых прав. Семинар был посвящен планам введения в школах Москвы «эффективных контрактов». Осенью 2015 года педагоги московских школ начали получать предложения подписать «эффективные контракты» или дополнительные соглашения к трудовым договорам. Суть «эффективного контакта» заключается в детальном прописывании всех видов работы учителя, а также в увеличении в зарплате доли негарантированных выплат. Фактически, это очередной шаг в направлении перехода на сдельную оплату, хотя во всем мире «сдельщина» уже признана неэффективной. По результатам семинара мы подготовили статью, видео семинара можно посмотреть здесь.

Ведущие семинара: Сергей Саурин, юрист Центра социально-трудовых прав, и Всеволод Луховицкий, учитель школы «Интеллектуал», сопредседатель профсоюза «Учитель».

Что такое эффективный контракт в образовании: какую роль играет

В России принято Постановление, благодаря которому труд преподавателей оплачивается по-новому. Во всех организациях вводится эффективный контракт. Теперь зарплата преподавателям делится на 2 части – гарантированный государством оклад и доплаты за особые достижения, отличные показатели в труде.

Работодателям нужно заключить с числящимися в штате педагогами эффективный контракт. Сделать это следует как можно скорее, желательно до 2019 года. Согласно новой методике оценивания труда преподаватели смогут получать дополнительные выплаты за выдающиеся достижения и качественно проделанную работу.

В чем суть нововведения

Термин «эффективный контракт» появился еще в 2012 году в президентской речи на Федеральном собрании. В ней говорилось о необходимости улучшить качество преподавания и повысить зарплату учителям. Само словосочетание подразумевало некое новое соглашение, которое бы заключалось с работающими педагогами. Благодаря этому нововведению зарплата бюджетников зависела бы от показателей их труда, а также от качества предоставляемых ими услуг.

Вскоре идея была реализована в майском Указе Президента № 597. Были разработаны специальные действия по внедрению решений Правительства в жизнь. Теперь каждая организация может самостоятельно разработать правила, на основании которых зарплата преподавателям будет начисляться по-новому. Нововведение должно быть оформлено на основании норм закона, то есть с учителями нужно подписать соответствующий контракт.

Основой для нового соглашения является утвержденная правительственным распоряжением № 2190-р Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях. В ней говорится, что все учителя переводятся на качественно иной уровень оценивания труда. Указом установлены нормы, от которых должны отталкиваться руководители, начисляя зарплату преподавателям. Денежное вознаграждение должно зависеть от лучших показателей и большего объема выполненных работ.

Ознакомление с нововведениями

В четвертом разделе Программы написано, что эффективный контракт в образовании – это трудовое соглашение с человеком, которое работодатель должен с ним подписать при приеме в организацию. В нем говорится, что именно должен делать преподаватель, сколько ему будет начислено зарплаты, какую дополнительную премию он получит, если показатели его труда будут намного лучше.

По отношению к служащему детализированы его рабочие функции в том или ином учреждении, установлена конкретная величина. Документом также предусмотрено поощрение всего коллектива за хорошие показатели работы.

Сейчас существует такая практика: с каждым служащим вначале обязательно заключается трудовой договор. Необходимо сказать, что эффективный контракт вовсе не отменяет эту обязанность. Это всего лишь дополнительное соглашение, благодаря которому стимулируется труд людей.

Существует Приказ Минтруда № 167н, которым приняты Рекомендации о том, как правильно оформлять трудовые отношения со служащим при переводе их на иной метод оценивания работы. Вначале, согласно ТК, подписывается трудовой договор. Затем разрабатывается дополнительное соглашение, в котором говорится, какие пункты существующего документа будут изменены.

Кроме Программы нововведений в системе оценивания труда действует Программа «Развития образования», одобренная правительственным Постановлением № 295. В документе также регламентируются вопросы, касающиеся усовершенствования зарплаты преподавателям. Перевод учителей на такую форму заработка оформляется согласно нормам Трудового кодекса.

Какие доплаты включаются в дополнительный контракт:

  • за отличные результаты
  • за качественную или более сложную работу
  • за интенсивный труд
  • за непрерывный стаж
  • за сверхурочный труд

Что обязан сделать работодатель:

Требуется подписать новый контракт

  • установить, что входит в круг обязанностей преподавателя
  • выбрать приемлемую для его сотрудников систему оценивания труда
  • согласовать с коллективом готовящиеся критерии вознаграждений
  • получить согласие каждого педагога на перевод на новую форму заработка

Прежде чем перейти на новую форму оценивания работы людей работодатель должен подготовить новые правила. С уже работающими педагогами заключается еще одно соглашение. В нем отображаются методы, на основании которых труд преподавателей будет оплачиваться по-новому. С людьми, которые принимаются на работу впервые, сразу подписывается договор, имеющий новые правила оценивания работы педагогов.

Что следует написать в новом соглашении:

  • место работы
  • основные обязанности сотрудника
  • величина оклада согласно законодательству
  • виды дополнительных доплат за отличные результаты труда
  • критерии эффективности работы
  • распорядок дня
  • длительность отпуска
  • виды социальной поддержки от государства
  • дополнительные условия, связанные со спецификой труда в конкретной местности

На новую форму оценивания работы могут быть переведены только работники государственных и муниципальных учреждений. На учителей, трудящихся в частных фирмах, такое правило не распространяется.

Какие цели преследует нововведение

Основная цель перевода учителей на новую форму оценивания труда – увеличение их зарплаты. Чем выше эффективность работы, тем больше денег должны получать педагоги. Нововведение должно обеспечить достойную оплату труда учителей и поднять престиж их профессии. Изменения в системе премирования повысят квалификацию сотрудников, улучшат качество их услуг.

Другие публикации:  У кого регистрировать заявление на увольнение

Государством утверждена только приблизительная форма нового соглашения. Каждое учреждение может разрабатывать собственный вариант контракта.

Перейти на новый вид оценивания труда должен весь персонал конкретной организации, в том числе и администрация. От имеющегося трудового договора эффективный контракт отличается более детализированным описанием всех видов поощрений.

Алгоритм перехода

При переводе учителей на новое трудовое соглашение руководствуются статьей 74 ТК. Согласно этому пункту Кодекса изменения, связанные с внутренними организационными вопросами, осуществляются по инициативе только одного человека – работодателя. Однако дирекции нужно предварительно согласовать все нововведения со своим коллективом.

Алгоритм действий для работодателя:

  • при первичном трудоустройстве – подписать трудовой договор с преподавателем, соблюдая статьи ТК
  • для работающих педагогов – разработать еще одно трудовое соглашение и перевести учителей на новый метод оценивания труда

Когда человек впервые устраивается на работу, с ним подписывается трудовой договор, в котором прописываются его обязанности согласно занимаемой должности. Всевозможные стимулирующие доплаты, являющиеся дополнительным подвидом заработка, обычно указываются в локальном документе организации. Чтобы не происходило путаницы, лучше сразу в трудовом договоре отдельным пунктом написать, какие существуют поощрительные доплаты, и сколько преподаватель будет получать за более эффективный труд. Всю информацию о видах заработка нужно оформить одним документом.

Прежде чем перейти на новый вид оценивания труда, необходимо:

Улучшение качества обучения

  • исключить из списка стимулирующих доплат показатели, имеющие неопределенный характер
  • не оценивать гарантированную зарплату преподавателям по шкале эффективности труда
  • ФОТ разделить на 2 части – гарантированный оклад и дополнительные выплаты
  • разработать показатели, на основании которых педагогам будут начисляться премиальные

Основные этапы перехода:

  • изучить нормативно-правовую базу
  • выдать распоряжение о переходе на новую методику оценивания труда
  • создать комиссию, члены которой проведут мероприятия по внедрению нововведений в жизнь
  • руководствуясь законодательством разработать критерии поощрения работников своей организации за выдающиеся достижения, качественную работу и высокие результаты их труда
  • создать свою методику оценивания за качественную работу, руководствуясь разработками центрального ведомства
  • изменить существующее в организации положение о зарплате учителей
  • разработать саму форму дополнительного соглашения к трудовому договору
  • ознакомить всех преподавателей с нововведениями, отослать им уведомления
  • выслушать предложения работников, обсудить на профсоюзном собрании все пункты предстоящих изменений по зарплате в своем коллективе
  • подписать дополнительное соглашение с работающими педагогами

При переходе на новый режим необходимо проследить, чтобы не увеличивалась нагрузка на преподавателя, должно лишь увеличиваться качество их труда.

Что может сделать профсоюз?

Особую роль во внедрении новой системы оценивания труда в образовательных организациях играют профсоюзы. Комитеты обязаны отстаивать права и интересы своих сотрудников. Члены профкома должны следить, чтобы переход на новые правила происходил в соответствии с Конституцией, законами России, Трудовым кодексом и не ущемлял свободы граждан.

В статье 135 ТК написано, что любые нововведения в области заработной платы должны приниматься работодателем с учетом заключения профсоюза. Выборный комитет может внести свои предложения касательно оценивания более эффективной работы педагогов. Работодатель не может самостоятельно поменять систему оплаты в организации. Ему нужно посоветоваться с членами профкома.

Если коллектив согласен с нововведениями, от его имени председатель профсоюзного комитета ставит подпись под новой разработкой. Затем на основании этого документа работодатель подписывает с преподавателями дополнительные соглашения.

Какие права есть у сотрудников

Учитель должен быть проинформирован о грядущих переменах за 2 месяца до введения новой формы начисления дополнительной зарплаты, чтобы ознакомиться с новыми правилами и принять решение.

Что должно содержаться в предупреждении преподавателю:

  • причины, согласно которым будет происходить перевод на новый вид оценивания работы
  • дата нововведения
  • последствия согласия и несогласия с новыми правилами работы

Действия при отказе от нововведений

Уведомление каждому педагогу нужно вручить под роспись. Учитель может согласиться с нововведениями, а может отказаться подписывать новое соглашение. В ст. 72 ТК сказано, что изменение условий труда возможно, если стороны пришли к общему решению. Без согласия педагога директор не может перевести его на работу согласно новым правилам.

При переводе на эффективный контракт учитель вправе требовать, чтобы его права не ограничивались, а уровень гарантированной зарплаты не уменьшался. Это прописано в ст. 9 ТК.

Если все нормы закона соблюдены, а сотрудник все равно отказывается подписывать дополнительное к договору соглашение, его могут уволить с работы. Но перед этим работодатель обязан предложить человеку ещё одну работу в рамках своей организации. Такой порядок прописан в ст. 74 ТК.

Если вакантной работы нет, а работник отказывается подписать новое соглашение, его могут уволить по ст. 77 ТК РФ. Если сотрудник считает, что его права нарушены, он может подать заявление в суд.

Какие можно ввести дополнительные выплаты

В новом соглашении должно быть написано, за что конкретно педагог получит надбавку и каков размер будущих премий. Стимулирующие премии зависят только от результатов труда сотрудников организации. Все существующие в организации критерии эффективности обязательно прописываются в контракте.

Ключевой момент в переходе на новое соглашение – это разработка оценки качества труда и расчет дополнительных стимулирующих выплат. Новые критерии должны отображать вклад педагога в выполнение государственного или общественного задания. Труд человека должен характеризоваться качественными показателями. Затем их нужно перевести в количественные критерии. Оплачиваться работа должна согласно разработанным в новом дополнительном соглашении оценкам.

Все критерии прописываются в контракте в пункте «Оплата труда». Список положений для оценки работы в сфере образования разрабатывается центральным ведомством, но в каждой организации утверждается свой порядок премирования сотрудников. Необходимо учитывать специфику труда преподавателей в том или ином учреждении.

Примерный список показателей эффективности труда педагогов:

  • организация экскурсий и турпоходов
  • преподавание в кружках и секциях
  • новые проекты в области обучения, социальной сфере
  • организация исследований с учениками
  • личные научные разработки педагогов
  • выдающиеся достижения учеников
  • работа с детьми из неблагополучных семей
  • участие учащихся в конкурсах и олимпиадах
  • коллективные педагогические проекты
  • оборудование кабинета для улучшения качества образования
  • мероприятия с привлечением родителей учеников
  • организация спортивных состязаний
  • оздоровительная работа

Подобрать показатели эффективности труда педагогов помогут рекомендации Минобразования (письмо № АП-1073/02). В конечном итоге зарплата педагога будет зависеть от его стажа, умений, квалификации.

Прежде чем перейти на новую форму оценивания труда педагогов, нужно внимательно изучить все принятые законы, касающиеся этой проблемы, и прочитать рекомендации по этому вопросу.

Сюрпризы от работодателей

Подписание приказа руководства

При переходе на новый вид оценивания труда руководителю нужно подготовить соответствующий приказ. С ним необходимо ознакомить всех сотрудников организации под роспись. Нельзя публиковать распоряжение о грядущих переменах на сайте, предварительно не проинформировав о них коллектив и каждого работника. Необходимо удостовериться, что все сотрудники знают о нововведениях.

Что должен содержать приказ:

  • ссылку на нормативно-правовые акты
  • фамилии членов комиссии, которые осуществляют мероприятия и разрабатывают новые правила оценивания работы педагогов
  • список положений, согласно которым будет оплачиваться труд сотрудников
  • сроки исполнения приказа

При переходе на новую систему оценивания важно не совершить возможных правонарушений. Новые разработки должны внедряться постепенно. Если мероприятия по оцениванию качества работы еще не одобрены профкомом и коллективом, нельзя по ним начислять дополнительную заработную плату.

В связи с внедрением нового дополнительного соглашения некоторые работодатели могут поменять условия работы служащих. Работникам могут предложить подписать новый договор, на основании которого их переведут с бессрочного пребывания на работе на срочный контракт.

Также нужно следить, чтобы более высокая производительность труда и качество работы были приемлемыми и достижимыми в данной организации. Если оценка научных исследований работников будет проводиться по зарубежным стандартам, то многим педагогам, наоборот, уменьшат заработную плату, а не увеличат.

Плюсы и минусы перехода

Нововведение в области оценивания труда преподавателей согласно новым Постановлениям Правительства России является либеральным и дает полную свободу действиям администрации образовательных организаций. Несмотря на простоту формулировок и системы подсчета баллов, не всегда удается отследить, правильно ли учителям начисляется зарплата. В этом большой минус нового контракта.

Успехи учеников говорят о высокой эффективности работы

Высокие достижения учеников, победы в конкурсах и олимпиадах могут стать незамеченными для одних преподавателей и хорошо оплаченными для других. Члены педагогического коллектива не знают, какая зарплата у их сотрудников.

Если администрация кому-то недоплачивает, ссылаясь на проблемы с финансированием из местного бюджета (что зачастую бывает правдой), то узнать, как обстоят дела с заработком у других педагогов невозможно. Некоторые учителя вместо реальной работы в конце месяца просто придумывают отчеты. Зарплата порой начисляется за увлекательно оформленный доклад о вымышленных достижениях, экскурсиях, встречах, собраниях.

Преподаватели по старинке стараются получить большую зарплату, беря на себя дополнительную нагрузку. В образовательных организациях всегда оплачивается работа по методике, утвержденной Министерством образования. Добиться справедливого оценивания более качественного труда удается не всем учителям.

Однако у нововведения есть и свои плюсы. Преподаватели стали более предприимчивыми, они больше внимания уделяют внеклассным занятиям, активному отдыху учеников. Уровень знаний учащихся существенно повысился. Ученики лучше осваивают предметы, охотнее учатся. Преподаватели понимают, что от того, сколько баллов наберут учащиеся на экзаменах, зависит в конечном итоге их зарплата. Учителя стараются привить ученикам любовь к знаниям всеми способами.

Главная проблема при переводе преподавательского коллектива на новый контракт – недостаточное финансирование со стороны местных бюджетов и непрозрачность начисления дополнительной зарплаты.

Штат образовательных организаций нередко сокращают, стараясь вложиться в бюджет, а иногда – и чтобы увеличить заработок оставшимся на работе учителям и администрации. Чтобы этого не происходило, нужно выработать механизм распределения бюджетных финансов на образование в процентах к величине доходов местных бюджетов. Информация о дополнительных видах заработка преподавателей должна быть открытой для всех членов коллектива.

Эффективный контракт – это документ, который поощряет каждого педагога за дополнительную работу с учениками и высокие результаты в труде. Причем поощрение выражается в денежной форме и существенно увеличивает заработную плату сотрудников.

Идея в принципе не плохая и хорошо будет стимулировать у преподавателя желание добиться каких-то успехов в обучении учеников. Хорошо бы, чтоб за это платили хорошо и регулярно.

Мне очень сложно даются победы и успехи учеников, я конечно стараюсь их мотивировать и заниматься с ними, но полностью не выкладываюсь, потому что тогда меня не хватит на свою семью.

Оформить все документы при переводе на эффективный контракт — не проблема. В данном законе всё чётко расписано. Но, ни кто не подумал о простом преподавателе. Составление перечня, какие пункты должны входить в показатели эффективности, отдали на откуп низовым структурным подразделениям. Этим всё сказано.