Необходимые документы и процедура возмещения пособий из ФСС в 2018 году
Порядок, согласно которому происходит возмещение пособий из ФСС в 2018 году, регламентируется Налоговым кодексом РФ (п.2 ст.431) и ФЗ №255 (ч.2 ст.4.6), изданным 29 декабря 2006 года. Согласно документам работодатель может уменьшить размер страховых взносов, подлежащих перечислению, на сумму уплаченного пособия.
Выделяют два вариант возврата средств. В первом случае уплата засчитывается в следующем периоде. Также можно полностью вернуть потраченные средства путем перечисления на расчетный счет.
Для проведения процедуры у работодателя должны быть необходимые документы. Их список отражен в законодательстве.
В каких случаях можно получить деньги
Перед тем, как начинать процедуру возврата, необходимо определить цель траты денежных средств. Возмещение пособий из ФСС в 2018 году возможно при наступлении нетрудоспособности работника, а также по причине ухода женщины в декретный отпуск.
Возврат средств будет осуществлен за оплату:
- листа временной нетрудоспособности;
- отпуска, связанного с беременностью и родами;
- пособия, положенного работникам в период ухода за ребенком до наступления полуторалетнего возраста;
- погребенного пособия.
Расходы, связанные с выплатами женщинами за детей, возмещаются Фондом социального страхования в полном объеме.
Какие нужны документы для возмещения пособий из ФСС в 2018 году
В 2018 году появились новые документы в прежнем списке, которые теперь нужно предоставлять в ФСС для получения возврата. Изменения обусловлены тем, что страховые взносы стали полностью контролируемыми Налоговой службой.
Средства, которые были выплачены до 2018 года, по-прежнему возвращаются фондом. После января 2018 года возмещением занимаются налоговики.
Законодательно Приказом Минтруда РФ №585н, изданным 28 октября 2018 года, определен список документов, которые нужно предоставить работодателю для возмещения выплаченных пособий в ФСС. Норма касается тех случаев, когда выплата была произведена после января 2018 года.
Перечень бумаг может варьироваться в зависимости от периода возврата денежных средств. Согласно закону выделяют основные документы, которые должны быть предъявлены при возмещении.
Необходимо составить заявление, на основании которого будет происходить возмещение. Дополнительно к нему прилагается справка, содержащая расчет.
В ней прописываются:
- суммы долга ФСС на начало и конец периода;
- начисленные за три месяца и весь период страховые взносы;
- дополнительные начисления;
- расходы, которые не были учтены;
- возмещенные ФСС средства;
- излишне уплаченные в фонд страховые взносы;
- потраченные на страховые случаи средства за весь период и последние три месяца;
- внесенные страховые взносы;
- списанная задолженность ФСС перед работодателем.
Все расходы должны быть расшифрованы в отдельном документе. Они касаются средств, которые были выделены из федерального бюджета.
Для возмещения пособия работодатель направляет заявление и подкрепляет его документами в зависимости от периода возврата. Если средства были потрачены в 2018 году, то прикладывается форма 4-ФСС. На титульном листе документа отражается порядок обращения (первичный – 01, повторный – 02).
При выплате средств в 2018 году потребуется предоставление справки-расчета и расшифровки расходов, которые были затрачены на пособия работникам.
Существенных изменений порядок предоставления сведений не претерпел. Однако таблицы, которые ранее входили в форму 4-ФСС, были выделены в отдельные документы. Они прилагаются к заявлению.
Перед осуществлением возврата ФСС может запросить документацию, которая подтвердит обоснованность выплаты пособия и расходов организации. Действуют представители фонда в соответствии с ФЗ №255 (ч. 4 ст. 4.6).
Среди таких бумаг выделяют:
- листы временной нетрудоспособности;
- справки, подтверждающие постановку на учет по беременности женщины в ранний срок;
- свидетельство о рождении ребенка;
- трудовое соглашение между работодателем и сотрудником.
Документы будут тщательно проверяться органом. На основании проверки фонд принимает решение о возврате или отказе в нем. Копия решения направляется в Федеральную налоговую службу. Сделать это необходимо за три рабочих дня после вынесения решения.
Заявление страхователя
Страхователь должен составить заявление, в котором он указывает просьбу вернуть потраченные на пособие средства.
Правила заполнения реестра больничных листов для возмещения ФСС указаны далее.
В документе прописываются:
- название организации;
- юридический адрес страхователя;
- фамилия, имя, отчество (если подача осуществляется индивидуальным предпринимателем);
- паспортные данные (для ИП);
- адрес места проживания (для ИП);
- регистрационный номер страхователя;
- сумма средств, которые должны быть возмещены.
Все сведения должны подтверждаться официальными документами.
Бумаги которые подтверждают расходы
Для получения возврата страхователю нужно подготовить определенный пакет бумаг, куда входят копии документации, свидетельствующей о правильности и законности перечисления средств работникам:
- При возмещении пособия, выплаченного работнику в качестве компенсации за период нетрудоспособности, а также средств, потраченных на беременных работниц, необходимо приложить больничные листы. Они имеют установленную законодательно форму. Также документ заполняется в особом порядке с отражением подробных расчетов пособия.
- В случае возврата средств, которые были выплачены женщине за постановку на учет в первом триместре беременности (до 12 недель), необходима справка из поликлиники. Женщина вправе обратиться как в женскую консультацию, так и в другое учреждение, которое отслеживает ход ее беременности.
- Возможен возврат пособия, выплаченного за рождение ребенка. Для этого потребуется предоставить справку о рождении нового гражданина. Она имеет унифицированную, законодательно установленную форму. Выдача осуществляется органами ЗАГС. Но при рождении ребенка за пределами РФ необходимо также получить документ международного образца, переведенный на русский язык. Дополнительно предоставляется документ с места работы второго родителя об отсутствии начисления данной выплаты повторно.
- При компенсации расходов на выплату ежемесячного пособия по достижении ребенком полутора лет, ориентироваться необходимо на ФЗ №255 (ч. 6 и ч. 7 ст. 13). В нем отражены необходимые документы.
- ФСС может возместить пособие на погребение. Для возврата средств потребуется предъявить копию справки о смерти. Документ предоставляется органами ЗАГС. Он должен быть заверен в обязательном порядке.
Образец справки-расчета
Обязательно подается справка, в которой приводится расчет некоторых показателей в отчетный период.
К ним относят:
- долг Фонда социального страхования перед работодателем, касающийся страховых взносов, на начальную и конечную дату периода;
- начисленные страховые взносы за весь период и три месяца, подлежащие уплате;
- дополнительные страховые начисления;
- расходы, которые не нужно учитывать в расчетах;
- средства, которые уже были возмещены фондом в отчетный период;
- возращенные излишне уплаченные взносы в ФСС;
- сумма, которая была потрачена на обязательное соцстрахование в отчетный период и в течение трех месяцев;
- внесенные в качестве страховых взносов средства;
- списанную задолженность страхователя.
Справка-расчет не претерпела изменений. Все сведения ранее прописывались в первой таблице 4-ФСС. Сейчас же законодательно было принято решение о выделении отдельного документа для этих целей.
Как происходит процедура возврата
Некоторые организации сталкиваются с тем, что пособия работникам оказались большего размера, чем уплаченные в фонд взносы. Тогда страхователю предоставляется возможность зачета излишней уплаты в счет предстоящих платежей в ФСС или возврата средств полностью единым платежом на банковский счет.
Для получения денег на расчетный счет нужно посетить не налоговую службу, а отделение ФСС. Эта норма отражена в пункте 2 статьи 4.6 ФЗ №255.
При получении возмещения за период ранее 2018 года необходимо предоставление:
- письменного заявления от организации с указанием наименования, реквизитов учреждения, регистрационного номера и суммы возврата;
- расчета 4-ФСС, отражающего начисленные средства на пособия;
- документации, которая является свидетельством обоснованности расходов.
Фондом может быть инициирована проверка подлинности пакета бумаг и правомерности выплат. Если она не будет проведена по желанию ФСС, деньги поступят на счет организации на протяжении десяти дней.
В случае возврата выплаченных после 1 января 2018 пособий потребуется предоставление:
- письменного заявления с указанием аналогичных сведений;
- справки с расчетом полных сумм, начисленных, уплаченных, возмещенных и излишне внесенных за полный отчетный период и последние три месяца;
- ксерокопий документов, которые являются свидетельством обоснованности трат организации и правомерности начисления пособий.
Порядок возмещения изменился незначительно. Это связано с тем, что стандартная форма 4-ФСС была заменена на два отдельных документа: справку-расчет и обоснование расходов.
Читайте в этой статье, в каком размере будут выплачивать пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2018 году.
Уровень коэффициента индексации пособий с 1 февраля 2018 года указан тут.
Какие последствия повлечет обращение работодателя в ФСС России с заявлением о проверке больничного листа работника, в обоснованности выдачи которого работодатель сомневается?
Когда у работодателя имеются сомнения в правомерности выдачи листка нетрудоспособности, он вправе обратиться в региональное отделение ФСС России или направить запрос в выдавшую его медицинскую организацию с просьбой разъяснить причины оформления больничного. Если по результатам проверки ФСС России есть основания полагать, что нарушение порядка выдачи листка нетрудоспособности привело к переплате пособия по временной нетрудоспособности, ФСС России обращается в суд для взыскания материального ущерба с медицинской организации.
При этом работодатель в любом случае обязан назначить пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения работника за его получением с необходимыми документами (в данном случае – с листком нетрудоспособности) и в первый после этого установленный в организации день выплаты заработной платы произвести выплату пособия. Иного срока, в том числе в связи с направлением работодателем запроса в ФСС России, законодательством не предусмотрено.
Если неправильное исчисление размера пособий не было связано со счетными (арифметическими) ошибками со стороны сотрудников работодателя, излишне выплаченные суммы пособий по временной нетрудоспособности не могут быть взысканы.
Согласно ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами. Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности определяются Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).
В силу ст. 5 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении заболевания в период работы по трудовому договору, а также в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
Основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности, выданный по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 347н (ч. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ). Порядок выдачи листков нетрудоспособности (далее – Порядок) утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н.
Обращаем внимание, что работодатель не наделен контрольными функциями в части проверки правильности применения медицинскими организациями Порядка. Такие полномочия есть только у ФСС России (п. 10 Порядка, ч. 7 ст. 59 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Если по результатам проверки есть основания полагать, что нарушение порядка выдачи листка нетрудоспособности привело к переплате пособия по временной нетрудоспособности, ФСС России на основании п. 6 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ обращается в суд для взыскания материального ущерба с медицинской организации (см., например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 № 01АП-3811/12).
С другой стороны, существует позиция ФСС России, подкрепленная судебной практикой, согласно которой обязанность проверки листка нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации организации, которая производит его выплату, и именно страхователь является ответственным за неправомерную выплату пособия по временной нетрудоспособности по необоснованно выданным и неправильно оформленным листкам нетрудоспособности. В своем письме от 30.09.2011 № 14-03-11/15-11575 ФСС России рекомендует в случае возникновения у страхователя сомнений в правильности оформления листка нетрудоспособности обращаться в региональные отделения ФСС России.
Поэтому в случае, если у работодателя имеются сомнения в правомерности выдачи листка нетрудоспособности, он вправе обратиться в региональное отделение ФСС России или направить запрос в выдавшую его медицинскую организацию с просьбой разъяснить причины оформления больничного.
При этом работодатель обязан назначить пособие по временной нетрудоспособности в течение 10 календарных дней со дня обращения работника за его получением с необходимыми документами (в данном случае – с листком нетрудоспособности) и в первый после этого установленный в организации день выплаты заработной платы произвести выплату пособия (ч. 1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ). Иного срока, в том числе в связи с направлением работодателем запроса в ФСС России, законодательством не предусмотрено.
Что касается возможности взыскания излишне выплаченного пособия по временной нетрудоспособности с уволившегося работника, отметим следующее.
В силу ст. 1109 ГК РФ в качестве неосновательного обогащения не подлежат возврату заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки. Таким образом, взыскание с работника излишне выплаченных сумм пособия по временной нетрудоспособности допускается только в двух случаях:
- при расчете пособия была допущена счетная ошибка;
- получатель пособия оказался недобросовестным (представил документы с заведомо неверными сведениями, скрыл данные, влияющие на размер пособия, другое).
Частью 4 ст. 15 Закона № 255-ФЗ также предусмотрено, что суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20% суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.
Как мы поняли из вопроса, недобросовестность в получении сумм пособий со стороны работника в настоящей ситуации отсутствует (например, представление документов с заведомо ложными сведениями и сокрытие данных работником не производились).
Поэтому, если в настоящей ситуации неправильное исчисление размера пособий не было связано со счетными (арифметическими) ошибками со стороны сотрудников работодателя, излишне выплаченные суммы пособий по временной нетрудоспособности не могут быть взысканы.
Кто оплачивает декретный отпуск: предприятие или государство?
Последнее десятилетие государство РФ занимается активной поддержкой демографического прироста в стране.
Разрабатываются новые социальные программы, повышаются суммы денежных выплат, связанных с материнством.
Подобная помощь позволяет женщинам уходить в декретный отпуск без особой опаски за финансовое будущее своей семьи.
Но кто платит декретные: государство или работодатель? Разбираемся ниже.
Кто финансирует пособие: предприятие или государство
Вопрос о том, кто оплачивает декретный отпуск, чаще всего всплывает, когда у женщины возникают проблемы с получением социального пособия.
Федеральный закон № 255 гласит, что трудоустроенной молодой маме положена денежная компенсация, которую обязан выплачивать ее наниматель.
При этом государство возмещает работодателю все траты, связанные с выплатами по беременности и родам.
Однако средства из Фонда социального страхования поступают на счет организации уже после того, как наниматель оплачивает компенсацию по декретному отпуску.
В целом, если не возникает непредвиденных сложностей, процедура должна иметь следующий порядок:
Таким образом, предприятие, на котором трудоустроена ушедшая в декрет женщина, не тратит ни рубля из своего бюджета на обеспечение выплат.
Поэтому на вопрос, кто выплачивает декретные в 2018 году: ФСС или работодатель, можно дать четкий ответ — ФСС. А наниматель выступает лишь своего рода посредником между государством и своей сотрудницей.
Случаи отказа ФСС в возмещении выплат
Возвращает ли государство декретные работодателю абсолютно во всех случаях? Конечно, это не так.
Федеральный закон №255 предусматривает ситуации, в которых страховой орган имеет право отказать работодателю в компенсации денежных средств.
Такое решение ФСС чаще всего связано с выявлением в действиях нанимателя факта злоупотребления служебными полномочиями в целях собственной выгоды.
Итак, отказ в возмещении выплат возможен:
Даже если документы, предъявляемые организацией, составлены в соответствии со всеми требованиями, сотрудники фонда легко могут выявить случаи искусственного трудоустройства.
Любой работодатель имеет право обжаловать отказ ФСС в судебном порядке, однако практика показывает, что в большинстве дел судья выносит вердикт в пользу государственных органов.
Возможны ли прямые выплаты из ФСС
Многим кажется нелогичным тот факт, что пособие оплачивается государством, но выдается работодателем. Отсюда возникает вопрос: можно ли получить декретные напрямую от ФСС?
До недавнего времени такая возможность отсутствовала, и женщины получали выплаты только по месту работы. Однако с 2011 года законодательные акты начали активно реформироваться, что позволило расширить функции ФСС.
Так, в нескольких регионах России был запущен пилотный проект, в рамках которого ушедшие в декрет работницы могут получать положенную компенсацию напрямую из государственного фонда.
Среди этих регионов:
- Нижегородская область;
- Карачаево-Черкесия;
- Новосибирская область;
- Астраханская область;
- Хабаровский край;
- Тамбовская область;
- Курганская область;
- Новгородская область.
Для того чтобы оформить прямые выплаты из фонда в вышеперечисленных регионах, необходимо обратиться в отделение ФСС по месту регистрации организации-работодателя.
При этом предприятие, на котором трудоустроена молодая мама, должно своевременно подать в социальный орган данные о ее среднем заработке, на основании чего и будет произведен расчет суммы компенсации.
В остальных же регионах до сих пор действуют старые принципы начисления пособий (через нанимателя), но предусмотрены ситуации, когда женщина все-таки может получать положенные компенсации через ФСС.
Такие случаи связаны с неспособностью либо нежеланием работодателя осуществлять выплаты по беременности и родам.
Куда обращаться при задержке декретных выплат
К сожалению, практике знакомы ситуации, в которых организация задерживает пособия либо вовсе отказывается их выдавать. Что делать, если работодатель не выплачивает декретные?
Во-первых, важно разобраться, на каком основании наниматель задерживает оплату компенсации, во-вторых, при невозможности достичь компромисса, необходимо подать заявление в соответствующие органы.
Права женщины могут быть нарушены в следующих случаях:
- организация прекращает свою деятельность ввиду банкротства;
- место положения руководителя предприятия не установлено, он скрывается от закона;
- на счетах учреждения недостаточно средств для осуществления выплат;
- наниматель не выдает пособие без объяснения на то причин.
Если вам отказано в выплате компенсации, то незамедлительно обращайтесь в ФСС. Сотрудники этого органа имеют свои рычаги давления на недобросовестные организации.
Если же и фонд оказывается бессильным в вашей ситуации, то смело обращайтесь в прокуратору по месту регистрации вашего предприятия либо же оформляйте исковое заявление в суде.
При вынесении решения в вашу пользу на руководителя предприятия будут наложены серьезные административные штрафы, а вы получите причитающееся вам пособие.
Когда уведомить работодателя о выходе из отпуска
Трудоустроенная женщина в России имеет право пребывать в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.
В данный период у нее есть возможность осуществлять свои должностные функции на условиях неполного рабочего дня либо же работать из дома.
Но не все женщины пользуются этим правом, предпочитая посвятить воспитанию ребенка положенные три года. При этом в течение всего отпуска за сотрудницей сохраняется ее рабочее место и ей засчитывается трудовой стаж.
Но вот три года прошли, и пора снова выходить на работу. За сколько нужно предупредить работодателя о выходе из декретного отпуска?
Статья 256 Трудового кодекса РФ, определяющая права женщины, ушедшей в декретный отпуск, не обозначает конкретных сроков, за которые необходимо уведомить руководство о своем возвращении на работу.
Тем не менее, предупредить нанимателя все-таки стоит, поскольку на вашу должность, вероятнее всего, был найден новый сотрудник.
Как правило, временные работники оформляются по срочному трудовому договору, о прекращении которого руководитель обязан уведомить сотрудника не менее чем за 3 дня до увольнения.
И чтобы не ставить в неудобное положение замещавшего вас человека, правильнее всего будет заявить о своем выходе в письменном виде как минимум за 4 дня до возвращения на работу.
Пилотный проект, позволяющий получать выплаты напрямую из ФСС, стал инновационным решением в российском законодательстве.
Будем надеяться, что вскоре он возымеет свое действие на всей территории РФ: ведь он позволяет получать компенсации по упрощенной схеме, тем самым устраняя потенциально возможные конфликты между предприятиями и ушедшими в декрет сотрудницами.
И если в отношении вас работодатель нарушает закон, то не стоит медлить с разрешением вопроса, а лучше сразу обратиться за профессиональной юридической помощью.
Скачать образец бесплатно. Заявление сотрудника о возмещении расходов на медосмотр
ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников. На период прохождения медосмотров (обследований) работникам полагаются компенсационные выплаты. К компенсационным выплатам, связанным с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, можно отнести расходы по проведению обязательных предварительных (при поступлении на работу, в случае приема на работу) и периодических (в течение действия трудового договора) медосмотров (обследований) работников, оплаченные организацией в случаях, предусмотренных ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами (включая медосмотры работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта)).
В данной статье рассмотрим правовые основы проведения медосмотров (обследований) работников организации и их гарантий, порядок отражения расходов на прохождение медосмотров в бухгалтерском учете организации и особенности налогообложения, а также ответственность работодателя при невыплате компенсаций работникам, направляемым на медосмотр (обследование).
Обязанность проведения медосмотров некоторых категорий работников предусмотрена статьей 213 ТК РФ. Согласно данной статье работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медосмотры (обследования) для определения пригодности данных работников для выполнения поручаемой им работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медосмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Обязанность работников проходить, в установленном порядке медицинское освидетельствование при поступлении на работу предусмотрена Приказом Минздравмедпрома Российской Федерации от 14.03.1996 г. N 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии».
Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические осмотры (обследования) утвержден Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.08.2004 г. N 83 «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения этих осмотров (обследований)» (далее — Приказ N 83).
Статьей 219 ТК РФ предусмотрено право работника на внеочередные медосмотры (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Обратите внимание!
Проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры (обследования), а также внеочередные медосмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, является обязанностью работника, а не его правом (статья 214 ТК РФ).
Если работник уклоняется от прохождения медосмотров, то работодатель обязан отстранить его от работы (не допускать к работе). В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется (статья 76 ТК РФ).
Если работодатель не обеспечил своевременное прохождения обязательного медосмотра работниками, то его можно привлечь к административной ответственности. Согласно статье 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
— на граждан в размере от ста до пятисот рублей;
— на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
— на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статья 185 ТК РФ предусматривает гарантии работникам, направляемым на медосмотр (обследование), согласно которой на время прохождения медосмотра (обследования) за работниками, обязанными в соответствии с ТК РФ проходить такой осмотр (обследование), сохраняется средний заработок по месту работы.
Правила исчисления среднего заработка для расчета выплат, предусмотренных ТК РФ, регламентируются Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 г. N 922. В этом документе приведены перечни выплат, принимаемых в расчет и исключаемых из расчета среднего заработка, установлены правила учета премий и вознаграждений при исчислении среднего заработка, определены особенности исчисления среднего заработка для выплаты отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск.
Порядок отражения расходов на прохождение медосмотров в бухгалтерском учете организации.
Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций установлены Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 06.05.1999 г. N 33н (далее — ПБУ 10/99).
В соответствии с нормами указанного бухгалтерского стандарта расходы организации на проведение медосмотров своих работников принимаются к бухгалтерскому учету в полном объеме и отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности. Это вытекает из пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99.
В соответствии с пунктом 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете организации только при одновременном выполнении следующих условий:
— расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
— сумма расхода может быть определена;
— имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.
Если хотя бы одно условие не выполнено, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность. Порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен пунктом 18 ПБУ 10/99, то есть расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Датой признания в бухгалтерском учете расходов на проведение медосмотров является день представления заключительного акта медицинской организацией.
В случае, если работник проходил медосмотр в медицинском учреждении, с которым у работодателя заключен договор, то расходы отражаются в бухгалтерском учете на соответствующем счете учета затрат в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина Российской Федерации от 31.10.2000 г. N 94н (далее — План счетов), для отражения расходов по обычным видам деятельности у организаций предусмотрен счет 44 «Расходы на продажу». По дебету указанного счета отражаются суммы произведенных расходов, связанных с продажей товаров, которые в дальнейшем списываются в полном объеме в дебет счета 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж». Исключением являются лишь суммы транспортных расходов, списание которых производится частично — расходы на транспортировку распределяются между реализованным товаром и остатком товара на конец каждого месяца.
В бухгалтерском учете организации отражение расходов на прохождение медосмотров производится при помощи следующих записей:
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
расходы на проведение медосмотра учтены в составе расходов на продажу
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
включена в состав расходов на продажу сумма среднего заработка, начисленного работникам за время прохождения медосмотра
Дебет 90 «Продажи», субсчет 2 «Себестоимость продаж» Кредит 44 «Расходы на продажу»
расходы организации на прохождение медосмотра списаны на себестоимость проданных товаров
Если же работник самостоятельно прошел медосмотр при поступлении на работу, то работодатель, компенсируя расходы на медосмотр работнику (при наличии подтверждающих документов), отражает их в составе расходов в корреспонденции с кредитом счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
ООО «Медицина» заключило договор с медицинским учреждением на проведение медосмотров.
В августе текущего года был проведен периодический медосмотр работников организации, стоимость которого составила 30 000 руб.
Кроме этого, организация приняла на работу новых сотрудников, которые прошли предварительный медосмотр самостоятельно, при этом она компенсировала им расходы в размере 5 000 руб.
В сентябре текущего года организация направила на предварительный медосмотр соискателей, которые не были приняты на работу. Расходы по такому медосмотру составили 3 000 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Медицина» данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:
— в августе текущего года:
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 30 000 руб. — отражены расходы на прохождение периодического медосмотра сотрудниками организации в медицинском учреждении
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» 30 000 руб. — оплачены услуги медицинскому учреждению
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» 5 000 руб. — оплачены расходы по прохождению медосмотра работниками самостоятельно
Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Кредит 50 «Касса» 5 000 руб. — компенсированы затраты работникам
— в сентябре текущего года:
Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 3 000 руб. — отражены расходы на прохождение медосмотра соискателей
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетные счета» 3 000 руб. — оплачены услуги медицинскому учреждению
Рассмотрим порядок возмещения расходов на медосмотр работникам, если прохождение медосмотра не предусмотрено трудовым законодательством.
В этом случае расходы, связанные с возмещением работнику стоимости медосмотра, можно отнести к прочим расходам на основании пункта 11 ПБУ 10/99.
В бухгалтерском учете, согласно Плану счетов, затраты, произведенные за счет прибыли, относятся на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».
По инициативе работодателя сотрудники ООО «Медицина» прошли медосмотр. Прохождение медосмотра не предусмотрено трудовым законодательством. Стоимость медосмотра составила 20 000 руб.
Время прохождения медосмотра было компенсировано сотрудникам из расчета среднего заработка в размере 10 000 руб.
В бухгалтерском учете ООО «Медицина» данные хозяйственные операции будут отражены следующим образом:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» 20 000 руб. — отражены расходы на проведение медосмотра сотрудников
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Дебет 51 «Расчетные счета» 20 000 руб. — оплачены услуги лечебного учреждения
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 10 000 руб. — начислена средняя заработная плата за время прохождения медосмотра работникам организации
Порядок налогообложения расходов на проведение обязательных медосмотров.
В части налогообложения расходов на проведение обязательных медосмотров налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 209 НК РФ объектом налогообложения по НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение, которыми у него возникло (пункт 1 статьи 210 НК РФ).
Перечень доходов, не подлежащих налогообложению, приведен в статье 217 НК РФ. В соответствии с пунктом 3 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей. Следовательно, расходы на обязательные медосмотры, произведенные в целях охраны труда, не подлежат налогообложению НДФЛ.
Что касается налогообложения компенсации работникам, направленным на медосмотр (обследование) страховыми взносами во внебюджетные фонды отметим следующее.
С 01.01.2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), который заменил уплату единого социального налога (далее — ЕСН) страховыми взносами во внебюджетные фонды.
Как и в случае с ЕСН, объектом обложения страховыми взносами признаются среди прочего выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (пункт 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ).
В связи с этим по аналогии с ЕСН, поскольку затраты работодателя на проведение медицинских осмотров работников являются производственными расходами организации, необходимыми для осуществления ее деятельности, и не зависят от положений трудовых договоров работника с работодателем, такие суммы затрат не подлежат обложению страховыми взносами.
О том, что суммы, связанные с оплатой медицинских осмотров работников, не являются объектом обложения ЕСН, сказано и в Письмах Минфина Российской Федерации от 21.11.2008 г. N 03-03-06/4/84, УМНС Российской Федерации по городу Москве от 07.10.2004 г. N 28-11/64374.
Арбитражные суды придерживались аналогичной точки зрения. Так, например, судьи ФАС Центрального округа в Постановлении от 30.05.2003 г. по делу N А54-225/03-С3 также считали, что суммы, перечисленные обществом за периодические медицинские осмотры своих работников, не включаются в налоговую базу по ЕСН. При этом в обоснование своей позиции они ссылались на подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, согласно которому не подлежат обложению ЕСН все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных, в том числе, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей. В свою очередь выплаты, возникшие при оплате медицинских осмотров, носят компенсационный характер и связаны с выполнением физическими лицами трудовых обязанностей.
Такие же аргументы в свое время приводили и финансовые органы (Письмо Минфина Российской Федерации от 05.03.2005 г. N 03-03-01-04/1/100). В Законе N 212-ФЗ аналогичная норма тоже есть. В соответствии с подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи 9 этого Закона не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 г. N 184 «Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» данные выплаты не облагаются взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
О порядке налогообложения налогом на прибыль расходов на проведение обязательных медосмотров даны разъяснения в Письмах Минфина Российской Федерации от 05.10.2009 г. N 03-03-06/1/638, от 07.08.2007 г. N 03-03-06/1/543, от 05.03.2005 г. N 03-03-01-04/1/100.
Согласно разъяснениям Минфина Российской Федерации расходы на проведение обязательных медосмотров, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития Российской Федерации или Минздрава Российской Федерации, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ. При этом указанные затраты должны быть документально подтверждены, экономически обоснованны и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (пункт 1 статьи 252 НК РФ).
Аналогичные выводы были сделаны и судебными органами в Постановлении ФАС Поволжского округа от 17.02.2005 г. по делу N А55-10635/04-34.
Отметим, что сумма среднего заработка, сохраняемого за работником в период прохождения медосмотра, может быть учтена налогоплательщиком, как в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 264 НК РФ, так и в составе расходов на оплату труда на основании статьи 255 НК РФ. Если некоторые расходы, произведенные налогоплательщиком, с равными основаниями могут быть отнесены к нескольким группам расходов, то в этом случае налогоплательщик вправе самостоятельно определить в составе каких расходов он будет учитывать данные расходы (пункта 4 статьи 252 НК РФ).
Расходы на проведение обязательных предварительных медосмотров работников, принимаемых на работу, могут быть отнесены к прочим расходам. На это указывает Письмо Минфина Российской Федерации от 06.10.2009 г. N 03-03-06/1/648, в котором также сказано, что затраты на предварительный медицинский осмотр лиц, которые по результатам осмотра или по иным основаниям не были приняты на работу, также учитываются для целей налогообложения прибыли.
Вместе с тем, если прохождение медосмотров (обследований) не является для работников обязательным, то такие расходы не учитываются при налогообложении прибыли, поскольку не могут быть признаны обоснованными. Такое мнение высказано в Письмах Минфина Российской Федерации от 05.10.2009 г. N 03-03-06/1/638, от 05.03.2005 г. N 03-03-01-04/1/100, а также а Письмо УФНС Российской Федерации по городу Москве от 04.08.2006 г. N 09-14/069136. Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.01.2007 г. N А33-32437/05-Ф02-7147/06-С1 по делу N А33-32437/05. Так, в нем сказано, поскольку для работников бухгалтерии не предусмотрено обязательное проведение медосмотров, то расходы на их проведение по инициативе работодателя не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Ответственность работодателя при невыплате компенсаций работникам, направляемым на медосмотр (обследование).
Статьей 236 ТК РФ предусмотрена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Согласно данной статье при нарушении работодателем:
— установленного срока выплаты заработной платы;
— оплаты отпуска;
— выплат при увольнении;
— других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты денежной компенсации возникает у работодателя независимо от наличия его вины.
При этом согласно статье 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора должна доказать размер причиненного ей ущерба.
Более того, статьей 237 ТК РФ предусмотрено возмещение морального вреда, причиненного работнику. Моральный вред, причиненный работнику работодателем (неправомерными действиями или бездействием), возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае же возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения устанавливаются судом.
Административная ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ. Согласно пункту 1 данной статьи нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 000 до 5 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
— на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Пунктом 2 статьи 5.27 КоАП РФ установлено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
Уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат свыше 2 месяцев предусмотрена статьей 145.1 УК РФ.
Невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная руководителем организации, работодателем — физическим лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается:
— штрафом в размере до 120 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
— или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет;
— или лишением свободы на срок до 2 лет (пункт 1 статьи 145.1 УК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 145.1 УК РФ то же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается:
— штрафом в размере от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
— или лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности;
— или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.