Судебная практика с пэк

Судебная практика с пэк

Как мы все помним, в 2014 году с появлением 219 федерального закона поменялись требования к производственному экологическому контролю. Появилась новая редакция 67 статьи Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Старая редакция была достаточно лаконичной: Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган государственного надзора.

Что с ним делать, кому нести, в каком объеме. Все на субъективное усмотрение.

Но 219-ФЗ была внесена конкретика. Единственное, что эта конкретика должна была быть дополнена приказами и постановлениями. Да, сейчас середина уже 2016 года, но наконец-то появились тексты проектов! Можно начинать складывать картину в голове и таки готовится к введению этого самого ПЭКа.

Итак, давайте разбираться со всем по порядку.

Нормативная основа

— Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (статья 67)

— Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране атмосферного воздуха» (статья 25)

— Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об отходах производства и потребления» (статья 26)

— Проект приказа МПР Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля

— Проект приказа МПР Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методических рекомендаций по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью

Кто должен разрабатывать ПЭК

Программа производственного экологического контроля разрабатывается и утверждается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса.

Критерии объектов можно найти в Постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий»

Состав ПЭК

Развернутая информация о структуре программы содержится в Проекте Минприроды Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Кратенько о разделах и что в них включается.

Название раздела

Краткая характеристика раздела

Реквизиты организации, местонахождение, категория объекта, сведения о принадлежащих земельных участка, зданиях, строениях, сооружениях

Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников

описание основных технологий и технологических процессов;

сведения об используемых установках очистки газа;

перечень стационарных источников;

перечень выбрасываемых загрязняющих веществ;

перечень и порядок выполнения мероприятий по уменьшению выбросов в период НМУ;

перечень используемых расчетных методик определения выбросов;

для объектов I категории перечень стационарных источников выбросов, оснащенных автоматическими средствами измерения и учета объема и массы выбросов

Сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников

схема систем водопотребления и водоотведения;

сведения об очистных сооружениях;

перечень сбрасываемых загрязняющих веществ;

Сведения о сточных водах и источниках их образования

Сведения о сточных водах, принимаемых от абонентов

для объектов I категории перечни источников сбросов сточных вод (выпусков сточных вод) оснащенных автоматическими средствами измерения и учета объема и (или) массы.

Сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения

перечень образующихся в процессе хозяйственной и иной деятельности видов отходов;

перечень эксплуатируемых, в том числе рекультивированных или законсервированных, объектов размещения отходов на данном объекте;

сведения о местах (площадках) накопления отходов;

сведения о лицах, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности;

копию документа, подтверждающего наличие должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами I — IV классов опасности;

сведения о технических характеристиках специализированного оборудования (установок) по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов производства и потребления;

сведения об утвержденных нормативах образования отходов и лимитах на их размещение;

характеристика объектов размещения отходов;

мероприятия по проведению работ по рекультивации земель, занятых объектами размещения отходов, после окончания их эксплуатации.

Сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля

наименование подразделений, их полномочия;

численность сотрудников подразделений;

сведения о правах и обязанностях руководителей, сотрудников подразделений;

сведения об образовании, повышении квалификации, опыте работы, дате последней аттестации сотрудников подразделений

Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации

наименование и адрес собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

реквизиты аттестата аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров);

область аккредитации собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораторий (центров).

Сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений

Производственный контроль в области:

— охраны атмосферного воздуха;

-охраны и использования водных объектов;

-обращения с отходами»;

— использования и охраны земель;

— охраны и пользования недрами;

— состоянием животного и растительного мира;

— за реализацией программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды.

Порядок пересмотра и кооректировки ПЭК

Программа производственного экологического контроля подлежит пересмотру и корректировке в случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящим к изменениям характера, вида и объемов оказываемого негативного воздействия на окружающую среду, а также в случаях

Порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля

Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным. Предприятия подлежащие федеральному надзору направляют отчет в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности, предприятия подлежащие региональному надзору орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Критерии отнесения к федеральному экологического надзору указаны в постановлении правительства № 903 от 28 августа 2015 года «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».

Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган исполнительной власти или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении

Отчет должен быть подписан руководителем юридического лица (или должностным лицом, уполномоченным руководителем юридического лица подписывать Отчет от имени юридического лица), индивидуальным предпринимателем.

В случае осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями деятельности на нескольких объектах, отчет представляется по каждому объекту.

Что входит в отчет

А тут мы переходим к другому проекту: Проект приказа МПР «Об утверждении формы отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля и методических рекомендаций по ее заполнению, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью». Итак, что же мы включаем в этот самый ежегодный отчет:

I.Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля

— Сведения о применении на объекте технологий, соответствующих наилучшим доступным технологиям

— Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации

II.Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха

— Перечень веществ, включенных в план-графика инструментального контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

— Результаты инструментального контроля стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

— Перечень загрязняющих веществ, включенных в план-график проведения наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов источников объекта

— Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов источников объект

— Результаты контроля автоматическими средствами измерения и учета объема выбросов и концентрации загрязняющих веществ

— Результаты проведения проверок работы установок очистки газа

III.Результаты производственного контроля в области охраны и использования водных объектов

— Сведения о результатах учета забора (изъятия) водных ресурсов и сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества

— Результаты контроля автоматическими средствами измерения и учета объема сбросов и концентрации загрязняющих веществ

— Сведения о результатах ведения регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной

— Результаты проведения проверок работы очистных сооружений

— Результаты контроля состава и свойств сточных вод, в случае если на объекте осуществляется прием сточных вод от иных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей

IV.Результаты производственного контроля в области обращения с отходами

— Сведения о результатах производственного контроля в области обращения с отходами

— Сведения о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду

V.Результаты производственного контроля в области использования и охраны земель

— Перечень загрязняющих веществ, включенных в программу наблюдений за загрязнением земель на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду

— Результаты контроля мероприятий, направленных на ликвидацию или локализацию загрязняющих веществ, в результате поступления которых произошло загрязнение земель при наблюдении за загрязнением земель на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду в случае возникновения аварийных ситуаций

— Результаты наблюдений за загрязнением земель на территории объекта и в пределах его воздействия на окружающую среду

VI.Результаты производственного контроля в области охраны и пользования недрами

— Сведения о результатах ведение объектного (локального) мониторинга состояния недр

VII.Результаты производственного контроля за состоянием животного и растительного мира

— Перечень индикаторных объектов животного и растительного мира, а также объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и в красные книги субъектов Российской Федерации (далее – объекты животного и растительного мира), обитающих в пределах зоны воздействия объекта на окружающую среду

— Результаты контроля за численностью и местами обитания объектов животного и растительного мира

— Результаты проверки исправности технических устройств и оборудования, служащих для предотвращения гибели объектов животного мира

— Результаты оценки эффективности принятых мер по сохранению объектов животного и растительного мира

VIII.Результаты производственного контроля за реализацией программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды

— Результаты контроля выполнения программы повышения экологической эффективности или плана мероприятий по охране окружающей среды

Весь отчет будет представлять 25 таблиц, формы которых представлены в приказе. Там же вы найдете и методические указания по тому, как эти таблицы должны заполняться. На них стоит обратить не малое внимание при заполнении форм так как, в соответствии с пунктом 5 приложения 2 В случае обнаружения респондентом или принимающим органом ошибок в заполненной форме респондент заполняет новый бланк формы и передает его принимающему органу. Меньше опечаток – меньше бумаги. Корректор может не спасти.

Так же весь объем таблиц заполнять потребуется не всем: Заполнение таблиц отчета зависит от присвоенной объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, категории, на котором респонденты осуществляют хозяйственную и иную деятельность. Полный комплект представляют только Респонденты, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объекте I категории. Остальные респонденты представляют сокращенный вариант (подробнее в разделе 3 вышеупомянутого приказа: Требования к заполнению отчета об организации и результатах осуществления производственного экологического контроля в зависимости от категории объектов хозяйственной деятельности).

Коротко о главном

Ну и краткое резюме из вышенаписанного:

— Делаем программу. Делаем сами и для себя. Утверждаем, но ни с кем не согласовываем

— По итогам года делам отчет по нашей программе

— До 25 марта направляем отчет в уполномоченный орган в зависимости от принадлежности к региональному или федеральному надзору

Когда платить авансовые платежи за НВОС в 2018 году?

Авансовые платежи за НВОС в 2018 году в части сроков подчиняются тем же правилам, что и в 2017 году. Рассмотрим, что это за правила, а также разберемся, как определить сумму платежа и какого порядка придерживаться при оплате.

Порядок определения величины авансов по НВОС

Основным документом, определяющим ключевые моменты расчета и порядка внесения платежей за загрязнение, является закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ. Именно в нем предусмотрена обязанность для юрлиц, не относящихся к числу субъектов малого и среднего предпринимательства, оплачивать в течение текущего года авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). По завершении года сумма этих платежей уменьшит общую величину платы, начисленной за год в декларации по НВОС.

Другие публикации:  Рассмотрев ваше заявление сообщаем следующее

Начислять и уплачивать авансовые платежи предписывается 3 раза за год, по завершении 1, 2 и 3 кварталов, до 20-го числа каждого из месяцев, наступающего после окончания соответствующего квартала (п. 3 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ).

Как определить сумму вносимого аванса? Очень просто. Каждый из платежей будет равен ¼ от общего объема платежей за НВОС, уплаченных (такая формулировка присутствует в законе) за предшествующий год.

Хотя говорить здесь об уплаченных в прошедшем году платежах не совсем верно. За сумму, от которой делается расчет величины авансов, правильнее брать общий объем платежей, начисленных к уплате в декларации за год, поскольку является нередкой ситуация, когда сумма уплаченных авансов окажется больше, чем весь платеж, начисленный по факту за этот же год. И именно о вопросах использования сумм возникшей при этом переплаты идет речь в письмах Росприроднадзора от 15.03.2017 № АС-06−02−36/5194 и от 27.03.2017 № АА-06−02−36/6198.

Кроме того, как раз потому, что возникновение переплаты не является редкостью, рассматриваются варианты изменения алгоритма расчета авансов по платежам за загрязнение.

Однако, согласно действующему пока порядку, размер авансов, уплачиваемых поквартально в 2018 году, определит общая сумма платежей по НВОС, осуществленных (точнее, начисленных) за 2017 год.

Как рассчитать плату за 2017 год?

Расчет платы за загрязнение по году производится в декларации, в состав которой входят:

титульный лист;
раздел со сводными результатами расчетов, в котором начисленные суммы подвергаются уменьшению за счет расходов, снижающих негативный эффект загрязняющего воздействия, и за счет уплаченных в течение года авансов;
3 специальных раздела (по числу основных видов источников загрязнения), каждый из которых представляет собой таблицу с параметрами, необходимыми для расчета платежа по соответствующему источнику загрязнения, и заполняется только при наличии у плательщика такого источника.

Расчет в специальных разделах происходит по правилам, детально описанным в приказе Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (в примечаниях к форме бланка декларации) и в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255. Оба этих документа также содержат необходимые значения применяемых в расчетах коэффициентов.

Сроки для платежей за загрязнение
Оплату авансов юрлица, обязанные делать такие платежи, производят 3 раза в год. Завершаются расчеты по году еще 1 платежом — оплатой итоговой суммы, полученной в разделе декларации, отведенном сводным данным, в результате арифметических действий, совершенных над исчисленной в специальных разделах суммой.

Таким образом, видов сроков для оплаты существует 2:

для авансовых платежей — в 2018 году они истекут 20 апреля, 20 июля и 20 октября, но в октябре платеж придется сделать не позднее 19.10.2018, поскольку 20 октября — выходной, а переноса сроков закон № 7-ФЗ не предусматривает;
для окончательного расчета по году — предельная дата этого срока соответствует 1 марта года, наступающего за отчетным, т. е. оплату за 2017 год нужно будет осуществить не позднее 01.03.2018, а платеж за 2018 год — не позднее 01.03.2019.

Теми организациями, которые не обязаны осуществлять оплату авансов, уплата платежей на НВОС производится 1 раз (по итогам года), т. е. срок для них существует только 1 (1 марта).

Общим для всех юрлиц вне зависимости от масштабов их бизнеса является срок, установленный для представления декларации по НВОС, истекающий 10 марта года, наступающего вслед за отчетным.

Куда и как платить авансы за НВОС?
В части места оплаты плата за загрязнение привязана следующим образом (п. 1 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

за выбросы и сбросы ее вносят в бюджет по месту расположения источника загрязнения;
за размещаемые отходы она платится там, где происходит размещение этих отходов.

То есть ОКТМО для платы, осуществляемой по разным видам загрязняющих объектов, может оказаться разным. И учесть это необходимо не только при составлении декларации, но и при уплате авансовых платежей.
Разными в зависимости от вида источника загрязнения будут и значения указываемого в платежном документе КБК.

Что отличает платежи по НВОС от платежей по экологии?

Кроме платежей по НВОС, существует еще 1 платеж экологического характера, имеющий официальное название «экологический сбор». Он регулируется иным нормативным актом — законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Отличий от платежей за загрязнение у него много:
круг плательщиков, представленный лицами, осуществляющими производство или импорт изделий, требующих их утилизации по завершении использования;
налоговая база, определяемая как объем утилизируемого товара, скорректированный на норматив утилизации;
ставка, зависящая от вида утилизируемого изделия;
срок, установленный для оплаты и являющийся единственным, совпадает со сроком подачи отчетности по сбору и соответствует дате 15 апреля года, наступающего за отчетным.

Уплаты авансов по экологическому сбору законодательство не предусматривает. Таким образом, авансовые платежи по экологии в 2018 году делать не нужно.

Итоги
Авансы по платежам за НВОС должны платить юрлица, не относящиеся к числу субъектов малого или среднего предпринимательства. Осуществляются такие платежи трижды в год, по завершении 1, 2 и 3 кварталов, не позднее 20 числа месяца, наступающего по окончании соответствующего квартала. Сумма каждого аванса равна ¼ от величины платежей за НВОС, начисленных к уплате по декларации за год, предшествующий году оплаты авансов.

Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться

Судебная практика с пэк

Лучший семинар по вопросам регулирования воздействия на окружающую среду и природопользования, проводимый опытными специалистами Юридического центра промышленной экологии при участии представителей органов государственной власти

Участники семинара

Специалисты и руководители экологических и юридических служб промышленных предприятий, топ-менеджеры, осуществляющие общее руководство компанией или управляющие экологическими аспектами ее деятельности

Как принять участие?

Заполните форму регистрации или позвоните +7 (495) 680-37-96, +7 (495) 380-25-93

В 2019 году вступают в силу все положения Федерального закона «Об охране окружающей среды», предусматривающие переход на наилучшие доступные технологии и технологическое нормирование.

Однако для их соблюдения необходимо значительное количество подзаконных актов.

В связи с этим в программе предусмотрено обсуждение вопросов:

» внедрение НДТ, разработка технологических нормативов, НДВ, НДС, порядок получения комплексных экологических разрешений (КЭР) для объектов I категории, подача декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории;

» установление временно разрешенных выбросов и сбросов, разработка Программы повышения экологической эффективности, Плана мероприятий по охране окружающей среды;

» работа предприятий в переходный период, т.е. с начала 2019 г. до момента получения КЭР;

» действие с 01.01.2019 ранее выданных разрешений и реализация планов снижения выбросов и сбросов.

Кроме того, будут обсуждаться наиболее актуальные вопросы:

» ведение производственного экологического контроля (ПЭК), требования к программе ПЭК и представление отчетности;

» внедрение автоматизированных систем учета выбросов и сбросов;

» обращение с отходами, в т.ч. ТКО, запреты на захоронение видов отходов, содержащих полезные компоненты, действие ранее утвержденных ПНООЛР/ДНООЛР;

» выполнение требований в рамках расширенной ответственности производителя/импортера в части выполнения нормативов утилизации отходов, образующихся от произведенных/ввезенных товаров и упаковки;

» взаимодействие с операторами, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами;

» вопросы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду: порядок внесения, повышающие коэффициенты в 2019 и 2020 гг, льготы, а также возврат, зачёт и корректировка;

» изменения законодательства по вопросам правового регулирования сброса сточных вод в ЦСВ с 01.01.2019;

» государственный экологический надзор: реализация риск-ориентированного подхода, перечень контрольных вопросов;

» вопросы возмещения вреда окружающей среде.

Светлана Кузьмичева

Зам. генерального директора Юридического центра промышленной экологии

Дмитрий Мишуков

Генеральный директор Юридического центра промышленной экологии

Зам. генерального директора Юридического центра промышленной экологии

Юрий Максименко

Зам. председателя Комитета по экологии и природопользованию Российского союза промышленников и предпринимателей

Оксана Родивилова

Начальник Управления экологической экспертизы ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Законодательный коллапс

Законодательный колаппс или объективные трудности лицензирования – субъективные проблемы природопользователя, а также о том, как на Руси владельцем объекта размещения отходов быть

В ближайшее время значительное количество предприятий, размещающих отходы I-IV класса опасности на объектах размещения отходов (далее – ОРО) третьих лиц на основании договоров оказания услуг по размещению отходов (без перехода права собственности на отходы и передачи их для конечного размещения), столкнуться с серьезными проблемами:

  • невозможность получения/переоформления на бессрочную лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности отходов (далее – лицензия) лицами, осуществляющими размещение принадлежащих им отходов I-IV классов опасности на основании утвержденных им лимитов на размещение отходов на ОРО третьих лиц;
  • вышеуказанное влечет невозможность получения документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ДНООЛР) лицами, которые считаются осуществляющими работы, составляющие лицензируемый вид деятельности в области обращения с отходами;
  • очевидно, что указанные «невозможности» влекут необходимость применения пятикратного повышающего коэффициента к расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении таких отходов и риск быть привлеченным к административной ответственности.

Казалось бы, что выходом из этой непростой ситуации может быть заключение со специализированными предприятиями, владеющими на законном основании ОРО и принимающими отходы сторонних организаций, договоров, предусматривающих условия о переходе права собственности или передачи для конечного размещения отходов. Однако такое решение не является выгодным для лиц – владельцев ОРО на праве собственности или ином законном основании: в регулируемые тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО плату за НВОС включить возможно, но сделать это оперативно достаточно проблематично из-за необходимости установления тарифа органом регулирования в данной сфере. Стоимость услуг по договорам оказания услуг по размещению иных отходов, не отнесенных к ТБО, на ОРО специализированных предприятий определяется последними на свое усмотрение (по согласованию с заказчиком услуг) и может включать в себя плату за НВОС в части размещения принятых отходов, но с учетом судебной практики лица, владеющие ОРО, несут риски признания условий договора ничтожными, взыскания в пользу контрагента такой платы как суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Давайте попробуем разобраться в причинах возникновения таких ситуаций!

О лицензировании…

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании» [1] деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию (подп.1 п.1 ст.12).

Лицензии являются бессрочными. Предоставленные до дня вступления в силу данного Федерального закона лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, а также такие лицензии, не содержащие перечня работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению в порядке, установленном Федерального закона «О лицензировании», при условии соблюдения лицензионных требований (далее – ЛТиУ), предъявляемых к таким видам деятельности. Переоформленные лицензии действуют бессрочно (п.4 ст.22 Федерального закона «О лицензировании»).

Согласно Типовой форме лицензии [2] в последней указываются, помимо прочего, виды работ, услуг, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности.

Деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно Приложению к Положению о лицензировании № 255 [3], среди которых, в частности:

– размещение отходов I класса опасности;

– размещение отходов II класса опасности;

– размещение отходов III класса опасности;

– размещение отходов IV класса опасности.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст.1 Федерального закона «Об отходах» [4] размещение отходов – хранение и захоронение отходов; хранение отходов определено как содержание отходов в ОРО в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронением отходов признается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Т.е. лицу, размещающему отходы I – IV классов опасности, необходимо иметь соответствующую лицензию.

Вместе с тем, одним из ЛТиУ является наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для выполнения заявленных работ зданий, строений, сооружений (в том числе объектов размещения отходов) и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании и соответствующих установленным требованиям. Копии документов, подтверждающих указанное, прилагаются к заявлению о предоставлении лицензии (подп. «а» п.3, подп. «в» п.5 Положения о лицензировании № 255).

Необходимо отметить, что по вопросу определения «иного» законного основания принадлежности производственных помещений, ОРО, специализированных установок по обезвреживанию отходов, соответствующих установленным требованиям, для осуществления лицензируемой деятельности по обращению с отходами I – IV класса опасности, сложилась следующая судебная практика.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 15 сентября 2011 г. по делу № А03-10109/2011 (оставлено без изменения в кассационной инстанции) в удовлетворении требований заместителя прокурора о признании приказа управления Ростехнадзора о выдаче лицензии Обществу и самой лицензии недействительными было отказано. В материалах дела указано, что представленные прокурором доказательства в обоснование заявленных требований не подтверждают отсутствие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании специализированных установок по обезвреживанию отходов I – IV класса опасности, так как Обществом были представлены договоры аренды. Данные договоры расценены как наличие у него оборудования на утилизацию опасных отходов.

В соответствии с постановлением 8 Арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2011 г. по делу № А75-2887/2011 (оставлено в силе в кассационной инстанции) основанием для отказа в представлении лицензии по отходам по виду деятельности «размещение» послужило непредставление документации о находящемся в собственности или на ином законном основании ОРО.

В подтверждение наличия у Общества ОРО в материалы дела представлены документы, не опровергнутые Управлением Росприроднадзора: договор субаренды земельного участка под существующий полигон по утилизации и захоронению отходов производства и потребления, договор субаренды земельного участка под складирование и захоронение железобетона, свидетельство о регистрации ОРО.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности действий Управления по непредставлению лицензии на отходы по виду деятельности «размещение».

На основании изложенного документами, подтверждающими наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на «ином» законном основании ОРО могут считаться договоры аренды, договоры субаренды, а также иные договоры, содержащие условия о наличии у соискателя лицензии (лицензиата) на каком-либо вещном праве ОРО.

Другие публикации:  Осаго маршрутного такси

В свою очередь, поскольку в договорах оказания услуг по размещению отходов на ОРО третьих лиц условия о передаче ОРО/части ОРО на каком-либо законном основании заказчику отсутствуют, последний не обладает возможностью соблюсти ЛТиУ для получении лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I – IV класса опасности, поскольку не может представить лицензирующему органу документы, предусмотренные Положением № 255.

Об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (для отходов IIV класса опасности)…

1) ИП и ЮЛ, осуществляющие деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности, в целях установления НО и ЛР представляют в территориальный орган Росприроднадзора, в числе прочего, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности (п.7 Порядка № 50 [5]).

В Методических указаниях № 703 [6] содержатся положения, согласно которым ИП и ЮЛ, осуществляющие деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке (в настоящее время не лицензируется), размещению опасных отходов, вносят в ПНООЛР сведения (реквизиты) соответствующих лицензий (п.п.10, 18).

Таким образом, в отсутствие лицензии, предоставляющей право осуществлять размещение отходов I – IV класса опасности, заказчик фактически лишен возможности установления собственных ЛР.

Вместе с тем, для ИП и ЮЛ, которые размещают отходы I — IV класса опасности на эксплуатируемых ими ОРО, нормативы образования отходов I — IV класса опасности и лимиты на их размещение утверждаются на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I — IV класса опасности (п.12 Порядка № 50).

Необходимо отметить, что в примерном образце ДНООЛР, приведенном в Приложении к Порядку № 50, содержатся графы для указания ЛР на отходы:

– передаваемые на размещение другим ЮЛ и ИП;

– размещаемые на эксплуатируемых (собственных) ОРО.

При этом не представляется возможным установить, что понимается под «эксплуатируемыми ОРО» – ОРО, принадлежащие на каком-либо вещном праве лицу, либо ОРО третьих лиц, используемые для размещения отходов на основании договоров оказания услуг.

Также не ясно, в каких случаях заполняются графы о ЛР на отходы, передаваемые на размещение другим ЮЛ и ИП.

Согласно ст.210 ГК РФ [7] собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Бременем содержания считается совокупность обязанностей, которые несет субъект в связи с принадлежностью последнему соответствующего имущества.

Составной частью бремени содержания отходов является, в том числе, необходимость разработки ПНООЛР и утверждения ДНООЛР (ст.ст.11, 18 Федерального закона «Об отходах», Порядок № 50, Методические указания № 703) с определением ЛР для отходов, подлежащих размещению (хранению либо захоронению).

При этом размещение отходов является видом НВОС, за которое взимается плата за НВОС (ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» [8], ст.23 Федерального закона «Об отходах»).

В соответствии с п.17 Порядка заполнения Раздела 4 Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за НВОС (далее – Порядок заполнения) [9] в столбце 15 указывается фактическая масса отходов, размещенных в отчетный период (в том числе количество отходов, помещенных на временное хранение, по которым не представлены документы, подтверждающие использование в течение 3 лет), за исключением массы отходов, размещаемых на собственных ОРО до передачи на конечное размещение в течение отчетного периода (при наличии копии соответствующего договора с организацией).

Значение показателя по столбцу 15 определяется по формуле для значений по соответствующим столбцам: 9 + 10 — 11 — 12 — 13 — 14.

Масса размещенных в отчетном периоде отходов графа 15) должна разбиваться по графам 16 (размещено в отчетном периоде в пределах установленного лимита) и 17 (размещено в отчетном периоде сверх установленного лимита) [10].

В столбце 9 указывается фактическая масса образованных отходов за отчетный период. В данном столбце отражаются отходы, образованные при самостоятельном производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) из собственного сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов (в том числе отходы, образованные в результате осуществления деятельности с привлечением сторонних лиц, если в соответствии с условиями соответствующего договора данные отходы не переходят в собственность данного стороннего лица) (п.12 Порядка заполнения).

Согласно п.13 Порядка заполнения в столбце 10 указывается поступление отходов в отчетном периоде от иных лиц (с переходом права собственности) – отходы, полученные в результате купли-продажи, мены, дарения, безвозмездной передачи или иной сделки об отчуждении отходов; отходы, полученные в счет оплаты услуг по производству товаров из давальческого сырья и материалов. В данном столбце также отражаются отходы, полученные по договору для конечного размещения.

На основании п.15 Порядка заполнения в столбце 13 указывается количество отходов, фактически переданных другим лицам с переходом права собственности на отходы. В данном столбце отражаются:

– отходы, переданные в результате купли-продажи, дарения, мены, безвозмездной передачи; в счет оплаты услуг по производству товаров из давальческого сырья и материалов;

– отходы, переданные подрядчику (остающиеся у подрядчика) в соответствии с условиями договора на выполнение подрядных работ и оказание услуг (в том числе с использованием материалов заказчика);

– отходы, передаваемые иному лицу для использования (утилизации), обезвреживания, транспортировки, хранения, захоронения, если в результате указанных действий переходит право собственности на отходы.

В столбце 14 указывается масса отходов, которые были переданы для размещения сторонним организациям. В данной графе отражаются только отходы, образованные и переданные в данном отчетном периоде. Данный столбец заполняется при наличии договора о конечном размещении отходов, копия которого прилагается к Расчету и является его неотъемлемой частью. При отсутствии подтверждающих документов в данной графе ставится прочерк (п.16 Порядка заполнения).

В действующем законодательстве отсутствует определение понятия «конечное размещение отходов».

Как указывалось выше, захоронением отходов признается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

В связи с изложенным из видов размещения отходов конечным размещением может быть признано захоронение отходов.

Также необходимо отметить, что существует судебная практика, в соответствии с которой передача отходов на захоронение свидетельствует об утрате права собственности на данные отходы передающим лицом и о приобретении указанного права принимающей организацией.

Так, согласно решению Арбитражного суда Ивановской области от 22 марта 2011 г. по делу № А17-3477/2010 (остановлено в силе в вышестоящих инстанциях) «… в представленных в материалы дела типовых договорах, заключенных Обществом с различными лицами, указано, что Подрядчик (Общество) принимает на себя обязательство по приемке и захоронению твердых бытовых отходов на принадлежащем ему полигоне, то есть лицо, в результате деятельности которого образовались отходы, фактически утрачивает на них право собственности.

… Оценив материалы дела, суды согласились с мнением Управления Росприроднадзора, что в рассматриваемых договорах фактически закреплен переход права собственности на подлежащие захоронению отходы производства».

На основании изложенного требования Управления Росприроднадзора о взыскании с Общества платы за размещение указанных отходов были удовлетворены.

Кроме того, согласно позиции Ростехнадзора (письмо от 03 декабря 2008 г. № 14-07/6423) договором о конечном размещении отходов признается «… договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению. При отсутствии указанного договора лицом, размещающим отходы, будет являться их собственник».

Таким образом, право собственности на отходы, обязательства, связанные с бременем содержания отходов, могут быть переданы по договору о передаче права собственности или по договору о передаче отходов на конечное размещение (захоронение).

При этом масса отходов, подлежащая обложению платой за НВОС, увеличивается на массу отходов (столбец 10), полученных в отчетном периоде в собственность или на конечное размещение и уменьшается, соответственно, на массу отходов (столбец 13), переданных в отчетном периоде в собственность или на конечное размещение.

В свою очередь, договоры оказания услуг, подряда (не являющиеся договорами конечного размещения отходов), предусматривающие размещение отходов передающего ЮЛ (далее – заказчик) на ОРО третьих лиц (без передачи права собственности на отходы), не влекут передачу бремени содержания отходов третьим лицам. Лицом, размещающим отходы по такому договору, будет являться заказчик.

2) Вместе с тем необходимо отметить, что в судебной практике сложилось 2 подхода по вопросу распределения обязательств сторон по внесению платы за размещение отходов в случаях размещения отходов на ОРО третьих лиц по договорам оказания услуг.

Один из них полностью соответствует вышеприведенным требованиям законодательства и позволяет определить лицом, обязанным вносить плату за размещение отходов, собственника отходов либо лицо, принимающее отходы на размещение по договору конечного размещения.

Полагаем, что при ином подходе, который широко сложился в судебной практике, об отсутствии обязательств по внесению платы за НВОС при размещении отходов у субъекта, который размещает отходы на ОРО третьих лиц на основании договора оказания услуг, обоснованная аргументация позиции отсутствует.

Так, согласно определению Верховного Суда РФ от 30 ноября 2010 г. № 78-Впр 10-33 «… в магазинах оптово-розничной торговли продовольственными товарами ежедневно после уборки отходы размещаются в контейнеры, находящиеся в специально отведенном месте, и по мере накопления вывозятся в соответствии с заключенными между Обществом и специализированными организациями договорами

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ считает, что с таким выводом суда надзорной инстанции согласиться нельзя…

Согласно письму Ростехнадзора от 28 октября 2008 г. № 14-07/6011 лицом, размещающим отходы, является их собственник или лицо, осуществляющее их хранение и (или) захоронение в соответствии с договором о конечном размещении, заключенным с собственником отходов (договор, в соответствии с которым контрагент принимает на себя все обязанности по размещению отходов, расчету платы и ее внесению). Между тем наличие такого договора не освобождает от внесения платы за НВОС, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.

Из материалов дела видно, что в договорах, заключенных Обществом со специализированными организациями, не предусмотрена обязанность специализированной организации производить расчеты и вносить плату за НВОС за отходы, являющиеся собственностью Общества

При таких обстоятельствах хранение Обществом отходов не посредством специализированного размещения отходов в специально оборудованных местах не освобождает его от предусмотренной вышеприведенными правовыми нормами обязанности по внесению платы за НВОС».

Правовая позиция, аналогичная вышеуказанной, о распределении обязательств по внесению платы за размещение отходов изложена, в частности, в постановлении 9 Арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2012 г. по делу № А40-132469/2011.

Позиция, противоположная вышеуказанной, содержится в Определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 08 июля 2011 г. № ВАС-8162/11 (далее – Определение № ВАС-8162/11).

Так, Определением № ВАС-8162/11 было отказано в передаче для пересмотра в порядке надзора постановлений арбитражных судов апелляционной и кассационной инстанций. Указанными постановлениями Управлению Росприроднадзора было отказано в удовлетворении требований о взыскании задолженности по плате за НВОС (при размещении отходов).

Согласно судебным актам по данному делу «… по мнению заявителя, Учреждение в ходе своей хозяйственной деятельности осуществляет один из видов вредного воздействия на окружающую среду, поскольку накапливает в специально отведенных местах отходы, образующиеся в процессе своей деятельности; является их собственником и в дальнейшем размещает отходы, поэтому должно своевременно и в полном объеме вносить плату за НВОС .

Федеральный закон «Об отходах» определяет хранение отходов как их содержание в ОРО в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов – как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Объектом размещения являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

… Законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за НВОС в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов.

Суд апелляционной инстанции установил, что в процессе деятельности Учреждения в спорном периоде накапливались отходы, которые передавались для размещения специализированным организациям, имеющим лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Истец не представил доказательств хранения ответчиком отходов в ОРО, а также доказательств самостоятельного их захоронения.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о неправомерности взыскания с Учреждения платы за НВОС, так как Управление Росприроднадзора не доказало, что ответчик осуществлял деятельность по размещению отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона «Об отходах».

Однако в развитие позиции, изложенной в Определении № ВАС-8162/11, существует обширная судебная практика, свидетельствующая о возможности:

Другие публикации:  Доверенность для оформления регистрации

– возврата платежей за размещение отходов, уплаченных организациями, передавшими отходы на размещение специализированным предприятиям по договорам оказания услуг без перехода права собственности на отходы или без условий о конечном размещении отходов (постановление 11 Арбитражного апелляционного суда от 17 января 2012 г. по делу № А55-12965/2011, постановление 14 Арбитражного апелляционного суда от 30 января 2012 г. по делу № А05-7276/2011, решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 февраля 2012 г. по делу № А05-13870/2011);

– взыскания платежей за размещение отходов со специализированных организаций, принимающих отходы на размещение по договорам оказания услуг, подряда и пр. без перехода права собственности на отходы или без условий о конечном размещении отходов (постановление 14 Арбитражного апелляционного суда от 07 февраля 2012 г. по делу № А05-6079/2011).

Как на Руси специализированным предприятием быть…

Специализированные предприятия, владеющие на законном основании ОРО и принимающие отходы сторонних организаций по договорам оказания услуг, подряда и пр. (без перехода права собственности и условий о конечном размещении отходов), несут риски наступления негативных последствий в виде взыскания с них платы за НВОС.

При этом если при размещении (захоронении) ТБО в тариф плату за НВОС включить возможно, то лица, владеющие ОРО для размещения промышленных отходов, лишены такой возможности.

1) Так, Федеральный закон № 210-ФЗ [11] устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) ТБО, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (ч.1 ст.1).

Регулированию подлежат, в том числе, тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплексапроизводителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО (ч.2 ст.1 Федерального закона № 210-ФЗ).

организация коммунального комплексаЮЛ независимо от его организационно-правовой формы, … осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) ТБО (п.1 ст.2 Федерального закона № 210-ФЗ);

тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплексаценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса (п.7 ст.2 Федерального закона № 210-ФЗ);

потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере …, утилизации (захоронения) ТБО – лица, приобретающие по договору… услуги поутилизации (захоронению) ТБО для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (п.17 ст.2 Федерального закона № 210-ФЗ).

Одним из методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса является установление тарифов на основе долгосрочных параметров как в числовом выражении, так и в виде формул, в том числе с применением нормы доходности инвестированного капитала, в соответствии с которой эти тарифы устанавливаются в размере, покрывающем расходы на осуществление регулируемой деятельности и обеспечивающем возврат инвестированного капитала и получение дохода, эквивалентного доходу от его инвестирования в другие отрасли, деятельность в которых осуществляется с сопоставимыми рисками (ч.1 ст.8 Федерального закона № 210-ФЗ).

Основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса уполномочено утверждать Правительство РФ ( п.1 ч.1 ст.4 Федерального закона № 210-ФЗ).

В п.6 Основ ценообразования [12] указано, что к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся, помимо прочего, тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями № 47 [13], согласно п.11 которых при регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются:

– метод установления фиксированных тарифов;

– метод установления предельных тарифов;

– метод индексации установленных тарифов.

Для установления тарифов регулируемая организация вместе с заявлением об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет предложение о выбранном методе регулирования и обоснованием целесообразности его применения, а также расчет тарифов в соответствии с предложенным методом. Решение о выборе метода регулирования принимает орган регулирования. В случае несогласия с предложенным регулируемой организацией методом регулирования орган регулирования может потребовать от регулируемой организации пересчет тарифов в соответствии с выбранным методом (п.12 Методических указаний № 47).

В величину финансовых потребностей по реализации производственной программы (ФП произ) при установлении фиксированных тарифов включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг)) (ПР произ), внереализационные расходы (ВР произ) и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (РП произ), определяемые в зависимости от вида деятельности в соответствии с п.п.34–39, 42–43 Методических указаний № 47 (п.23 Методических указаний № 47).

В соответствии с п.38 Методических указаний № 47 ФП произ в сфере утилизации (захоронения) ТБО определяются на основании расходов на реализацию производственной программы организации коммунального комплекса.

При определении связанных с производством и реализацией товаров (услуг) расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль, (ПР произ) в сфере утилизации (захоронения) ТБО используется следующая группировка затрат:

– расходы на оплату услуг, выполненных сторонними организациями;

– расходы на сырье и материалы;

– расходы на ремонт основных средств;

– расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды;

– амортизация основных средств и нематериальных активов;

прочие расходы, связанные с утилизацией (захоронением) отходов (п.39 Методических указаний № 47).

Т.е. фактически при расчете тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО должны быть учтены все расходы предприятия, связанные с утилизацией (захоронением) отходов, в том числе, плата за НВОС в части размещения отходов.

В связи с изложенным, поскольку тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО являются регулируемыми, специализированные предприятия фактически лишены возможности оперативно изменять такие тарифы в зависимости от обстоятельств и вынуждены нести необоснованные расходы при взыскании (в связи со сложившейся судебной практикой) платы (в отсутствие установленных ЛР – сверхлимитной) за размещение ТБО, принятых по договорам оказания услуг.

Обращаем внимание на следующую судебную практику.

Постановлением 1 Арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2012 г. по делу № А79-6970/2011 удовлетворен иск Управления Росприроднадзора к Обществу о взыскании платы за размещение отходов.

Общество полагало, что Управление неправомерно предъявило к взысканию с Общества сумму платы за НВОС, поскольку указанная сумма в 8,5 раз больше суммы, рассчитанной по тарифу на услугу по утилизации (захоронению) ТБО.

Судом апелляционной инстанции не принят во внимание довод заявителя о неправильном расчете суммы платы за НВОС со ссылкой на постановление государственного органа, утвердившего тариф, поскольку указанным постановлением установлен тариф на услугу по утилизации (захоронению) ТБО, оказываемых Обществом потребителям, а не порядок расчета сумм платы за НВОС.

И хотя сумма взысканной платы за НВОС в рассматриваемом деле была незначительной (2 тыс.руб.), данная судебная практика свидетельствует о тех рисках, которые несут в настоящее время собственники ОРО, принимая отходы на размещение.

Стоимость услуг по договорам оказания услуг по размещению иных отходов, не отнесенных к ТБО, на ОРО специализированных предприятий определяется последними на свое усмотрение (по согласованию с заказчиком услуг) и может включать в себя плату за НВОС в части размещения принятых отходов.

Однако в последнем случае с учетом имеющейся судебной практики собственники ОРО несут риски признания условий договора ничтожными, взыскания такой платы в пользу контрагента как суммы неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Так, Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28 марта 2011 г. (оставленным без изменения постановлениями 17 Арбитражного апелляционного суда от 04 июля 2011 г., Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 октября 2011) по делу № А60-42385/2010 был удовлетворен иск Компании к Обществу.

Как установлено судом первой инстанции, на основании заключенного между сторонами договора Общество (Исполнитель) приняло на себя обязательства по приему, размещению и утилизации твердых бытовых отходов, крупногабаритных отходов от населения и промышленных отходов от деятельности Компании, а Компания (Заказчик) обязалась оплачивать данные услуги согласно условиям договора и установленным тарифам.

Тарифы на услуги утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые исполнителем, установлены постановлением главы городского округа.

Пунктами 3.4, 3.5 договора в стоимость услуг включена сумма платы за НВОС.

В соответствии с пунктом 3.6 договора данный платеж производится согласно выставленным счетам, счетам-фактурам исполнителю, который, в свою очередь, перечисляет его на расчетный счет Управления Ростехнадзора.

Ссылаясь на то, что пункты 3.4-3.6 договора являются ничтожными, а плата за НВОС, уплаченная в составе платы за услуги Обществу, – неосновательным обогащением последнего, Компания обратилась в арбитражный суд с иском.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции признал пункты 3.4-3.6 договора недействительными (ничтожными) и пришел к выводу об обязанности Общества возвратить заявленную сумму неосновательного обогащения и проценты, с чем согласились суды апелляционной и кассационной инстанций.

Признавая пункты 3.4-3.6 договора ничтожными, суды исходили из того, что Компания не является субъектом отношений в сфере обращения с отходами, не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом «Об отходах».

В этой связи, суды пришли к выводу, что возложение договором на Компанию обязанности по внесению платы за НВОС противоречит закону.

Довод заявителя о том, что он лишь «технически сопровождает» НВОС, является несостоятельным, поскольку именно Общество осуществляет размещение на полигоне отходов, и такое размещение, отнесенное законом к видам НВОС, является платным.

Думается, сложившаяся ужасающая ситуация продемонстрирована нами достаточно красочно… Целью данной статьи является сподвигнуть всех участников затронутных процессов принимать взвешенные решения, в первую очередь, это касается тех субъектов, которые инициируют тяжбы по возврату (из бюджета или от владельцев ОРО) сумм платы за размещение отходов на ОРО третьих лиц на основании договора оказания услуг, и судебных органов, удовлетворяющих подобные иски. Очевидно, что ситуация сегодняшнего дня способствует возникновению недоверия (или даже противостояния) между хозяйствующими субъектами – владельцами ОРО на праве собственности или на ином законном основании и пользователями ОРО на основании договоров оказания услуг с первыми; добросовестные хозяйствующие субъекты лишаются фактической возможности прибегнуть к помощи специализированных организаций – владельцев ОРО в сложной ситуации невозможности получения лицензии, лимитов на размещение отходов; в итоге не выигрывает никто!

[1] Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. от 21 ноября 2011 г.).

[2] Типовая форма лицензии, утвержденная постановлением Правительства РФ от 06 октября 2011 г. № 826.

[3] Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 255 «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности».

[4] Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 21 ноября 2011 г.).

[5] Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденный приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 50 (в ред. от 22 декабря 2010 г.).

[6] Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 г. № 703.

[7] Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 06 декабря 2011 г.).

[8] Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 21 ноября 2011 г.).

[9] Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденный приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 г. № 204 (в ред. от 27 марта 2008 г.).

[10] Письмо Ростехнадзора от 3 декабря 2008 г. № 14-07/6423.

[11] Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в ред. от 19 октября 2011 г.).

[12] Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. № 520 (в ред. от 08 июня 2011 г.).

[13] Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Минрегиона России от 15 февраля 2011 г. № 47.