Приказ запрет курения в общественных местах

Содержание:

Как составить приказ о запрете курения в организации

Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», принятый в 2013 г. установил запрет на курение в общественных местах. Руководители производств, следуя политике государства, обязаны оградить своих сотрудников от пагубного воздействия табака на организм, уделить внимание борьбе с этой вредной привычкой. По этой причине издается приказ о запрете курения на рабочем месте.

Как подготавливается приказ

Прежде чем обнародовать распоряжение, руководитель обязан обустроить особое место, где не будет запрещено курить. В приказе допускается определить запрет на курение, на всей производственной местности или разрешить на специально отведенной территории. Дозволенное место не должно находиться в непосредственной близости от входа (на расстоянии меньше 15 м.).

Конкретно законом не указываются места, которые можно выделять, поэтому «курилки» оборудуются на усмотрение руководителя, согласно нормам закона.

Оборудовать специальное место может только собственник помещения или с его разрешения – руководитель, если он таковым не является.

Местом для курения определяется пространство на открытом воздухе или в отдельной комнате, оснащенной вытяжкой.

Требования к месту курения:

  • наличие таблички, разрешающей курить;
  • огнетушитель с неистекшим сроком действия;
  • уголок курильщика с информацией о вреде табака;
  • пепельницы, мусорные бочки;
  • изоляция от проникновения вредных веществ в соседние комнаты;
  • нормальное освещение круглосуточно.

Когда место для курения не обустроено, любители покурить сами себе облюбовали балкон или крыльцо, отвечают за нарушение противопожарных норм работники и руководитель.

При выборе определенного места надо руководствоваться нормами пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологического контроля. В каждой компании создается документ, устанавливающий противопожарный режим и место для курения. Санитарные нормы отмечают, что места для перекуров должны исключать попадание табачного дыма в бытовые помещения, где находятся некурящие. Они должны находиться на расстоянии не меньше семидесяти метров. Норма площади на одного курящего в отведенной комнате – 0,02 кв.м на человека.

Образец документа

Только после определения зоны вне запрета издается распоряжение. Формы, определенной законом, для данного приказа не существует. Оформляется он по правилам ведения документации на предприятии. Указываются следующие сведения:

  • наименование организации;
  • номер приказа, дата оформления, название;
  • содержание, основание – указание на полный запрет или разрешение в специальных местах;
  • санкции за неисполнение распоряжения;
  • назначение ответственного за обустройство места (изготовление знаков, табличек);
  • кто будет контролировать выполнение.

Приказ заверяется подписью, печатью руководителя. Данные вносятся в журнал учета внутренней документации.

Образец приказа о запрете представлен ниже.

Распоряжение об ограничение курения на рабочем месте

Запрет курения прописывается данными документами:

  • утвержденным режимом работы организации;
  • внутренним распорядком труда и отдыха;
  • инструкциями по технике безопасности и охране труда.

Промежутки времени для перекуров в законе не оговариваются. Сотрудникам в обязательном порядке выделяется время для отдыха, чтобы они имели возможность пообедать, удовлетворить свои нужды, если рабочее место покидается в другое время, для того, чтобы покурить, например, нарушается трудовая дисциплина. Тем более, если это происходит часто и подолгу. Работодатель вправе предъявить свои претензии.

Недопустимо уменьшать заработную плату или лишать сотрудника премии. В качестве наказания можно сделать замечание, если порядок продолжают нарушать – выговор.

Как установить режим на предприятии

Устанавливаются также перерывы для перекуров, помимо положенного часа на обед. Это могут быть пятиминутки в конце каждого часа или двух. За день их набежит минут 20. В рабочее время они не включаются, а значит, не оплачиваются. В ст.91 ТК Российской Федерации рабочим считается время, когда гражданин выполнял свои обязанности. Время отдыха он может использовать по своему желанию: пить кофе, курить, заниматься личной гигиеной. Отдых должен составлять по закону не меньше тридцати минут в день, но не больше двух часов. Если обеденное время используется для работы, оно подлежит оплате.

Образец графика

Работодатель сам может составить график. Он может быть в виде небольших пауз, продления, сокращения обеденного перерыва. Перед приемом на работу сотрудник должен ознакомиться с режимом труда и отдыха. А работодатель выяснить, есть ли у него вредные привычки. Для таких, как он, обязаны создать место для перекуров. В некоторых компаниях поощряют здоровый образ жизни (фитнес, походы, прогулки, бег), оказывая помощь в отказе от курения.

Образец графика курения представлен ниже.

Законодательные основания

Запрет на курение определяется Федеральным законом №15. Установленный в 2013г запрет действует и сейчас, так как некоторые вопросы остаются открытыми.

Закон призван охранять здоровье людей, он рассчитан на то, что употребление табачных изделий снизится. Поэтому за несоблюдение закона предусмотрены штрафы физическим и юридическим лицам. Они налагаются за курение в кафе, ресторане, на лестничной площадке и других общественных местах.

Если штраф для физических лиц определяется суммой в несколько тысяч рублей, то для юридических он составляет десятки и сотни тысяч. Наказание предусмотрено за продажу табачной продукции несовершеннолетним, ее демонстрацию, рекламирование табака.

Основные моменты данного приказа налагают запрет на курение в следующих общественных местах предприятия:

  1. На территориях, принадлежащих производству.
  2. В подъездах без вытяжек.
  3. На рабочем месте, если для этого не оборудовано специальное помещение.

Запрет регулируется кодексом об административных нарушениях. Работодателю может быть вынесено предупреждение, назначен штраф за нарушение правил пожарной безопасности, санитарных гигиенических норм. Статьи закона регулируют такое наказание. Поэтому начальник имеет право полностью запретить курение по месту работы.

Акт о курении в неположенном месте

За несоблюдение закона о запрете курения может наступить ответственность: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая.

За курение в общественных местах – административное наказание. За это грозит штраф до 3 тыс. рублей. Административную ответственность несет руководитель предприятия. Штраф налагается до 30 тыс.рублей.

В компаниях и на предприятиях предусмотрена дисциплинарная ответственность. Чтобы привести к такой ответственности, надо написать акт и уведомить всех работников и нарушителей порядка. В этом акте следует указать на полный запрет курения на территории или согласие в специально отведенном месте.

Процедура составления акта:

  1. Курильщик обязан ознакомиться с приказом о запрещении.
  2. При составлении акта следует указать дату и место нарушения дисциплины.
  3. Указываются должность и личные данные лица, составившего акт. Это может быть начальник или сотрудник отдела кадров.

Составляется акт несколькими людьми. Делается это для того, чтобы зафиксировать противоправные действия при свидетелях, чтобы потом не доказывать, что нарушение имело место. Особое внимание следует обратить образцу акта, так как неправильное оформление судом не принимается.

На основании составленного документа выносится решение, которое нарушитель может оспаривать в суде. Следует учесть, что если нарушение произошло не на территории предприятия, а за ее пределами, ответственность будет снята.

Работника знакомят с актом, он ставит подпись, если отказывается, свидетели подписываются под отказом. Допускается не издавать акт, а написать сразу отказ давать объяснения о случившемся. Все остальное оформляется по требованиям: дата, номер, название компании, подписи, название данной бумаги, «Акт о нарушении трудовой дисциплины и несоблюдении правил внутреннего трудового распорядка».

Подробнее о запрете курения смотрите ниже на видео.

«Антитабачный закон»: где можно, а где нельзя курить?

Рассказываем, как работает ФЗ-15 о запрете курения в общественных местах: какие штрафы предусмотрены для курильщиков; где можно, а где нельзя «дымить»; распространяются ли ограничения закона о курении на летние кафе, балконы и подъезды.

Федеральный закон ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был принял в 2013 году. Закон о курении серьезно ограничил права курильщиков, которых «вытеснили» из ресторанов, спортивных сооружений и других общественных мест, где теперь нельзя «дымить». В административный кодекс были внесены поправки, ужесточающие ответственность для нарушителей ФЗ-15 о запрете курения. Курильщикам, а также организациям, которые не соблюдают установленные запреты на курение табака, грозят серьезные санкции. По данным Роспотребнадзора, только за первое полугодие 2017 года в качестве штрафов за курение в общественном месте, а также за другие нарушения ФЗ-15, россияне были оштрафованы на 60 млн рублей.

Расскажем подробнее, как работает «антитабачный закон»: где можно, а где нельзя курить.

Где нельзя курить по новому закону – 2018 год

Довольно внушительный список мест, где запрещено употребление табака, содержится в ст. 12 ФЗ-15 о запрете курения. Нельзя курить:

  • в обр. и учебных организациях (школы, техникумы, ясли и т. д.) – запрет распространяется не только на помещения, но и на окружающую территорию;
  • в культурных и спортивных объектах (цирки, филармонии, стадионы и т. д.)
  • в мед.учреждениях, включая поликлиники, больницы и санатории;
  • на любом виде общ.транспорта как городского и пригородного, так и дальнего (поездах, пароходах, самолетах и т. д.) – запрет распространяется на платформы поездов и остановки автобусов;
  • на расстоянии менее 15-и метров от вокзалов, аэропортов и других транспортных сооружений;
  • в хостелах, общежитиях, отелях и других зданиях, где предоставляются услуги по размещению граждан;
  • в помещениях для торговли и предоставления услуг;
  • в зданиях, где располагаются соц.учреждения и службы;
  • в зданиях, где находятся органы исполнительной и законодательной власти разных уровнях;
  • курить на рабочем месте;
  • в лифтах и других общественных местах МКД;
  • на детских площадках и пляжах;
  • нельзя курить на АЗС.

Как видно из перечня, закон о запрете курения в общественных местах достаточно строго ограничил курильщиков в правах. Если раньше они могли спокойно курить в кафе, в своем рабочем кабинете, в тамбуре поезда, то теперь в этих местах по закону должен висеть знак запрета на курение. Если проигнорировать ограничение, то есть риск получить штраф за курение в общественном месте.

Здесь действует принцип: все, что не запрещено, то разрешено. Поэтому прежде, чем взять в рот сигарету, курильщику надо убедиться, что он находится в месте, где не действует запрет курения. Ограничения не распространяются на:

  • места на открытом воздухе вдали (более 15 метров) от общественных учреждений, остановок транспорта, спортивных и культурных объектов;
  • изолированное жилое помещение личного пользования (нельзя запретить человеку курить у себя в туалете, ничего не говорит закон о курении на балконе своей квартиры);
    специально оборудованные места для курения, они же – курилки, которые могут быть организованы как на предприятии, так и в кафе, в МКД и других зданиях.

Как должна выглядеть курилка в 2018 году?

Требования к организации специально отведенных мест для курения устанавливает закон о курении в общественных местах. В 2017 и 2018 году эти правила не претерпели изменений.

Курилка на улице должна иметь:

  • табличку «место для курения»;
  • освещение в ночное время;
  • пепельницу.

Курилка в помещении должна:

  • быть изолированной, чтобы некурящие работники не чувствовали запах дыма;
  • иметь вентиляцию (для аналогичных целей);
  • табличку «Место для курения»;
  • пепельницу;
  • огнетушитель.

Штраф за курение в общественном месте – сколько платить в 2018 году?

В КоАП есть несколько статей, которые предусматривают наказание в виде штрафов за нарушение запрета на курение и других ограничений, установленных ФЗ-15:

  1. статья 6.23 предусматривает штраф за вовлечение несовершеннолетних в курение табака: от 1000 до 2 000 рублей – для граждан; от 2 000 до 3 000 рулей для родителей ребенка. Под это нарушение попадает покупка сигарет для подростков, «угощение» их табачной продукцией и др. нарушения;
  2. статья 6.24 предусматривает штраф за курение в общественном месте – от 500 до 1000 рублей. Более строгое наказание предусмотрено за курение на детской площадке – от 2 000 до 3 000 рублей;
  3. статья 6.25 предусматривает ответственность для должностных лиц, юрлиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение закона о курении в части организации специально оборудованных мест для курильщиков или за игнорирование установленных в законе ограничений. Минимальный штраф – 10 000 рублей, максимальный – 90 000 рублей.

Ответы на популярные вопросы

Можно ли курить в летнем кафе?

Нельзя. Такова позиция Роспотребнадзора, обозначенная в письме от 18.06.2014 N 01/6906-14-25. Устанавливая этот запрет, контролирующий орган исходил из того, что и веранда, и терраса летнего кафе также используются для предоставления услуг общепита, а значит являются частью помещения.

Где можно курить в аэропорту?

В Аэропорту можно курить в специальной изолированной курительной комнате, которая оборудована вытяжкой, пепельницей и соответствует всем требования ФЗ-15 о запрете курения в общественных местах. Такие курилки оборудованы в большинстве аэропортов мира, включая российские: Домодедово, Внуково, Пулково. Если курительная комната закрыта, то курить разрешается не ближе 15 метров от аэропорта.

Можно ли курить на балконе своей квартиры?

Никаких ограничений для курения на балконе собственной квартиры пока не установлено, хотя такие инициативы периодически возникают. Однако если дым от соседа-курильщика не дает нормально жить, гражданин вправе подать к нему гражданский иск с требованием возмещения ущерба. В суде придется доказать, что курение соседа вредит здоровью и создает препятствия для нормального пользования жилым помещением. Для фиксации нарушение санитарных норм можно пригласить специалистов Роспотребнадзора. Времени для сбора всех необходимых доказательств потребуется немало, а перспективы иска туманные, однако такая возможность в законе все-таки есть.

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Закон о запрете курения 15-ФЗ: где теперь нельзя курить и какой штраф?

Закон о запрете курения, вступивший в действие практически в полном объеме с 1 июня 2014 года (последние его положения будут введены с 2017 года), стал для многих обескураживающим. Законом о запрете курения запрещено курить в стольких местах, что сам собой напрашивается вопрос: «А можно ли вообще где-то это делать?».

Федеральный закон 15 о запрете курения

Речь идет о законе ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013 года, который был принят депутатами практически единогласно. И тому есть причины.

По имеющейся статистике ежегодно почти полмиллиона россиян уходят из жизни по причине онко- и других серьезных заболеваний, которые вызваны курением или вдыханием сигаретных дымов — так называемым дымоглотанием. Это огромная и ужасающая цифра, и цель принятия такого закона — один из шагов в борьбе со страшной статистикой наряду с такими мерами, как пропаганда здорового образа жизни и воспитание молодых людей в «антитабачном» духе.

Однако узнать, будет ли выполнять закон запланированные депутатами функции, мы в ближайшее время вряд ли сможем: по мнению экспертов, положительные сдвиги в оздоровлении нации, вызванные антитабачными запретами и соответствующей пропагандой, Россия сможет ощутить не ранее чем через 5 лет.

ФЗ 15 о запрете курения: где нельзя курить?

Читая ФЗ-15, создается впечатление, что легче назвать места, где можно курить, чем те, где делать это запрещено. Но все же обратимся к тексту закона, к статье 12. Итак, теперь не разрешается «дымить»:

  • Везде, где есть молодежь — в образовательных и других учреждениях, которые занимаются вопросами, касающимися молодого поколения.
  • В учреждениях спортивного, медицинского и санаторно-курортного направления.
  • В электричках и пассажирских поездах, на пассажирских плавательных и воздушных судах, на любых видах общественного транспорта.
  • Ближе чем в 15 метрах от любых вокзалов (ж/д и авто), аэропортов, речных и морских портов, станций метро, а также внутри этих транспортных учреждений и на пассажирских платформах.
  • В жилищных, бытовых, социальных, торговых (в том числе на рынках и в палатках), гостиничных учреждениях, на предприятиях общепита.
  • В госучреждениях.
  • На работе (внутри помещения).
  • В лифтах домов, а также в любых других общих местах в доме.
  • На пляжах и детских площадках.
  • На автозаправках.

Как видим, перечень запретов довольно внушительный. Если подвести итог, курить теперь нельзя в любых общественных местах и учреждениях или около них, в том числе внутри торговых и досуговых центров и даже в ресторанах и кафе. Места и территории, в которых курение возбраняется, оборудуются специальным запрещающим знаком.

Курить в подъездах жилых домов запрещено?

Это действительно так. Подъезд жилого дома — место общественного пользования, а значит, действие закона о запрете курения распространяется и на него. Однако закон предусматривает для курящих жильцов небольшую поблажку: по решению собственников допускается курение в специально организованном изолированном помещении, оборудованном соответствующей системой вентиляции.

Другие публикации:  Публичным договором является договор гостиничного обслуживания

Закон разрешает курение и на пассажирских судах дальнего плавания — в выделенных для курильщиков местах, специально оборудованных и хорошо вентилируемых. При этом данные помещения должны отвечать всем установленным санитарным и гигиеническим нормам.

Антитабачный приказ для кафе и ресторанов

Немало недоумения у курящих людей вызывает запрет, распространяющийся на такие общественные места, как рестораны и кафе: курение здесь для многих — неотъемлемый процесс, сопутствующий вкушению пищи и, в особенности, некоторых видов напитков.

Все мы привыкли к тому, что при входе в кафе нас спрашивают: «Вам в зал для курящих или для некурящих?». Так вот теперь этот вопрос неуместен — «курящих» залов после выхода закона 15-ФЗ просто не может быть. Но разве не встречают нас этим вопросом частенько и сегодня на пороге кафе или пиццерии?

Нужно ли говорить, что антитабачный закон для предприятий общепита (а к таковым относятся не только кафе и рестораны, но и пивные бары, куда люди специально приходят пропустить кружечку-другую за неспешным разговором и сигареткой) чрезвычайно невыгоден? Клиентов не хочется терять ни одному владельцу бизнеса. Вот они и придумывают разные лазейки, «благо» закон не совершенен. Бывает и так, что выгоднее штраф заплатить, чем упускать прибыль.

Так, например, согласно КОАП РФ, оштрафовать «провинившееся» предприятие можно аж по трем различным частям статьи 6.25, причем ответственность по каждой из них отличается разительно:

  1. Первая часть данной статьи предусматривает штраф за невыполнение требований закона 15-ФЗ , санкции по ней составляют 10 000–20 000 рублей (должностные лица), и 30 000–60 000 рублей (юридические).
  2. Вторая часть статьи 6.25 применяется за нарушение требований к организации специальных мест для курения – как в помещении, так и на улице. В этом случае штраф уже больше: он составит 20 000–30 000 рублей и 50 000–80 000 рублей соответственно.
  3. И третья часть той же статьи КОАП предусматривает санкции за нарушение законодательных норм в сфере охраны здоровья посетителей заведения. Здесь уже речь идет о таких суммах: 30 000–40 000 рублей и 60 000–90 000 рублей.

По какой же из этих статей станут штрафовать проверяющие и будут ли вообще? Ведь среди них тоже есть любители покурить за кружечкой кофе/пивка в ближайшем баре/кафе.

И еще о штрафах за курение

Что же касается штрафов для физических лиц — нас с вами, обычных граждан, их суммы приведены в статье 6.24 КОАП: за курение в неположенном месте возьмут 500–1 500 рублей. Исключение составляет чрезвычайно пагубное для малышей дымление сигаретой на детской площадке, и это логично, — здесь курильщику-нарушителю придется раскошелиться на 2 000–3 000 рублей.

Штрафы штрафами, но вот кто и как будет штрафовать? Выше мы видели, что к предприятиям за одно нарушение можно применять различные штрафные санкции. Но там хотя бы факт нарушения очевиден. А как оштрафовать обычного человека, ведь факт курения должен быть зафиксирован или доказан?

Одно дело, если постоянно «дымит» сосед по лестничной площадке — это могут подтвердить многие соседи. И другое дело, если курит рядом единожды увиденный человек. В такой ситуации в момент курения рядом должен быть сотрудник полиции, в противном случае нарушителя во время совершения «преступления» необходимо зафиксировать документально (на фото-, видеокамеру) или найти свидетелей, а далее уже обращаться в полицию или Роспотребнадзор. Но многие ли из нас будут это делать? Скорее всего, мы ограничимся замечанием, а с хамами просто не будем связываться.

ФЗ о запрете курения: немного критики

Несмотря на то что антитабачный закон нельзя не приветствовать, в его сторону звучит немало критики. Как мы уже видели, нарушение закона не так-то легко доказать, а его недочеты создают немало возможностей для различных лазеек и обходов. Некоторые вообще считают, что он не способен выполнять свои гуманные цели, а является лишь еще одной возможностью пополнить государственный бюджет. Как бы то ни было, о состоятельности закона ФЗ-15 можно будет судить только через годы.

Приказ запрет курения в общественных местах

Наказали 27 физических и юридических лиц.

Президент Румынии Клаус Йоханнис подписал декрет о промульгации антитабачного закона

Начиная с 31 мая 2016 года курение в закрытых и полузакрытых общественных местах будет запрещено.

В первом чтении был утверждён законопроект, согласно которому курение в закрытых и полузакрытых общественных помещениях, на рабочих местах, у открытых окон, в общественном транспорте и на остановках будет запрещено.

Жалоба по статье за курение в общественных местах

Право на охрану здоровья установлено в Европейской социальной хартии, Конституции РФ. В связи с этим фактом, на территории нашего государства предпринимаются меры и издаются законы, способствующие организации защиты этого хрупкого понятия.

Одним из нововведений является 15-ФЗ от 23.02.2013 “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”. Однако, его реализация имеет ряд сложностей из-за отсутствия правовой культуры наших граждан. Определимся, что делать с такими соотечественниками, и какой положен штраф за курение в общественных местах.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Краткий обзор закона

Закон, регламентирующий запрет курения в общественных местах, принят для приведения российского права в соответствие с нормами Международного, так как с 2008 года РФ участвует в Рамочной конвенции ВОЗ. Это документ, который призван уменьшить табачную эпидемию, сократить смертность в результате заболеваний, порождаемых вредной привычкой.

Внесение изменений в жизнь россиян происходило постепенно, некоторые нормы начали действовать сразу, а какие-то приобрели силу со временем.

Какие территории под запретом

Ст. 12 установлен запрет курения на определенных территориях, к ним относятся:

  • помещения и прилегающая местность в организациях, предназначенных для получения образования, занятия спортом;
  • зоны, где расположены медицинские организации;
  • поезда, суда, как водные, так и воздушные, любой общественный транспорт, осуществляющий перевозку пассажиров;
  • вокзалы для всех видов транспорта, а также прилегающие территории в радиусе 15 метров;
  • помещения для временного проживания, то есть гостиницы, хостелы, отели;
  • здания для размещения органов власти;
  • в коридорах, лифтах, на лестничных площадках многоквартирных домов;
  • на площадках, предназначенных для досуга детей;
  • в местах большого скопления людей: кафе, рестораны, праздничные мероприятия, проводимые на улице;
  • на заправках автомобилей.

Важно: под ограничения не попадают электронные сигареты, кальяны. Так как при их использовании курильщик выдыхает пар, а не дым, то под ограничение 15 ФЗ, они не попадают.

Что не попадает под ограничения

Законом установлено, что разрешено все, что не запрещено. Отсюда делаем вывод, курить можно в тех местах, что не оговорены в законе. То есть сюда попадает территория на открытом воздухе, которая не учтена законодателем и частная собственность — квартира, автомобиль, любые строения.

Собственник помещения вправе выделить место для осуществления перекура. Но оно должно соответствовать требованиям, утвержденным приказом Минстроя № 756\пр, Минздрава № 786н от 28.11.2014. Оснащение специальных мест не является обязательным, работодатель может определить условие для работников — не курить и определить штраф.

Если все же принято решение в их оснащении, потребуется учесть, что приказ ограничивает содержание вредных веществ в воздухе в процессе курения, то есть обязует установить такие системы вентиляции, которые позволят привести наличие загрязнений в норму. Если происходит оборудование “курилок” на открытой территории, то они должны быть помечены специальным знаком и иметь пепельницы. Кроме того, все эти места должны иметь плакаты, содержащие пропаганду здорового образа жизни, и призывающие избавиться от вредной привычки.

Обращение в органы власти

Если вы не можете справиться с зависимостью, то стоит изучить перечень мест, где курение разрешено. Если все же вас поймали за руку, то стоит помнить, что в нашем государстве действует презумпция невиновности. Смысл ее состоит в том, что доказывать факт нарушения закона надлежит обвиняющей стороне. И даже если привлечение к административной ответственности все же произошло, то глава 22 КАС предоставляет возможность оспорить его в судебной инстанции.

Тем, кто страдает от пассивного курения, законом предоставлено право жаловаться. Кому? Это будет зависеть от места, где происходит нарушение.

Когда нарушают запрет на рабочем месте

Если нарушители обнаружены на рабочем месте, первое, что нужно сделать, это оповестить о проблеме руководителей организации. Если меры не будут предприняты, то потребуется обратиться в Роспотребнадзор, так как именно на этот орган исполнительной власти возложена обязанность проверки соответствия “курилок” нормам закона. Можно написать заявление в орган, осуществляющий надзор за соблюдением мер пожарной безопасности. Когда нарушение осуществляется в местах, принадлежащих учреждениям здравоохранения, то обращение отправляется в Росздравнадзор.

Но чаще, уже на этапе заявления к руководству фирмы, происходит решение проблемы. Это связано с большими штрафами для юридических лиц, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях — до 80 тыс.

Правила написания жалобы

После того, как определена организация для подачи жалобы, ее необходимо сформулировать и отправить. Все, перечисленные выше, учреждения предоставляют право обратиться к ним с помощью сети Интернет на соответствующем официальном сайте. Если нет возможности воспользоваться техническими средствами, то можно отправить заявление почтой или отнести лично в надлежащую организацию.

Для обращения, поданного любым образом, предусмотрены обязательные требования:

  • оно не должно быть анонимным;
  • оно должно быть адресным;
  • не может быть сформулировано с наличием ненормативной лексики;
  • обязано быть читаемым;
  • должно содержать сведения о нарушении;
  • его надлежит датировать и подписать.

Органы власти при разрешении вопросов, поданных в форме обращения, руководствуются ФЗ № 59 от 02.06.2006, поэтому они обязаны предпринять меры и дать ответ в течение 30 дней с момента регистрации заявления. А если оно подано не надлежащей организации, переслать его по правильному адресу в период 7 дней.

Когда курит сосед на лестничной площадке

Если в вашем доме живет сосед, который “дымит” в подъезде или регулярно сидит с сигаретой на лавочке детской площадки, то за восстановлением права потребуется пойти в полицию. Кроме непосредственно написанного заявления, лучшим доводом будут свидетельские показания других соседей. Существует еще одно неопровержимое доказательство, но оно очень спорно, и может быть не признано судом, если возникнет дилемма в его учете. Это видеосъемка.

С одной стороны, это единственный способ доказать наличие правонарушения. Так как подъезд — это место общего пользования, то, фактически, ограничение на осуществление съемки, в соответствии со ст. 23 Конституции, в данном случае не работает. И ограничение права человека на его изображение, установленное ст. 152.1 ГК произойти не должно.

Но для размещения камер в таких местах предусмотрены обязательные требования, которые могут свести все усилия на нет. Она не должна быть тайной, более того, о ее размещении должна свидетельствовать табличка.

А если нарушитель снимался на камеру сотового телефона, то нужно быть готовым к тому, что суд, в соответствии со ст. 55 ГПК, не учтет это доказательство, так как оно получено с нарушениями.

Если на видео попадет информация, содержащая личную или семейную тайну, то можно самому быть привлеченным к ответственности.

Лучшим выходом будет поймать курильщика за руку, причем непосредственно самим участковым. Он имеет право привлечь нарушителя к ответственности. Но из-за большой загруженности этих сотрудников министерства, вряд ли удастся организовать их личный визит на каждое место правонарушения. Поэтому в нашей стране, это пока все же превентивная мера, нежели карательная.

На некоторых возмутителей спокойствия, тем не менее, нередко действует сам факт беседы с ними сотрудника органов полиции. Поэтому все же стоит обратиться в орган власти и написать заявление.

Заявление участковому

В шапке необходимо будет указать его получателя, свои данные и координаты, в самом тексте изложить обстоятельства по существу дела, приложить просьбу провести расследование и привлечь соседа к административной ответственности за курение в общественных местах.

При рассмотрении обращения участковый будет руководствоваться Приказом МВД № 736 от 29.08.2014 и ФЗ № 59 от 02.06.2006. То есть, в течение трех дней оно подлежит регистрации, а затем, в течение 30 дней происходит его обработка, рассмотрение и принятие мер. В установленный месяц, участковому надлежит провести проверку соответствия представленных доказательств и заявлений действительности.

Если по результату своей деятельности, он придет к выводу, что нарушение имело место, то пользуясь полномочиями, предоставленными ему ст. 23.3 КоАП, применит наказание за курение в общественных местах, возбудит дело об административном правонарушении.

Если реакции на ваше заявление не происходит никакой, а вы точно уверены, что представленных доказательств должно хватить для привлечения курильщика к ответственности, можно написать жалобу в контрольный орган. Такой организацией является прокуратура.

Ответственность за нарушение 15-ФЗ

Закон о запрете курения определяет три вида ответственности:

  1. Дисциплинарную, она распространяется на людей, работающих в организации, где локальными актами запрещено курить на рабочем месте.
  2. Гражданско-правовую, она наступает по решению суда в отношении ответчика, если истец докажет, что ему был причинен вред здоровью или нарушено его право.
  3. Административную, за курение в общественных местах, предусмотренную статьями КоАП.

Для граждан она наступает с 16 лет, и представляет собой наказание в виде денежного взыскания. Размер штрафа за курение определен ст. 6.24 КоАП и составляет от 500 до 1500 рублей. А курение на детской площадке карается штрафом от 2000 до 3000.

Более серьезный размер санкций предусмотрен для юр. лиц в ст. 6.25 КоАП РФ за курение сотрудников в общественных местах, за неразмещение соответствующего знака о запрете курения или за неверную организацию “курилок”.

Помимо названных мер 15-ФЗ предусматривает запрет продажи табака и вовлечение в его употребление лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Стремление пристрастить ребенка к вредной привычке приведет к наложению штрафа в размере до 2 тыс. А если это же делают представители детей по закону, то на них распространено более высокое наказание в виде штрафа до 3 тыс. рублей. Привлечением к курению считается приобретение для несовершеннолетнего табачных изделий, предложение ему их и иные способы.

Жалоба на курильщика подается в орган, осуществляющий надзорные функции в соответствующей отрасли. Если нарушение происходит в общественном месте МКД, то полномочным предпринять меры по его устранению является участковый в данном районе. Ему потребуется написать заявление о факте совершения административного правонарушения, и ожидать реакцию в течение 30 дней.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:


Закон о запрете курения в общественных местах статья

ФЗ № 15 о запрете курения с изменениями и комментариями

ФЗ-15 «О запрете курения» (с изменениями 2015 г.) был принят согласно Рамочной конвенции ВОЗ. Нормативный акт регламентирует отношения в области охраны здоровья людей от негативного воздействия дыма и последствий потребления изделий, содержащих никотин. Рассмотрим далее подробно ФЗ-15 «О запрете курения» с комментариями.

Ключевые направления

Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ «О запрете курения» предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

  • Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
  • Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
  • Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
  • Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
  • Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
  • Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
  • Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
  • Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
  • Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.
  • Категории объектов

    Федеральный закон 15-ФЗ «О запрете курения» устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

  • Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
  • Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
  • Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
  • Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
  • Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
  • Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
  • Помещения соцслужб.
  • Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
  • Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
  • Детские площадки и территории, занятые пляжами.
  • Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
  • Автозаправочные станции.

    На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 «О запрете курения». 15 метров – расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:

    1. Железнодорожных, автовокзалов.
    2. Станций метрополитенов.
    3. Аэро-, морских и речных портов.

    Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 «О запрете курения». Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 «О запрете курения» предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 «О запрете курения», – вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

    Меры по сокращению спроса

    ФЗ-15 «О запрете курения» (с изменениями) не допускает стимулирование продажи и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:

    1. Распространение продукции бесплатно, в том числе в качестве подарков.
    2. Использование скидок на стоимость изделий любыми способами, создание талонов и купонов.
    3. Применение товарного знака, предназначенного для индивидуализации продукции, на иных видах товаров, не относящихся к рассматриваемой категории, в процессе производства. Не допускается также розничная и оптовая продажа предметов, не содержащей смолы и никотин, но на которой использовано средство обозначения табачных изделий.
    4. Использование и имитация продукции при выпуске и оптово-розничной продаже других товаров.
    5. Демонстрация изделий и процесса их потребления в аудиовизуальных произведениях, предназначенных для детей. К ним в том числе относят видео- и телефильмы, радио-, теле, кино-, видеохроникальные, театрально-зрелищные представления и программы. Не допускается сообщение в эфире, публичное исполнение, а также любое иное использование произведений, в которых демонстрируются табачные изделия и процесс их потребления.
    6. Организация и проведение конкурсов, лотерей, игр и прочих мероприятий, условием для участия в которых является приобретение рассматриваемой продукции.
    7. Использование товарных знаков, фирменных названий и прочих средств индивидуализации табачных предприятий при осуществлении благотворительной деятельности.
    8. Организация и проведение спортивных, культурных и иных массовых мероприятий, результатом (в том числе и вероятным), целью которых выступает косвенное либо прямое побуждение к потреблению или приобретению продукции.

    ФЗ No 15 «О запрете курения» устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон «О запрете курения» 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

    Предупреждение незаконной продажи

    ФЗ-15 «О запрете курения» (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

  • Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
  • Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
  • Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

    Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

    Организация продажи

    В соответствии с ФЗ-15 «О запрете курения», реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 «О запрете курения» не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

    Выкладка товара

    Фз-15 «О запрете курения» не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 «О запрете курения» допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

    ФЗ-15 «О запрете курения табака» не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

    Ограничения для реализаторов

    Как гласит ФЗ-15 «О запрете курения», в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 «О запрете курения».

    Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 «О запрете курения». Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

    Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

  • Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
  • Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
  • Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

    ФЗ-15 «О запрете курения в общественных местах» определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

    Использование результатов оценки и мониторинга

    На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

  • Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
  • Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  • Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

    Ключевые принципы обеспечения защиты населения

    Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:

  • Соблюдении прав населения в области санитарно-гигиенического благополучия.
  • Предупреждении инвалидности, заболеваемости, преждевременной смертности, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы.
  • Ответственности госорганов и структур муниципальной власти, юрлиц и индивидуальных предпринимателей за обеспечение прав населения в области охраны здоровья.
  • Системном подходе к реализации мероприятий, ориентированных на предупреждение влияния дыма и уменьшение объемов потребления продукции, последовательности и непрерывности их выполнения.
  • Приоритете охраны здоровья населения перед коммерческим интересом табачных предприятий.
  • Обеспечении международного партнерства РФ в области защиты граждан от негативного влияния дыма и последствий употребления продукции.
  • Взаимодействии госорганов, местных структур власти, юрлиц, индивидуальных предпринимателей и остальной части населения, не связанных с табачными предприятиями.
  • Открытости и независимости оценки эффективности выполнения мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции и сокращение ее потребления.
  • Информировании граждан о негативных последствиях использования изделий, содержащих смолы и никотин, как для них самих, так и для окружающей среды.
  • Компенсация ущерба, нанесенного здоровью, жизни, имуществу граждан, материальным ценностям индивидуальных предпринимателей или юрлиц, возникшего от воздействия дыма и последствий употребления табака.

    Полномочия госорганов

    В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

  • Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
  • Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
  • Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
  • Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  • Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
  • Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
  • Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

    В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.

    Закон о запрете курения 15-ФЗ: где теперь нельзя курить и какой штраф?

    Закон о запрете курения, вступивший в действие практически в полном объеме с 1 июня 2014 года (последние его положения будут введены с 2017 года), стал для многих обескураживающим. Законом о запрете курения запрещено курить в стольких местах, что сам собой напрашивается вопрос: «А можно ли вообще где-то это делать?».

    Федеральный закон 15 о запрете курения

    Речь идет о законе ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» от 23 февраля 2013 года, который был принят депутатами практически единогласно. И тому есть причины.

    По имеющейся статистике ежегодно почти полмиллиона россиян уходят из жизни по причине онко- и других серьезных заболеваний, которые вызваны курением или вдыханием сигаретных дымов — так называемым дымоглотанием. Это огромная и ужасающая цифра, и цель принятия такого закона — один из шагов в борьбе со страшной статистикой наряду с такими мерами, как пропаганда здорового образа жизни и воспитание молодых людей в «антитабачном» духе.

    Однако узнать, будет ли выполнять закон запланированные депутатами функции, мы в ближайшее время вряд ли сможем: по мнению экспертов, положительные сдвиги в оздоровлении нации, вызванные антитабачными запретами и соответствующей пропагандой, Россия сможет ощутить не ранее чем через 5 лет.

    ФЗ 15 о запрете курения: где нельзя курить?

    Читая ФЗ-15, создается впечатление, что легче назвать места, где можно курить, чем те, где делать это запрещено. Но все же обратимся к тексту закона, к статье 12. Итак, теперь не разрешается «дымить»:

  • Везде, где есть молодежь — в образовательных и других учреждениях, которые занимаются вопросами, касающимися молодого поколения.
  • В учреждениях спортивного, медицинского и санаторно-курортного направления.
  • В электричках и пассажирских поездах, на пассажирских плавательных и воздушных судах, на любых видах общественного транспорта.
  • Ближе чем в 15 метрах от любых вокзалов (ж/д и авто), аэропортов, речных и морских портов, станций метро, а также внутри этих транспортных учреждений и на пассажирских платформах.
  • В жилищных, бытовых, социальных, торговых (в том числе на рынках и в палатках), гостиничных учреждениях, на предприятиях общепита.
  • В госучреждениях.
  • На работе (внутри помещения).
  • В лифтах домов, а также в любых других общих местах в доме.
  • На пляжах и детских площадках.
  • На автозаправках.
  • Как видим, перечень запретов довольно внушительный. Если подвести итог, курить теперь нельзя в любых общественных местах и учреждениях или около них, в том числе внутри торговых и досуговых центров и даже в ресторанах и кафе. Места и территории, в которых курение возбраняется, оборудуются специальным запрещающим знаком.

    Курить в подъездах жилых домов запрещено?

    Это действительно так. Подъезд жилого дома — место общественного пользования, а значит, действие закона о запрете курения распространяется и на него. Однако закон предусматривает для курящих жильцов небольшую поблажку: по решению собственников допускается курение в специально организованном изолированном помещении, оборудованном соответствующей системой вентиляции.

    Закон разрешает курение и на пассажирских судах дальнего плавания — в выделенных для курильщиков местах, специально оборудованных и хорошо вентилируемых. При этом данные помещения должны отвечать всем установленным санитарным и гигиеническим нормам.

    Антитабачный приказ для кафе и ресторанов

    Немало недоумения у курящих людей вызывает запрет, распространяющийся на такие общественные места, как рестораны и кафе: курение здесь для многих — неотъемлемый процесс, сопутствующий вкушению пищи и, в особенности, некоторых видов напитков.

    Все мы привыкли к тому, что при входе в кафе нас спрашивают: «Вам в зал для курящих или для некурящих?». Так вот теперь этот вопрос неуместен — «курящих» залов после выхода закона 15-ФЗ просто не может быть. Но разве не встречают нас этим вопросом частенько и сегодня на пороге кафе или пиццерии?

    Нужно ли говорить, что антитабачный закон для предприятий общепита (а к таковым относятся не только кафе и рестораны, но и пивные бары, куда люди специально приходят пропустить кружечку-другую за неспешным разговором и сигареткой) чрезвычайно невыгоден? Клиентов не хочется терять ни одному владельцу бизнеса. Вот они и придумывают разные лазейки, «благо» закон не совершенен. Бывает и так, что выгоднее штраф заплатить, чем упускать прибыль.

    Так, например, согласно КОАП РФ, оштрафовать «провинившееся» предприятие можно аж по трем различным частям статьи 6.25, причем ответственность по каждой из них отличается разительно:

    1. Первая часть данной статьи предусматривает штраф за невыполнение требований закона 15-ФЗ , санкции по ней составляют 10 000–20 000 рублей (должностные лица), и 30 000–60 000 рублей (юридические).
    2. Вторая часть статьи 6.25 применяется за нарушение требований к организации специальных мест для курения – как в помещении, так и на улице. В этом случае штраф уже больше: он составит 20 000–30 000 рублей и 50 000–80 000 рублей соответственно.
    3. И третья часть той же статьи КОАП предусматривает санкции за нарушение законодательных норм в сфере охраны здоровья посетителей заведения. Здесь уже речь идет о таких суммах: 30 000–40 000 рублей и 60 000–90 000 рублей.

    По какой же из этих статей станут штрафовать проверяющие и будут ли вообще? Ведь среди них тоже есть любители покурить за кружечкой кофе/пивка в ближайшем баре/кафе.

    И еще о штрафах за курение

    Что же касается штрафов для физических лиц — нас с вами, обычных граждан, их суммы приведены в статье 6.24 КОАП: за курение в неположенном месте возьмут 500–1 500 рублей. Исключение составляет чрезвычайно пагубное для малышей дымление сигаретой на детской площадке, и это логично, — здесь курильщику-нарушителю придется раскошелиться на 2 000–3 000 рублей.

    Штрафы штрафами, но вот кто и как будет штрафовать? Выше мы видели, что к предприятиям за одно нарушение можно применять различные штрафные санкции. Но там хотя бы факт нарушения очевиден. А как оштрафовать обычного человека, ведь факт курения должен быть зафиксирован или доказан?

    Одно дело, если постоянно «дымит» сосед по лестничной площадке — это могут подтвердить многие соседи. И другое дело, если курит рядом единожды увиденный человек. В такой ситуации в момент курения рядом должен быть сотрудник полиции, в противном случае нарушителя во время совершения «преступления» необходимо зафиксировать документально (на фото-, видеокамеру) или найти свидетелей, а далее уже обращаться в полицию или Роспотребнадзор. Но многие ли из нас будут это делать? Скорее всего, мы ограничимся замечанием, а с хамами просто не будем связываться.

    ФЗ о запрете курения: немного критики

    Несмотря на то что антитабачный закон нельзя не приветствовать, в его сторону звучит немало критики. Как мы уже видели, нарушение закона не так-то легко доказать, а его недочеты создают немало возможностей для различных лазеек и обходов. Некоторые вообще считают, что он не способен выполнять свои гуманные цели, а является лишь еще одной возможностью пополнить государственный бюджет. Как бы то ни было, о состоятельности закона ФЗ-15 можно будет судить только через годы.

    «Антитабачный закон»: где можно, а где нельзя курить?

    Рассказываем, как работает ФЗ-15 о запрете курения в общественных местах: какие штрафы предусмотрены для курильщиков; где можно, а где нельзя «дымить»; распространяются ли ограничения закона о курении на летние кафе, балконы и подъезды.

    Федеральный закон ФЗ-15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» был принял в 2013 году. Закон о курении серьезно ограничил права курильщиков, которых «вытеснили» из ресторанов, спортивных сооружений и других общественных мест, где теперь нельзя «дымить». В административный кодекс были внесены поправки, ужесточающие ответственность для нарушителей ФЗ-15 о запрете курения. Курильщикам, а также организациям, которые не соблюдают установленные запреты на курение табака, грозят серьезные санкции. По данным Роспотребнадзора, только за первое полугодие 2017 года в качестве штрафов за курение в общественном месте, а также за другие нарушения ФЗ-15, россияне были оштрафованы на 60 млн рублей.

    Расскажем подробнее, как работает «антитабачный закон»: где можно, а где нельзя курить.

    Где нельзя курить по новому закону – 2018 год

    Довольно внушительный список мест, где запрещено употребление табака, содержится в ст. 12 ФЗ-15 о запрете курения. Нельзя курить:

  • в обр. и учебных организациях (школы, техникумы, ясли и т. д.) – запрет распространяется не только на помещения, но и на окружающую территорию;
  • в культурных и спортивных объектах (цирки, филармонии, стадионы и т. д.)
  • в мед.учреждениях, включая поликлиники, больницы и санатории;
  • на любом виде общ.транспорта как городского и пригородного, так и дальнего (поездах, пароходах, самолетах и т. д.) – запрет распространяется на платформы поездов и остановки автобусов;
  • на расстоянии менее 15-и метров от вокзалов, аэропортов и других транспортных сооружений;
  • в хостелах, общежитиях, отелях и других зданиях, где предоставляются услуги по размещению граждан;
  • в помещениях для торговли и предоставления услуг;
  • в зданиях, где располагаются соц.учреждения и службы;
  • в зданиях, где находятся органы исполнительной и законодательной власти разных уровнях;
  • курить на рабочем месте;
  • в лифтах и других общественных местах МКД;
  • на детских площадках и пляжах;
  • нельзя курить на АЗС.

    Как видно из перечня, закон о запрете курения в общественных местах достаточно строго ограничил курильщиков в правах. Если раньше они могли спокойно курить в кафе, в своем рабочем кабинете, в тамбуре поезда, то теперь в этих местах по закону должен висеть знак запрета на курение. Если проигнорировать ограничение, то есть риск получить штраф за курение в общественном месте.

    Здесь действует принцип: все, что не запрещено, то разрешено. Поэтому прежде, чем взять в рот сигарету, курильщику надо убедиться, что он находится в месте, где не действует запрет курения. Ограничения не распространяются на:

    • места на открытом воздухе вдали (более 15 метров) от общественных учреждений, остановок транспорта, спортивных и культурных объектов;
    • изолированное жилое помещение личного пользования (нельзя запретить человеку курить у себя в туалете, ничего не говорит закон о курении на балконе своей квартиры);
      специально оборудованные места для курения, они же – курилки, которые могут быть организованы как на предприятии, так и в кафе, в МКД и других зданиях.

    Как должна выглядеть курилка в 2018 году?

    Требования к организации специально отведенных мест для курения устанавливает закон о курении в общественных местах. В 2017 и 2018 году эти правила не претерпели изменений.

    Курилка на улице должна иметь:

  • табличку «место для курения»;
  • освещение в ночное время;
  • пепельницу.

    Курилка в помещении должна:

  • быть изолированной, чтобы некурящие работники не чувствовали запах дыма;
  • иметь вентиляцию (для аналогичных целей);
  • табличку «Место для курения»;
  • пепельницу;
  • огнетушитель.

    Штраф за курение в общественном месте – сколько платить в 2018 году?

    В КоАП есть несколько статей, которые предусматривают наказание в виде штрафов за нарушение запрета на курение и других ограничений, установленных ФЗ-15:

  • статья 6.23 предусматривает штраф за вовлечение несовершеннолетних в курение табака: от 1000 до 2 000 рублей – для граждан; от 2 000 до 3 000 рулей для родителей ребенка. Под это нарушение попадает покупка сигарет для подростков, «угощение» их табачной продукцией и др. нарушения;
  • статья 6.24 предусматривает штраф за курение в общественном месте – от 500 до 1000 рублей. Более строгое наказание предусмотрено за курение на детской площадке – от 2 000 до 3 000 рублей;
  • статья 6.25 предусматривает ответственность для должностных лиц, юрлиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение закона о курении в части организации специально оборудованных мест для курильщиков или за игнорирование установленных в законе ограничений. Минимальный штраф – 10 000 рублей, максимальный – 90 000 рублей.

    Ответы на популярные вопросы

    Можно ли курить в летнем кафе?

    Нельзя. Такова позиция Роспотребнадзора, обозначенная в письме от 18.06.2014 N 01/6906-14-25. Устанавливая этот запрет, контролирующий орган исходил из того, что и веранда, и терраса летнего кафе также используются для предоставления услуг общепита, а значит являются частью помещения.

    Где можно курить в аэропорту?

    В Аэропорту можно курить в специальной изолированной курительной комнате, которая оборудована вытяжкой, пепельницей и соответствует всем требования ФЗ-15 о запрете курения в общественных местах. Такие курилки оборудованы в большинстве аэропортов мира, включая российские: Домодедово, Внуково, Пулково. Если курительная комната закрыта, то курить разрешается не ближе 15 метров от аэропорта.

    Можно ли курить на балконе своей квартиры?

    Никаких ограничений для курения на балконе собственной квартиры пока не установлено, хотя такие инициативы периодически возникают. Однако если дым от соседа-курильщика не дает нормально жить, гражданин вправе подать к нему гражданский иск с требованием возмещения ущерба. В суде придется доказать, что курение соседа вредит здоровью и создает препятствия для нормального пользования жилым помещением. Для фиксации нарушение санитарных норм можно пригласить специалистов Роспотребнадзора. Времени для сбора всех необходимых доказательств потребуется немало, а перспективы иска туманные, однако такая возможность в законе все-таки есть.

    ⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

    Закон о запрете курения в общественных местах статья

    Начнем с того, что на сегодняшний день такого понятия НЕ существует.
    Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАП) четко регулирует, где курить нельзя и что за это будет.

    Так, согласно ст. 110 КУоАП, нельзя курить в вагонах, включая тамбуры поездов пригородного сообщения, в вагонах поездов городского и дальнего сообщения (за исключением специально отведенных мест) и в метрополитене.
    За нарушение этой статьи светит вам от 85 до 340 грн.

    Запрещено курение и на речных и морских судах, за исключением специально отведенных мест.
    За нарушение этого запрета светит штраф: на морских – от 17 до 51 грн. (ст. 115 КУоАП), а на речных – от 85 до 340 грн. (ст.117 КУоАП).
    Чего курение на речных является более тяжким нарушением, я, увы, не знаю ?

    Согласно ст. 119 КУоАП запрещено курение в автобусах, маршрутных такси, троллейбусах и трамваях. За нарушение или предупреждение, или штраф от 85 до 340 грн.

    И последняя статья, которая говорит о курении, это ст. 175-1 КУоАП, она-то нам в основном и нужна.
    Так, согласно ст. 175-1 КУоАП запрещено

    «Курение табачных изделий в местах, где это запрещено законом, а также в других местах, определенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета»

    За нарушение этого запрета предусмотрено или предупреждение или штраф от 51 до 170 грн.

    На сегодняшний день остался один закон, который регулирует вопрос запрета курения, это ст.13 Закона Украины от 22.09.2005 №2899-IV «О мероприятиях по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения».

    Таким образом, согласно закона запрещено курение не только табачных изделий, но и электронных сигарет и кальянов:
    1) в лифтах и таксофонах;
    2) в помещениях и на территории заведений здравоохранения;
    3) в помещениях и на территории учебных заведений;
    4) на детских площадках;
    5) в помещениях и на территории спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений и заведений физической культуры и спорта;
    6) в подъездах жилых домов;
    7) в подземных переходах;
    8) в транспорте общего пользования, который используется для перевозки пассажиров;
    9) в помещениях заведений ресторанного хозяйства;
    10) в помещениях объектов культурного назначения;
    11) в помещениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, других государственных учреждений;
    12) на стационарно оборудованных остановках маршрутных транспортных средств.

    Очень важно!
    С 16 декабря 2012 года к местам, где запрещено курение, относятся помещения заведений ресторанного хозяйства.
    Что такое заведение ресторанного хозяйства написано в Правилах работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденных приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 24.07.02 №219, а именно:
    – п.1.3. Заведение ресторанного хозяйства – организационно-структурная единица в сфере ресторанного хозяйства, которая осуществляет производственно-торговую деятельность: производит и (или) доготавливает, продает и организует потребление продукции собственного производства и закупных товаров, может организовывать досуг потребителей;
    – п.15 Заведения (предприятия) ресторанного хозяйства разделяются по типам: фабрики-кухни, фабрики заготовительные, рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, буфеты, магазины кулинарных изделий, кафетерии, рестораны и бары.

    Таким образом, курить нельзя во всех заведениях общественного питания, не важно, что это: ресторан, кафе или бар/паб.
    При этом отведение мест/столиков/комнат для курящих посетителей теперь не предусмотрено.

    Более того, даже простое размещение пепельниц в заведениях ресторанного хозяйства приведет к штрафу (от 1 000 до 10 000 грн.).

    Так же запрещается, кроме специально отведенных для этого мест, курение табачных изделий:
    1) в помещениях предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности;
    2) в помещениях гостиниц и аналогичных средств размещения граждан;
    3) в помещениях общежитий;
    4) в аэропортах и на вокзалах.

    В этих помещениях курение запрещено везде, за исключением специально отведенных мест.
    Владелец, уполномоченные им лица, или арендаторы соответствующих сооружений или отдельных помещений обязаны отвести специальные места для курения, суммарная площадь которых не должна превышать 10 процентов общей площади соответствующего сооружения или помещения, оборудованные вытяжной вентиляцией или другими средствами для удаления табачного дыма, а также разместить информацию о том, что это – места для курения.

    Но!
    В статье КУоАП есть отсылка к решениям сельских, поселковых и городских советов, которые своими решениями могут запретить курение в других местах.

    Единственный документ Харьковского горсовета, который мне удалось найти и в котором идет речь о запрете курения, это «Правила благоустройства территории города Харькова», согласно которым запрещено курение «в общественных местах, а именно» (тоесть не просто «общественных», а приведен их исчерпывающий перечень):
    1) в зданиях, сооружениях (их частях), которые доступны или открыты для населения свободно или по приглашению, или за плату, постоянно, периодически или время от времени, в том числе подъезды;
    2) в тоннелях и подземных пешеходных переходах;
    3) на станциях метрополитена;
    4) на стадионах;
    5) в лифтах и таксофонах;
    6) на территориях заведений образования, в том числе детских комбинатов, школ, высших и средних учебных заведений;
    7) на территориях и непосредственно рядом с территориями детских площадок, детских развлекательных аттракционов, площадок, для отдыха и досуга;
    8) в помещениях органов государственной власти и органов местного самоуправления, других государственных учреждений.

    Таким образом, ни на улице, ни в парке, ни возле дома курение НЕ ЗАПРЕЩЕНО (если только рядом нет детской или спортивной площадки, аттракционов, площадок для отдыха и досуга).

    Только не спрашивайте, что такое «площадки для отдыха и досуга», я пока что не знаю ? Вполне возможно, что такой площадкой можно считать и лавочку у подъезда ?

    Что делать если подошел милиционер.

    Если вы курите в каком-то месте, которое не относится к перечню, приведенному в законе и/или постановлении вашего горсовета/сельсовета, а милиционер инкриминирует вам «курение в общественном месте» и грозится штрафом, для начала нужно:
    1) Вежливо объяснить ему, что начиная с февраля 2010 года такого понятия как «курение в общественном месте» не существует, а согласно действующему законодательству курение запрещено в определенных местах, и это место (где вы сейчас находитесь) к перечню, утвержденному законом, не относится. Если милиционер спросит где же, по-вашему, нельзя курить, вы можете спокойно ответить, что это в первую очередь должен знать ОН и предложите назвать статью КУоАП, которую по его мнению вы нарушили, а также статью и название закона которым утвержден перечень мест, где курение запрещено.
    2) Если милиционер говорит о том, что курение здесь запрещено согласно постановлению горсовета, попросите его вам показать или хотя бы назвать дату и номер.
    3) Если милиционер продолжает настаивать на том, что вы что-то нарушаете, когда курите, предложите ему составить протокол об административном правонарушении, в котором четко указать, где вы курите и что при этом нарушили.
    4) Если милиционеры ведут себя нагло, хамски, неадекватно или вам просто надоело с ними препираться, достаете сотовый телефон и звоните по телефону доверия УВД в Харьковской области (057) 70-59-333, или в службу внутренней безопасности УВД в Харьковской области (057) 700-40-24, или в Инспекцию по личному составу МВД Украины (044) 254-98-98. При звонке называете себя и сообщаете о неправомерных требованиях сотрудников МВД, подробненько описывая ситуацию, в т.ч. где вы находитесь, что курение законом здесь не запрещено и что вы об этом сообщили сотруднику МВД, тем не менее, он настаивает на том, что вы что-то нарушаете. Попросите сотрудника милиции показать вам удостоверение (если он его вам еще не показывал или вы не запомнили его данные) и продиктуйте его данные тому, кто принимает звонок.

    Думаю, подобных действий в большинстве случае будет достаточно, чтобы привести в чувство ППСников ?

    Если все же по какой-то причине дошло до составления протокола (например, выходной день и телефоны не отвечают), для начала напомните милиционерам, что согласно Устава они обязаны составлять протокол об административном правонарушении только в случае, если после их устного замечания вы продолжаете его совершать (надеюсь к этому моменту вы уже докурили и потушили сигарету :), а поскольку вы уже не курите ? и больше здесь курить не будете, то и причин составлять на вас протокол нет.

    Если милиционеры все же талдычат о протоколе и начали его составлять, то помните, что согласно ст.254 КУоАП

    «Протокол об административном правонарушении, в случае его оформления, составляется в двух экземплярах, один из которых под расписку вручается лицу, которое привлекается к административной ответственности»

    При этом согласно ст.256 КУоАП

    «В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол; сведения о лице, которое привлекается к административной ответственности (в случае ее выявления); место, время совершения и суть административного правонарушения; нормативный акт, который предусматривает ответственность за данное правонарушение; фамилия, адреса свидетелей и потерпевших, если они есть; объяснение лица, которое привлекается к административной ответственности; другие сведения, необходимые для решения дела… Протокол подписывается лицом, которое его составило, и лицом, которое привлекается к административной ответственности; при наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

    В случае отказа лица, которое привлекается к административной ответственности, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, которое привлекается к административной ответственности, имеет право дать объяснение и замечание относительно содержания протокола, которые добавляются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания. При составлении протокола лицу, которое привлекается к административной ответственности, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 268 этого Кодекса, о чем делается отметка в протоколе»

    После того, как вам дали подписать протокол, вы должны:
    1) Внимательно его прочитать;
    2) Если не согласны или в протоколе не написано, где вы курили или что вы нарушили, в строках, отведенных для объяснения пишите, что вы не согласны, что курили на самом деле там-то и там-то, а в протоколе об этом не указано, как и не указано, что вы нарушили и допишите, что вы обязательно хотите чтобы протокол рассматривался в вашем присутствии и о дате и времени рассмотрения вы просите сообщить по адресу *** (укажите адрес).
    3) Все остальные свободные строки заполняйте прочерками (а то потом там будет дописано, что вы еще и матом ругались и пьяные валялись :))
    4) Расписываетесь в графе, отведенной для подписей и сразу после написанного объяснения. Если вас не ознакомили с правами, в графе где делается эта отметка, нагло пишете “с правами не ознакомлен” и ставите свою подпись.
    5) Вам обязаны дать один экземпляр протокола. Если дали, расписываетесь в специальной графе (но только после того как дали и попросили расписаться а не заранее). Если не дали, нигде больше не расписывайтесь.

    Все, на этом ваше общение с милиционерами должно закончиться. Дальше они обязаны передать протокол начальнику райотдела, который и должен принять решение, виноваты вы в правонарушении или нет.

    Помните, что согласно ст. 260 КУоАП, если у вас есть с собой паспорт, то милиционеры обязаны составить протокол на месте совершения правонарушения.

    Если же паспорта у вас нет, вас могут доставить в отделение для установления личности составления протокола.
    На случай если такое произойдет или если не смотря на то что документы у вас есть вас все же хотят доставить в отделение советую прочитать мою статью «Гражданин, пройдемте!» там очень подробно описан этот момент (что бы не повторятся здесь).

    Оттуда же можно почерпнуть еще кучу полезных моментов которые будут нелишними при общении с сотрудниками МВД.

    Что бы не пропустить ничего важного подписывайтесь на наш Телеграм-канал, страницу в Фейсбуке, или добавляйтесь в Твитере.

    Если моя статья Вам понравилась, или оказалась для Вас полезной, вы можете сказать «спасибо», ? перечислив любую сумму на Ваше усмотрение на мою карточку в «ПриватБанке»:
    — № 5169 3324 0559 7207 — получатель Зарайский Александр Николаевич.

    Другие публикации:  Кредит с плохой кредитной историй под залог недвижимости