Новое в российском законодательстве
8 мая 2018 года
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ
Согласно статье 35 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» решение о сложении Правительством РФ своих полномочий перед вновь избранным Президентом РФ оформляется Распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента РФ.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Определены цели, принципы и приоритетные направления государственной политики в области промышленной безопасности на период до 2025 года и далее
Согласно утвержденным Основам, промышленная безопасность представляет собой определяемое комплексом технических и организационных мер состояние защищенности промышленного объекта, которое характеризуется стабильностью параметров технологического процесса и исключением (сведением к минимуму) опасности возникновения аварии или инцидента, а в случае их возникновения — отсутствием опасности воздействия на людей опасных и вредных факторов и угрозы причинения вреда имуществу юридических и физических лиц, государственному или муниципальному имуществу.
Целями государственной политики в области промышленной безопасности являются предупреждение аварий и инцидентов на промышленных объектах, решение правовых, экономических и социальных задач, направленных на обеспечение роста промышленного производства, реализация конституционных прав граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, на благоприятную окружающую среду, и укрепление правопорядка в области промышленной безопасности.
В перечень принципов государственной политики в области промышленной безопасности включено, в числе прочего:
соответствие задач и мер государственного регулирования в области промышленной безопасности уровню потенциальной опасности аварий на промышленных объектах для жизненно важных интересов личности и общества;
минимизация влияния человеческого фактора на технологические процессы на промышленных объектах;
снижение технологической или иной зависимости от иностранных государств при обеспечении промышленной безопасности;
внедрение в приоритетном порядке ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, модернизация производства, обновление основных производственных фондов;
неотвратимость ответственности эксплуатирующих организаций и их должностных лиц за невыполнение требований промышленной безопасности и за вред, причиненный гражданам и окружающей среде в результате аварий на промышленных объектах, а также возмещение такого вреда в полном объеме.
На период до 2025 года и дальнейшую перспективу к приоритетным направлениям государственной политики в области промышленной безопасности, в частности, относятся:
разработка и внедрение единых критериев оценки рисков аварий на промышленных объектах и категорирования таких объектов;
усиление защиты промышленных объектов от угроз техногенного и природного характера, а также от террористических угроз;
повышение эффективности федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, использование новых принципов при осуществлении мероприятий по контролю в области промышленной безопасности;
сокращение количества бесхозяйных промышленных объектов;
развитие культуры промышленной безопасности, осознание личной ответственности за состояние промышленной безопасности и формирование нетерпимого отношения к нарушениям требований промышленной безопасности;
урегулирование вопросов в области промышленной безопасности на территориях (объектах), над которыми юрисдикция РФ в этой области не осуществляется.
В этой связи к основным задачам государственной политики в области промышленной безопасности отнесено, в числе прочего:
обеспечение актуализации требований промышленной безопасности с учетом развития технологий, применяемых на промышленных объектах;
внедрение риск-ориентированного подхода при организации федерального государственного контроля (надзора) в области промышленной безопасности;
разработка нормативно-правовой базы в части, касающейся создания и внедрения системы государственного дистанционного мониторинга состояния промышленной безопасности, предусматривающей автоматизированный сбор, фиксацию, обобщение, систематизацию и оценку информации о значениях параметров технологических процессов на промышленных объектах в целях определения состояния промышленной безопасности;
отмена устаревших, избыточных и дублирующих требований промышленной безопасности;
повышение уровня независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков такой экспертизы;
развитие и внедрение информационных технологий, позволяющих осуществлять взаимодействие с эксплуатирующими организациями, оптимизировать процесс получения, хранения и анализа информации о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности, о системах управления промышленной безопасностью, об авариях и инцидентах на промышленных объектах;
повышение роли института обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на таком объекте;
совершенствование механизмов компенсации затрат, связанных с локализацией аварий и ликвидацией их последствий, за счет осуществления добровольного страхования в сочетании с формированием резерва финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий и чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах;
разработка комплекса мер по перебазированию из густонаселенных районов Российской Федерации или ликвидации промышленных объектов, функционирование которых создает угрозу жизнедеятельности человека, социально-экономическому развитию субъектов РФ;
совершенствование правовых механизмов ответственности за нарушение требований промышленной безопасности, а также формирование механизмов стимулирования деятельности по повышению ее уровня;
развитие инструментов технического регулирования, внедрение в операционный менеджмент эксплуатирующих организаций стандартов управления рисками;
внедрение эффективных механизмов, препятствующих проявлениям коррупции в системе обеспечения промышленной безопасности.
Финансирование мероприятий, предусмотренных настоящими Основами, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, предусмотренных на реализацию государственных и муниципальных программ на соответствующий год, а также за счет внебюджетных источников.
Установлены особенности ведения организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, раздельного учета финансово-хозяйственной деятельности
Определено, в частности, что организация, выполняющая государственный оборонный заказ (головной исполнитель), а также организация, участвующая в поставках продукции по государственному оборонному заказу (исполнитель, участник кооперации), осуществляют учет производственных и коммерческих затрат, обязательств (дебиторская и кредиторская задолженности), денежных средств, нематериальных активов и т.п. отдельно по каждому государственному контракту (контракту). Каждая хозяйственная операция учитывается в составе ресурсов контракта.
Стоимость ресурсов контракта учитывается в отношении партий формирования. Для материальных запасов может применяться идентифицированный (серийный) количественный учет каждой единицы запаса. Стоимость ресурсов, используемых для выполнения контракта, относится на выпуск предусмотренной в контракте продукции. Расходы на производство и реализацию продукции, а также доходы, полученные в период исполнения контракта, определяются методом начисления.
Состав и направления использования ресурсов контракта раскрываются организацией в отчете об исполнении контракта.
Фактические расходы, отнесенные на исполнение контракта, отражаются в отчете по группам:
— прямые затраты, включаемые непосредственно в себестоимость продукции;
— накладные расходы, включаемые в себестоимость продукции пропорционально базе распределения по выбранному организацией показателю прямых затрат, характеризующему продукцию контракта и иную продукцию, выпускаемую организацией;
— административно-управленческие расходы организации;
— расходы, связанные с непосредственной реализацией (сбытом) продукции по контракту.
Финансовый результат по контракту определяется как разница между ценой, предусмотренной в контракте (ценой реализации), и суммой всех учитываемых в отчете расходов.
Постановлением утверждается форма отчета об исполнении государственного контракта, контракта организацией, выполняющей государственный оборонный заказ и порядок его заполнения.
Уточнен порядок осуществления закупок для нужд обороны и безопасности государства
Настоящим постановлением, в частности:
скорректированы случаи применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупки Минобороны России, ФСБ России и СВР России, а также подведомственными им государственными учреждениями и государственными унитарными предприятиями;
определен порядок осуществления контроля при планировании и осуществлении закупок, а также в отношении направляемых в орган контроля заказчиком сведений о контрактах, включаемых в реестр контрактов, содержащий сведения, составляющие государственную тайну.
Также установлено, в числе прочего, что при проведении закрытого аукциона с использованием функционала специализированной электронной площадки исчисление срока, начало течения которого предусмотрено Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» со дня размещения информации и документов в единой информационной системе, осуществляется со дня направления участниками контрактной системы такой информации и таких документов на специализированную электронную площадку.
С 1 января 2019 года Федеральное казначейство будет являться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение единого реестра участников закупок
Соответствующее дополнение внесено в Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. N 442. В настоящее время Казначейство России осуществляет в числе прочего функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации и пользования единой информационной системой в сфере закупок.
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2019 года.
Утверждено Положение об особенностях планирования и осуществления закупок заказчиками, осуществляющими свою деятельность на территории иностранного государства
Положением определены следующие особенности планирования таких закупок, в частности:
заказчики вправе планировать свои закупки в долларах США посредством формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ и услуг для нужд заказчика и плана-графика закупок для нужд такого заказчика по утвержденным формам (в указанном случае заказчики не размещают в единой информационной системе в сфере закупок информацию, предусмотренную Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);
при определении нормативных затрат для заказчиков федеральные государственные органы, Госкорпорация «Росатом», Госкорпорация «Роскосмос» вправе не применять национальные стандарты, технические регламенты и технические условия, а также не учитывать регулируемые цены (тарифы), действующие на территории РФ.
Также предусмотрены особенности осуществления закупок заказчиками, в том числе:
заказчики заключают контракт в письменной форме (в том числе электронной), предусмотренной законодательством страны пребывания, а при отсутствии такового — в соответствии с традициями делового оборота этой страны;
отчет об исполнении контракта формируется заказчиками по утвержденной форме.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
В связи с 73-й годовщиной Победы ветераны получат единовременную выплату в сумме 10 тыс. рублей
Согласно Указу Президента РФ, в мае — июне 2018 года должна быть осуществлена единовременная выплата в размере 10 тыс. рублей гражданам РФ, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
Установлен порядок осуществления единовременной выплаты ветеранам Великой Отечественной войны в связи с 73-й годовщиной Победы
Единовременная выплата в размере 10 тыс. рублей осуществляется:
ПФ РФ и его территориальными органами — в отношении граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется ПФ РФ;
органами, осуществляющими назначение и выплату соответствующей пенсии, — в отношении граждан, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»;
органами, осуществляющими назначение и выплату ежемесячного пожизненного содержания судей, — в отношении граждан, получающих ежемесячное пожизненное содержание в соответствии с Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации».
Гражданам, получающим 2 пенсии либо ежемесячное пожизненное содержание судьи и пенсию, единовременная выплата осуществляется территориальными органами ПФ РФ.
Ветеранам Великой Отечественной войны, постоянно проживающим в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, единовременная выплата осуществляется в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 335 «О порядке выплаты пенсий, компенсаций и пособий пенсионерам из числа военнослужащих и членов их семей, проживающим в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, материального обеспечения личного состава отделов социального обеспечения при посольствах Российской Федерации в этих государствах» и Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. N 1386 «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации».
Снижена величина прожиточного минимума за IV квартал 2017 года
Величина прожиточного минимума в целом по РФ за последний квартал 2017 года установлена на душу населения в размере 9786 рублей, для трудоспособного населения — 10573 рубля, пенсионеров — 8078 рублей, детей — 9603 рубля.
Напомним, что Правительством РФ величина ПМ в целом по РФ за III квартал 2017 года была определена на душу населения в размере 10328 рублей, для трудоспособного населения — 11160 рублей, пенсионеров — 8496 рублей, детей — 10181 рубль.
С 1 января 2018 года величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ устанавливается Минтрудом России по согласованию с Минэкономразвития России и Минфином России.
Уточнен перечень море- и рыбопродуктов, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации и ввозе
В утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 908 перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации, включены следующие позиции:
«03.11.63.120 Водоросли бурые»;
«03.21.43.000 Водоросли морские, являющиеся продукцией рыбоводства
03.21.44 Моллюски и водные беспозвоночные прочие живые, свежие или охлажденные, являющиеся продукцией рыбоводства».
Кроме того, перечень кодов видов продовольственных товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию РФ, утвержденный указанным Постановлением, дополнен позицией следующего содержания:
«Морские и прочие водоросли, пригодные для употребления в пищу 1212 21 000 0».
Расширен перечень субъектов РФ, в которых в 2018 году будет осуществляться реализация пилотного проекта по внедрению системы «tax free»
Согласно настоящему постановлению реализация пилотного проекта по компенсации гражданам иностранных государств суммы НДС при вывозе товаров за пределы ЕАЭС осуществляется не только на территории Краснодарского края, Московской области, Москвы и Санкт-Петербурга, но и на территориях Республики Мордовия, Республики Татарстан, Волгоградской области, Калининградской области, Нижегородской области, Ростовской области, Самарской области, Свердловской области.
Также установлено, что одним из критериев, которым должна соответствовать организация розничной торговли, желающая участвовать в пилотном проекте, является отсутствие неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, подтвержденное справкой налогового органа, выданной на любую дату в пределах 30 календарных дней до дня подачи в Минпромторг России заявления о включении в перечень таких организаций.
В приложении приводится перечень мест, где такие организации должны размещаться (составлен перечень адресов их размещения на территориях указанных выше субъектов РФ).
ФНС России информирует о порядке отмены мер взыскания, а также обеспечительных мер, принимаемых в отношении недоимки по налогам и задолженности по пеням и штрафам индивидуального предпринимателя
Сообщается, что после принятия решения о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам индивидуального предпринимателя, территориальным налоговым органам необходимо:
— в соответствии с пунктом 4.1 статьи 46 НК РФ отозвать поручение на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) или поручение на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации по форме, утвержденной приказом ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected] (приложение N 10);
— в соответствии с пунктом 8 статьи 76 НК РФ отменить решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в банке, а также переводов электронных денежных средств, в обеспечение взыскания которой они были приняты, при формировании решения об отмене приостановления действия поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), а также на перевод электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в бюджетную систему Российской Федерации (приложение N 9 к приказу ФНС России от 13.02.2017 N ММВ-7-8/[email protected]) в качестве основания его принятия указывается «иные документы»;
— в случае списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам в полном объеме по принятому в соответствии со статьей 47 НК РФ постановлению о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в адрес ФССП России в соответствии с форматами обмена информацией в электронном виде по исполнительному производству между ФНС России и ФССП России (ФССП ИСП) направляются сведения из решения об отмене решения о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества должника;
— в случае частичного списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по принятому в соответствии со статьей 47 НК РФ постановлению о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в адрес ФССП России в соответствии с форматами обмена информацией в электронном виде по исполнительному производству между ФНС России и ФССП России (ФССП ИСП) направляются сведения об уточнении суммы задолженности.
Банк России разъяснил, как представлять отчетность за I квартал 2018 года управляющим компаниям инвестиционных фондов, ПИФов и НПФ
Сообщается, что вместе с отчетом управляющей компании инвестиционных фондов, ПИФов и НПФ по форме 0420501 «Общие сведения об управляющей компании», установленной в Приложении 1 к Указанию Банка России N 4323-У, за апрель, июль и октябрь управляющей компанией представляется в Банк России промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность соответственно за первый квартал, первое полугодие и 9 месяцев.
Управляющим компаниям необходимо представить в Банк России промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за первый квартал 2018 года, составленную в соответствии с требованиями Положения Банка России от 03.02.2016 N 532-П.
Электронная форма отчетности для представления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности управляющей компании за первый квартал 2018 года составляется по форме «Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность некредитной финансовой организации (примечание МСФО (IFRS) 9)» в разделе «Бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерных инвестиционных фондов, специализированных депозитариев и управляющих компаний (Положение N 532-П)» актуальной версии Программы-анкеты подготовки электронных документов для субъектов рынка коллективных инвестиций (АИФ, УК и СД), размещенной на официальном сайте Банка России, с прикреплением соответствующих файлов, содержащих примечания к промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности в формате «.pdf».
Минфином России предложено оптимизировать условия предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов по выданным ипотечным кредитам гражданам, имеющим детей
Проектом в числе прочего:
уточняется, что право на получение кредита (займа) в соответствии с «Правилами предоставления субсидий. «, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 г. N 1711 возникает у граждан РФ при рождении у них начиная с 1 января 2018 г. и не позднее 31 декабря 2022 г., а в случае рождения в декабре 2022 года — не позднее 1 марта 2023 г. второго и (или) третьего ребенка, имеющего гражданство РФ. При рождении у граждан РФ в декабре 2022 г. второго и (или) третьего ребенка, имеющего гражданство РФ, кредитный договор (договор займа) или дополнительное соглашение о рефинансировании кредита (займа) должны быть заключены не позднее 1 марта 2023 г.;
устанавливается, что в случае невыполнения заемщиком условий о страховании, предусмотренных кредитным договором (договором займа), и установлением процентной ставки выше 6 процентов годовых, субсидия не предоставляется (также при установлении процентной ставки ниже 6 процентов годовых субсидия будет предоставляться исходя из уровня процентной ставки, составляющей 6 процентов годовых);
предусматриваются условия предоставления субсидии в случае заключения дополнительного соглашения о рефинансировании кредита;
устанавливается, что в случае регистрации договора участия в долевом строительстве (договора уступки прав требования по указанному договору) после даты выдачи кредита либо подписания дополнительного соглашения о рефинансировании кредита период субсидирования начинается с даты регистрации договора участия в долевом строительстве (договора уступки прав требования по указанному договору), но не ранее 1 января 2018 года;
определяется, что в кредитном договоре может быть предусмотрено, что заключение заемщиком договоров страхования жилого помещения до оформления права собственности на жилое помещение не требуется.
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
Банк России информирует о порядке доставки уведомлений о размере ставки страховых взносов в фонд обязательного страхования вкладов по итогам I квартала 2018 года
Сообщается, что уведомления ГК «Агентство по страхованию вкладов» по итогам I квартала 2018 года будут доводиться до банков — участников системы страхования вкладов путем направления структурными подразделениями Банка России копий указанных уведомлений Агентства в режиме ограниченного распространения с последующей досылкой Агентством оригиналов указанных уведомлений через ФГУП «Почта России» или иным способом в соответствии с пунктом 12 Порядка уплаты страховых взносов, утвержденного решением Правления Агентства от 5 февраля 2004 г. (протокол N 2).
Банком России предложен обновленный порядок расчета среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых по категориям потребительских кредитов (займов)
Согласно проекту, Банк России определяет категории потребительских кредитов (займов) с учетом следующих показателей: суммы, срока возврата, наличия обеспечения, вида кредитора, цели кредита (займа), использования электронного средства платежа, наличия лимита кредитования, получения заемщиком на свой банковский счет, открытый у кредитора, заработной платы, иных регулярных выплат, начисляемых в связи с исполнением трудовых обязанностей, и (или) пенсий, пособий и иных социальных или компенсационных выплат.
Банк России ежеквартально рассчитывает и опубликовывает на сайте Банка России в сети «Интернет» среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых по категориям потребительских кредитов (займов) не позднее чем за сорок пять календарных дней до начала квартала, в котором среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых подлежит применению.
Среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых определяется как средневзвешенное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых, рассчитанное:
по 100 крупнейшим кредиторам (по объему кредитов (займов), выданных за предыдущий квартал в тысячах рублей) по соответствующей категории потребительского кредита (займа), в случае если одна треть общего количества кредиторов, предоставляющих соответствующую категорию потребительского кредита (займа), превышает 100 организаций;
по крупнейшим кредиторам, составляющим одну треть от общего числа кредиторов (по объему кредитов (займов), выданных за предыдущий квартал в тысячах рублей) по соответствующей категории потребительского кредита (займа), в случае если одна треть общего количества кредиторов, предоставляющих соответствующую категорию потребительского кредита (займа), не превышает 100 организаций.
В проекте приводится формула, в соответствии с которой рассчитывается среднерыночное значение полной стоимости потребительского кредита (займа) в процентах годовых.
Со дня вступления проекта в силу предполагается признать утратившим силу Указание Банка России от 29 апреля 2014 года N 3249-У «О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа)».
ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
АО не обязано раскрывать сведения о невостребованных дивидендах в форме сообщения о существенном факте о неисполнении обязательств эмитента перед владельцами его эмиссионных ценных бумаг
Сообщается, что в соответствии с Положением Банка России от 30.12.2014 N 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» в форме сообщения о существенном факте подлежат раскрытию сведения о неисполнении обязательств эмитента перед владельцами его ценных бумаг по выплате дивидендов.
Согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» обязанность по выплате акционерам дивидендов считается исполненной акционерным обществом с даты поступления денежных средств в кредитную организацию, в которой открыт банковский счет лица, имеющего право на получение дивидендов, либо с даты приема переводимых денежных средств организацией федеральной почтовой связи (в случае выплаты дивидендов путем почтового перевода денежных средств).
Объявленные дивиденды не выплачиваются в случае отсутствия у эмитента или его регистратора точных и необходимых адресных данных или банковских реквизитов, либо в связи с иной просрочкой кредитора (невостребованные дивиденды). Невостребованные дивиденды являются невыплаченными по причинам, не зависящим от акционерного общества. При этом обязанность по выплате невостребованных дивидендов подлежит исполнению акционерным обществом только после обращения лица, не получившего объявленных дивидендов, с требованием о выплате невостребованных дивидендов.
В Ломбардный список Банка России включены новые ценные бумаги
Речь идет, в частности, о следующих ценных бумагах:
биржевые облигации Общества с ограниченной ответственностью «Газпром капитал», имеющие идентификационные номера выпусков 4B02-01-36400-R, 4B02-02-36400-R, 4B02-03-36400-R, 4B02-04-36400-R;
биржевые облигации Публичного акционерного общества «Газпром нефть», имеющие идентификационный номер выпуска 4B02-06-00146-A-001P;
биржевые облигации Публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», имеющие идентификационный номер выпуска 4B02-04-00124-A-001P;
биржевые облигации Публичного акционерного общества «Транснефть», имеющие идентификационный номер выпуска 4B02-10-00206-A-001P;
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА
Внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации
В частности, определено, что расходы бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета за счет средств резервного фонда Президента РФ, резервного фонда Правительства РФ, отражаются по обособленным направлениям расходов, включающим в пятом разряде кода направления расходов значение «F» (для резервного фонда Президента РФ), «R» (для резервного фонда Правительства РФ), или по обособленным направлениям расходов, включающим в наименовании направления расходов указание, за счет средств какого фонда осуществляется финансовое обеспечение расходов. Дополнительная детализация по направлениям расходов, включающим в коде направления расходов значение «R» и «F», не предусмотрена. Наименование направления расходов бюджета субъекта РФ, местного бюджета (наименование целевой статьи, содержащей соответствующее направление расходов бюджета), источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, предоставляемые из федерального бюджета за счет средств резервного фонда Президента РФ, резервного фонда Правительства РФ, может не включать указание на наименование источника средств федерального бюджета (средств резервного фонда Президента РФ, резервного фонда Правительства РФ).
Указания дополнены новыми целевыми статьями и направлениями расходования бюджетных средств.
В настоящее время данный документ находится на регистрации в Минюсте России. Следует учитывать, что при регистрации текст документа может быть изменен.
Приведены контрольные соотношения для составления отчетности страховщиков (начиная с отчетности за первое полугодие 2017 года) с соблюдением требований МСФО (IAS) 39
В целях корректного формирования отчетности необходимо обеспечить соблюдение контрольных соотношений показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Если в бухгалтерской (финансовой) отчетности в примечаниях (с 5 по 69 включительно) показатели не раскрываются страховой организацией или обществом взаимного страхования, то контрольные соотношения не применяются.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ужесточены требования к российским перевозчикам, осуществляющим международные перевозки
— определены основания для вынесения предупреждения владельцу удостоверения допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок. Решение о вынесении органом транспортного контроля и надзора предупреждения принимается в следующих случаях:
привлечение владельца удостоверения к административной ответственности за нарушение порядка осуществления международных автомобильных перевозок, установленного законодательством РФ, до истечения одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания за ранее совершенное нарушение указанного порядка;
неоднократное (2 и более раза) в течение календарного года со дня получения удостоверения поступление от компетентных органов иностранных государств копий решений о привлечении российского перевозчика к ответственности за нарушение положений международных договоров РФ в области международного автомобильного сообщения, совершенное на территориях соответствующих иностранных государств;
— установлено, что для получения допуска необходимо представить документы, подтверждающие соответствие финансового положения российского перевозчика определенным требованиям (наличие в собственности имущества стоимостью не менее 300 тыс. рублей при использовании только одного транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки, и не менее 170 тыс. рублей в расчете на каждое дополнительное транспортное средство);
— установлено, что владелец удостоверения обязан обеспечивать наличие у водителя транспортного средства помимо прочего также свидетельства профессиональной компетентности международного автомобильного перевозчика, выданного в соответствии с Соглашением о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков государств — участников СНГ от 24 ноября 2006 г.;
— предусмотрено, что в случае если владелец удостоверения передал право владения транспортным средством, на которое выдана карточка допуска, другому лицу, такая карточка допуска решением органа транспортного контроля и надзора, оформляемого приказом, признается недействительной.
— исключено представление документов в орган транспортного контроля и надзора для получения допуска российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок, а также для увеличения парка, выдачи удостоверения, по месту регистрации перевозчика;
— уточнен порядок продления срока действия удостоверения допуска российским перевозчикам, подавшим заявление о выдаче нового удостоверения по окончании срока действия ранее выданного;
— предусмотрено, что выдача карточки допуска на вновь приобретенное и предполагаемое к использованию для осуществления международных автомобильных перевозок транспортное средство осуществляется органом транспортного контроля и надзора в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления о выдаче карточки допуска.
Скорректированы Правила распоряжения управляющей компанией, осуществляющей функции по управлению ТОР, переданными ей в собственность или аренду земельными участками, зданиями, строениями и сооружениями, расположенными на ТОР, а также объектами инфраструктуры ТОР
предусмотрено, что земельные участки, здания, строения и сооружения передаются управляющей компании также в целях размещения автомобильных дорог, объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи на территории опережающего социально-экономического развития, определенных в плане-графике реализации мероприятий по созданию инфраструктуры ТОР, утвержденном Минвостокразвития России;
установлено, что при заключении управляющей компанией договора купли-продажи земельного участка с юридическим лицом для размещения автомобильных дорог, объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи на ТОР, цена такого земельного участка определяется в размере 2,5 процента его кадастровой стоимости;
в круг субъектов включены организации, не получившие статус резидента ТОР, но осуществляющие деятельность для обеспечения функционирования ТОР и нужд резидентов.
Обновлен порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для добычи подземных вод
В соответствии с Федеральным законом «О недрах» право пользования участками недр для добычи подземных вод, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, на участках недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, или для осуществления геологического изучения участков недр, не отнесенных к участкам недр местного значения, в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, возникает на основании решения комиссии, создаваемой Роснедрами, в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.
Предоставление права пользования участком недр осуществляется комиссией на основании заявок, подаваемых заинтересованными лицами с приложением копий необходимых документов. Заявка и прилагаемые к ней документы подаются в запечатанном виде в территориальный орган Роснедр по месту нахождения испрашиваемого участка недр.
Решение об удовлетворении заявки направляется в Роснедра или его территориальные органы для подготовки условий пользования недрами, оформления и выдачи лицензии в порядке, установленном законодательством РФ.
Утратившим силу признается Приказ Минприроды России от 29.11.2004 N 710 «Об утверждении Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности» с внесенными в него изменениями.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО
Средняя цена на нефть сорта «Юралс» на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за апрель 2018 года составляет 69,10 долл. США за баррель
Минэкономразвития России осуществляет размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» средней за истекший месяц цены на нефть сорта «Юралс» в целях определения коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, — Кц.
ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Установлены требования к порядку проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде
Согласно статье 80.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», на объектах, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется ликвидация накопленного вреда окружающей среде.
В соответствии с утвержденными Правилами, организация работ по ликвидации накопленного вреда включает в себя: проведение необходимых обследований объекта, в том числе инженерных изысканий; разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда; согласование и утверждение проекта; проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде; осуществление контроля и приемку проведенных работ по ликвидации накопленного вреда.
— требования к содержанию проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
— порядок разработки и согласования проекта;
— сроки проведения работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
— механизм осуществления контроля за выполнением работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
— порядок приемки выполненных работ.
Установлен порядок распределения квот добычи водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока
Распределение квот осуществляется между лицами, относящимися к коренным малочисленным народам, и общинами коренных малочисленных народов органами исполнительной власти субъектов РФ в пределах утвержденных общих допустимых уловов биоресурсов, распределенных применительно к таким квотам, на основании решений о предоставлении водных биоресурсов в пользование, принимаемых в отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.10.2008 N 765.
Органы исполнительной власти субъектов РФ после утверждения Росрыболовством приказа о распределении общих допустимых уловов водных биоресурсов применительно к видам квот их добычи до 31 декабря года, предшествующего году осуществления добычи водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, распределяют квоты для традиционного рыболовства путем издания соответствующего правового акта.
Росприроднадзором разъяснен ряд положений законодательства об обращении с отходами производства и потребления
Сообщается, в частности, следующее:
— лица, осуществляющие непосредственно и исключительно транспортирование отходов, деятельность по сбору отходов не осуществляют, следовательно обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по сбору отходов у них отсутствует;
— в случае прекращения лицензиатом деятельности по сбору отходов I — IV классов опасности и подачи на данном основании заявления о переоформлении лицензии лицензирующий орган проводит внеплановую документальную проверку;
— соискатель лицензии вправе по своему усмотрению подать заявление на переоформление/предоставление лицензии на конкретные виды отходов и (или) группы и (или) подгруппы отходов с указанием класса опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия;
— плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается;
— территориальные органы Росприроднадзора несут ответственность за осуществление зачетов или возвратов сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду;
— зачет, возврат излишне уплаченных сумм платы за НВОС осуществляются территориальными органами Росприроднадзора по письменным заявлениям лиц, обязанных вносить плату, с приложением документов, подтверждающих переплату, и документов, необходимых для проведения сверки по платежам, по результатам рассмотрения которых принимается решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
С 3 мая 2018 года обновлен формат представления органами исполнительной власти субъектов РФ в электронном виде сведений о лицензиях на розничную продажу алкогольной продукции для внесения их в государственный сводный реестр
Государственный сводный реестр лицензий является федеральной государственной информационной системой, обладателем информации которой является Российская Федерация.
Сведения для внесения в реестр представляются в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по формату, утверждаемому Росалкогольрегулированием.
Признан утратившим силу приказ Росалкогольрегулирования от 2 декабря 2014 года N 374, которым был утвержден ранее применявшийся формат.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Скорректированы правила оценки соответствия продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии
Изменениями, в частности:
— уточняется перечень продукции, на которую распространяется действие федеральных норм и правил;
— актуализируется перечень ГОСТов, в соответствии с требованиями которых проводятся аттестационные испытания продукции;
— обновляются требования к персоналу, выполняющему неразрушающий и разрушающий контроль продукции;
— уточняется последовательность проведения регистрации оборудования и трубопроводов, их первичного технического освидетельствования, выполнения работ по неразрушающему предэксплуатационному контролю, пусконаладочных работ, замены или модернизации оборудования.
Ростехнадзор утвердил рекомендации по проведению административного контроля ядерных материалов в организациях в рамках системы учета и контроля ядерных материалов
Утвержденное руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими деятельность по обращению с ядерными материалами (далее — ЯМ), независимо от их организационно-правовой формы и не распространяется на ЯМ оборонного назначения, применяемые при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Административный контроль (далее — АК) проводится с целью проверки соблюдения требований, установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии по вопросам учета и контроля ЯМ, нормативной и технической документации, разработанной и утвержденной в организации во исполнение федеральных норм и правил в области использования атомной энергии по вопросам учета и контроля ЯМ, организационно-распорядительных документов вышестоящих организаций (эксплуатирующих организаций) и органа управления использованием атомной энергии, а также устранения недостатков, нарушений и аномалий в системе учета и контроля ЯМ.
В Руководстве приводятся требования к составу комиссии по проведению АК, а также перечень мероприятий, проводимых в рамках АК.
Кроме того, устанавливается форма акта проведения АК, составляемая по результатам проведения мероприятий по АК, в котором отражается информация: о лицах, проводивших соответствующие мероприятия; мероприятиях, проведенных в рамках административного контроля; выявленных нарушениях; сроке представления плана устранения выявленных нарушений.