Полномочия прокурора в сфере противодействия коррупции

25. Деятельность прокурора в сфере противодействия коррупции.

Деятельность Управления направлена на укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства посредством реализации комплекса мер, обеспечивающих эффективное противодействие коррупции и ее проявлениям, представляющим повышенную общественную опасность.

В этих целях Управление выполняет следующие основные задачи по обеспечению:

организации и осуществления эффективного прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, а также за оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельностью, направленной на выявление, пресечение и расследование коррупционных преступлений, представляющих повышенную общественную опасность;

привлечения к предусмотренной законом ответственности лиц, виновных в совершении преступлений и иных правонарушений коррупционной направленности;

защиты и восстановления нарушенных в результате коррупционных проявлений прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уголовном, гражданском и арбитражном процессах в пределах полномочий, предоставленных законодательством, а также возмещения причиненного вреда;

своевременного предупреждения средствами прокурорского надзора коррупционных правонарушений, выявления и устранения их причин и условий.

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур рассматривать коррупцию как одну из системных угроз безопасности Российской Федерации и принять меры к усилению борьбы с ней и активизации работы по выявлению и пресечению злоупотреблений государственных и муниципальных служащих служебными полномочиями.

Важнейшей задачей надзорной деятельности считать своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий.

2. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в соответствии с Положением об управлении и иными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

1) координировать деятельность подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сфере противодействия коррупции, в том числе по реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции. На основе анализа собственной надзорной деятельности, а также информации от других подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и нижестоящих прокуратур осуществлять, привлекая подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации:

подготовку информационно-аналитических и других материалов, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции и Календарным планом работы президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции;

разработку мероприятий по совершенствованию прокурорского надзора;

2) систематически проверять исполнение законодательства о противодействии коррупции в федеральных органах исполнительной власти с привлечением при необходимости иных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации;

3) контролировать работу прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, обеспечить организационное и методическое руководство такой деятельностью, проверять организацию прокурорского надзора за исполнением законодательства в указанной сфере;

4) регулярно обсуждать проблемы правоприменительной практики и межведомственного взаимодействия в сфере противодействия коррупции на заседаниях Экспертной группы по противодействию коррупции при Межведомственной группе по противодействию преступлениям в сфере экономики;

5) инициировать обсуждение наиболее актуальных вопросов на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов;

6) на систематической основе проводить обобщение и анализ работы по рассмотрению обращений граждан и организаций по фактам коррупции;

7) принимать участие и обеспечивать работу российской делегации в Группе государств против коррупции (ГРЕКО), способствовать реализации выработанных ею рекомендаций;

8) проводить работу по обеспечению имплементации положений Конвенции ООН против коррупции;

9) оказывать правоохранительным органам иностранных государств практическую помощь в разработке мер по предупреждению коррупции;

10) принимать участие в работе Национального контактного пункта по обеспечению практического международного сотрудничества по выявлению, аресту, конфискации и возвращению активов, полученных в результате коррупционной деятельности.

Противодействие коррупции в органах внутренних дел

В современных социально-экономических и политических условиях Российская Федерация столкнулась с множеством вызовов и проблем различного характера. Одной из самых серьезных проблем, нарушающих права и законные интересы физических и юридических лиц, которые взаимодействую с органами государственной власти и управления, и существенно препятствующих проведению многих государственных преобразований, является проблема коррупции. Эта проблема затрагивала публичные интересы государства практически на всем протяжении развития человеческой цивилизации и государственности. Вследствие коррупции разрушилось множество империй, были подорваны основы государственного суверенитета целого ряда государств, причинен огромный моральный и материальный ущерб. В связи с этим государственная власть – в целях собственного выживания – обязана вести борьбу с коррупцией, которая подрывает основы, а также делает неэффективной систему государственного управления.

Проблема коррупции – это проблема, которая нс может быть решена в короткий промежуток времени. Для ее решения практически каждому государству, которому удалось в этом направлении хоть сколь-нибудь продвинуться вперед, требовалось определенное время, в течение которого формировалось законодательство о противодействии коррупции, создавались необходимые структуры, призванные ей противодействовать, развивалось гражданское общество и т.д. Именно по такому эволюционному пути шли многие индустриально развитые государства. В чем-то похожий процесс идет сейчас и в Российской Федерации.

Сегодня можно видеть интенсивно развивающееся российское законодательство о противодействии коррупции. Приняты Федеральные законы: от 25.12.2008 № 273-ΦЗ «О противодействии коррупции», от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», от 21.11.2011 № 329-ΦЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции», от 03.12.2012 № 230-ΦЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» и др.

Коррупция в органах внутренних дел имеет социальные корни, и, следовательно, представляет собой социальное явление, а точнее – явление антисоциальное, которое самой сутью своего существования, а также своими последствиями причиняет весьма серьезный, а порой и невосполнимый ущерб всему обществу и в конечном счете – каждому человеку, независимо от того, состоит он на государственной службе или нет. Вследствие коррупции подавляющая часть населения нашей страны вытесняется из устоявшейся системы социальной защиты и обеспечения, а также все более отдаляется от целого ряда бесплатных государственных услуг и сервиса. Все это вызывает негодование в обществе, а также весьма серьезную озабоченность, особенно со стороны малообеспеченных и слабо защищенных с правовой точки зрения слоев населения нашей страны. Коррупция же

в правоохранительных органах в целом и органах внутренних дел в частности представляет повышенную общественную опасность, поскольку вследствие коррупции устраняются субъекты, призванные вести борьбу с этим негативным социально-правовым явлением, поразившим в настоящее время практически все органы государственной власти и управления.

Правовую основу противодействия коррупции в системе МВД России составляют вышеперечисленные законодательные акты, а также ведомственные нормативные документы, которые определяют порядок предупреждения и пресечения коррупционных проявлений в сфере внутренних дел. В частности, приняты приказы МВД России: от 19.04.2010 № 293 «Об утверждении Порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений», от 08.09.2010 № 652 «О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата МВД России и урегулированию конфликта интересов», от 26.06.2013 № 474 «Об утверждении Перечня должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и др.

В целях противодействия коррупции сотрудникам органов внутренних дел запрещается:

  • • участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией; осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • • приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • • быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе внутренних дел, в котором он замещает соответствующую должность;
  • • получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);
  • • выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, по договоренности государственных органов РФ с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
  • • использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
  • • разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом
Другие публикации:  Образец приказа на изменения в штатном расписании увеличение оклада

к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

  • • допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в СМИ, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором сотрудник замещает должность, если это не входит в его должностные обязанности;
  • • принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
  • • использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
  • • использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
  • • создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
  • • прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
  • • входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
  • • заниматься оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Сотруднику органов внутренних дел, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в порядке предусмотренном федеральным законом.

В случае если владение сотрудником ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, сотрудник обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Гражданин после увольнения со службы в органах внутренних дел не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

В целях противодействия коррупции сотрудник органов внутренних дел обязан:

  • • исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
  • • исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
  • • осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции органа внутренних дел;
  • • обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, нс оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;
  • • не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  • • соблюдать ограничения, установленные законом;
  • • соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
  • • не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;
  • • проявлять корректность в обращении с гражданами;
  • • проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ; учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий; способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
  • • не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;
  • • соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Сотрудник органа внутренних дел обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью сотрудника. Невыполнение сотрудником данной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение со службы в органах внутренних дел либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ.

За нарушение законодательства о противодействии коррупции сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:

  • 1) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
  • 2) непринятия руководителем (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему сотрудника личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
  • 3) непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
  • 4) участия сотрудника на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • 5) осуществления сотрудником предпринимательской деятельности;
  • 6) вхождения сотрудника в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ;
  • 7) нарушения сотрудником, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ, запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Для выявления фактов коррупции в системе МВД России создано Главное управление собственной безопасности МВД России (ГУСБ). Это подразделение полиции, являющееся самостоятельным структурным оперативным подразделением центрального аппарата МВД России, обеспечивающее и осуществляющее в пределах компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции в системе МВД России, государственной защиты сотрудников органов внутренних дел РФ, федеральных государственных гражданских служащих и их близких.

Основными задачами ГУСБ МВД России являются:

  • 1) организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в сферах обеспечения собственной безопасности, противодействия коррупции в системе МВД России, государственной защиты сотрудников органов внутренних дел РФ, федеральных государственных гражданских служащих и их близких;
  • 2) разработка и реализация мер обеспечения собственной безопасности в системе МВД России, предотвращение проникновения в подразделения, находящиеся в оперативном обслуживании, лиц, преследующих противоправные цели;
  • 3) противодействие коррупции, разработка и реализация мер по вопросам деятельности Главного управления в системе МВД России;
  • 4) предупреждение, выявление и пресечение правонарушений, планируемых к совершению, совершенных либо совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России, а также выявление их коррупционных связей;
  • 5) организация государственной защиты и участие в обеспечении безопасности сотрудников, гражданских служащих и их близких;
  • 6) профилактика в пределах компетенции правонарушений сотрудников, гражданских служащих и работников системы МВД России, выявление и устранение условий, способствующих их совершению;
  • 7) осуществление ведомственного контроля за деятельностью органов, организаций и подразделений системы МВД России по вопросам соблюдения сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России законности, в том числе прав и свобод граждан, при исполнении служебных обязанностей, а также установленных ограничений и запретов, и т.п.

Полномочия органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции

9 декабря в очередной раз отмечается Международный день борьбы с коррупцией, который утвержден Генеральной Ассамблеей ООН.

Основные меры по противодействию и профилактике коррупции установлены ст. 6 Федерального закона «О противодействии коррупции». К ним относятся: формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции; представление и проверка сведений о доходах и имуществе своих, а также доходах и имуществе супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляемых гражданами, претендующими и замещающими государственные или муниципальные должности; применение конкурсных, аукционных процедур при осуществлении государственных, муниципальных закупок, совершенствование механизмов управления государственным и муниципальным имуществом, бюджетными средствами и другие меры.

Другие публикации:  Бонус малус страховка

Следует отметить, что борьба с коррупцией осуществляется органами прокуратуры на всех участках деятельности. Так, во-первых, это надзор непосредственно за исполнением законодательства о противодействии коррупции; во-вторых, участие в выполнении функции уголовного преследования лиц, виновных в совершении коррупционных правонарушений; в третьих, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

Профилактика правонарушений коррупционного характера является приоритетным направлением борьбы с коррупцией. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов государственной власти, местного самоуправления и их проектов, в свою очередь, в законе о противодействии коррупции обозначена, как одна из профилактических мер.

В результате применения мер прокурорского реагирования в связи с наличием коррупциогенных факторов в нормативных актах устраняются условия, облегчающие совершение коррупционных правонарушений, способствующие сокрытию таких правонарушений и затрудняющие привлечение виновных в них лиц к ответственности.

Например, в актах органов государственной власти, местного самоуправления о предоставлении из бюджетов субсидий субъектам предпринимательской деятельности, зачастую не указывались критерии, по которым такие субсидии предоставляются. В результате, субсидии могли предоставляться на основании решений, принятых должностными лицами, исходя из личной заинтересованности, в том числе и за взятки. В некоторых районах области предусматривалась возможность передачи в аренду муниципального имущества не только по результатам торгов, но и на основании распоряжений мэра района. Данное нарушение создавало условия для использования мэром должностного положения в корыстных целях. Отсутствие или неопределенность сроков, а в ряде случаев и оснований принятия решений по вопросам предоставления земельных участков, выдачи разрешительных документов на строительство, постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий также создают условия для коррупционных правонарушений.

Не менее важным направлением является надзор за исполнением государственными, муниципальными служащими требований федерального законодательства о запретах, ограничениях и обязательствах, установленных законодательством о противодействии коррупции.

Прокурорами выявлялись такие нарушения как несоответствие правовых актов действующему законодательству, непринятие правовых актов, предусмотренных законодательством, представление государственными и муниципальными служащими недостоверных и неполных сведений о доходах. Имели место факты неотражения в Справках о доходах объектов недвижимого имущества, как находящихся в собственности, так и в пользовании. В ряде случаев в Справках не были указаны транспортные средства как автомобильные, так и водные. Некоторые служащие не отразили в справках за 2012 год доходы, полученные от реализации имущества, а также полученные на предыдущем месте работы.

Учитывая, что большинство выявленных в ходе проверок нарушений законодательства о противодействии коррупции могли быть выявлены работниками кадровых подразделений, прокуратура пришла к выводу о ненадлежащем исполнении ими своих обязанностей, в связи с чем, наряду с нарушившими закон служащими, к дисциплинарной ответственностипривлекались и работники кадровых служб.

Прокурорами предъявляются иски, направляются заявления по вопросам оспаривания бездействий органов местного самоуправления по неисполнению возложенных на них обязанностей. Например, о признании незаконными бездействия по непроведению антикоррупционной экспертизы, по непринятию нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, по неразмещению сведений в сети Интернет. Кроме того, прокурорами обжаловались положения о муниципальной службе.

Выявлению нарушений законодательства о противодействии коррупции способствовала бы большая активность представителей общественности и бизнеса. В лучшем случае о нарушениях сообщается в органы прокуратуры в виде анонимных обращений. Официальные обращения о фактах оказания отдельными государственными и муниципальными служащими покровительства коммерческим структурам, участия чиновников в деятельности таких структур крайне редки.

Коррупционные правонарушения, как правило, совершаются в совокупности с нарушениями экономического характера. Зачастую они связаны с незаконным расходованием бюджетных средств, нарушениями при использовании государственной и муниципальной собственности, природных ресурсов, отмыванием денежных средств, осуществлением государственными и муниципальными органами разрешительных (лицензионных) функций, функций контроля.

Таким образом, граждане могут обращаться в органы прокуратуры по вопросам о коррупционных проявлениях в действиях должностных лиц, государственных и муниципальных служащих с учетом полномочий, предоставленных органам прокуратуры федеральным законодательством о прокуратуре Российской Федерации и противодействии коррупции.

Начальник отдела по надзору за исполнением
законодательства о противодействии коррупции

В прокуратуре Марий Эл обсудили вопросы, касающиеся противодействия коррупции

Сегодня, 19.10.2017, в прокуратуре республики под председательством и.о. прокурора республики Юрия Ворончихина и с участием горрайспецпрокуроров прошло расширенное заседание коллегии, посвященное вопросам совершенствованию прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

В работе коллегии также приняли участие руководители структурных подразделений аппарата прокуратуры республики. С основным докладом о практике надзорной деятельности за исполнением законов в обозначенной области выступил начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры республики Александр Лобанов. Им отмечено, что органами прокуратуры республики предпринимаются целенаправленные меры, направленные на обеспечение законности в сфере противодействия коррупции, обеспечен надзор за соблюдением законов при разрешении сообщений о преступлениях коррупционной направленности, расследовании коррупционных дел и поддержании по ним государственного обвинения в суде.

Реализуются утвержденный Президентом Российской Федерации Национальный план противодействия коррупции, комплексные планы мероприятий по противодействию коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации и прокуратуры республики. В надзорной деятельности используются все предоставленные полномочия для адекватного и своевременного реагирования на выявляемые нарушения закона. В результате принятых мер в текущем году, например, в ходе так называемых «общенадзорных» проверок выявлено 1633 нарушения закона.

Для их устранения принесено 440 протестов, внесено 390 представлений. По актам реагирования к дисциплинарной ответственности привлечено 349 должностных лиц, 1 лицо уволено в связи с утратой доверия. 45 лиц привлечены к административной ответственности. По результатам совместных с правоохранительными органами проверок возбуждено 19 уголовных дел, в том числе по фактам хищения, злоупотребления полномочиями. Проводимая прокурорами работа требует дальнейшего совершенствования в целях повышения ее результативности, своевременного выявления и пресечения коррупционных проявлений, проведения эффективной профилактической работы.

В связи с этим по итогам обсуждения данных вопросов работа прокуроров в данном направлении скорректирована. В целях решения задач по укреплению законности и правопорядка, стоящих перед органами прокуратуры Республики Марий Эл, выработаны дополнительные мероприятия, реализация которых позволит обеспечить глубину и целостность надзорной деятельности. Исполнение принятого коллегией решения взято на контроль аппаратом прокуратуры республики. Источник — Прокуратура Республики Марий Эл

На круглом столе в прокуратуре региона обсуждены вопросы противодействия коррупции

10 Декабря 2018

Отдел по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции

Сегодня, 10 декабря 2018 года, в прокуратуре региона под председательством прокурора Волгоградской области М.О.Ершова состоялось заседание круглого стола по теме: «Актуальные вопросы реализации Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы».
Мероприятие приурочено к Международному дню борьбы с коррупцией, отмечаемому ежегодно 9 декабря.
В заседании приняли участие председатель Общественной палаты Волгоградской области Гензе Т.Н., президент Волгоградской торгово-промышленной палаты Ткаченко В.Е., Уполномоченный по защите прав предпринимателей Волгоградской области Устинова О.В., ректор Частного образовательного учреждения высшего образования «Волгоградский институт бизнеса» Ващенко А.А., руководитель Управления по Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам Ассоциации юристов России Лукаш А.И., а также представители аппарата Волгоградской областной Думы, аппарата Губернатора, управления Минюста России по Волгоградской области, ГУ МВД России по области, СУ СК России по области.
Участники мероприятия в обсудили актуальные вопросы системы запретов, ограничений и требований, установленных для государственных и муниципальных служащих, эффективности просветительских, образовательных и иных мероприятий, направленных на формирование антикоррупционного поведения и правосознания, принимаемых мер по противодействию коррупции в сфере бизнеса, а также правового регулирования данного вопроса.
Присутствующим была представлена информация о проведенной правоохранительными органами и прокуратурой работе в рамках борьбы с коррупцией, а также данные социологических исследований, характеризующих восприятие уровня коррупции среди населения региона и бизнес-сообщества.
Полученная участниками круглого стола информация будет использована ими в практической деятельности.

Последние новости

Прокурор Волгоградской области в рамках проведения надзорной проверки посетил колонию-поселение №3

В прокуратуре региона состоялось очередное заседание Общественного совета по защите прав предпринимателей

На рабочей группе в прокуратуре региона обсуждены вопросы состояния законности при реализации мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов

В День Конституции Российской Федерации в прокуратуре региона проводится прием граждан

Органами прокуратуры Волгоградской области проведен комплекс мероприятий правового просвещения в целях формирования нетерпимого отношения граждан к коррупционным проявлениям

Полномочия прокурора в сфере противодействия коррупции

Коррупция в органах власти и управления на современном этапе составляет одну из насущнейших проблем общества. Проводимая государственная антикоррупционная политика направлена на внедрение современных международных требований прозрачности государственного и муниципального управления.

На данный период времени законодательно закреплены единые антикоррупционные стандарты, т.е. установлена единая система запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции, унифицированы права государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности.

Другие публикации:  Автокредит возврат птс

Прокурорский надзор в сфере противодействия коррупции является приоритетным направлением деятельности.

В текущем году прокуратурой района при проведении проверок в данной сфере правоотношений выявлено более 100 нарушений.

В целях выявления достаточности законодательной базы для регламентирования вопросов противодействия коррупции органами местного самоуправления, прокуратурой района на постоянной основе проводится мониторинг, в том числе с целью приведения действующих нормативных правовых актов в соответствие с изменениями законодательства, а также выявления НПА, которые не соответствуют требованиям федерального и регионального законодательства. Так прокурором района опротестовано 11 постановлений муниципальных образований «Об утверждении квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы». Действующим законодательством были изменены требования к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки. Однако, в муниципальных образованиях продолжали действовать правовые акты, содержащие завышенные квалификационные требования к претендентам на замещение должностей муниципальной службы. Это создавало предпосылки к проявлению коррупциогенного фактора в виде наличия завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права на замещение должности муниципальной службы.

Прокуратурой района выявлялись нарушения антикоррупционного законодательства, связанные с запретами, обязанностями и ограничениями.

Установлены факты игнорирования главой муниципального образования, как работодателем, указанных требований, что повлекло за собой принятие на муниципальную службу работника без учета ограничений, связанных с муниципальной службой.

Прокуратурой района выявлялись нарушения, имеющие коррупционную составляющую, в отдельных сферах деятельности органов государственной и муниципальной власти, частности, связанных с закупками товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Также по материалам прокурорской проверки к уголовной ответственности привлечена начальник почтового отделения, которая воспользовавшись своим служебным положением, не произвела выплату пенсии, а использовала денежные средства в личных целях.

Кроме этого, прокуратурой района в рамках проведения антикоррупционной экспертизы, предотвращено принятие органами местного самоуправления 18 нормативных правовых актов, принятие которых могло повлечь совершение должностными лицами органов местного самоуправления коррупциогенных действий и решений.

Также в текущем году выявлено 19 преступлений, коррупционной направленности, в том числе преступления связанные с дачей взятки, служебным подлогом.

В целях координации деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции в прокуратуре района на постоянной основе действует межведомственная рабочая группа по борьбе с коррупцией, в которой принимают участие представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций.

Прокуратура района взаимодействует с институтами гражданского общества в области антикоррупционного просвещения путем проведения межведомственных рабочих групп в сфере защиты прав предпринимателей, а также в сфере противодействия коррупции, в заседаниях групп принимает участие Тимашевская торгово-промышленная палата, представители бизнес сообщества.

Привлечение общественных организаций и представителей хозяйствующих субъектов позволяет определить наиболее значимые проблемы и недостатки в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, разработать комплекс мер по их устранению.

Деятельность прокуратуры по противодействию коррупции

Рубрика: Юриспруденция

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)

Деятельность прокуратуры по противодействию коррупции

Одним из важных путей противодействия коррупции в государственной политике является деятельность органов прокуратуры РФ, которым отводится значимое место в обеспечении и реализации антикоррупционного законодательства и его соблюдения.

Борьба с коррупцией является неотъемлемой задачей прокуратуры РФ, отражение которой нашло в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014
№ 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», а также других распорядительно- организационных актах, модернизирующих задачи органов прокуратуры в данной сфере.

К деяниям коррупционного характера относятся следующие виды преступления: злоупотребление должностным положением (статьи 285 и 286 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), а также другие деяния, связанные с понятием «коррупция».

УК РФ предусматривается вплоть до лишения свободы уголовная ответственность на срок до 12 лет как за получение, так и за дачу взятки.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в муниципальных и государственных органах состоит из следующих норм:

· соблюдение Конституции РФ;

· соблюдение правовых актов на международном уровне, которые прошли ратифицирование Российской Федерацией;

· исполнение законов РФ;

· исполнение Указов постановлений Президента РФ, Правительства РФ, которые направлены на регулирование нормативно-правовых антикоррупционных отношений [3, с. 8].

Статья 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статья 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в своих нормативных положениях обозначили, что система прокурорского надзора обеспечена исполнением антикоррупционных правовых актов как федеральными, так и местными органами местного самоуправления.

Причины, влияющие на приоритетное регулирование прокурорским надзором данного направления, состоят из ряда факторов:

· необходимость реализовать антикоррупционную государственную политику, которая предполагает внедрение и создание административных способов уменьшения в публичной сфере коррупционных рисков;

· приказ Генерального прокурора Российской Федерации возлагает непосредственно на прокуроров осуществление надзора о противодействии коррупции и исполнения законодательства в данной сфере [6].

Чтобы прокурорский надзор оптимизировать, необходимо искоренить существующие проблемы. Следует выработать, учитывая все факторы, ряд предложений по решению данных проблем:

· необходимо в специализированных и городских прокуратурах предоставить надзор конкретному лицу;

· требуется исключить ситуации и равномерно между сотрудниками распределить нагрузку, чтобы не было факторов для недостаточного основания в проведении прокурорской проверки;

· необходимо создать систему по выступлению с отчетами и докладами сотрудников на собраниях, заседаниях по противодействию коррупции, изучению актуальных вопросов и материалов, разработке и выполнения поставленных планов;

· регулярно изучать материалы СМИ, проводить встречи с лицами общественной и предпринимательской сферы, которые заинтересованы в борьбе с коррупцией;

· рассмотреть системные факторы, влияющие на развитие случаев коррупции среди различного уровня чиновников;

· регулярно проводить мероприятия по повышению квалификации сотрудников, занимающихся надзором за исполнением законодательного противодействия коррупции;

· направлять проводящих проверки сотрудников на стажировки в специ­ализированные отделы [3].

В процессе проведения проверки необходимо выявить, существует ли заинтере­сованность личная сотрудников, наличие ситуаций конфликтного характера в действиях и интересах должностных лиц. Сотрудники по надзору управления должны в свою очередь выяснить обстоятельства, при которых нарушен был закон, а также оценить действия в рамках соответствующей структуре законодательства должностных лиц.

Преследуются в процессе совместного рода проведения проверки сотрудниками специализированного отдела следующие цели:

· проверяется государственными служащими соблюдение соответствующих ограничений и запретов;

· выясняется исполненная сторона выполнения обязанностей;

· рассматривается соответствие служебного поведения должностных лиц к их требованиям;

· проверяется соблюдение замещения должностей;

· регулируется конфликтная сторона интересов;

· проводится проверка по факту нарушений законов, которые являются основным доказательством наличия действий коррупционного характера.

Коррупционные правонарушения при этом выявляются не только правоохра­нительными органными, но и контрольно-надзорными.

Возникает вопрос о привлечении к координационной деятельности на правах участников полноценных и различных органов бюджетного, финансового, и другого контроля. Усложняется данная проблема отсутствием закрепленного законодательного понятия «правоохранительные органы».

В научной литературе существуют различные подходы к определению перечня органов входящих в состав правоохранительных.

Ученые постоянно в научной литературе указывают на значимые факторы необ­ходимости регламентации вопросов, связанных с координирующей функцией прокуратуры не в подзаконном акте – известном Положении, утвержденном Указом Президента РФ, а в самом федеральном законе, что, в полной мере действительно соответствовало бы ч. 1 ст. 129 Конституции РФ, согласно которой, полномочия, порядок и организация деятельности прокуратуры РФ устанавливаются законом федеральным.

Рассматриваются по этой проблеме два варианта возможных для решения:

· либо принятие закона отдельного о координационной деятельности прокуратуры в сегменте борьбы с преступностью,

· либо модернизация Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» соответствующей главой.

В контексте вышеуказанного представляется целесообразным ответить на следующий вопрос: как быть с регламентацией ряда положений, которые связанны с координацией деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией?

Возможны следующие варианты по мнению ученых:

а) в сфере борьбы с преступностью принять федеральный закон о координационной деятельности прокуратуры, выделить раздел в рамках которого будут посвящены правовые нормы по борьбе с коррупцией;

б) принять закон, посвященный координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

Против второго варианта возражая, отмечу: прокуратура координацию деятельности правоохранительных органов осуществляет по борьбе не только с «преступлениями характера коррупционного», но и такими, как против личности, бандитизм и терроризм, незаконный оборот наркотиков, экономические преступления.

Относительно второго варианта, необходимо принять отдельные законы по каждому из предложенных направлений. Считаю это нецелесообразным, и законодатель по данному пути не пойдет.

Для противодействия коррупции очевидно, необходима эффективная система действий со стороны государства, обеспечивающая объединение и согласованность деятельности, усилий всех органов путем осуществления плодотворного взаимодействия различных субъектов деятельности в антикоррупционной сфере на прочной организационной и законодательной основе.