Государственные нормативные требования по охране труда
«Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)»
Регулирование трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений осуществляется на основе законов и подзаконных актов.
Законы
- Конституция РФ;
- Трудовой кодекс РФ;
- иные федеральные законы.
Подзаконные акты
• Указы Президента Российской Федерации;
• постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
• конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
• акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащими нормы трудового права.
Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ являются федеральными конституционными законами. Среди федеральных законов о труде основополагающим является ТК, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года.
Нормы трудового права содержатся и в иных федеральных законах и подзаконных актах
К иным (подзаконным) актам, содержащим нормы трудового права, относятся другие нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, включая условия охраны труда. Они делятся на подгруппы.
К первой подгруппе подзаконных относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Указы, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает под законность его правотворческой деятельности.
Другую подгруппу подзаконных актов, регулирующих вопросы охраны труда, составляют нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации.
Следующую подгруппу подзаконных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих нормы в области охраны труда, составляют нормативные правовые акты Министерства труда и социальной защиты РФ (Минтруд РФ). К ним относятся постановления Минтруда РФ, разъяснения о применеприменении действующего законодательства по охране труда, положения, правила, инструкции и т.д. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Наряду с перечисленными подзаконными нормативными правовыми актами на территории России действуют также подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие условия охраны труда, принятые министерствами, ведомствами и государственными комитетами России, которые принимаются после согласования с Минтрудом РФ. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Особое значение для регламентации трудовых отношений имеют постановления и разъяснения Минтруда. Эти постановления обеспечивают единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, а также предусматривают условия применения постановлений Правительства РФ.
Нормативные правовые акты по охране труда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются в развитие либо в дополнение к нормативным правовым актам федерального уровня.
Законодательные и подзаконные акты, регулирующие условия охраны труда субъектов России, принятые региональными органами власти, действуют только на территории данного региона. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.
Содержащиеся в них требования не должны быть ниже государственных требований охраны труда. В этих актах за счет бюджетов регионов может предусматриваться только улучшение условий труда по сравнению с федеральным уровнем.
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК РФ).
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для сполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:
• при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
• конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
• разработке технологических процессов;
• организации производства и труда.
Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении Положени я о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» отнесены к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда:
- стандарты безопасности труда;
- правила и типовые инструкции по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
(санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).
Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
- при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
- по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного
травматизма и профессиональных заболеваний;
- по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению
условий труда;
- на основании анализа результатов проведения специальной оценки условий труда,
результатов внедрения новой техники и технологий;
- по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или)
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.
Специфическим источником трудового права выступает локальный нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции. Такой акт распространяется на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, специально указанные в самом акте. Как правило, локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников. Такой порядок устанавливается для принятия локальных нормативных актов, прямо названных в Трудовом кодексе, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах или в соглашениях, коллективном договоре.
Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются в следующих целях:
- Исполнение требований федеральных законов, нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
- Детализация и конкретизация норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов с учетом особенностей организации труда конкретного юридического лица.
- Регулирование вопросов, не регламентированных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права — нормативный акт,принятый работодателем, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии:
• с трудовым законодательством;
• иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
• коллективными договорами;
• соглашениями.
Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.
Принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть предусмотрено коллективным договором, соглашениями.
Например: локальные нормативные акты при утверждении которых необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:
- введение, а также отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной
- принятие решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии
- при определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения
- в некоторых случаях привлечения к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ);
- в некоторых случаях привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни
- утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК РФ);
- утверждение графика работы на вахте (ст. 301 ТК РФ);
- утверждение графиков сменности (ст.103 ТК РФ);
- принятие актов, регулирующих системы оплаты труда работников государственных и
- принятие локального акта в области повышения оплаты труда работников, занятых на
- принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и
- принятие правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ).
Международные правовые нормы, акты Международной организации труда (МОТ) начинают играть все большую роль в регулировании трудовых отношений в нашей стране. В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ (соглашением) установлены иные нормы и правила, чем предусмотренные Российским законом, и они ратифицированы, то применяются правила международного договора (соглашения).
МОТ принято более 170 конвенций и 180 рекомендаций. Конвенции подлежат ратификации и после ратификации обязательны для соблюдения государством-членом МОТ.
Рекомендации не ратифицируют. Государство может использовать их в национальном законодательстве.
50 конвенций были ратифицированы СССР и затем признаны Российской Федерацией.
Не ратифицированы нашей страной до настоящего времени ряд важных конвенций МОТ. К ним относятся:
· Конвенция № 127. О максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся;
· Конвенция № 131. Об установлении минимальной заработной платы и др.
Большое значение для безопасности, гигиены охраны труда имеет деятельность России в Комиссии Европейского сообщества (ЕС). Комиссия ЕС разрабатывает и принимает Директивы по различным аспектам, включая:
· организацию охраны труда;
· требования для некоторых видов работ в промышленности, связанных с повышенным риском;
· соответствующее использование установок, оборудования и веществ;
· определение уязвимых категорий рабочих и т.д.
Принятые Директивы по вопросам охраны труда государства — члены ЕС должны учитывать в своих национальных законодательствах.
Кроме того, благодаря работе этой Комиссии появилась возможность распространять и обмениваться информацией о результатах исследований и оказывать техническую помощь в области безопасности и гигиены труда всем государствам — членам Сообщества.
Технические регламенты
Кардинальные изменения в порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных актов вносит федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184 – ФЗ «О техническом регулировании».
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
- разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в
- разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к
- оценке соответствия (проводится в формах государственного контроля (надзора),
испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме).
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда.
Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда.
В статьях 6 и 7 говорится что:
Статья 6. Цели принятия технических регламентов
1. Технические регламенты принимаются в целях:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Статья 7. Содержание и применение технических регламентов
1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
безопасность излучений;
биологическую безопасность;
взрывобезопасность;
механическую безопасность;
пожарную безопасность;
безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);
термическую безопасность;
химическую безопасность;
электрическую безопасность;
радиационную безопасность населения;
электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
единство измерений;
другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
В настоящее время не разработаны технические регламенты в области охраны труда.
Федеральным законом «О техническом регулировании» регламентируется — (ст. 46, п. 1) «со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан. »,
На этом основании применяются нормативно – правовые акты национальных и государственных (ГОСТ) стандартов, СанПиНы (санитарные правила и нормы), СНиПы (строительные нормы и правила), СП (своды правил), ПОТ (правила охраны труда), НПБ (нормы пожарной безопасности), ПБ (правила безопасности), РД (руководящие документы), МУ (методические указания) и другие документы, которые соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.
ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ,
СОДЕРЖАЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
СП
ГН
СанПин
СН
Санитарные правила и нормы содержат требования к гигиене труда, к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почвы), к качеству продуктов питания.
В санитарных нормах оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов, которые могут воздействовать как на население, так и на людей, занятых производственной деятельностью; регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергаться люди как в процессе производственной деятельности, так и при проживании на зараженной местности.
Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают требования к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность строительства и эксплуатации сооружений.
Для оперативного доведения всего объема нормативно-правовых документов по охране труда до всех предприятий и организаций на базе сайта Минтруда eisot.ru создана информационная система нормативно-правового обеспечения охраны труда органов управления и субъектов экономической деятельности — ЕИСОТ.
Система представляет собой постоянно обновляемый централизованный банк специализированных данных.
Система стандартов безопасности труда
Стандарты безопасности труда определяют терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов.
ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
Устанавливает цели, задачи и структуру системы стандартов безопасности труда, а также объекты стандартизации.
Структура Системы и обозначение стандартов ССБТ
ССБТ включает в себя группы, приведенные в таблице 1
- организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.);
- требования (правила) к организации работ, направленные на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.).
- требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;
- методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;
- методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.
- общие требования безопасности к производственным машинам и оборудованию;
- требования безопасности к отдельным группам (видам) машин и производственного оборудования;
- методы контроля выполнения требований безопасности.
- общие требования безопасности к производственным процессам;
- требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;
- методы контроля выполнения требований безопасности.
- требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;
- методы контроля и оценки средств защиты;
- классификацию средств защиты.
Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ Р –государственный стандарт российский)), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры — порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта.
Примеры — ГОСТ Р 12.1.025-2012; ГОСТ Р 12.3.036-2012.
1. Что устанавливается государственными нормативными требованиями охраны труда.
а) Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
б) государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются законы, постановления, мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
в) государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на создание безопасных условий труда.
2. Для кого обязательны для исполнения государственные нормативные требования охраны труда?
а) Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности;
б) государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения государственными и муниципальными организациями при осуществлении ими любых видов деятельности;
в) государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими государственными организациями при осуществлении ими любых видов деятельности;
3. Что является основой государственных нормативных требований охраны труда?
а) Конституция РФ, Трудовой кодекс;
б) Трудовой кодекс федеральные законы;
в) законы и подзаконные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.
4. К какой группе государственных нормативных требований охраны труда относятся Указы Президента?
а) К федеральным законам;
б) к законодательным актам;
в) к подзаконным актам.
5. Что относится к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда?
а) Стандарты безопасности труда; правила и типовые инструкции по охране труда;
б) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и пункт а);
в) законы, постановления Правительства РФ, законы и постановления региональных органов власти.
6. В каких случаях в нормативные государственные требования охраны труда вносятся изменения?
а) При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
б) на основании анализа результатов проведения специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий;
в) по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в случаях, указанных в ответе а) и б).
7. Что такое локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права?
а) Нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке после проведения коллективных переговоров;
б) нормативный акт (договор), в котором устанавливаются условия труда конкретного работника с учетом его профессии и индивидуальных особенностей.
в) нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
8. Всегда ли локальные нормативные акты надо согласовывать с представительным органом работников?
а) Согласование требуется при принятии локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, в случаях предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором или соглашениями;
б) да, все локальные нормативные акты должны приниматься только с учетом мнения представительного органа работников;
в) нет, работодатель принимает локальные акты в пределах своих полномочий без согласований, если установленные нормы не ухудшают положение работников.
9. Требуется ли согласовывать с представительным органом работников должностные инструкции?
а) Да;
б) нет;
в) да при изменении должностной инструкции.
10. Действия выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии работодателем локального нормативного акта, подлежащего согласованию, без согласования.
а) Подать жалобу в государственную инспекцию труда;
б) обратиться в суд;
в) действия по пунктам а) и б).
11. В каком случае обязательны для соблюдения конвенции МОТ?
а) Если государство является членом Международной организации труда (МОТ);
б) если конвенция, принятая МОТ, ратифицирована государством;
в) при выполнении пунктов а) и б).
12. Действие федерального закона от 27.12.2002 г. № 184 – ФЗ «О техническом регулировании» распространяется или не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда?
а) Распространяется;
б) не распространяется;
в) распространяется за исключение социально-экономических и организационных мер.
13. Технические регламенты принимаются в целях:
а) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
б) оценки соответствия (проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме);
в) разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в
том числе зданиям и сооружениям (далее — продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
!4. Назовите технические регламенты в области охраны труда.
а) Технические регламенты в области охраны труда не приняты, Федеральный закон «О техническом регулировании» разрешает использовать действующие нормативные акты только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан;
б) ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
в) СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования».
15. Что устанавливает система стандартов безопасности труда?
а) Терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов;
б) устанавливает цели, задачи и структуру системы стандартов безопасности труда, а также объекты стандартизации;
в) организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.).
16. К какой группе относится ГОСТ 12.0.004-90
а) Группа «0»;
б) группа «2»;
в) группа «4».
7. Нормативные правовые акты по охране труда и ответственность за их несоблюдение
Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда в Российской Федерации утвержден постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 г №1160.
К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:
— стандарты безопасности труда;
— правила и типовые инструкции по охране труда;
— государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
(санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и
гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей
среды и трудового процесса) (далее — акты, содержащие требования охраны
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Госстандартом России.
Межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Минтрудом Российской Федерации.
Государственные санитарно-эпидемиологические нормативы – санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) разрабатываются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Минздравом России.
Правила по охране труда – нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, агрегатов, машин, аппаратов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, веществ, отходов производств и т.д.
Правила по охране труда могут быть межотраслевого и отраслевого назначения.
Инструкция по охране труда – нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.
Правила устройства и безопасной эксплуатации, правила безопасности (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности) утверждаются соответствующими федеральными надзорами России.
Строительные нормы и правила (СНиП) распространяются на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт (строительное производство), производство строительных материалов (промышленность строительных материалов), а также на изготовление строительных конструкций и изделий (строительная индустрия) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности организаций, выполняющих эти работы.
Они устанавливают единые нормативные требования по охране труда для организаций строительства, строительной индустрии и промышленности строительных материалов и являются обязательными для применения физическими лицами и предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной принадлежности.
Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы (СП, СН, ГН, СанПиН – далее по тексту – санитарные правила) – нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.
Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами (статья 3 Закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия системы безопасности труда (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ (ИОТ) на основе государственных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда.
За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях – к материальной и уголовной ответственности, а работодатели и должностные лица – к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования по охране труда
Основные нормативно-правовые акты
Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по ОТ в РФ, приведен в положении «О разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (в редакции постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160).
К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).
Проекты актов, содержащих требования охраны труда, представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, — с приложением заключений отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.
Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Минтрудом России после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Таким образом, Минтруд России становится координационным центром нормативного обеспечения по охране труда.
Система стандартов безопасности труда (ССБТ) — это комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.
ССБТ устанавливает организационно-методические положения по построению системы, в том числе: единую терминологию в области охраны труда; требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов; требования безопасности к производственному оборудованию; требования безопасности к производственным процессам; требования к средствам защиты работающих.
В ССБТ входят стандарты следующих подсистем (шифр подсистемы — наименование подсистемы):
- ? 0 — организационно-методические стандарты основ построения системы;
- ? 1 — государственные стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов;
- ? 2 — стандарты требований безопасности к производственному оборудованию;
- ? 3 — стандарты требований к производственным процессам;
- ? 4 — стандарты требований к средствам защиты работающих;
- ? 5—9 — резерв.
ССБТ включает стандарты трех категорий: государственные (ГОСТ) — обязательные к применению всеми организациями во всех отраслях экономики РФ и республик в составе России; отраслевые (ОСТ) — обязательны для всех организаций данной отрасли; стандарты предприятий (СТП) — только для организации, утвердившей данный стандарт.
Установлена специальная структура обозначения стандартов ССБТ, которую можно пояснить следующим примером — ГОСТ 12.0.004-90:
- ? ГОСТ — индекс стандарта (т.е. ГОСТ, ОСТ, СТП);
- ? 12 — шифр ССБТ в Государственной Системе Стандартизации (ГСС);
- ? 0 — шифр подсистемы;
- ? 004 — порядковый номер в подсистеме;
- ? 90 — последние две цифры года регистрации стандарта.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СП, СП,
СанПиН) и гигиенические нормативы (ГН) содержат принципы и нормы санитарного законодательства, направленные на оздоровление условий труда работников.
Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил (СП) регламентируют требования безопасности при проектировании и строительстве объектов производственного назначения.
Правила по охране труда (ПОТ) устанавливают требования по ОТ, обязательные для исполнения при проектировании, организации и осуществлении производственных процессов, отдельных видов работ, эксплуатации производственного оборудования, установок, машин, агрегатов, а также при транспортировании, хранении, применении исходных материалов, готовой продукции, отходов производств и т.д. Правила по ОТ могут быть межотраслевого (ПОТРМ) и отраслевого (ПОТРО) значения.
Инструкция по охране труда (ИОТ) устанавливает требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории организации, на строительных площадках и иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности. Инструкции по ОТ могут быть типовыми (отраслевыми) для рабочих основных профессий данной отрасли и для работников. Инструкции по ОТ (как типовые, так и для работников) могут разрабатываться как для работников отдельных профессий (электромонтеры, уборщицы, лаборанты), так и на отдельные виды работ (работы на высоте, ремонтные, проведение испытаний и др.).
Страница не найдена
Возможно она была удалена из-за нарушения авторских прав или же не имела веса. Воспользуйтесь поиском google:
А также прочитайте САМЫЕ ЛУЧШИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ — уверяем вам они понравятся!
Или же прочитайте самые посещаемые страницы нашего сайта:
185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно