Проверка трудовой инспекции — к чему готовиться?
Проверка трудовой инспекции, особенно проводимая на предприятии впервые, может вызвать много вопросов и опасений. Какие документы готовить, что вправе делать инспектора? Об этом расскажем в статье.
Какими бывают трудовые проверки? Основания для проверок ГИТ
Проверочные мероприятия ГИТ бывают плановые и внеплановые. Первые из них носят профилактический характер и не зависят от действий работодателя и третьих лиц.
Ранее предприятия проверялись инспекцией не чаще чем 1 раз в 3 года — по общей норме ч. 2 ст. 9 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — Закон 294-ФЗ). Ныне частота планового контроля ГИТ зависит от категории риска, присвоенной работодателю. Так, проверки работодателей с высокой категорией проводятся не чаще 1 раза в 2 года, а с низкой — не проводятся вообще (см. пп. 17–24 Положения о надзоре по труду, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875).
Истечение указанных сроков с окончания последнего планового контроля или регистрации предприятия само по себе уже является основанием для новой проверки.
Для внепланового контроля установлены специальные основания (ч. 7 ст. 360 ТК РФ):
1. Истечение срока устранения нарушений, установленного в ранее выданном работодателю предписании.
2. Поступление в инспекцию:
- информации о нарушениях на предприятии, которые повлекли угрозу жизни и здоровью людей, невыплату зарплаты или выплату ее ниже МРОТ;
- информации о не оформленных надлежащим образом трудовых отношениях;
- жалобы на нарушение трудовых прав или заявления о проверке условий охраны труда от сотрудника.
3. Приказ руководителя инспекции, изданный в соответствии с поручением Президента, Правительства или требования прокуратуры.
Плановая проверка ГИТ — что проверяют инспекторы?
Цель плановых проверок любого из контролирующих органов — выяснить, соблюдают ли хозяйствующие субъекты обязательные требования закона в той или иной сфере. Соответственно, предмет планового контроля ГИТ — соблюдение работодателями законодательства о труде и об охране труда.
Также в рамках планового контроля проверяют соответствие обязательным требованиям сведений, указанных в уведомлениях о начале определенных видов деятельности.
Напомним, что о начале деятельности в некоторых сферах должны обязательно уведомляться надзорные органы. Так, Роструд уведомляется о таких видах деятельности, как уход с обеспечением проживания и соцуслуги без обеспечения проживания (п. 5.1 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584).
Методические рекомендации (утв. приказом Роструда от 28.10.2010 №455) выделяют проверки комплексные и тематические (подп. 2.6 п. 2). Первые направлены на проверку соблюдения трудового законодательства в общем (по главным институтам трудового права).
Тематические проверки трудовой инспекции касаются отдельных институтов трудового права, например:
- надлежащее оформление трудовых отношений;
- обучение по охране труда
- своевременность и полнота оплаты труда;
- предоставление компенсаций и гарантий и т. д.
На практике в планах ГИТ в графе «Предмет проверки» указывается стандартная фраза о проверке соблюдения законодательства о труде. Поэтому узнать, что проверит при проверке трудовая инспекция, заранее нельзя.
План проверок Роструда в 2018 году — где взять?
Информация о запланированных проверках Роструда находится в открытом доступе. Так, инспекции в регионах обязаны публиковать план на своих официальных порталах в интернете до 1 декабря года, предшествующего году проверки.
Кроме того, сведения о проверках трудовой инспекции включаются в единый сводный план проверок предпринимателей, формируемый Генеральной прокуратурой РФ. С помощью соответствующего сервиса на сайте органа можно узнать, какие плановые проверки ждут предприятие в текущем году.
ВАЖНО! Если организацию не включили в план, хотя срок очередной проверки подошел, в течение года этого сделать уже не могут. Исчерпывающий перечень оснований для изменения плана закреплен в п. 41 Административного регламента, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент).
План поможет определить предполагаемый месяц проверки, но не ее конкретную дату. О начале плановой проверки инспектора ГИТ обязаны уведомить работодателя минимум за 3 рабочих дня до контрольного мероприятия путем вручения ему распоряжения на проверку (ч. 12 ст. 9 Закона 294-ФЗ).
Виды документов, интересующие инспекторов при плановом контроле
Как правило, ГИТ требует при плановых проверках следующий перечень документов:
1. Документы, подтверждающие трудовые отношения:
- трудовые книжки и вкладыши;
- трудовые договоры и дополнительные соглашения.
2. Книга учета движения трудовых книжек.
3. Приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек.
4. Приказ о возложении обязанности по ведению трудовых книжек.
5. Обязательные локальные нормативные акты:
- правила трудового распорядка;
- положение о защите персональных данных;
- положение, устанавливающее оплату труда, доплаты, надбавки и премии.
6. Коллективный договор (при наличии).
7. Обязательные кадровые документы:
- штатное расписание;
- табель учета рабочего времени;
- личные карточки;
- должностные инструкции;
- график отпусков;
- график сменности.
8. Форма расчетного листка.
9. Медицинские книжки.
10. Кадровые распорядительные документы и основания к ним (служебные записки, заявления и т. д.)
11. Журналы регистрации и учета (больничных, трудовых договоров, приказов, несчастных случаев на производстве и т. д.).
12. Инструкции и иные документы по охране труда (состав зависит от направления деятельности предприятия).
13. Документы, относящиеся к оплате труда (зарплатные ведомости, записки-расчеты и т. д.).
14. Журнал учета мероприятий по контролю.
Отметим, что большая часть нарушений связана с отсутствием каких-либо документов по охране труда.
Границы внепланового контроля Роструда
В Законе 294-ФЗ сделана оговорка, что проверка по основанию истечения срока ранее выданного предписания ограничивается только подтверждением его выполнения (ч. 21 ст. 10). Однако по общей норме этого же закона контролирующим органам вообще запрещено выходить за пределы предмета проверки (п. 3 ст. 15).
Поэтому границы внеплановой проверки трудовой инспекции напрямую зависят от основания ее проведения. Так, по жалобе на невыплату зарплаты инспекция должна проверить доводы работника и запросить лишь документы, которые помогут это сделать.
Перечень требуемых в рамках внеплановой проверки документов может отличаться от указанного выше. Так, если она проводится по факту несчастного случая на производстве, ГИТ может запросить:
- сведения о проводимых на территории предприятия работах, гражданско-правовые договоры, на основании которых такие работы проводятся, реквизиты подрядчиков;
- данные о состоянии травматизма на предприятии;
- акты о расследовании несчастных случаев и т. д.
ВАЖНО! На те или иные неправомерные действия инспектора ГИТ (в том числе при запросе «лишних» документов) можно пожаловаться в порядке, установленном разделом V Регламента.
В законе нет перечня документов, которые вправе требовать Роструд (для обоих видов проверок). Главное — чтобы не был нарушен запрет на затребование документов (а равно иной информации, проб, образцов и т. д.), не относящихся к предмету проверки. А решение об относимости тех или иных объектов к ее предмету субъективно и принимается государственным инспектором труда.
Формы проверок. Полномочия ГИТ в рамках документарных проверок
Любая проверка ГИТ (как плановая, так и внеплановая) может проводиться в документарной или выездной форме. Форма контроля указывается в плане и распоряжении на ее проведение (по внеплановым проверкам — только в распоряжении).
ВАЖНО! Фактические действия инспекторов должны соответствовать форме проверки. Они не вправе явиться на предприятие, если проверка определена в распоряжении как документарная.
Осуществляемая Рострудом проверка по документам состоит из нескольких этапов:
- Инспекция направляет в адрес предприятия письменный запрос с указанием перечня требуемых документов.
- В течение 10 рабочих дней работодатель исполняет запрос.
- При выявлении в документах ошибок, неточностей, противоречий ГИТ предлагает работодателю предоставить пояснения и дополнительные документы.
- Если выявленные ошибки, неточности и противоречия не устранены, проверка трансформируется в выездную.
Как ответить на запрос трудовой инспекции?
Все документы работодатель предоставляет в виде простых копий, удостоверенных подписью руководителя организации или предпринимателя (либо иного уполномоченного на такие действия доверенностью лица), а также печатью (при наличии).
Трудовая инспекция не вправе требовать:
- оригиналы документов и их нотариально заверенные копии;
- документы, которые она может получить в порядке межведомственного взаимодействия.
В законе нет ограничения в отношении периода, за который ГИТ может потребовать документы. Не указывается проверяемый период деятельности и в распоряжении на проверку. Поэтому запрос может поступить в отношении любых документов, в том числе касающихся уже уволенных работников.
Объективно представить документы не всегда возможно из-за того, что срок их хранения истек и они были уничтожены. В такой ситуации работодателю следует в ответе на запрос пояснить причину отсутствия документов. Напомним, что при уничтожении относящихся к трудовым отношениям документов нужно руководствоваться перечнем, утв. приказом Минкульта от 25.08.2010 № 558.
Непредставление документов в срок или представление их в неполном объеме без уважительной причины может повлечь для работодателя ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.
Права инспекторов ГИТ при выездной проверке
Выездные проверки трудовая инспекция проводит по месту нахождения предприятия. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ ее проводят, если по документам оценить соответствие деятельности работодателя закону не представляется возможным.
Мнение о том, что ГИТ всегда обязана начинать только с документарной проверки, ошибочно. Однако если инспектора могли оценить отсутствие или наличие нарушений по документам, выездную проверку можно признать неправомерной через суд. В основном это касается внеплановых проверок по жалобам работников, то есть проверок, имеющих узкий предмет. В ежегодных планах обычно все проверки определены как выездные, оспорить их на этом основании невозможно.
При выездной проверке инспектора вправе (ст. 357 ТК РФ, ст. 12 Конвенция МОТ от 11.07.1947 №81 «Об инспекции труда…»):
- при наличии распоряжения на проверку и служебных удостоверений в любое время беспрепятственно проходить на территорию предприятия и проверять состояние используемых зданий, сооружений, оборудования, транспорта и т. д.;
- запрашивать для ознакомления документы (причем инспектора вправе просить изготовить для них копии на безвозмездной основе), иную информацию;
- беседовать с сотрудниками предприятия;
- на месте выдавать предписания;
- запрещать использование средств индивидуальной защиты, не соответствующих нормативам;
- расследовать несчастные случаи на производстве и т. д.
Препятствование проверке будет расценено как административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.4.1 КоАП РФ.
Проверка трудовой инспекции — к чему готовиться и как?
Подготовка к любой проверке ГИТ заключается:
- в ознакомлении с нормативными актами, регламентирующими проведение проверок, уяснении прав и обязанностей — как своих, так и контролеров;
- определении соответствия деятельности предприятия трудовому законодательству (в том числе в изучении документов на предмет согласованности между собой, наличия ошибок, соответствия их содержания закону);
- оперативном устранении нарушений.
С 2018 года при плановом контроле ГИТ применяет проверочные листы (ч. 11.1–11.5 ст. 9 Закона 294-ФЗ). Причем проверка должна ограничиваться вопросами чек-листов. Правда, до 01.07.2018 листы применяют только в отношении работодателей с умеренной категорией риска, а после указанной даты — в отношении любых работодателей.
Ответы на проверочные листы могут существенно помочь работодателю при подготовке к проверке, так как:
- листы разработаны по большинству аспектов трудовых отношений;
- контрольные вопросы сформированы исходя из наиболее типичных нарушений;
- ответы на вопросы однозначно позволяют установить, есть ли нарушения.
Любой работодатель может скачать листы на официальном портале Роструда. Но мы рекомендуем воспользоваться расположенным там же сервисом «Электронный инспектор». Ответить на контрольные вопросы из всех разработанных чек-листов можно онлайн, а по завершении сервис дает рекомендации по устранению нарушений. Сервис бесплатный, доступен в любое время, а факт выявления нарушений никаких последствий для работодателя не повлечет.
Конечно, возможность подготовиться к проверке трудовой инспекции есть не всегда. Ведь о некоторых проверках (например, по жалобам работника) инспектора даже не обязаны предварительно уведомлять работодателя. Рекомендуется держать кадровые документы в порядке и периодически проводить самопроверку с помощью чек-листов.
Какие документы проверяет трудовая инспекция?
Какие документы нужны для предъявления проверяющим из трудовой инспекции: общая информация
Трудинспекция действует на основании норм Трудового кодекса (ст. 354–365 и др.), закона «О защите прав. » от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294-ФЗ), а также подзаконных актов:
- положения о федеральном государственном надзоре. утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее — положение № 875);
- административного регламента, утв. приказом Минтруда РФ от 30.10.2012 № 354н (далее — адмрегламент) и др.
Документы для проверяющих из трудовой инспекции должны быть в наличии с учетом норм ТК РФ. В первую очередь это локальные нормативные акты (далее — ЛНА, ст. 8 ТК РФ), трудовые договоры и соглашения (ст. 9 ТК РФ). Более конкретные требования выработаны практикой, зачастую это отражено в нормах ТК РФ и разъяснениях Роструда.
Некоторые выводы о том, какие документы нужны для трудовой инспекции, можно сделать на основании вопросов из чек-листов (обиходное наименование) — проверочных листов, утв. приказом Роструда от 10.11.2017 № 655 (далее — приказ № 655). Об этом мы сообщали в материале Роструд утвердил 107 форм проверочных листов.
Цель проверки — оценка соответствия деятельности организации или индивидуального предпринимателя (ИП) требованиям закона (п. 6 ст. 2 закона № 294-ФЗ). Непосредственно проверку проводят трудовые инспекторы государственных инспекций труда.
Проверки проводятся в одной из 2 форм (ст. 11, 12 закона № 294-ФЗ):
- документарной (исследуются документы без выезда);
- выездной (по месту нахождения проверяемого лица).
Документы изучаются не только во время самой проверки, но и задолго до нее. Рассмотрим виды сведений, изучаемых трудинспекцией на разных этапах.
Проверка документов на этапе формирования плана проверок
В зависимости от основания проведения проверки подразделяются (ст. 9, 10 закона № 294-ФЗ):
- на плановые (проводятся на основании годового плана);
- внеплановые (по заявлению, обращению и т. д.).
В плане проверок перечисляются лица, в отношении которых будут проводиться проверочные мероприятия, и сроки проведения проверки.
При его формировании учитываются:
- 3-летний срок, прошедший с момента госрегистрации или последней проверки лица (п. 8 ст. 9 закона № 294-ФЗ);
- наличие или отсутствие повышенного риска нарушений (ст. 8.1 закона № 294-ФЗ).
В соответствии с п. 31 адмрегламента анализ начинается в 3 квартале года с изучения:
- материалов предыдущих проверок и их результатов, включая структуру и типологию нарушений трудового законодательства;
- причин задолженности по зарплате;
- сведений о работодателях, задерживающих выплату заработной платы;
- состояния условий, охраны труда и травматизма и др. информации.
Эти сведения используются для реализации риск-ориентированного подхода. Уровень риска, в зависимости от которого устанавливается частота проверок, определяется по формуле, в которой весомая роль принадлежит индивидуальным коэффициентам, определяемым на основании (п. 10 положения № 875):
- отчетности о результатах надзора за 3 предшествующих года;
- сведений о травматизме за 3 года;
- сведений о долгах по зарплате за предыдущий год.
Эти и некоторые другие сведения могут быть получены без направления запроса проверяемому лицу — по документам трудинспекции и других госорганов.
Получение документов по системам межведомственного взаимодействия
Приказом Минтруда РФ от 04.05.2017 № 412н адмрегламент дополнен п. 51(1), предусматривающим получение большого количества документов о работодателях по каналам межведомственного информационного взаимодействия от государственных и муниципальных органов и организаций, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р, при проведении документарных проверок.
- о задолженности по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам;
- из ЕГРН, ЕГРЮЛ, ЕГРИП и некоторых др. реестров;
- бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- о среднесписочной численности работников;
- регистрации физлиц по месту жительства и др.
Материалы, которые могут быть получены от других ведомств, запрещается запрашивать у проверяемых лиц. Это вытекает из абз. 28 п. 7 адмрегламента.
ВАЖНО! Проверяемое лицо вправе ознакомиться со всеми полученными по каналам межведомственного взаимодействия материалами на основании п. 7.1 ст. 18 закона № 294-ФЗ, абз. 17 п. 7 адмрегламента.
Пределы проверки документов трудинспекцией: возможности и ограничения
В соответствии с подп. «б» п. 13 положения № 875 инспекторы вправе запрашивать и безвозмездно получать документы, объяснения и информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций. Таким образом, право получать материалы не является неограниченным.
Ограничения этого полномочия можно сгруппировать следующим образом:
- Ограничение по срокам. Право требовать представления каких-либо документов и сведений существует только в рамках проводимой проверки. Запрещается направлять запросы до начала проверки (абз. 29 п. 7 адмрегламента), а также превышать сроки проверки без соблюдения установленной процедуры продления (абз. 26 п. 7 адмрегламента).
- Ограничение по объему, основанное на целях проверки. Должностные лица Роструда не имеют права проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции, и требовать представления материалов, не являющихся объектами проверки или не относящихся к ним, а также не вправе изымать оригиналы (абз. 22, 23 п. 7 адмрегламента).
- Ограничение по предмету (применимо только к плановой проверке).
ВАЖНО! Плановая проверка ограничивается перечнем вопросов, включенных в чек-листы (п. 8 положения № 875).
В соответствии с п. 7 Общих требований…, утв. постановлением Правительства от 13.02.2017 № 177, формы проверочных листов могут быть использованы для создания сервисов по самопроверке соблюдения обязательных требований.
Документы для плановой или внеплановой проверки трудинспекции
Приказом № 655 утверждены для проверки темы:
- Общие (№ 1–37, 100): проверка порядка приема на работу (список вопросов № 1), содержание трудовых договоров (список № 2) и др. Под параметры проверки по этим темам подпадает большинство работодателей.
- Отраслевые (№ 38–107): охрана труда в ЖКХ (№ 38) и др. Эти списки посвящены в основном вопросам охраны труда по разным видам работ. Исключением является список № 107, содержащий вопросы по гарантиям медработникам. Можно предположить, что список будет дополнен, поскольку по некоторым видам работ и гарантиям имеются явные пробелы. Например, для проверки соблюдения гарантий для работников образования также возможна разработка отдельного чек-листа.
При подготовке к проверке необходимо учитывать, что по каждому из вопросов нужно будет представить документ, подтверждающий выполнение требования. Рассмотрим примеры.
Чек-лист № 1: прием на работу
Если ориентироваться строго по вопросам списка, нужно представить:
- Трудовые договоры (об их содержании и основных требованиях вы узнаете из статьи на сайте Трудовой договор с испытательным сроком по ТК РФ). К этой же категории относится договор с руководителем (см. статью Трудовой договор с генеральным директором (образец)). Информация о том, нужно ли представлять документы о продлении полномочий, отсутствует, однако целесообразно их также подготовить (подробности — в материале Как правильно оформить кадровые документы при продлении полномочий генерального директора).
- ЛНА, предусматривающий прохождение медосмотров (при его наличии), договор с медицинской организацией, журнал учета выдачи направлений и др. документы, подтверждающие прохождение медосмотров (см. подробнее в статье Периодический медосмотр работников предприятия).
- Гражданско-правовые договоры (ГПД).
- Приказы о приеме на работу.
- Листы (журналы) ознакомления с ЛНА (см. статью Лист ознакомления с ЛНА — образец).
Одна из сложнейших тем проверки — зарплата, вопросы ее начисления и выплаты.
Какие документы нужны трудовой инспекции для проверки начисления и выплаты зарплаты (чек-листы № 7, 17)
Для проверки по чек-листу № 7 нужно подготовить:
- ЛНА по системе оплаты труда: положение об оплате труда, положение о премировании и др. (подробности — в статье Какие есть виды зарплаты и формы оплаты труда, Является ли премия составной частью зарплаты?).
- Документы по расчетным листкам: приказ об утверждении, журнал выдачи (см. статью Когда выдается расчетный лист по зарплате?).
- Документы по учету рабочего времени для установления переработок (см. статью Как составить график учета рабочего времени сотрудников?).
- Документы по выплате зарплаты: трудовые договоры, ведомости по начислению зарплаты (расчетную ведомость по ф. Т-51, утв. постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм…» от 05.01.2004 № 1, платежную ведомость по ф. Т-53, расчетно-платежную ведомость по ф. Т-49 и др. подтверждающие документы). Подробнее о подтверждаемых обстоятельствах читайте в статье Порядок выплаты зарплаты по ТК.
- Приказы по удержаниям и приложения к ним (см. статью Какие существуют удержания из зарплаты?).
Кроме того, необходимо представить документы, подтверждающие дополнительные выплаты в пользу работников, причитающиеся по различным основаниям (см. подробнее в статье Надбавки к зарплате – доплаты и компенсации).
Внеплановая проверка
Внеплановая проверка трудинспекции проводится по основаниям, перечисленным в ст. 360 ТК РФ. Перечень оснований закрытый, но может быть расширен (см. на нашем сайте сообщение о законопроекте): жалобы работников, сообщения и др.
Пределы внеплановой проверки законодательством не регламентированы. Ее цель — проверка доводов и фактов, изложенных в поступившем документе. Для выполнения этой задачи проверка может быть проведена в документарной либо выездной форме.
Срок и порядок представления документов по запросу или требованию трудовой инспекции
Порядок и сроки представления документов при документарной проверке регламентированы законом № 294-ФЗ и адмрегламентом:
- В течение 10 рабочих дней после получения запроса проверяемое лицо обязано представить в трудинспекцию запрошенные документы (п. 5 ст. 11 закона № 294-ФЗ, п. 52 адмрегламента).
- Запрос должен быть мотивированным (п. 5 ст. 11 закона № 294-ФЗ).
- Документы представляются только в виде копий, заверенных подписью и печатью (при наличии) проверяемого лица (п. 52 адмрегламента).
- При выявлении противоречий у проверяемого лица в таком же порядке запрашиваются объяснения (п. 8 ст. 11 закона № 294-ФЗ, п. 53 адмрегламента).
ВАЖНО! Непредставление запрашиваемых материалов в 10-дневный срок является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ и перехода к выездной проверке проверяемого лица.
При выявлении признаков нарушений руководитель трудинспекции вправе назначить выездную проверку в отношении этого же лица (п. 10 ст. 11 закона № 294-ФЗ, п. 53 адмрегламента).
При выездной проверке инспектор вправе знакомиться с любыми документами, связанными с целями, задачами и предметом данной проверки (п. 5 ст. 12 закона № 294-ФЗ).
Итак, в настоящее время проверка трудовой инспекции ограничена как во временных пределах, так и по объему. При этом исследуются документы, в которых можно найти ответы на вопросы из чек-листов (в плановом порядке) либо подтверждение фактов или доводов из поступившего обращения (при внеплановой проверке). Перечни таких документов отсутствуют. Документы по запросу трудовой инспекции представляются только в виде заверенных копий.
Информация о проверках трудовой инспекции
В середине декабря 2016 г. на официальном сайте КГК опубликован координационный план проверок на I полугодие 2017 г. Среди проверок многочисленных государственных органов достаточно часто встречаются и плановые проверки, проводимые Департаментом государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты (далее – Департамент) по вопросам соблюдения законодательства о труде и об охране труда.
Далее рассмотрим порядок проведения Департаментом проверок, вопросы, подлежащие проверке, проверяемые документы, типичные нарушения и ответственность за такие нарушения.
Как назначается проверка
В первую очередь Департамент формирует и утверждает сводный план проверок на каждое полугодие и направляет его в КГК. Координационный план проверок утверждается органами КГК и размещается на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.
Территориальное структурное подразделение Департамента обязано приступить к проведению плановой проверки в течение календарного месяца, указанного в координационном плане.
О проведении плановой проверки по соблюдению законодательства о труде и (или) об охране труда проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.
Примечание. Следует отметить, что в указанный срок не включается 3-дневный срок, необходимый для доставки уведомления проверяемому субъекту.
Данное уведомление, которое подписывается начальником областного, Минского городского управления (либо лицом, исполняющим его обязанности), направленное по последнему известному Департаменту месту нахождения (жительства, в случае если проверяемый – ИП) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления независимо от фактического получения проверяемого субъекта хозяйствования.
Справочно. Уведомление составляется по определенной форме, которая утверждена постановлением Совмина от 18.03.2010 № 383 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510».
Департамент может проводить отдельно проверку как по соблюдению законодательства о труде, так и об охране труда, а также эти два вопроса могут проверяться совместно.
Примерный перечень вопросов определен приказом Департамента от 28.11.2012 № 18 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда государственными инспекторами труда».
Условно данный перечень можно разделить на два блока: вопросы, подлежащие проверке при соблюдении законодательства об охране труда, и вопросы, подлежащие проверке по соблюдению законодательства о труде.
Справочно. Департамент не является органом, который при планировании проверок обязан направлять контрольный список вопросов (чек-лист).
До начала проведения проверки должностное лицо Департамента обязано предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее наличия).
Цена вопроса:
Наложение штрафа на проверяющих в размере от 20 до 100 базовых величин влекут:
- невнесение записи о проведении проверки в книгу учета проверок (журнал производства работ) при представлении этой книги (журнала);
- нарушение установленного порядка назначения проверки, в т.ч. ее необоснованное назначение, совершенные должностным лицом контролирующего (надзорного) органа или профессионального союза либо правовым или техническим инспектором труда профессионального союза (ст. 23.79 КоАП).
В случае непредставления представителем субъекта хозяйствования книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.
Вопросы, проверяемые в ходе проверки соблюдения законодательства о труде:
- Соблюдение работниками трудовой дисциплины, привлечение к ответственности работников, допустивших нарушение трудовой дисциплины.
- Прием, перевод, перемещение работников, а также прекращение трудовых правоотношений.
- Обеспечение исполнения нормативных правовых актов в сфере применения контрактной формы найма.
- Ведение, хранение и выдача трудовых книжек работников.
- Своевременность выплаты заработной платы. Выплата заработной платы не ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, а также в части порядка применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
- Оплата за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни, компенсация за работу в выходной день, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими.
- Предоставление работникам трудовых и социальных отпусков.
- Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий.
- Порядок привлечения работников к материальной ответственности.
- Выполнение требований законодательства по соблюдению трудовой дисциплины.
- Условия трудовых договоров (контрактов).
- Рабочее время и время отдыха.
- Предоставление гарантий и компенсаций.
- Предоставление дополнительных гарантий, установленных законодательством, при заключении (продлении) контрактов с отдельными категориями работников.
- Правомерность и порядок отстранения работников от работы.
- Регулирование трудовых отношений отдельных категорий работников (руководителей организаций, женщин, работников, имеющих семейные обязанности, молодежи, инвалидов, работников с неполным рабочим временем, временных работников, сезонных работников, работников-надомников, домашних работников, совместителей, работников отдельных отраслей экономики и отдельных профессий).
Вопросы, проверяемые в ходе проверки соблюдения законодательства об охране труда
Примерный перечень вопросов, подлежащих проверке при проведении плановой проверки по соблюдению законодательства об охране труда:
- Наличие и содержание организационно-распорядительной документации и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда. Назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.
- Разработка и внедрение процедур, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности.
- Осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда, распространяющихся на деятельность организации.
- Предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обеззараживающих средств в соответствии с установленными нормами.
- Выделение финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, профилактике производственного травматизма, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников.
- Обеспечение безопасности при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов, химических веществ, а также эффективной эксплуатации средств коллективной защиты и применения средств индивидуальной защиты.
- Наличие санитарно-бытовых помещений (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогрева, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и др.), оснащенных необходимыми устройствами и средствами, организация питьевого водоснабжения.
- Соблюдение требований охраны труда при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности.
- Осуществление подготовки (обучения), инструктажа, переподготовки, стажировки, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
- Информирование работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующих рисках повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда.
- Обеспечение в установленном законодательством порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, разработку и реализацию мер по их профилактике.
- Отстранение от работы работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедших инструктаж, проверку знаний по охране труда, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших медицинский осмотр в случаях, предусмотренных законодательством.
- Включение в гражданско-правовой договор существенных (обязательных) условий, предусмотренных Указом от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».
Срок проверки можно перенести
В случае необходимости проверяемый субъект вправе обратиться с заявлением о переносе срока проведения проверки с обязательным указанием причин не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления о проведении проверки.
Такими причинами, в частности, могут быть:
- недостаточное количество времени для подготовки к проверке (сбор и систематизация документов);
- нахождение ответственного работника в запланированном отпуске (согласно графику отпусков), на «больничном»;
- отсутствие руководителя организации (служебная командировка) и т.д.
Решение о переносе срока проведения плановой проверки может быть принято директором Департамента не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта.
По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз.
Сроки проведения плановой проверки
Срок проведения плановой проверки устанавливается начальником областного, Минского городского управления и не может превышать 30 рабочих дней (для ИП – 15).
При наличии значительного объема документов, подлежащих проверке, а также при необходимости проведения значительного
количества контрольных мероприятий (инвентаризаций, исследований и др.) должностное лицо Департамента (руководитель проверки) не позднее чем за
10 рабочих дней до окончания проверки информирует начальника областного, Минского городского управления о необходимости продления срока проверки.
На основании п. 27 главы 6 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом от 16.10.2009 № 510, предусмотрена возможность приостановления проведения плановой проверки при наличии таких обстоятельств, как:
- проведение исследований (испытаний) или экспертизы, направленных на установление фактов для целей проверки;
- необходимость восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;
- направление запроса в компетентные органы, в т.ч. иностранных государств;
- необходимость получения проверяемым субъектом документов и сведений, истребованных должностным лицом Департамента, за пределами Республики Беларусь;
- невозможность продолжения проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине представителя проверяемого субъекта.
Приостановление проведения плановой проверки возможно по инициативе должностного лица Департамента. Проведение проверки может быть приостановлено на срок, не превышающий 3 месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств – не превышающий 6 месяцев), по решению министра труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Способы проведения проверки
При проведении проверки проверяющие обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства.
При проведении проверки проверяющий (руководитель проверки) самостоятельно определяет методы и способы ее осуществления.
Как правило, проверки происходят по месту нахождения проверяемого субъекта следующими способами (определены подп. 1.2 постановления Минтруда и соцзащиты от 11.12.2009 № 144 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510»):
- посещение и осмотр служебных, производственных и иных помещений (объектов) проверяемого субъекта;
- проверка у представителей проверяемого субъекта документов, удостоверяющих личность, и (или) документов, подтверждающих полномочия;
- в рамках вопросов, подлежащих проверке, истребование и получение от проверяемого субъекта необходимых для проверки документов (их копий), в т.ч. в электронном виде, иной информации, касающейся его деятельности и имущества;
- истребование в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимой для проверки информации и (или) документов;
- привлечение экспертов, специалистов;
- получение доступа в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
- вызов в Департамент представителей проверяемого субъекта, а также других лиц, имеющих документы или информацию о деятельности проверяемого субъекта;
- использование при проведении проверки технических средств, в т.ч. аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
- изъятие у проверяемого субъекта в порядке, установленном законодательством, подлинников документов, имеющих отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий срок проведения проверки, либо истребование выписок из них или копий;
- истребование письменных и устных объяснений от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
- проведение в порядке, установленном Совмином или нормативными правовыми актами Госстандарта, отбора проб и образцов продукции и направление их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;
- расследование в установленном законодательством порядке несчастных случаев на производстве, участие в расследовании профессиональных заболеваний.
В ходе проведения проверки проверяющий вправе изъять оригиналы документов, но только в случаях:
- если невозможно снять с них копии (получить выписки из них);
- если у проверяющего имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
Виктория Высотенко, юрист