Защита прав потребителей т

Защита прав потребителей

Защита прав потребителей — комплекс мер, реализуемых государством и направленных на регулирование общественных отношений, возникающих между потребителем (физическим лицом, приобретающим товар или услугу для личных, семейных домашних и иных нужд не связанных с предпринимательской деятельностью) и субъектом предпринимательской деятельности — изготовителем, исполнителем, продавцом и включающих в себя: установление конкретных прав потребителей; формы возможных нарушений прав и механизм их защиты; ответственность за нарушение прав потребителей. Нормы, защищающие права потребителей, встречаются уже в Законах Хаммурапи (XVIII в. до н. э.)

15 марта 1961 года Джон Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе США речь, в которой он впервые охарактеризовал понятие «потребитель» и назвал шесть основных прав потребителя:

Право на информацию.

Право на безопасность.

Право быть услышанным.

Право на возмещение ущерба.

Право на потребительское образование.

Всемирная организация союзов потребителей (Consumer International — CI) дополнила список прав потребителей:

Право на удовлетворение базовых потребностей.

Право на здоровую окружающую среду.

В России «Защита прав потребителей» — исторически сложившееся понятие, введенное Законом №2300-1 «О защите прав потребителей», который был принятым Верховным Советом РФ от 7 февраля 1992 года. Оно должно было указывать на начало перестройки российского общества, ориентацию экономики на нужды потребителя, поскольку все ранее действующее законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, представленного преимущественно государственными организациями. В дальнейшем Закон Российской Федерации о защите прав потребителей претерпел ряд редакций, конкретизировавших его положения. Тем не менее корректность такого названия вызывает сомнения, поскольку целью Закона является установление разумного баланса между непосредственно правами потребителя и интересами продавца (изготовителя, исполнителя).

Именно в связи с этим, обратиться в Экспертно-юридический центр «ИКАР» за помощью могут как покупатели или потребители услуги (наиболее типичный вариант), так и продавцы, производители товара и те, кто предоставляет услуги. Позвоните нам (нередки случаи, когда клиенты получают исчерпывающую информацию по своему вопросу еще по телефону, тем более, что такая консультация бесплатна) по телефону (495) 789-29-28, отправьте запрос с сайта или напишите по e-mail [email protected], и мы поможем Вам. Лозунг «Покупатель всегда прав» все же подлежит критическому переосмыслению и принятию соответствующих решений только в контексте реально сложившейся ситуации и по данному предмету спора. И тем не менее, по практике, все же жертвами чаще становятся именно потребители. И связано это опять же с их юридической безграмотностью, чем часто пользуются нечистые на руку продавцы и изготовители. Именно для недопущения такого отношения и урегулирования в дальнейшем взаимоотношений на рынке товаров и услуг и предлагается такая услуга, как юридическое сопровождение споров, связанных с нарушением прав, предусмотренным законодательством Российской Федерации и «Законом о защите прав потребителей» в частности. Если лицо (физическое или юридическое) будет знать, что никакие его махинации не смогут пройти и оно однозначно будет выведено на чистую воду, да еще с уплатой при этом штрафов и неустоек, мало кто будет доводить возникающие споры (увы, это все же пока неизбежно) до судебных органов, а будут все же пытаться решать все на месте, не вынося сор из избы. В развитых странах, где каждый уважающий себя гражданин имеет возможность пользоваться услугами юриста (частного, страхового, семейного и т.д.), и отношения на рынке товаров и услуг установились не в пример российским. Да и люди там, зная, что на защите их прав целая система и она действительно работает, уважают себя значительно больше, а не смеются над шутками юмористов типа Задорнова, позиционирующего себя единственным русским, живущим в Эстонии, зарабатывающим деньги в России, и поливающего помоями в своих рассказах этих же россиян, которые еще и охотно над этим (читать — над собой) смеются!

Для более эффективной защиты прав потребителей в Российской Федерации предусмотрен ряд мер, упрощающих доступ потребителей к правосудию, в случае нарушения их прав.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, — его жительства;

жительства или пребывания истца;

заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

В соответствии с п. 3 ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» и пп. 4 п. 2 и п. 3 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по всем искам, связанным с нарушением прав потребителя, если цена иска не превышает 1000000 рублей. В случае если цена иска превышает эту сумму, потребитель уплачивает государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей.

За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. То, что в других странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного образа мыслей, при оформлении рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период — законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

В соответствии с действующим законодательством: вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Часто возникает ситуация, когда потребителю (покупателю) отказывают в рассмотрении его претензии ввиду отсутствия у него кассового или товарного чека (потерял, забыл, уничтожил и т.п.). Тем не менее, в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» «Отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований».

Потребительское законодательство не исчерпывается одним только Законом «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов (законов и постановлений Правительства), регулирующих отдельные отрасли потребительского законодательства. Нормы потребительского законодательства содержатся в различных отраслях права. Перечень нормативных актов открывает Конституция Российской Федерации, которая закрепляет право граждан на отдых, охрану здоровья, жилище, образование и т. д., а также устанавливает гарантии осуществления этих прав. От наиболее существенных нарушений потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. Основное регулирование отношений с участием потребителей все же осуществляется нормами гражданского законодательства, в частности Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Кроме ГК РФ и Закона РФ «О защите прав потребителей», в сфере потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей. Прежде всего, это законы РФ «О страховании», «О сертификации», «О естественных монополиях», а также Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» и другие нормативные акты.

А выстроить из всего многообразия законов и подзаконных актов стройную цепочку защиты, которая приведет к желаемому результату, и есть задача специалистов Экспертно-юридического центра «ИКАР». Учитывая еще и тот факт, что мы проводим экспертизы товаров и качества услуг в случаях, предусмотренных действующим законодательством (выход из строя сложно-технического товара, причинно-следственная связь между оказанной услугой и наступившими последствиями и т.д.). Хотим заметить, что при предъявлении претензии в продаже товара ненадлежащего качества, проведение экспертизы должно организовываться продавцом или производителем (в случае возникновения у него сомнений в обстоятельствах выхода из строя вещи), а никак не потребителя, которого зачастую обязывают сначала за свой счет провести экспертизу, а уж потом предъявлять претензии. Потребитель может провести свою экспертизу в случае, если будет не согласен с выводами исследований, инициированных продавцом (производителем). Наши специалисты, имея опыт в проведении таких экспертиз, смогут оказать неоценимую услугу в части формулирования вопросов эксперту, контролю при осмотре товара, регламенте измерений и других исследований, что сделает недопустимым фальсификацию или подтасовку результатов.

Позвоните нам (нередки случаи, когда клиенты получают исчерпывающую информацию по своему вопросу еще по телефону, тем более, что такая консультация бесплатна) по телефону (495) 789-29-28, отправьте запрос с сайта или напишите по e-mail [email protected], и мы поможем Вам. В случае необходимости изучения документов, они могут быть предоставлены Вами по электронной почте (для принятия решения в перспективах разрешения дела — ибо мы беремся за дела с перспективой выигрыша либо объясняем клиенту, почему это невозможно или что нужно сделать для того, чтобы дело стало выигрышным). У наших специалистов в области защиты прав потребителей, помимо чисто меркантильного (куда же без этого, деньги еще никто не отменял!), есть еще и спортивный интерес выиграть взятое дело, и моральный аспект зачастую даже превалирует (были случаи, когда клиенты по разным причинам отказывались от продолжения судебных тяжб, при этом специалист Экспертно-юридического центра «ИКАР», занимавшийся этим делом, завершал его уже на простом энтузиазме!)

Другие публикации:  Атрибут адвоката

Поэтому, наш профессионализм и мастерство, помноженное на Ваше желание довести дело до победного конца смогут совершить чудеса. И мы отложим папку с Вашим делом в архив с пометкой «Исполнено» с чувством выполненного долга и Вашей благодарностью и признательностью (и не обязательно, выраженную в материальной форме), а Вы будете знать, что на страже Ваших интересов и законных прав стоит такая организация, как Экспертно-юридический центр «ИКАР».

8.2. Защита прав потребителей

Одним из важных направлений деятельности предприятий по управлению качеством является также отслеживание и безусловное выполнение действующего законодательства в области качества. Ответственность за нарушение законодательства обусловлена, прежде всего, наличием общественно значимых обязательных требований по безопасности продукции для населения и окружающей среды, а также узаконенными правилами взаимоотношений между потребителями и поставщиками в области качества.

8.2.1. Международный опыт защиты прав потребителей

За рубежом защита интересов общества и потребителей от некачественной продукции имеет солидную историю. Например, в США в 60 — 70-х гг. было принято около 150 законов, устанавливающих ответственность за качество продукции. В 1962 г. был принят билль «О правах потребителей». В 1966 г. — Закон о достоверности рекламных средств и этикеток. В 1969 г. — Закон о защите детей и безопасности игрушек. В 1972 г. — Закон о контроле за уровнем шума и т.д. Также в США издается ежемесячный журнал для потребителей — «Консьюмер Ньюс». Один раз в два года выпускается справочник, содержащий информацию о 2000 фирм, и 2 млн. экземпляров справочника распространяется бесплатно.

В Японии действует более 50 общенациональных законов в области качества. В 1968 г. был принят основной закон об охране интересов потребителей, кроме него есть еще ряд законов:

· о предотвращении физического и материального ущерба;

· о мерах и весах, контролируемых государством;

· о продуктах питания;

· о маркировке сельскохозяйственной продукции;

· антимонопольные законы и т.д.

В Великобритании действует Закон о качестве 1988 г. В 1984 г. Министерство торговли и промышленности опубликовало «Белую книгу», посвященную безопасности товаров.

В Австрии насчитывается около двухсот законов о защите прав потребителей.

Во многих странах организовалось общественное потребительское движение — объединения и организации индивидуальных потребителей для совместных действий по защите своих прав. Это движение зародилось в США в конце 20-х гг. прошлого века, когда возникли независимые лаборатории, которые проверяли качество товаров и публиковали антирекламу. Движение получило название «Консьюмеризм» (от англ. Consumer- потребитель) и приняло международный характер, когда в 1960 г. в Гааге (Нидерланды) была организована Международная организация потребительских союзов.

Важность защиты прав потребителей была подтверждена на уровне Организации Объединенных Наций, которая в 1985 г. приняла Руководящие принципы для защиты интересов потребителей.

В СССР потребительское движение начало развивать­ся в 80-е гг. В 1991 г. был принят закон «О защите прав потребителей», преобразованный в 1992 г. в федеральный закон, переизданный с изменениями в 1996 г.

8.2.2 Защита прав потребителей в Российской Федерации.

Отношения в области защиты прав потребителей регулируется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей» и принимаемыми в соответствии с ними иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров. Устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Закон требует от продавца (изготовителя), чтобы товар был безопасным и соответствовал обязательным требованиям стандартов и условиям договора. При продаже товара с недостатками потребитель вправе требовать от продавца либо безвозмездного устранения недостатков, либо замены на аналогичный товар. Продавец обязан удовлетворить требование потребителя, если продавец не докажет, что недостатки в товаре возникли по вине потребителя. Закон предусматривает обязательную сертификацию продукции, если на нее установлены требования по безопасности для населения и окружающей среды.

Закон «О защите прав потребителей» кроме общих положений включает разделы:

· Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям.

· Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг).

· Государственная и общественная защита прав потребителей.

Пользуясь этим законом, можно реально отстаивать свои права на получение качественного товара и возмещение убытков, в том числе в судебном порядке. Для этого необходимо обратиться с письменной претензией в магазин, а если она не будет удовлетворена, то с исковым заявлением в суд. Немаловажным обстоятельством при этом является освобождение потребителей от уплаты пошлины при подаче иска в суд.

В 1993 г. в России были приняты законы: «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг» и «Об обеспечении единства измерений». Вместе с законом «О защите прав потребителей» эти законы образуют юридические границы, определяющие права, обязанности и ответственность изготовителей, потребителей и государства в области качества.

До принятия Закона РФ «О стандартизации» регулирование деятельности по стандартизации в России осуществлялось постановлениями Правительства и Госстандарта. Характерной особенностью государственных стандартов в то время было то, что все включенные в стандарты характеристики являлись обязательными. Их нарушение преследовалось по закону. Но рыночные отношения диктовали другие правила игры: необходимо было разделить требования стандартов на обязательные, имеющие общественную значимость, и рекомендуемые, которые могли быть предметом договора между поставщиком и заказчиком. В этой связи Совет Министров СССР постановлением «О совершенствовании организации работы по стандартизации в СССР» № 1340 от 25 декабря 1990 г. поручил Госстандарту пересмотреть действующую систему стандартизации с разделением требований стандартов на обязательные и рекомендуемые. В результате в России впервые был принят Закон о стандартизации.

Этот закон устанавливает организацию работ по стандартизации, виды стандартов, требования к их содержанию и порядок их применения, а также государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов и ответственность за нарушение закона.

Стандартизация в законе определена как деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

§ безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан;

§ технической совместимости и взаимозаменяемости продукции;

§ качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;

§ безопасности хозяйственных объектов и т.д.

Управляет деятельностью по стандартизации Госстандарт России. Стандарты могут быть государственными, отраслевыми, стандартами предприятий, научно-технических обществ и других общественных объединений.

Общие правила проведения работ по стандартизации установлены в стандартах Государственной системы стандартизации (ГСС):

ГОСТ Р 1.0-92 ГСС. Основные положения.

ГОСТ Р 1.2-92 ГСС. Порядок разработки государственных стандартов.

ГОСТ Р 1.4-92 ГСС. Стандарты предприятия.

ГОСТ Р 1.5 — 92 ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

Требования по безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, а также по совместимости включены в стандарты как обязательные требования к продукции. За выполнением требований осуществляется государственный контроль и надзор.

Включаемые в стандарты потребительские характеристики, методы их контроля, требования к упаковке, хранению и применению не являются обязательными и определяются договорами между поставщиками и потребителями.

Как уже было отмечено, организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России. В Законе РФ «О сертификации продукции и услуг» установлены обязанности изготовителей, испытательных лабораторий и органов по сертификации. Законом предусмотрено, что импортируемая продукция, подлежащая обязательной сертификации, должна иметь сертификат качества. При этом необходимо руководствоваться нормативным документом «Порядок ввоза на территорию РФ товаров, подлежащих обязательной сертификации».

Согласно закону запрещается рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но не имеющую сертификата. Закон предусматривает также государственный контроль и надзор за проведением обязательной сертификации продукции.

Многие показатели качества существуют в виде конкретных количественных характеристик. Поэтому важнейшее значение при управлении качеством имеет единство и точность измерений этих характеристик, когда результаты выражены в узаконенных единицах и погрешности измерений не выходят за установленные границы. Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» устанавливает порядок, обеспечивающий единство и точность измерений и направлен на защиту прав граждан от недостоверных результатов измерений.

Закон предусматривает государственное управление единством измерений со стороны Госстандарта России, учреждает метрологические службы, государственный метрологический контроль и надзор, порядок поверки средств измерений, их калибровку и сертификацию.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое подтверждение соответствия?

2. Как руководство ИСО/МЭК — 2 определяет понятие «Сертификация соответствия»?

3. Что определяет обязательная сертификация проверки соответствия продукции?

Другие публикации:  Приказ о выполнение плана

4. Назовите порядок сертификации продукции?

5. Что предусматривают процедуры сертификации систем качества в соответствии с ИСО 9000?

Защита прав потребителей

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 15 ноября 2007 года

Г.Р. Гафарова Под редакцией доктора юридических наук з.М. Фаткудинова

Гафарова Гузель Рустамовна, кандидат юридических наук, специалист по рынку ценных бумаг, правовым вопросам охраны прав потребителей, наследственного и договорного права. Доцент кафедры предпринимательского права Института экономики, управления и права (г. Казань).

Защита прав потребителей является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве России.

Экономический фактор в настоящее время преобладает во многих сферах общественных отношений, в том числе и на потребительском рынке. Это реальность, с которой необходимо считаться. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, нуждается в правовой защите своих нарушенных прав.

Указанное обстоятельство обусловливает изучение норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие права потребителя. В настоящее время вопрос о защите прав потребителя имеет как теоретическое, так и практическое значение для уяснения и разрешения на практике ситуаций, связанных с использованием лицом тех возможностей, которые закон предоставляет ему для защиты своего субъективного права, поскольку правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано регламентировать в первую очередь устранение правовых последствий нарушения прав потребителей.

В процессе изучения курса «Защита прав потребителей» студенты должны познать юридическую природу права потребителя на информацию, на безопасность и надлежащее качество товаров, работ, услуг. Кроме того, студенты должны получить представление о юридической ответственности продавца, изготовителя, исполнителя, а также судебной защите прав потребителей.

Для лучшего освоения курса материал изложен в простой, удобочитаемой форме, максимально приближенной по содержанию к нормативным правовым источникам.

К каждой теме составлены тесты и перечень примерных контрольных вопросов. В конце работы приводится словарь терминов по курсу.

Бюллетень ВС РФ — Бюллетень Верховного Суда РФ

БНА ФОИВ — Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

СЗ РФ — Собрание законодательства РФ

Нормативные правовые акты

ГК РФ — Гражданский кодексРФ

ГПК РФ — Гражданский процессуальный кодексРФ

КоАП РФ — КодексРФ об административных правонарушениях

УК РФ — Уголовный кодексРФ

Глава 1. Общие положения законодательства о защите прав потребителей

§ 1. Понятие, предмет и особенности законодательства

о защите прав потребителей

Правовое регулирование отношений с участием потребителей призвано не только регламентировать механизм возникновения и осуществления их в качестве гражданских правоотношений посредством норм гражданского законодательства, но в соответствии с основной своей задачей устранять правовые последствия нарушений прав потребителей, возникающих в рамках этих правоотношений, и восстанавливать нарушенное состояние также при помощи норм иных отраслей законодательства. Несомненно, нормы гражданского права имеют господствующее положение в процессе правового регулирования отношений с участием потребителей, поскольку они складываются между юридически равными потребителем и его контрагентами (изготовитель, исполнитель, продавец) и носят гражданский характер. Тем не менее представляется важным для определения особенностей законодательства в данной сфере учитывать роль соответствующих норм предпринимательского, административного, гражданско-процессуального, муниципального, уголовного права, без которых правовое регулирование защиты прав потребителей невозможно вообще, так как нормы каждой отрасли выполняют собственные задачи для единой цели — защиты этих прав. Например, ряд норм предпринимательского права (если рассматривать его как отрасль) устанавливают правовое обеспечение качества товаров, работ и услуг, что само по себе является определенной гарантией успешной реализации права потребителя на безопасность товара (работы, услуги), закрепленной в ст. 7Закона РФ «О защите прав потребителей».

Спецификой действующего законодательства о защите прав потребителей, состоящего из совокупности нормативных правовых актов, которые носят разноотраслевой характер, можно считать выделение его в качестве специальной комплексной отрасли законодательства. Анализ законодательства о защите прав потребителей в юридической литературе, проводимый в разные периоды его становления, указывал на комплексную природу этого законодательства. Так, А.Е. Шерстобитов и Т.Л. Левшина справедливо отмечали в процессе анализа правоприменительной практики первых лет существования Закона»О защите прав потребителей», что «совокупность входящих в него нормативных актов должна определяться как комплексная отрасль законодательства, тесно связанная с отраслевым законодательством и черпающая из него основные, базовые категории (например, договор, правонарушение, вина, ответственность и т.д.), без которых правоприменительная деятельность невозможна. Классическое гражданское законодательство не рассчитано и не должно быть рассчитано на регулирование всех вопросов, связанных с защитой прав потребителей. В связи с этим подчеркивалась настоятельная необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающие приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и исполнителями на рынке товаров и услуг. Таким образом, как комплексная отрасль законодательство о защите прав потребителей представляет собой вторичное структурное образование в системе законодательства и включает нормы различных отраслей права» .

См.: Зименкова О.Н., Левшина Т.Л., Тобис В.И., Шерстобитов А.Е. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». М.: Кросна-Лекс, 1997. С. 28, 29.

Аналогичную точку зрения относительно рассматриваемой специфики законодательства о защите прав потребителей высказывал также М.Ю. Челышев, определяя законодательство о защите прав потребителей как совокупность разноотраслевых нормативных правовых актов, при помощи которой устанавливается механизм охраны субъективных прав потребителей, разноотраслевых гарантий их реализации, юридических последствий нарушения названных прав. Это законодательство является внешним проявлением существующего в отечественном праве межотраслевого института охраны прав потребителей. Основу данного правового института составляют правовые нормы о субъективных правах потребителей .

См.: Валеев Д.Х., Васькевич В.П., Челышев М.Ю. Комментарий к Закону РФ «О защите прав потребителей» / Под общ. ред. М.Ю. Челышева. М.: Юрайт-М, 2003. 255 с.

Общественные отношения, урегулированные нормами законодательства о защите прав потребителей, составляют его предмет. Круг данных отношений настолько обширен и разнообразен, что в принципе невозможно определить их исчерпывающий перечень. Поэтому объективно существующую специфику предмета законодательства о защите прав потребителей отражает разделение общественных отношений, которые возникают в рассматриваемой области, на два блока, а именно общественные отношения, целью которых является реализация:

Отношения первого блока основаны на признании свободы определенных субъектов, а именно участников гражданского оборота, совершать в рамках этих отношений действия, которые построены на принципах, названных п. 1 ст. 2Гражданского кодекса РФ. Так, указанная статья предусматривает, что гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Таким образом, в первый блок входят, например, договорные отношения между потребителем и его контрагентами (продавец, изготовитель, исполнитель) по поводу продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг и т.д.

Согласно разъяснениям, указанным в ПостановленииПленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» (с посл. изм. и доп.), к рассматриваемым отношениям необходимо относить отношения, возникающие из следующих договоров:

Бюллетень ВС РФ. 1995. N 1, 7; 1997. N 1; 2001. N 2.

1) розничной купли-продажи;

2) аренды, включая прокат;

3) найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676ГК РФ);

4) подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательных работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан);

5) перевозки граждан, их багажа и грузов;

8) договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг;

9) банковского вклада;

11) других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности .

Российская газета. 1997. 5 февраля.

Важно знать, что только с 20 декабря 1999 г. (день официального опубликования Федерального законаот 17 декабря 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей») отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договора банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин, и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности .

СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6287.

Следует отметить, что в юридической литературе уже много лет ведется спор о том, подпадают ли отношения по договору банковского вклада под действие Закона»О защите прав потребителей». Основанием для данного спора является неоднозначное определение в науке правовой природы договора банковского вклада. По мнению А.М. Эрделевского, договор банковского права относится к договорам возмездного оказания услуг и определяется следующей структурой обязательств: банк оказывает вкладчику услугу в виде действий по обеспечению возврата суммы вклада и выплаты процентов, а вкладчик за оказание данной услуги предоставляет банку безусловное право использовать сумму вклада в течение срока его хранения. Отнесение вст. 779ГК РФ данного договора к числу договоров об оказании услуг позволяет предположить возможность включения вытекающих из него отношений в сферу действияЗакона»О защите прав потребителей» . Иной точки зрения по анализируемому вопросу придерживается специалист по банковскому праву В.В Артемов. Он считает, что «договору по банковскому вкладу не присущи признаки договора оказания услуг, и сущность его заключается в том, что вкладчик передает банку во временное пользование денежные средства, а банк обязуется их вернуть и заплатить проценты за пользование. Предметом данного договора является пользование денежными средствами за плату. Поэтому данный договор входит в группу договоров по пользованию имуществом, являясь одновременно договором займа.Законо защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), на договоры по пользованию имуществом, как и на договоры займа, данныйЗаконсвое действие не распространяет» .

Другие публикации:  Как делать списание материальных ценностей

См.: Эрделевский А.М. Банковский вклад и права потребителя// Законность. 1998. N 4. С. 12 — 16.

Артемов В.В. Договор банковского вкладаи защита прав потребителей: иной взгляд // Банковское право. 2002. N 4. С. 22 — 25.

В свою очередь, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Приказомот 20 мая 1998 г. N 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей» разъяснило, что последствия нарушения условий договоров об услугах, не подпадающих по признакам под действиегл. IIIЗакона «О защите прав потребителей», регулируются нормами не данной главы, а соответствующими нормами о рассматриваемых последствиях, содержащимися вГКРФ и других законах, согласност. 39Закона «О защите прав потребителей». Здесь идет речь, например, о договорах банковского вклада и страхования. Данное правило имеет огромное значение для применения норм законодательства о защите прав потребителей относительно последствий нарушения условий договоров об определенных видах услуг, так как вообще вгл. IIIЗакона «О защите прав потребителей» как общие закреплены правила, регулирующие отношения, вытекающие из договора подряда. Например, по договорам страхования страховая организация осуществляет деятельность по обеспечению выплаты страхового возмещения при наступлении страхового случая. Если он не наступит, то договор страхования по истечении установленного в нем срока страхования будет также считаться исполненным надлежащим образом, несмотря на то что страховое возмещение не выплачивалось. Предметом данного договора является осуществление страховой деятельности страховщиком, и соответственно по характеру договор страхования является договором на оказание услуг. Отношения, возникающие из договора страхования, регулируютсягл. 48ГК РФ, а также специальным законодательством о страховании. С учетом изложенного и положенийст. 39Закона «О защите прав потребителей» данный Закон применяется к отношениям, вытекающим из указанных договоров в части общих правил, а правовые последствия нарушений условий этого договора определяютсяГКРФ и специальным законодательством о страховании.

БНА ФОИВ. 1999. N 2.

Кроме того, в названном ПриказеN 160 также определен перечень отношений, которые не подпадают под действие Закона «О защите прав потребителей». Необходимо знать, что для определения круга отношений, вытекающих из гражданско-правовых договорных конструкций, которые регулируются законодательством о защите прав потребителей, важным критерием стала характеристика договора как возмездного, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (п. 1 ст. 423ГК РФ), например отношения из договора розничной купли-продажи. Соответственно, отношения из безвозмездных договоров, где отсутствует признак получения одной из сторон платы или иного встречного предоставления от другой стороны договора, в предмет законодательства о защите прав потребителей не входят (безвозмездное хранение одежды в гардеробах организации). При этом следует отметить, что в указанный перечень входят:

отношения, не связанные с приобретением товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Например, отношения, вытекающие из договора государственного займа, где одной из сторон является гражданин, а другой — государство (ст. 817ГК РФ);

отношения граждан с определенными организациями на основе членства в них. Например, членство в общественном объединении, кооперативе, товариществе и т.д.;

так называемые публичные услуги, которые предоставляются различными органами публичной власти, иными уполномоченными органами и должностными лицами в соответствии с их полномочиями, закрепленными в самом законодательстве. Например, совершение нотариусом нотариальных действий, предусмотренных законодательством, рассмотрение дел граждан в суде, выдача консульскими учреждениями виз и т.д.

В настоящее время некоторые исследователи в области защиты прав потребителей находят актуальным анализ проблемы применения Закона»О защите прав потребителей» к отношениям, вытекающим из договора долевого участия в строительстве. И это закономерно, так как практика строительства жилья за счет привлечения средств населения, т.е. граждан, существует не так давно. Суть данной проблемы состоит в следующем вопросе: можно ли считать гражданина, заключившего подобный договор, потребителем или он участник совместного строительства, что в принципе тогда не позволяет ему воспользоваться в определенных ситуациях нормами законодательства о защите прав потребителей? Детальное объяснение по данному вопросу дает Я.Е. Парций в комментарии к Закону «О защите прав потребителей». Оценивая правовую природу договора долевого участия в строительстве, он приходит к выводу, что данные договоры, заключенные между гражданами и строительными организациями-застройщиками, предметом которых является строительство конкретных объектов недвижимости (в том числе жилых помещений — квартир в многоквартирных жилых домах), по содержанию являются гражданско-правовыми договорами строительного подряда, по которым подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика в лице гражданина определенный объект недвижимости, а заказчик обязуется принять результат работы, уплатив обусловленную договором цену. Необходимо также подчеркнуть в связи с введением в действие с 1 апреля 2005 г. Федерального закона о долевом строительстве, чточ. 9 ст. 4этого акта предусматривает, что «к отношениям, вытекающим из договора, заключенного гражданином — участником долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство о защите прав потребителей в части, не урегулированной настоящим Федеральнымзаконом» .

Комментарийк Закону РФ «О защите прав потребителей» (постатейный) Я.Е. Парция включен в информационный банк.

Парций Я.Е. Комментарий к Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей». М.: Норма, 2007. С 87 — 93.

В рамках отношений второго блока, основанных на принципах власти и подчинения, неравенства, действия определенных субъектов для цели защиты прав потребителей обеспечиваются механизмом государственного принуждения. Особенность данных отношений состоит в следующем: одной из сторон в них всегда выступает государство через какой-либо уполномоченный орган публичной власти, а другой — контрагент потребителя. Например, отношения по поводу лицензирования отдельных видов деятельности (работы, услуги), стандартизации и сертификации товаров и услуг, что, соответственно, гарантирует успешную реализацию права потребителя на безопасность товара, работы и услуги. Следовательно, непосредственное участие самого потребителя в данных отношениях не наблюдается. Однако нет правила без исключения. Например, обращение потребителя в суд за защитой своих нарушенных прав. Таким образом, в этом примере речь идет о публично-правовых отношениях.

Указанный подход к разграничению частных и публичных интересов указывает на то, что один блок отношений регулируется нормами гражданского права, а другой — публичных отраслей права. В связи с этим уместно в очередной раз обратить внимание на позиции исследователей по данному вопросу. Так, А.А. Райлян выделяет четыре группы отношений, вытекающих непосредственно из Закона»О защите прав потребителей»:

1) имущественные, складывающиеся между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) при купле-продаже ими товаров, выполнении работ, оказании услуг. Эти отношения гражданско-правовые и наиболее многочисленные в потребительской сфере;

2) публично-правовые, преимущественно административно-правовые, возникающие в процессе осуществления антимонопольными органами государственного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законов и иных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих отношения в области защиты прав потребителей; осуществления органами исполнительной власти контроля за качеством и безопасностью выпускаемых, производимых и оказываемых этими субъектами товаров, работ и услуг;

3) местно-самоуправленческие (муниципальные), которые возникают в ходе реализации органами местного самоуправления своих полномочий по защите прав потребителей;

4) общественно-правовые отношения (корпоративные) — в части защиты прав потребителей общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) .

См.: Райлян А.А. Потребительское право России: Основные положения. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2005.

Указанная классификация в основном соответствует содержанию действующего законодательства о защите прав потребителей. Имущественные отношения, например, регулируются большинством статей гл. I-IIIЗакона «О защите прав потребителей». В свою очередь, регламентация публично-правовых, местно-самоуправленческих (муниципальных) и общественно-правовых отношений в целом нашла отражение вгл. IVэтого Закона.

При этом частноправовые потребительские отношения, по мнению А.А. Райляна, носят гражданско-правовой характер, их регулирование осуществляется преимущественно гражданско-правовым методом, которому присущи следующие основные черты:

юридическое равенство (неподчиненность) субъектов потребительских отношений;

диспозитивность (возможность выбора вариантов поведения);

имущественный, компенсационный характер потребительско-правовой ответственности;

судебно-исковой порядок защиты нарушенных потребительских прав.

В свою очередь, публично-правовые отношения регулируются публично-правовым методом, которому свойственны следующие основные черты:

юридическое неравенство субъектов потребительских правоотношений;

императивность правового регулирования этих отношений;

внесудебный (административный) порядок разрешения потребительских споров;

принудительный, карательный характер ответственности;

участие в защите прав потребителей общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) .