Заявление на улучшение жилищных условий в московской области

Правила постановки на очередь на улучшение жилищных условий

Немало граждан РФ остро нуждаются в улучшении своих жилищных условий. Некоторые из них проживают в аварийной квартире, а некоторые и вовсе вынуждены постоянно арендовать для своей семьи жилплощадь.

Каждый нуждающийся имеет полное право стать в очередь на улучшение своих жилищных условий.

Какие необходимо иметь основания для этого? Как вообще встать в такую очередь?

Рассмотрим все интересующие вопросы подробней.

Что такое улучшение жилищных условий

Улучшение жилищных условий – разновидность социальных программ, позволяющих малозащищенным категориям граждан получить существенную помощь от государства в плане обеспечения жильем либо же выделении финансовой помощи на реконструкцию, ремонт или строительство собственного объекта жилой недвижимости.

Помимо этого, нуждающиеся граждане по условиям программы имеют право оформлять льготное ипотечное кредитование, которое можно будет потратить исключительно на улучшение своего жилья.

Основания для участия

Основаниями для постановки в очередь являются:

  • у претендента отсутствует в собственности своя недвижимость либо он не является арендатором. Причем это распространяется не только на заявителя, но и на всех членов семьи. Простыми словами, отсутствует свое жилье и при этом оно арендуется по коммерческому найму;
  • претендент является нанимателем арендованного объекта недвижимости по договору социального найма, но при этом его жилая площадь меньше установленной нормы для конкретного региона;
  • объект жилой недвижимости, находящийся в праве собственности, не отвечает санитарным нормам либо технике безопасности (признано аварийным либо подлежит сносу);
  • претендент проживает в объекте недвижимости, где живет еще одна семья, причем в одной из них имеется больной, с которым категорически запрещается совместное проживание (переносчик какой-либо инфекции).

Важно помнить, что существует несколько норм жилой площади, причем с разной величиной.

Именно по этой причине необходимо отталкиваться от конкретного региона проживания.

К примеру, в столице действуют такие нормы на одного человека:

  • для коммунальной квартиры – минимум 15 кв. метров;
  • квартира – минимум 10 кв. метров.

В ситуации, когда несколько членов семьи являются арендаторами по разному договору социального найма, то норма жилой площади на человека высчитывается в суммарном размере обеих объектов недвижимости.

Кто имеет право на льготы

На сегодня не так уж и много граждан, имеющих законное право на льготную очередь. После того, как в Жилищный Кодекс внесли соответствующие поправки, то претендовать на льготную очередь имеют право исключительно малоимущие семьи.

Получить статус малоимущей семьи не так уж и сложно. Для этого нужно обратиться со всеми необходимыми документами в отдел социальной защиты населения по месту своего проживания.

Стоит отметить, что условием для постановки в очередь является наличие факта проживания в конкретном регионе не меньше 10 лет. Причем последние 5 лет заявитель должен проживать в непригодных для жизни условиях, сложившихся в объекте недвижимости.

Стоит отметить, что воспользоваться правом улучшения жилищных условий без постановки в очередь могут только несколько категорий граждан, а именно:

  • имеющие серьезные заболевания. К примеру: туберкулез, психические расстройства и так далее;
  • жилье которых признано непригодным для жизни (к примеру, из-за взрыва и так далее).

Все остальные получают возможность улучшить свое жилье на общих основаниях.

Порядок постановки

Куда нужно обратиться

Для постановки в очередь необходимо обращаться в территориальный орган местного самоуправления по месту проживания. Допускается возможность постановки в очередь по месту своей официальной работы.

Важно помнить: категорически запрещается становиться в несколько очередей одновременно.

В ситуации, когда претендентом на улучшение жилищных условий является недееспособный, за него могут осуществить данную процедуру его законные представители.

Подготовка документов

В первую очередь необходимо помнить о том, что в составленном заявлении необходимо наличие подписей всех членов семьи.

Помимо заявления нужно подготовить:

  • оригинал и копию всех заполненных страниц паспорта;
  • технический паспорт на объект недвижимости, предоставленный БТИ (если есть в собственности свой объект недвижимости);
  • справку из БТИ, способную подтвердить либо опровергнуть факт наличия в праве собственности объекта жилой недвижимости;
  • оригинал и копию справки о составе семьи.

Если у претендента имеется серьезное заболевание, следует подготовить медицинскую справку.

Как узнать свой номер очереди

На сегодня существует несколько вариантов узнать свой номер в очереди на улучшение жилищных условий:

  • составить заявление в жилищный отдел. Причем его нужно написать в нескольких экземплярах. Один остается в жилищном отделе, а второй у заявителя (при постановке в очередь);
  • отправить заказное письмо в жилищный отдел. Как правило, ответ придет по истечении 30 календарных дней;
  • путем личного обращения в местные органы самоуправления. Каждый претендент имеет полное право узнать необходимую для него информацию о продвижении очереди.

Помимо этого, можно узнать очередь с помощью региональных сайтов местных органов управления. Для этого достаточно указать персональную информацию в соответствующем поле.

Порядок продвижения

Граждане, претендующие на улучшение своих жилищных условий, должны регулярно отслеживать продвижение очереди.

Стоит отметить, что в каждом регионе она продвигается со своей скоростью. Каких-либо общих принципов не существует, но при этом напрямую зависит от экономических показателей каждого отдельно взятого региона.

В большинстве случаев получить жилье можно исключительно после того, как в регионе появляются свободные жилые объекты недвижимости.

На практике, продвижение очереди происходит весьма медленно, в среднем необходимо ожидать от 10 до 20 лет. Как бы это не казалось странным, но факт остается фактом.

Снятие с очереди

Согласно Жилищному Кодексу РФ основаниями для снятия с очереди по вопросу улучшения жилищных условий являются:

  • добровольно составленное заявление об исключении из очереди. Это возможно из-за возникновения оснований, которые станут следствием принудительного исключения из данного списка. Примером этому может стать увеличение месячного дохода семьи либо потеря статуса “малоимущих”;
  • смена региона либо места проживания претендентов;
  • выделение претендентам государственной финансовой помощи из казны на покупку либо возведение собственного объекта жилой недвижимости;
  • получение претендентами земельного участка для дальнейшего возведения на нем жилого дома;
  • заведомое предоставление не правдивых сведений, в том числе и документации (к примеру, справки о доходах с не правдивыми цифрами либо недостоверная справка с завышенным количеством жильцов в одной квартире).

Исключить из очереди имеют полное право местные органы самоуправления только по истечении 30 календарных с момента выявления оснований.

Жилищный Кодекс всегда отличался множеством проблем. Государство действительно поможет нуждающимся, но для этого нужно приложить усилия и подтвердить свои проблемы документально.

В ситуации, когда жилищный отдел исключил из очереди без веских на то причин, претенденты имеют полное право на обращение в судебный орган с исковым заявлением.

В иске следует указать:

  • суть обращения;
  • требования истца о восстановлении судом его в очереди.

После подачи иска в суде будет назначено время заседания. При положительном решении истца обязаны будут восстановить в очереди на улучшение жилищных условий, в противном случае – суд откажет в удовлетворении требований. Если решение отрицательное – истец имеет право обратиться в вышестоящие суды.

Возможность ускорения процесса получения жилплощади

Для возможности ускорить прохождение очереди на улучшение жилищных условий изначально нужно проконсультироваться с квалифицированными юристами и сотрудниками Департамента жилполитики.

Это возможно сделать несколькими путями:

  • применение одной из многочисленных программ по обеспечению малоимущих, многодетных и молодых семей;
  • окажет существенную помощь “Жилищный шаг”. Программа призвана помогать семьям, которые из-за низкого дохода не могут оформить льготную ипотеку. Она предусматривает возможность найма жилой недвижимости по доступной ценовой политике и позволяет существенно ускорить процесс накопления необходимого капитала для будущей покупки жилой недвижимости;
  • возможность использовать отдельные субсидии в управлении жилой недвижимости.

На самом деле вариантов ускорения прохождения очереди намного больше, поэтому лучше консультироваться с юристами в этой области.

Региональные особенности

Среди нюансов в Ленинградской области необходимо отметить нормы жилплощади.

В регионе могут претендовать на постановку в очередь, если площадь имеющейся недвижимости на одного члена семьи:

  • не превышает 9 кв. метров для квартиры;
  • не больше 15 кв. метров для коммуналки.

В Вологде, Гомеле, Гродно и Владимире граждане находятся в очереди на улучшение жилищных условий свыше 10 лет. В этих регионах отмечается наиболее низкие темпы продвижения. Со слов чиновников, это связано с низкими показателями экономики, а также отсутствием свободных объектов недвижимости на решение этого вопроса.

Что касается Московской области, то здесь ситуация немного лучше. Средний период ожидания получения помощи – 5 – 6 лет.

Стоит отметить, что во всех регионах нашей страны отмечается низкий показатель продвижения очереди, а из-за резкого упада экономики страны за последние несколько лет можно ожидать еще большего ухудшения ситуации.

В любом случае, необходимо всегда отстаивать свои интересы, а также искать все возможные пути ускорения процесса получения собственного жилья.

О правилах постановки на учет нуждающихся в получении жилплощади смотрите в следующем видеосюжете:

Государственный жилищный сертификат

Государственный жилищный сертификат (ГЖС) — это вид особых облигаций, которые удостоверяют право их собственника на приобретение недвижимости в жилом фонде. Номинальная стоимость такой облигации индексируема.

Суть займа, который удостоверяет жилищный сертификат, заключается в том, что субъект получает возможность постепенного накопления средств на приобретение квартиры (квартир). Приобретая облигации, человек вкладывает средства в определенную площадь жилья, но не менее 0,1 метра. Таким образом, со временем накопленные жилищные сертификаты могут быть обменены на квартиру (квартиры) соответствующей площади.

В том случае, если субъект, владеющий облигациями, в какой-то момент откажется от покупки квартиры, он имеет право на возмещение средств, эквивалентных стоимости сертификатов. При этом компенсация средств осуществляется на основе текущих цен на жилищные сертификаты.

Стоимость жилищного сертификата определяется на основе себестоимости строительства жилой недвижимости и в процессе изменения этого показателя проходит соответствующую индексацию.

Схема приобретения жилья с помощью облигаций такого типа не предусматривает возможности расширенного выбора квартиры владельцем сертификата. Традиционно, недвижимость предоставляется из муниципального жилого фонда.

Государственные жилищные сертификаты

Государственный жилищный сертификат (ГЖС) (далее — сертификат) является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина-участника подпрограммы на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения (далее субсидия). Сертификат не является ценной бумагой.

Условия получения жилищного сертификата

Граждане решение об участии в Подпрограмме принимают добровольно. Гражданин-участник Подпрограммы информируется об условиях реализации сертификатов и дает письменное согласие на участие в Подпрограмме и на исключение из очереди на улучшение жилищных условий, в случае приобретения жилого помещения с использованием сертификата.

Основанием для признания права граждан-участников подпрограммы получения сертификата на жилье не имеющими жилых помещений являются:

  1. отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;
  2. проживание в общежитии или в служебном жилом помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;
  3. проживание на условиях поднайма (коммерческого найма) при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Не могут быть признаны участниками Подпрограммы граждане в случае:

  1. наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);
  2. наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);
  3. их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств-участников СНГ после 31 декабря 1994г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999г.);
  4. если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получат) на эти цели субсидии от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиры за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;
  5. если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли- продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Решения по вопросу признания граждан участниками Подпрограммы принимаются в установленном порядке Жилищными комиссиями.

Право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную площадь, предусмотренную Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ и другими документами, не является основанием для постановки в очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

К членам семьи гражданина (применительно к подпрограмме) относятся совместно с ним проживающие супруга (супруг), их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица учитываются в расчете размера субсидии при условии признания их в судебном порядке членами его семьи.

Расчет размера субсидии производится исходя из социальной нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов семьи гражданина-участника подпрограммы и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

Другие публикации:  Адрес следственного комитета в нижнем новгороде

Норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, используемый при расчете указываемого в государственном жилищном сертификате размера субсидий, предоставляемых гражданам — участникам Подпрограммы за счет средств федерального бюджета, определяется 1 раз в полугодие Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации в соответствии с утвержденной им методикой и на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Размер субсидии рассчитывается на дату выдачи сертификата органом исполнительной власти, осуществляющим выдачу сертификата гражданину — участнику подпрограммы, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок его действия.

Для получения сертификата гражданин — участник подпрограммы представляет документы, указанные в Постановления Правительства РФ № 522 от 7 октября 2004г.

В случае непредставления или неполного представления указанных документов сертификат не выдается.

При получении сертификата необходимо проверить точное соответствие данных, внесенных в сертификат, фактическим данным (дату выписки сертификата, паспортные данные владельца сертификата и членов его семьи др.).

После получения сертификата необходимо сразу же приступить к поиску вариантов приобретения жилья. Необходимо помнить, что срок действия сертификата ограничен, он составляет 9 месяцев с даты его выдачи. Продление жилищного сертификата, то есть его срока действия, подпрограммой не предусмотрено.

Граждане могут реализовать свое право на получение безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета в целях приобретения жилья только один раз.

  • Для подбора вариантов жилья и заключения договора купли-продажи, необходимо иметь при себе пакет документов, оформленный в установленном порядке: государственный жилищный сертификат (оригинал и нотариально заверенную копию (копии) сертификата);
  • документы, удостоверяющие личность владельца сертификата и совершеннолетних членов его семьи (в случае их личного присутствия), наличие регистрации по месту жительства;
  • документы о составе семьи (свидетельства о регистрации брака и рождении детей, справки жилищно-коммунальных органов или воинской части о нахождении лиц на иждивении, документы о совместном проживании и ведении совместного хозяйства в отношении других лиц и др-);
  • для совершения сделки в отсутствие совершеннолетних членов семьи владельца сертификата или его несовершеннолетних детей от 14 до 18 лет — нотариально удостоверенные доверенности на заключение договора приобретения жилого помещения, регистрацию этого договора и возникшего по нему права собственности, выданные владельцу сертификата указанными членами его семьи, в которых должны быть указанны данные документов, удостоверяющих личность доверителя, даты их рождения и место жительства;
  • при наличии несовершеннолетних детей в возрасте от 14 до 18_ лет необходимо письменное согласие родителей на приобретение этими детьми жилья в собственность, удостоверенная нотариально. В отдельных регионах у Вас могут потребовать дополнительно другие документы необходимые для оформления приобретаемого жилья.

Реализация жилищного сертификата

Примерная схема приобретения жилья с использованием государственного жилищного сертификата для его оплаты.

Открытие банковского счета

Банковский счет открывается владельцем сертификата не позднее двух месяцев с даты выписки сертификата. Банковский счет может быть открыт на территории другого субъекта РФ указанного в сертификате. При открытии счета обязательно заполняется банковская карточка с образцом подписи распорядителя счета, если счет открывается по доверенности, чтобы денежные средства были оплачены, лучше всего проконсультироваться в нашем агентстве.

Распорядитель счета до приобретения должен предоставить в банк по месту приобретения жилья заключенный ранее договор об открытии банковского счета. В договоре банковского счета может быть предусмотрено, что по соглашению сторон открытие банковского счета и операции по его переводу осуществляется за счет средств распорядителя счета. Также в договоре может быть прописано доверенное лицо владельца сертификата.

Поиск вариантов приобретения жилья

Следует иметь в виду, что Владелец сертификата имеет право приобрести на первичном и вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), одну или несколько квартир (комнат), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.

Общая (жилая) площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи гражданина — участника подпрограммы, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше нормы общей (жилой) площади жилого помещения, установленной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в долевую собственность всех членов семьи владельца сертификата.

Приобрести жилье по Сертификату Вы можете только в том субъекте Российской Федерации, который указан в Сертификате (г. Москва и Московская область — это разные субъекты Российской Федерации).

Начинать реализацию выданного Вам сертификата необходимо с изучения рынка жилья в выбранном регионе. При этом необходимо взвесить свои финансовые возможности по доплате (выше суммы выделенной субсидии) с реальными ценами на жилые помещения, определиться какое жилье вы хотите приобрести.

Приобретая квартиру в доме-новостройке необходимо помнить, что с момента приемки дома Госкомиссией до его оформления в собственность проходит определенный срок. Подпрограмма позволяет приобретать только то жилье, которое можно оформить в собственность.

После того, как Вы определились с вариантом приобретения жилья, необходимо заключить договор с продавцом жилья.

Перед оформлением приобретаемого жилья, рекомендуем проверить «юридическую чистоту жилого помещения». Особое внимание необходимо уделить соблюдению имущественных прав недееспособных и ограниченно дееспособных лиц, а также детей до 18 лет.

При заключении договора приобретения жилья продавец должен представить Вам документы необходимые для совершения сделки.

При этом следует иметь в виду, что:

  1. Продавец жилья должен обладать правом на это жилье;
  2. Квартира должна быть юридически чистой;
  3. Договор купли-продажи жилья не требует обязательного нотариального удостоверения.

Вы можете самостоятельно подготовить договор в простой письменной форме, но необходимо знать, что подготовленный Вами договор может быть не зарегистрирован органами осуществляющими государственную регистрацию права собственности. Даже если договор зарегистрирован, то это еще не означает, что банк его оплатит, так как у банка имеются свои требования к оплате договоров. Возврат договоров на устранение ошибок может привести к тому, что продавец квартиры может отказаться от дальнейшей продажи квартиры с оплатой по воинскому сертификату. Для того чтобы избежать ошибок и ускорить приобретение квартиры лучше обратиться в риелторскую компанию профессионально занимающуюся реализацией воинских сертификатов.

Требования к договорам, представляемым на оплату

При оформлении договора приобретения жилого помещения Вы должны обратить внимание на:

— требования банка по оплате договора купли-продажи квартиры (жилого помещения);

В случае если стоимость жилья по договору приобретения жилого помещения превышает размер субсидии, указанный в сертификате, в договоре должен быть определен порядок уплаты недостающей суммы.

В договоре должно быть указано, что оплата происходит путем перечисления средств с банковского счета покупателя на счет продавца.

Договор приобретения жилого помещения

Владелец сертификата в течение срока действия сертификата должен представить в банк договор купли-продажи жилого помещения, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае, если приобретаемое жилое помещение расположено в жилом здании, строительство которого завершено, оно принято в установленном порядке в эксплуатацию, но акт приема-передачи жилых помещений (квартир) не составлялся и право собственности на них не зарегистрировано, вместо договора купли-продажи жилого помещения в банк предъявляется договор уступки требования на жилое помещение, заключенный в соответствии с гражданским законодательством РФ владельцем сертификата и лицом, имеющим требование на это жилое помещение, и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (далее именуется свидетельство), полученное в результате реализации условий этого договора, оформленное на имя владельца сертификата и членов его семьи.

Регистрация договора приобретения жилого помещения и прав собственности

В соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ регистрация сделки с недвижимостью проводится не позднее, чем в месячный срок со дня подачи заявления и всех необходимых документов. Этот срок, в случаях предусмотренных законом, может быть продлен.

В соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 26.02.98 г.№248 установлен максимальный размер платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и составляет для физических лиц 3-х кратный установленный законом минимальный размер оплаты

Оплата приобретаемого жилья

Перечисление средств с отдельного банковского счета лицу (лицам), участвующему (участвующим) в договоре (договорах), осуществляется в безналичной форме в течение 10 рабочих дней со дня принятия банком договора (договоров) к оплате.

В случае если стоимость жилого помещения превысила размер субсидии, указанный в сертификате Банк проверяет наличие документа, подтверждающего зачисление собственных средств владельца сертификата на его банковский счет или на счет лица, предоставившего жилье по договору приобретения жилого помещения.

Деятельность специализированного агентства недвижимости

При самостоятельном поиске вариантов, проверке чистоты квартиры Вы можете столкнуться со многими вопросами, которые требуют особых знаний и опыта, поэтому приобретать жилье целесообразно через агентство недвижимости, которое профессионально занимается реализацией государственных жилищных сертификатов.

Отношения сторон оформляются договором. В соответствии с ним наша компания окажет Вам практическую помощь в подготовке и оформлении необходимых по закону документов, организует подбор и просмотр подобранных квартир, проведет переговоры с заинтересованными сторонами, обеспечит процесс нотариального удостоверения сделки (при необходимости) и государственной регистрации договора купли-продажи жилья.

Наше агентство недвижимости окажет Вам профессиональную помощь в приобретении достойного Вас жилья, с использованием в качестве оплаты государственного жилищного сертификата.

Доверенное лицо

В соответствии со статьями 182 и 185 ГК Российской Федерации, Вы можете уполномочить доверенное лицо на совершение всех необходимых действий по приобретению жилья с помощью Сертификата. При этом доверенность должна быть не генеральная, а специальная, то есть каждое действие, на которое уполномочивается поверенный, должно быть записано в доверенности (как правило, эти действия оформляются отдельной доверенностью), например:

— право сдачи Сертификата в Сбербанк и открытие банковского счета на имя владельца Сертификата (здесь имеются особенности, которые необходимо уточнить у специалистов);

— право на заключение от имени владельца Сертификата и членов его семьи договора приобретения жилого помещения;

— право регистрации договора купли-продажи жилья и возникших по нему прав собственности в Федеральной регистрационной Службе по г. Москве (Московской области);

— право на предъявление договора приобретения жилого помещения в Сбербанк на оплату и получение справки об оплате, распоряжение банковским счетом и т.д.

Однако, как показывает практика, приобретая жилье с использованием жилищного сертификата, практически невозможно обойтись без помощи агентства недвижимости.

Жилищный сертификат для военнослужащих

Формирование системы обеспечения военнослужащих жильем с применением государственных жилищных сертификатов началось с 1998 г. в рамках Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты». В результате серьезных изменений, внесенных в порядок выпуска и реализации указанных сертификатов, она претерпела значительное развитие и окончательно сложилась в 2003 г. в виде подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Участники подпрограммы

В качестве участников подпрограммы могут выступать (согласно п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 — 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153) следующие категории граждан РФ:

а) военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений):

— военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

— сотрудники органов внутренних дел РФ, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

— военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по истечении срока контракта или по семейным обстоятельствам, указанным в подпункте «в» п. 3 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», и граждане, уволенные с военной службы по этим основаниям, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 20 лет и более, и состоящие в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

Другие публикации:  Кому положен налоговый вычет за обучение

— сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

— сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

— граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти;

— граждане, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию, состоявшие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в указанных органах и принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения;

б) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием субсидии, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ;

в) члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом вдовы (вдовцы) указанных военнослужащих имеют право на получение субсидии, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

г) граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 г.;

— граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

— граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

— члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляла 10 лет и более. При этом вдовы (вдовцы) указанных граждан имеют право на получение субсидии, удостоверяемой сертификатом, до повторного вступления в брак;

— граждане, проживающие в военных городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года, и вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в избранных для постоянного проживания субъектах РФ до исключения закрытого военного городка из перечня закрытых военных городков.

Из числа граждан — участников подпрограммы субсидии предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ.
При этом основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:

  1. отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;
  2. проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;
  3. проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Военнослужащие, а также лица, подлежащие увольнению (увольняемые) с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, приобретают право на получение сертификата за год до увольнения с военной службы. При этом в общую продолжительность военной службы включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел РФ.

Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что не могут быть признаны участниками подпрограммы военнослужащие при наличии следующих факторов:

  1. если у них в собственности имеется индивидуальный жилой дом (квартира);
  2. если за ними забронировано жилое помещение (благоустроенное и соответствующее установленным нормам);
  3. если они осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получат) на эти цели субсидии от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиры за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;
  4. если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья, то есть имеется намеренное ухудшение жилищных условий.

По своей сути предоставление субсидии по государственному жилищному сертификату является финансовой поддержкой государства военнослужащих в целях приобретения ими жилого помещения.

Постановление Конституционного Суда РФ

5 апреля 2007 г. N 5-П Конституционным Судом РФ было вынесено Постановление «По делу о проверке конституционности положений п. 2 и 14 ст. 15 ФЗ „О статусе военнослужащих“ и п. 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы „Государственные жилищные сертификаты“ на 2004 — 2010 годы, входящей в состав Федеральной целевой программы „Жилище“ на 2002 — 2010 годы (эти Правила утратили силу).
Сущность заявленной жалобы состояла в следующем.

Пункт 2 ст. 15 ФЗ „О статусе военнослужащих“ ограничил обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов РФ по месту постановки на учет. При этом обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы уже после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.

По мнению заявителей, указанные нормы законодательства противоречат Конституции РФ в части, касающейся обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года.

В результате произведенной замены льгот в натуральной форме на денежные компенсации обеспечение жильем названной категории граждан осуществляется в настоящее время исключительно путем выдачи органами исполнительной власти субъектов РФ государственных жилищных сертификатов. Такое регулирование не предполагает возможность выбора ими формы обеспечения жильем, освобождает органы местного самоуправления от обязанности предоставлять им жилье и возлагает эту обязанность на органы исполнительной власти субъектов РФ, не предусматривая при этом (в отличие от прежнего регулирования) трехмесячный срок выполнения соответствующих обязательств. Тем самым оно умаляет конституционные права и свободы человека и гражданина, не гарантируя бывшим военнослужащим и членам их семей социальную защиту и реализацию права на жилище.

Порядок получения ГЖC военнослужащим

Хочется еще раз обратить внимание на тот факт, что право на получение государственного жилищного сертификата имеют военнослужащие, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве таковых.

Первый этап получения жилищных сертификатов. Для того чтобы стать участником подпрограммы „Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством“ Федеральной целевой программы „Жилище“ на 2002 — 2010 годы, указанные граждане должны подать заявление (рапорт) по форме согласно приложению N 1 к Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в воинскую часть, в которой они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), а граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, — в воинскую часть, за которой закреплен жилищный фонд по месту жительства в закрытом военном городке. К рапорту необходимо приложить следующие документы:

  • справка об общей продолжительности военной службы (службы);
  • выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения — для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения в списках очередников на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) в федеральном органе исполнительной власти;
  • выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
  • выписка из решения органа по учету и распределению жилья о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка);
  • справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) — для граждан, проживающих в таком городке (поселке);
  • копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ).

В случае включения заявителя в число граждан — участников подпрограммы (по итогам соответствующей проверки представленных им сведений) на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.

Второй этап: включение военнослужащего в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Это осуществляется в соответствии с Порядком формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан — получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов.

Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, военнослужащий должен в период с 1 января по 1 августа года, предшествующего планируемому, представить в воинскую часть, в которой находится его учетное дело, рапорт (заявление) о выделении сертификата в планируемом году, который подшивается в учетное дело. Жилищная комиссия воинской части до 20 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане — участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, — в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы. Но при этом те граждане — участники подпрограммы, кто имеет право на получение сертификата в первую очередь, включаются в списки получателей сертификатов и списки резерва лиц, ранее принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) в том же году, но не имеющих права на получение сертификата в первую очередь (наличие каких условий должно присутствовать — об этом говорилось ранее).

Списки потенциальных владельцев сертификатов проходят многочисленные длительные согласования, по ним рассчитывается объем возможного финансирования.

При получении сертификата гражданин — участник подпрограммы информируется о порядке и условиях получения субсидии по этому сертификату.

Для получения сертификата военнослужащий — участник подпрограммы представляет в КЭЧ района (ОМИС) документы согласно следующему перечню:

  1. заявление (рапорт) по форме;
  2. документы, удостоверяющие личность гражданина — участника подпрограммы и членов его семьи;
  3. выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
  4. гдокументы, подтверждающие родственные отношения гражданина — участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи;
  5. документы, подтверждающие признание членами семьи гражданина — участника подпрограммы иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;
  6. копия документа, подтверждающего право на получение дополнительной площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством РФ);
  7. обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания. Оно подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему субсидии. Один экземпляр обязательства подшивается в учетное дело гражданина, другой экземпляр направляется в орган исполнительной власти, выдавший сертификат;
  8. справка квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы (службы).
Другие публикации:  Претензия госпошлина

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается.

Факт получения сертификата гражданином — участником подпрограммы подтверждается его подписью (подписью уполномоченного им лица) в книге учета полученных и выданных сертификатов.

Приобретение жилья военнослужащим — владельцем сертификата

Участник подпрограммы, имея на руках ГЖС, может приобрести жилое помещение на первичном или вторичном рынке жилья на территории субъекта РФ, указанного в сертификате, у физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (индивидуальный жилой дом (часть дома), одну или несколько квартир (комнат)), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.

Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена семьи гражданина — участника подпрограммы, учтенного при расчете размера субсидии, не может быть меньше нормы общей площади жилого помещения, установленной органами исполнительной власти субъектов РФ для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в долевую собственность всех членов семьи владельца сертификата.

Имея на руках государственный жилищный сертификат, нужно знать, что приобрести жилье с использованием предоставляемой государством субсидии можно только в том субъекте РФ, который указан в данной документе. Так, например, право на приобретение жилья в Московской области не предполагает возможность приобретения его непосредственно в городе Москва.

Как известно, цель владельца сертификата состоит в приобретении жилья на территории конкретного субъекта РФ. Для этого необходимо изучить рынок недвижимости в этом регионе, уровень цен на жилые помещения, возможные варианты приобретения, оценить, не потребуется ли доплата, есть ли реальная возможность получения ипотечного кредита. При этом нужно уложиться в срок действия сертификата.

Существенными условиями договора купли-продажи, оплата по которому будет производиться с использованием жилищных сертификатов, являются указание реквизитов сертификата (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший сертификат) и банковского счета, с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения (жилых помещений), приобретаемого на основании договора на жилое помещение.

Как уже было сказано ранее, приобрести можно жилье как готовое, так и на этапе строительства. Это право предусмотрено п. 53 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов. То есть у военнослужащего — участника подпрограммы имеется право на приобретение имущественных прав на жилое помещение на первичном рынке недвижимости. И это право, с одной стороны, ничем в данном случае не ограничено. Но нужно обратить внимание на следующее.

Проблема состоит в том, что существуют сроки предоставления в банк договора на жилое помещение и свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилое помещение. Эти документы должны быть предоставлены в пределах срока действия договора банковского счета.

В связи с этим покупка квартиры (или имущественных прав на нее) в строящемся доме на этапе начала строительства (когда это наиболее выгодно, так как ее стоимость существенно ниже, чем на этапе окончания строительства) практически невозможна. Ведь продолжительность срока действия договора банковского счета и непосредственно самого жилищного сертификата составляет только 9 месяцев. А это существенно меньше срока осуществления и окончания строительства, а затем дальнейшей регистрации права собственности на квартиру в органах государственной регистрации.

Хотя теоретически купить квартиру в новостройке возможно. Допустим, речь может идти о приобретении квартиры в сдающемся или уже сданном доме на этапе окончания строительства или сдачи его в эксплуатацию. Но даже при этом необходимо знать, что с момента приемки дома и до его оформления в собственность квартир в этом доме проходит определенный срок (часто — немалый). А банк перечисляет деньги только при наличии государственной регистрации права собственности на приобретаемое жилье и в пределах ограниченных сроков.

То есть в соответствии с требованиями подпрограммы военнослужащие технически не смогут принять участие в долевом строительстве дома, особенно на этапе начала строительства, с оплатой денежными средствами, полученными по государственному жилищному сертификату.

Таким образом, с помощью государственных жилищных сертификатов можно приобрести то жилье, которое можно оформить в собственность в достаточно короткие сроки, уложившись при этом в период действия сертификата. Только при соблюдении этого условия можно рассчитывать на получение субсидии.

Порядок получения субсидии

Как уже было сказано ранее, срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи (она указывается в сертификате) и составляет:

  1. в отношении владельца сертификата для представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации подпрограммы (далее — банк), — 2 месяца;
  2. в отношении банка для представления владельцем сертификата необходимых документов (а именно договора на жилое помещение и свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение) — 9 месяцев;
  3. в случае замены сертификата (кроме замены в связи со смертью владельца сертификата или члена его семьи) — 6 месяцев.

То есть владелец государственного жилищного сертификата должен в течение 2 месяцев с момента его получения обратиться в банк для открытия банковского счета и заключения соответствующего договора либо по месту приобретения жилья, либо по месту пребывания владельца сертификата. Причем обратиться нужно не в любой банк, а только участвующий в реализации данной подпрограммы.

Это условие является обязательным для исполнения. Таким образом, не позднее двух месяцев с момента выдачи сертификата его нужно передать в наделенный соответствующими полномочиями банк. Сертификат, представленный в банк по истечении 2-месячного срока с даты его выдачи, банком не принимается.

Правовым последствием пропуска двухмесячного срока предъявления в банк является необходимость обращения в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, с заявлением о замене сертификата.

Затем кредитное учреждение должно открыть специальный счет, на который в будущем из бюджета будет переведена указанная в сертификате сумма. Но для этого перевода необходимо наступление определенных условий.

Открытый в банке на основании предоставленного сертификата счет является блокированным, и воспользоваться им до момента предоставления в банк необходимых документов будет невозможно.

При открытии счета обязательно заполняется банковская карточка с образцом подписи распорядителя счета.

Распорядитель счета (владелец сертификата) до приобретения должен предоставить в банк по месту приобретения жилья заключенный ранее договор об открытии банковского счета. В договоре банковского счета может быть предусмотрено, что по соглашению сторон открытие банковского счета и операции по его переводу осуществляются за счет средств распорядителя счета. Также в договоре может быть прописано доверенное лицо владельца сертификата.

Участник программы (владелец сертификата) за период его действия должен найти подходящее жилье, успеть заключить договор купли-продажи и зарегистрировать его в органах государственной регистрации. При этом оригиналы договора на жилое помещение и свидетельства (свидетельств) передаются в банк и хранятся там до перечисления средств участнику подпрограммы (он же распорядитель счета), указанному в договоре на жилое помещение, или до принятия решения об отказе от такого перечисления и затем возвращаются распорядителю счета.

Только при наличии этих подтверждающих данный факт документов банк переведет сумму, предоставленную по сертификату, на счет продавца жилья.

Банк в течение 3 рабочих дней с даты получения указанных ранее документов осуществляет их проверку и принимает договор на жилое помещение для оплаты. Допускается принятие договора на жилое помещение для оплаты в случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения (жилых помещений) ниже размера субсидии, указанного в сертификате.

В случае если стоимость приобретаемого жилого помещения (жилых помещений) превышает размер субсидии, указанный в сертификате, в договоре может быть определен порядок уплаты недостающей суммы.

Только если данные документы будут представлены в банк, будут одобрены им и приняты для дальнейшей оплаты, обязательства участника подпрограммы по оплате стоимости уже приобретенной им квартиры будут выполнены.

Субсидия предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем зачисления средств федерального бюджета на его банковский счет, открытый в банке.

После получения банком документов на приобретение жилья он должен принять решение о перечислении субсидии либо об отказе в ее перечислении.

Принятое решение банка об отказе в приеме договора на жилое помещение для оплаты или об отказе банка от его оплаты выдается распорядителю счета в течение 3 рабочих дней с даты получения документов в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.

Если банк принимает решение о приеме договора на жилое помещение для оплаты, он в течение 1 рабочего дня направляет государственному заказчику подпрограммы заявку на перечисление средств федерального бюджета в счет оплаты договора на жилое помещение.

Государственный заказчик подпрограммы в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки банка проверяет данные, указанные в заявке банка, на соответствие данным, содержащимся в едином реестре выданных сертификатов.

Основанием для отказа в перечислении субсидии является несоответствие данных, указанных в заявке банка, данным, содержащимся в едином реестре выданных сертификатов. В данном случае перечисление средств субсидии не производится, о чем государственный заказчик подпрограммы в указанный срок уведомляет банк.

Если указанные сведения соответствуют друг другу, государственный заказчик подпрограммы представляет в территориальный орган Федерального казначейства платежные поручения, в которых должны быть указаны номер и дата заявки банка, и заявку банка.

Аналогичную проверку осуществляет территориальный орган Федерального казначейства. При несоответствии данных, указанных в платежном поручении, данным, содержащимся в заявке банка, платежное поручение подлежит возврату государственному заказчику подпрограммы без исполнения, а при их соответствии территориальный орган Федерального казначейства санкционирует кассовый расход средств федерального бюджета государственным заказчиком подпрограммы.

Таким образом, оплата денежных средств по государственному жилищному сертификату производится Главным финансовым управлением Министерства обороны РФ в банк лишь после того, как владельцем сертификата куплено жилье, на него получено свидетельство о собственности, затем эти документы одобрены банком и направлены государственному заказчику (четыре дня), государственный заказчик, в свою очередь, проверяет полученные сведения в течение 5 дней, и лишь после этого направляет в территориальный орган Федерального казначейства для дальнейшей оплаты.

Субсидия считается предоставленной гражданину — участнику подпрограммы с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета (владельца сертификата) о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде субсидии в счет оплаты жилья, приобретаемого по договору на жилое помещение.

То есть когда владельцем сертификата предоставляется документально обоснованное подтверждение факта приобретения жилья в собственность (договор купли-продажи квартиры и свидетельство о государственной регистрации права собственности на нее), банк перечисляет денежные средства (субсидию) на счет продавца. С этого момента обязательства государства по обеспечению участника подпрограммы жильем является выполненной.

Определение размера субсидии

Расчет размера субсидии производится исходя из социальной нормы общей площади жилого помещения и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (норматив). Он определяется по каждому субъекту РФ, что позволяет учитывать состояние рынка жилья.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 1337-р размер безвозмездной финансовой помощи и иных жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, на строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир), устанавливается исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья (жилых помещений), определяемой ежеквартально Госстроем России в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 394-р, и является предельным.

В настоящее время полномочия по определению указанного норматива принадлежат Министерству регионального развития РФ.

На первое полугодие 2007 г. Приказом Министерства регионального развития РФ от 18 декабря 2006 г. N 149 „О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2007 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2007 года“ были утверждены:

  • норматив стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации в размере 17460 рублей;
  • средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по субъектам РФ.

Кроме средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья для расчета размера субсидии используется социальная норма общей площади жилого помещения, установленная для семей разной численности, количества членов семьи гражданина — участника подпрограммы.

Социальная норма общей площади жилья, исходя из которой определяется размер субсидии, устанавливается в следующих размерах:

  • для семьи численностью 1 человек — 33 кв. метра;
  • для семьи численностью 2 человека — 42 кв. метра;
  • для семьи численностью 3 и более человек — n x 18 кв. метров, где n — число лиц, признаваемых членами семьи в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Кроме того, средняя рыночная стоимость жилья определяется на основании региональных данных, а выдача сертификатов возложена на власти субъектов Федерации. Как считает большинство участников подпрограммы, чтобы получить жилье с использованием субсидии по сертификату, все равно приходится доплачивать.