Требование к персоналу, допускаемому к погрузочно-разгрузочным работам
Реферат на тему:
«ТРЕБОВАНИЕ К ПЕРСОНАЛУ, ДОПУСКАЕМОМУ К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ РАБОТАМ»
Спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-87.
Спецодежду в зависимости от категории перерабатываемых грузов следует подвергать стирке, химчистке , обезвреживанию и другим видам санитарной обработки в соответствии с действующими нормами, утвержденными в установленном порядке.
Рабочие при получении спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты должны быть проинструктированы о порядке пользования этими средствами и ознакомлены с требованиями по уходу за ними.
При наличии опасности падения предметов сверху, работающие на местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны носить защитные каски установленных образцов.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ следует использовать средства индивидуальной защиты в зависимости от вида груза и условий ведения работ.
Средства индивидуальной защиты должны соответствовать требованиям СТ СЭВ 1086-78 и стандартов СЭВ на средства защиты конкретных видов.
Требования к проведению погрузочно-разгрузочных работ
Выбор способов производства работ должен предусматривать предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов путем:
механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ;
применения устройств и приспособлений, отвечающих требованиям безопасности;
эксплуатации производственного оборудования в соответствии с действующей нормативно-технической документацией и эксплуатационными документами;
применения знаковой и других видов сигнализации при перемещении грузов подъемно транспортным оборудованием;
правильного размещения и укладки грузов в местах производства работ и в транспортные средства;
соблюдения требований к охранным зонам электропередачи, узлам инженерных коммуникаций и энергоснабжения.
При перемещении груза подъемно-транспортным оборудованием нахождение работающих на грузе и в зоне его возможного падения не допускается.
После окончания и в перерыве между работами груз, грузозахватные приспособления и механизмы (ковш, грейфер, рама, электромагнит и т. п.) не должны оставаться в поднятом положении. Перемещение груза над помещениями и транспортными средствами, где находятся люди, не допускается.
Грузы, размещаемые вблизи железнодорожных и крановых рельсовых путей, должны быть расположены в соответствии с требованиями ГОСТ 9238-83 и нормативно-технической документации.
Грузы (кроме балласта, выгружаемого для путевых работ) при высоте их укладки, считая от головки рельса, до 1.2 м должны находиться от наружной грани головки ближайшего к грузу рельса железнодорожного или подкранового пути на расстоянии не менее 2.0 м, а при большей высоте – не менее 2.5 м.
Строповку грузов следует производить в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденными Госнадзором. Строповку крупногабаритных грузов (металлических, железобетонных конструкций и др.) необходимо производить за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные места в зависимости от положения центра тяжести и массы груза. Места строповки, положение центра тяжести и массы груза должны быть обозначены предприятием – изготовителем продукции или грузоотправителем.
Перед подъемом и перемещением грузов должны быть проверены устойчивость грузов и правильность их строповки.
Способы укладки и крепления грузов должны обеспечивать их устойчивость при транспортировании и складировании, разгрузке транспортных средств и разборке штабелей, а также возможность механизированной погрузки и выгрузки. Маневрирование транспортных средств с грузами после снятия крепления с грузов не допускается.
Штабели сыпучих грузов должны иметь откосы крутизной, соответствующей углу естественного откоса для грузов данного вида, или должны быть ограждены прочными подпорными стенками.
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с применением машин непрерывного транспорта:
укладка грузов должна обеспечивать равномерную загрузку рабочего органа и устойчивое положение груза;
подача и снятие груза с рабочего органа машины должны производиться при помощи специальных подающих и приемных устройств.
При производстве работ с тарно-штучными грузами следует использовать контейнеры, средства пакетирования, а также специализированные грузозахватные приспособления, исключающие выпадение грузов.
Крыши контейнеров, устройства для их строповки и крепления к транспортным средствам должны быть очищены от посторонних предметов, льда и снега.
При погрузке (выгрузке) металлов электромагнитными и грейферными захватами зона подъема и перемещения грузов должна быть ограждена.
На местах погрузки и выгрузки лесоматериалов должны быть предусмотрены приспособления, исключающие развал лесоматериалов.
Погрузку и разгрузку сыпучих грузов следует производить механизированным способом, исключающим загрязнение воздуха рабочей зоны.
При разгрузке сыпучих грузов из полувагонов на повышенных путях, расположенных на высоте более 2,5 м, люки следует открывать со специальных мостиков.
При ликвидации зависания сыпучих грузов в емкостях нахождение в них работающих не допускается.
При разгрузке сыпучих грузов с автомобилей-самосвалов, стоящих на насыпях, а также при засыпке котлованов и траншей грунтом, автомобили-самосвалы необходимо устанавливать на расстоянии не менее 1м от бровки естественного откоса (за призмой обрушения, определяется по СНиП 111-4-80*, табл.3.).
Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение опасных (по ГОСТ 19433-88) грузов следует производить:
в соответствии с требованиями безопасности труда, содержащимися в документации, утвержденной в установленном порядке;
в специально отведенных местах при наличии данных о классе опасности по ГОСТ 19433-88 и указаний отправителя груза по соблюдению мер безопасности.
Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке, неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней.
После окончания работ с опасными грузами места производства работ, подъемно-транспортное оборудование, грузозахватные приспособления и средства индивидуальной защиты должны быть подвергнуты санитарной обработке в зависимости от свойств груза.
При возникновении опасных и вредных производственных факторов вследствие воздействия метеорологических условий на физико-химическое состояние груза погрузочно-разгрузочные работы должны быть прекращены или приняты меры по созданию безопасных условий труда.
Погружать и разгружать животных, сырье и продукты животного происхождения следует лишь при наличии данных о характере груза и в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.008-76. Перед началом работ груз должен быть проверен органами ветеринарного надзора.
Погружать, выгружать и перемещать грузы, требующие карантинной обработки, следует на специально выделенных площадках, отвечающих предъявляемым к ним санитарным требованиям Министерства здравоохранения.
После выполнения погрузочно-разгрузочных работ с животными, сырьем и продуктами животного происхождения места производства работ, транспортные средства, грузозахватные приспособления, инвентарь и средства индивидуальной защиты должны быть подвергнуты дезинфекции. Перед началом погрузочно-разгрузочных работ должен быть установлен порядок обмена условными сигналами между подающим сигналы (стропальщиком) и машинистом подъемно-транспортного оборудования.
При малом объёме грузов в исключительных случаях разрешается вручную проводить погрузку и разгрузку пылящих материалов (цемента, извести, гипса и др.). Работы следует производить в пыленепроницаемой одежде, в брезентовых рукавицах, респираторах и пылезащитных очках. Категорически запрещается разгружать цемент ручным способом при температуре +40°C и более.
Если рабочие работают непрерывно в респираторах, то администрация обязана давать им через каждые 30 минут отдых на 5 минут. Фильтры респиратора следует менять по мере загрязнения, но не реже одного раза в смену (согласно паспорту).
Производить погрузку и разгрузку катучих грузов следует, как правило, механизированным способом. Ручным способом указанные работы разрешается проводить в исключительных случаях при помощи наклонных площадок или покатов. При этом груз нужно поддерживать канатом с противоположной стороны, а рабочие, стоящие на земле или площадке, должны находится сбоку от поднимаемого или опускаемого груза. Находится сзади поднимаемого груза или спереди опускаемого груза категорически запрещается.
Переносить бутыли с кислотой или другими обжигающими жидкостями (едкими щелочами) на спине или на плече категорически запрещается. Бутыли следует переносить в плетёных корзинах вручную и обязательно вдвоём или перемещать их на специальных тележках, носилках, тачках, которые должны быть оборудованы гнёздами, соответствующими размерами тары; стенки гнёзд должны быть обиты войлоком или рогожей.
Поднимать на высоту бутыли с кислотой или другими обжигающими жидкостями ручным способом запрещается. Поднимать их можно только в специальных контейнерах. При этом бутыли обязательно должны быть в плетёных корзинах или в специальных ящиках.
Погрузка, разгрузка и перевозка кислот и едких щелочей в стеклянной таре разрешается только в плетёных корзинах или ящиках. В кузове автомобиля бутыли нужно устанавливать горловинами вверх и в один ряд, причём каждая должна быть закреплена в кузове так, чтобы во время движения автомобиля не могла опрокинуться или перемещаться по кузову.
Погрузку и разгрузку бочек с бензином и другими опасными жидкостями нужно производить по деревянным покатам или другим безопасным приспособлением; при этом бочки, грузимые на автомобиль, должны быть плотно закрыты металлическими пробками.
Запрещается применять для закрывания бочек деревянные пробки или тряпки, а также пользоваться металлическими ломами при перекатывании бочек в кузове и на земле или сбрасывать бочки с автомобиля на землю.
Бочки с лёгковоспламеняющимися и горючими жидкостями должны размещаться в кузове автомашины на специальной раме – подкладке или должны быть укреплены деревянными клиньями, обязательно пробками вверх. В качестве внутрицехового транспорта применяют: автомобильный, электрокары и электропогрузчики, тележки с приводом от лебедок, конвейеры, транспортеры, шнеки, пневмовинтовые питатели, аэрожолоба и т. д.
Безопасность при их эксплуатации, в полной мере, зависит от подготовки обслуживающего их персонала и разработки инструктивных документов на их обслуживание и эксплуатацию.
Скорость перемещения внутризаводского транспорта не должна превышать 5 км/час. Перед началом движения обязательно должна подаваться звуковая или световая сигнализация.
В местах перемещения конвейерных линий, рольгангов, транспортеров должны быть установлены защитные ограждения высотой не ниже 1,2 м., выполненные согласно требованиям ГОСТ 23407-78. Управление конвейерами должно производиться дистанционно с пульта управления оператором. Ширина проходов для обслуживания конвейеров и транспортеров должна быть не менее 0,8 м, а между параллельно установленными – проход шириной 1,0 м.
Конвейерные линии, рольганги, транспортеры должны иметь защитную блокировку и автоматическое отключение.
На территории предприятия должны быть оборудованы транспортные пути, исключающие до минимума взаимное пересечение грузопотоков. Дороги должны быть беступиковыми, на территорию и с территории должны быть предусмотрены не менее 2-х въездов – выездов. Дороги должны отвечать требованиям дорожного движения, содержаться в чистоте и иметь дорожную разметку и соответствующие знаки безопасности передвижения. На въездах на территорию устанавливаются схемы движения и знаки, ограничивающие движение. Скорость передвижения автотранспорта на прямых участках не должна превышать 10 км/час, на въездах, выездах, поворотах и участках с ограниченной видимостью 5 км/час.
Скорость движения железнодорожного транспорта не должна превышать 10 км/час.
В зимний период года дороги должны посыпаться песком и очищаться от снега и гололеда.
В местах пересечения автотранспорта с железнодорожным полотном должны быть установлены шлагбаумы, световая и звуковая сигнализация. Места пересечения железнодорожного полотна с автомобильной дорогой должны быть на одном уровне с твердым покрытием (протяженностью не менее 25м), пересечение должно быть под прямым углом с хорошим обзором.
Ширина автодорог при одностороннем движении должна быть 3,5-4,0 м, при двухстороннем — 6м. Ширина ворот для въезда автотранспорта должна быть на 1,5 м больше ширины габаритов автомобиля, но не менее 4,5 м.
Освещение на территории предприятия в ночное время проездов и дорог должно быть не менее 1 лк, а у ворот и площадок 5 лк.
На предприятиях широко используются системы с сосудами, работающими под давлением: газовые и водогрейные котлы, компрессорные установки, автоклавы, паро- и газопроводы, газовые баллоны, цистерны и бочки для транспортировки и хранения.
Сосуды, работающие под давлением, представляют потенциальную опасность т.к., вследствие нарушения режима эксплуатации и дефектов могут происходить взрывы с разрушением зданий, сооружений, оборудования и гибели людей из-за высвобождения при разрушении сосуда огромной энергии.
При взрыве происходит расширение, находящегося в нем сжатого газа (адиабатный процесс), практически без потерь энергии в окружающую среду.
Мощность взрыва определяется по формуле (кВт):
, (3.3.1.)
где А – работа расширения газа, Дж;
102 – коэффициент перевода размерности кг*м/с в кВт;
4.2. Требования к погрузочно — разгрузочным площадкам
4.2.1. Погрузочно — разгрузочные работы должны осуществляться на специально отведенной территории (площадке) с твердым покрытием без выбоин и уклонов, превышающих 3°. Допускается в качестве погрузочно — разгрузочных площадок использовать спланированные площадки с твердым естественным грунтом, обеспечивающим нормальную эксплуатацию автотранспортных средств в пределах проектной нагрузки от грузов и транспортных средств.
4.2.2. Подъездные пути (в том числе спуски и подъемы) к погрузочно — разгрузочным площадкам должны иметь твердое покрытие без выбоин и содержаться в исправном состоянии.
4.2.3. В местах пересечения подъездных путей с канавами, траншеями, железнодорожными линиями и т.п. должны быть устроены настилы или мосты шириной не менее 3,5 м, обеспечивающие безопасный переезд.
4.2.4. Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем и 3,5 м при одностороннем движении с необходимым расширением на закруглениях дорог.
4.2.5. Размеры погрузочно — разгрузочных площадок должны обеспечивать размещение груза, нормальный фронт работ для необходимого количества транспортных средств, средств механизации и рабочих, занятых перемещением грузов.
4.2.6. Погрузочно — разгрузочные площадки должны иметь обозначенные границы.
4.2.7. Выбор места для погрузочно — разгрузочных площадок и размещение на них зданий и сооружений должны производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.009 и соответствовать требованиям СНиП II-89-80*.
4.2.8. Места производства погрузочно — разгрузочных работ и подъездные пути к ним должны быть оборудованы дорожными знаками и указателями.
4.2.9. При размещении транспортных средств на погрузочно — разгрузочных площадках расстояние между габаритами стоящих друг за другом транспортных средств должно быть не менее 1 м, а между габаритами транспортных средств, стоящих рядом, — не менее 1,5 м.
4.2.10. При проведении погрузочно — разгрузочных работ вблизи зданий расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м, при этом обязательно наличие тротуара, отбойного бруса и т.п.
4.2.11. Площадки для укладки грузов должны иметь обозначение границ штабелей, проходов и проездов между ними. Размещение грузов в проходах и проездах не допускается. Расстояние между штабелем груза и транспортным средством должно быть не менее 1 м.
4.2.12. Места разгрузки автомобилей — самосвалов у откосов, оврагов и т.п. должны оборудоваться колесоотбойными брусами. Если таковые не устанавливаются, то минимальное расстояние, на которое может подъезжать автомобиль для разгрузки к откосу, определяется конкретными условиями и углом естественного откоса грунта. При этом обязательно присутствие сигнальщика.
4.2.13. Автотранспортные средства, подаваемые под погрузку или разгрузку задним ходом, не должны при этом маневрировать. Выезд с места погрузки и разгрузки должен быть свободным, а его ширина не должна быть менее 3,5 м.
4.2.14. При погрузке сыпучих грузов из люков емкостей следует устанавливать указатели места установки транспортного средства и наносить разграничительные полосы на дороге при подъезде к люку.
4.2.15. Эстакады, предназначенные для разгрузки, должны иметь необходимый запас прочности для принятия полностью загруженных транспортных средств, а также снабжены боковыми ограждениями и колесоотбойными брусьями.
4.2.16. На площадках для погрузки и разгрузки тарных штучных грузов следует устанавливать платформы, эстакады, рампы высотой, равной высоте несущей поверхности (пола кузова) транспортных средств.
4.2.17. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 м.
4.2.18. Площадки, предназначенные для промежуточного складирования грузов, следует располагать на расстоянии не менее 2,5 м от железнодорожных путей и автомобильных дорог.
4.2.19. Освещенность погрузочно — разгрузочных площадок в темное время суток должна обеспечивать нормальные условия производства работ в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95. Освещенность должна быть не менее 10 лк, равномерной, без слепящего действия осветительных приборов.
4.2.20. Над погрузочно — разгрузочными площадками и площадками складирования грузов не допускается прохождение воздушных линий электропередачи. При необходимости устройства мачт освещения внутри площадки подводка электрических проводов к ней осуществляется кабелем, проложенным под землей.
Допускается подводка питающего кабеля по земле на козелках.
4.2.21. При проведении погрузочно — разгрузочных работ в закрытых помещениях последние должны иметь искусственное и аварийное освещение по СНиП 23-05-95.
Относится ли мостовой кран к погрузочно-разгрузочным машинам
#1 ONLINE Сергей
Служба тех. поддержки
- ID: 1
- Онлайн: 154д 1ч 57м 55с
Коллеги, кто сможет ответить навопрос
Заранее «спасибо» тому кто обоснованно (не предположительно) ответит. Машинист мостового крана (женщина) работает на погрузочно-разгрузочных работах на кирпично- силикатном заводе. Имеет ли она право выхода на досрочную пенсию (в 50 лет) согласно п.3 статьи 27 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», как машинист мостового крана работающий на погрузочно- разгрузочных машинах. Квинт-исенция этого вопроса в том, что можно ли (или относится ли)мостовой кран отнести к погрузочно-разгрузочным машинам. Нигде не находим обоснованного утвердительного ответа (только одни предположения).
С уважением, Сергей
«А голова предмет темный и исследованию не подлежит»
2.5. Требования к погрузочно-разгрузочным рампам, платформам, пандусам
2.5.1. Погрузочно-разгрузочные рампы, платформы должны быть выполнены с учетом требований защиты грузов и грузоподъемных механизмов от атмосферных осадков. Навес должен не менее чем на 0,5 м перекрывать ось железнодорожного пути и выступать не менее чем на 1,5 м от края рампы над автомобильным проездом.
2.5.2. Длина рампы должна определяться грузооборотом и вместимостью склада с учетом его объемно-планировочного решения.
2.5.3. Рампы и платформы должны иметь не менее двух рассредоточенных лестниц или пандусов.
2.5.4. Отметка края погрузочно-разгрузочной рампы для автомобильного транспорта должна быть на уровне 1,2 м от проезжей части дороги или погрузочно-разгрузочной площадки.
2.5.5. Рампы и платформы для железнодорожного подвижного состава должны соответствовать требованиям ГОСТ 9238.
2.5.6. Ширина рамп и платформ должна обеспечивать требования технологии и безопасность погрузочно-разгрузочных работ.
2.5.7. Ширина пандусов для проезда напольного колесного безрельсового транспорта должна превышать максимальную ширину груженых транспортных средств не менее чем на 0,6 м, уклон пандусов должен быть не более 16 % для закрытых помещений и не более 10% — снаружи зданий.
2.6. Требования к подпорным стенам
2.6.1. Подпорные стены, как правило, должны быть железобетонными, бетонными, бутобетонными, бутовой кладки.
2.6.2. Глубина заложения подошвы подпорной стены должна быть не менее 0,6 м в нескальных и не менее 0,3 м в скальных грунтах.
2.6.3. Высота подпорных стен для грузовых рамп автомобильного транспорта со стороны подъезда должна быть 1,2 м, для железнодорожного транспорта — 1,1 м от уровня головки рельсов для колеи 1520 мм и 0,75 м — для колеи 750 мм.
2.6.4. В местах возможного движения работников подпорные стены должны иметь ограждения высотой 1 м и бортовой камень высотой не менее 0,4 м при прохождении автодороги вдоль подпорной стены.
2.6.5. На косогорных участках для отвода атмосферных вод должен быть устроен водоотводный кювет.
2.7. Требования к подвалам
2.7.1. Подвалы, как правило, должны быть одноэтажными.
2.7.2. Допускается устройство подвалов с техническим этажом для кабельных разводок. В обоснованных случаях могут быть подвалы с большим числом кабельных этажей.
2.7.3. Высота подвалов должна быть не менее 3 м, технических этажей для кабельных разводок не менее 2,4 м, высота проходов (в чистоте) — не менее 2 м.
2.7.4. Полы должны быть с уклоном к приямкам канализации с обособленной системой отвода воды. Непосредственное соединение приямков с ливневой и другими типами канализации не допускается.
2.7.5. Стены подвалов должны быть выполнены из несущих железобетонных панелей, блоков и монолитного железобетона.
2.7.6. При наличии подземных вод должна быть гидроизоляция. В качестве основной меры защиты следует устраивать пластовые дренажи под всем полом подвала.
2.7.7. Кабельные подвалы и кабельные этажи подвалов должны быть разделены на отсеки объемом не более 3 тыс. мс оборудованием их средствами пожаротушения.
2.7.8. Двери и выходы из кабельных подвалов и между отсеками должны быть противопожарными, открываться по направлению ближайшего выхода, иметь устройства для самозакрывания, притворы дверей должны быть уплотнены.
2.7.9. Эвакуационные выходы из подвалов должны быть, как правило, через обособленные лестничные клетки с выходом непосредственно наружу. Допускается использование общих лестничных клеток с отделением глухой противопожарной перегородкой от остальной части лестничной клетки.
2.7.10. При невозможности устройства выходов непосредственно наружу допускается их устройство в помещения категорий Г и Д.
2.7.11. В маслоподвалах независимо от площади и в кабельных подвалах объемом более 100 мдолжны предусматриваться автоматические установки пожаротушения, в кабельных подвалах меньшего объема — автоматическая пожарная сигнализация.
2.2. Требования к погрузочно-разгрузочным площадкам
Погрузочно-разгрузочные площадки и подъездные пути к ним должны иметь твердое и ровное покрытие и содержаться в исправном состоянии. Спуски и подъемы в зимнее Время должны быть очищены от льда и снега и посыпаны песком или шлаком. Допускается в виде исключения использовать улучшенные естественные подъездные пути, если они обеспечивают безопасность движения. В местах пересечений подъездных путей с канавами, траншеями и железнодорожными линиями должны, быть устроены пастилы, или мосты для переездов. Ширина подъездных путей должна быть не менее 6,2 м при двустороннем движении автомобилей и не менее 3,5 м при одностороннем. Проходы должны быть шириной не менее 1 м.
При размещении автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках расстояние между автомобилями, стоящими друг за другом (в глубину), должно быть не менее 1 м, а между автомобилями, стоящими рядом (по фронту), не менее 1,5 м. Места погрузочно-разгрузочных работ, в том числе проходы и проезды, должны иметь естественное и искусственное освещение, удовлетворяющее требованиям СНиП II-4—79. Освещенность должна быть равномерной, без слепящего действия светильников на работающих. В закрытых помещениях и в помещениях с недостаточной вентиляцией использовать машины с двигателями внутреннего, сгорания без нейтрализации отработавших газов запрещается. Регулируют движение автомобилей на погрузочно-разгрузочных площадках и подъездных путях к ним общепринятыми знаками и указателями. Скорость движения не должна превышать 10 км/ч.
На площадках для погрузки и выгрузки тарных штучных грузов (тюков, бочек, рулонов), хранящихся на складах и в пакгаузах, устраивают платформы, эстакады или рампы высотой, равной высоте пола кузова автомобиля. Если пол кузова автомобиля будет выше или ниже, то необходимо использовать трапы. Эстакады, с которых разгружаются сыпучие грузы, ограждают с боков и оборудуют колесоотбойными брусьями. Эстакады должны иметь запас прочности на восприятие полной нагрузки грузового автомобиля определенной марки. Склады, расположенные в подвальных или полуподвальных помещениях с лестницами высотой более 1,5 м или при числе маршей более одного, должны оборудоваться люками и трапами для спуска грузов непосредственно в складское помещение. Для поднятия грузов устраивают подъемники. Подъемниками оборудуют также склады, расположенные выше первого этажа, с лестницами высотой более 2 м или при числе маршей более одного.
2.3. Условия безопасности при эксплуатации подъемно-транспортных устройств
К управлению грузоподъемными машинами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное обучение и имеющие соответствующее удостоверение. К управлению грузоподъемными машинами с пола и к подвешиванию грузов на крюк этих машин могут допускаться рабочие других профессий, прошедшие инструктаж.
Управление автомобильным краном может быть поручено водителю автомобиля после обучения его по соответствующей программе и аттестации квалификационной комиссией. Грузоподъемные краны почти всех типов регистрируют в органах Госгортехнадзора. Исключение составляют: краны с ручным приводом; краны мостового типа и передвижные или поворотные консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарно установленного пульта; стреловые и башенные краны, рассчитанные на грузоподъемность до 1 т включительно; стреловые краны, рассчитанные на работу с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота или передвижения; переставные краны, устанавливаемые на монтируемом сооружении.
Грузоподъемные машины в процессе эксплуатации должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию: частичному, не реже 1 раза в 12 мес.; полному, не реже 1 раза в 3 года, за исключением редко используемых, которые освидетельствуют не реже, чем через каждые 5 лет.
Внеочередное полное техническое освидетельствование производится после: монтажа, вызванного установкой грузоподъемной машины на новое место; реконструкции; ремонта металлических конструкций с заменой расчетных элементов или узлов; установки сменного стрелового оборудования; капитального ремонта или смены механизма подъема; смены крюка.
Полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины включает:
осмотр всех механизмов и несущих конструкций;
статическое испытание грузом, превышающим грузоподъемность машины на 25%, для проверки ее прочности, а также грузовой устойчивости против опрокидывания. Груз поднимают на высоту 100— 200 мм для кранов стрелового типа и 200—300 мм для передвижных консольных и мостовых кранов и выдерживают в течение 10 мин. По истечении 10 мин груз опускают, затем проверяют отсутствие остаточной деформации, трещин и других повреждений;
динамическое испытание грузом, на 10% превышающим грузоподъемность машины, для проверки действия механизмов и тормозов. Допускается производить динамическое испытание грузом, равным грузоподъемности машины по паспорту. При динамическом испытании производят повторные подъем и опускание груза и проверку действия всех других механизмов.
При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания грузоподъемной машины не производятся.
Результаты технического освидетельствования грузоподъемных машин записывают в паспорт с указанием срока следующего освидетельствования, а на кран устанавливают таблички (бирки) с указанием регистрационного номера, грузоподъемности и даты следующего испытания. Грузоподъемные машины, не прошедшие технического освидетельствования в срок, к работе не допускаются.
Домкраты испытывают при техническом освидетельствовании только на статическую нагрузку, превышающую паспортную грузоподъемность не менее чем на 10%. Периодичность испытаний— 1 раз в 12 мес. Домкрат выдерживают под нагрузкой в течение 10 мин, причем винт (рейка, шток) его должен быть выдвинут в крайнее верхнее положение. У гидравлических домкратов не допускается к концу испытания падение давления более чем на 5%. Результаты испытания заносят в паспорт.
На всех рубильниках грузоподъемных машин должны быть четкие надписи с указанием, к каким машинам они относятся. Движущиеся легкодоступные части грузоподъемных машин должны быть ‘закрыты съемными ограждениями. Работа без ограждений запрещается. Металлоконструкции и металлические части электрооборудования кранов с электроприводом, которые могут оказаться под напряжением в результате повреждения изоляции, должны быть заземлены. Краны и грузоподъемники с электрическим, гидравлическим или пневматическим приводами должны иметь автоматические устройства (концевые выключатели, ограничители грузоподъемности), обеспечивающие безопасность работы. Следует помнить, что использовать грузоподъемники и краны для перемещения людей запрещается.
Ручные тали должны иметь надежные и исправные тормозные устройства. Грузовая цепь и зубья звездочки не должны быть изношены. Не допускается уменьшение диаметра отдельных звеньев грузовой цепи на 10% и более. Червячные тали должны иметь исправную червячную передачу.
Не допускают к работе домкрат с неисправными тормозными устройствами, изношенными шестернями реечного домкрата, винта и гайки винтового домкрата более чем на 20%. Реечные домкраты должны иметь шипы на нижней опорной плоскости и насечки на головке.
При работе на автокране следует следить, чтобы масса поднимаемого груза не превышала грузоподъемность автокрана при данном вылете и максимальную грузоподъемность. Поднимать груз двумя кранами разрешается только под руководством инженерно-технического работника АТП, эксплуатирующего краны. При скорости ветра 14 м/с и более работа автокраном должна быть прекращена. Работа под линиями электропередач и в других опасных местах должна проводиться только при специальном разрешении.
При помощи автокрана запрещается: поднимать груз неустановленной массы, засыпанный землей, находящийся под какими-либо предметами, примерзший к земле или к другому предмету; вытаскивать из земли сваи, столбы и т. п. При работе па автокране запрещается: перемещать груз путем подтягивания или поднимать его при косом натяжении грузового троса; резко тормозить при подъеме или опускании груза или при повороте крановой установки; передвигать кран при поднятом грузе; проносить грузы над людьми. При погрузочно-разгрузочных операциях работать следует с опущенными упорами.
Конвейеры-транспортеры должны иметь сплошные металлические ограждения приводных барабанов и ремней. Устанавливать конвейеры-транспортеры следует так, чтобы по сторонам оставались проходы шириной не менее 1 м. Перемещают конвейеры-транспортеры под руководством ответственного лица. Перед передвижением и после окончания работы транспортер необходимо опустить в крайнее нижнее положение. Перемещать транспортер в рабочем положении запрещается.
Требования к погрузочно-разгрузочным машинам
Погрузчики применяются для погрузки разнообразных материалов на транспортные устройства и укладки их в штабеля на месте хранения, а также для перемещения материалов на складах в процессе сортировки и в технологическом потоке производства. Во время работы погрузочные машины осуществляют захват материалов, его перемещение и выгрузку. По роду работы погрузчики разделяются на машины цикличного и непрерывного действия.
Погрузочные машины цикличного действия разделяются на универсальные, применяемые для работ с разнообразными сыпучими материалами и штучными грузами, и специальные, приспособленные для работы только с определенным видом материала. Универсальным машинам придается сменное оборудование — разнообразные рабочие органы.
Выпускаются погрузчики с грузоподъемным устройством, расположенным фронтально или установленным на поворотной платформе. Производительность последних выше, так как при погрузке на подвижные средства сокращается холостой ход погрузчика.
Имеются конструкции погрузчиков, у которых грузоподъемное устройство расположено не впереди, а сбоку, в глубоком поперечном проеме, откуда оно может перемещаться вверх, вниз и поперек продольной оси. Такое устройство позволяет поднимать длинномерные грузы и укладывать их на платформу погрузчика параллельно его продольной оси.
Передвижные погрузочные машины отличаются одна от другой ходовым устройством: пневмоколесные, гусеничные.
К погрузочным машинам циклического действия относятся: автопогрузчики, погрузчики на пневмоколесном ходу, тракторные погрузчики на пневмоколесном и гусеничном ходу.
К погрузочно-разгрузочным машинам относятся погрузчики и разгружатели, навесное рабочее оборудование которых смонтировано на самоходных шасси автомобилей, тракторов или тягачей. Различают погрузчики непрерывного и цикличного действия.
Погрузчики непрерывного действия (рис. 62) применяются для погрузки сыпучих, мелкокусковых и штучных грузов из штабелей в транспортные средства. Рабочий орган этих погрузчиков смонтирован на раме и представляет собой ковшовый, ленточный или скребковый конвейер. Подача материала к конвейеру осуществляется с помощью винтового питателя (шнека) (см. рис. 62, а) или подгребающих лопастей (см. рис. 62,6). От погрузчика к транспортному средству материал передается по наклонному лотку. Имеются также погрузчики, в качестве питателя у которых установлен ротор или фреза. Производительность погрузчиков колеблется от 80 до 120 м3/ч. Предусматривается изготовление многоковшовых погрузчиков производительностью до 200 м3/ч.
Рис. 62. Схемы погрузчиков непрерывного действия
а — элеваторный с лопастным шнековым питателем; б— скребкозый с подгребающими лопастями
Рис. 63. Основные типы одноковшовых погрузчиков
В соответствии с ГОСТ 12568—67 промышленность осваивает погрузчики грузоподъемностью 2—10 т. Проводятся работы по созданию большегрузных погрузчиков грузоподъемностью 15 и 25 т. Среди одноковшовых погрузчиков важное место занимают фронтальные погрузчики с разгрузкой вперед (см. рис. 63, а, б, в, г, д, з). Выпускаются также погрузчики с разгрузкой в стороны и назад (рис. 63,и). Ходовое оборудование погрузчиков выполняется пневмоколесным и гусеничным. Опорная рама пневмоколесных погрузчиков бывает жесткая и шарнирно-сочлененная (рис. 63,5). Ходовые колеса погрузчиков могут попарно поворачиваться в обе стороны, придавая ему высокую мобильность. Силовой установкой одноковшового погрузчика служат двигатель внутреннего сгорания — дизель или дизель-электрическая установка.
По мощности двигателя различают погрузчики: малой мощности — до 100 л. е., средней мощности —до 200 л. е., большой мощности —до 700 л. с. и сверхмощные — свыше 700 л. с. Одноковшовые погрузчики обозначают маркой ТО, что обозначает транспортное оборудование. Тип ходового оборудования обозначается двумя буквами: ПГ — гусеничное; ПК — пневмоколесное. Погрузчики в северном исполнении имеют в индексе буквы ХЛ, а в тропическом —Т.
Конструктивная схема и принцип действия одноковшового погрузчика на пневмоколесном ходу показаны на рис. 64,а. Рабочее оборудование погрузчика смонтировано на тракторе К-702. Шарнирно-сочлененная рама и гидромеханическая трансмиссия обеспечивают погрузчику хорошую маневренность и постоянное сцепление колес с грунтом. На передней раме трактора установлен портал, к которому крепится стрела. Ковш посредством коромысла соединяется со стрелой. Опрокидывание ковша осуществляется гидроцилиндрами. Грузоподъемность погрузчика 4 т.
Схема одноковшового погрузчика на гусеничном ходу грузоподъемностью 2 т показана на рис. 64,6. Подъезжая к штабелю, погрузчик на ходу опускает ковш, врезается в него и зачерпывает материал. Гидроцилиндр, воздействуя на коромысло и шарнирно-рычажную систему, поворачивает ковш в вертикальной плоскости на себя для предотвращения высыпания материала, а гидроцилиндры поднимают стрелу с ковшом в транспортное положение. Стрела и гидроцилиндры крепятся на портале. Управление погрузчиком осуществляется из кабины трактора. Жидкость к гидроцилиндрам подается гибкими рукавами, рассчитанными на давление 13 МПа (130 кгс/см2). Гусеничные погрузчики по сравнению с колесными развивают большие напорные усилия, что способствует лучшему заполнению ковша материалом, особенно слежавшимся.
Автопогрузчики (рис. 65) относятся к числу универсальных погрузочных машин, изготовляемых на базе узлов грузовых автомобилей, и имеют различные виды сменного рабочего оборудования: вилочный захват, безбалочную стрелу с крюком, штырь, ковш и др. Грузоподъемник автопогрузчика (см. рис. 65, д) состоит из телескопической рамы, наружняя часть которой установлена шарнирно впереди погрузчика, а внутренняя (выдвижная) — соединяется с гидроцилиндром. По направляющим выдвижной части рамы перемещается каретка с вилочным захватом. Выдвижение штока гидроцилиндра приводит к подъему выдвижной части рамы. Грузовая каретка с помощью двух пластинчатых цепей, перекинутых через блоки, соединяется с неподвижной рамой. Такой способ закрепления цепи образует двухкратный полиспаст, позволяющий при выдвижении штока гидроцилиндра на 2 м поднять каретку с захватом на высоту 4 м. Наружная рама может при помощи гидроцилиндров и тяг наклоняться вперед на 3—4° и назад на 12—15°. Наклон рамы вперед облегчает захват груза, а отклонение назад увеличивает устойчивость погрузчика. Грузоподъемность автопогрузчиков колеблется в пределах 1,5—7,5 т. Скорость передвижения с грузом составляет 6—15, а без груза — до 40 км/ч.
Рис. 64. Конструктивные схемы погрузчиков а — на пневмоколесном ходу; б — на гусеничном ходу
Рис. 65. Схемы автопогрузчиков
а — с вилочным захватом; б —с безбалочной стрелой; в — со штырем; г —с ковшом; д — схема грузоподъемника автопогрузчика
Для выполнения небольших объемов работ, особенно в стесненных условиях, применяют аккумуляторные погрузчики грузоподъемностью 0,5—1,5 т. Они обладают большой маневренностью при скорости передвижения 6—10 км/ч и радиусах поворота 1,6—2,1 м.
Разгружатели (разгрузчики), применяемые в путевом и дорожном строительства, разделяются на механические и пневматические. Механические разгрузчики применяют для разгрузки мелкосыпучих и кусковых материалов с открытых железнодорожных платформ, а пневматические— для разгрузки пылевидных (цемента и др.) из крытых вагонов. В качестве разгрузчиков инертных материалов (песка, гравия, щебня и др.) с железнодорожных платформ могут быть использованы тракторные отвалы, разгрузчики с винтовым питателем, скребковым конвейером или в виде скребкового толкателя, совершающего возвратно-поступательные движения и удаляющего материал в приемный бункер, Производительность их достигает 200—300 т/ч.
Скребковый разгрузчик (рис. 66,а) стационарного типа сталкивает материал (песок, гравий, шлак) с железнодорожных платформ скребком, перемещаемым вперед и назад толкателем. Материал с платформы попадает в бункер, а оттуда на ленточный конвейер. Платформы поочередно протаскивают перед разгрузчиком с помощью канатной лебедки. Для разгрузки смерзшихся материалов их предварительно рыхлят фрезами, установленными на мосту, перемещающемуся по стоикам. При опускании вращающихся фрез смерзшийся материал не только разрыхляется, но и частично сталкивается в бункер. Оставшийся на платформе материал сталкивается в бункер скребком разгрузчика.
Элеваторный разгрузчик (см. рис. 66,6) самоходного типа служит для выгрузки песка, гравия и шлака из полувагонов. Разгрузчик состоит из портала, на который подвешена передвижная рама с двумя ковшовыми элеваторами, ленточный поперечный конвейер и отвальный конвейер. Портал опирается на рельсовый путь и может перемешаться вдоль состава. При необходимости полувагоны могут передвигаться под порталом по своему рельсовому пути. При разгрузке полувагона элеваторы сначала опускаются вниз у одного торца полувагона, а затем перемещением портала элеваторы выбирают материал до другого торца полувагона. Материал из ковшей элеваторов разгружается на поперечный конвейер, а с него — на отвальный конвейер. Последний может поворачиваться в плане на угол до 20°, что
позволяет отсыпать штабель высотой 8—9 м. Производительность разгрузчика достигает 300—450 т/ч.
Пневматический разгрузчик всасывающего действия (рис. 67, а) предназначен для разгрузки цемента из крытых вагонов и состоит из вакуум-насоса, осадительной камеры, заборного устройства и приводного электродвигателя. Насос создает разрежение в осади-тельной камере, рукавах, и во всасывающем сопле самоходного заборного устройства. Заборное устройство состоит из сопла для всасывания цемента, подгребающих дисков, механизма передвижения, электродвигателей и ходовых колес. Сверху к фланцу сопла привинчен стакан, на котором свободно насажен поворотный патрубок, соединенный хомутами с гибким рукавом цемёнтовода. Осадительная камера служит для отделения цемента от воздушного потока, очистки воздуха и выгрузки цемента в приемное устройство склада.
Рис. 66. Разгрузчики сыпучих материалов
а — с открытых железнодорожных платформ; б — из полувагонов
Рис. 67. Вакуумная установка для разгрузки цемента
а —общий вид; б — принципиальная схема
Выгрузка цемента из осадительной камеры осуществляется шнеком, приводимым в движение электродвигателем. Во избежание попадания частиц цемента в вакуум-насос в осадительной камере устанавливают матерчатый фильтр (см. рис. 67,6), который в целях очистки периодически встряхивается и продувается. Производительность вакуумных установок при диаметре це-менТопровода 152 мм составляет 50—90 т/ч. Вакуум в системе поддерживается на уровне 0,04—0,06 МПа (0,4— 0,6 кгс/см2). Мощность установленных электродвигателей составляет 105 кВт, дальность подачи материала 12—50 м, Для разгрузки цемента из крытых вагонов используются также пневматические разгрузчики всасыва-юще-нагнетательного типа, за разгрузочным шнеком осадительной камеры которых установлена смесительная камера. Сжатый воздух, поступающий в смесительную камеру через микропористую перегородку, аэрирует цемент и ускоряет перемещение его по трубопроводу в бункер.