Статья 702 Договор подряда
Деятельность лиц по выполнению определенной работы (функции) может регулироваться самыми разными договорами, которые зачастую сложно отграничить друг от друга. В данной статье приведены отличия договора подряда от договора возмездного оказания услуг.
Почему важно разграничивать соответствующие договоры? В случае спора суд может квалифицировать отношения между сторонами по своему усмотрению, независимо от названия договора, исходя из его содержания. Соответственно, суд будет вправе применить нормы права, которые могут оказаться для стороны сделки невыгодными по сравнению с теми, на которые она рассчитывала при заключении соответствующего договора. Поэтому в первую очередь важно четко обозначать в договоре его предмет.
Главное отличие договора подряда от договора возмездного оказания услуг можно выявить уже на основании сравнения легальных определений этих договоров в Гражданском Кодексе РФ (далее – ГК РФ). Согласно статье 702 ГК РФ, договор подряда предполагает, во-первых, обязательство подрядчика выполнить по заданию заказчика определенную работу и сдать ее результат заказчику и, во-вторых, обязательство последнего принять результат работы и оплатить его. В свою очередь, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик – их оплатить (ст. 779 ГК РФ). Помимо разницы в наименовании стороны договора, выполняющей необходимую заказчику функцию (подрядчик или исполнитель), из приведенных положений усматривается, что договор подряда нацелен и оканчивается созданием определенного овеществленного результата, а договор возмездного оказания услуг ориентирован на предоставление нематериальных услуг заказчику. Это также подтверждается статьей 783 ГК, которая указывает, что к обязательствам по возмездному оказанию услуг применяются общие нормы подряда (ст.702-729 ГК РФ), если это не противоречит положениям о возмездном оказании услуг и особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Отличия в предметах договоров.
Продолжая разграничение по критерию предмета (и сущности) указанных договоров, следует отметить, что сам факт оказания услуг по договору возмездного оказания услуг не только не предусматривает создание какого-либо овеществленного результата, но и не «гарантирует» достижение какого-либо полезного эффекта от деятельности исполнителя (его деятельность сама по себе представляет ценность). В качестве примеров можно привести те виды услуг, которые прямо указаны в ГК и отнесены к регулированию норм о возмездном оказании услуг. Пункт 2 статьи 779 ГК РФ указывает следующие виды: услуги связи, медицинские, ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные услуги, услуги по обучению, туристическому обслуживанию и другие. В судебной практике сюда включаются, например, такие услуги, как управление делами предприятия в процессе его ликвидации. Напротив, не регулируются нормами о возмездном оказании услуг в силу своей специфики: перевозка; договоры банковского вклада и банковского счета; хранение; договоры поручения, комиссии и некоторые другие, указанные в п. 2 ст. 779 ГК. Описывая в договоре его предмет, стоит конкретизировать, что понимается под теми или иными услугами.
Предметом договора подряда, как уже было сказано, является вещь – это может быть вновь созданная вещь, измененная подрядчиком вещь (например, отремонтированный автомобиль) или иной результат работы подрядчика, имеющий материальное выражение. Результат работ, в отличие от услуг исполнителя, должен, во-первых, существовать отдельно от подрядчика и, во-вторых, быть гарантированным. Указание на определенный результат работ как на предмет договора необходимо для признания договора подряда заключенным. Описание результата фактически содержится в задании заказчика (этому может быть посвящена отдельная глава договора или приложение к нему, например, техническое задание). Задание заказчика характеризует сам предмет договора, тот результат, который желает получить заказчик. Поэтому у подрядчика возникает обязанность осуществить результат работы в соответствии с этим заданием, а также обязанность сообщить заказчику о том, что при выполнении его указаний о способе исполнения работы грозят годности или прочности результатов, либо создают невозможность ее завершения в срок (ст. 716 ГК). Хотя последние два положения могут применяться судами и к договорам оказания услуг.
Сложности при разграничении договоров возникают тогда, когда в процессе оказания каких-либо услуг создается материальный результат. В этом случае отношения сторон правильнее квалифицировать как договор возмездного оказания услуг если этот результат является частью действий по оказанию услуг. Даже если создается некий материальный объект (например, заключение аудитора), у заказчика на него не возникает вещных прав, поскольку такой объект, результат является выражением деятельности по оказанию услуг. Услуга непосредственно потребляется заказчиком, услуги нельзя накопить в отличие от результатов работ.
Отличия в сторонах договора
Никаких специальных требований к сторонам как договора подряда, так и договора возмездного оказания услуг не установлено (за исключением того, что для оказания некоторых видов услуг исполнителю требуется лицензия). Это означает, что сторонами обоих видов рассматриваемых обязательств могут быть физические и юридические лица и другие участники оборота.
Однако по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязан оказать услуги лично, если иное не предусмотрено договором (ст. 780 ГК РФ). Применительно к договорам подряда сформулировано обратное правило: для выполнения работы подрядчик вправе привлечь других лиц без указания на иное в законе или договоре (ст. 706 ГК).
Отличие по критерию сроков.
В договоре подряда начальный и конечный сроки выполнения работы являются существенными условиями договора, без которых договор не будет считаться действительным. В отношении договоров возмездного оказания услуг в большинстве случаев (но не всегда) срок, т.е. период оказания услуг не признается существенным условием, например, если услуги носят систематический характер.
Иные отличия рассматриваемых договоров.
Сроки оплаты применительно к договору возмездного оказания услуг нормами закона не регулируются – устанавливаются по соглашению сторон в договоре (ст. 781 ГК), а в договоре подряда, по общему правилу, обязательство по уплате цены работы возникает уже после окончательной сдачи работы подрядчиком.
Особенностью договора возмездного оказания услуг является возможность отказа от исполнения договора в одностороннем порядке без обращения в суд (ст. 782 ГК РФ) со стороны исполнителя. При отказе заказчика от исполнения договора возмездного оказания услуг применяется положение об одностороннем отказе заказчика (ст. 717 ГК РФ) за исключением положения, предусматривающего, что убытки возмещаются подрядчику в пределах цены невыполненной работы, – в договоре оказания услуг заказчик возмещает исполнителю только фактически понесенные расходы. Исполнитель же по договору возмездного оказания услуг вправе отказаться от договора при полном возмещении заказчику убытков.
Поскольку специальное регулирование договоров о возмездном оказании услуг ограничивается несколькими статьями ГК РФ, к отношениям сторон (при отсутствии иного в договоре) применяются положения подряда, которые не противоречат особенностям оказания услуг. В частности, положения о сроке (устанавливаются начальный и конечный сроки оказания услуги), ст. 708 ГК, о распределении рисков (ст.705 ГК), о возможном определении цены путем составления сметы (ст. 709 ГК), о проверке заказчиком выполнения работы (ст. 715) и некоторые другие.
Резюмируя вышесказанное, договор подряда и договор возмездного оказания услуг регулируют сходные отношения, однако можно выявить различие в предметах этих договоров, которое обуславливает различное регулирование соответствующих отношений.
Сроки выполнения работ
Срок выполнения работ — существенное условие договора строительного подряда, без согласования которого договор считается незаключенным.
Необходимо разграничивать сроки выполнения строительных работ и сроки действия договора строительного подряда, поскольку эти понятия различны по своему правовому содержанию, хотя нередко стороны подменяют одно другим. Срок действия договора строительного подряда не является его существенным условием, он лишь указывает на срок, в течение которого действуют обязательства, предусмотренные договором. Данные различия отмечает и Высший Арбитражный Суд РФ в Письме от 10 августа 1994 г. N С1-7/ОП-555.
Срок выполнения строительных работ — период, в течение которого подрядчик обязан приступить к выполнению и завершить строительные работы. Но завершение не означает окончания действия договора строительного подряда; обязательства подрядчика и заказчика не прекращаются, поскольку, в частности, заказчик обязан принять результат работ, а подрядчик устранить недостатки, выявленные при приемке (ст. 753 ГК РФ). Поэтому согласование сторонами срока действия договора строительного подряда не может считаться согласованием сроков выполнения строительных работ.
Срок выполнения строительных работ может обозначаться:
— календарными датами.
— периодом времени.
Например, в течение месяца (квартала, года) с определенного дня. В целях установления начального срока выполнения работ обязательно указание на момент начала течения согласованного периода времени (например: с момента перечисления заказчиком аванса; со дня, следующего за днем получения в установленном законодательством порядке разрешения на строительство объекта, и др.).
Вопрос о сроках выполнения работ урегулирован в статьях 708 и 740 ГК РФ, согласно которым работы должны быть выполнены в установленный договором срок, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работ, могут быть предусмотрены сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Например, при строительстве жилого дома таких этапов обычно пять: нулевой цикл (котлован и фундамент), надземная часть (коробка здания), монтаж инженерного оборудования, отделочные работы, благоустройство территории.
Следует отметить, что промежуточные сроки, соответствующие этапам выполнения работ, не являются существенным условием договора, но их необходимо обозначить, чтобы иметь возможность применить правовые последствия нарушения сроков строительства: неустойку, отказ от исполнения договора в связи с существенным нарушением его условий, применение последствий утраты заказчиком интереса к исполнению (п. 2 ст. 405 ГК РФ).
Подрядчик в силу диспозитивного правила статьи 708 ГК РФ отвечает за нарушение всех перечисленных сроков.
Для заказчика не так важно отступление от промежуточных, как от начального и конечного сроков. В Москве, например, он получает земельный участок под строительство на условиях краткосрочной аренды. И если стройка не начнется в приемлемый срок, власти вправе расторгнуть арендный договор с формулировкой «в связи с неосвоением участка в установленный срок».
По мнению ВАС РФ, определение договора строительного подряда в пункте 1 статьи 740 ГК дает основания для вывода о том, что условие о сроке окончания работ является существенным условием договора, а его отсутствие не позволяет считать обязательство возникшим (п. 4 Обзора практики разрешения споров по договору строительного подряда): «Генеральный подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с заказчика установленных договором строительного подряда пеней за просрочку передачи технической документации для производства работ. Возражая против заявленного иска, ответчик сослался на то, что, поскольку в договоре подряда отсутствует условие о сроке выполнения работ, он считается незаключенным. Суд отказал в удовлетворении иска по следующим основаниям. В соответствии со статьей 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный срок по заданию заказчика построить определенный объект либо выполнить иные строительные работы. Следовательно, условие о сроке окончания работ является существенным условием договора. Поскольку в договоре это условие отсутствовало, в силу статьи 432 ГК РФ данный договор следует считать незаключенным. Таким образом, у заказчика не возникло обязательства по передаче документации. Поэтому и пени, установленные этим договором, взысканию не подлежат».
Если договор строительного подряда признан незаключенным в связи с несогласованием условия о сроках выполнения работ, это не всегда означает, что у заказчика нет обязанности оплатить фактически выполненные работы, но в любом случае влечет невозможность для сторон ссылаться на условия незаключенного договора и нормы ГК РФ о договоре строительного подряда.
Так, в постановлении от 17 декабря 2002 г. по делу N КГ-А40/8168-02 ФАС Московского округа признал договор подряда незаключенным в связи с отсутствием в нем условий о сроках выполнения работ, взыскал их стоимость, так как заказчик и подрядчик подписали двусторонний акт о выполненных работах и их стоимости, но отказал в удовлетворении требований подрядчика о взыскании неустойки, «поскольку в своих требованиях истец ссылался на условия договора».
ФАС Московского округа в постановлении от 26 декабря 2001 г. по делу N КГ-А40/7759-01, взыскав стоимость работ по незаключенному договору, отметил: «. подписание акта заказчиком свидетельствует о потребительской ценности для него этих работ и желании ими воспользоваться. В этой связи понесенные подрядчиком затраты подлежат возмещению» (см. также постановление ФАС Центрального округа от 05.12.2002 по делу N А68-217/2-1-01-92/3-02).
Статья 708 ГК РФ указывает на начальный и конечный сроки выполнения работ. Если в договоре строительного подряда условие о сроке будет определено только в виде конечного срока, например «до 01.12.2005», будет ли это означать, что договор не заключен?
Суды иногда исходят из того, что такие договоры считаются заключенными, несмотря на то что в них не обозначен начальный срок выполнения работы (см. постановление ФАС Поволжского округа от 15.08.2000 по делу N А65-203/2000-СГ2-24). Однако существует и другая практика. Так, ФАС Центрального округа в постановлении от 28 июля 2002 г. по делу N А08-4870/00-3 отметил: «Пунктом 4 договора от 20.09.2000 предусмотрено, что подрядчик обязан выполнить все обусловленные договором работы и сдать их в законченном виде в срок до 2000 г. Разрешая спор на основании данного договора и положений главы 37 ГК РФ о договоре подряда, арбитражный суд в нарушение ст. 431 ГК РФ не дал толкование п. 4 договора с точки зрения согласования сторонами начального и конечного сроков выполнения работ». В постановлении от 27 февраля 2003 г. по делу N КГ-А40/630-03 ФАС Московского округа также указал, что «существенным в соответствии со ст. 708 ГК РФ является условие о начальном и конечном сроках выполнения работ».
Однако есть примеры признания правильным указания срока выполнения работ в таком, например, виде — «2014 год».
Учитывая отсутствие единых подходов в судебной практике к правилам обозначения сроков выполнения строительных работ, надлежит руководствоваться пунктом 2 статьи 702 и статьей 708 ГК РФ. Поскольку нормами о договоре строительного подряда не предусмотрены специальные правила о сроке выполнения строительных работ, применяются нормы статьи 708 ГК РФ. Стороны в договоре для согласования срока выполнения строительных работ должны указать как начальный, так и конечный сроки. Поэтому использование оборотов типа «до 01.12.2005 года» не рекомендуется.
На практике в договорах строительного подряда стороны в соответствии с проектной документацией указывают продолжительность строительства (в месяцах, днях) и исчисляют ее с даты подписания подрядчиком акта о передаче ему строительной площадки до момента приемки заказчиком завершенного строительством объекта. Начало работ, их производство и завершение подчиняются графику производства работ, который составляет приложение к договору. Во избежание разногласий сторон по срокам выполнения работ и в отношении факта заключения договора строительного подряда целесообразно согласовывать конкретно-определенные сроки и не включать в договор определяемые условия о сроках выполнения работ, такие как: «сроки выполнения работ будут определяться сторонами в графике выполнения работ» или «сроки выполнения работ должны соответствовать срокам, которые будут указаны в проектной документации, разработанной подрядчиком в порядке, установленном настоящим договором».
Если в ходе строительства по каким-либо причинам возникает необходимость внести в договор изменения, которые могут повлиять на продолжительность строительства и его стоимость, а также когда в договоре определены условия о сроках выполнения работ, которые, как правило, устанавливаются сторонами в случаях, когда сложно прогнозировать конкретные сроки строительства, в частности, если договор строительного подряда заключается на начальной стадии проектирования строительства, то стороны должны согласовать изменения в письменной форме посредством заключения соглашения об изменении условий договора, установив перечень случаев, при наступлении которых стороны обязаны пересмотреть и согласовать новые сроки выполнения работ.
Ориентировочный срок не является конкретным сроком исполнения обязательств. Установление ориентировочного срока должно толковаться так: я исполню обязательство в IV квартале 20__ г., но могу исполнить и в I квартале 20__ г. и во II квартале 20__ г.; в n-м квартале 20__ г. Поэтому для договора строительного подряда такая форма согласования окончательного срока выполнения работ будет ненадлежащей.
Правовая природа ориентировочного срока раскрыта в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 июня 2001 г. по делу N А13387/0116. ОАО обратилось в суд с иском к ООО о расторжении договора на долевое участие строительства, ссылаясь на нарушение сроков строительства. Решением суда первой инстанции иск удовлетворен. В кассационной жалобе ответчик просил отменить его и принять новое, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 450 ГК РФ, а также на то, что суд не учел установления в договоре ориентировочного срока. Суд кассационной инстанции удовлетворил жалобу в связи со следующим: «Пунктом 1.4 договора установлен ориентировочный срок ввода дома в эксплуатацию — I квартал 2000 г. В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 450 ГК РФ договор может быть расторгнут по решению суда по требованию одной из сторон только при существенном нарушении договора другой стороной. Вывод суда первой инстанции о существенном нарушении условий договора ответчиком не обоснован. По условиям договора срок передачи квартиры не наступил, поскольку дом не принят в эксплуатацию. Ссылка суда первой инстанции на то, что ответчиком нарушен срок ввода дома в эксплуатацию, несостоятельна. Конкретный срок ввода дома в эксплуатацию договором не предусмотрен, установлен лишь ориентировочный срок».
Что касается обозначения срока указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, то на практике встречаются примеры, когда суды не считают события, зависящие от воли сторон (например, перечисление аванса), неизбежными и признают договор строительного подряда незаключенным. В частности, в постановлении от 03.12.2003 по делу N Ф09-3534/03ГК ФАС Уральского округа сделал следующий вывод: «согласно п. 5.6 договора срок выполнения подрядчиком работ составляет 90 календарных дней и определяется со дня наступления последнего из всех нижеперечисленных событий, а именно: даты подписания сторонами или их уполномоченными представителями акта передачи заказчиком подрядчику строительной площадки, оформления банком заказчика платежного поручения на оплату авансового платежа.
Согласно ст. 190 ГК РФ установленный для сделки срок определяется датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Поскольку п. 5.6 договора срок начала выполнения работ определяется событием, наступление которого связано с волей сторон и не является неизбежным, суд первой инстанции правомерно на основании статей 432, 708, 740 ГК РФ пришел к выводу о незаключенности договора».
В то же время большинство судебных актов исходит из правомерности такого обозначения срока.
Статья 11 ТК РФ. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права
Новая редакция Ст. 11 ТК РФ
Трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
Все работодатели (физические лица и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
На территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами или международным договором Российской Федерации.
Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.
На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера;
другие лица, если это установлено федеральным законом.
Комментарий к Статье 11 ТК РФ
В соответствии с данной статьей представляется возможным выделить три основные категории работников в зависимости от особенностей правового регулирования их труда:
работников, правовое регулирование труда которых осуществляется на общих основаниях;
отдельных категорий работников, правовое регулирование труда которых установлено Трудовым кодексом РФ (конкретно — частью четвертой Кодекса);
служащих, на которых действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, вытекающими из положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной гражданской (муниципальной) службе.
Необходимо также обратить внимание уважаемых читателей на заключительную часть данной статьи, в соответствии с которой определены категории лиц, на которых общепринятые нормы трудового права не распространяются. К их числу, в частности, относятся:
военнослужащие (при исполнении обязанностей военной службы);
члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций, за исключением лиц, заключивших с соответствующей организацией трудовой договор;
лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера.
Последние изменения в статью 11 Трудового кодекса РФ были внесены Федеральным законом N 90-ФЗ.
Другой комментарий к Ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Статья 11 установила широкую сферу действия трудового права по кругу лиц, в силу чего законы и иные источники трудового права распространяются по общему правилу на всех работников и на всех работодателей, использующих личный наемный труд.
Согласно формулировке ч. 1 ст. 11 ТК РФ в сферу действия трудового права практически вовлекаются все лица, которые трудятся на условиях, характерных именно для трудовых правоотношений (см. ст. ст. 16, 57 ТК РФ и комментарий к ним), причем вне зависимости от того, составлялся или не составлялся работодателем, а также подписывался или не подписывался работником письменный текст трудового договора. Данный вывод основывается на том, что фактический допуск работодателем любого лица к работе означает заключение с ним трудового договора (см. ст. ст. 15, 16 ТК РФ и комментарий к ним) и, значит, включение возникших между ними отношений в сферу действия норм трудового права. Тем самым ч. 1 ст. 11 ТК РФ провозглашает презумпцию действия норм трудового права в отношении всех лиц, систематически применяющих личный труд в интересах и под руководством работодателя.
В силу прямого действия принципа равенства прав и возможностей работников (см. ст. 2 ТК РФ и комментарий к ней) нормы трудового права должны распространяться на всех работников независимо от их пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального, семейного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (см. ст. 3 ТК РФ и комментарий к ней). Исходя из содержания этого принципа, нормы трудового права действуют ныне и в отношении лиц, связанных с работодателем (организацией) не только трудовыми отношениями, но и отношениями имущественного или организационного характера. В этом смысле действие норм трудового права не ограничивается кругом лиц, которые имеют обычный статус наемного работника, они распространяются также на работников-акционеров, работников-участников товариществ, представителей руководящего персонала различных юридических лиц и т.д.
Данное утверждение также подтверждается содержанием п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в силу которого нормы этого Кодекса распространяются на всех работников, заключивших трудовой договор с работодателем, и, соответственно, подлежат применению всеми работодателями (юридическими и физическими лицами) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
В отношении представителей руководящего персонала различных организаций широкая сфера действия норм трудового права означает лишение юридической силы всех тех моделей их правового статуса, которые основаны только на гражданско-правовых началах. В силу этого правовое положение лиц, выполняющих функции единоличных органов юридических лиц, также должно основываться на заключаемом с ними трудовом договоре (см. статьи гл. 43 ТК РФ и комментарий к ним).
2. Нормы трудового права распространяются на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории РФ. При этом для признания работодателя субъектом трудового права по общему правилу не имеет значения: а) является ли он физическим или юридическим лицом (организацией); б) финансируется ли его деятельность из какого-либо бюджета (государственного, муниципального и др.) или он функционирует на коммерческих началах; в) создана ли организация-работодатель за счет национальных или иностранных инвестиций и др. Для действия норм трудового права в принципе не имеют значения и такие факторы, как организационно-правовая форма юридического лица, его экономический потенциал, форма собственности, численность работников и др. Разумеется, все эти обстоятельства и факторы могут вызывать определенные особенности в регулировании трудовых отношений, но они должны устанавливаться только Трудовым кодексом либо иными федеральными законами (см. п. 5 комментария к настоящей статье).
3. Часть 3 ст. 11 развивает идею о презумпции наличия трудовых правоотношений у любого физического лица, выполняющего личным трудом регулярную оплачиваемую работу в интересах другого лица. Практическая реализация этой идеи обеспечивает широкую сферу действия норм трудового права, дополнительной гарантией которой служит предоставляемая суду возможность переквалификации гражданско-правовых правоотношений, формально связывающих на основании соответствующего договора работника и работодателя, в трудовые правоотношения. Тем самым в рамках судебной юрисдикции фактически имеется реальная возможность признавать юридически ничтожными гражданско-правовые сделки, опосредующие применение личного наемного труда, и распространить на стороны данных отношений положения трудового законодательства в случае, когда фактическое содержание этих отношений является трудовым, а не гражданско-правовым. Следует обратить внимание на то, что право на принятие подобного решения предоставлено только судебным органам. Им не обладают государственные инспекторы труда, несмотря на то что по общему правилу они уполномочены выдавать работодателю различные предписания, подлежащие обязательному исполнению (см. ст. 357 ТК РФ и комментарий к ней).
Возможность признания гражданско-правового договора трудовым перерастает в практическое судебное решение как минимум в силу того, что заинтересованное лицо обратилось в судебные органы с иском (заявлением) о признании трудовыми правоотношений, связывающих его с конкретным работодателем, и представило доказательства, свидетельствующие в пользу фактического наличия трудовых правоотношений, подтвердив тем самым истинность утверждений.
Статья 11 ТК РФ не определила круг субъектов, управомоченных выступать инициаторами распространения на взаимоотношения конкретного работника и работодателя норм трудового права. В принципе в качестве таковых могли бы выступать все заинтересованные лица, которым в соответствии с законом дано право на обращение с иском или заявлением в суд по спорам, возникающим из индивидуальных трудовых правоотношений. Однако действующее законодательство не предоставило такой возможности работодателю. В силу ч. 2 ст. 391 ТК РФ он вправе обращаться с иском в суд лишь в случае привлечения работника к материальной ответственности за ущерб, причиненный работодателю, поэтому, если работодатель проявит инициативу на переквалификацию гражданско-правового договора, заключенного с конкретным лицом, в трудовой договор, то ему следует получить согласие работника на признание и надлежащее документальное переоформление заключенного между ними гражданского договора в трудовой.
В силу ч. 1 ст. 391 ТК РФ правом на данный иск обладает в первую очередь работник как сторона трудовых правоотношений. Практический смысл подачи работником этого иска может состоять в том, что искомое судебное решение может иметь для него преюдициальный характер в части получения различных социальных благ, например, возмещения ущерба, причиненного его здоровью, зачета времени работы в трудовой стаж, подтверждения необходимости уплаты работодателем страховых взносов, признания права на льготы, гарантии и т.п.
Поскольку с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан вправе обращаться в суд также прокурор и профессиональный союз (ч. 1 ст. 45 и 46 ГПК), то и они обладают возможностью обращения в судебные органы с целью признания трудовыми формально основывающиеся на договоре гражданско-правового характера взаимоотношения работника с работодателем.
Любой истец (заявитель) должен представить суду доказательства, свидетельствующие о трудовом характере отношений, связывающих конкретное лицо с работодателем. Тем самым он должен подтвердить факты, обозначающие намерения работника вступить именно в трудовые отношения с работодателем на условиях, свойственных содержанию трудового договора, а не гражданско-правовой сделки (см. ст. ст. 56, 57 ТК РФ и комментарий к ним).
Иначе говоря, инициатор судебного разбирательства обязан доказать факт отсутствия прямого волеизъявления работника на заключение гражданско-правового договора с работодателем и факт его волеизъявления на заключение трудового договора, который не учел работодатель при организационно-правовом оформлении их взаимоотношений. Иное решение вопроса означало бы сужение гражданско-правовой дееспособности физических и юридических лиц и не соответствовало бы положениям ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, а также ст. 11 ТК РФ.
Судебное решение, подтверждающее трудовой характер правоотношений, связывающих физическое лицо с работодателем, обязывает последнего оформить трудовой договор надлежащим образом (см. ст. ст. 67, 68 ТК РФ и комментарий к ним). Датой вступления данного решения в силу следует считать день вступления в силу соответствующего гражданско-правового договора, а при отсутствии оговорки о нем — день подписания гражданско-правового договора. С этого же дня указанное судебное решение рассматривается в качестве правового акта, подтверждающего наступление юридического факта, послужившего основанием для возникновения трудовых правоотношений между физическим лицом и работодателем. Под этим углом зрения оно будет иметь общеобязательное правовое значение для всех третьих органов и лиц в части признания и реализации различных трудовых прав и обязанностей работника и работодателя.
4. Широкая сфера действия норм трудового права по кругу лиц, в дополнение к сказанному в п. п. 1 и 2 комментария к настоящей статье, проявляется также в том, что они по общему правилу распространяются на трудовые отношения с участием не только российских, но и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, работников международных организаций, иностранных юридических лиц и организаций, созданных за счет иностранных инвестиций.
Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Соответственно, они обладают общей гражданской правосубъектностью, в рамках которой реализуют и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).
В то же время иностранцы и лица без гражданства приравниваются по своему правовому положению к гражданам РФ лишь в том случае, когда они законно находятся на территории РФ. В свою очередь, законно находящимися в России они признаются тогда, когда имеют вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России, и соблюдают требования законодательства о миграционном учете абз. 8 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. (Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).
Однако, несмотря на равный с российскими работниками правовой статус, иностранный гражданин, равно как и лицо без гражданства, имеют право осуществлять трудовую деятельность в России только в разрешительном порядке, который предполагает: а) получение работодателем от Федеральной миграционной службы или ее территориальных органов разрешения на привлечение и использование иностранных работников; б) получение иностранным работником или лицом без гражданства разрешения на работу также от Федеральной миграционной службы или ее территориальных органов органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения. Указанный порядок регламентирован: а) Правилами выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 681; б) Постановлениями Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. N 665 «Об утверждении на 2007 год квоты на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности»; от 15 ноября 2006 г. N 682 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы»; 15 ноября 2006 г. N 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации» (Российская газета. 2006. 16 нояб.).
Данный разрешительный порядок не действует в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства:
1) постоянно проживающих в РФ;
2) временно проживающих в РФ;
3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в РФ, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в РФ технического оборудования;
5) являющихся журналистами, аккредитованными в РФ;
6) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы в течение каникул;
7) обучающихся в РФ в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
8) приглашенных в РФ в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Россию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).
Для трудовой деятельности иностранцев и лиц без гражданства установлен ряд ограничений. В частности, временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г.). В свою очередь, все иностранные граждане (лица без гражданства) не имеют права:
1) находиться на государственной или муниципальной службе;
2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;
3) быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;
4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;
5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;
6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г.).
Широкая сфера действия трудового права проявляется также в распространении его норм на всех работодателей, безотносительно к тому, являются они российскими или иностранными гражданами (лицами без гражданства) либо юридическими лицами. Иначе говоря, субъектом российского трудового права является каждый работодатель, предоставляющий на территории России регулярную оплачиваемую работу любому физическому лицу. Фактически нормы трудового права не распространяются лишь на работодателей, выведенных за пределы сферы действия трудового права федеральным законом либо международным договором РФ. Кроме того, исходя из принципа экстерриториальности, нормы российского трудового права не могут быть распространены на территорию зарубежных дипломатических представительств, а также на их сотрудников, аккредитованных в России.
5. По общему правилу нормам, составляющим массив отрасли трудового права, свойственно единство, позволяющее предоставлять равные права и возможности разным работникам, занятым у самых различных работодателей, и тем самым обеспечивать принципиальную общность правового регулирования труда на всей территории РФ. Однако наряду с единством, трудовому праву свойственна дифференциация, представляющая собой введение в правовое регулирование труда определенных особенностей, которые основываются либо на частичном ограничении действия общих норм трудового законодательства, либо на создании дополнительных правил, адресованных отдельным категориям работников (см. ст. 251 ТК РФ и комментарий к ней). В практическом плане любая дифференциация правового регулирования труда выливается либо в изъятия, либо в дополнения правового положения определенных категорий работников и в конечном счете ведет к формальному нарушению принципа юридического равенства с другими работниками. В силу этого все особенности в правовом регулировании конкретного труда, выражающиеся в изъятиях трудовых прав работника, должны устанавливаться только Трудовым кодексом либо иными федеральными законами (см. абз. 13 ч. 1 ст. 6 ТК РФ и комментарий к ней). В свою очередь, дифференциация трудового права, приводящая к дополнению трудовых прав какой-либо категории работников и созданию для входящих в нее лиц определенных трудовых льгот или гарантий, может устанавливаться как нормами трудового законодательства, так и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней), а также коллективными договорами, соглашениями и трудовыми договорами (см. ст. 9 ТК РФ и комментарий к ней). При этом содержание перечисленных источников трудового права не должно приводить к необоснованной дискриминации других категорий работников или других работников (см. ст. 3 ТК РФ и комментарий к ней).
В основу дифференциации норм трудового права обычно кладутся: а) субъектные особенности работника или работодателя; б) специфика трудовой функции работника; в) режим, место приложения или отраслевые характеристики труда конкретной категории работников; г) местность, в которой протекает тот или иной труд; д) своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя.
Применительно к работнику дифференциация норм трудового права основывается на таких факторах, как пол, возраст, наличие семейных обязанностей, прохождение обучения. Соответственно им ТК РФ выделяет в отдельные главы особенности правового регулирования труда: а) женщин и лиц с семейными обязанностями (см. статьи гл. 41 ТК РФ и комментарий к ним); б) несовершеннолетних (см. статьи гл. 42 ТК РФ и комментарий к ним); в) лиц, совмещающих работу с обучением (см. статьи гл. 26 ТК РФ и комментарий к ним). Отсутствие российского гражданства в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. является основой, определяющей особенности правового положения работников из числа иностранных граждан и лиц без гражданства (см. п. 3 комментария к настоящей статье).
Относительно работодателя дифференциация норм трудового права основывается на его принадлежности к: а) физическим лицам (см. статьи гл. 48 ТК РФ и комментарий к ним); б) организациям-субъектам малого предпринимательства (см. ст. 59 ТК РФ и комментарий к ней); организациям-банкротам (Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Специфика трудовой функции работника положена в основу выделения особенностей правового положения: а) государственных и муниципальных служащих (Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»; Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»); б) руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа юридических лиц (см. статьи гл. 43 ТК РФ и комментарий к ним).
В зависимости от специфики режима, места приложения или отраслевых характеристик труда выделяются особенности регулирования труда: а) лиц, работающих вахтовым методом (см. статьи гл. 47 ТК РФ и комментарий к ним), б) работников транспорта (см. статьи гл. 51 ТК РФ и комментарий к ним); в) педагогических работников (см. статьи гл. 52 ТК РФ и комментарий к ним); г) работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей (см. статьи гл. 53 ТК РФ и комментарий к ним); д) работников религиозных организаций (см. статьи гл. 54 ТК РФ и комментарий к ним); е) надомников (см. статьи гл. 49 ТК РФ и комментарий к ним). Принадлежность местности, в которой протекает труд, к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям определяет льготный характер правового регулирования отношений лиц, работающих в соответствующих регионах (см. статьи гл. 50 ТК РФ и комментарий к ним).
Своеобразие трудоправовой связи работника и работодателя является фактором, определяющим дифференциацию правового регулирования труда: а) работников-совместителей (см. статьи гл. 44 ТК РФ и комментарий к ним); б) работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев (см. статьи гл. 45 ТК РФ и комментарий к ним); в) работников, занятых на сезонных работах (см. статьи гл. 46 ТК РФ и комментарий к ним).
6. Трудовой кодекс имеет широкую, но в то же время и не безграничную сферу действия. Каждый гражданин нашей страны вправе распоряжаться своими способностями, выбирать любой не запрещенный законом род общественно полезной деятельности, включая воинскую и иную службу, предпринимательскую деятельность, самостоятельный труд и т.д. (ст. ст. 32, 34, 37 Конституции РФ). Кроме того, срочная воинская служба осуществляется в нашей стране не только на добровольной основе, но и в силу призыва на срочную воинскую службу в порядке выполнения конституционной обязанности гражданина РФ (ст. 59 Конституции РФ). С этих позиций действие норм трудового права, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах, не распространено на лиц, относящихся к категории: а) военнослужащих при исполнении ими обязанностей; б) членов советов директоров (наблюдательных советов), исполняющих свои функции без заключения трудового договора с соответствующей организацией; в) работающих по договорам гражданско-правового характера (например, договора подряда — ст. 702 ГК, договора на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ — ст. 769 ГК, договора возмездного оказания услуг — ст. 779 ГК РФ) и др.
В то же время действие трудового законодательства распространяется на государственных служащих (с особенностями, установленными Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»); муниципальных служащих (с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах муниципальной службы Российской Федерации»); прокурорских работников (п. 1 ст. 43 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»); работников таможенных органов (ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации») и др. В области регулирования рабочего времени законодательство о труде распространяется на военнослужащих (ст. 11 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»); сотрудников органов внутренних дел (ст. 43 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 г. N 4202-1).
Содержащийся в ч. 8 ст. 11 ТК РФ перечень лиц, на которых не распространяются нормы трудового права, сформулирован как открытый. Это обстоятельство дает возможность дополнять его, но только посредством принятия соответствующих федеральных законов.