Первый председатель Госдумы: обязанности, должностная инструкция и имя
Полное название должности звучит как председатель Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации. Это главная должность в Думе, наряду с этим и самая ответственная. Председатель ГосДумы — одно из первых лиц государства, от его решений во многом зависит будущее страны. Место в аппарате управления страной у председателя Госдумы находится сразу после президента (Путин В.В.), председателя Правительства РФ (Медведев Д.А.) и председателя Совета Федерации (Матвиенко В.И.).
Каково быть председателем
Высокий статус председателя накладывает большие обязанности. Практически вся организационно-кадровая работа в парламенте России лежит на председателе. Также он зачастую является неформальным посредником между правительством и парламентом, так как пользуется уважением и имеет высокий авторитет. Как правило, председатель Госдумы после избрания на должность становится медийной личностью, его чаще упоминают в СМИ. Его жизнь и семья становятся публичными.
Политическая карьера также зачастую идет вверх и иногда в разрезе с партией, от которой политик был выдвинут. Такие председатели Государственной думы, как Рыбкин и Селезнев, после окончания полномочий продолжили самостоятельную политическую карьеру, например.
Обязанности председателя
Все вопросы по заседаниям нижней палаты парламента решает председатель Госдумы. Он осуществляет общее руководство и организует работы на заседаниях Государственной думы. Внутренний режим работы устанавливает также он, руководствуясь Конституцией и существующими регламентами. Председатель является ведущим лицом на заседаниях. Объявляет повестку дня, выносит предложения на обсуждения, объявляет выступающих, оглашает результаты и т.п.
Ответственность представлять Государственную думу перед другими органами власти, как и отчетность перед правительством и президентом Российской Федерации, также лежит на председателе. Он ведет переговоры и представляет палату перед субъектами РФ, ЦИКом, Центробанком РФ, Судами РФ, Счетной палатой и др.
Руководитель аппарата Госдумы и его первый заместитель назначаются на должность только председателем Думы после согласия Совета Государственной думы. Работу аппарата Госдумы и Совета Госдумы также организует и ведет председатель. В Конституционном суде РФ присутствует представитель Государственной думы РФ, это лицо представляет на должность и снимает с должности председатель ГосДумы. Также председатель может инициировать замену должностей своих заместителей, мест в комитетах и комиссиях Госдумы.
Возможности председателя Госдумы
Если между органами власти в субъектах РФ и органами государственной власти, либо между субъектом и субъектом возникают споры или разногласия, председатель комитета Госдумы участвует в мероприятиях по урегулированию.
Он обеспечивает доступ и ознакомление всех депутатов с поступившими законопроектами. Все материалы, которые относятся к теме, рассматриваемой на будущих заседаниях, председатель Госдумы рассылает в депутатские партии и в комитет Госдумы. После рассмотрения и одобрения законопроекта председатель отправляет необходимые документы в Совет Федерации для дальнейших чтений. В случае нерассмотрения законопроекта Советом Федерации, в соответствии со ст. 105 ч.5 Конституции РФ, председатель Госдумы России отправляет законопроект напрямую президенту РФ.
Свои обязанности по отчетности за работу палаты в истекшем периоде председатель может делегировать одному из заместителей.
При всем обширном круге полномочий любое распоряжение, поручение или решение председателя может отменить Государственная дума.
Избрание председателя
Председателя Госдумы избирают из депутатов нового созыва. При помощи бюллетеней депутаты голосуют за кандидатов. Выдвигаются претенденты на должность либо от партии, либо от объединения депутатов. Обычно голосование проходит тайно, но Государственная дума может принять решение об открытом голосовании.
После выдвижения в кандидаты на пост председателя Госдумы депутаты выступают с трибуны, отвечают на вопросы и намечают свой политический курс. После выступления кандидатов с трибуны могут высказаться и представители партий или объединений с поддержкой своего кандидата или с критикой оппонентов.
Каждый кандидат в председатели может взять самоотвод. Все остальные вносятся в бюллетени. Избранным считается тот, кто наберет не менее половины голосов от всего количества голосующих депутатов. Если ни один из кандидатов не стал лидером голосования, то проводится второй тур выборов. Туда выносят только первых двух претендентов, набравших максимальное количество голосов. Как и в первом туре, избранным считается тот, кто наберет не менее половины голосов, при том, что каждый член Госдумы голосует только за одного кандидата.
Тонкости выбора
Если голоса распределяются одинаково и лидера определить не удалось, назначается повторное голосование. Если и после этого ни один из кандидатов не набрал нужное количество голосов, то Государственная дума начинает выбирать первого заместителя председателя и заместителей председателя. Кандидаты на пост председателя Госдумы могут баллотироваться на пост заместителей. Каждый заместитель председателя Госдумы определяется большинством голосов.
Освободить председателя Госдумы от должности можно большинством голосов на думском голосовании.
Первая Госдума сформирована в Российской Империи, во времена царей. В современной истории первый созыв Госдумы был 12 декабря 1993 года. Депутаты избирались тогда на два года. Первый председатель Госдумы первого созыва — Рыбкин Иван Петрович, выдвинутый от «Аграрной Партии» России.
Просуществовала Госдума первого созыва до 14.01.1996 года, слушания, чтения и прения проводились с 11 января 1994 года до 23 декабря 1995 года.
Первый председатель
Иван Петрович Рыбкин вошел в историю России как первый председатель Государственной думы России. Депутат с высшим образованием инженера-механика позднее стал кандидатом технических наук и защитил докторскую диссертацию, он — доктор политических наук. До избрания в Госдуму был сопредседателем СПТ (Социалистическая партия трудящихся), после работы в Госдуме первого созыва был заместителем председателя Центральной Избирательной Комиссии Коммунистической Партии РФ. В январе 1994 года вступил в «Аграрную Партию» России, где стал членом Правления. Был избран депутатом второго созыва. В середине 1994 года перешел обратно в Социалистическую партию трудящихся. Через год стал председателем Общественного объединения «Регионы России». С 1996 года назначен председателем Социалистической партии России. В том же году занял пост министра Совета Безопасности Российской Федерации.
Из этого примера видно, как взлетела карьера Рыбкина, после того как он занимал пост председателя Госдумы.
А начиналось все с работы народным депутатом в 1990 году. Рыбкин был избран депутатом Волгоградской области, где на тот момент работал первым секретарем Советского райкома КПСС г. Волгограда. Позже Рыбкин был назначен заместителем начальника Главводхоза Министерства сельского хозяйства в Москве.
Нелегкий путь первопроходца
В первом туре выборов на должность председателя Госдумы первого созыва приняло участие 6 кандидатов: Рыбкин от партии АПР и КПРФ, Власов от «Российского пути», Медведев от «Новой региональной политики» и ПРЕС, Лукин от «Яблока», Ковалев от «Выбора России», Брагинский от «Союза 12 декабря». В первом туре Рыбкин и Власов получили большинство голосов, но ни один из них не преодолел установленного барьера. Так как оба кандидата были выдвинуты левыми патриотическими силами, Власов принял решение отдать свои голоса Рыбкину и призвал своих однопартийцев голосовать за оппонента. Один из депутатов от ЛДПР пытался оспорить честность проведенных выборов, однако большинство депутатов проголосовало против инициативы переизбрания Рыбкина, выразив ему поддержку.
Четыре раза за время несения своих полномочий Рыбкина хотели переизбрать, снять с должности и лишить полномочий. И каждый раз большинство депутатов на голосовании оказывало ему поддержку.
Во время работы в Госдуме второго созыва Рыбкин был вынужден самостоятельно отказаться от должности депутата в связи с назначением его министром Совета Безопасности Российской Федерации.
Кто сегодня председатель Государственной думы РФ?
Имя председателя Госдумы шестого созыва часто находится на слуху и известно многим. Нарышкин Сергей Евгеньевич занимает этот пост с 21 декабря 2011 года. До этого он занимал пост руководителя администрации президента с 2008 по 2011 год. В Государственную думу был избран от партии «Единая Россия».
Сергей Нарышкин родом из Ленинградской области. Председатель Госдумы по образованию инженер-радиомеханик, окончил Высшую школу КГБ, а затем и международный институт менеджмента. Автор большого количества научных работ, монографий и статей. С сентября 2004 года он — руководитель Аппарата Правительства, с мая 2008 г. — руководитель Администрации президента.
Счетная палата РФ: функции, председатель, полномочия
Счетная палата РФ является постоянно действующей структурой. Она подотчетна Федеральному собранию. Деятельность Счетной палаты РФ ориентирована на усиление надзора со стороны ФС за своевременной реализацией госбюджета (расходных и доходных его частей) и внебюджетных фондов по структуре, объему, целевому назначению.
Историческая справка
Прототипом палаты была сформированная при Петре Первом Камер-коллегия. Она была учреждена в 1718 г. Камер-коллегия заведовала казенными сборами и контролировала некоторые отрасли хозяйства страны. До момента ее учреждения в казне предыдущих царей был полный беспорядок. Идеологом и создателем Камер-коллегии считается Петр Аксенов. Именно он впервые ввел в 1719 г. расходно-приходную ведомость. Еженедельно Аксенов подавал Петру отчет о движении средств по донесениям, которые поступали в коллегию. Корме этого, он составил формы учета.
В 1811 г. была введена должность госконтролера. Она просуществовала до 1918 г., а затем была упразднена. Вместо нее сформировали Центральную контрольную коллегию. В июле 1918 г. она была преобразована. С этого момента начал работу Народный комиссариат по госконтролю РСФСР. В 1920 г. прошла еще одна реорганизация. Комиссариат преобразовали в Рабоче-крестьянскую инспекцию. В 1934 г. она была упразднена. Функции инспекции были переданы уполномоченному КСК СССР. Однако в 1940 г. комиссариат был воссоздан. Впоследствии он стал называться Министерством госконтроля, которое было преобразовано в 1957 г. в Комиссию при Совете министров СССР. В 1991 г. руководство страны учредило должность главного госинспектора РСФСР. В 1993 г. на основании Конституции была сформирована Счетная палата РФ. С этого же момента начали образовываться областные подразделения, с 1997-го – городские, а с 2006-го – районные.
Общая характеристика
В своей работе Контрольно-счетная палата РФ руководствуется конституционными положениями, ФЗ № 4 от 11.01.1995 г. и прочими нормативными актами. При реализации своих задач структура обладает определенной независимостью. Счетная палата РФ выступает как юрлицо, имеет свою печать с изображением герба страны и со своим названием. Располагается этот орган в г. Москве.
Функции Счетной палаты РФ
Основными направлениями деятельности рассматриваемой структуры выступают:
- Организация и ведение надзора за своевременной реализацией расходных и доходных статей госбюджета и внебюджетных фондов по целевому назначению, объему и структуре.
- Оценка эффективности и целесообразности затрат федеральных средств и использования госсобственности.
- Выполнение финансовой экспертизы проектов федеральных нормативных актов, правовых документов органов госвласти, в которых предусматриваются расходы, покрываемые из госсредств либо которые оказывают влияние на составление и исполнение бюджета.
- Оценка обоснованности расходных и доходных статей.
- Анализ обнаруженных отклонений от предусмотренных показателей госбюджета и внебюджетных фондов, разработка предложений по их устранению и совершенствованию финансового процесса.
- Надзор за соблюдением законности и своевременностью движения средств в Центробанке, уполномоченных банковских организациях и прочих кредитных учреждениях.
- Регулярное представление СФ и Госдуме сведений о процессе реализации госбюджета и результатах проведенных ревизионных мероприятий.
Работа рассматриваемой структуры основывается на принципах гласности, объективности, независимости и законности.
В составе органа присутствует председатель, его заместитель, аудиторы и прочие сотрудники, формирующие аппарат. Структура и штатное расписание утверждается Коллегией по представлению высшего должностного лица в рамках средств, выделяемых на содержание института. Председатель Счетной палаты РФ назначается на свой пост Госдумой на 6 лет. Соответствующее постановление принимается большинством голосов. Кандидатом на должность может выступать гражданин России, который имеет высшее образование и стаж работы в сфере госуправления, госнадзора и экономики. Председатель Счетной палаты РФ не может быть родственником президента и руководителя его администрации, председателей Совета Федерации, правительства и Госдумы, а также ВАС, ВС и КС.
Задачи должностного лица
- Руководит работой органа и организует ее в соответствии с утвержденным регламентом.
- Представляет совместно с заместителем отчеты о деятельности СФ и Госдуме.
- Выступает от имени палаты в органах госвласти и за рубежом.
Должностное лицо вправе издавать распоряжения и приказы, осуществлять принятие на работу и увольнение сотрудников аппарата, заключать хозяйственные и другие договоры. В случаях, установленных законодательством, председатель может присутствовать на заседаниях обеих палат парламента, их комиссий и комитетов, на собраниях правительства и его президиума. Должностное лицо не может быть депутатом Госдумы. Не допускается членство и в правительстве. Кроме этого запрещается осуществление иной оплачиваемой деятельности, кроме научной, творческой и преподавательской.
Он назначается на должность Советом Федерации на 6 лет. Соответствующее постановление утверждается большинством от общего числа членов совета. Заместителем председателя СП может выступать гражданин России, имеющий высшее образование и опыт работы в сфере финансов, экономики, госуправления и госконтроля. Должностное лицо не может иметь родственных отношений со следующими лицами:
- Президентом России и руководителем его администрации.
- Председателями Госдумы и Совета Федерации.
- Генпрокурором.
- Председателями КС, ВАС и ВС, а также правительства.
Свои обязанности заместитель исполняет в соответствии с регламентом. В отсутствие председателя СП он исполняет его задачи, представляет палату за рубежом и в российских органах госвласти. Заместитель вправе присутствовать на заседаниях в Госдуме и СФ, их комиссий и комитетов, а также правительства и его президиума. Должностному лицу запрещено быть депутатом, осуществлять другую оплачиваемую деятельность, кроме творческой, научной и педагогической. Не допускается его членство в правительстве.
Счетная палата РФ включает в свой состав должностных лиц, руководящих определенными направлениями работы органа. Они охватывают группу, комплекс либо совокупность конкретных статей расходов и доходов госбюджета. Конкретное содержание возглавляемого тем или иным аудитором направления, в рамках которого реализуются функции Счетной палаты РФ, определяется Коллегией. В качестве кандидатов на должности могут выступать граждане России, имеющие высшее образование и опыт работы в сфере госнадзора, экономики и денежной политики. 1/4 аудиторов может иметь высшее образование и стаж иного профиля.
Специфика формирования штата
Госдума и СФ могут назначить по 6 аудиторов на шесть лет. Соответствующие постановления принимаются большинством от общего количества членов (депутатов). В случае появления вакантной должности аудитора она должна быть занята в двухмесячный срок. Сотрудники в рамках свей компетенции самостоятельно решают вопросы, касающиеся организации работы направлений, возглавляемых ими. Аудиторы несут ответственность за ненадлежащее исполнение либо невыполнение своих задач. Служащие вправе участвовать в заседаниях Госдумы и СФ, их комиссий и комитетов, коллегий федеральных исполнительных и иных госорганов. Аудиторам запрещено выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, творческой и педагогической.
Она образуется для рассмотрения вопросов, касающихся организации и планирования работы органа, формирования информационных сообщений и отчетов, направляемых в Госдуму и СФ. Коллегия также утверждает порядок, в соответствии с которым осуществляется контроль. Счетная палата РФ работает в соответствии с положениями регламента. Он также утверждается Коллегией. В ее составе присутствуют председатель палаты, заместитель, аудиторы. Коллегия вправе утверждать содержание направлений работы, возглавляемых служащими.
В него входят инспекторы и прочие штатные сотрудники. Первые осуществляют непосредственную организацию и выполнение ревизий в пределах компетенции СП. Обязанности, ответственность и права сотрудников аппарата, условия их работы устанавливаются в федеральном законодательстве, ТК и иных нормативных актах.
Полномочия Счетной палаты РФ
Ключевые направления работы органа устанавливаются федеральным законодательством и регламентом. Финансовый контроль Счетной палаты РФ включает в себя ревизии и тематические инспекции. При этом рассматриваемая структура не вправе вмешиваться в непосредственную работу поднадзорных организаций. О результатах проведенных мероприятий орган информирует Госдуму и СФ.
В полномочия Счетной палаты РФ входит направление предписаний администрации поднадзорной организации в случае выявления нарушений при выполнении хозяйственных и иных операций, причиняющих вред интересам страны и требующих пресечения. При неисполнении либо ненадлежащем выполнении полученных указаний надзорная структура может применить санкции. В частности, по согласованию с Госдумой Счетная палата РФ может заморозить все операции по банковским счетам.
Спорные моменты
В процессе работы бюджетных учреждений достаточно часто происходят проверки Счетной палаты РФ. У руководства таких предприятий возникает вопрос: может ли орган выполнять ревизии по направлениям, не связанным с расходованием госсредств, использованием имущества, находящегося в хозяйственном ведении, применением таможенных/налоговых послаблений и преимуществ? В действующих нормативных актах четко определяется круг задач, которые решает Счетная палата РФ. Они касаются исключительно надзора за исполнением расходных и доходных статей госбюджета. Полномочия палаты не могут дублировать задачи других органов госвласти и затрагивать текущую работу экономического субъекта.
Данный вывод обосновывается следующими положениями. В части 5 ст. 101 Конституции определяется, что Госдума и СФ формируют Счетную палату с целью обеспечения контроля исполнения федерального бюджета. Это положение отражено и конкретизировано в ст. 2 ФЗ № 4. Из нормы следует, что задачи палаты в сфере контрольно-ревизионной работы связаны с выполнением статей бюджета и внебюджетных фондов. По ст. 245 БК, реализацией доходной части признается:
- Перечисление и зачисление поступлений на единый бюджетный счет.
- Распределение регулирующих налогов в соответствии с утвержденным финансовым планом.
- Возврат сумм, излишне уплаченных субъектами.
- Учет доходов госбюджета и отчетность о поступлениях в соответствии с принятой классификацией.
Из указанного выше следует, что вопросы по текущей экономической деятельности предприятия, осуществляемой в рамках гражданской правоспособности, не относятся к исполнению статей финансового плана. В частности, речь идет о заключении договоров, совершении сделок, связанных с распоряжением имуществом, принятии решений об участии в юрлицах и так далее. Таким образом, проверки палаты могут признаваться правомерными только в части управления и использования госсобственности, средств федерального бюджета или применения налоговых послаблений. В остальных случаях ревизия будет противоречить установленным задачам.
Счетная палата выступает как один из ключевых контрольных органов в стране. В ее ведении находятся важнейшие задачи, касающиеся исполнения статей бюджета. В этой связи к сотрудникам палаты предъявляются особые требования. В органе должны работать только высококвалифицированные кадры, четко понимающие свои обязанности и ответственность. Именно поэтому в процессе формирования Счетной палаты участвуют Госдума и СФ. Несмотря на определенную самостоятельность органа, он подотчетен Совету Федерации и нижней палате парламента. В его обязанности входит составление отчета по своей деятельности и представление его в вышестоящие структуры.
Муниципальная система власти: органы местного самоуправления – это какие органы
Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.
Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.
Местное самоуправление
Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.
В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.
Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.
Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.
Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.
Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.
Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:
На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:
- созывается представительный орган;
- определяется, кто будет главой;
- формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
- создается контрольный комитет или иная структура.
Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.
[stop]Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.[/stop]
Состав представительного органа:
- председатель, заместители;
- комиссии, комитеты.
Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.
В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.
При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.
Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.
Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.
На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.
Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.
Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.
Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.
[stop]Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.[/stop]
В компетенцию главы входит несколько направлений:
- представительство;
- нормотворчество;
- контроль.
Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные.
Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, недееспособность и пр.
Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, совместительство по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.
Контрольный орган
Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.
Контроль может выполняться следующими формами:
- инициатива граждан правотворческого характера;
- собрания;
- выборы;
- голосование;
- слушания;
- опрос.
В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным. Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.
Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.
Администрация муниципального образования
Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.
Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.
Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.
Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.
Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.
Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.
Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:
- принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
- решать вопросы попечительства, опеки, усыновления (народное образование);
- следить за порядком;
- издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
- распоряжаться собственностью муниципалитета;
- распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
- принимать решение о сборах определенных видов налога.
То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета, касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.
Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:
- принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
- утверждение бюджета;
- определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
- создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
- распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
- определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений, устанавливать тариф за их услуги;
- определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
- представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
- выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.
[stop]Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.[/stop]
При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.
Зарплата депутатов Госдумы РФ в 2018 году
На сегодняшний день многие жители России уже ощутили на себе действие европейских санкций и снижение зарплат. В связи с этим россияне вынуждены отказываться не только от заграничных поездок и дорогой одежды, но и многих продуктов питания. Пока обычные граждане еле сводят концы с концами, указом президента повышаются заработные платы депутатов Госдумы. Отсюда напрашивается вопрос: сколько сейчас получают народные избранники, и насколько велика разница между зарплатой простого рабочего и госслужащего?
Сколько получают депутаты на сегодняшний день
Из «Основных направлений финансовой политики РФ» можно сделать вывод, что в текущем году содержание государственного аппарата обойдется на 1,2 миллиарда рублей дороже по сравнению с прошлым годом. Отмечается, что большая часть этих денег пойдет на увеличение зарплат депутатам и высокопоставленным лицам. Примечательно, что такое повышение является самым рекордным за всю историю существования самостоятельной России.
Стоит отметить, что парламентарии и до повышения оплаты труда не бедствовали.
- Так, в 2013 году месячная зарплата депутата составляла порядка 165 тыс. рублей.
- После этого данный показатель вырос до 254 тысяч в месяц. Это было сделано для того, чтобы уравнять денежное вознаграждение народных избранников с окладом федеральных министров.
- Затем последовал указ Владимира Путина о том, что с 1 сентября прошлого года каждый народный депутат должен получать 420 тыс. руб. в месяц. На сегодняшний день отчетливо видно, что, даже несмотря на кризис и сложные для России времена, зарплата чиновников продолжает расти.
- Сейчас официальный заработок депутатов Госдумы составляет порядка 400 тысяч рублей в месяц. Данный показатель в 13 раз превышает среднюю зарплату обычных россиян. Примечательно, что в США оклад депутата больше среднего по стране в 3 раза, в Германии – эта цифра различается вдвое. По словам самих депутатов, от месяца к месяцу выплаты могут существенно различаться, а их начисление контролируется исключительно Министерством финансов.
- Кроме того, существуют ежеквартальные поощрения за проделанную работу. По разным источникам эта цифра колеблется от 60 до 81 тыс. рублей.
Примечательно, что законотворческая деятельность Государственной думы неоднократно подвергалась критике со стороны журналистов и населения. Чего только стоит предложенный Владимиром Жириновским закон о запрете употребления иностранных слов и замене их на отечественные аналоги. Волну критики вызвал проект, запрещающий жителям Российской Федерации хранить иностранную валюту, а также закон о пересмотре ГОСТов на изготовление обуви. Данный список можно продолжать до бесконечности. Смотря на такую «бурную деятельность», начинает закрадываться вопрос, а не завышена ли зарплата государственных деятелей?
Из предоставленного Минфином документа становится понятно, что в ближайшие несколько лет вырастут расходы не только на Госдуму, но и некоторые другие организации:
- в следующем году значительно вырастут расходы на содержание Центризбиркома на 9 миллиардов рублей;
- привилегии появятся у судебных структур, работники которых будут с каждым годом получать увеличенный объем зарплаты;
- на 14 миллионов рублей в 2017 году больше получила и Администрация президента, в 2018 году эта цифра вырастет еще на несколько миллионов в месяц.
Отмечается, что из своего заработка депутаты платят порядка 100 тыс. руб. на нужды партии, еще примерно 165 тыс. уходит на оплату труда помощников. По некоторым данным, каждый депутат имеет 3-4 помощника, каждый из которых получает около 30-35 тысяч рублей.
С чем связано повышение расходов на содержание чиновников и депутатов
Вадим Соловьев, который является членом комитета по государственному строительству и конституционному законодательству, повышение расходов на содержание управленческого аппарата связывает с тем, что теперь парламентарии приравниваются к федеральным министрам. А поскольку последним в прошлом году был поднят оклад, то сейчас к этому уровню постепенно подводят и зарплаты депутатов. Кроме того, политик отметил, что тенденция повышения жалования членам правительства наблюдается уже несколько лет.
Это связано с тем, что на протяжении долгого периода времени в политику приходили только люди, которые прошли бизнес. А после того, как был издан закон о запрете одновременно заниматься государственными делами и предпринимательской деятельностью, количество потенциальных политиков значительно уменьшилось, так как размеры зарплаты вообще несопоставимы. Такая ситуация вынудила высшее руководство России принимать соответствующие меры.
Что касается увеличений финансовых потоков на работу Центральной избирательной комиссии, то это объясняется тем, что на декабрь 2017 года запланированы очередные парламентские выборы. На проведение этого мероприятия Министерство финансов уже выделило порядка 9.2 миллиарда рублей. После этого в первые месяцы 2018 года будут подводиться итоги думских выборов, а в начале декабря стартует подготовка к президентским выборам, которые состоятся в мае 2018 года.
Сокращение зарплат депутатам Госдумы
Совсем недавно в кулуарах Государственной думы говорили о том, что было выдвинуто предложение к президенту России с просьбой уменьшить зарплаты народным избранникам. Сообщается, что инициатором такого законопроекта является спикер Госдумы Сергей Нарышкин. Во время своего интервью одному из авторитетных изданий депутат подчеркнул, что данный проект может быть принят только в том случае, если все фракции проголосуют за снижение жалования. Спикер объяснил, что на данном этапе будет рассматриваться исключительно понижение зарплат народных депутатов, оклад других высокопоставленных лиц пока останется на прежнем уровне.
Среди основных причин для рассмотрения подобного решения отмечают комплексное снижение бюджета страны. По словам самого Нарышкина, на первых этапах процентные уменьшения будут высчитываться для каждого политика индивидуально, а немного позднее планируется сократить жалование на 10% (независимо от размера выплат).
Стоит отметить, что ранее депутаты уже выступали с подобным предложением на открытии весенней сессии в прошлом году. Однако после принятия финансовой программы данный вопрос так и остался нерешенным. В свою очередь премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что любые подобные решения будут рассматриваться в зависимости от стоимости нефти на мировом рынке, так как от цены черного золота в большей степени зависит экономика всей России.
Как уже упоминалось ранее, средняя зарплата депутата составляет порядка 350 тыс. рублей в месяц, в то время как вознаграждение за труд внутри страны составляет около 31 тысячи, а московский заработок колеблется в пределах от 60 до 90 тыс. руб. Однако некоторые члены правительства заявляют, что большую часть своих доходов они получают в качестве дивидендов от бизнеса, а заработная плата является только дополнительным источником дохода. Кроме того, некоторые эксперты уверены, что снижение уровня денежного вознаграждения будет всего лишь формальностью, так как многие политические силы имеют собственные фонды, что позволит начислять своим сотрудникам дополнительные средства.
Отмечается, что снижение жалования чиновникам является чистой воды пиаром со стороны правящей партии, что позволит ей в дальнейшем поднять собственные рейтинги в глазах потенциальных избирателей. Однако подобное решение не окажет существенного влияния на экономику России, так как палата депутатов состоит всего из 450 человек, чего недостаточно для реформирования всего экономического сектора.
Другие способы снижения расходов на содержание депутатов
Так как снижение уровня жалования не сильно поможет экономике и оставит прежним уровень расходов на депутатов, предложено провести ряд других мер. Эксперты сообщают, что вместе со снижением заработной платы необходимо снизить расходы на оплату командировок и прочих представительских обязанностей.
Народный депутат Емельянов рассказал, что всем парламентариям оплачиваются поездки во время визитов в регионы, в остальных случаях необходимо оформлять командировочный лист. Во время работы в Москве депутаты могут воспользоваться услугами специального таксопарка, однако это не совсем удобно, так как данная организация работает по принципу обычного такси, а значит, ждать народного избранника с заседания никто не будет. Что касается личных автомобилей, то по закону они полагаются только руководителям парламентских фракций и специальных комитетов.
По словам некоторых представителей правительства, парламентарии, не имеющие собственного жилья в столице, получают так называемые «общежития», однако по виду и условиям такое помещение напоминает элитную квартиру. Примечательно, что в случае болезни многие депутаты лечатся в одной из самых дорогих клиник Москвы.
Неоднократно говорилось о том, что сейчас правящая партия категорически не хочет замечать реальные способы наполнения государственного бюджета, которые принесли бы миллиарды рублей российской экономике. Некоторые общественные деятели говорят о том, что первым шагом к благосостоянию страны является уменьшение выплат чиновникам более высокого ранга и руководителям государственных компаний-гигантов.