Соловьев пособие по литературе

Литература, 5 класс, Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина, Методическое пособие, Соловьева Ф.Е., 2013

Литература, 5 класс, Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина, Методическое пособие, Соловьева Ф.Е., 2013.

Методическое пособие создано к новому учебнику по литературе для 5 класса Г.С. Меркина. Оно разработано в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта и предназначено для учителей средней школы, отвечает современному направлению изучения литературы и будет полезно не только начинающим, но и опытным педагогам.

И.А. БУНИН «ПОДСНЕЖНИК».
Цели
Выявление особенностей мировосприятия героя рассказа, проявляющихся в стремлении видеть прекрасное в окружающей действительности.
Формирование навыка исследовательской работы с текстом, лексической работы, выразительного чтения, сравнительного анализа.
Формирование нравственно-эстетических представлений в процессе лексической работы со словами пошлость, искренность.

ХОД УРОКА
1. Слово учителя.
Рассказ «Подснежник» написан в 1927 г. В это время И.А. Бунин жил вдали от родины, однако Россия осталась навсегда в его сердце. В эмиграции писатель обращается к прошлому: живет им и пишет о нем. 11а первый план выходит, по словам Бунина, «сон прошлого, которым до могилы будет жить моя душа».
• Какое слово повторяется в первом предложении рассказа? Что с его помощью передает автор? Как вы понимаете слова была когда-то Россия?
Повторение глагола был передает настроение убежденности в гом, что сейчас уже прежней России нет.
• Найдите в тексте указание на время событий.
Была Масленица. Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные.
• Обращение к репродукции картины Б.М. Кустодиева «Масленица» (1916). Сообщение об истории создания картины.

Панорама праздничного города, где мчатся веселые тройки, шумит праздничный базар, — это не столько реальность, сколько мечта о счастливой жизни. Над этой картиной Кустодиев работал в крайне трудных условиях: после тяжелого заболевания (с 1916 г.) он был прикован к креслу-каталке, его мучили частые боли.

СОДЕРЖАНИЕ
Уроки литературы в 5 классе 3
Урок 1. Книга — твой друг 9
Урок 2. Миф «Олимп» 12
Уроки 3—4. «Одиссей на острове циклопов. Полифем» 15
Урок 5. Загадки 18
Урок 6. Пословицы и поговорки 23
Урок 7. Литературная игра 28
Урок 8. Анализ письменных работ 31
Урок 9. «Царевна-лягушка» 32
Урок 10. «Падчерица» 36
Урок 11. Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению 40
Урок 12. Анализ письменных работ 47
Урок 13. Из «Повести временных лет»: «Расселение славян» 47
Урок 14. «Кий, Щеки Хорив», «Даньхазарам» 50
Урок 15. Анализ письменных работ 53
Урок 16. Из басен народов мира. Эзоп «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград», Ж. де Лафонтен «Лисица и виноград» 53
Урок 17. Русские басни. М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру. » 58
Урок 18. Басни И.А. Крылова. Сравнение басен В.К. Тредиаковского Ворон и Лисица», А.П. Сумарокова «Ворона и Лиса» и И.А. Крылова «Ворона и Лисица» 61
Урок 19. И.А. Крылов «Волк на псарне», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом» 70
Урок 20. Русская басня в XX в 74
Урок 21. Анализ письменных работ 77
Урок 22. Краткие сведения об А.С. Пушкине 77
Урок 23. А.С. Пушкин «Няне» 81
Урок 24. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 87
Урок 25. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки 92
Урок 26. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (Отрывок) 96
Урок 27. А.С. Пушкин «Зимняя дорога» 99
Урок 28. Поэзия XIX в. о родной природе 102
Урок 29. Краткие сведения о М.Ю. Лермонтове 113
Урок 30. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Историческая основа и прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве 117
Урок 31. Средства художественной выразительности в стихотворении 119
Урок 32. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». Панорама Ф.А. Рубо «Бородинская битва» и стихотворение М.Ю.Лермонтова 124
Урок 33. Анализ письменных работ 130
Урок 34. Краткие сведения о Н.В. Гоголе 130
Урок 35. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» 135
Урок 36. Фантастика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» 140
Урок 37. Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя 145
Урок 38. И.С. Тургенев «Муму» 148
Урок 39. Герасим и дворня. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна 151
Урок 40. Герасим и Муму 155
Урок 41. Подготовка к сочинению на тему «Эпизод в рассказе „Муму»» (Герасим и Муму) 159
Урок 42. Анализ сочинений 161
Урок 43. «Два богача». Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык» 162
Урок 44. Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта 170
Урок 45. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения 173
Урок 46. Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения 177
Урок 47. Н.А. Некрасов «Тройка» 181
Урок 48. Анализ письменных работ 185
Урок 49. Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Яснополянская школа 185
Урок 50. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену 190
Урок 51. Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа 194
Урок 52. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого „Кавказский пленник»?». Художественная идея рассказа 197
Урок 53. Анализ письменных работ 199
Урок 54. А.П. Чехов. Детские и юношеские годы. Семья Чехова. Книга в жизни А.П. Чехова 200
Урок 55. А.П. Чехов «Злоумышленник». Приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа 204
Урок 56. А.П. Чехов «Пересолил» 210
Урок 57. Подготовка к сочинению. Юмористический рассказ о случае из жизни 213
Урок 58. Анализ сочинений 215
Урок 59. И.А. Бунин. Детские и юношеские годы. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина 215
Урок 60. И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги. » 219
Урок 61. И.А. Бунин «В деревне» 222
Урок 62. И.А. Бунин «Подснежник» 224
Урок 63. Краткие сведения о Л.Н. Андрееве 228
Урок 64. Л.Н. Андреев «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа. Мир города в рассказе 230
Урок 65. Л.Н. Андреев «Петька на даче». Противопоставление города и дачи в рассказе 232
Урок 66. А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе 235
Урок 67. Рассказ А.И. Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа 237
Урок 68. Анализ письменных работ 241
Урок 69. Детские впечатления А.А. Блока. Книга в жизни юного блока. Блоковские места 241
Урок 70. А.А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом. » 245
Урок 71. С.А. Есенин. Детские годы поэта. В есенинском Константинове 247
Урок 72. С.А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде. » 250
Урок 73. С.А. Есенин «Поет зима — аукает. », «Нивы сжаты, рощи голы. » 253
Урок 74. А.П. Платонов. Краткие сведения о писателе 257
Урок 75. А.П. Платонов «Никита». Мир глазами ребенка (беды и радость, злое и доброе начало в мире) 260
Урок 76. А.П. Платонов «Цветок на земле» 263
Урок 77. П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе 268
Урок 78. П.П. Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова 271
Урок 79. П.П. Бажов «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа 273
Урок 80. Анализ письменных работ 277
Урок 81. Н.Н. Носов. Краткие сведения о писателе 277
Урок 82. Рассказ Н.Н. Носова «Три охотника». Тема, система образов 280
Урок 83. Анализ письменных работ 283
Уроки 84—85. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» 283
Урок 86. Е.И. Носов. Краткие сведения о писателе 288
Урок 87. Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка. Юмористическое и лирическое в рассказе 290
Урок 88. Анализ письменных работ 292
Урок 89. Родная природа в произведениях писателей XX в. В.Ф. Боков «Поклон». Н.М. Рубцов «В осеннем лесу». РГ. Гамзатов «Песня соловья» 292
Урок 90. В.И. Белов «Весенняя ночь» 295
Урок 91. В.Г. Распутин «Век живи — век люби» 297
Уроки 92—93. Д. Дефо. Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо. » (Отрывок) 300
Урок 94. Х.К. Андерсен. Краткие сведения о писателе и его детстве 304
Урок 95. Х.К. Андерсен «Соловей». Внешняя и внутренняя красота, благодарность 308
Урок 96. М. Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена 312
Урок 97. Роман «Приключения Тома Сойера» (Отрывок). Мир детства и мир взрослых 316
Урок 98. Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера (анализ глав VII и VIII) 320
Уроки 99—100. Ж. Рони-Старший. Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека 323
Урок 101. Дж. Лондон. Краткие сведения о писателе 325
Урок 102. Дж. Лондон «Сказание о Кише» 329
Уроки 103—104. А. Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. «Приключения Эмиля из Леннеберги» 332
Урок 105. Заключительный урок. Литературная викторина. Рекомендации для летнего чтения 334
Список литературы 336.

Другие публикации:  Налог за кирпичный забор

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Литература, 5 класс, Уроки литературы к учебнику Г.С. Меркина, Методическое пособие, Соловьева Ф.Е., 2013 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Уроки литературы, 6 класс, Методическое пособие, Соловьева Ф.Е., 2012

Уроки литературы, 6 класс, Методическое пособие, Соловьева Ф.Е., 2012.

Знакомство со структурой и содержанием учебника-хрестоматии для 6 класса.
Выявление специфики художественной литературы как искусства слова. Выявление круга читательских интересов школьников, подготовка к восприятию курса литературы 6 класса.

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ДЖ. ЛОНДОНЕ.
Цели.
Знакомство с фактами жизни и творчества Дж. Лондона; выявление ключевой идеи северных рассказов; подготовка к восприятию рассказа «Любовь к жизни».

Формирование умения выделять главное в сообщении учителя, строить художественный пересказ, делать выводы и обобщения по ходу урока.
Воспитание интереса к творчеству Дж. Лондона.

ХОД УРОКА.
1. Беседа.
• Вспомните известные зам биографические сведения о Джеке Лондоне.
• Какие произведения вы читали? («Сказание о Кише»)
• На какие качества характера героя вы обратили внимание?

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Уроки литературы, 6 класс, Методическое пособие, Соловьева Ф.Е., 2012 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Урок-погружение по литературе в 11-м классе по теме: «Конец века, или Русский Ренессанс»

Разделы: Литература

Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью.

Оформление: Презентация в программе Microsoft Power Point; Л.В.Бетховен. Симфония №5.

Цели:

  • Показать взаимосвязь и взаимовлияние литературной и общественной мысли конца XIX –начала XX вв. с историческими процессами в стране и мире;
  • Дать представление об основных тенденциях в литературе конца XIX –начала XX веков;
  • Воспитать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к ее культуре.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом противоречивом, сложном периоде в истории России – о конце XIX – начале XX вв. Мы не ставим целью перечислить глобальные изменения во всех сферах жизни страны. Главное – почувствовать дух времени, лицо века. Переход от века к веку – в этом есть какая-то магия и загадка. И оно не только в событиях и именах. Можно ли почувствовать восторг и боль, мечты и разочарования этого времени?

Вселенский огонь охватил многие страны мира на рубеже веков: важнейшие перемены в странах Европы и США, невиданная безработица среди рабочих, экономический кризис охватил всю Европу. Эхо мирового кризиса, невиданных потрясений скоро настигло и нашу страну. “Огненной Россией” назвал А.Ремизов это время предельной напряженности и трагичности.

I. Основные тенденции общественной и социальной жизни России на рубеже веков. Слайды №1-4

Первый вопрос. Какие события в истории России этого периода вы можете назвать?

  • Русско-японская война 1904-1905-гг.
  • Первая буржуазно-демократическая революция в 1905 году.
  • Февральская революция в 1917 году. Начало катастрофы.
  • Гражданская война 1919-1921 годов. Война, открывающая одну из самых кровавых страниц российской истории.
  • Первая мировая война 1914-1919 годов. Война, которая по жестокости и числу жертв, превзошла все предыдущие войны.
  • Октябрьская революция 1917 года. Страна рухнула в пропасть, прервались вековые традиции.

Эти события изменили жизнь каждого человека. Новая Россия как Сфинкс, вызывая ужас и трепет, встала перед миром.

Свершались революции, гремел войны, менялась власть. А чем жил обычный человек в это Смутное время?

II. Сообщения учащихся. Журналистика на рубеже веков.

Общая народная судьба и неразрывно связанные с ней виражи индивидуальных успехов и катастроф – все это запечатлело время. В центральных газетах того времени все чаще стали появляться статьи о самоубийствах, разводах. Все тревожнее стали говорить о небывалом падении нравов. Проблемы пола и богоискательства после 1907г. заняли едва ли не главное место. “ В нашем отечестве внимание общества раскололось на три части и фиксируется на богоискательстве, порнографии и атлетической борьбе”,- писал в 1909г. журналист А.Яблоновский. Казалось, даже облик человека стал в это время другим. Сначала на улицах Европы, потом в России стали появляться женщины, шокирующие окружающих своим внешним видом. Женщина обрезала волосы, надела брюки! Перед Первой мировой войной закончился стиль “прекрасной эпохи”. Чтение отрывка из стихотворения А.Блока “Незнакомка”. Известный русский поэт, наверное, последний среди современников воспевал уходящую дворянскую культуру, ее идеалы.

III. Сообщения учащихся о моде на рубеже веков. “Мода идет на войну. ” Слайды №5-8

Когда 1914году Европа вступила в войну, женщины продолжали носить экстравагантные вещи в стиле “прекрасной эпохи”. Вскоре на военных заводах женщины стали надевать комбинезоны. Первые женщины в брюках появились во время Первой мировой войны. Женщины стали коротко стричься или носили стрижки “под мальчика”. Кроме того, женщины стали курить в обществе и пользоваться косметикой – раньше это сочли бы безнравственным. Впервые заговорили о Коко Шанель. Она уловила дух времени. Придуманное Шанель черное платье журнал “Yog n” приравнял по популярности к автомобилю “Ford”. Мировая популярность этой женщины не имела аналогов, она перевернула представление о женской сути. Она первой отразила в моде XX век. Коко Шанель попала в рейтинг самых влиятельных людей XX века.

Вопрос учащимся. Какие грани общественной и культурной жизни отразила К. Шанель в своих работах?

IV. Русская философия серебряного века. “. Мрак есть начало света. ” Слайды №9-11

Внешнее есть отражение внутреннего! Если женщины впервые надели брюки, значит, менялась и внутренняя суть человека. В чем-то человек новой эпохи был другой. В начале века происходит вымирание и вырождение “благороднейшего сословия” Российской империи. Менялись люди, менялись и кумиры.

Слово учителя: Кумиром новой эпохи стал немецкий философ Фридрих Ницше. Ницше оказал огромное влияние на мыслителей Западной Европы, США и России. Противник христианства с его, как он говорил, “рабской моралью”, Ницше выдвинул идею “сверхчеловека”: “Бог умер! На смену ему пришел сверхчеловек!” Молодые умы будоражили эти лозунги, щекотали нервы, требовали иных поступков и действий! Совершенно к иному призывали русские философы того времени: Н.А.Бердяев, Е.Н.Трубецкой П.А.Флоренский С.Н.Булгаков, В.С.Соловьев. По словам Андрея Белого, именно В. Соловьев говорил, что “идеи Ницше – это единственное, с чем надо считаться как с глубокой опасностью, грозящей религиозной культуре”. Соловьев был убежден: истинная цель исторического процесса состоит в том, чтобы каждый стал подобным Христу, т.е. Богочеловеком. Пророком Града Божьего назвал Соловьева поэт Вячеслав Иванов. Философ Н.Бердяев также отмечал “пророческое значение” В. Соловьева. Звук пророческого рожка Соловьева был услышан всей русской культурой рубежа XIX-XX столетий. С этого звука по существу начинается вся русская литература серебряного века.

Вопрос учащимся. Какие духовные ценности провозглашались русскими философами серебряного века?

V. Литература конца XIX – начала XX века. Модернизм на рубеже веков.

Слайд № 12. Литература – это и есть “ образ мира, в слове явленный”. “Поэт – есть вселенная, да здравствует он, носящий в себе весь мир!” – восклицал М.Горький.

Поэзия стала полновластной царицей нового времени. По аналогии с золотым веком русской литературы Н.Бердяев назвал этот период “серебряным веком” русской поэзии. Русская поэзия переживает свое второе рождение, свой – Ренессанс!

VI. Сообщения учащихся о символизме. “Тень несозданных созданий. ” Слайды №13, 14

“Серебряный век” — одно из проявлений духовного и художественного ренессанса в русской культуре конца XIX — начала XX вв. Совпавший с господством стиля модерн в других областях искусства – живописи, архитектуры, дизайне и т.д., он представлен в поэзии плеядой “мэтров” символизма: Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, Ф.Сологуб, З.Н.Гиппиус, И.Ф.Анненский, В.Иванов, Андрей Белый, А.А.Блок и М.А.Волошин. Каждый из названных поэтов создал в рамках этого направления свой индивидуальный художественный стиль и внес свою лепту в литературу. Понятие “серебряный век” появилось, когда все крупнейшие представители той литературы и культуры ушли из жизни. Их современники использовали, как правило, другие термины, один из которых “модернизм” (от французского слова moderne – “современный”). Термин достаточно точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.

Во Франции, с середины XIX в., один за другим появляются крупные поэты: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. В 1886 году Жан Мореас опубликовал “Манифест символизма”. В России французских символистов знали плохо. Но когда восемнадцатилетний гимназист Валерий Брюсов прочел в 1892 году статью о них, то сразу почувствовал – здесь есть нечто интересное, что сможет привиться в русской почве. Молодой поэт намеренно стремился оглушить читателя, заставить его удивляться и негодовать. Например, стихотворением из одной строки: “О, закрой свои бледные ноги” (1894г.). Стихи В.Брюсова всколыхнули русскую поэзию. Что же значил символизм для Брюсова и его единомышленников? Прежде всего – новые темы. Новый язык. Кажущиеся бессмысленными стихотворения, странные выходки молодых поэтов вызывали негодование публики и газетчиков. Психиатры утверждали, что новая поэзия – симптом вырождения человечества, авторы, с нею связанные, не желают знать истинных проблем сегодняшней жизни, выдумывают свой, мало кому интересный мир. Символистам присвоили кличку “декаденты” (“упадочники”). Думали их уязвить, а они сделали кличку своим вторым именем. С точки зрения символистов, этот “упадок” значительно ценнее нормальной посредственности. Чтение стихотворения В. Брюсова “Ночью” (1895г.)

Другие публикации:  Приказ ввести в штатное расписание 05 ставки

Таков был московский символизм, который в 90-ые годы не хотели пускать в серьезные журналы. В северной столице обстояло немного по-другому.

VII. Сообщения учащихся о младосимволистах. Слайды №15, 16

В начале 1900-е годов на литературной арене заявило о себе поколение “младших символистов”: А.Белый, В.Иванов, А.А.Блок. Литературная ориентация младосимволистов сразу же оказалась несколько иной. Петербургский символизм не казался столь вызывающим, как московский. И символы были прозрачнее, и язык традиционнее, и “упадничество” не возводилось в доблесть. К началу XX в. даже предельно суровые критики должны были признать: символизм, сформировав величайшую культуру стиха, научил поэтов с равной уверенностью пользоваться старыми, классическими формами, внутренними созвучиями. Чтение стихотворений А.Белого, А, Блока, В.Иванова (по выбору).

К концу 1900-х годов символистский лагерь заметно пополнился. Среди последователей выделялась “молодежь с исканиями”, которая “растаскивала” и тиражировала образцы “мэтров”. Символистская литература уже перестала быть чтением для немногих, она распространилась в широких кругах читающей публики и стала модным веянием. В 1910 г. критика уже открыто заговорила о “кризисе символизма”. Некоторые представители “новой поэзии” также склонны были считать, что направление исчерпало себя, “закончило круг своего развития”. 1910 г. вошел в историю русской поэзии “серебряного века” как год подведения итогов символизма и стал границей между двумя эпохами – символистской и постсимволистской. Вопрос учащимся. Что нового внесли символисты в русскую литературу?

VIII. Сообщения учащихся об акмеистах. Между “земным” и “небесным”, между бытом и бытием. Слайды №17, 18

19 декабря 1912 г. была впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это в кабаре “Бродячая собака”, которое размещалось в подвальном этаже дома № 5 на Михайловской площади (ныне пл. Искусств). Процессы демократизации культуры, усиления ее “карнавализации”, “богемности” сопровождались активизацией интереса к “низу” культуры. На смену “надмирным” элитарным “башням” символизма пришли “подвалы” постсимволистской эпохи.

Значение термина “акмеизм” впервые было истолковано Н. Гумилевым в его рецензии на сборник С.М. Городецкого “Ива”. Этимологически слово восходит к греч. “акмэ” — “высшая степень, расцвет”, или, как уточняет Гумилев, “расцвет всех духовных и физических сил”. Понятия зримого, осязаемого мира, культ конкретности, прославление вещи и ее имени – слово – вот в чем был акмеизм, и на этих принципах строилась акмеистическая поэтика. Естественно, что у каждого поэта эти черты получили свое индивидуальное преломление. Чтение стихотворений А.Ахматовой или Н.Гумилева (по выбору). Вопрос учащимся. Какие особенности в лирике акмеистов вы почувствовали?

IX. Сообщение учащихся о футуризме. “ Я сразу смазал карту будня. ” Слайды №19, 20

Почти одновременно с акмеистами на литературной арене с большим шумом появились футуристы (от латинского futurum — будущее): Д. Бурлюк, В.Хлебников, А. Крученых, В. Каменский и др. Они не принимали буржуазно – дворянского искусства, выступали против символизма и акмеизма и ставили своей задачей совершить “революцию в искусстве”. Но бунт футуристов против буржуазно – дворянской культуры был несостоятельным: они выступали за аполитичное, “свободное искусство”. Это роднило футуристов с представителями упадочного искусства. Сближало их и другое – стремлению к новаторству формы, насаждение формализма в искусстве, отказ от лучших завоеваний русской классической литературы. Своеобразной визитной карточкой футуристов стало короткое стихотворение В.Хлебникова “Заклятие смехом. Чтение стихотворения. “Бомбой”, брошенной футуристами в читателя, стала небольшая книжечка с дерзким заглавием “Пощечина общественному вкусу”, вышедшая в свет в 1912г. Атмосфера скандала сопровождала многочисленные публичные выступления участников этого движения. Чтение стихотворений В.Маяковского, И.Северянина и др. поэтов (по выбору). Вопрос учащимся. Какие интересные моменты в поэзии футуристов вы может отметить?

X. Подведение итогов. Выводы по уроку. Слайды №21-23

Вопрос учащимся. Что нового вы узнали о литературе серебряного века? С чем оно у вас ассоциируется? Подберите к нему символы, знаки и т.д.

Для мира Россия стала символом революции, в стране происходили глобальные перемены, гибель устоявшихся за века духовных ценностей и идеалов. Но за этой болью стоит и восторг Возрождения русской поэзии, новая жизнь, новые образы, новые имена – они вошли в сокровищницу русской и мировой литературы. В целом же “русская литература стала факелом, ярко святящим в самых темных углах русской национальной жизни. Но свет этого факела разлился далеко за пределами России; он озарил собой всю Европу”. Литература рубежа веков преподносит нам новые загадки и открытия, тем она и неисчерпаема, интересна. Наше тысячелетие, наше время. Небольшое сообщение учащихся о современной литературе.

Самые читаемые писатели – В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Петрушевская — экзотический стиль, шокирующие образы и темы. Уже в прошлом советская эпоха и его идеалы. И нет связующего звена между прошлым и будущим. Мир в очередной раз с ожиданием смотрит на Россию:

Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,
И обливаясь черной кровью,
Она глядит, глядит в тебя
И с ненавистью, и с любовью.

Список литературы:

  1. Которн Найджел. История моды в XX веке. Издательство “Тривиум” при участии “Эгмонт Россия Лтд.”- 1998г.
  2. Малышевский А. Ф. Мир человека. Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Москва, “Итерпракс”, 1995г.
  3. “Серебряный век”. Петербургская поэзия конца XIX – начала XX вв. “Лениздат”, 1991г.
  4. Учебник для общеобразовательных учреждений. 11 класс. Россия и мир. “Дрофа”, “Веди-Принт”. Москва, 2004г.
  5. Энциклопедия для детей. Русская литература. Ч.2. XX век / ред. коллегия: М.Аксенова, Д.Володихин, Л.Поликовская и др.-М.: Мир энциклопедий Аванта +,2006. С.8-47.
  6. Энциклопедия. Мудрость тысячелетий. Автор-составитель: Вольдемар Балязин. Москва. “Олма-Пресс”. 2000г.
  7. Энциклопедический словарь. Мир русской культуры. Российская таможенная академия. Санкт-Петербургский филиал имен и В.Б.Бобкова. С.35-40.

Наталья Рубинская Седьмая книга (М. : Энциклопедия, 2011)

(М. : Энциклопедия, 2011)

Хорошо, когда поэзия не спрашивает с тебя, не смотрит в тебя с презрительным прищуром: мол, ты понял, о чем я?

Понял я, понял. Ты ни о чем – ты только о себе!

Вот у Рубинской – стихи не про то, что они стихи, что они поэзия.

Поэзия Рубинской очень «природна» – в том смысле, что ее лирический герой непрестанно смотрит не внутрь себя, а вокруг: и любуется, и восхищается, и цокает языком, и перечисляет плоды, деревья, насекомых, птиц – зачастую это становится на грань поэтической болтовни, но вполне милой, вполне милой…

Стихи Рубинской – ни разу не размышление, но почти всегда – даже не созерцание, а радостное перечисление чудесных примет мира.

Подои свою коровку,

похвали свою лошадку.

Съешь кусочек хлеба сладкий

и обозревай ландшафт:

там – немереная пашня,

тут – цветастый луговина,

посередке – храм небесный —

и лучи над ним стоят.

И когда степень любви ко всему сущему становится всепоглощающей, поэт на полных основаниях прямо в природу себя и помещает:

Дай мне, Господи, в приснодивном

твоем садике зоревать,

в Твоем яблоново-малинном

как боярышнице жемчужной —

окунающей в знойно-южный

Эта вот «боярышница» – очень точное самоопределение Рубинской, потому что тут не только о бабочке идет речь, но и слышится слово «боярыня».

Когда Рубинская озирает свои владения – это боярское достоинство, голубая кровь чувствуются в ней. В конце концов, она крестная дочь Анастасии Цветаевой – не в переносном смысле, а в прямом. И это Анастасия Цветаева благословила Наталью Рубинскую писать стихи и растить свой поэтический сад.

Владенья ее привлекательны, цветасты, а сама она боярыня добрая и ласковая, в подданных у нее птицы, всякие-разные мураши да домашние коты, и она о них молится.

Обратите внимание, что действие стихов Рубинской чаще всего происходит днем, причем – летним днем. Зиму у нее стараются пережить побыстрее (много спят – и снится, естественно, Крит), каждый день считают «Сколько до лета?» – ну и едва теплеет, сразу обрушиваются в душистые стога, луга и т.д.

«На лесе шелковый наряд. / Сто солнц в его стволах горят», – самый обычный и самый любимый пейзаж у Рубинской.

Порой вдруг возникнет ощущение, что это переводы с итальянского или скорей с греческого. Кто бы знал, что Рубинская живет в Челябинске! Солнечное такое Зауралье…

Известно, что страдание – едва ли не главный хлеб поэзии. Если поэту никто не защемил палец – он сам себе защемит, лишь бы пострадать и поговорить потом об этом. Рубинская – иной случай. Обратите внимание, сколь радостны, солнечны, бурливы стихи в этой книжке!

Послушайте, вот обычная тональность стихов Рубинской:

Вся богема на Багамах,

мы ж в деревню потрусим:

манго, персик, апельсин.

Другие публикации:  Логопедические пособия интернет магазин

Композиция с фасоном:

на парео – ремешок,

под туникой – ботильоны:

босолапочки с вершок:

чтобы гальки не мешали

колготиться на пляжу,

там, где вдоль охряной шали

под ольхой большой лежу.

Не знаю, как вам, а мне в этом мире хорошо. Откроешь глаза – солнце. Закроешь – солнце остается под веками. Лежу и хлопаю глазами. И та поэтическая скороговорка, что я слышу, воспринимается на равных со стрекотанием кузнечиков, шумом травы и птичьим пересвистом – и растворяется в них.

Похожие главы из других книг

Наталья Алексютина КНИГА НАДЕЖДЫ

Наталья Алексютина КНИГА НАДЕЖДЫ При всей кажущейся простоте, жанр интервью требует к себе много внимания. Прежде всего, нужно постараться «разговорить» собеседника. То есть зарядить его батарейкой собственного энтузиазма и получить в ответ не меньший заряд готовности

Книга седьмая Урания (небесная) — муза астрономии у древних греков. Поскольку в ее власти небесные предметы, Уранию призывал Данте прежде, чем петь о рае. У поэтов Возрождения Урания стала покровительницей высокой эпической поэзии. Пегас — крылатый конь, символ

Многогранная энциклопедия

Многогранная энциклопедия Клуб 12 стульев Многогранная энциклопедия ВЫШЛИ. Имя (да и фамилия) писателя Евгения Обухова хорошо известно поклонникам сатиры – в своё время он был администратором «Клуба ДС» и немало сделал для поддержания его на плаву. За это ему

Энциклопедия русской цивилизации*

Энциклопедия русской цивилизации* [* Интервью газете «Гудок». 4.03.2003 г. Перепечатано: «Русский вестник», № 5, 2003 г.]Выход в свет первых трех томов Большой энциклопедии русского народа «Святая Русь», каждый из которых включает около тысячи страниц двухколоночного убористого

Практикум «неэкологичная энциклопедия»

Практикум «неэкологичная энциклопедия» Объединитесь в группы и создайте свою классификацию неэкологичных высказываний. Во-первых, для того, чтобы в этом лучше разобраться, а во-вторых, чтобы с этой «вирусной базой» впоследствии было удобно работать.Объединяйте

Будет «Лицейская энциклопедия»

Будет «Лицейская энциклопедия» Литература Будет «Лицейская энциклопедия» ЭПОХА В дни празднования трёхсотлетия Царского Села в Мемориальном музее-Лицее открылась экспозиция «Живём мы памятью Лицея». Становление Царскосельского лицея неотделимо от истории

Энциклопедия его преступлений

Энциклопедия его преступлений Новоиспеченныи реихсляитер приступил к своим обязанностям.Отлично зная, что Гитлер практически готов к началу разбойничьей войны с СССР, Борман уже через месяц с небольшим после своего назначения делает обширные протокольные записи.В

Школьная энциклопедия

Школьная энциклопедия «Битому неймется» — гласит поговорка. Вот и я — знаю, что не нужно этого делать, а все же делаю, — в данном случае взял и купил том школьной энциклопедии «Руссика» под названием «Мировая история. Новое время. XIX век». Том предваряет красочный портрет

Энциклопедия холокоста

Энциклопедия холокоста КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКАЛишь после войны стало известно, что взрывы в Киеве проводились оставшимися в городе спецгруппами НКВД.Сведения о взрывах ошибочны (см. введение)Немцы 26 сентября решили в качестве возмездия убить всех евреев Киева.Где точные

Экономика сноса Архитектурные страдания Алексей Комеч, Михаил Хазанов, Наталья Душкина, Ирина Коробьина, Наталья Самовер

Экономика сноса Архитектурные страдания Алексей Комеч, Михаил Хазанов, Наталья Душкина, Ирина Коробьина, Наталья Самовер Пролог. Николо-Урюпино впоследствии вернулось к государству; договор аренды с Брынцаловым был расторгнут. Но тему архитектурного наследия пришлось,

Сергей Шаргунов Книга без фотографий (М. : Альпина нон-фикшн, 2011)

Сергей Шаргунов Книга без фотографий (М. : Альпина нон-фикшн, 2011) В своих сочинениях Шаргунов по-разному пробует рассказать какую-то одну и ту же историю. Быть может, историю взросления.Он написал пять более-менее крупных вещей: «Малыш наказан», «Ура!», «Как меня зовут?»,

Энциклопедия в картинках

Энциклопедия в картинках Ирина Осипова В Венеции открылся самый важный мировой смотр современного искусства — 55-я Венецианская биеннале. На полгода город оккупирован художниками и кураторами, демонстрирующими самые актуальные творческие идеи Инсталляция из 90

Наталья Толстая Книга, которая лечит

Наталья Толстая Книга, которая лечит Попытка исцеления по абонементу В начале третьего тысячелетия я заболела, поставить диагноз не могли. Питер — город небольшой, все хорошие врачи известны наперечет, и я их обошла: ни один не помог. В Военно-медицинской академии,

Энциклопедия немецких нравов

Энциклопедия немецких нравов В предыдущих главах мы с вами подробно поговорили о тех, кого принято называть мигрантами. Настало время вспомнить и тех, кто по праву рождения называет себя коренными немцами. Что мы, собственно, о них знаем? Существует стандартный набор

Энциклопедия для спорщиков

Энциклопедия для спорщиков В 1950-е годы Guinness возглавил страстный охотник и спорщик сэр Хью Бивер. Говорят, что однажды на ужине он поспорил с кем-то из гостей, что золотая ржанка – самая быстрая птица в Европе. Произошло это после неудачной охоты, когда сэру Хью не удалось

Энциклопедия для спорщиков

Энциклопедия для спорщиков В 1950-е годы Guinness возглавил страстный охотник и спорщик сэр Хью Бивер. Говорят, что однажды на ужине он поспорил с кем-то из гостей, что золотая ржанка – самая быстрая птица в Европе. Произошло это после неудачной охоты, когда сэру Хью не удалось

Концепцию единого учебника по литературе подготовят к 2018 году

Концепция единого учебника по литературе будет готова к 2018 году. Работу уже начали специалисты из Литературного института имени Горького и Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова.

За и против

Нужен ли нам единый учебник по литературе? Споры об этом идут не первый год. 12 мая председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая внесла законопроект, в котором предложила ввести в России единые учебники по истории, литературе, русскому языку и математике. И если по поводу точных наук особых возражений не было, то такой подход к гуманитарной сфере вызвал бурю эмоций. « Если будет единый учебник литературы, значит, нам дадут единственную последовательность единственного набора произведений с единой интерпретацией. Это убивает на корню идею изучения на уроках художественных произведений», — считает учитель русского языка и литературы из Москвы Александр Волков. Один из инициаторов создания документа п редседатель Комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло думает иначе. Он уверен, что современные учебники по литературе однобоки, они препятствуют созданию у ученика объективной картины развития русской культуры и литературы. Кроме того, авторы убеждены: в школе должно быть единообразие учебных программ, а иначе как сдавать ЕГЭ? Например, в Федеральном перечне учебников на 2013-2014 годы, который утвержден в Минобрнауки, значится, что ученики девятого класса могут пользоваться на выбор учителя одиннадцатью учебниками литературы. Книги дают разные толкования многих вопросов. Конечно, думать, анализировать — всё это школа должна научить ребёнка, но пресловутый ЕГЭ… там всё однозначно и определённо. « У детей в голове каша», — сетуют директора школ. Во многом из-за того, что их учат по-разному. Если семья переезжает из одного города в другой, возникают проблемы: учили по другому учебнику.

Учебник человека не заменит

Пока спорят законодатели и преподаватели, родители в блогах недоумевают: «Наши дети учатся, чтобы сдать тест? И почему сочинения нет в качестве обязательной части экзамена? Чтобы его написать, нужно читать литературу не только по одному учебнику». Специалисты, не один год жизни посвятившие школе, высказывают мнение по поводу написания единого учебника литературы: дело не в едином своде правил и мнений. Чтобы дети знали предмет, учителю-гуманитарию необходимо давать как можно больше свободы, чтобы он сумел увлечь ученика, «зацепить» его. Подготовка думающих учителей — вот главная задача. Ещё в 1915 году знаменитый филолог Борис Эйхенбаум говорил, что из 45 минут урока полчаса надо читать классику.

Что решили

Предполагается, что пособие по литературе два института напишут за пять лет. Цель определили в Общественной палате — «Поднять понимание литературы с уровня бульварного чтива на философский уровень и сформулировать заново курс школьной литературы». Специалистов-филологов успокоили. Базовый учебник не предполагает одну линию преподавания. «Усвоив новую методику, учителя смогут грамотно рассказывать про кого угодно — про Достоевского, Лескова, Оскара Уайльда», — заверил Павел Пожигайло. Он рассказал и о сверхзадаче — «Целью преподавания литературы станет воспитание нравственно ориентированной личности в системе традиционных ценностей через постижение идей и художественных образов в литературе. Разработка концепции учебника может занять три года.

ВНИМАНИЕ! Вы пользуетесь устаревшей версией браузера.

Данная версия браузера не поддерживает многие современные технологии, из-за чего многие страницы отображаются некорректно, а главное — на сайте могут работать не все функции.

В связи с этим рекомендуем для работы с сайтом использовать следующие браузеры. Все они бесплатны, легко устанавливаются и просты в использовании.

Настоящее пособие содержит разработки уроков литературы в 6 классе, составленные по учебнику: Т. Ф. Курдюмова. Литература. 6 класс. М.: Дрофа, 2007. Предназначено учителям литературы, может быть полезно студентам педагогических вузов, слушателям ипк

Литература
6 класс
Поурочные планы
по учебнику Т. Ф. Курдюмовой
Автор-составитель О. А. Финтисова

Волгоград
УДК 371.214.1
ББК 74.268.3
Л64

Автор-составитель О. А. Финтисова

Настоящее пособие содержит разработки уроков литературы в 6 классе, составленные по учебнику: Т. Ф. Курдюмова. Литература. 6 класс. – М.: Дрофа, 2007.
Предназначено учителям литературы, может быть полезно студентам педагогических вузов, слушателям ИПК.

УДК 371.214.1
ББК 74.268.3
ISBN 978-5-7057-1148-2 © Финтисова О. А., автор-составитель, 2006
© Издательство «Учитель», 2006
© Оформление. Издательство «Учитель», 2006
Последнее издание, 2009