Система налог органов рф

Система налог органов рф

20. Система налогов и сборов РФ

Система налогов и сборов РФ – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связаны между собой. Законодательство РФ о налогах и сборах устанавливает правила и порядок их взимания.

В соответствии с гл. 2 НК РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 15 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов.

Налоговый Кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

В систему налогов и сборов в РФ в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы, платежи за пользование лесным фондом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, регулируемые специальными федеральными законами, которые ранее в нее входили.

Налоговый кодекс РФ разделяет налоги и сборы на три вида в зависимости от их территориального уровня:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги и сборы;

3) местные налоги и сборы. Федеральные налоги и сборы устанавливаются исключительно НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

К федеральным налогам и сборам отнесены:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) осударственная пошлина (ст. 13 НК РФ).

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах, вводятся в действие в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях данных субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес:

3) транспортный налог (ст. 14 НК РФ).

Местными налогами являются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги вводятся в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ).

Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ. Налоговым кодексом РФ определяется порядок установления таких налогов, порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (п. 2 ст. 18 НК РФ).

Система налог органов рф

Земельный налог (гл. 31 НК РФ);

Налог на имущество физических лиц

Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий законодательных (представительных) органов власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по введению или отмене налогов (сборов) на соответствующей подведомственной территории. Эти полномочия распределены между уровнями власти и местным самоуправлением, исходя из положения, что все федеральные, региональные и местные налоги и сборы являются элементами единой системы налогов РФ. Органы власти различных уровней имеют неодинаковый объем налоговых прав.

Федеральные налоги и сборы – это налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ. Они устанавливаются решением высшего представительного органа власти. Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ. Только в федеральном законе устанавливаются существенные элементы федеральных налогов.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Они вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов РФ о налогах.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Эти налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Исключение: в ст. 12–15 НК РФ содержится положение о том, что местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ!

При установлении региональных и местных налогов соответственно законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения:

порядок и сроки уплаты налогов;

налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Например, предельная ставка налога на имущество в соответствии с гл. 30 НК РФ установлена в размере 2,2 %. Законодательные органы власти субъектов РФ имеют право установить любую ставку в пределах 2,2 %.

Таким образом, органам законодательной власти субъектов РФ и представительным органам муниципальных образований предоставляется право самостоятельно устанавливать и прекращать действие региональных и местных налогов, изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы.

Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система — это. (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.
Другие публикации:  Управляющая компания иркутская лицензия

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Как лучше выбрать систему налогообложения

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов

Система таяюженных органов включает следующие звенья, каждое из которых является подсистемой правоохранительных органов:

Федеральная таможенная служба РФ (далее — ФТС России);

региональные таможенные управления;

Федеральная таможенная служба РФ в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе», считается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функ-лии по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе’ с контрабандой и другими преступлениями и административными правонарушениями.

Основными полномочиями ФТС России являются:

обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемыхчерез таможенную границу;

осуществление таможенного оформления и таможенногоконтроля;

производство по делам об административных правонарушениях, проведение оперативно-розыскной деятельности и дознания;

осуществление валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через границу;

ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

обеспечение соблюдения законодательства по таможенномуделу и иного законодательства, контроль за исполнением ко-

торого возложен на таможенные органы;

осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание ФТС России;

обеспечение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

В соответствии с возложенными задачами ФТС России выполняет и другие функции, связанные с совершенствованием эко^о-мических и организационных механизмов таможенной политики; повышением эффективности таможенного контроля; организацией борьбы с контрабандой, иными преступлениями и правонарушениями, посягающими на деятельность таможенных органов; принятием мер по защите прав и интересов граждан, предприятий и организаций при осуществлении таможенного дела; участием вдеятельности международных организаций и развитием сотрудничества с таможенными органами иностранных государств; созданием и развитием сети таможенных органов и обеспечением подготовки и переподготовки кадров и выполняет другие обязанности в соответствии с действующим законодательством.

Для осуществления перечисленных функций ФТС России имеет право:

S создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные

посты, специализированные таможенные органы; S определять регион деятельности таможенных органов; s — утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах;

S взаимодействовать с государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, а также с должностными лицами и гражданами как в Российской Федерации, так и за границей; запрашивать и получатьу нихдокументы и сведения, необходимые для выполнения возложенных на нее функций;

S образовывать координационные и экспертные советы, привлекать на договорной основе ученых и специалистов, включая зарубежных, для решения проблем организации таможенного дела, а также осуществлять издательскую деятельность. ФТС России возглавляет руководитель, назначенный на должность Правительством РФ. В его подчинении находятся шесть заместителей, назначаемых по его представлению Правительством РФ. Руководитель ФТС России вносит в Правительство РФ: S проект положения о ФТС России;

S предложения о численности и фонде оплаты труда должностных лиц и работников таможенных органов; v’ проект ежегодного плана и отчет о его исполнении. Руководитель ФТС России самостоятельно распределяет обязанности между заместителями, назначает должностных сотрудников центрального аппарата, начальников региональных, таможенных управлений и таможен, утверждает штатное расписание в пределах выделенных ассигнований, выполняет другие полномочия в соответствии с функциями ФТС России.

Структура ФТС России включает восемь главных управлений и 11 управлений с учетом основных направлений деятельности центрального аппарата.

Главные управления: организационно-инспекторское, финансово-экономическое; организации таможенного контроля, федераль ных таможенных доходов, товарной номенклатуры и торговых организаций, по борьбе с контрабандой, тылового обеспечения, информационных технологий.

Управления: кадров, организации силового обеспечения, собственной безопасности, валютного контроля, таможенных расследований и дознания, контрольно-ревизионное, правовое и ряд другах.

Общая численность центрального аппарата -1882 штатных единицы, в том числе сотрудников, которым присвоены специальные звания, — 828 единиц.

Структура таможенных органов включает региональные таможенные управления, таможни, специализированные таможни и таможенные посты.

Региональные таможенные управления входят в единую систему таможенных органов, непосредственно подчинены ФТС России и осуществляют свою деятельность на части территории Российской Федерации, не всегда совпадающей с ее административно-терри-‘ ториальным делением. По состоянию на начало 2005т. функционировали семь региональных таможенных управлений: Дальневосточное, Приволжское, Северо-Западное, Сибирское, Уральское, Центральное и Южное.

В непосредственном подчинении региональных таможенных управлений находятся расположенные на территории их деятельности таможни и таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России.

Региональное таможенное управление — орган управленческий, исам непосредственно таможенными процедурами не занимается. Он осуществляет реализацию таможенной практики и контроль на региональном уровне; разрабатывает меры, направленные на сохранение единства таможенной территории; применение в регионе ограничений и запретов в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу; кадровое, социально-бытовое, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности подчиненных ему таможенных органов; взаимодействует с местными органами государственной власти и органами местного самоуправления и осуществляет другие функции, аналогичные функциям ФТС России, с учетом объема предоставленных ему полномочий.

Помимо региональных таможенных управлений в системе таможенных органов функционируют специализированные региональные таможенные управления. Они решают задачи всех таможенных органов, но не входят в структуру центрального аппарата ФТС России. К ним относятся следующие управления: оперативно-поисковое, радиоэлектронной безопасности, специальных операций и центральное экспертно-криминалистическое управление.

Штатную численность региональных таможенных управлений утверждает руководитель ФТС России в пределах выделенных ассигнований.

Региональные территориальные управления являются правоохранительными органами и обеспечивают в пределах своей компетенции исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве и административных правонарушениях, а также обеспечивают проведение дознания в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ (см. гл. 13.3).

Таможни — нижестоящее звено по отношению к региональным таможенным управлениям. Территория их деятельности определяется ФТС России по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ и может не совпадать с административными границами субъектов РФ. В непосредственном подчинении таможен находятся таможенные посты, за исключением тех, которые подчинены непосредственно ФТС России.

Другие публикации:  Объяснительная записка медосмотр

Таможни возглавляются начальником, назначаемым на должность руководителем ФТС России, с учетом мнения руководителя регионального таможенного управления. Обычно в региональное таможенное управление входит несколько таможен.

Таможни — органы, черезкоторые ввозятся в страну и вывозятся с ее территории все экспортируемые и импортируемые товары, а также багаж, почтовые отправления и другие грузы. Таможни — юридические лица и проводят весь объем операций в соответствии с установленными полномочиями, включая таможенное оформление и контроль, борьбу с нарушениями Таможенных правил, содействие развитию внешнеэкономических связей субъектов РФ, юридических и физических лиц, лицензирование отдельных видов деятельности, обеспечение своевременного и полного перечисления в бюджет та-. меженных платежей, других налогов и сборов и иные функции. Как правоохранительный орган таможня реализует полномочия, связанные с исполнением законодательства об уголовной и административной ответственности за нарушение таможенных правил.

В зависимости от расположения все таможни можно разделить на внутренние и пограничные. С учетом специфики проводимых операций их классифицируют как сухопутные, морские, речные, воздушные.

Некоторые таможни являются специализированными и подчинены непосредственно ФТС России: Внуковская, Домодедовская,

Центральная базовая, Центральная таможня (Кинологический центр ФТС России), Центральная энергетическая и Шереметьевская.

Таможенный пост — низовое звено системы таможенных органов. Определение территории его деятельности, создание, реорганизация, ликвидация, а также назначение начальника таможенного поста относятся к полномочиям руководителя регионального таможенного управления, кроме тех случаев, когда таможенный пост подчинен непосредственно ФТС России. Таможенный пост считается правоохранительным органом и может быть наделен статусом юридического лица.

Таможенный пост уполномочен в полном объеме проводить таможенное оформление и таможенный контроль в определенномпункте или на конкретной территории и в тех случаях, когда он получил статус юридического лица, таможенный пост является структурным элементом таможни. -•;.

Распределение полномочий и особенности деятельности тамонхенных органов разного уровня определяются положениями, угвержиденными руководителем ФТС россии.

Характер деятельности сотрудников таможенных органов, подчеркивающий их правоохранительную функцию, установлен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе втаможен-ных органах Российской Федерации». В соответствии с законом, служба в таможенных органах считается особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации полномочий таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ;

Закон регламентирует условия поступления на службу, устанавливает ограничения в приеме отдельныхлиц, определяет права, обязанности и ответственность сотрудников таможенных органов, порядок присвоения им специальных званий, материальные и социальные гарантии, их бытовое и медицинское обслуживание и ряд других вопросов.

i Правительство РФ, руководитель ФТС России осуществляют контроль за прохождением и соблюдением условий службы в таможенных органах.

Указом Президента РФ «О Федеральной таможенной службе» утвержден Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации, который распространяется наверх сотрудников таможенных органов и определяет сущность служебной дисциплины, праваи обязанности начальников таможенных органов, атакже порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий.

Система и функции налоговых органов

О структуре налоговой системы РФ мы рассказывали в нашей консультации и отмечали, что в состав ее элементов в числе прочих входят налоговые органы. О системе налоговых органов Российской Федерации и их функциях расскажем в этом материале.

Система налоговых органов РФ

Система налоговых органов РФ включает в себя Федеральную налоговую службу (ФНС) и ее территориальные органы (п. 4 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506).

Структура ФНС представлена следующими звеньями:

Система органов налогового контроля на межрегиональном уровне включает в себя:

  • межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам;
  • межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам;
  • межрегиональную инспекцию по централизованной обработке данных;
  • межрегиональную инспекцию по ценообразованию для целей налогообложения;
  • межрегиональную инспекцию по камеральному контролю.

Управления ФНС по субъектам РФ предполагают дальнейшее разветвление системы налоговых органов на инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня.

Налоговые органы РФ выполняют свои основные функции по контролю и надзору за (п. 1 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506):

  • соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, сборов и страховых взносов;
  • правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет иных обязательных платежей;
  • производством и оборотом табачной продукции;
  • применением ККТ.

Кроме того ФНС выполняет также функции органа валютного контроля в пределах своей компетенции.

Расширенный состав полномочий налоговых органов представлен в Разделе II Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506.

Права, обязанности и ответственность налоговых органов раскрываются также в гл. 5 НК РФ .

Обращаем внимание, что по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза полномочиями налоговых органов обладают также таможенные органы (п. 1 ст. 34 НК РФ).

Структура налоговых органов РФ права, обязанности и функции (стр. 1 из 2)

Право облагать налогом. — это не только право уничтожать, но и право созидать.

Верховный суд США

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В усло­виях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой фи­нансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Го­сударство широко использует налоговую политику в качестве определенного ре­гулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зави­сит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Налоговая система, действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 г. Но уже в середине 1992 г. и в последующие годы в нее были внесены существенные изменения. Появились новые виды налогов, в существующие – внесены изменения. В настоящее время происходит процесс кодификации налогового законодательства, его значительного обновления.

Основные положения о налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ(ст. 57), Налоговым кодексом РФ, первая часть которого введена в действие с 1 января 1999 г., Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., федеральными законами о конкретных налогах и сборах. Порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов дополнительно разъясняется в постановлениях Правительства РФ, Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета и т.п.

В законодательством порядке в РФ определены общие принципы построения налоговой системы, основные виды взимаемых налогов и сборов, права, обязанности и ответственность лиц, участвующих в налоговых отношениях.

Структура налоговых органов .

Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов и сборов взимаемых в установленном порядке.

В налоговом кодексе РФ, как и в законе «об основах налоговой системе РФ», выделены 3 уровня налоговой системы:

— Субъектов РФ (региональный)

Следует отметить, что уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы: если доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируется только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная картина наблюдается и при формировании местных бюджетов: кроме местных налогов они включают в себя часть федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

Несмотря на введения с 1 января 1999г. первой части Налогового кодекса РФ, до введения в действие его второй части следует руководствоваться тем перечнем федеральных, региональных и местных налогов, который определен Законом «Об основах налоговой системы в РФ». Основная часть налогов осталась неизменной со времени введения в действие Закона — с 1 января 1992 г.

1997 в налоговую систему РФ был введен федеральный налог на покупку иностранной валюты, в 1998 г. — федеральный налог на игорный бизнес, региональные налоги — единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и налог с продаж.

Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и действуют на всей ее территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. Ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

Налоги субъектов Федерации (региональные налоги) устанавливаются законодательными актами Российской Федерации в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Ставки региональных налогов устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и действуют на территории соответствующих субъектов.

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления также в соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Они действуют на территориях соответствующих городов, районов в городах и сельской местности. Часть местных налогов является обязательной к применению на всей территории РФ, например земельный налог, налог с имущества физических лиц, регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Эти налоги, относящиеся в соответствии с классификацией к местным, устанавливаются законодательными актами РФ. Другая часть местных налогов вводится по решению органов местного самоуправления. К ним относятся налог на с рекламу, сбор за право торговли и некоторые другие.

Налоговыми органами в РФ являются Министерство Российской Федерации по налогом и сборам и его подразделения в РФ, также полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов, действующие в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

Налоговая политика государства является неотъемлемой частью финансовой политики. Налоговое право, как один из важнейших компонентов (хотя и относительно обособленный) финансового права, регулирует отношения, складывающие в области налоговой деятельности государства.

Налоговое право — система Финансово-правовых норм (общеобязательных правил поведения), регулирующих общественные отношения по установлению, введению в действие и взиманию налогов. Распределение и использование бюджетных средств лежит уже за рамками налоговых отношений.

Предмет налогового права — отношения, складывающиеся между государством, налогоплательщиками и иными лицами по поводу установления, введения и взимания налогов. Налоговые отношения всегда связаны с изъятием у юридических и физических лиц части их доходов в соответствующий бюджет и, в предусмотренных случаях, во внебюджетные целевые фонды.

Другие публикации:  Госпошлина на права гибдд стоимость 2018

В налоговых правоотношениях участвуют налоговые представители. Поэтому следует отличать налогоплательщика от налогового агента и сборщика налогов.

Налоговые агенты — лица, на которых возложены обязанности по исчислению удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд налогов (статья 24 Кодекса).

Сборщики налогов и сборов — это уполномоченные органы (государственные, местного самоуправления) и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщика средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет (статья 25 Кодекса).

Налоговые органы вправе:

1. требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

2. проводить налоговые проверки

3. производить выемку документов свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений

4. вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов а также в иных случаях

5. приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, налагать арест на имущество.

6. осматривать любые используемые налогоплательщиком помещения и территории

7. определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщика в бюджет на основании имеющийся у них информации в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру помещений и территорий

8. требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований

9. взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени

10. контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам

11. требовать документы от банков подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков

12. привлекать для проведения налогового контроля специалистов

13. вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известна информация для проведения налогового контроля

14. заявлять ходатайства об аннулировании действия лицензий дающих право на определенный вид деятельности

15. предъявлять в суды иски в случаях предусмотренных законодательством о налогах и сборах

Также они обязаны:

1. соблюдать законодательство о налогах и сборах

2. осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов

3. вести в установленном порядке учет налогоплательщиков

4. бесплатно проводить разъяснительную работу, вовремя информировать налогоплательщиков о внесенных изменениях в налоговый кодекс

5. осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов

6. соблюдать налоговую тайну

7. направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа

8. налоговые органы при выявлении обстоятельств позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах содержащего признаки преступления обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела

9. налоговые органы несут также другие обязанности предусмотренные налоговым кодексом или иными федеральными законами.

Функции налогов

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов прояв­ляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция).

Система органов государственной власти в РФ

Система органов государственной власти в РФ.

Любое государство осуществляет свою разнообразную деятельность через государственные органы, каждый из которых является частью государственного аппарата. Им принято называть совокупность органов, учреждений и организаций, осуществляющих в обществе государственную власть. Аппарат государства – это не механическое соединение его органов, а упорядоченная, организованная, целостная система. Смысл этой упорядоченности заключается прежде всего в том, что каждый орган государства выполняет вполне определенные управленческие функции, имеет свое поле ответственности. Государственный орган – это часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями и осуществляющая свою компетенцию в установленном им порядке. В современном обществе характер функций государственных органов определяется конституцией и другими законодательными актами.

В правовом государстве реализуется принцип разделения властей, органы государства, принадлежащие к разным ветвям власти, осуществляют свои полномочия самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга.

Федеративное устройство государства предполагает выделение государственных органов РФ и государственных органов субъектов Федерации. Государственные органы могут делиться на избираемые гражданами и формируемые другими государственными органами (прокуратура, суды), они бывают единоличными и коллегиальными.

Законода́тельная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, законодательная власть принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах — законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.

Является частным случаем символической власти.

Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Основное назначение исполнительной власти в Российской Федерации — России — организация практического исполнения Конституции России и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путём реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Состав исполнительной власти набирается на выборных началах с возможностью последующего назначения.

Структура исполнительной власти России.Федеральные органы.

В России принята трёхзвенная система федеральных органов исполнительной власти:

Органы исполнительной власти:

— юридическая (правовая) структура — система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.

Признаки исполнительной власти:

— является ограниченной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;

— является проводником государственной политики в жизнь;

— подзаконна по своему характеру и задачам;

— объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;

— её деятельность является исполнительно-распорядительной и носит постоянный, непрерывный во времени характер;

— является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Функции исполнительной власти:

— осуществление управленческой деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;

— осуществление политики государства по лицензированию, регистрации и сертификации;

— административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил;

— охрана правопорядка, то есть непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества;

— информационное обеспечение органов государственной власти.

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная. Органы судебной власти от имени государства применяют меры административного или уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении правонарушения, разрешают правовые споры между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов — Конституции).

Согласно Конституции РФ, судебная власть в Российской Федерации (далее РФ):

— осуществляется только судами;

— имеет полную самостоятельность номинально, но ФЗ 188 закрепляет назначаемость судебной власти.

— реализуется посредством применения права в ходе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;

— характеризуется единством судебной системы РФ, которое обеспечивается путём:

— закрепления принципов судебной системы в Конституции и Федеральном конституционном законе «О судебной системе РФ».

— соблюдения всеми судами единых, законодательно установленных правил судопроизводства;

— признания обязательности исполнения всех вступивших в силу судебных решений на всей территории страны;

— закрепления единства статуса судей на всех уровнях судопроизводства;

— финансирования судей из федерального бюджета.

По действующей Конституции РФ судебная власть осуществляется федеральными судами и судами субъектов РФ.

— Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.

— Толкование правовых норм.

— Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

— Ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности граждан России.

— Высшие федеральные суды:

Конституционный Суд РФ, рассматривающий дела об оспаривании конституционности законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным укреплением процедур (в рамках отрешения от должности Президента РФ);

Верховный Суд Российской Федерации;

Дисциплинарное судебное присутствие, являющийся судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения этих коллегий об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. (ФКЗ РФ от 9 ноября 2009 г. N 4-ФКЗ «О дисциплинарном судебном присутствии»).(Утратил силу)

Роль и место судебной власти в современной России

Постсоветская Россия являет собой пример государства, в котором до сих пор существует классическое разделение властей, но де-факто судебная власть в силу различных причин находится в зависимости от власти исполнительной. Такая зависимость влечёт за собой ряд негативных последствий как для экономики, так и для общества в целом, в связи с чем в стране время от времени возникают дискуссии о необходимости продолжения судебной реформы.

В различных государствах (странах, колониях) конституциями или постановлениями высших государственных органов власти выделены различные органы и институты, отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например органы финансового контроля, советы обороны и безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы и так далее. Однако, в науке существует мнение, что прокуратура не является органом государственной власти и что она является органом надзора со своими специфическими полномочиями.

На региональном и местных уровнях количество различных органов власти и самоуправления может быть различным и варьироваться в зависимости от конституции государства (страны) и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных.