Производственное обучение слесарей механосборочных работ учебное пособие

Содержание:

Производственное обучение

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Производственное обучение» в других словарях:

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ — 1) составная часть профессионального образования.2) Подготовка рабочих и повышение их квалификации непосредственно на производстве (в Российской Федерации главным образом в группах и на краткосрочных курсах с присвоением тарифно квалификационного … Большой Энциклопедический словарь

производственное обучение — 1) составная часть профессионального образования. 2) Подготовка рабочих и повышение их квалификации непосредственно на производстве (в Российской Федерации главным образом в группах и на краткосрочных курсах с присвоением тарифно… … Энциклопедический словарь

производственное обучение — rus производственное обучение (с) eng on the job safety training fra formation (f) à la prévention sur le tas deu Sicherheitsausbildung (f) am Arbeitsplatz spa formación (f) en materia de seguridad en el empleo … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ — процесс и уч. предмет в системе проф. подготовки. Основу содержания предмета «П. о.» составляют гл. элементы производств. процесса (в условиях мастерских, цехов предприятий и т. п.), они взаимосвязаны не только между собой, но и с пед. принципами … Российская педагогическая энциклопедия

Производственное обучение — учебный предмет в системе профессиональной подготовки. Включает теоретическую часть знания основ наук, техники, технологии, организации и экономики в конкретной отрасли и отдельных производств и практическую часть учебно производственную… … Педагогический терминологический словарь

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ — главный компонент педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении, основной целью которого является формирование у учащихся основ профессионального мастерства в определенной области … Профессиональное образование. Словарь

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ — форма первичной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ручного труда в промышленности или сфере обслуживания, практикуемая непосредственно на предприятиях. Теоретические занятия проводятся со всей группой … Профессиональное образование. Словарь

обучение — , ия, ср. * Начальное обучение. Обучение в начальной школе (3 4 года). * Всеобщее обязательное начальное обучение. ◘ За годы Советской власти в стране было осуществлено сначала всеобщее обязательное начальное обучение, затем неполное… … Толковый словарь языка Совдепии

ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ — англ. learning, production; нем. Lernen, produktives. Подготовка работников массовых профессий, осуществляемая на производстве и на различных курсах. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Обучение — 1. процесс приобретения с помощью школьных программ, педагогов и воспитателей относительно несложных навыков (речевых, счётных, трудовых и т.п.) и элементарных сведений, дающих возможность адаптироваться к повседневным обстоятельствам жизни; 2.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Производственное обучение слесарей механосборочных работ учебное пособие

Рассмотрены технологические процессы сборки основных типов соединений, сборочных единиц и механизмов в целом. Даны рекомендации по использованию типовых инструментов и приспособлений в процессе сборки. Второе издание переработано и дополнено сведениями о сборке фрикционных приводов и передач, а также о такелажных и погрузочно-разгрузочных работах и правилах их безопасного выполнения.
Учебное пособие может быть использовано при освоении междисциплинарных курсов, входящих в профессиональный цикл профессии 151903.02 «Слесарь».
Для студентов учреждений среднего профессионального образования.

С 2006 года книга «Производственное обучение слесарей механосборочных работ. Учебное пособие» переиздавалась 7 раз. Дата первого издания «Производственное обучение слесарей»: март 2006 года, последнее, 7-е издание вышло в апреле 2014 года.

2014, апрель: книга на бумаге «Производственное обучение слесарей механосборочных работ. Учебное пособие», ISBN: 978-5-4468-0366-8, издательство «Academia», 208 стр.

2010, июль: книга на бумаге «Производственное обучение слесарей-ремонтников промышленного оборудования», ISBN: 978-5-7695-6107-8, издательство «Академия», 176 стр., твёрдая обложка, тираж 1000 экземпляров

2009, март: книга на бумаге «Производственное обучение слесарей», ISBN: 978-5-7695-6106-1, издательство «Академия», 224 стр., твёрдая обложка, тираж 4000 экземпляров

2008, август: книга на бумаге «Производственное обучение слесарей-ремонтников промышленного оборудования», ISBN: 978-5-7695-4303-6, издательство «Академия/Academia», 176 стр., мягкая обложка, тираж 1500 экземпляров

2008, август: книга на бумаге «Производственное обучение слесарей», ISBN: 978-5-7695-4552-8, издательство «Академия/Academia», 222 стр., твёрдая обложка

2007, август: книга на бумаге «Производственное обучение слесарей», ISBN: 978-5-7695-4115-5, издательство «Академия», 222 стр., твёрдая обложка, тираж 2000 экземпляров

2006, март: книга на бумаге «Производственное обучение слесарей», ISBN: 5-7695-2289-5, издательство «Академия», 224 стр., твёрдая обложка, тираж 5100 экземпляров

Учебники: доп. пособия

Инженерные сети и оборудование территорий, зданий и строительных площадок. Учебник

В учебнике приведены сведения об основах градостроительства; подробно изложены принципы водо-, тепло- и газоснабжения территорий и зданий; рассмотрены правила составления стройгенпланов, технологические особенности подготовки строительной площадки и проведения строительных работ. Большое внимание уделено электрическим сетям, схемам электроснабжения. Для студентов средних профессиональных учебных заведений. Может быть полезен инженерно-техническим работникам, занимающимся строительством и эксплуатацией зданий и сооружений.

Охрана труда в строительстве. Учебник

Приведены основные положения по охране труда и безопасному производству работ в строительстве (при эксплуатации строительных машин, выполнении нулевого цикла, прокладке инженерных сетей, возведении зданий, выполнении работ с вредными условиями труда), а также правила электро- и пожарной безопасности и приемы оказания первой помощи при травмах. Для учащихся учреждений начального профессионального образования.

Технология производства неметаллических строительных изделий и конструкций. Гриф Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

Учебник знакомит с современной технологией производства неметаллических строительных изделий и конструкций (бетонных, железобетонных, деревянных и др.) различного вида и назначения. Учебник предназначен для студентов средних профессиональных учебных заведений.

Организация и технология строительных каменных работ

Практико-ориентированное учебное пособие разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом. В пособии дается описание профессиональных компетенции каменщика, большое количество иллюстраций, а также представлены нормативно-правовые документы и инструкции по технике безопасности. Пособие предназначено для использования на занятиях по производственному обучению в профессиональных учебных заведениях, учебно-производственных комбинатах, а также для переподготовки кадров службой занятости.

Организация и технология строительных отделочных работ

Практико-ориентированное учебное пособие разработано в соответствии с государственным образовательным стандартом. В пособии дается описание профессиональных компетенции мастера строительных отделочных работ с большим количеством иллюстраций, а также представлены нормативно-правовые документы и инструкции по технике безопасности. Пособие предназначено для использования на занятиях по производственному обучению в профессиональных учебных заведениях и в учебно-производственных комбинатах, а также для переподготовки кадров службой занятости.

Общестроительные работы. Гриф МО РФ

Общий курс железных дорог. Гриф МО РФ

Приведена характеристика железнодорожного транспорта и показана его роль в транспортной системе страны. Изложены основные сведения о железных дорогах, их устройстве и работе, а также требования, предъявляемые к ним Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (2000 г.). Отражены происходящие в последние годы изменения в структуре, технической оснащенности и технологии работы железных дорог в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте. Для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Кровельные работы

Даны сведения о видах и конструкциях крыш и кровель. Рассмотрены подготовка основания под кровли; устройство из рулонных мастичных и штучных материалов; ремонт всех видов кровель, а также технология устройства оснований, дышащих кровель, кровель из.

Основы архитектуры. Гриф Экспертного совета по профессиональному образованию МО РФ

В учебнике изложена краткая история архитектурных стилей, рассказано о русской и советской архитектуре, об основах архитектурной композиции, конструктивных и декоративных элементах зданий и сооружений. Приведены сведения по реставрации памятников архитектуры. Для учащихся начального профессионального образования.

Строительные материалы и изделия. Гриф МО РФ

В книге описаны свойства современных строительных материалов как общего назначения, так и специальных (тепло-, звукоизоляционных, кровельных, гидроизоляционных и отделочных). Материал изложен с позиций современного строительного материаловедения.

Основы эксплуатации оборудования и систем газоснабжения. Гриф Государственного комитета по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

Рассмотрены основы безопасной эксплуатации оборудования и систем газоснабжения. Освещены вопросы организации эксплуатации газового хозяйства, ввода в эксплуатацию объектов газового хозяйства, эксплуатации подземных и надземных газопроводов, устройств электрохимической защиты, газорегуляторных пунктов (ГРП) и газорегуляторных установок (ГРУ), газового оборудования жилых и общественных зданий, производственных предприятий. Рассмотрены вопросы эксплуатации установок и оборудования сжиженного углеводородного газа (СУГ), локализации и ликвидации аварий. Предназначен в качестве учебника для студентов и преподавателей среднего профессионального образования по специальности 2915 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения», может быть полезен работникам эксплуатационных служб газовых хозяйств.

Технология реконструкции и модернизации зданий

Освещены прогрессивные методы производства отдельных видов работ, выполняемых при реконструкции зданий различного назначения. Для студентов учебных заведений среднего профессионального образования, обучающихся по специальности 2902 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Производственное обучение слесарей. Гриф Экспертного совета по профессионального образованию МО РФ

Приведены описания приемов выполнения основных слесарных операций и типовых технологических процессов изготовления некоторых видов слесарно-монтажных инструментов. Даны рекомендации по применению инструментов, приспособлений и оборудования при выполнении рассмотренных операций и технологических процессов. Для учащихся учреждений начального профессионального образования. Может быть использовано при подготовке рабочих на производстве.

Эксплуатация оборудования и систем водоснабжения и водоотведения

Рассмотрены основные вопросы организации служб эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения и способы производства важнейших работ при эксплуатации водозаборных сооружений, напорных водоводов и распределительных сетей водоснабжения и самотечных водоотводящих сетей, насосных и воздуходувочных станций, сооружений по очистке воды для питьевых целей и очистки сточных вод. Приводятся прогрессивные методы санации трубопроводов на водопроводных напорных трубопроводах и самотечных водоотводящих сетях. Учебник предназначен для студентов средних специальных учебных заведений (техникумов и колледжей).

Материалы для штукатурных и облицовочных работ. Учебное пособие

Учебное пособие включает в себя словарь основных терминов, учебный материал, задания разного уровня и формы, содержание практических работ и материалы оценки профессиональной компетентности. Пособие предназначено для подготовки специалистов отделочных строительных работ в образовательных учреждениях.

производственное обучение

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «производственное обучение» в других словарях:

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ — 1) составная часть профессионального образования.2) Подготовка рабочих и повышение их квалификации непосредственно на производстве (в Российской Федерации главным образом в группах и на краткосрочных курсах с присвоением тарифно квалификационного … Большой Энциклопедический словарь

производственное обучение — rus производственное обучение (с) eng on the job safety training fra formation (f) à la prévention sur le tas deu Sicherheitsausbildung (f) am Arbeitsplatz spa formación (f) en materia de seguridad en el empleo … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки

Производственное обучение — практическое и теоретическое обучение по избранной профессии в процессе производственной деятельности. 1) Составная часть профессионально технического образования (См. Профессионально техническое образование) (в учебных планах… … Большая советская энциклопедия

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ — процесс и уч. предмет в системе проф. подготовки. Основу содержания предмета «П. о.» составляют гл. элементы производств. процесса (в условиях мастерских, цехов предприятий и т. п.), они взаимосвязаны не только между собой, но и с пед. принципами … Российская педагогическая энциклопедия

Производственное обучение — учебный предмет в системе профессиональной подготовки. Включает теоретическую часть знания основ наук, техники, технологии, организации и экономики в конкретной отрасли и отдельных производств и практическую часть учебно производственную… … Педагогический терминологический словарь

ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ — главный компонент педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении, основной целью которого является формирование у учащихся основ профессионального мастерства в определенной области … Профессиональное образование. Словарь

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ — форма первичной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ручного труда в промышленности или сфере обслуживания, практикуемая непосредственно на предприятиях. Теоретические занятия проводятся со всей группой … Профессиональное образование. Словарь

обучение — , ия, ср. * Начальное обучение. Обучение в начальной школе (3 4 года). * Всеобщее обязательное начальное обучение. ◘ За годы Советской власти в стране было осуществлено сначала всеобщее обязательное начальное обучение, затем неполное… … Толковый словарь языка Совдепии

Другие публикации:  Отпуск учителей трудовой кодекс

ОБУЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ — англ. learning, production; нем. Lernen, produktives. Подготовка работников массовых профессий, осуществляемая на производстве и на различных курсах. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Обучение — 1. процесс приобретения с помощью школьных программ, педагогов и воспитателей относительно несложных навыков (речевых, счётных, трудовых и т.п.) и элементарных сведений, дающих возможность адаптироваться к повседневным обстоятельствам жизни; 2.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

процесс и уч. предмет в системе проф. подготовки. Основу содержания предмета «П. о.» составляют гл. элементы производств. процесса (в условиях мастерских, цехов предприятий и т. п.), они взаимосвязаны не только между собой, но и с пед. принципами и методами воспитания личности, а также с психофизиол. особенностями профессии, возрастными возможностями учащихся.

П. о. включает теоретич. часть — знание основ наук, техники, технологии, организации и экономики конкретной отрасли и отд. произ-в; умение применять эти знания в проф. деятельности; практич. часть (цель — приобщение учащихся к производств. процессу): вводный курс; уч.-производств. работу в мастерских, лабораториях, на полигонах уч-щ, в уч. и производств. цехах предприятий; производственную практику.

П. о. как учебный процесс осуществляется мастерами производств. обучения. Важная задача проф. подготовки — приблизить П. о. к реальному произ-ву. Решить эту задачу помогают совр. тренажёры (комплексные, универсальные и т. п.), электронно-вычислит. техника, спец. мастерские, лаборатории, уч. науч.-производств. комплексы, позволяющие в Значит. степени имитировать производств. процесс.

К общим закономерностям П. о. относятся: проф. обусловленность, связанная с наличием множества профессий и проф. групп; взаимосвязь производств., уч. и воспитат. процессов; взаимодействие между человеком и техникой; интеллектуализация проф. деятельности квалифициров. рабочих; совмещение и рациональное чередование систем П. о. на отд. этапах обучения; политехн. и проф. направленность производит, труда; совмещение профессий и овладение неск. специальностями, единство социальных, проф. и индивидуальных качеств личности.

П. о. обладает также характерными особенностями. Его основу составляют общеобразоват., общетехн. и спец. знания, проф. умения и навыки производит, труда. Фундаментальные принципы процесса П. о.: интеграция и дифференциация общеобразоват. и проф. знания, кооперация трудовой деятельности, политехнизм, комплексность видов работ, системность обучения и др.

Осн. направления П. о.: создания условий учащимся для овладения производств. процессами, социально-экон., науч.-техн. и проф. знаниями, передовым опытом, воспитание конкурентоспособного рабочего, подготовленного к разнообразной деятельности. Критерий проф. подготовленности будущего рабочего — квалификация, а гл. её показатели — проф. мобильность, владение неск. профессиями, способность к перемене труда.

П. о. в уч. мастерских осуществляется через моделирование видов проф. деятельности, в условиях предприятий уч. процесс включается в производственный. Осн. форма П. о. в уч. заведении — урок, а на предприятии — уч.-производств. работа и производств. практика. Промежуточная орг. форма — лабора-торно-практич. занятия, обеспечивающие взаимосвязь теоретич. и производств. обучения. В структуре занятий доминируют упражнения, включающие инструктажи мастера П. о. (вводный; текущий, в осн. индивидуальный; заключительный).

Разработаны многообразные типы систем П. о. Они едины для всех специальностей, но применяются с учётом специфики профессий.

Предметная система П. о. возникла с развитием ремесл. произ-ва и ремесл. ученичества и ориентировалась на индивидуальную деятельность учащихся. Занимала ведущее место в ремесл. уч-щах (с 17 в.), в процессе обучения учащиеся от изготовления простейших изделий переходили к более сложным. Недостатки системы: слабая закрепляемость трудовых навыков; неравномерность в изучении элементов трудового процесса (одни усваивались основательно, другие — поверхностно); трудность отбора изделий для усложнённых операций.

Операционная система П. о. появилась в период развития мануфактурного произ-ва. В её основе — последо-ват. усвоение учащимися сначала отд. операций, а затем приёмов самостоят. работы по изготовлению простейших изделий. Эта система позволяла учащимся подготовиться к выполнению всех работ по профессии и значительно ускоряла процесс обучения. Большую роль в совершенствовании системы сыграл Д. К. Советкин, осуществивший в 1868 науч. анализ содержания труда рабочих станочных профессий. Им разработаны уч. программы П. о., предусматривавшие последоват. изучение конкретных приёмов и операций по обработке фрагмента детали, а не законченного изделия. Система Советкина с учётом местных условий была использована в проф.-тех. образовании ряда стран Европы под названием «русской» и послужила стимулом для разработки др. способов обучения. Недостаток системы — подход к процессу обучения как к простому соединению отд. изолиров. операций. В результате учащиеся забывали изученные приёмы при переходе к изготовлению цельного изделия и не видели результатов труда из-за Значит. перерывов между изучением элементов трудового процесса и дальнейшим их применением, поэтому медленно формировались прочные и устойчивые умения.

Операционно-поточная система П. о. связана с развитием поточной системы организации произ-ва и основана на разделении технол. процесса на операции, при к-ром каждый ученик выполняет один вид работы, затем передаёт деталь по постоянному маршруту для последующей обработки. Позволяла овладеть приёмами труда в условиях многостаночной системы при высокомехани-зиров. произ-ве.

Операционн о-п редметная система П. о. является усовершенствованным вариантом операц. системы. Основана на изучении трудовых операций при изготовлении изделий возрастающей сложности. Предложена в 1887 директором Моск. ремесл. уч-ща С. А. Владимирским, обратившим внимание на возможность комбинирования приёмов и операций в порядке возрастания сложности их выполнения. Аналогичная система была разработана мастером техн. школы балтийского судостроит. завода П. И. Устиновым. Недостаток систем: закрепляемость лишь отд. навыков, а не их системы, что затрудняет выполнение работы при незначит. изменениях в технол. процессе.

Внедрение операц. систем потребовало разработки спец. методики обучения ручному труду. Одним из первых предложил методику преподавания ручного труда О. Соломон (Швеция) в учительской семинарии, впоследствии ставшей междунар. центром для учителей по ознакомлению с организацией трудового обучения. Преподавание труда вошло в обязат. предметы в уч. заведениях Германии (с 1881), США (с 1887), России (с 1888), в нар. и учительских школах Франции (в кон. 19 в), в учительских колледжах Велико британии (с 1901, в высш. нач. уч-щах с 1902) В России методику обучения труду пропагандировал преподаватель Петерб учительского ин-та К Ю Цируль, под руководством к-рого было подготовлено метод пособие по преподаванию ручного труда Цируль совм. с H В Касаткиным разработали программу II о, широко распространившуюся в рос. школе

Система II о Центрального института труда, ЦИТ (Москва) В кон. 20-х гг. 20 в ЦИТ разработал систему II о, заключающуюся в разделении трудового процесса на трудовые приемы, выполняемые в системе упражнений На основе анализа содержания труда разл. профессий были определены формы и методы трудового обучения Каждому трудовому процессу соответствовала спец. методика обучения (анализ двигат навыков, письменные инструкции и тренажеры) Преимущество системы — создание у учащихся прочных автоматизиров умений и навыков, недостатки — отрыв упражнений от реальных условий труда, механич. выполнение работ по строго регламенти-ров инструкции, препятствующей творческому подходу, длит обучение одному виду деятельности и отсутствие новых познават. элементов (см также ст А К Гостев)

Операционно — комплексная система II о возникла в сер. 30-х гг. в отеч. школах фабрично-заводского ученичества и предусматривала освоение учащимися осн. операций с чередованием постоянно усложняющихся комплексных работ (выполнение 3—4 операций и соответственно одной комплексной работы, затем освоение более сложных приемов и последу ющих комплексов и т. д. ) Преимущество системы — овладение учащимися всеми приемами труда в сочетаниях, встречающихся на произ-ве Недостатки системы — слабое развитие творческих начал в трудовой деятельности, формирование приемов, не встречающихся в упражнениях в чистом виде, недостаточная взаимосвязь отд. операций и их комплексов и др

Приемно — комплексно-видовая система II о разработана К H Катхановым (сер. 1970-х гг.) и заключается в выделении важнейших элементов профессии — приемов труда, видов работ и в обеспечении прочного овладения ими в пределах каждого вида деятельности и последующего сочетания приемов в комплексы В отличие от опе-рац -комплексной системы, в этой системе осн. элементом II о является не операция, а прием работы, что позволяет применять систему для подготовки большинства рабочих профессий Осн. метод формирования умений и навыков — упражнение Все элементы учащиеся выполняют под руководством мастера производств обучения до полного освоения и только после этого приступают к др. виду работы На завершающей стадии обучения у учащихся вырабатываются автоматич навыки производств деятельности К особенностям системы относятся ее построение на основе тщательного анализа содержания труда рабочих и обобщения достигнутого уровня проф. подготовки, раскрытие взаимосвязи всех элементов обучения Она наилучшим образом способствует переносу технол и трудового процессов на уч. -производств деятельность учащихся Недостатки — трудности в отборе для каждого вида работы отд. приемов, к-рые, в свою очередь, включают неск способов их выполнения, что часто нарушает последовательность действий рабочего, изменение приемов работы в зависимости от применяемой техники, технологии и организации труда, что вызывает нестабильность методики обучения

Проблемно — аналитическая система II о разработана С Я Батышевым для II о в условиях автоматизации произ-ва и появления рабочих профессий, в к-рых преобладают интеллектуальные знания и навыки Преследует цели формирования у рабочих расчетных, управленческих, диагностич, коммуникативных навыков Состоит в разделении содержания обучения на уч проблемы и элементы трудового процесса и в определении соответствующих функций по регулированию технол процессов и оборудования, овладению умениями и навыками в определенной последовательности, обусловленной реальными условиями произ-ва и характером участия в нем рабочего Каждая уч проблема является самостоят. заданием II о включает последоват общее знакомство с технол процессом, выделение проблем, установление связи между ними, изучение каждой проблемы в отдельности, анализ уч ситуаций Система предусматривает 3 периода обучения изучение и упражнения в выполнении отд. ситуаций, проблемы в целом, освоение всего технол процесса, когда учащиеся самостоятельно выполняют все задания В каждом периоде выделяются этапы решения интеллектуальных задач (одна из осн. функций системы) и самостоят. работа под руководством инструктора Учащиеся овладевают приемами умственной деятельности (планирование, наблюдение, выделение признаков, дифференциация, систематизация и обобщение фактич материала и др), приобретают навыки контроля и самоконтроля, что свидетельствует о их развитии и готовности заниматься более сложными проблемами Однако учащимся трудно запоминать последовательность выполнения действий, отличать осн. ситуации от второстепенных и переносить обретенные навыки на новые виды деятельности Система широко применяется при подготовке рабочих машиностроит.профиля

Процессуальная система II о предложена А Е Шильниковой (нач. 1970-х гг.) на основе изучения характера и содержания труда рабочих хим пром-сти Ее сущность — овладение профессией широкого профиля (на основе классификации уч материала по процессуальному признаку) и способами управления и обслуживания типичных групп процессов (тепло- и массообмен-ных, химических и др) В практич.обучении учащиеся получают общепроиз-водств навыки Система опирается на анализ структурных компонентов произ-ва и науч. познание общих производств закономерностей, на качественные изменения труда рабочих высокомеханизи-ров и автоматизиров произ-ва В содержание II о входит освоение общих способов планирования трудовой деятельности, технол приемов и последовательности их выполнения, формирование умений и навыков анализа производств задания

Процесс II о в цехах предприятий состоит из ознакомления с типичными группами технол процессов, производств специализации и самостоят. работы II о осуществляется по периодам подготовительный (занятия в мастерских, на тренажерах и т п), основной (специализация учащихся) и заключительный (самостоят. ведение технол процесса) Недостатки системы — возможность применения гл. обр. в условиях, требующих высокого уровня мате-риально-техн оснащения произ-ва, использование отд. тренажеров, не позволяющих создать целостную систему проф. умений

Интегративно — модульная система разработана А II Беляевой (1980-е гг.) на основе теории проф. -пед.интеграции, объединяющей осн. сферы науки, образования и произ-ва Интеграция обеспечивает высокий уровень II о рабочих кадров, стимулирует рабочих к творческому производит труду

Содержание II о по группе профессий формируется на основе анализа видов произ-ва и трудовой деятельности квали-фициров рабочих разл. профилей Уч планы и программы включают разделы общий, интегрированный для группы профессий (общеобразоват, общетехн и общепроф. предметы) и дифференцированный (спец. уч предметы и факультативы) Широкое распространение получила интеграция содержания II о для групп профессий одной отрасли нар. х-ва или пром комплекса (машиностроит. топливно-энергетического и т п)

Процесс Пав интегративно-модуль-ной системе состоит из обучения всей группе профессий по общей программе, а затем — отд. профессиям (или 2—3) на основе модульной подготовки Под модулями понимаются комплексы операций, трудовых и технол процессов, свойственных профессиям, к-рые входят в группу Модульное обучение осуществляется гл. обр. в период систематизации навыков в определенной части технол процесса или при освоении нового оборудования, а также в целях более глубокого

освоения конкретных умений. Используются автоматизиров. обучающие системы, моделирование производств. процесса на всех стадиях П. о. Интегративно-модульная система постепенно внедряется в уч. процесс ПТУ, переходящих на подготовку рабочих по группам профессий. Осн. трудности — отсутствие по нек-рым видам профессий интеграции, слабое комплексное обеспечение материально-техн. базы, нехватка квалифициров. пед. кадров, недостаточная разработанность интегрированного содержания обучения. Лит.: Дидактика производств. обучения, М., 1973; Организация и методика производств. обучения, М., 1978; Основы методики комплексного подхода к содержанию образования в ср. проф.-тех. уч-щах, под ред. А. П. Беляевой, М., 1979; Б а т ы III с в С. Я., Науч. организация уч.-воспитат. процесса, M.; его же, Производств. педагогика, M.; Шапоринский С. А., Вопросы теории производств. обучения, М., 1981; Я куб а Ю. А., Взаимосвязь теории и практики в уч. процессе ср. проф.-тех. училищ, М., 1985; Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся ср. проф.-тех. уч-щ, М., 1986; Новиков А. М., Процесс и методы формирования трудовых умений, М., 1986; К а т х а и о в К. Н., Пед. основы производит, труда, M.; Скакун В. А., Преподавание курса «Организация и методика производств. обучения», М., 1990.

Другие публикации:  Договор купил продажи является договором

Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Рабочая программа на тему:
Производственное обучение

Рабочая учебная программа предназначена для использования при организации производственного обучения по единичным квалификациям «Слесарь механосборочных работ», «Слесарь-ремонтник» по учебной специальности «Техническая эксплуатация оборудования».

Отбор и структурирование содержания рабочей учебной программы основаны на требованиях профессионально-квалификационной характеристики к специальным, общеспециальным и общепрофессиональным умениям обучающихся, осваивающих единичные квалификации «Слесарь механосборочных работ», «Слесарь-ремонтник «. Также предложено тематическое планирование на 1790 часов.

Предварительный просмотр:

В результате прохождения производственного обучения обучающийся должен:

— уметь применять приобретенные теоретические знания в практической деятельности;

— выполнять механосборочные работы различной сложности с использованием оборудования, инструментов и приспособлений.

В процессе производственного обучения необходимо создавать условия:

— для воспитания ответственности, дисциплинированности, внимательности, аккуратности, трудолюбия;

— развития сосредоточенности и устойчивости внимания, зрительной и моторной памяти, точности и скоординированности движения рук, способности к анализу производственных ситуаций.

Рабочая учебная программа предназначена для использования при организации производственного обучения по единичным квалификациям «Слесарь механосборочных работ», «Слесарь-ремонтник» по учебной специальности «Техническая эксплуатация оборудования».

Отбор и структурирование содержания рабочей учебной программы основаны на требованиях профессионально-квалификационной характеристики к специальным, общеспециальным и общепрофессиональным умениям обучающихся, осваивающих единичные квалификации «Слесарь механосборочных работ», «Слесарь-ремонтник «.

Основой для успешного освоения программы являются знания и умения, приобретаемые обучающимися при изучении предметов профессионального компонента учебного плана («Основы технологии машиностроения», «Допуски, посадки и технические измерения», «Электротехника», «Материаловедение», «Техническое черчение», «Охрана труда», «Общий курс слесарного дела», «Специальная технология»).

Рабочая учебная программа предусматривает организацию обучения в учебных мастерских и в условиях производства. Заключительный период обучения – производственная практика на рабочих местах.

Тематическим планом рабочей учебной программы предусмотрены комплексные и проверочные работы. Комплексные работы проводятся после изучения тем 10, 14. Проверочные работы проводятся после изучения тем 10, 18 за счет времени, выделяемого на производственное обучение.

Количество, тематика, сроки проведения комплексных и проверочных работ окончательно определяются мастером производственного обучения, рассматриваются на заседании методической комиссии и утверждаются в установленном порядке.

На основании рабочей учебной программы разрабатывается тематический план производственного обучения по профессиям, утверждаемый в установленном порядке.

Программа производственной практики разрабатывается с учетом специфики производства, организаций-заказчиков кадров, конкретных особенностей и условий деятельности учреждений образования. Перечень, содержание тем программы производственной практики, количество часов на их отработку должны обеспечивать возможность освоения единичных квалификаций «Слесарь механосборочных работ», «Слесарь-ремонтник» в полном соответствии с требованиями профессионально-квалификационной характеристики.

Содержание рабочей учебной программы производственного обучения необходимо систематически корректировать с учетом внедряемых в отрасли достижений научно-технического прогресса в области технической эксплуатации оборудования, технологии и техники, изменений в содержании и характере труда.

Программа подготовки слесарей механосборочных работ 2-6 разряда

Программа для индивидуальной и бригадной подготовки слесарей механосборочных работ 2-6 разрядов

Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для индивидуального и курсового обучения на произ-водстве слесарей механосборочных работ 2-3; 4-5; 6 разрядов.

В программе указан обязательный для каждого обучающегося объем учебного материала и последовательность его обучения.

Производственное обучение предусматривает выполнение различных производственных заданий, соответствующих требованиям современного производства и квалификационной характеристики справочника ЕТКС слесаря механосборочных работ 2-3; 4-5; 6 разрядов. К концу обучения каждый обучаемый должен уметь выполнять все работы, предусмотренные учебной программой и квалификационной характеристикой, с соблюдением технических требований и норм времени, установленных на производстве.

Учитывая развитие техники, совершенствование технологии производства и организации труда, необходимо систематически дополнять учебный материал сведениями о новом оборудовании и технологических процессах, о передовых методах труда и других достижениях науки и техники, которые начата внедряться после издания настоящей программы.

На протяжении всего учебного процесса особое внимание необходимо уделять вопросам техники безопасности, промсанитарии и противопожарным мероприятиям.

Квалификационная характеристика

Профессия — слесарь механосборочных работ. Квалификация: 2-3 разряд.

Характеристика работ

Слесарная обработка и пригонка деталей в пределах 11-12 квалитетов с применением универсальных приспособлений.

Слесарь механосборочных работ 2-3 разряда должен уметь:

  1. Собирать, регулировать и испытывать узлы и механизмы средней сложности и производить слесарную обработку по 7-10 квалитетам.
  2. Производить разметку, притирку деталей и узлов средней сложности.
  3. Производить элементарные расчеты по определению допусков посадок и конусности.
  4. Производить запрессовку деталей на гидравлическом прессе.
  5. Испытывать собираемые узлы и механизмы на специальных установках.
  6. Устранять дефекты, обнаруженные при сборке и испытании узлов и механизмов;
  7. Производить регулировку зубчатых передач с установкой заданных чертежом и техническими условиями боковых и радиальных зазоров.
  8. Производить статистическую и динамическую балансировку ответственных деталей простой конфигурации на специальных балансировочных станках, призмах и роликах.
  9. Производить пайку различными припоями.
  10. Производить сборку сложных узлов агрегатов и станков под руководством слесаря более высокой квалификации.
  11. Выполнять требования правил охраны труда.

Слесарь механосборочных работ 2-3 разряда должен знать:

  1. Устройство и принцип работ собираемых узлов, механизмов и станков, технические условия на их сборку.
  2. Механические свойства обрабатываемых металлов и влияние термической обработки на их изменение.
  3. Виды заклепочных швов и сварных соединений и условия их прочности.
  4. Состав твердых и мягких припоев, флюсов, протрав и способ их приготовления.
  5. Устройство средней сложности контрольно-измерительных приборов и приспособлений.
  6. Правила заточки и доводки слесарного инструмента.
  7. Допуски и посадки, квалитеты и параметры шероховатости.
  8. Способы разметки деталей средней сложности.
  9. Инструкции положения по охране труда*:
  • «При холодной обработке деталей на металлорежущих станках».
  • «Для слесарей по монтажу и ремонту мех. оборудования».
  • «Работа с переносным ручным механизированным инструментом, электрическими ручными машинами и переносными светильниками»
  • «Работа с абразивным инструментом»
  • «Положение о порядке действий работников в ЧС»

* Инстркции разрабатываются отделом охраны труда на предприятии

Примеры работ:

  1. Валы диаметром свыше 125 мм и длиной свыше 1500 мм — запрессовка втулок, маховиков и муфт.
  2. Вентили всех диаметров — притирка клапанов и гидравлическое испытание.
  3. Вентиляторы, моторы — сборку и регулировку.
  4. Клапаны и краны воздухо — и водопроводные — притирка.
  5. Кожухи защитные сложных конструкций — сборка.
  6. Подшипники шариковые и радиальные однорядные, шариковые радиальные сферические, двухрядные с наружным диаметром свыше 500 мм — комплектование и сборка.
  7. Шнеки и конвейеры средней сложности — сборка.

Характеристика работ слесаря механосборочных работ 4-5 разряда

Слесарная обработка и доводка термически не обработанных деталей, изделий и узлов слож¬ной конфигурации по 6 квалитету и особо сложной конфигурации по 7 квалитету.

Слесарь механосборочных работ 4- 5 разряда должен уметь:

  1. Производить сборку, регулировку и испытание сложных узлов агрегатов, машин и станков.
  2. Производить притирку и пришабривание сопрягаемых поверхностей сложных деталей и узлов.
  3. Производить разделку внутренних пазов, шлицевых соединений эвольвентных и простых.
  4. Производить подгонку натягов и зазоров, центрирование монтируемых деталей, узлов и агрегатов.
  5. Производить монтаж трубопроводов, работающих под давлением воздуха и агрессивных спецпродуктов;
  6. Производить статистическую и динамическую балансировку ответственных узлов машин и деталей сложной конфигурации на специальном балансировочном станке.
  7. Устранять дефекты, обнаруженные при сборке и испытании узлов, агрегатов и машин.
  8. Производить запрессовку деталей на гидравлическом прессе.
  9. Участвовать в монтаже и демонтаже испытательных стендов, в сборке, регулировке и испытании особо сложных экспериментальных машин под руководством слесаря более высокой квалификации.
  10. Производить сборку, регулировку и отладку особо сложных машин, пультов и приборов, уникальных агрегатов и машин.
  11. Производить монтаж и демонтаж испытательных стендов.
  12. Производить гидравлическое и пневматическое испытание особо сложных и ответственных узлов металлоконструкций, работающих под давлением.
  13. Устранять дефекты, обнаруженные после испытаний особо сложных узлов металлоконструкций.
  14. Выполнять требования правил охраны труда.

Слесарь механосборочных работ 4-5 разряда должен знать:

  1. Устройство, кинематическую схему и принцип работы собираемых узлов, механизмов и станков.
  2. Технические условия на установку, регулировку и приемку собираемых узлов и машин.
  3. Устройство, назначение и правила применения рабочего, контрольно-измерительного инструмента, приборов, приспособлений.
  4. Систему допусков и посадок, классов точности и чистоты обработки.
  5. Принципы взаимозаменяемости деталей и узлов.
  6. Способы разметки сложных деталей и узлов
  7. Способ термообработки и доводки особо сложного слесарного инструмента.
  8. Способы предупреждения и устранения деформации металлов и внутренних напряжений при термической обработке и сварке.
  9. Основы механики и технологии и технологии металлов в пределах выполняемой работы
  10. Конструкцию, назначение и принцип работы собираемых особо сложных механизмов, агрегатов.
  11. Технические условия на регулировку, испытание и сдачу собранных узлов.
  12. Приемы сборки и регулировки машин.
  13. Меры предупреждения деформаций деталей.
  14. Правила проверки станков на точность.
  15. Инструкции по охране труда*:
  • «При холодной обработке деталей на металлорежущих станках».
  • «Для слесарей по монтажу и ремонту мех. оборудования».
  • «Работа с переносным ручным механизированным инструментом, электрическими ручными машинами и переносными светильниками»
  • «Работа с абразивным инструментом»
  • «Положение о порядке действий работников в ЧС»

* Инструкции разрабатываются отделом охраны труда на предприятии

Примеры работ:

  1. Валы — опрессовка втулок, маховиков и муфт.
  2. Вентили всех диаметров — притирка клапанов и гидравлическое испытание.
  3. Клапаны и краны воздухо — и водопроводные — притирка.
  4. Плиты проверочные — шабрение.
  5. Суппорты токарных станков — сборка.
  6. Шестерни конические — опиливание зубьев вручную.
  7. Клапаны высокого давления, уплотнительные кольца — притирка.
  8. Механизмы планетарные — сборка.
  9. Баки водонапорные, газовоздуховоды, бункера.
  10. Барабаны, кожухи, ворота.
  11. Печи для термической обработки — изготовление деталей.

Характеристика работ слесаря механосборочных работ 6 разряда

Сборка, регулировка, испытание и сдача в соответствии с техническими условиями особо сложных машин, агрегатов, станков.

Слесарь механосборочных работ 6 разряда должен уметь:

  1. Производить проверку правильности сборки особо сложных конструкций.
  2. Устранять обнаруженные дефекты.
  3. Рассчитывать зубчатые зацепления, эксцентриков и прочих кривых и делать их проверку.
  4. Строить сложные геометрические фигуры.
  5. Соблюдать требования правил охраны труда.

Слесарь механосборочных работ 6 разряда должен знать:

  1. Конструкцию, принцип работы особо сложных и ответственных машин и агрегатов.
  2. Способы отладки и регулировки изготовляемого оборудования.
  3. Методы расчета и построения сложных фигур.
  4. Инструкции и положения по охране труда*:
  • «При холодной обработке деталей на металлорежущих станках».
  • «Для слесарей по монтажу и ремонту мех. оборудования».
  • «Работа с переносным ручным механизированным инструментом, электриче¬скими ручными машинами и переносными светильниками»
  • «Работа с абразивным инструментом»
  • «Положение о порядке действий работников в ЧС»

* Инструкции разрабатываются отделом охраны труда на предприятии

Примеры работ:

  1. Стенки коробок — гибка, пригонка под сварку.
  2. Трубы ответственных агрегатов — установка и развальцовка.
  3. Конструкции нестандартизированного оборудования — сборка под сварку сложных конструкций, окончательная сборка, испытание и сдача конструкций особой сложности.

Тематический план и программа теоретического обучения:

Программа теоретического обучения

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ

Основные сведения о производстве и организации рабочего места
Значение повышения квалификации рабочих для освоения новой техники, передовой технологии, дальнейшего повышения производительности труда и улучшение качества выпускаемой продукции.

ТЕМА 2. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ, ПРОМСАНИТАРИЯ И ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Обязанности работающих в области охраны труда. Технология производства. Требования, предъявляемые к рабочему месту, оборудованию, ручному инструменту.
Правила безопасности при холодной обработке металлов. Техника безопасности перед началом работы, во время работы, после окончания работы. Несчастные случаи и анализ случаев травматизма. Ответственность. Электробезопасность. Опасность поражения электротоком. Случаи поражения эл. током. Способы освобождения пострадавшего от действия эл. тока и оказание первой помощи. Основные правила устройства и эксплуатации оборудования. Безопасное напряжение.
Промышленная санитария. Задачи промышленной санитарии. Профессиональные заболевания и их основные причины. Профилактика профессиональных заболеваний. Основные профилактические и защитные мероприятия. Средства индивидуальной зашиты, личная гигиена. Самопомощь и первая помощь при несчастных случаях. Медицинское и санитарное обслуживание рабочих на предприятии.
Работа на высоте. Назначение, типы оборудования и средства защиты от падений. Требования к средствам индивидуальной защите от падений: карабины, стропы, лямочные пояса. Применение, методы контроля. Документация, оформляемая при организации работ на высоте.
Оформление наряда на проведение работ повышенной опасности.
Порядок предоставления сообщения и оповещения об инциденте.
Противопожарные мероприятия. Основные причины возникновения пожаров в цехах и на территории предприятия.
Противопожарные мероприятия. Недопустимость применения открытого огня. Пожарные посты, пожарная охрана,
противопожарные приспособления, приборы, сигнализация. Химические средства огнетушения и правила их применения. Правила поведения при нахождении в пожароопасных местах при пожарах. Порядок действий работников при сигнале тревоги, действия в ЧС.

Другие публикации:  Заявление о заключении брака заполненное

ТЕМА 3. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ МЕТАЛЛОВ

Основные сведения о металлах.
Значение металлов для народного хозяйства. Черные и цветные металлы. Основные физиче-ские, химические и механические свойства металлов. Понятие об испытании металлов.
Чугуны. Основные сведения о производстве чугуна. Серый, белый и ковкий чугун: их механические и технологические свойства и область применения. Маркировка чугуна.
Стали. Основные сведения о способах производства стали. Углеродистые стали, их химический состав, механические и технологические свойства и применение. Маркировка углеродистых сталей. Легированные стали. Механические и технологические свойства и применение. Быстрорежущие стали. Стали с особыми свойствами: жаропрочные, нержавеющие и другие. Маркировка легированных сталей.
Термическая обработка стали и чугуна. Основные виды термической обработки: нормали¬зация, закалка, отпуск; их назначение.
Дефекты закаленной стали. Термическая обработка чугуна. Понятие об обработке холодом.
Химико-термическая обработка стали. Процесс химико-термической обработки и цель ее применения. Виды химико-термической обработки: цементация, цианирование, алитирование, диффузионная металлизация.
Цветные металлы и сплавы. Цветные металлы: медь, олово, свинец, алюминий и его сплавы; их химический состав механические и технологические свойства. Медь и его сплавы (бронза, латунь). Баббиты, их состав и применение. Экономия и замена цветных металлов. Антифрикционные материалы, их свойства и область применения.
Коррозия металлов. Виды коррозии. Потери от коррозии и способы защиты от нее.
Твердые сплавы. Значение твердых сплавов в современной обработке металлов. Виды твердых сплавов и их свойства. Металло-керамические твердые сплавы, их свойства, маркировка и применение.

ТЕМА 4. ДОПУСКИ, ПОСАДКИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

Понятие о взаимозаменяемости деталей. Стандартизация и нормализация деталей. Свобод-ные и сопрягаемые размеры. Точность обработки. Номинальные, действительные и предельные размеры. Допуск. Его назначение и определение. Определение предельных размеров и допусков. Система квалитетов. Зазоры и натяги. Посадки, их виды и назначения. Система отверстия и система вала. Таблица допусков. Обозначение допусков и посадок на чертежах. Шероховатость поверхно¬стей. Классы чистоты поверхностей.
Точность измерения. Факторы, влияющие на точность измерения. Измерительный инструмент.
Штангенциркуль и штангенглубиномер с величиной отсчета по нониусу 0,1- 0,5 мм. Устройство нониуса, отсчет по нему. Приемы измерения.
Микрометр, его устройство, точность измерения. Приемы измерения. Нутромеры и глубиномеры. Правила пользования ими.
Инструмент для проверки и измерения углов: шаблоны, угольники и угломеры. Назначение и приемы пользования ими.
Предельные калибры (скобы и пробки) и их применение. Радиусные шаблоны.
Инструмент для контроля резьбы (калибры, кольца, пробки, шаблоны). Правила пользования ими.
Индикатор. Его назначение и устройство.
Понятие об оптических, пневматических и электрических измерительных приборах.
Правила обращения с измерительным инструментом и уход за ним. Упражнения в измерении деталей.

ТЕМА 5. ЧТЕНИЕ ЧЕРТЕЖЕЙ

Чертежи и эскизы деталей. Роль чертежей в технике. Чертеж детали и его назначение. Распо-ложение проекций на чертежах. Масштабы, линии чертежа. Нанесение размеров и предельных отклонений. Обозначение и надписи на чертежах. Оформление чертежей. Последовательность в чте-нии чертежей. Упражнения в чтении простых чертежей.
Сечения, разрезы, линии обрыва и их назначение, штриховка в разрезах и сечениях. Упражнения в чтении чертежей с разрезами и сечениями.
Условные изображения на чертежах основных типов резьб, зубчатых колес, пружин, болтов, валов, гаек и других. Упражнения в чтении чертежей, имеющих детали машин и механизмов.
Обозначение на чертежах неплоскостности, непараллельности, неперпендикулярности, радиального и торцевого биения, несоостности классов точности и шероховатости поверхности.
Понятие об эскизе и его отличие от рабочего чертежа. Упражнения в выполнении эскизов с натуры.
Сборочные чертежи: их назначение. Спецификация. Нанесение размеров и обозначение посадок. Разрезы на сборочных чертежах. Условное обозначение сварных швов, заклепочных соеди¬нений и др. Упражнения в чтении сборочных чертежей.
Чертежи-схемы. Понятие о кинематических схемах. Условные изображения типовых деталей и узлов на кинематических схемах. Разбор простых кинематических схем. Упражнения в чтении кинематических схем машин и механизмов по изучаемой специальности.

ТЕМА 6. СВЕДЕНИЯ ИЗ ТЕХНИЧЕСКОЙ МЕХАНИКИ

Движение и его виды. Путь, скорость и время движения. Линейная и угловая скорости. Скорость вращательного движения. Понятие о силе. Элементы, определяющие силу. Измерения величины силы. Графическое изображение силы. Сложение сил. Параллелограмм и многоугольник сил. Разложение сил. Центр тяжести тела (конструкции). Устойчивое равновесие. Момент сил. Центробежная и центростремительная силы.
Трение, его использование в технике.
Виды трения. Понятие о коэффициенте трения.

ТЕМА 7. СВЕДЕНИЯ ИЗ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ

Основные законы постоянного тока. Переменный ток. Электродвигатели и пуекорегулирующая аппаратура. Электронные приборы, их применение. Вопросы экономии электроэнергии.

ТЕМА 8. СЛЕСАРНОЕ ДЕЛО

Разметка плоскостная. Назначение разметки. Инструмент и приспособления для разметки,
их виды, назначение и устройство. Процесс плоскостной разметки. Способы определения пригодно¬сти заготовок и подготовки к разметке, определение порядка разметки, способы выполнения разметки, ее проверки, кернение деталей.
Разметка по чертежу и шаблонам. Разметка от кромок и центровых линий. Организация рабочего места при выполнении разметки. Техника безопасности при разметке.
Рубка металла. Назначение и применение рубки. Зубила и крейцмейсели, их конструкция, размеры, углы заточки в зависимости от обрабатываемого металла. Слесарные молотки. Рациональные приемы ручной рубки различных металлов. Вырубание прямого и радиусного паза с примене-нием ручного и механизированного инструмента. Возможные дефекты при рубке и меры их преду-преждения. Организации рабочего места. Техника безопасности при рубке.
Правка и гибка металла. Назначение и применение правки. Правила и способы правки листового, полосового и круглого металла и труб. Инструмент и приспособления, применяемые при правке. Возможные дефекты при правке и меры их предупреждения. Назначение и применение гибки. Правила и способы гибки листового, полосового и круглого металла, а также труб под различ¬ными углами и по радиусу. Оборудование, инструмент и приспособления для гибки труб, металлов и других, их назначение и устройство. Возможные дефекты при гибке и меры их предупреждения. Организация рабочего места, техника безопасности при правке и гибке.
Резание металлов. Назначение, приемы и способы резания металла ножовкой, ручными, рычажными, электрическими (гильотинными) ножницами. Устройство и правила пользования инструментами и механизмами, применяемыми при этих способах. Газовая и плазменная резка металла. Устройство оборудования и принцип действия. Организация рабочего места, техника безопасности при резании листового, профильного металла и труб.
Опиливание металла. Его назначение и применение. Правила обращения с напильниками и их хранение. Приемы опиливания различных поверхностей деталей. Распиливание прямолинейных и фасонных пройм и отверстий с подгонкой по шаблонам и вкладышам. Передовые методы опиливания, распиливания и припасовки (партиями , пакетами).
Опиловочные станки и приспособления, их назначение. Устройство и правила работы на них. Виды брака при опиловании , его причины и меры предупреждения. Организация рабочего места при опиловании. Техника безопасности при опиловании.
Сверление, зенкерование и развертывание отверстий. Сверлильный станок, его основные части, механизм, их назначение, органы управления. Кинематическая схема станка. Настройка станка на различные режимы. Установка, закрепление, снятие режущего инструмента. Установка и закрепление деталей.
Сверление по кондуктору и по разметке.
Сверление под развертывание. Выбор сверл. Охлаждение и смазка при сверлении. Причины поломки сверл. Ручной и механизированный инструмент для сверления, ее конструкция и прием работы им. Брак при сверлении и меры его предупреждения. Техника безопасности при сверлении.
Зенкерование отверстий.
Зенкеры, их конструкция и работа ими. Охлаждение и смазка при зенкеровании. Брак при зенкеровании и меры его предупреждения. Зенкерование отверстий. Техника безопасности при зенкеровании и зенковании. Развертывание и случаи его применения. Развертывание ручное и механическое. Способы развертывания цилиндрических и конических отверстий. Развертки, их разновидности, конструкция, способы закрепления. Припуски на развертывание. Развертывание вручную и на станке. Брак при развертывании и меры его предупреждения. Техника безопасности при развертывании.
Нарезание резьбы. Резьба, ее назначение и элементы. Профили резьбы. Система резьб. Инструмент для нарезания наружных резьб, его конструкция. Приемы нарезания наружных резьб. Инструмент для нарезания внутренних резьб, его конструкция. Приемы нарезания резьбы в отверстиях различных видов. Возможные дефекты при нарезании резьб различных типов и меры их предупреждения. Организация рабочего места, техника безопасности при нарезании резьбы.
Шабрение. Приемы и способы шабрения поверхностей. Механизация шабрения и замена шабрения шлифованием, точным строганием.
Виды и причины брака при шабрении, способы его предупреждения и устранения. Организация рабочего места и техника безопасности п
ри шабрении.
Притирка. Виды притирки. Достигаемая степень точности и герметичности. Шлифующие материалы. Механизация притирки. Брак при притирке, причины и способы его предупреждения и исправления. Организация рабочего места и техника безопасности при притирке.
Клепка. Способы клепки.
Возможные дефекты при клепке и меры их предупреждения.
Организация рабочего места и техника безопасности при клепке.
Пайка. Правила и способы пайки. Возможные дефекты при пайке.

ТЕМА 9. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СЛЕСАРНО-СБОРОЧНЫХ РАБОТ

Технологический процесс сборки узлов и конструкций различной сложности. Ответственность за нарушение технологической дисциплины. Технологическая документация, ее форма, назначение, содержание.
Технология слесарно-сборочных работ.
Сборка резьбовых соединений. Причины дефектов при сборке резьбовых соединений и меры их предупреждения. Механизация сборки резьбовых соединений (электро — и пневмогайковерты, механические отвертки и т.п.)
Сборка шпоночных соединений. Контроль точности посадки шпонок. Соединение при помощи клиньев. Возможные дефекты при сборке клиновых соединений, меры их предупреждения.
Запрессовка и выпрессовка. Возможные дефекты при запрессовке и выпрессовке и меры их предупреждения. Правила техники безопасности при работе на прессе.
Установка уплотнений. Типы уплотнений и их назначение. Уплотнение при помощи прокладок, резиновых колец, белил и других паст.
Ниппельное уплотнение, уплотнение при помощи дюритовых шлангов, уплотнение клиновое, сальниковое и резьбовое, их монтаж. Приемы и способы прокладок.
Контровка соединений и уплотнений.
Виды контровок и их назначение. Дефекты при контроле, их последствия и меры их предупреждения.
Сборка заклепочных соединений. Назначение и применение клепки. Механизация клепочных работ. Дефекты при клепке и меры их предупреждения. Организация рабочего места и правила техники безопасности.
Соединение деталей при помощи склеивания. Назначение и применение склеивания. Дефекты при склеивании деталей и способы их предупреждения. Организация рабочего места и правила техники безопасности.
Сборка механизмов передач движения, сборка ременной передачи.
Основные детали механизмов, способы сборки шкивов и посадка их на место. Дефекты сборки шкивов и меры их предупреждения. Организация рабочего места и техника безопасности.
Сборка цепной передачи. Технические требования, предъявляемые к передаче. Способы сборки и регулирования. Методы проверки на точность. Дефекты сборки цепной передачи и меры их предупреждения. Организация рабочего места и техника безопасности.
Сборка зубчатых и червячных передач. Установка валов, проверка параллельности валов. Посадка зубчатых колес на валы. Дефекты сборки зубчатых передач и меры их предупреждения.
Сборка фрикционных передач. Основные детали и их элементы. Технические требования к передачам. Сборка передач и методы проверки сборки. Возможные дефекты и методы их предупреждения.
Сборка механизмов преобразования движения.
Сборка винтовых, кривошипношатунных, эксцентриковых, храповых и других механизмов; особенности сборки. Дефекты сборки и меры их предупреждения. Организация рабочего места и техника безопасности. Методы проверки собранных узлов. Организация рабочего места и техника безопасности.
Сборка трубопроводов. Методы проверки качества выполнения сборки. Организация рабочего места и техника безопасности. Общая сборка, регулировка и испытание механизмов и машин. Общее понятие о сборке маши. Виды сборки и их характеристика. Влияние типа производства на характер и организацию сборочных работ. Организация и условия приемки механизмов и машин отделом технического контроля. Правила техники безопасности при сборке. Регулировка и испытание механизмов и машин.

ТЕМА 10. УСТРОЙСТВО И СБОРКА ПРОДУКЦИИ, ИЗГОТОВЛЕННОЙ В ЦЕХЕ

Устройство и назначение промышленной продукции, которая должна собираться в цехе обучающимися. Взаимодействие отдельных узлов и механизмов. Подробное изучение узлов средней сложности. Их назначение, способы сборки. Разбор технологической документации на сборку конструкций. Технические требования, предъявляемые к собранным изделиям. Возможные дефекты при сборочных работах, их виды, причины, меры предупреждения и устранения. Паспорт выпускаемой продукции, его назначение и применение.

ТЕМА 11. МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ СЛЕСАРНО-СБОРОЧНЫХ РАБОТ

Значение механизации и автоматизации для повышения производительности труда. Основные направления механизации и автоматизации в машиностроении.
Гидравлические устройства. Жидкости, применяемые для гидравлических устройств, их физические свойства. Гидросистемы, их назначение и устройство. Зажимные устройства с гидравлическим силовым приводом.
Пневматические устройства. Применение пневматики в технике. Основные параметры, характеризующие состояние воздуха: давление, объем, температура. Единицы измерения давления воздуха.
Пневматические и электрические устройства для механизации сборки различных соединений ( резьбовых, шпоночных, заклепочных и др.)

ТЕМА 12. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН

Тематический план и программа производственного обучения