Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма святой мученицы Татианы в Люблино и Божественную литургию в новоосвященном храме
Святейший Патриарх Кирилл возглавил юбилейное заседание Президиума Межрелигиозного совета России
Подписано Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
Святейший Патриарх Кирилл встретился с президентом Международного Комитета Красного Креста
В десятую годовщину со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II Предстоятель Русской Церкви совершил заупокойное богослужение в Богоявленском кафедральном соборе
О предоставлении земельных участков под строительство храмов и иных объектов религиозного или благотворительного назначения в безвозмездное пользование религиозных организаций без проведения торгов
В марте 2015 года в Московскую Патриархию поступила информация об отказах муниципальных органов в передаче без проведения торгов в безвозмездное пользование религиозных организаций земельных участков под строительство храмов. При этом в ряде епархий выявились случаи принуждения религиозных организаций к участию в торгах. В обоснование своей позиции муниципалитеты ссылались на п. 73 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1), который не рассчитан на случаи предоставления в безвозмездное пользование религиозных организаций без проведения торгов незастроенных земельных участков. В связи с этим Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил обращение в адрес Министра экономического развития РФ А.В. Улюкаева. В ответ поступило разъяснение Миэкономразвития России от 03.07.2015 № ОД-10/26976, суть которого сводится к следующему.
В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование религиозным организациям для размещения зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения на срок до десяти лет.
Понятие «размещение» включает строительство, реконструкцию и (или) эксплуатацию объекта капитального строительства (пп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование религиозной организации в соответствии со статьей 39.10 Земельного кодекса РФ возможно, в том числе, в целях строительства зданий, сооружений религиозного или благотворительного назначения.
Порядок предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса РФ.
Документы, предусмотренные пунктом 73 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 г. N 1 — в том числе имеются в виду документы, удостоверяющие (устанавливающие) права заявителя на здание, сооружение (если право на такое здание, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав), кадастровый паспорт здания, сооружения, расположенного на испрашиваемом земельном участке, — необходимы в случае предоставления земельного участка для эксплуатации существующего объекта, строительство которого не завершено.
В случае строительства объекта недвижимого имущества (здания, сооружения) указанные документы, предусмотренные пунктом 73 Перечня, не требуются.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ (в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению). При наличии сформированного земельного участка к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации
(Информация Минэкономразвития России «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»»).
Приватизация земли в СНТ
Земля вновь заинтересовала граждан, как объект собственности. Самый простой способ приобрести участок земли в собственность, например, в «Садоводческом некоммерческом товариществе» (СНТ) – его приватизация.
Понятие СНТ появилось с принятием законодательного акта от 15.04.1998 года №66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Однако чёткой формулировки этого понятия закон не дал, хотя знание общих черт, характерных садоводческому товариществу, не помешает гражданам.
СНТ – это некоммерческое объединение, учрежденное гражданами на добровольных началах. Товарищество имеет название, устав и органы управления, а также зарегистрировано в налоговых органах.
Высший орган управления СНТ — Общее собрание. Повседневное руководство товариществом осуществляет Правление, возглавляемое Председателем.
В товарищество входят граждане, имеющие индивидуальные земельные участки, оплачивающие взносы (членские и целевые) на содержание Правления и коллективного имущества – инфраструктуры.
В инфраструктуру СНТ входят подъездные и внутренние дороги, водопровод, электросеть, газопровод и другие коммуникации.
Нередко это понятие применяется при необходимости обозначить правовой статус участка земли, а именно – его разрешенный вид использования и принадлежность. Знание статуса участка позволит гражданину, покупающему землю, избежать обмана со стороны продавца, который не является собственником участка.
В последние годы земля стала дополнительным средством поддержки семейного бюджета среднестатистических граждан. СНТ даёт своим членам право заниматься выращиванием различных сельскохозяйственных продуктов. Задача объединения — оказание помощи его членам в решении вопросов ведения садоводческого хозяйства.
В соответствии с действующим законодательством РФ, владелец земельного участка обязан его приватизировать – перевести в собственность.
Это позволит гражданину сохранить право собственника на участок и избежать:
- выселения с этого участка по требованию муниципальных органов власти;
- серьезных проблем с переоформлением земли в собственность после того как закончится срок действия договора на её аренду, выступающего как правоустанавливающий документ;
- сокращения площади участка в результате агрессивного межевания, проведённого соседями, так как его границы официально не задокументированы.
Вовремя проведённая приватизация земли обезопасит её владельца от потери территории, частичной или полной.
Какие документы нужны для приватизации муниципальной квартиры, узнайте в этой статье.
До рыночных реформ в РФ вся земля принадлежала государству. Рыночные реформы запустили в России процесс разгосударствления (приватизации) земли: гражданам, которые фактически владели некоммерческими земельными участками, государством была предоставлена возможность бесплатно получить законное право собственника.
Процесс получения земли в собственность регулируется следующими правовыми документами:
- Федеральным Законом № 136 (Земельный кодекс – ЗК);
- Федеральным Законом № 137 (о вступлении в силу ЗК);
- законодательным актом № 178-ФЗ (о праве на собственность);
- законодательным актом № 122-ФЗ (о госрегистрации прав на недвижимость);
- законодательным актом № 93-ФЗ («дачная амнистия»);
- законодательным актом № 66-ФЗ (о СНТ).
Как приватизировать земельный участок в СНТ
Процесс приватизация земли в СНТ начинается со сбора необходимых документов, перечень которых установлен Приказом Министерства экономики и развития РФ от 12 января 2016 года №1.
Гражданин обращается в Правление товарищества, где должны выдать:
- заверенную руководством Правления справку о том, что заявитель владеет участком, подлежащим приватизации;
- заверенную руководством Правления копию книжки члена товарищества;
- копию генплана товарищества;
- копию протокола Общего собрания с решением о приеме гражданина в товарищество.
Место предоставления собранной документации зависит от принадлежности приватизируемого участка земли. Сведения о его собственнике содержатся в выписке из ЕГРП.
Подача документов и их получение представителем соответствующего органа фиксируется его распиской о принятии всех необходимых документов.
Если участок образован в период приватизации, либо передан в собственность с уточнением межи, то его необходимо зарегистрировать в территориальном отделении Кадастровой палаты. Предварительно кадастровый специалист проведет сверку межи участка земли, либо его образование.
После регистрации участка в территориальном отделении Кадастровой палаты заявитель обращается в Росреестр и подает заявление о завершении процедуры.
При положительном решении органов, ответственных за приватизацию, заявителю выдается разрешение на получение земли в собственность, которое служит основанием для безвозмездной приватизации.
Получив разрешение на приватизацию земли, гражданин обязан зарегистрировать право собственника в Росреестре.
Процедура регистрации проводится территориальным отделением Росреестра, в который гражданин обязан подать:
- паспорт;
- решение муниципального органа о предоставлении земли;
- оплаченную квитанцию госпошлины;
- заявление о регистрации права собственности.
Приватизировать участок можно по упрощенной процедуре, регулируемой законодательным актом № 93-ФЗ. Этот вариант удобен в случаях предоставления гражданам земли под строительство дома, либо для подсобного хозяйства.
В этом случае представляется документ о наличии права собственника на участок и его кадастровый паспорт.
Какие требуются документы
В соответствие приказу Минэкономразвития РФ от 12 января 2016 года №1 гражданин, изъявивший желание приватизировать землю в СНТ, подает в госорганы:
- заявление о предоставлении земли в СНТ, либо заявление о предварительном согласовании выдачи земли. Последний документ потребуется при образовании участка, либо уточнении межи приватизируемого участка;
- заявление об остановке действия права пользования участком – если он значится в бескорыстном пользовании не более 6 лет. При этом документ подается до окончания действия права пользования землей;
- удостоверенное нотариусом согласие второго супруга – когда земля приватизируется одним из супругов;
- выписку из ЕГРП о наличии или отсутствии у гражданина прав на землю и находящуюся на нем недвижимость. Документ ускорит процесс приватизации;
- кадастровый паспорт на приватизируемый участок или его копию;
- наличие у заявителя права на подлежащий приватизации участок;
- трудовую деятельность заявителя в муниципальных образованиях по определенным законодательством РФ специальностям;
- о наличии условий для предоставления земли – в семье заявителя трое и более детей;
- о праве на приватизацию земли.
Список документации может изменяться в зависимости от оснований процедуры. Поэтому нелишним будет уточнение его содержания в органе, занимающимся приватизацией земли в СНТ.
Сроки и стоимость
Процедура приватизации проходит от четырёх месяцев до года, так как зависит от многочисленных факторов, например:
- возникли серьёзные проблемы с Актом согласования границ: отношения с владельцами смежных участков далеки от добрососедских. Несогласие соседей, отражённое в Акте, станет поводом для внесудебного или судебного разбирательства – процесса очень длительного (от 3 месяцев). Аналогичный процесс потребуется и при отсутствии соседей;
- границы участка изменились со временем под влиянием природных факторов, а также в результате действий владельца или его соседей. Если это случилось в границах СНТ, то проблема решается просто: достаточно согласия Правления или Общего собрания товарищества. Сложнее решается вопрос, когда речь идет о самозахвате территории вне СНТ. В этом случае потребуется привлечение специалистов по земельным вопросам, геодезистов и адвокатов;
- «потеря» документов о праве собственности в Регистрационной службе (УФРС). Подобные факты обычно объясняются неравномерной загрузкой территориальных отделов УФРС. «Перегруженные» отделы отправляют документы в менее загруженные, чтобы уложиться в отведённые законодательством сроки – от двух недель до пяти месяцев.
С 1.03.2016 года получение земельных участков в собственность гражданами проводится бесплатно. Перечень случаев безвозмездной передачи земли в собственность определен п. 1 ч. 1 ст. 39.1 и ст. 39.5 ЗК РФ.
Гражданин обладает правом на безвозмездную приватизацию в случае:
- взятия участка для занятия фермерским или индивидуальным подсобным хозяйством на шестилетний срок – по истечении 5 лет;
- взятия участка для строительства личного жилья, либо ведения индивидуального подсобного хозяйства на шестилетний – по истечении 5 лет;
- наличия в семье трёх и более детей.
Приватизация земли на безвозмездной основе установлена поправками, внесёнными законодательным актом от 23 июня 2015 года №171-ФЗ.
Согласно правовым нормам госорган вправе отказать гражданину в праве собственника участка по трём причинам:
- при наличии запрета на передачу в собственность рассматриваемого участка, установленного на федеральном уровне;
- рассматриваемый участок запланирован под федеральные или муниципальные нужды;
- рассматриваемый участок изъят из оборота.
На практике этот перечень гораздо шире. Для выдачи отказа в приватизации полномочные органы часто используют следующие причины:
- СНТ не представило генеральный план садоводства;
- СНТ нарушило внешние границы;
- рассматриваемый участок уже зарегистрирован в собственности другого гражданина;
- документы не соответствуют сведениям госоргана;
- часть рассматриваемого участка находится на смежном участке, принадлежащему третьему лицу;
- земельный массив находится в коллективно-долевой собственности;
- наличие в госоргане сведений о другом землепользователе на рассматриваемом участке.
Если гражданин считает отказ в приватизации земли неправомерным или необоснованным, он имеет право оспорить его в судебном порядке.
Для этого потребуется помощь адвоката, так как только юрист сможет квалифицированно подтвердить или опровергнуть правомерность действий органа, выдавшего отказ.
С помощью адвоката составляется исковое заявление, которое вместе с документами, доказывающими права заявителя, подаётся в суд. Судебное разбирательство будет результативнее, если защиту истца в суде будет вести адвокат, составивший иск и имеющий опыт судопроизводства по земельным вопросам.
Как оформить земельный пай в собственность по наследству, читайте здесь.
Видео: Как оформить участок в садоводстве или огородничестве в собственность (приватизация земли)
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения храма святой мученицы Татианы в Люблино и Божественную литургию в новоосвященном храме
Святейший Патриарх Кирилл возглавил юбилейное заседание Президиума Межрелигиозного совета России
Подписано Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации
Святейший Патриарх Кирилл встретился с президентом Международного Комитета Красного Креста
В десятую годовщину со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия II Предстоятель Русской Церкви совершил заупокойное богослужение в Богоявленском кафедральном соборе
Федеральный закон РФ от 30 ноября 2010 г. «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
30 ноября 2010 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал закон о возвращении имущества религиозного назначения религиозным организациям. Текст закона опубликован в «Российской газете» (федеральный выпуск № 5353 от 3 декабря 2010 г.).
Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
Принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года
Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2010 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее — государственное или муниципальное имущество религиозного назначения).
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на имущество религиозного назначения, которое относится к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации или документам, относящимся к национальному библиотечному фонду, и порядок распоряжения которым регулируется соответственно законодательством Российской Федерации о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, законодательством об архивном деле в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о библиотечном деле.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) имущество религиозного назначения — недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей);
2) уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, или орган государственной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, которые уполномочены соответственно федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами на принятие решений о передаче религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения.
Статья 3. Принципы передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения
1. Государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передается религиозной организации безвозмездно для использования в соответствии с целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом.
2. Государственное или муниципальное имущество религиозного назначения отчуждается из государственной или муниципальной собственности исключительно в собственность религиозных организаций (кроме случаев передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации).
3. Передача имущества религиозного назначения из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации не влечет за собой утрату права религиозной организации на обращение к новому собственнику имущества религиозного назначения для рассмотрения вопроса о передаче его в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации.
4. Передача имущества религиозного назначения религиозным организациям осуществляется уполномоченным органом с учетом конфессиональной принадлежности указанного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
5. Имущество, ранее переданное в безвозмездное пользование религиозной организации, может быть передано в установленном настоящим Федеральным законом порядке другой религиозной организации только в случае прекращения в установленном порядке прав на данное имущество религиозной организации, которой оно было передано ранее.
Статья 4. Формы передачи религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения
1. Передача религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения осуществляется в:
2) безвозмездное пользование на определенный по согласованию с религиозной организацией срок.
2. Передача государственного или муниципального имущества религиозного назначения в безвозмездное пользование религиозной организации осуществляется в случае, если:
1) данное имущество не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) передача данного имущества в безвозмездное пользование предложена самой религиозной организацией;
3) данное имущество является помещением, находящимся в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.
3. Религиозная организация, которой государственное или муниципальное имущество религиозного назначения передано в безвозмездное пользование, вправе получить его в собственность, за исключением имущества, указанного в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, в установленном настоящим Федеральным законом порядке при представлении в уполномоченный орган документов, предусмотренных перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
4. Примерная форма договора безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом религиозного назначения, примерная форма решения о передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование имущества религиозного назначения утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 5. Особенности передачи религиозным организациям отдельных видов государственного или муниципального имущества религиозного назначения и иного связанного с ним имущества
1. Передача религиозным организациям объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации религиозного назначения осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в соответствии с определенными законодательством Российской Федерации требованиями в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. При передаче данного объекта в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации она принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект или права пользования данным объектом и указываемые в оформляемом в установленном порядке охранном обязательстве собственника данного объекта или пользователя данным объектом обязательства по содержанию объекта культурного наследия, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования. Объекты культурного наследия федерального значения передаются в собственность только централизованным религиозным организациям.
2. Земельный участок, на котором расположено имущество религиозного назначения, передается религиозной организации в собственность бесплатно или на праве безвозмездного срочного пользования в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
3. Безвозмездная передача религиозным организациям государственного или муниципального имущества, не имеющего религиозного назначения и предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для передачи имущества религиозного назначения, одновременно с передачей религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения либо после его передачи.
4. Передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, осуществляется уполномоченным органом после прекращения в установленном законодательством Российской Федерации порядке права хозяйственного ведения либо права оперативного управления на указанное имущество. В случае, если передача религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, невозможна без предоставления указанным предприятиям либо учреждениям обеспечивающих их деятельность служебных и производственных помещений вследствие отсутствия иного принадлежащего указанным предприятиям либо учреждениям недвижимого имущества или его недостаточности для осуществления уставных видов деятельности, а также в случае предварительного предоставления организации культуры равноценных здания, помещения, обеспечивающих уставные виды деятельности указанной организации культуры, взамен здания, помещения, занимаемых организацией культуры и передаваемых религиозной организации (далее — мероприятия по высвобождению имущества), такая передача осуществляется в соответствии с формируемым по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.
5. Порядок формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в отношении имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности. Внесение изменений в указанный план осуществляется в порядке, установленном для формирования и опубликования плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения.
6. План передачи религиозным организациям государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, принадлежащего на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, содержит:
1) перечень государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения, планируемого для передачи религиозным организациям;
2) наименование государственных или муниципальных унитарных предприятий либо государственных или муниципальных учреждений, которым принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления недвижимое имущество религиозного назначения, планируемое для передачи религиозным организациям;
3) наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, в ведении которых находятся соответствующие государственные или муниципальные унитарные предприятия либо государственные или муниципальные учреждения;
4) перечень мероприятий по высвобождению имущества, органы, ответственные за их осуществление, а также срок осуществления таких мероприятий;
5) перечень мероприятий по передаче религиозной организации имущества религиозного назначения, органы, ответственные за их осуществление, а также срок осуществления таких мероприятий;
6) сведения об источнике (средства соответствующих бюджетов, внебюджетные источники финансирования) и о размере финансового обеспечения мероприятий по высвобождению имущества, мероприятий по передаче религиозной организации имущества религиозного назначения;
7) иные сведения в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
7. Предложение о включении государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения подготавливается уполномоченным органом на основании заявления религиозной организации о передаче имущества религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование (далее — заявление религиозной организации) в срок не позднее чем в течение одного года со дня принятия такого заявления к рассмотрению, подлежит согласованию с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которых находится государственное или муниципальное унитарное предприятие либо государственное или муниципальное учреждение, которым на праве хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит имущество, подлежащее высвобождению, а также с руководящим органом (центром) религиозной организации, которой передается государственное или муниципальное имущество религиозного назначения. В трехдневный срок со дня завершения выполнения мероприятий по высвобождению имущества, предусмотренных планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, уполномоченный орган принимает решение о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения и направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о государственной регистрации прекращения права хозяйственного ведения или оперативного управления на такое имущество с приложением к этому заявлению указанного решения.
8. Передача религиозным организациям жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется уполномоченным органом после предоставления гражданам жилых помещений в соответствии с планом передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, формируемым согласно настоящей статье. Гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В этих случаях в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения включаются:
1) сведения об имуществе религиозного назначения, которое планируется для передачи религиозной организации и в состав которого входят жилые помещения, в которых проживают граждане по договорам социального найма;
2) сведения, позволяющие идентифицировать жилые помещения, в которых проживают граждане по договорам социального найма и которые планируются для передачи религиозной организации;
3) сведения о нанимателях жилых помещений по договорам социального найма и проживающих совместно с ними членах их семей;
4) сведения о мероприятиях по выселению граждан из занимаемых ими жилых помещений и предоставлению им других жилых помещений с указанием органов, ответственных за их осуществление, и сроков осуществления таких мероприятий;
5) сведения о мероприятиях по передаче жилых помещений религиозной организации с указанием органов, ответственных за их осуществление, и сроков осуществления таких мероприятий;
6) сведения об источниках (средства соответствующих бюджетов, внебюджетные источники финансирования) и о размерах финансового обеспечения мероприятий по выселению граждан из занимаемых ими жилых помещений, предоставлению им других жилых помещений, а также мероприятий по передаче жилых помещений религиозной организации;
7) иные сведения в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Статья 6. Основание для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения
1. Основанием для рассмотрения вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения является заявление религиозной организации (в произвольной форме), представленное в письменной форме в уполномоченный орган после согласования с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации. Если на дату подачи заявления религиозной организации соответствующее имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления государственному или муниципальному унитарному предприятию либо государственному или муниципальному учреждению либо на ином праве третьим лицам, копия заявления религиозной организации направляется ею в адрес указанных лиц.
2. В заявлении религиозной организации излагается просьба о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения в собственность или безвозмездное пользование с указанием наименования имущества религиозного назначения, его назначения, места нахождения, истории создания и использования, целей использования, вида права, на котором предлагается осуществить передачу такого имущества.
3. К заявлению религиозной организации прилагаются документы, обосновывающие право религиозной организации на передачу ей имущества религиозного назначения. Перечень и порядок выдачи этих документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Порядок и сроки рассмотрения уполномоченным органом вопроса о передаче религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения
1. В месячный срок со дня поступления заявления религиозной организации, согласованного с вышестоящим руководящим органом (центром) религиозной организации, уполномоченный орган обязан рассмотреть такое заявление и по результатам рассмотрения принять решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации или о подготовке предложений о включении этого имущества в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии с частями 4-8 статьи 5 настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных статьей 8 настоящего Федерального закона, мотивированное решение об отказе в передаче этого имущества. Срок передачи религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения не может превышать два года со дня принятия решения о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения, за исключением передачи имущества, указанного в части 3 настоящей статьи.
2. Уполномоченный орган отказывает в рассмотрении заявления религиозной организации в случае, если документы, представленные религиозной организацией, не соответствуют перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, а также в случае, если вопрос о передаче имущества религиозного назначения не входит в компетенцию уполномоченного органа. При принятии решения об отказе в таком рассмотрении уполномоченный орган направляет в религиозную организацию сообщение, в котором указывает причины отказа. Данный отказ не препятствует повторному направлению религиозной организацией такого заявления после устранения указанных нарушений.
3. Решение о передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения, указанного в частях 4-8 статьи 5 настоящего Федерального закона, принимается уполномоченным органом на основании плана передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения, сформированного в порядке, установленном частями 4-8 статьи 5 настоящего Федерального закона. При этом срок передачи религиозной организации указанного государственного или муниципального имущества религиозного назначения не может превышать шесть лет со дня принятия к рассмотрению заявления религиозной организации.
4. В период рассмотрения заявления религиозной организации и в случае поступления в этот период более чем одного заявления (заявлений от нескольких религиозных организаций) в отношении одного и того же имущества религиозного назначения его обременение правами третьих лиц, включение в перечни имущества, не подлежащего отчуждению из государственной или муниципальной собственности, не допускаются.
Статья 8. Основания отказа в передаче в собственность или безвозмездное пользование религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения
1. Решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается в одном из следующих случаев, если:
1) данное имущество не является имуществом религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона;
2) заявленная религиозной организацией цель использования данного имущества не соответствует целям деятельности, предусмотренным уставом религиозной организации или федеральным законом;
3) заявление о передаче данного имущества подано иностранной религиозной организацией или ее представительством;
4) решение суда, вступившее в законную силу, предусматривает иной порядок распоряжения данным имуществом;
5) данное имущество находится в безвозмездном пользовании другой религиозной организации.
2. Решение об отказе в передаче в собственность религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается также в случае, если данное имущество:
1) не подлежит отчуждению из государственной или муниципальной собственности в соответствии с федеральным законом;
2) является помещением в здании, строении, сооружении, не относящихся к имуществу религиозного назначения в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона.
3. Решения об отказе в передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, принимаются в соответствии с принципами передачи такого имущества, установленными статьей 3 настоящего Федерального закона.
4. В случае отказа в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения уполномоченный орган выдает религиозной организации мотивированное решение об отказе в такой передаче.
Статья 9. Урегулирование разногласий и обжалование решений, действий (бездействия) уполномоченного органа
1. В целях урегулирования разногласий, возникающих при рассмотрении заявлений религиозных организаций, создаются комиссии с участием представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, руководящих органов (центров) религиозных организаций, а также специалистов, в том числе специалистов в области религиоведения, культурологии, права. Принимаемые такими комиссиями решения являются основанием для принятия уполномоченными органами решений о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения. Порядок создания и деятельности таких комиссий устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении имущества религиозного назначения, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления в отношении муниципального имущества религиозного назначения.
2. Физические лица и юридические лица вправе обращаться в уполномоченный орган и (или) созданную в соответствии с настоящей статьей комиссию с заявлением о возможных нарушениях их прав и (или) законных интересов в связи с принятием решения о передаче религиозной организации имущества религиозного назначения либо действием (бездействием) уполномоченного органа в связи с рассмотрением заявления религиозной организации.
3. Физические лица и юридические лица, которые полагают, что их права нарушены в связи с передачей религиозной организации имущества религиозного назначения, вправе обратиться в суд за защитой своих прав и (или) законных интересов.
Статья 10. Особенности использования религиозной организацией переданного ей имущества религиозного назначения
1. Религиозная организация обязана использовать переданное имущество религиозного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации и целями деятельности религиозной организации, определенными ее уставом.
2. Владение, пользование, распоряжение объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Статья 11. Публичность передачи имущества религиозного назначения
Уполномоченный орган обязан разместить на своем официальном сайте в сети Интернет:
1) принятое к рассмотрению заявление религиозной организации в недельный срок со дня принятия этого заявления к рассмотрению;
2) решение о передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения, решение о подготовке предложений о включении государственного или муниципального недвижимого имущества религиозного назначения в план передачи религиозным организациям имущества религиозного назначения в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, решение об отказе в передаче государственного или муниципального имущества религиозного назначения религиозной организации в недельный срок со дня принятия соответствующего решения;
3) решение комиссии, созданной в соответствии со статьей 9 настоящего Федерального закона, и, если имеется, особое мнение членов данной комиссии, несогласных с таким решением, в недельный срок со дня поступления такого решения в уполномоченный орган.
Статья 12. Заключительные положения
1. Передача государственного или муниципального имущества, которое не имеет религиозного назначения, но на день вступления в силу настоящего Федерального закона перепрофилировано (целевое назначение которого изменено), реконструировано для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, и передано в установленном порядке религиозным организациям в безвозмездное пользование, осуществляется безвозмездно в собственность религиозных организаций в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для передачи государственного или муниципального имущества религиозного назначения.
2. Государственное или муниципальное имущество религиозного назначения, которое на день вступления в силу настоящего Федерального закона передано в установленном порядке в аренду третьему лицу, подлежит передаче в безвозмездное пользование религиозной организации после прекращения действия заключенного в отношении такого имущества договора аренды. В случае передачи в собственность религиозной организации государственного или муниципального имущества религиозного назначения, которое на день вступления в силу настоящего Федерального закона передано в установленном порядке в аренду третьим лицам, заключенный в отношении такого имущества договор аренды сохраняет силу. Условия его изменения или расторжения определяются в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации или соглашением сторон.
Президент Российской Федерации Д. Медведев