Отчет о невозможности нецелесообразности использования иных способов
Процедура проведения закупок у одного поставщика (исполнителя, подрядчика) должна иметь обоснование о невозможности (нецелесообразности) применения иных методов приобретения товара, услуг или продукции. Данный порядок закреплен законодательством (частью 3 статьи 93 Закона №44-ФЗ), и обязывает покупателя еще до заключения договора поставки (оказания услуг) составить отчетный документ, который бы аргументировал отсутствие возможности по применению нескольких методов выбора поставщика. При этом в отчете следует указать предмет закупки с пояснениями условий соглашения, а также общую стоимость контракта.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту в чат или по телефону:
+7 (499) 703-43-89 Москва и область
+7 (812) 309-26-53 Санкт-Петербург и область
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Задайте вопрос бесплатно здесь — если вы проживаете в другом регионе.
Способы обоснования нецелесообразности закупки у нескольких поставщиков
В содержании оформленного заказчиком отчета необходимо отразить подробное описание причин и обстоятельств, вследствие которых использование конкурентных методов поиска поставщика (исполнителя) невозможно или нецелесообразно. При этом необходимо указывать:
- ссылки на законодательные акты, правила и нормы;
- ссылки на подзаконные акты, инструкции, положения и приказы, регулирующие подобные процедуры;
- финансово-экономические аспекты процесса, с аналитическим описанием финансовых механизмов;
- существенную экономию государственных (бюджетных) средств в случае применении способа закупки у одного поставщика;
- преимущества предполагаемого контрагента и выгодные условия договора при данном способе приобретения товаров или услуг.
Основными обоснованиями применения процедуры закупки у одного поставщика могут быть следующими:
- ограничение по срокам проведения закупки, когда долгосрочные процессы невыгодны и нецелесообразны, и повлекут за собой перерасход бюджетных средств;
- отсутствие рентабельности. Поставщик может быть не заинтересован в низкой стоимости, уровень которой ниже технически и экономически обоснованного предела;
- предложение от единственного производителя товаров, услуг, так как конкуренция на данный вид предмета закупки отсутствует. К таким поставщикам могут относиться монополисты, держатели авторских и интеллектуальных прав, государственные органы и т.п.;
- отсутствие интереса у потенциальных участников торгов. Подтверждением такого факта могут стать письменные ответы заказчику при проведении аналогичных процедур закупок;
- вид продажи, который представлен в единичном случае. К таким способам реализации относится распродажа товара по ценам, значительно ниже рыночных на аналогичную продукцию. При этом сроки реализации существенно ограничены;
- ограничение по времени не проведение процедуры ввиду необходимости использования предмета закупки. Речь идет о том, что товар или услуга имеют особое значение для обеспечения нормальной (бесперебойной) деятельности предприятия для выполнения государственных или стратегических задач, либо важных процессов, относящихся к жизни общества (социального, медицинского обеспечения и т.п.). Такая деятельность не может быть поставлена в зависимость от процесса и результата проведения закупок;
- закупка дополнительного оборудования, продукции, комплектующих или услуг может быть проведена только у одного поставщика, так как имеет отношение к ранее приобретенному у него товару. Например, модернизация закупленного несколько лет назад оборудования или линий по выпуску определенного вида продукции.
Примеры обоснования
Заказчику следует обратить особое внимание на составление отчета с обоснованием проведения процедуры закупки у одного поставщика, и учесть все нюансы и особенности ситуации. Приблизительное содержание документа приведено ниже, в нескольких вариантах.
Обоснование посещения музеев, художественных салонов, постоянно действующих выставок:
- уникальная коллекция произведений искусства, различных исторически ценных экспонатов, обзор которых позволит достичь аудитории конечной цели, поставленной программой обучения;
- проведение конкурсных торгов нецелесообразно ввиду отсутствия экономии временных и денежных ресурсов, малой суммы закупки;
- отсутствие конкурентов на данном сегменте рынка, невозможность проведения закупи подобных услуг у иного поставщика;
- отсутствие у исполнителя заинтересованности в снижении стоимости предмета договора. Как правило, для музейных учреждений действуют утвержденные прейскуранты цен, изменение которых в рамках договора не представляется возможным;
- исследование рынка аналогичных услуг показало, что закупка у данного поставщика представляет собой единственно выгодные условия приобретения, сочетающие стоимость и качество предмета закупки.
Обоснование организации и проведения курсов повышения профессионального уровня, квалификации в ограниченный временной интервал:
- принятое заказчиком решение о применении процедуры закупки у одного участника основано на нормах пункта 4 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ. Осуществление конкурентных торгов по предмету закупки не является возможным вследствие продолжительности временного периода их проведения, при этом заключение контракта по итогам торгов до момента начала обучения не может быть проведено.
Обоснование проведения закупки у одного исполнителя (поставщика) по причине срочного приобретения товаров или услуг выглядит следующим образом:
- для организации бесперебойной деятельности предприятия, выполняющего государственные задачи (по удовлетворению муниципальных нужд) возникла острая необходимость в приобретении предмета закупки (продуктов питания, медикаментов), с условием проведения торгов в сжатые сроки.
Данная процедура регулируется пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ. Приобретаемая продукция полностью соответствует требуемому объему закупки на расчетный период деятельности.
Образец и бланк отчета о невозможности, нецелесообразности использования иных способов определения поставщика скачать (Размер: 60,0 KiB | Скачиваний: 9 626)
Остались вопросы, проконсультируйтесь у юриста (бесплатно, круглосуточно, без выходных):
+7 (499) 703-43-89 Москва и область
Положение о закупках по 223-ФЗ
«Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому».
Положение о закупках 223-ФЗ является документом, которым регламентируется закупочная деятельность заказчика и должно содержать требования к проведению закупки по 223. Положение о закупках содержит в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Положение о закупках для автономных организаций имеет свою специфику. Положение о закупках по 223-ФЗ для бюджетных организаций особенно востребовано.
Разработанное нашими юристами образец Положения о закупках товаров, работ, услуг (далее — Положение о закупках товаров) внутренне согласовано и имеет сбалансированную подборку способов закупок. Типовое Положение о закупках по 223-ФЗ с учетом последних изменений мы бесплатно предоставим нашим клиентам.
223-ФЗ — Положение о закупках. Образец положения о закупках:
- Вы получаете внутренне согласованный и сбалансированный документ.
- Вы получаете бесплатно новую редакцию в случае изменения законодательства.
- Вы застрахованы от нарушений законодательства.
- Вы значительно экономите время.
Для крупных организаций рекомендуем разработать оригинальное Положение о закупке, учитывающее организационную и функциональную специфику заказчика. Рекомендуем услугу по разработке комплекта типовых документаций для способов закупки, предусмотренных Положением о закупке. Полный комплект локальных актов, регламентирующих закупочную деятельность, обеспечит прозрачность и эффективность торгов. Большой популярностью пользуется также услуга — правовое исследование действующего у заказчика Положения о закупке. Обращаем на нее внимание тех заказчиков, которым Положение о закупке утверждает вышестоящая организация, и они сами не имею возможности менять текст.
Большой популярностью пользуется также услуга — правовое исследование действующего Положения о закупке. Обращаем на нее внимание тех заказчиков, которым Положение о закупке утверждает вышестоящая организация, и они сами не имею возможности менять текст. Правовое исследование данного Положения о закупке позволит понять все его слабые стороны и учитывать при применении.
Содержание Положения о закупке Вы можете увидеть здесь.
Приказ о контрактном управляющем — образец
«Просить совета есть величайшее доверие, какое один человек может оказать другому».
В случае, отсутствия у заказчика контрактной службы и, если общий объем закупок в год не превышает 100 миллионов рублей, заказчиком назначается должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта — контрактный управляющий.
Контрактный управляющий осуществляет функции и полномочия, поименованные в соответствие с частями 4 и 5 статьи 38 Закона 44-ФЗ:
Контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (до 01.01.2017 г. контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.)
Для назначения контрактного управляющего требуется составить приказ о назначении контрактного управляющего. Образец приказа о контрактном управляющем можно скачать ниже.
Образец приказа о контрактном управляющем можно скачать ниже.
Если же Вам требуется помощь специалистов, то юристы Группы Компаний «Ценный Совет» окажут полный спектр услуг в области конкурентных закупок.
Заказчикам: С услугами для заказчиков можно ознакомиться в этом разделе .
Поставщикам: С услугами для поставщиков можно ознакомиться в этом разделе .
Обучение: С услугами учебного центра можно ознакомиться в этом разделе .
Вопрос: Необходимо ли заключать дополнительное соглашение к контракту в случае замены поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения контракта в соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе?
Ответ: В соответствии с частью 7 статьи 96 Закона о контрактной системе в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта.
При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.
Согласно Закону о контрактной системе, заключение дополнительного соглашения к контракту в данном случае не требуется.
Вопрос: Вправе ли заказчик в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, если в тексте контракта отсутствует перечень конкретных существенных нарушений, являющихся основанием для одностороннего отказа?
Ответ: В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было установлено контрактом.
Таким образом, закон указывает лишь на необходимость закрепить в контракте саму возможность его расторжения в одностороннем порядке по правилам гражданского законодательства. При этом перечислять в тексте контракта исчерпывающий перечень существенных нарушений не требуется.
Обстоятельства, которые признаются существенными нарушениями контракта, перечислены в ГК РФ.
Например, согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Вопрос: Подрядчик выполнил работы с нарушением срока, установленного контрактом. Заказчик за существенное нарушение условий контракта удержал всю сумму денежных средств, внесенных подрядчиком в качестве обеспечения исполнения контракта. Правильно ли поступил заказчик?
Ответ: Обеспечение исполнения контракта условно можно представить в виде «копилки с деньгами», которая хранится либо в банке (если обеспечение исполнения контракта предоставлено в виде банковской гарантии), либо у заказчика (если обеспечение исполнения контракта предоставлено в виде внесения денежных средств на счет заказчика).
Обеспечение исполнения контракта призвано компенсировать денежные долги поставщика (подрядчика, исполнителя) перед заказчиком в случае, если первый нарушает условия контракта (статья 381.1 ГК РФ, статьи 94, 96 Закона о контрактной системе).
Под долгами поставщика (подрядчика, исполнителя) понимаются, например, «неотработанный» аванс, начисленная заказчиком неустойка (штраф, пени), убытки, которые могут возникнуть у заказчика.
В случае выполнения подрядчиком работ с нарушением срока, у такого подрядчика появляется обязательство выплатить заказчику неустойку и, возможно, убытки (если заказчик их докажет и обоснует размер).
Это и есть денежный долг подрядчика перед заказчиком за ненадлежащее исполнение контракта.
Если подрядчик добровольно не выплатил неустойку, то сумма в размере начисленной неустойки и убытков (при наличии), может быть удержана из обеспечения исполнения контракта.
Оставшаяся сумма возвращается подрядчику. В противном случае (удержание обеспечения контракта в объеме несоразмерном долгу подрядчика) является неосновательным обогащением заказчика (статья 1102 ГК РФ).
Вопрос: Заказчик закупает продукты питания. В спецификации более 30 наименований. По некоторым позициям продуктов не хватило. Вправе ли заказчик в пределах 10% от цены контракта закупить именно недостающие продукты? Например, заказчик закупает на 10 тысяч рублей картофель, на 10 тысяч рублей капусту, на 10 тысяч рублей морковь. Общая цена контракта 30 тысяч рублей. Заказчику не хватило капусты. Ее можно закупить на 3 тысячи рублей (10% от цены контракта) или на 1 тысячу рублей (10% от цены ранее купленной капусты)?
Ответ: Согласно подпункту «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара исходя из установленной в контракте цены единицы товара, но не более чем на десять процентов цены контракта.
Таким образом, закон дает право заказчикам на увеличение в пределах 10% количества товара, а не на увеличение на 10% цены контракта. Цена меняется как следствие от изменения ранее предусмотренного количества товара в пределах 10%.
Следовательно, правильным будет отталкиваться не от цены контракта, а от количества товара (в данном случае от веса капусты). Например, изначально контрактом была предусмотрена закупка 250 кг капусты на общую сумму 10 000,00 рублей (40 рублей за 1 кг капусты). Если возможность изменения количества товара была предусмотрена контрактом, то заказчик вправе воспользоваться подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе и увеличить количество закупаемой капусты на 10%, т.е. закупить еще 25 кг капусты на общую сумму 1000 рублей.
Таким образом, соблюдаются все условия, предусмотренные подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе: количество товара увеличивается не более чем на 10% от ранее предусмотренного количества, и цена контракта увеличивается в целом не более чем на 10%.
Напомним, что возможность попозиционного увеличения количества товара допускается также в письмах Минэкономразвития России от 23.01.2017 г. № Д28и-182, от 21.09.2016 г. № Д28и-2476.
Вопрос: Можно ли провести запрос котировок на закупку услуг по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, если количество не определено? Или в этом случае необходимо проводить электронный аукцион?
Ответ: Согласно пункту 2 статьи 42, пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должно быть указано количество товаров (работ, услуг) и начальная (максимальная) цена контракта.
Согласно части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Таким образом, возможность торговать цену единицы товара (работы, услуги) по аналогии с частью 5 статьи 68 Законом о контрактной системе в котировках не предусмотрена.
Выходом для заказчика будет либо проведение электронного аукциона с учетом положений части 5 статьи 68 Закона о контрактной системе, либо проведение запроса котировок по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей по следующей схеме:
— необходимо рассчитать некое максимальное количество услуг и запчастей, определив их условно, исходя из предусмотренных лимитов бюджетных обязательств и среднерыночной цены за единицу;
— указать некий максимальный объем услуг и запчастей в извещении;
— указать в проекте контракта (в обязательном порядке прикладывается к извещению), что услуги должны будут оказываться по конкретным заявкам заказчика. Например, по возникновению потребности. В такой заявке каждый раз указывается требуемый в данном конкретном случае объем, а оплата производится заказчиком по факту оказания услуг по каждой такой заявке;
— обязательно следует указать в проекте контракта, что не заказанные заказчиком услуги не оказываются, не принимаются заказчиком и не оплачиваются.
Таким образом, в процессе исполнения контракта происходит постепенная выборка всего объема, причем к окончанию срока действия контракта весь объем может быть так и не выбран. До момента завершения срока действия контракта ни одна из сторон не знает, будет этот объем выбран до конца или не будет. Эта запланированная неопределенность требует особого внимания к завершающему этапу исполнения такого контракта.
Если в течение срока действия такого контракта становится ясно, что заказчик законтрактовал слишком много услуг, больше, чем реально потребовалось, то:
— нельзя подписать дополнительного соглашения о сокращении объема поставляемой продукции (кроме случая, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе);
— можно расторгнуть контракт по соглашению сторон, «закрыв» его по акту, указав, сколько услуг было оказано фактически, что все это заказчиком оплачено и что стороны претензий друг к другу не имеют.
Если в течение срока действия такого контракта становится ясно, что заказчик купил слишком мало услуг (реальная потребность оказалась больше законтрактованного), что почти весь объем выбран, то:
— нельзя подписать дополнительное соглашение об увеличении объема услуг (кроме случая, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе);
— можно осуществить новую закупку, но в пределах рамок Закона о контрактной системе (например, аукцион + аукцион; аукцион + котировка при условии соблюдения ограничения в 10%; аукцион + договор до 100 тысяч рублей; котировка + договор до 100 тысяч рублей при условии соблюдения ограничения в 5% или 2 млн. рублей).
Вопрос: Как правильно применить часть 18 статьи 34 Закона о контрактной системе и при заключении контракта увеличить количество поставляемого товара, если при проведении аукциона применялся приказ Минэкономразвития России № 155 и победителем аукциона является участник, предложивший «импортный» товар? На какую сумму можно увеличить количество товара: на разницу между НМЦК и ценой, которую предложил победитель в ходе торга, или на разницу между НМЦК и предложенной победителем ценой, сниженной на 15 процентов в соответствии с пунктом 7 приказа Минэкономразвития России № 155?
Ответ: Согласно части 18 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией об аукционе. При этом в законе отсутствуют специальные оговорки на случай применения при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) преференций товарам «отечественного» происхождения.
Учитывая изложенное, полагаем, что правильным будет увеличивать количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной победителем аукциона (до применения понижающего 15%-го коэффициента), и начальной (максимальной) ценой контракта.
Вопрос: В прошлом году был проведен аукцион. Поставщик поставил одежду, сшитую из некачественного материала. Поэтому в этом году планируем провести конкурс. Вправе ли заказчик провести открытый конкурс на поставку медицинской одежды, или заказчик вправе проводить в этом случае только электронный аукцион?
Ответ: Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями закона.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 г. № 471-р.
Одежда, за исключением детской одежды, включена в указанный перечень. Следовательно, проведение открытого конкурса в данном случае не допустимо.
Что касается «качества», то важно понимать, что характеристика «качественный» обозначает соответствие чему-то (техническому заданию, ГОСТу, СанПиНу). Отклонение от требований означает несоответствие. Именно несоответствие и показывает, что товар некачественный.
Следовательно, если заказчик в прошлом году закупил некачественную медицинскую одежду, встает вопрос о том, как проходила приемка и экспертиза этого товара по предыдущему контракту? Если одежда соответствовала условиям контракта, значит, она была качественной. Для закупки качественной продукции следует особое внимание уделять не столько способу определения поставщика (конкурс, аукцион и т.д.), сколько техническому заданию.
Вопрос: Можно ли заключить дополнительное соглашение об уменьшении в пределах 10% объема работ и цены по контракту, в котором отсутствуют единичные расценки?
Ответ: Формально указанное дополнительное соглашение не соответствует нормам Закона № 44 — ФЗ. В соответствии с этим соглашением, стороны уменьшают объем работ, и, как следствие, должны уменьшить цену контракта. В этом случае, в силу подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, цена контракта уменьшается исходя из цены единицы работы, которая в контракте не установлена. Значит, уменьшить объем работ и цену контракта не представляется возможным.
Вопрос: Вправе ли заказчик в случае отказа от заключения контракта победителя и второго участника закупки заключить контракт по результатам электронного аукциона с участником закупки, занявшим третье место, в отношении которого принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе?
Ответ: Нет, Законом № 44-ФЗ не предусмотрена возможность заключения контракта с участниками электронного аукциона, занявшими третье и последующие места. В соответствии с ч. 14 ст. 70 Закона № 44-ФЗ, в случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе заключить контракт со вторым участником электронного аукциона. При этом в соответствии с ч. 15 ст. 70 Закона № 44-ФЗ в случае, если второй участник электронного аукциона уклонился от заключения контракта, такой аукцион признается несостоявшимся, а заказчик может внести изменения в план-график и снова осуществлять закупку. Данный вывод подтвержден письмом ФАС России от 17.09.2014 № АЦ/37487/14.
Вопрос: При рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе на поставку программного обеспечения, в извещении о проведении которого был установлен запрет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, аукционная комиссия обнаружила, что один из участников предложил программное обеспечение иностранного производства. По какому основанию заказчик должен отклонить заявку такого участника?
Ответ: В данном случае заявка отклонятся на основании п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ в связи с несоответствием информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям, установленным документацией об аукционе.
Вопрос: В связи с изменениями в Градостроительном кодексе РФ, вступившими в силу с 1 июля 2017 года, имеет ли право заказчик, не имеющий членство в СРО, самостоятельно составлять локальные сметные расчеты для выполнения работ по текущему ремонту?
Ответ: С 1 июля 2017 года заказчик не вправе составлять смету самостоятельно, не имея членство в СРО, так как:
— в соответствии с ч. 5 ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ (далее – ГрК РФ), застройщик вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации;
— смета, включая сводный и локальные сметные расчеты, является обязательным разделом проектной документации (п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ, п. 30 положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87).
Между тем, нормы ГрК РФ регулируют отношения по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. В сферу действия кодекса не входит проведение текущего ремонта, в связи с чем локальный сметный расчет на текущий ремонт может быть составлен самостоятельно заказчиком, не являющимся членом СРО.
Вопрос: Какая ответственность грозит заказчику за неразмещение в плане-графике информации о закупке, в рамках которой заказчик заключил контракт в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?
Ответ: Информация о закупках, которые планируется осуществить в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, указывается в плане-графике одной строкой (п. 2 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554). Согласно с ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, заказчики должны осуществлять закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики, и закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Размещать извещение о проведении закупки в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не требуется, но заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта. Непосредственно за неразмещение в плане-графике информации о закупке, в рамках которой заключен контракт в соответствии с п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, ответственность в КоАП РФ не предусмотрена, но контрольные органы могут квалифицировать данное нарушение как неразмещение должностным лицом заказчика в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 000 рублей; на юридических лиц – 500 000 рублей (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ).
Вопрос: Обязан ли заказчик применять постановления Правительства РФ, устанавливающие запрет на допуск и ограничение допуска иностранных товаров для целей осуществления закупок, при осуществлении закупки у единственного поставщика в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?
Ответ: При осуществлении закупок у единственного поставщика по данному основанию заказчик обязан соблюдать запреты, предусмотренные постановлениями Правительства РФ № 656 от 14.07.2014, № 791 от 11.08.2014, № 1236 от 16.11.2015. Иными нормативными актами, принятыми в развитие ст. 14 Закона № 44-ФЗ, заказчик при осуществлении таких закупок не руководствуется. Данный вывод подтверждается письмом Минэкономразвития России от 24.03.2016 № ОГ-Д28-3697.
Вопрос: Должен ли заказчик применять постановление Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 в случае осуществления закупки работ по капитальному ремонту притом, что в дефектной ведомости на капитальный ремонт присутствуют некоторые виды работ из перечня, утвержденного данным постановлением?
Ответ: Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» (далее – Постановление № 570), утверждены виды работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения третьих лиц. Кроме того, статья 110.2 Закона № 44-ФЗ, во исполнение которой принято Постановление № 570, устанавливает особенности заключения и исполнения контрактов, предметом которых являются строительство и реконструкция объектов капитального строительства, а не их капительный ремонт. Следовательно, Постановление № 570 к закупкам работ по капитальному ремонту не применяется.
Вопрос: Заказчик планирует осуществить закупку работ, финансируемых по федеральной адресной инвестиционной программе. При этом выполнение части работ планируется на 2017 год, затем 2018 год, 2019 год и завершение работ приходится на 2020 год. Каким образом данную закупку включить в план закупок и план-график закупок? Как отражается последний 4-ый год выполнения работ?
Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), в планы закупок включается информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае информация вносится в планы закупок на весь срок планируемых закупок. Согласно части 9 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, в случае, если период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в план-график также включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график. Следовательно, информацию о последнем годе (2020 год) необходимо внести в колонку «последующие годы» плана закупок и плана-графика.
Вопрос: В каком виде заказчик обязан разместить в ЕИС протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе? Необходимо ли размещать протокол с «живыми» (рукописными) подписями членов комиссии?
Ответ: Положения части 12 статьи 53 Закона № 44-ФЗ, касающиеся составления, подписания и размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе при толковании, следует «делить» на несколько смысловых составляющих. Очевидно, что в указанной норме речь идет отдельно о «бумажной» версии протокола и об «электронной». «Бумажная» версия протокола составляется в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. Один экземпляр протокола хранится у заказчика, другой экземпляр в течение трех рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса с приложением проекта контракта. «Электронная» версия протокола размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов. При этом Закон № 44-ФЗ не содержит требования о размещении в ЕИС отсканированного протокола с «живыми» подписями членов комиссии. Функционалом ЕИС предусмотрено автоматическое формирование протокола, который при размещении подписывается электронной подписью пользователя, выполняющего размещение протокола. Таким образом, Законом № 44-ФЗ не установлена обязанность заказчика размещать протокол с «живыми» (рукописными) подписями членов комиссии. Данный вывод также подтверждается письмом Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2878: «…Размещение на официальном сайте подписанного протокола в отсканированном виде, содержащего графическое изображение подписей всех членов комиссии, является правом, а не обязанностью заказчика».
Вопрос: При рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе выяснилось, что в заявке участника аукциона, предложившего самую низкую цену контракта, содержится декларация о соответствии товара, срок действия которой истек в 2016 году. Следует ли отклонить такую заявку?
Ответ: В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, вторая часть заявки должна содержать в том числе копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром. В соответствии с пунктом 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором. Таким образом, документы на товар (в том числе декларация) подлежат передаче покупателю именно в тот момент, когда ему передается сам товар. Следовательно, заказчик не вправе устанавливать в документации о закупке требование о предоставлении в составе заявки декларации о соответствии товара, а комиссия не вправе отклонить заявку из-за отсутствия данного документа, в том числе из-за недостатков, которые в документе имеются. Действующую декларацию о соответствии товара заказчик должен получить от поставщика и проверить на этапе приемки товара.
Вопрос: Заказчиком был заключен договор на основании пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. В связи с изменением тарифов в настоящее время договор расторгается и заключается новый. Однако выяснилось, что в плане-графике закупок сведения о данной закупке отсутствуют. Как поступить заказчику в данном случае? Какая ответственность предусмотрена за отсутствие сведений о закупке в плане-графике?
Ответ: В соответствии с частями 4-6 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, а также пунктом 2 Требований к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 554, информация о закупках, которые планируется осуществлять на основании пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, включается в план-график не позиционно по каждому отдельному договору, а одной строкой по указанному пункту. При этом в качестве наименования объекта закупки указывается пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, являющийся основанием для осуществления закупок, а вместо цены договора – общая сумма цен договоров. Учитывая изложенное, возможно информация о конкретном договоре, заключенном на основании пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, отсутствует в плане-графике, однако есть общая строка с общим объемом финансирования всех договоров, заключаемых по пункту 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Если это так, то в рассматриваемой ситуации нарушений у заказчика нет. В противном случае, заказчику сначала требуется внести изменения в план-график не позднее чем за 10 дней до заключения нового договора (пункт 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 г. № 554), а затем заключить новый договор. За невключение первой закупки в план-график возможен штраф – 30 тыс. руб. на должностное лицо (часть 1.6 статьи 7.30 Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ).
Вопрос: Что делать, если рассчитанная методом анализа рынка НМЦК превышает выделенные заказчику лимиты?
Ответ: Согласно позиции Минфина России (письмо от 16.06.2017 г. № 24-01-10/37713) и Казначейства России (письмо Казначейства России от 22.12.2014 г. № 42-7.4-05/5.7-791), заказчик при расчете НМЦК вправе указать цену меньшую, чем в представленном обосновании НМЦК (в том числе полученной по результатам трех коммерческих предложений), и соответствующую выделенным лимитам бюджетных обязательств. Однако, по мнению Института госзакупок, строго по Закону № 44-ФЗ этого сделать нельзя. Если цена снижена до лимита, значит, она не рассчитана методом анализа рынка, что является нарушением части 6 статьи 22 Закона № 44-ФЗ. В этом случае рекомендуем заказчику использовать иной метод расчета НМЦК, например, затратный метод, либо, если хотя бы одна из найденных заказчиком цен не превышает размер лимита, можно не применять методические рекомендации Минэкономразвития России, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567, в части формулы расчета НМЦК и установить в качестве НМЦК ту цену, которая не превышает лимит. Тем самым действия заказчика будут соответствовать части 12 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
Вопрос: Заказчик планирует осуществить закупку лицензируемых услуг путем проведения запроса котировок. Однако юристы утверждают, что лицензируемые работы, услуги нельзя закупать запросом котировок, необходимо проводить электронный аукцион независимо от начальной (максимальной) цены контракта. Так ли это?
Ответ: В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона № 44-ФЗ, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом условий, определенных Законом № 44-ФЗ. Условия проведения запроса котировок определены в части 2 статьи 72 Закона № 44-ФЗ, при этом закон не устанавливает запрета на применение запроса котировок в случае закупки лицензируемых видов работ, услуг. Заказчик вправе выбрать указанный способ закупки. Однако, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о требованиях, предъявляемых к участникам запроса котировок, в том числе по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ. Таким образом, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации объект закупки относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в извещении о проведении запроса котировок обязан установить требование к участнику запроса котировок о наличии соответствующей лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации. При этом в состав заявки копия лицензии не включена. Согласно части 4 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, требовать от участника запроса котировок представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ информации и документов, не допускается. Частью 7 статьи 78 Закона № 44-ФЗ также не предусмотрено отклонение заявки за непредоставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки. Таким образом, заказчик не вправе устанавливать в извещении о проведении запроса котировок требование к участникам закупок о представлении участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки. Котировочная комиссия также не вправе отклонять заявку за непредоставление участником запроса котировок копии лицензии в составе заявки. Учитывая изложенное, не рекомендуется осуществлять закупку лицензируемых видов работ, услуг путем запроса котировок. Указанная позиция неоднократно выражалась в письмах Минэкономразвития России (от 07.04.2017 г. № Д28и-1971; 25.09.2014 г. № Д28и-1896; 25.09.2014 г. № Д28и- 1896; 31.12.2014 г. № Д28и-2918; 19.08.2014 г. № Д28и-1616).
Вопрос: Планируется закупка хлебобулочных изделий (ОКПД2 10.71.11.100) путем проведения запроса котировок. Какие преимущества в сфере закупок заказчик должен (или может) предусмотреть в извещении и документации о закупке? Можно ли в одной закупке одновременно предусмотреть несколько преимуществ?
Ответ: Во-первых, заказчик вправе предоставить преимущества СМП, СОНКО в соответствии с положениями статьи 30 Закона № 44-ФЗ и провести запрос котировок, в которых участниками являются только СМП, СОНКО. В этом случае заявка на участие в запросе котировок должна включать декларацию о принадлежности участника запроса котировок к СМП или СОНКО (пункт 3 части 5 статьи 73 Закона № 44-ФЗ). Если участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона № 44-ФЗ, котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет соответствующую заявку, то есть фактически указанное преимущество предоставляется на этапе рассмотрения заявок. Во-вторых, хлебобулочные изделия недлительного хранения ОКПД2 10.71.11 вошли в перечень товаров, при закупке которых устанавливаются особые условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств (приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155). О применении приказа № 155 заказчик указывает в извещении о проведении запроса котировок. Рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе котировок, которые содержат предложения о поставке хлебобулочных изделий, произведенных на территории государств – членов Евразийского экономического союза, по критерию «цена контракта» производятся с применением к предложенной в указанных заявках цене контракта понижающего 15-процентного коэффициента. При этом контракт заключается по цене, предложенной участником запроса котировок, то есть фактически преимущество предоставляется на этапе оценки заявок. В-третьих, хлебобулочные изделия недлительного хранения ОКПД2 10.71.11 вошли в перечень товаров, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 341. В соответствии с частью 3 статьи 29 Закона № 44-ФЗ, при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемой ими цены контракта в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством РФ порядке. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещении о проведении запроса котировок. Для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с иными документами заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным части 2 статьи 29 Закона № 44-ФЗ. При этом следует отметить, что если в заявке на участие в запросе котировок отсутствует указанное заявление, то комиссия не отклоняет такую заявку. Это всего лишь означает, что участник закупки не претендует на преимущества, предусмотренные частью 3 статьи 29 Закона № 44-ФЗ. Организация инвалидов, заявившая об этом в заявке на участие в запросе котировок и признанная победителем запроса котировок, при заключении контракта предоставляет заказчику требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, то есть фактически указанное преимущество предоставляется на этапе заключения контракта. Совмещение всех указанных преимуществ допустимо, их применение осуществляется последовательно при проведении процедур запроса котировок: СМП, СОНКО – рассмотрение заявок, приказ № 155 – оценка заявок, преимущества организациям инвалидов – заключение контракта. «…Если объектом закупки являются товары, работы, услуги из перечня товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, то установление преимуществ организациям инвалидов наряду с ограничением в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, не противоречит Закону № 44-ФЗ» (письмо Минэкономразвития России от 30.09.2014 № Д28и-1889).
Вопрос: Необходимо ли наряду с тремя коммерческими предложениями хранить запросы заказчика на предоставление этих коммерческих предложений? Должен ли заказчик предоставлять их при необходимости контрольным органам?
Ответ: Требования к подготовке расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта предусмотрены статьей 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), а также Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 г. № 567 (далее – Методические рекомендации).
Согласно части 5 статьи 22 Закона № 44-ФЗ в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться:
— общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг;
— информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, то есть полученные заказчиком коммерческие предложения;
— информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в ЕИС (при этом имеется в виду не исходящее письмо заказчика о предоставлении коммерческих предложений, а информация, размещенная заказчиком в ЕИС).
Таким образом, для расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта имеют значение не запросы заказчика, а «ответы», то есть коммерческие предложения, полученные заказчиком от потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с пунктом 3.12 Методических рекомендаций предусмотрена необходимость регистрации в делопроизводстве именно коммерческих предложений, поступивших заказчику, а пунктом 2.1 Методических рекомендаций установлена необходимость хранения только документов, которые использованы заказчиком при расчете начальной (максимальной) цены контракта (коммерческие предложения, скриншоты).
Учитывая изложенное, заказчик не обязан хранить и предоставлять контрольным органам запросы к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) о предоставлении коммерческих предложений.
Вопрос: В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 01.05.2017 г. № 83-ФЗ в статьи 30 и 34 Закона № 44-ФЗ, ужесточены сроки оплаты заказчиком исполненного контракта (его этапов). Необходимо ли вносить изменения в уже заключенные контракты ввиду указанных поправок?
Ответ: В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 4 ГК РФ отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 ГК РФ.
Согласно этой норме, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Федеральным законом от 01.05.2017 г. № 83-ФЗ последнего условия не предусмотрено.
Учитывая изложенное, изменять уже заключенные договоры не требуется.
Поправки, внесенные Федеральным законом от 01.05.2017 г. № 83-ФЗ в статьи 30 и 34 Закона № 44-ФЗ, должны быть учтены заказчиком в документациях о закупках (включая проекты контрактов), размещенных в ЕИС, начиная с 1 мая 2017 года (с момента вступления в силу указанных поправок).
Вопрос: В каком порядке следует расторгать контракт с подрядчиком, в обязанность которого входило обеспечение прохождения государственной экспертизы проектной документации, если срок проведения экспертизы уже прошел, а подрядчик не может получить положительное заключение экспертизы в связи с недостатками проектной документации?
Ответ: В данном случае без положительного заключения экспертизы полученная от подрядчика проектная документация не имеет для заказчика потребительской ценности и не может быть в дальнейшем использована. Поэтому, если заказчик оплатил часть цены контракта, нужно эти деньги постараться вернуть как неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ).
Имеется два варианта действий:
1. Расторгнуть контракт по соглашению сторон после возврата уплаченных подрядчику денежных средств (в том числе путем удержания из обеспечения контракта (если оно еще действует). Или предусмотреть в соглашении о расторжении срок их возврата.
2. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пункта 2 статьи 715 ГК РФ в связи с нарушением срока выполнения работ. И опять же, выплаченные по первому этапу деньги нужно постараться вернуть в добровольном порядке, удержать из обеспечения или через суд.
Также следует помнить, что в силу Закона № 44-ФЗ у заказчика возникает обязанность по направлению требования об уплате штрафа (часть 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ). Он может быть взыскан в добровольном порядке, удержан из обеспечения или через суд.
Вопрос: УФАС вынесло предписание о внесении изменений в документацию об аукционе в отношении требований к составу заявки и инструкции по ее заполнению. Может ли заказчик дополнительно изменить график поставки?
Ответ: часть 6 статьи 65 Закона № 44-ФЗ дает право заказчику принять решение о внесении изменений в документацию об аукционе. При этом установлен запрет на изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок. Все остальные условия закупки можно изменить.
Право на изменение документации никак не связано с выдачей предписания. Следовательно, заказчик может внести изменения в документацию об аукционе в части, не касающейся предписания УФАС, в том числе изменить график поставки.
Вопрос: Нужно ли заключать дополнительное соглашение к контракту о продлении срока его действия, если такой срок истек, а обязательства по контракту еще не исполнены?
Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 425 ГК РФ договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.
Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Следовательно, с учетом того, что в контракте не предусмотрено прекращение обязательств сторон в связи с истечением срока действия контракта, он продолжает действовать до выполнения всего объема работ по контракту, в связи с чем дополнительное соглашение об увеличении срока действия контракта заключать не следует.
Напротив, заключение такого дополнительного соглашения будет являться нарушением части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, согласно которой по общему правилу изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
Вопрос: Можно ли в техническое задание на поставку форменной одежды включить обязанность поставщика предоставить образец для утверждения заказчиком?
Ответ: В соответствии с пунктом 3 статьи 469 ГК РФ при продаже товара по образцу и (или) по описанию продавец обязан передать покупателю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Следовательно, заказчик имеет право установить обязанность поставщика предоставить образец для утверждения заказчиком и принимать в последующем одежду по образцу.
Вопрос: Можно ли установить в контракте право заказчика провести экспертизу качества одежды за счет поставщика?
Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона № 44-ФЗ «экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом».
Следовательно, в силу Закона № 44 ФЗ внешние эксперты могут привлекаться заказчиком только по результатам закупочной процедуры, предполагающей расходование денежных средств со стороны заказчика.
В связи с этим рекомендуется включать в контракты право заказчика, в случае возникновения разногласий относительно качества одежды, провести экспертизу качества в независимой экспертной организации и обязанность поставщика возместить расходы на проведение такой экспертизы, если ее результаты подтвердят недостатки товара.
Вопрос: Может ли комиссия рассмотреть первые части заявок на участие в электронном аукционе раньше срока, указанного в аукционной документации?
Ответ: Согласно части 2 статьи 67 Закона № 44-ФЗ срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семи дней с даты окончания срока подачи указанных заявок.
С учетом данного положения, а также в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ, заказчик в документации об электронном аукционе указывает конкретную дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в аукционе. Такая дата служит «отправной точкой» для расчета срока проведения самого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, дату окончания рассмотрения первых частей заявок и дату проведения аукциона заказчик рассчитывает и указывает еще на этапе формирования документации об электронном аукционе.
При размещении документации об электронном аукционе в ЕИС сведения о таких датах автоматически размещаются на электронной площадке, где будет проходить аукцион.
При этом оператор электронной площадки не вправе устанавливать или изменять даты, указанные заказчиком. И заказчик по истечении срока, указанного в части 6 статьи 65 Закона № 44-ФЗ, не вправе вносить изменения в документации об электронном аукционе, в том числе изменять дату проведения аукциона, решив «пораньше» рассмотреть первые части заявок.
Таким образом, аукцион в любом случае будет проходить исключительно в ту дату, которая указана заказчиком в документации об электронном аукционе, даже если заказчик рассмотрел первые части заявок ранее срока, указанного в документации об электронном аукционе.
Рассмотрение первых частей заявок ранее даты, указанной в документации об электронном аукционе, хотя формально может противоречить части 6 статьи 65 Закона № 44-ФЗ, по сути не нарушает права участника закупки.
Наоборот, участник закупки только «выигрывает» от этого, так как получит уведомление о решении комиссии, принятом в отношении поданной заявки (часть 9 статьи 67 Закона № 44-ФЗ), раньше.
Институт госзакупок считает допустимым рассмотрение первых частей заявок раньше срока, указанного в аукционной документации.
Вопрос: Может ли заказчик передать полномочия по приемке товаров (работ, услуг) третьим лицам по договору? Кто в этом случае будет нести ответственность за результат такой приемки?
Ответ: Согласно части 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, приемка осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком).
При этом в соответствии с частью 3 статьи 94 Закона № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу.
Таким образом, Закон № 44-ФЗ формально разделяет понятие приемки и экспертизы. Несмотря на то, что по сути это одно и то же, экспертиза в контексте Закона № 44-ФЗ предшествует приемке.
Согласно части 3 статьи 94 Закона № 44-ФЗ, экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов (договоров), то есть для проведения экспертизы заказчик вправе привлечь третье лицо по договору.
Далее результаты такой экспертизы учитываются заказчиком при осуществлении им приемки товаров (работ, услуг) с учетом положений, предусмотренных частями 5-8 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. При этом привлеченное для проведения экспертизы третье лицо несет ответственность только перед заказчиком и только гражданско-правовую (пени, штрафы, убытки) в рамках заключенного между заказчиком и экспертом договора на оказание экспертных услуг.
Приемочный документ, который является основанием для оплаты товаров (работ, услуг), подписывает исключительно заказчик (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком).
Переложить бремя ответственности за приемку (по факту – за исполнение контракта в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ) на третьих лиц нельзя. Аналогичный вывод содержится в письме Минэкономразвития России от 06.02.2017 г. № ОГ-Д28-1229.
Ответственность за приемку, в том числе административную (части 9-10 статьи 7.32 КоАП РФ), несет заказчик.
Вопрос: Как при закупке услуг по техническому обслуживанию автомобилей указать в документации о закупке место оказания услуг? Можно ли сузить границы места оказания услуг, например, указав конкретный адрес или улицу, на которой находится заказчик?
Ответ: Указание в документации о закупке конкретного места оказания услуг может привести к ограничению конкуренции участников закупки и нарушению требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
При этом отсутствие в извещении о закупке сведений о месте оказания услуг тоже может быть расценено как нарушение пункта 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ.
Заказчику следует придерживаться «золотой середины», с одной стороны, соблюдая требования пункта 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ, с другой стороны, не ограничивая при этом конкуренцию. Например, указание конкретного адреса, по которому находится пункт технического обслуживания автомобилей, принадлежащий конкретному участнику закупки, явно противоречит Закону о защите конкуренции.
Минэкономразвития России в письме от 20.02.2017 г. № Д28и-699 советует заказчикам территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования) или расстояние в километрах. Заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавая дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции. В этом случае принцип «золотой середины» будет максимально соблюден.
Вопрос: Заказчик планирует закупить компьютерные мыши (ОКПД2 26.20.16.170). Какой именно документ заказчику следует потребовать от участника закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 968?
Ответ: Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 968 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает, что участник закупки может предоставить копию любого из перечисленных в пункте 7 указанного постановления документов.
Поэтому, не вдаваясь в детали объекта закупки, в документации о закупке достаточно указать, что «участник закупки для целей подтверждения признания предлагаемой в заявке продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, предоставляет копию одного из следующих документов. » и далее скопировать в документацию о закупке все документы, перечисленные в пункте 7 постановления Правительства РФ от 26.09.2016 г. № 968.
Такой алгоритм применим для проведения любых закупок с установлением ограничений допуска по указанному постановлению.
На сайте Института госзакупок размещена шпаргалка по импортозамещению в рамках Закона № 44-ФЗ, в которой содержатся основные положения по применению всех нормативных правовых актов РФ, касающихся импортозамещения при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
Вопрос: Относится ли требование к участникам закупки, предусмотренное пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ к индивидуальным предпринимателям?
Ответ: Нет, не относится. В пункте 7.1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ указано, что оно применяется только к участнику закупки — юридическому лицу. К участникам закупки – индивидуальным предпринимателям и физическим лицам – данное требование неприменимо.
Вопрос: Заказчик заключает договор с физическим лицом на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Должны ли при этом включаться в цену договора страховые выплаты и налоги или указанные суммы не включаются в цену договора, и заказчик их оплачивает отдельно сверх цены?
Ответ: В данной ситуации заказчик вправе воспользоваться положением части 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которой в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Налоговый платеж для физического лица – это НДФЛ.
Страховые взносы налогом не являются (ст.8 Налогового кодекса РФ). Следовательно, в случаях, предусмотренных частью 13 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, договор с физическим лицом заключается по цене, предложенной таким лицом, а при фактической выплате предусмотренных контрактом сумм физическому лицу заказчику следует удержать сумму НДФЛ и уплатить ее в бюджет (ст. 226 Налогового кодекса РФ).
Плательщиком страховых взносов является сам заказчик (ст. 419 Налогового кодекса РФ), и в законодательстве отсутствуют основания для удержания соответствующих сумм из выплат, причитающихся физическому лицу.
Согласно абзацу второму подстатьи 213 пункта 3 раздела V «Классификация операций сектора государственного управления» Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н, расходы по уплате страховых взносов, начисленных на выплаты, производимые по договорам гражданско-правового характера, заключаемым с физическими лицами, подлежат отражению по тем подстатьям КОСГУ, по которым отражаются расходы на соответствующие выплаты.
Вопрос: По результатам электронного аукциона цена контракта снижена до 0 руб. Каким образом в этом случае следует рассчитывать неустойку (пени, штрафы)?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 68 Закона № 44-ФЗ участник аукциона не вправе подать предложение о цене контракта, равное нулю. Частью 23 статьи 68 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что «в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, такой аукцион проводится на право заключить контракт. При этом такой аукцион проводится путем повышения цены контракта».
Несмотря на то, что в последнем случае речь идет не о цене контракта в понимании гражданского законодательства, а о цене права на заключение контракта, которую платит участник закупки заказчику (а не наоборот), сам Закон № 44-ФЗ (ч. 23 ст. 68), тем не менее, оперирует понятием «цена контракта».
Учитывая изложенное, Институт госзакупок полагает, что неустойка должна взыскиваться с поставщика (подрядчика, исполнителя) от значения цены, предложенной участником за право заключения контракта.
Аналогичный вывод содержится в письме Минэкономразвития России от 22.06.2015 г. № Д28и-1790.
Вопрос: Можно ли в 2017 году при формировании извещения об осуществлении закупки изменять начальную (максимальную) цену контракта в пределах +/- 10 % от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в плане-графике?
Ответ: С 1 января 2017 года в извещении об осуществлении закупки изменять начальную (максимальную) цену контракта на +/- 10% без внесения изменений в план-график закупок невозможно.
Это связано с тем, что совместный приказ Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. № 761/20н, которым была предусмотрена обязанность заказчиков менять план-график в случае изменения начальной (максимальной) цены контракта более чем на +/- 10%, с 1 января 2017 года фактически не применяется, так как срок его действия был рассчитан только на переходный период 2014-2016 гг. (ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
В настоящее время согласно ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Согласно ч. 12 ст. 21 Закона № 44-ФЗ не допускается размещение в ЕИС извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, если такие извещения, документация содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.
Следовательно, при изменении начальной (максимальной) цены контракта заказчик сначала должен внести изменения в план-график на основании п. 1 ч. 13 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, а также пп. «а» п. 8 Правил формирования, утверждения и ведения плана-графика закупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 июня 2015 г. № 553, а затем изменять цену в извещении об осуществлении закупки.