Приносящая доход деятельность КУ: порядок осуществления, использование и учет доходов
При каких условиях казенные учреждения могут осуществлять деятельность, приносящую доходы? Вправе ли они распоряжаться доходами, полученными от такой деятельности? Как отразить средства, поступающие от плательщиков в рамках приносящей доход деятельности, в бюджетном учете? Учитываются ли доходы, полученные от такой деятельности, при исчислении НДС и налога на прибыль? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.
style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>
Возможность осуществления деятельности, приносящей доход
В соответствии с п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если подобное право предусмотрено в его учредительном документе.
Таким образом, возможность осуществления деятельности, приносящей доходы, а также виды этой деятельности обязательно прописываются в уставе казенного учреждения. Осуществление деятельности, не установленной уставом, запрещается.
Стоит отметить, что к приносящей доход деятельности относятся, как правило, дополнительные услуги, оказываемые казенным учреждением на платной основе. В то же время плата может быть установлена и в отношении основных государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых казенными учреждениями в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
Чаще всего за плату казенные учреждения оказывают, например, услуги по ксерокопированию, сдаче имущества в аренду и т.д. При этом отдельными казенными учреждениями в рамках приносящей доход деятельности организуется производство товаров. Речь идет о казенных учреждениях системы исполнения наказаний (исправительные колонии).
Далее приведем фрагмент устава муниципального казенного учреждения «Архив», содержащего виды приносящей доход деятельности, которые оно вправе осуществлять.
…3.2. Учреждение имеет право осуществлять следующие виды
деятельности, приносящей доходы:
3.2.1. Проведение архивной практики.
3.2.2. Предоставление пользователю архивными документами
справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, а также
подлинников и (или) копий необходимых ему документов.
3.2.3. Оказание юридическим и физическим лицам услуг:
— по реставрации, подшивке и переплету документов, книг;
— по упорядочению документов;
— по разработке нормативно-методических документов,
регламентирующих организацию документов в делопроизводстве и работе
архивов организаций.
3.2.4. Использование документов Учреждения, а также других архивных
документов в том числе для составления архивных справок тематического,
генеалогического и биографического характера.
3.2.5. Проведение методических консультаций по работе служб
документационного обеспечения архивов организаций.
3.2.6. Временное хранение документов с неистекшими сроками
хранения, передаваемых ликвидируемыми организациями.
3.2.7. Проведение консультации по вопросам поиска документов и
составление запроса заявителя.
3.3. Учреждение имеет право осуществлять приносящую доход
деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради
которых оно создано.
3.4. Тарифы на платные услуги Учреждения утверждаются главой
местного самоуправления…
При указании видов приносящей доход деятельности в уставе следует избегать таких формулировок, как «и иные виды приносящей доход деятельности» или «и иные виды приносящей доход деятельности в соответствии с законодательством РФ».
Как было указано выше, в силу п. 4 ст. 298 ГК РФ и п. 3 ст. 161 БК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность на основании своих учредительных документов. Иными словами, устав учреждения должен содержать исчерпывающий перечень таких видов деятельности.
Деятельность, которая прямо не определена в уставе, будет признана незаконной даже при наличии формулировки, якобы позволяющей учреждению осуществлять прочие виды деятельности.
Использование доходов
Доходы, полученные казенным учреждением от деятельности, приносящей доход, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ. Самостоятельно распоряжаться такими доходами казенное учреждение не вправе. Указанные положения закреплены в п. 3 ст. 161 БК РФ, п. 4 ст. 298 ГК РФ.
Напомним, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ). Таким образом, единственным источником финансирования подобных учреждений являются бюджетные средства.
Исходя из вышесказанного в качестве источника финансового обеспечения осуществления деятельности, приносящей доход, казенному учреждению также доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств (письма Минфина РФ от 14.12.2011 N 02-03-11/5595, от 20.06.2011 N 02-03-06/2736).
При формировании бюджетных ассигнований главные распорядители рассчитывают их с учетом объемов расходов по приносящей доход деятельности, осуществляемой казенными учреждениями.
В отношении исправительных казенных учреждений доходы, полученные от привлечения к труду осужденных, поступают в виде дополнительного источника бюджетного финансирования. Так, согласно п. 7, 8 Порядка N 73н*(1) в сумме средств, поступивших в бюджет от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, ОФК отражает на лицевом счете исправительного учреждения дополнительный источник бюджетного финансирования. При этом использование дополнительного источника бюджетного финансирования осуществляется учреждением, как обычно, в пределах доведенных ему в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.
Бюджетный учет доходов
Исходя из того, что финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения, в том числе деятельности, приносящей доход, осуществляется за счет бюджетных средств, в соответствии с инструкциями N 157н *(2) и N 162н *(3) операции в рамках такой деятельности отражаются в бюджетном учете с указанием в 18-м разряде номеров счетов кода 1 «Бюджетная деятельность».
Доходы, полученные в рамках приносящей доход деятельности, поступают в бюджет минуя лицевой счет казенного учреждения. Стоит отметить, что казенные учреждения осуществляют лишь расходные операции с лицевого счета. Каких-либо поступлений (за исключением восстановлений расходов, возвратов дебиторской задолженности) на указанный счет не производится.
Исходя из этого зачисление в бюджет средств, полученных казенным учреждением от приносящей доход деятельности, осуществляется на основании расчетных документов, оформляемых юридическими или физическими лицами, которым оказывались услуги (выполнялись работы, поставлялись товары). Иными словами, перечисление доходов в бюджет производится непосредственно плательщиками. Казенное учреждение как бы является посредником между бюджетом и плательщиком.
Обратите внимание! В отдельных случаях средства, полученные от приносящей доход деятельности, могут поступать на банковские счета казенных учреждений. Напомним, что такие счета могут быть открыты в следующих случаях:
1) если казенное учреждение находится за пределами территории РФ. В этом случае учреждение вправе открывать счета в учреждениях ЦБ РФ и иных кредитных организациях для осуществления операций со средствами, поступающими ему в том числе от приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 25.04.2014 N 02-01-08/19570);
2) для осуществления валютных операций. Казенные учреждения вправе открывать валютные счета в кредитных организациях для проведения расчетов с нерезидентами в рамках осуществляемой ими приносящей доход деятельности. При этом зачисленные на такие счета средства, полученные от приносящей доход деятельности, после конвертации в валюту РФ должны быть перечислены в бюджет (Письмо Минфина РФ от 13.09.2012 N 02-03-09/3686).
Начисление доходов в бюджетном учете казенные учреждения отражают следующей бухгалтерской записью (п. 78 Инструкции N 162н):
Дебет соответствующих аналитических счетов счета 1 205 00 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам»
Кредит соответствующих аналитических счетов счета 1 401 10 100 «Доходы экономического субъекта»
Применение конкретного аналитического счета зависит от статьи КОСГУ, используемой в отношении вида дохода в соответствии с Указаниями N 65н*(4), к примеру:
— по доходам, полученным от сдачи имущества в аренду, применяется статья 120 «Доходы от собственности» КОСГУ, следовательно, в бюджетном учете операции по начислению такого дохода отразятся проводкой дебет счета 1 205 21 560 / кредит счета 1 401 10 120;
— по доходам, полученным от оказания платных услуг, от реализации готовой продукции (товаров), – статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ – проводка дебет счета 1 205 31 560 / кредит счета 1 401 10 130;
— по доходам, полученным от применения мер принудительного взыскания (поступление штрафов, пеней, неустоек), – статья 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ – проводка дебет счета 1 205 41 560 / кредит счета 1 401 10 140.
Поступление доходов в бюджет. В бюджетном учете казенных учреждений операции по зачислению в бюджет доходов отражаются следующими бухгалтерскими записями (п. 78, 104 Инструкции N 162н):
Экономический субъект, отражающий операции
Казенное учреждение, выступающее администратором доходов бюджета
Казенное учреждение, выполняющее отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет:
— при направлении извещения о планируемых к поступлению в бюджет доходов, полученных от плательщиков
— при получении извещения о зачислении доходов в бюджет
Пример 1
Доходы исправительной колонии (казенное учреждение), полученные от реализации спецодежды, изготовленной осужденными, составили 150 000 руб. Учреждение является администратором доходов бюджета.
В бюджетном учете учреждения операции по начислению и поступлению указанных доходов в бюджет в соответствии с Инструкцией N 162н и разъяснениями, приведенными в Письме Минфина РФ от 14.05.2016 N 02-07-10/28325, отразятся следующим образом:
Начислены доходы, полученные от реализации готовой продукции (спецодежды)
Списана готовая продукция при ее реализации
Поступили денежные средства, полученные от реализации готовой продукции, в доход бюджета
Стоит отметить, что операции по поступлению доходов, полученных от реализации готовой продукции, полученной от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, отражаются по соответствующим счетам бюджетного учета, включающим в 1-17-й разряды номера счета код дохода федерального бюджета 1 14 11 000 01 0000 440 «Доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части реализации готовой продукции)».
Пример 2
Казенное учреждение сдает помещение в аренду. Стоимость арендной платы по договору составила 30 000 руб. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.
В бюджетном учете казенного учреждения начисление и поступление доходов отразятся следующим образом:
Начислены доходы, полученные от аренды
Направлено извещение в адрес администратора доходов о перечислении арендатором арендной платы
Получено извещение о зачислении средств в бюджет
Особенности поступления доходов наличными денежными средствами. Поскольку средства, полученные казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, не поступают на их лицевой счет, возникает вопрос: как осуществляется зачисление в бюджет доходов, если они поступили в кассу учреждения, и как отразить такие операции в учете?
Особенности взноса в бюджет доходов, полученных от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, рассмотрены в Письме Минфина РФ N 02-03-06/2530, Федерального казначейства N 42-7.4-05/5.3-366 от 02.06.2011.
Согласно разъяснениям, приведенным в письме, вносятся казенным учреждением поступления, полученные от оказываемых им платных услуг, поступившие в установленных случаях в наличной форме в кассу, по объявлению на взнос наличными (ф. 0402001). В случае сдачи сумки с наличными деньгами инкассаторскими работниками оформляется препроводительная ведомость к сумке (ф. 0402300). При этом оформление названных документов осуществляется с учетом следующих требований:
– в поле «От кого» объявления указываются фамилия и инициалы представителя казенного учреждения, сдающего денежную наличность, в таком же поле препроводительной ведомости – полное или сокращенное наименование казенного учреждения;
— в поле «Получатель» объявления (препроводительной ведомости) – полное или сокращенное наименование органа Федерального казначейства, в скобках полное или сокращенное наименование администратора доходов от приносящей доход деятельности;
— в поле «ИНН» объявления (препроводительной ведомости) – ИНН администратора доходов от ПДД;
— в поле «Источник поступления» казенное учреждение – наименование вида средств – «Средства от приносящей доход деятельности».
Поступления средств, полученных казенным учреждением от оказываемых им платных услуг, на единый счет соответствующего бюджета учитываются как поступления минуя счет 40101.
Отражение операций по взносу в бюджет средств, поступивших в кассу казенного учреждения от оказания им платных услуг, рассмотрим на примере.
Пример 3
Библиотека в соответствии с уставом оказывает платные услуги по ксерокопированию. Плата за услуги вносится в кассу учреждения. За июль 2016 года общая сумма собранных средств составила 2 300 руб. На основании объявления на взнос наличными кассир вносит указанные средства в бюджет. Учреждение осуществляет отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет.
В бюджетном учете данные операции отразятся следующим образом:
Поступила в кассу плата за услуги по ксерокопированию
Начислены доходы, полученные от оказания платных услуг
Внесены денежные средства в банк для зачисления на лицевой счет администратора доходов бюджета (направлено извещение в адрес администратора доходов)
Получено извещение о зачислении средств в бюджет*
* Указанная бухгалтерская запись не предусмотрена Инструкцией N 162н, поэтому ее применение необходимо согласовать с главным распорядителем бюджетных средств.
Налоговый учет доходов
При исчислении налога на прибыль. При исчислении налога на прибыль в налогооблагаемой базе учитываются доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, установлены ст. 251 НК РФ. Данный перечень доходов является закрытым.
До 2015 года на основании пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ (в старой редакции) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитывались доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций. То есть положения указанной нормы подлежали применению только в тех случаях, когда услуги (работы) и иные функции, оказываемые (выполняемые) казенными учреждениями за плату, относятся к государственным и (или) муниципальным. В остальных случаях средства, получаемые казенными учреждениями за оказанные услуги (работы) и выполнение иных функций, подлежали учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ в пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, с 1 января 2015 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ). Таким образом, с указанной даты не облагаются налогом на прибыль все средства, полученные казенными учреждениями от платных услуг (работ), независимо от того, являются данные услуги (работы) государственными (муниципальными) услугами (работами) или нет. Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина РФ от 01.06.2016 N 03-07-11/31666, от 18.02.2015 N 03-03-06/4/7571.
На основании вышеизложенного не облагаются налогом на прибыль, в частности, доходы, полученные казенными учреждениями:
— от сдачи имущества в аренду, в том числе средства, поступающие от арендаторов в возмещение платы за коммунальные услуги, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (письма Минфина РФ от 14.08.2015 N 03-03-05/47288, от 28.04.2015 N 03-03-05/24417);
— от оказания услуг по изготовлению архивных коробов, а также от оказания услуг, связанных с проведением обследований (Письмо Минфина РФ от 20.08.2015 N 03-03-05/48137);
— от оказания (выполнения) прочих платных услуг (работ) (Письмо Минфина РФ от 01.06.2016 N 03-07-11/31666).
Иные доходы, полученные казенным учреждением, подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке. В частности, на основании письменных разъяснений Минфина подлежат обложению налогом на прибыль следующие доходы:
— в виде сумм страхового возмещения, полученных от страховой организации по договорам ОСАГО; сумм возмещения ущерба, полученного в размере, необходимом для восстановительного ремонта; стоимости материалов, полученных при демонтаже или разборке основных средств, приобретенных за счет средств федерального бюджета; стоимости излишков нефинансовых активов, которые выявлены в результате инвентаризации, обращенных в федеральную собственность (Письмо от 25.03.2016 N 03-03-05/16706);
— от сдачи имущества в металлолом (письма от 07.04.2016 N 03-03-06/3/19798, от 18.02.2016 N 03-03-05/8970);
— от реализации имущества, в том числе реализации деловой и дровяной древесины (Письмо от 18.12.2015 N 03-03-06/4/74504);
— от реализации продукции (товаров), выпускаемых казенными учреждениями ФСИН (изготовленной осужденными лицами, привлеченными к труду в исправительных колониях) (письма от 16.11.2015 N 03-03-10/65972, от 22.05.2015 N 03-03-10/29583, от 21.05.2015 N 03-03-06/4/29151).
При исчислении НДС. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом п. 2 данной статьи определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения.
Так, в соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС. В связи с этим работы (услуги), выполняемые (оказываемые) казенными учреждениями, в том числе на платной основе, не облагаются НДС (Письмо Минфина РФ от 01.06.2016 N 03-07-11/31666).
Отдельные операции, освобождаемые от обложения НДС, приведены в ст. 149 НК РФ.
В отношении реализации казенными учреждениями товаров стоит отметить, что такие операции не включены ни в п. 2 ст. 146 НК РФ, ни в ст. 149 НК РФ. Поэтому при реализации казенным учреждением това
ров НДС применяется в общеустановленном порядке. Напомним, что согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача права собственности на товары.
Аналогичные выводы содержатся в письмах Минфина РФ от 25.07.2016 N 03-07-11/43314, от 14.08.2015 N 03-03-05/47288, от 27.03.2015 N 03-03-05/16992.
Итак, казенное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такая деятельность прямо установлена в его уставе. Доходы, полученные от указанной деятельности, подлежат зачислению в бюджет на основании расчетных документов плательщиков (то есть минуя лицевой счет казенного учреждения). Отражение поступления указанных доходов в бюджетном учете будет зависеть от того, является казенное учреждение администратором доходов бюджета либо выполняет только отдельные полномочия по начислению и учету платежей в бюджет. Доходы, поступившие в наличной форме, зачисляются в бюджет на основании объявления на взнос наличными. При этом заполнение такого документа имеет свои особенности.
Доходы, полученные от оказания (выполнения) казенными учреждениями платных услуг (работ), не облагаются ни НДС, ни налогом на прибыль. При этом с доходов, полученных от реализации товаров, казенные учреждения должны исчислять указанные налоги в общеустановленном порядке.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Порядок отражения на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в территориальных органах Федерального казначейства федеральным казенным учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, операций по финансовому обеспечению осуществления функций указанных учреждений, источником которого являются доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности, утв. Приказом Минфина РФ от 21.07.2010 N 73н.
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
*(3) Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н.
*(4) Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н.
Л. Ларцева,
эксперт журнала «Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение»
Журнал «Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение», N 9, сентябрь 2016 г., с. 13-23.
Бюджетный учет 2018
Советуем прочитать наш материал Бюджетный учет, а эту статью разбиваем на темы:
Бюджетный учет 2018
Новый стандарт утвержден приказом Минфина России № 257н. Изменения вступят в силу с 1 января следующего года, поэтому изучить их лучше уже сейчас.
Изменится группировка ОС: нежилые помещения объединяются в одну группу с зданиями и сооружениями, у многолетних насаждений появляется отдельная группа, тогда как раньше их, как правило, относили к прочим ОС. А вот библиотечный фонд в отдельную группу выделяться не будет.
Новая группировка основных средств не соответствует напрямую введенному недавно классификатору ОКОФ, как это было раньше.
Появляется новое понятие «инвестиционная недвижимость» – это недвижимость, принадлежащая учреждению и сдаваемая им в аренду, либо являющаяся инвестициями, т.е. увеличивает стоимость недвижимого имущества. Группа новая, а значит необходимо будет проанализировать все ваши объекты недвижимости, и при соответствии установленным критериям, выделить их в эту группу.
В начале 2018 года нужно будет пересчитать амортизацию некоторых объектов. В стандарте «Основные средства» повышены границы стоимости ОС, при определении порядка начисления амортизации.
Теперь малоценными будут считаться основные средства стоимостью до 10 тысяч рублей (3 тысячи ранее). Такие объекты, как и прежде, сразу списываются с балансового учета на 21 забалансовый счет.
Для библиотечного фонда отдельное правило — 100% амортизация при стоимости до 100 тысяч. На основные средства стоимостью от 10 до 100 тысяч рублей амортизация будет начисляться в размере 100%, при выдаче в эксплуатацию, так же как и раньше на объекты от 3 до 40 тысяч рублей.
А вот с основными средствами свыше 100 тысяч не так однозначно. Со вступлением Стандарта в силу, Вам необходимо самостоятельно определять метод начисления амортизации для таких ОС.
На что ориентироваться при выборе метода начисления амортизации?
Для ОС стоимостью свыше 100 тысяч рублей, выбирать способ следует в зависимости от того, как и для чего будет использоваться объект. Т.е. метод должен наиболее точно отражать предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала.
Например, если оборудование часто используется при оказании услуги и быстро изнашивается, можно начислять амортизацию исходя из объема услуг.
Всего в 2018 году нужно будет выбирать из трех методов:
1. Линейный метод – амортизация начисляется равномерно в течение срока полезного использования;
2. Метод уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации;
3. Пропорционально объему продукции – исходя из ожидаемого использования или ожидаемой производительности актива.
Метод начисления амортизации объекта может быть изменен, но только один раз в году – 1 января.
Можно использовать все три способа начисления амортизации для разных групп основных средств, обязательно прописав это в учетной политике организации.
В отчетности за 2018 год информация по основным средствам будет более подробной, чем сейчас. Поэтому важно обеспечить аналитический учет объектов, например, в соответствии с методом начисления амортизации и определения сроков полезного использования.
Бюджетный учет основных средств в 2018 году
С 2018 года бюджетники будут учитывать основные средства по-новому. Какие особенности перехода на новые правила следует учесть, рассказал Минфин в письме № 02-07-07/79257 от 30.11.2017.
Федеральный стандарт бухучета для организаций госсектора «Основные средства», утвержденный приказом Минфина от 31 декабря 2016 № 257н и зарегистрированный в Минюсте 27 апреля 2017, применяется с 2018 года.
Новым стандартом предусмотрено с учетом международной практики дополнительное раскрытие в бюджетном учете, бухгалтерском учете государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений информации об имеющихся у субъектов учета имущественных правах.
В новом ФСБУ есть раздел, регламентирующий переходные положения, который вызывает у бухгалтеров массу вопросов. В этой связи Минфин выпустил методичку, где разъяснил некоторые неясные моменты.
Стандартом предусмотрено отражение в составе объектов основных средств (на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства») материальных ценностей независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенных для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета, являющихся активами в соответствии с критериями, установленными СГС «Концептуальные основы».
В соответствии с пунктом 7 СГС «Основные средства» к основным средствам относятся материальные ценности, являющиеся активами при соблюдении следующих условий (критериев):
• материальные ценности принадлежат (находятся во владении (пользовании) субъекту учета на праве оперативного управления. При этом в отношении объектов недвижимости права оперативного управления должны быть подтверждены в случаях, предусмотренных законодательством РФ, документами о государственной регистрации права;
• материальные ценности находятся в пользовании субъекта учета в рамках отношений по финансовой аренде (согласно договору лизинга, договору аренды с правом выкупа, в бессрочном безвозмездном пользовании и т.п.) с учетом квалификации объектов финансовой аренды, установленных СГС «Аренда»;
• субъект учета осуществляет в отношении материальных ценностей контроль в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, в частности, при передаче объектов ОС в пользование иным правообладателям в рамках отношений по операционной аренде (срочных договоров аренды (договоров безвозмездного пользования), предусматривающих возврат объектов аренды (переданных материальных ценностей) субъекту учета для дальнейшего их использования в целях извлечения субъектом учета их полезного потенциала (получения экономических выгод);
• материальные ценности обладают полезным потенциалом или способностью обеспечивать поступление экономических выгод.
Указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении:
• в эксплуатации;
• в запасе;
• на консервации;
• а также при их передаче по договору аренды (имущественного найма) либо по договору возмездного или безвозмездного пользования в рамках отношений по операционной аренде.
Вместе с этим, в отношении материальных ценностей, признаваемых в соответствии с пунктом 99 Инструкции N 157н материальными запасами вне зависимости от стоимости объектов и сроков их эксплуатации, положения СГС «Основные средства» не применяются.
В отличие от действующих правил бухгалтерского учета, установленных Инструкцией N 157н, помимо объектов имущества, правообладателем которых является субъект учета на праве оперативного управления, в составе объектов ОС подлежат отражению объекты имущества, находящиеся у субъекта учета в соответствии с договорами лизинга (вне зависимости от договорных условий, определяющих балансодержателя объекта лизинга), а также объекты имущества, находящиеся на правах возмездного (безвозмездного) пользования в рамках отношений по неоперационной (финансовой) аренде.
При этом порядок отражения в бухгалтерском учете материальных ценностей, признаваемых ОС, находящихся у субъекта учета во владении (пользовании) на праве оперативного управления и соответствующих критериям активов, применяемый до 2018 года, не изменяется.
При переходе на применение СГС «Основные средства» в 2018 году субъектам учета необходимо выявить объекты бухгалтерского учета, подлежащие согласно Стандарту отражению в бухучете на соответствующих балансовых счетах, ранее не признававшиеся в составе основных средств и (или) отражавшиеся на забалансовом учете (объекты основных средств, признаваемые при первом применении Стандарта).
Объектами ОС, признаваемыми при первом применении Стандарта, которые дополнительно к ранее учтенным объектам ОС подлежат отражению на балансовых счетах, являются материальные ценности, соответствующие критериям активов и находящиеся в пользовании субъекта учета на условиях:
• лизинга по договорам, условиями которых субъект учета (лизингополучатель) не определен балансодержателем;
• долгосрочной аренды с правом выкупа;
• безвозмездном бессрочном (постоянном) пользовании субъекта учета;
• иных арендных отношений, относящихся в соответствии с СГС «Аренда» к финансовой аренде.
До первого применения СГС «Основные средства» и СГС «Аренда» указанные объекты учитываются:
• на забалансовом счете 01 «Имущество в пользовании» (как правило, ввиду отсутствия данных о стоимости переданного имущества объекты учитывались в условной оценке 1 объект — 1 рубль);
• на балансовых счетах аналитического учета счетов 0 101 11 000 «Жилые помещения — недвижимое имущество учреждения», 0 101 12 000 «Нежилые помещения — недвижимое имущество учреждения», 0 101 13 000 «Сооружения — недвижимое имущество учреждения» в части неотделимых улучшений, произведенных в объекты недвижимости, используемых субъектом учета в рамках арендных отношений (безвозмездного пользования).
При этом, согласно положениям Инструкции N 157н в отношении объектов, используемых субъектом учета не на праве оперативного управления, но учитываемых на балансовых счетах (например, на неотделимые улучшения (объекты лизинга, в случае, если лизингополучатель являлся балансодержателем объекта лизинга), производится начисление амортизации.
Особенности признания субъектом учета в составе основных средств (отражения в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах) новых объектов учета — объектов ОС, признаваемых при первом применении Стандарта, определены пунктами 57 — 61 раздела X «Переходные положения Стандарта при его первом применении» СГС «Основные средства».
Согласно пункту 57 СГС «Основные средства» объекты бухучета, подлежащие отражению на соответствующих балансовых счетах, ранее не признававшиеся таковыми в составе ОС и (или) отражавшиеся на забалансовом учете, признаются субъектом учета в составе ОС (отражаются в бухучете на соответствующих балансовых счетах) по их первоначальной стоимости.
В целях определения стоимости объектов ОС, признаваемых при первом применении Стандарта (их первоначальной стоимости) пунктом 58 СГС «Основные средства» предусмотрены упрощенные, единообразно применяемые правила определения стоимостных оценок объектов недвижимости (зданий, сооружений), которые до даты первого применения Стандарта не учитывались в составе основных средств.
Указанными правилами предусмотрено отражение объектов основных средств, признаваемых при первом применении Стандарта, на соответствующих балансовых счетах:
• по их кадастровой стоимости на дату первого применения Стандарта (при ее наличии);
• при отсутствии кадастровой стоимости на дату применения:
а) по ранее сформированным оценкам (по балансовой стоимости неотделимых улучшений в используемые объекты недвижимости, сформированной на дату первого применения настоящего Стандарта);
б) в случае, если балансовая стоимость объекта до первого применения не была сформирована, в условной оценке — 1 объект, 1 рубль.
Отражение объектов в условных оценках (либо в оценках, не соответствующих актуальным кадастровым оценкам) осуществляется до получения в ходе применения Стандарта актуальных кадастровых оценок по объектам недвижимого имущества, признанным при первом применении Стандарта — объектам, вовлеченным в хозяйственный оборот на условиях постоянного пользования и (или) пользования в целях выкупа (приобретения (лизинга).
В настоящее время актуальные кадастровые оценки объектов недвижимости, определенные на дату первого применения Стандарта, отсутствуют.
При этом Стандарт не содержит положений, устанавливающих (ограничивающих) период, в течение которого субъекту учета необходимо осуществить мероприятия по проведению государственной кадастровой оценки (пересмотру и оспариванию ее результатов).
При этом Федеральным законом N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, предусмотрен переходный период с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.
Учитывая изложенное, по объектам недвижимого имущества, признаваемым при первом применении Стандарта на соответствующих счетах балансового учета, субъектам учета необходимо в течение 2018 — 2020 годов осуществить мероприятия по определению их актуальных кадастровых оценок.
Субъекту учета (главному распорядителю средств бюджета, учредителю) при планировании бюджетных ассигнований (плановых назначений) по расходам за счет средств бюджета (учреждения) необходимо учитывать изменения балансовых стоимостей объектов недвижимого имущества, отраженных при первом применении Стандарта, до их актуальных кадастровых стоимостей.
Особенности первичного отражения в бухучете на соответствующих балансовых счетах объектов ОС (недвижимости), признаваемых при первом применении Стандарта, по которым до 1 января 2018 года на балансовых счетах в составе объектов ОС (на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 101 00 000) учтены неотделимые улучшения в объекты недвижимости, определены абзацами вторым — четвертым пункта 58 Переходных положений Стандарта.
При пересмотре стоимости указанных объектов недвижимости до их актуальной кадастровой стоимости (при наличии) на дату пересмотра стоимости в бухгалтерском учете отражается:
• списание накопленной на дату пересмотра стоимости объектов недвижимости амортизации (в уменьшении стоимости объекта, в отношении которого пересматривается стоимость до актуальной кадастровой оценки (в уменьшении объектов учета основных средств в виде неотделимых улучшений в объекты недвижимости);
• увеличение стоимости объекта недвижимости (на счетах 0 101 10 000) до актуальной кадастровой стоимости (на разницу стоимости объекта, сформированной на дату первого применения Стандарта (на 01.01.2018), уменьшенной на накопленную амортизацию (по состоянию на дату пересмотра стоимости).
При этом сформированная стоимость объектов недвижимости, пересмотренная до актуальных кадастровых оценок активов, признается балансовой стоимостью с дальнейшим начислением амортизации.
Согласно абзацу четвертому пункта 58 Переходных положений Стандарта дальнейшее начисление амортизации по таким объектам недвижимости осуществляется исходя из пересмотренной балансовой стоимости и пересмотренного срока полезного использования.
При этом пересмотр срока полезного использования указанных объектов недвижимости осуществляется по решению комиссии по поступлению и выбытию активов с учетом положений подпункта «б» пункта 41 раздела «VI. Амортизация объекта основных средств» Стандарта — с момента пересмотра стоимости объектов недвижимости до актуальной кадастровой оценки начисляется амортизация на оставшийся срок полезного использования по той же расчетной норме амортизации, что и до момента пересмотра стоимости (по норме, которая была определена для объектов ОС в виде неотделимых улучшений в объекты недвижимости).
Согласно пунктам 15, 19 СГС «Основные средства» балансовая стоимость ОС, являющихся объектами недвижимости (соответствующих критериям активов), используемых субъектом учета на праве оперативного управления, полученных (созданных) за счет средств бюджетов (средств бюджетных (автономных) учреждений), является их первоначальная стоимость, определенная в сумме фактически произведенных капитальных вложений с учетом последующих изменений в результате достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), замещения (частичной замены в рамках капитального ремонта в целях реконструкции, технического перевооружения, модернизации) объекта или его составной части, а также переоценки объектов ОС.
Таким образом, в отношении объектов недвижимости, признанных в составе основных средств балансовыми объектами учета до первого применения СГС «Основные средства» и соответствующих критериям активов, предусмотренным пунктом 8 указанного Стандарта — способных обеспечивать выполнение балансодержателями возложенных на него полномочий (функций), осуществление выполнения работ, услуг, по которым стоимостные оценки определены до первого применения Стандарта, порядок осуществления балансового учета (определения стоимости для целей исчисления налога на имущество организаций) не изменился.
Вместе с тем в связи с изменением состава групп ОС, формируемых аналитику синтетического счета (0 101 0X 000), отдельные объекты ОС, отраженные на балансовых счетах учета до 1 января 2018 года, необходимо перевести в иную учетную группу ОС без изменения их балансовых оценок и без изменения сумм накопленных амортизаций.
Например, объекты недвижимости, учтенные до 1 января 2018 года на счетах 0 101 13 000 «Сооружения — недвижимое имущество учреждения», необходимо перевести на учет по счету 0 101 12 000 «Нежилые помещения (здания и сооружения) — недвижимое имущество учреждения». Перевод объектов ОС в бюджетном (бухгалтерском) учете при первом применении Стандарта (по состоянию на 1 января 2018 года) в иную группу ОС либо в иную категорию объектов бухучета, а также отражение на балансовых счетах вновь признаваемых при первом применении объектов (активов) осуществляется в межотчетный период с использованием счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), сформированной на основании данных Инвентаризации объектов ОС, проведенной субъектом учета в порядке, установленном им в рамках учетной политики. При формировании бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений за 2018 год порядок учета объектов ОС не меняется.
Счета бюджетного учета в 2018 году
Отчетность бюджетных организаций всегда привлекает к себе особо пристальное внимание, ведь эти организации расходуют средства, формируемые рядовыми гражданами. Именно поэтому, очень важно, что бы отчетность была отображена правильно и в достаточном объеме. В этом тексте вы найдете краткую инструкцию по составлению отчетности для бюджетных организаций, сможете скачать Единый план счетов бухучета в последней редакции и изучить последние изменения внесенные в него.
Изменения Плана Счетов необходимо учитывать при формировании отчетности за 2018 г.
Для правильного отображения состояния финансовых, нефинансовых активов и обязательств различных бюджетных организаций и субъектов в Российской Федерации, необходимо использование Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных учреждений (далее – План счетов). Однако бухгалтера нередко сталкиваются с проблемами в применении Плана счетов, с поиском его актуальной редакции, с расшифровкой самих счетов. В данной статье вы найдете краткую инструкцию по применению Плана счетов, обзор последних изменений в этот план и сможете скачать План счетов бухгалтерского учета в России 2018 года.
Прежде чем начать непосредственное рассмотрение Инструкции по применению Плана счетов (далее — Инструкции), давайте разберемся, что же это такое и для чего он нужен.
План счетов применяют различные субъекты учета: Главные распорядители бюджетных средств; Распорядители бюджетных средств; Получатели бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств представлены органами: Государственной власти (государственными органами); либо Местного самоуправления.
Единый план счетов используют для осуществления упорядоченного сбора, проведения регистрации и представления информации в обобщенном виде, а также осуществления учета основных средств в бюджетных учреждениях в 2018 году.
Под информацией следует понимать состояние финансовых, нефинансовых активов и обязательств, отображенных в денежном выражении, относящихся к субъектам, подпадающих под сферу применения данного Плана счетов, а также все операции, которые имеют влияние на отображение вышеуказанных активов и обязательств и результаты, которые были получены после осуществления операций (далее – объект учета).
План счетов состоит из номеров и наименований синтетических счетов:
• Счетов первого порядка – синтетических кодов счетов (содержат информацию в денежном измерении);
• Аналитических кодов синтетических счетов.
Государственные органы, органы местного самоуправления и иные организации, учреждения и юридические лица, чья деятельность связана с бюджетными средствами (далее — субъекты) имеют право, при необходимости и с учетом положений Инструкции, вводить дополнительные аналитические коды синтетических счетов или (и) забалансовые счета.
Российские учетные процедуры постепенно приходят к международным требованиям. Структура счетов бюджетного учета каждый год меняется. Изменения затрагивают расширение разрядности счета. В течение 2018 г. ожидаются масштабные изменения по нефинансовым активам. Счет бюджетного учета разделен на два диапазона: 1-4 разряды — коды раздела и подраздела расходов бюджета (указанный диапазон необходим для формировании остатков на начало года); 5-17 разряды (нужны для отражения целевого назначения средств). Учреждения применяют нулевые значения в указанном диапазоне. Такое количество разрядов переводит организацию бюджетного учета с бумажных носителей на электронные. Потребуется полноценное программное обеспечение для ведения бюджетного учета. Несмотря на компьютеризацию, при изменении структуры счетов, бухгалтер по старинке распечатывает сравнительные таблицы (взяты с сайта Минфина России). Это необходимо, чтобы своевременно планировать и вносить все необходимые корректировки.
Бухгалтерский учет должен вестись теми субъектами, которые осуществляют кассовое обслуживание в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона «О бухгалтерском учете», Инструкции и другими регулятивными актами касающимися бухгалтерского учета.
При ведении бухгалтерского учета, необходимо учитывать:
• Начисление результатов операций происходит по факту их совершения, вне зависимости от получения или начисления денежных средств при расчетах;
• Ведение бухгалтерского учета производится непрерывно. Предполагается, что деятельность субъекта учета будет осуществляться на протяжении неопределенного времени;
• Бухгалтерский учет основывается на первичных учетных документах, прием которых предполагает их корректное заполнение ответственным лицом;
• При формировании отчетности бухгалтерского учета, необходимо учитывать существенность фактов хозяйственной жизни субъекта учета, которые оказывают или могут оказать влияние на изменение объекта учета в определенный отчетный период;
• Информация относительно объекта учета, которая отражается на различных счетах, в том числе забалансовых, должна быть максимально полной, учитывая существенность ее влияния на финансовые решения субъекта учета и затрат на ее формирование;
• Информация об объекте учета, сформированная субъектом учета на соответствующих счетах и предназначенная для внешних пользователей (публикация в СМИ), должна сопровождаться аналитическим учетом, в объеме показателей, предусмотренных законодательством РФ;
• Данные и отчетность, формируемые муниципальным учреждением, должны быть сопоставимы между собой, не зависимо от типа учреждения или финансового периода деятельности;
• Рабочий план счетов и требования, предъявляемые к структуре аналитического учета, которые были утверждены субъектом учета для формирования учетной политики, имеют непрерывный цикл применения и могут изменяться в случае необходимости в сопоставлении данных бухгалтерского учета и отчетности за конкретный период;
• При формировании бухгалтерского учета, предполагается, что отражаемая информация является правдивой, то есть такой, которая не имеет существенных ошибок и искажений. В данном случае, термин «существенная ошибка или искажение» должен использоваться в следующей трактовке: информация, пропуск которой может повлиять на экономические решения учредителей или других пользователей информации, которые принимают данные решения, основываясь на полученном отчете;
• Имущество, являющееся собственностью муниципального учреждения, учитывается обособлено от иного имущества, которое находится у муниципального учреждения по праву пользования или распоряжения (в управлении, на хранении);
• В отдельности от иных объектов учета, учитываются обязательства, которые покрываются имуществом учреждения, находящимся у него на праве оперативного управления.
В содержание бюджетного Плана счетов бухгалтерского учета 2018 входит 5 разделов. Группировка данных разделов происходит по принципу их экономического содержания. Это сделано для отражения наиболее достоверной финансовой информации в отчетах, а также показателей, необходимых для формирования бюджетной сметы и государственного задания.
При составлении отчетности за 2018 г., бухгалтеры должны обеспечить приведение Плана счетов в соответствие с Приказом № 209н. Указанным изменениям соответствует корректировка Плана счетов, предусмотренная приложением № 6 к Приказу № 209н.
В План счетов введены новые счета:
• 0 210 10 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным» с аналитическими счетами, отражающими увеличение (уменьшение) дебиторской задолженности по НДС по авансам уплаченным;
• забалансовый 42 «Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями»
Уточнены названия забалансовых счетов:
• счет 17 теперь называется «Поступления денежных средств»;
• счет 18 — «Выбытия денежных средств».
Введен забалансовый счет 40 «Активы в управляющих компаниях».
Те государственные учреждения, которые в течение 2018 года по дебету счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами»:
• списывали суммы начисленных неустоек;
• отражало уменьшение доходов.
столкнутся с изменениями в приказе Минфина России № 89н «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ», утвержденные приказом Минфина России № 65н.
Также добавлена подстатья 174 «Выпадающие доходы». Она предназначена для учета уменьшения (списания) суммы начисленных доходов, в том числе неустоек. План счетов дополнен Приказом № 209н счетом аналитического учета 0 401 10 174 «Выпадающие доходы».
Уменьшение ранее обоснованно начисленных доходов по дебету счета 0 401 10 174 необходимо проводить в корреспонденции со счетами: 0 205 00 000 «Расчеты по доходам»; 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Перепроводить все операции с начала года в целях формирования отчетности за 2018 год не нужно. Достаточно перенести соответствующие суммы в дебет счета 0 401 10 174 в конце года одной проводкой.
Забалансовые счета бюджетного учета в 2018 году
На забалансовых счетах учреждения учитывают ценности, которые не закреплены за ними на праве оперативного управления, временно находящиеся в учреждении и не принадлежащие ему, а также бланки строгой отчетности. В статье рассмотрим учет на всех счетах.
В Инструкции № 157н предусмотрен 31 забалансовый счет. Инструкция не ограничивает права учреждения по применению своих дополнительных счетов. Нарушения в учете по забалансовым счетам искажают отчетность, что грозит штрафами.
Перечень стандартных забалансовых счетов утвержден приказом Минфина России № 157н. Предусматривается ведение учета с использованием 31-го забалансового счета: под номерами от 1 до 27, а также 30, 31, 40 и 42.
Ко всем забалансовым счетам применяется простая схема ведения учета, то есть приход отражается только по дебету, а расход — по кредиту, без корреспонденций.
Данные по забалансовым счетам не требуют обязательного отражения в журналах операций и в Главной книге.
Все материальные ценности, а также иные активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, инвентаризируются в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.
Учет имущества осуществляется на 14-ти забалансовых счетах 01,02,05,06,07,09,12,13,21,22,24,25,26,27:
Счет 01 «Имущество, полученное в пользование». Постановка на учет имущества осуществляется на основании акта приема-передачи или другого документа, который подтверждает получение имущества и прав на него. Имущество необходимо отражать по стоимости, указанной в акте приема-передачи. Учет ведется в разрезе арендодателей (собственников) по каждому объекту имущества. В карточке количественно-суммового учета объект должен отражаться под инвентарным номером, который присвоен объекту собственником.
Счет 02 «Материальные ценности, принимаемые на хранение». Материальные ценности учитываются на основании первичного документа, который подтверждает их получение: акта приема-передачи, договора и др. Объекты отражаются по стоимости, указанной в первичном документе. Если учреждение оформило акт в одностороннем порядке — по условной оценке: один объект — 1 рубль. В карточке количественно-суммового учета объект должен отражаться в разрезе владельцев (заказчиков), по видам, сортам и местам хранения.
Счет 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению». Учет на счете ведут учреждения — заказчики снабжения. Материальные ценности отражают на основании документов, которые подтверждают отгрузку грузополучателю в сумме выплат на их приобретение. Учет ведется в Книге учета материальных ценностей по каждому грузополучателю и виду ценностей.
Счет 06 «Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности». Задолженность принимается к учету в размере суммы расходов для восстановления или приобретения аналогичного имущества. Учет ведется в Карточке учета средств и расчетов по видам поступлений, каждому учащемуся и виду ценностей.
Счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры». На счет имущество принимается:
— по условной оценке — полученные награды, призы, кубки, знамена;
— по стоимости приобретения — ценные подарки, сувениры и материальные ценности, приобретаемые для вручения (награждения). Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета по материально ответственным лицам, местам хранения и каждому предмету.
Счет 09 «Запасные части к транспортным средствам». К забалансовому учету запчасти принимаются в момент списания их с баланса для ремонта транспорта, и учитываются в течение периода эксплуатации в составе транспортного средства. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета по лицам, которые получили запчасти, по транспортным средствам и по видам запчастей и их количеству.
Счет 12 «Спецоборудование для выполнения НИР по договорам заказчиками». Оборудование учитывается по стоимости, которую указал заказчик в первичных документах на передачу. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе тем работ, ответственных лиц, мест хранения, по виду оборудования и количеству.
Счет 13 «Экспериментальные устройства». На учет объекты принимаются по стоимости, которая отнесена на увеличение затрат по НИОКР. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе ответственных лиц, мест хранения по видам ценностей, их количеству и стоимости.
Счет 21 «ОС стоимостью до 3000 рублей включительно в эксплуатации». Постановка на учет осуществляется на основании первичного документа при передаче объекта ОС стоимостью до 3000 руб. в эксплуатацию, исключение составляют объекты недвижимости и библиотечного фонда. Учет ведется по стоимости, которую установили в учетной политике: по условной оценке — 1 руб. за один объект или по балансовой стоимости. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе объектов ОС и центров материальной ответственности. Со счета объекты списываются только по решению комиссии на основании акта приема-передачи, акта о списании.
Счет 22 «Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению». На учет ставится имущество, которое поступило по централизованному снабжению, до момента получения Извещения (ф. 0504805) и копий документов поставщика.
Счета 24 «Имущество, переданное в доверительное управление», 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» и 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование». Постановка на учет имущества осуществляется на основании акта приема-передачи, по стоимости, указанной в акте. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе управляющих или пользователей, мест их нахождения, по видам имущества в структуре групп: недвижимое имущество; особо ценное движимое имущество; иное движимое и
мущество; имущество — предметы лизинга; нефинансовые активы, составляющие казну.
Счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». К забалансовому учету объекты принимаются по балансовой стоимости на основании первичного документа. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе пользователей имущества, мест нахождения, по видам имущества, его количеству и стоимости.
Учет перечисленных активов осуществляется на забалансовых счетах 03,08, 23:
Счет 03 «Бланки строгой отчетности». Перечень БСО и порядок их оценки (по условной оценке — 1 руб. за один бланк или стоимости приобретения) устанавливается в учетной политике. Учет ведется в Книге по учету бланков строгой отчетности по каждому виду бланка в разрезе ответственных лиц и мест хранения. Бланки списываются на основании акта приема-передачи или акта о списании в случаях выдачи БСО, передачи другой организации или порчи, хищения, недостачи.
Счет 08 «Путевки неоплаченные». Путевки принимаются к учету при хранении в кассе по номинальной стоимости, указанной на бланке путевки или в условной оценке при отсутствии номинала. Учет ведется в Карточке количественно-суммового учета по ответственным лицам, местам хранения, видам путевок и стоимости.
Счет 23 «Периодические издания для пользования». Принятие к учету осуществляется по условной оценке. Аналитический учет ведется в Карточке количественно-суммового учета в разрезе каждого периодического издания. Списание объектов учета осуществляется по решению комиссии на основании акта.
Учет денег, расчетов и расчетных документов осуществляется с 14-го по 19-ый и 30-ом счетах забалансового учета:
Счет 14 «Расчетные документы, ожидающие исполнения» и счет 15 «Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете государственного (муниципального) учреждения)». Учет расчетных документов ведется в Карточке учета расчетных документов, ожидающих исполнения, в разрезе счетов по каждому документу.
Счет 16 «Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок». Учет ведите в Карточке учета средств и расчетов. Постановка на учет осуществляется на основании актов ревизий, проверок и других аналогичных документов. На счете 16 суммы переплаты пособий продолжают числиться до момента их полного погашения или списания. Если погашение или взыскание производится в течение нескольких месяцев, суммы, учтенные за балансом, также могут списываться постепенно.
Счет 17 «Поступления денежных средств» и счет 18 «Выбытия денежных средств». Счета в обязательном порядке открываются к балансовым счетам: 201.00 «Денежные средства учреждения», 210.03 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам» и 304.06 «Расчеты с прочими кредиторами» (в части денежных расчетов). Учет ведется в Многографной карточке или Карточке учета средств и расчетов в разрезе счетов учреждения, по видам выбытий и поступлений (в разрезе КОСГУ). По завершении года остатки по счетам на следующий год не переносятся. Таким образом, счета 17 и 18 должны быть закрыт по состоянию на 31 декабря отчетного года.
Счет 19 «Невыясненные поступления бюджета прошлых лет». Учет ведется по датам зачисления невыясненных поступлений и датам их уточнения.
Счет 30 «Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц». Аналитический учет по счету ведется в Многографной карточке и (или) в Карточке учета средств и расчетов в разрезе денежных обязательств по видам выплат средств бюджета или иным видам выплат.
Для учета дебиторской и кредиторской задолженности на забалансе предусмотрены два счета: счет 04Задолженность неплатежеспособных дебиторов» и счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».
На учете задолженность отражается в момент, когда комиссия по поступлению и выбытию активов примет решение о ее списании с баланса.
Учет задолженности ведется в Карточке учета средств и расчетов:
— по видам поступлений и должникам для дебиторской задолженности;
— в разрезе видов выплат и поступлений, и по кредиторам для кредиторской задолженности.
Со счета 04 долг списывается по решению комиссии (в случае смерти или ликвидации дебитора), при возобновлении процедуры взыскания задолженности или если на счет поступили деньги в погашение долга.
Учет обеспечений и гарантий осуществляется на счетах 10 и 11:
Счет 10 «Обеспечение исполнения обязательств». Обеспечения принимаются к учету по первичным документам в сумме обязательства, по которому получено обеспечение. Учет ведется в Многографной карточке в разрезе обязательств по видам имущества (обеспечения), его количеству, местам хранения и обязательствам, в обеспечение которых поступило имущество. Обеспечение списываются в случае исполнения обязательств.
Счет 11 «Государственные муниципальные гарантии». Учет ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе субъектов гражданских прав и обязательств, по которым предоставлены гарантии, по видам и сумме гарантии. Суммы обеспечений списываются со счета, когда исполнены обязательства, в отношении которых предоставлена гарантия.
Учет финансовых вложений:
Счет 31 «Акции по номинальной стоимости». Учет ведет орган с полномочиями акционера или другой уполномоченный орган. На забалансовый учет акции ставятся одновременно с отражением на счете 204.30 «Акции и иные формы участия в капитале». Учет ведется в Реестре учета ценных бумаг.
Счет 40 «Активы в управляющих компаниях». На забалансе учитываются активы, которые числятся на счете 204.51 «Активы в управляющих компаниях». Стоимость имущества корректируется на отчетную дату. Учет ведется по группам и видам нефинансовых, финансовых активов.
Счет 42 «Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями». Принятие к учету происходит по данным о перечислении средств или передаче активов. Списание вложений с забаланса происходит по окончании работ и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства. Аналитический учет по счету ведется в разрезе получателей средств.
Минфин оставил за бюджетными учреждениями право вводить дополнительные забалансовые счета необходимые для сбора информации и контроля за имуществом. Для этого достаточно закрепить порядок учета на забалансовых счетах в учетной политике. Но следует учесть, что нумерация дополнительных забалансовых счетов не должна конфликтовать с нумерацией счетов, присваиваемых Минфином. Для этого дополнительным забалансовым счетам лучше всего присваивать трехзначный или буквенный код (например, 100, 101, ТР и т.п.).
Учет бюджетных обязательств в 2018 году
Чтобы оплатить расходы, казенные учреждения принимают и исполняют бюджетные и денежные обязательства. Такие операции относят к санкционированию расходов бюджета. О том, как учитывать бюджетные обязательства — читайте в статье.
Бюджетные обязательства — расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Делают это, чтобы проконтролировать целевое и эффективное использование бюджетных средств.
Санкционирование расходов бюджета проходит четыре этапа: