Отчетность по рсбу в банках

Перечень основных инструкций по бюджетному учету

Не каждый бухгалтер, работающий в коммерческой организации, сможет мгновенно перестроиться на работу в системе бюджетного учета. Он ведется по правилам, отличным от предписанных предприятиям коммерческого сектора и некоммерческим организациям.

Связано это различие с особенностью правового статуса таких учреждений. Их учредителями являются или органы государственной власти любого уровня, или муниципальные органы, или же министерства и ведомства федерального уровня. Организации эти являются получателями государственных средств, распределяемых в виде субсидий или сметного финансирования, контроль за расходованием которых гораздо строже, чем в частном секторе экономики.

Поэтому и нормативные акты, регулирующие эту сферу, отличаются от аналогичных, разработанных для предпринимательства. На 2018 год вступают в силу изменения, которые существенно повлияют на работу бухгалтера.

С точки зрения методологии основным отличием двух систем учета является План счетов. Вторым после наименований и нумерации счетов важным отличием бюджетного учета от бухгалтерского является порядок формирования и сдачи форм отчетности. Она предоставляется не только в налоговые органы, но и учредителю организации.

Основные понятия

Основными документами, регулирующими бюджетный учет, являются инструкции, выпускаемые Минфином, который регламентирует и бухгалтерский учет. Они носят как общий, так и частный характер, относясь к деятельности только одного типа учреждений.

Бюджетные учреждения делятся на три основные группы – бюджетные, автономные и казенные.

Для каждой из групп разработан собственный план счетов, отражающий различия в специфике их деятельности и ее регулированию.

  1. Бюджетные учреждения создаются в сфере науки, образования, культуры. Их финансирование осуществляется из бюджета учредителя, доходами они распоряжаются самостоятельно.
  2. Казенные учреждения работают в сфере производства и науки, выполняют отдельные государственные функции или госуслуги, финансируются из бюджета на основании утвержденной сметы, их деятельность связана с использованием основных средств, они имеют собственные доходы, что рождает потребность в специфическом регулировании их финансово-бюджетной дисциплины.
  3. Автономные организации создаются, в основном, в сфере социальной поддержки населения, науки, образования, спорта и других сферах, связанных с оказанием услуг гражданам. Их финансирование осуществляется также из бюджета учредителя, доходами они распоряжаются самостоятельно. Их отличием является то, что расчетные счета они могут открывать в коммерческих банках, а не только в Федеральном казначействе.

Основной особенностью всех типов является то, что своим имуществом они пользуются на основе права оперативного управления, финансирование получают от учредителя или напрямую из бюджета, что порождает особые требования к отчетности.

Для понимания требований к составлению и сдаче отчетности, бухгалтер должен знать классификацию субъектов бюджетного учета. В этом механизме задействовано три группы субъектов:

  • получатели средств (учреждения);
  • распорядители средств (учредители или региональные органы власти, направляющие средства их получателям);
  • главный распорядитель средств (как правило, федеральное министерство при распределении средств между автономными организациями).

Получатель средств отчитывается перед распорядителями путем составления отчетности, практически аналогичной той, которая направляется в налоговые органы.

Регулирующие документы

Единый, общий для всех групп этого типа юридических лиц, План счетов бюджетного учета можно найти в Инструкции №157н. За 2018 год она претерпела серьезные изменения.

Важным изменением стали корректировки в наименованиях многих счетов, например, счет 10407 «Амортизация библиотечного фонда» переименовали в «Амортизация биологических ресурсов», счет 10707 «Библиотечный фонд» — «Биологические ресурсы». На основании Единого плана счетов разрабатываются алогичные планы для каждого из типов бюджетных организаций.

Ввели новые счета, например, 10429 «Амортизация нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения», 10449 «Амортизация прав пользования непроизведенными активами».

Утратили силу счета 10540 «Материальные запасы — предметы лизинга», 10240 «Нематериальные активы — предметы лизинга», 10740 «Предметы лизинга в пути», 10990 «Издержки обращения».

Номенклатуру счетов конкретно для бюджетных учреждений регулирует Инструкция №174н, ею вводится Единый план счетов и порядок его применения, она также как и 157н серьезно изменялась дважды, теми же приказами Минфина.

Инструкция №162н регулирует правила применения специального Плана счетов для казенных предприятий. Инструкция №183н разработана специально для автономных учреждений с их особенностями ведения деятельности, связанные с достаточно широкими возможностями распоряжения средствами.

Порядок предоставления отчетности регламентируется Инструкцией №33н. Она определяет права учредителя, которому в обязательном порядке предоставляется отчетность, способ ее получения – в бумажном виде или в электронном, посредством предоставления отчетности на электронных носителях непосредственно учредителю или же с направлением ее по телекоммуникационным каналам связи.

Вместе с годовой отчетность необходимо предоставлять информацию о ее утверждении наблюдательным советом автономной организации.

Порядок применения бюджетной классификации можно найти в Инструкции №65н. Подробнее обо всех изменениях можно найти в тексте Приказа Минфина России от 31.03.2018 №64н.

Инструкция №191н вводит требования по предоставлению отчетности об исполнении бюджетов. Это особая форма отчетности, только одних форм баланса предлагается 6 видов. Выбор формы зависит от того, получателем, распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств является организация.

И, наконец, Инструкция №148н регулирует общие вопросы ведения бюджетного учета. Она регулирует правила отражения каждой хозяйственной операции,

Для любого бухгалтера бюджетного учреждения одним из самых важных областей применений правил бюджетного учета будет отражение в нем расчетов с разными группами дебиторов и кредиторов.

С подотчетными лицами

Строгий контроль за всеми видами расходования средств распространяется и на расчеты с подотчетными лицами. До сих пор действует требование об оформлении расходных кассовых ордеров при выдаче наличных денег. Отчитываются сотрудники по авансовому отчету с оправдательными документами (для коммерческих организаций эти особенности документооборота уже отменены). Учитываются расчеты на синтетическом счете 020800000, имеющем большое количество аналитических счетов.

Если в коммерческих организациях недосдача является частным делом, то в учреждении – это нарушение бюджетной дисциплины. Недосдачи в понимании законодателя при разработке формулировок этой статьи бывают разного характера в зависимости от актива и причин его утраты:

  • движимого имущества;
  • денежных средств;
  • в результате недобросовестных действий контрагентов;
  • в виде судебных издержек.

Расчеты по этим видам недосдач отражаются по счету 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам». Здесь, согласно нормам п. 220 Инструкции №157н, учитываются не только недосдачи, но и хищения, своевременно невозвращенные денежные средства, выданные по авансовому отчету, невозвращенные контрагентами авансовые платежи по расторгнутым государственным контрактам, по суммам судебных издержек.

Для всех видов учреждений их учредителем будет орган власти или определенное министерство. Оно наделяет учреждение имуществом. Расчеты с учредителем являются одним из основных видов расчетов и их неточное или несвоевременное проведение и отражение в учете может привести к применению в отношении уполномоченных лиц мер ответственности. Операции отражаются или ежегодно или перед преобразованием организации в другую форму.

Отражаются они на счете 021006000. В обязательном порядке на этом счете отражается переданное организации учредителем имущество, которым она не может распоряжаться самостоятельно, но пользуется поступающими от него доходами. К такому имущество относится недвижимость и другие дорогостоящие основные средства. Также здесь отражается так называемое «особо ценное движимое имущество» (термин введен одной из инструкций), которое организация приобрела самостоятельно, за счет доходов от своей деятельности.

С прочими дебиторами

Этот вид расчетов отражается на синтетическом счету 021005000 «Расчет с дебиторами по доходам» и сопутствующих ему аналитических счетах. На этом же счету учитываются переплаты по налогам. Следует учитывать, что большинство расходов должно быть санкционировано учредителем или в виде утверждения сметы, или в виде предоставления разрешения на совершение конкретной расходной операции.

На субсчете 020502000 отражаются доходы от собственности, на 020503000 – доходы от реализации. Все операции дополнительно отражаются в журналах, которые ведутся по установленным формам.

Таким образом, все правила, регулирующие учет в бюджетных организациях существенно отличаются от правил РСБУ, кроме того, они претерпели ряд структурных изменений, связанных с изменением бюджетной классификации и усилением роли электронного документооборота в отношениях между государственными органами.

Бухгалтеру для того, чтобы ориентироваться во всех этих изменениях, нужно посвятить время изучению инструкций. В этом случае учет будет вестись в соответствии с новыми правилами и не возникнет проблем, связанных со сдачей отчетности.

РСБУ и МСФО: порядок определения, признания и оценки основных средств

В условиях масштабной интеграции мировых рынков все большему количеству российских компаний необходимо представлять финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). Цель реформирования системы бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности (МСФО / IFRS). На сегодняшний день многие предприятия нуждаются в дополнительных инвестициях, которые могут быть получены за счет средств иностранных инвесторов, поэтому данные бухгалтерского учета должны в полной мере раскрывать информацию для всех пользователей. Для этого предприятиям, которые планируют выход на международные рынки, следует привести существующую методику бухгалтерского учета в соответствие с требованиями международных стандартов финансовой отчетности.

Благодаря усилиям Минфина, российский бухгалтерский учет сделал резкий рывок в сторону МСФО, то есть были подготовлены нормативные документы, которые сближают отечественный учет с международными стандартами.

Например, для российских компаний, в которые может входить сотни филиалов, ведение параллельного учета по российским и международным стандартам учета очень трудоемко. Таким образом, трансформировать консолидированную финансовую отчетность более рационально, но и здесь есть свои нюансы. Различия в правилах учета некоторых активов, в том числе основных средств по РСБУ и МСФО, неизбежно приводят к проблемам при трансформации отчетности компании в соответствие международными стандартами.

Другие публикации:  Александров независимая экспертиза

Поэтому трансформация российской бухгалтерской отчетности в международный формат достаточно сложный процесс, который требует высокого профессионализма от бухгалтерского персонала.

ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПО РСБУ И МСФО

1.1. Учет основных средств ПБУ 6/01

Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств установлен следующими документами:

  • ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;
  • Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Имущество может быть квалифицировано как основное средство, если:

  • актив «предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату»;
  • срок его службы больше одного года;
  • организация не собирается это имущество перепродавать;
  • актив может приносить доход [4].

Приобрести имущество в качестве основного средства организация может несколькими способами. Например, она может его купить, получить в виде вклада в уставный капитал либо в качестве подарка. Кроме того, организация может изготовить объект основных средств своими силами.
Сформированная первоначальная стоимость основных средств списывается со счета 08 в дебет счетов 01 «Основные средства» или 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Сальдо по счету 08 отражает величину капитальных вложений организации в незаконченные операции по приобретению основных средств. Оборудование, требующее монтажа, учитывается на счете 07 «Оборудование к установке».

Порядок начисления амортизации по основным средствам регулируется ПБУ 6/01. Под амортизацией в бухгалтерском учете понимают процесс ежемесячного перенесения части стоимости основного средства на затраты текущего периода (п. 17 ПБУ 6/01).

Способов начисления амортизации в бухгалтерском учете четыре (п. 18 ПБУ 6/01):

  • линейный;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Согласно ПБУ 6/01 переоценка — это не обязанность организации, а ее право. Порядок переоценки прописан в п. 15 ПБУ 6/01, п. п. 43 — 48 Методических указаний. Кроме того, он отражается в учетной политике организации [5].

Как правило, организации ликвидируют основные средства по двум причинам: имущество отслужило положенный срок либо оно безнадежно устарело.

1.2. Учет основных средств МСФО № 16

Учет основных средств по международным стандартам регламентируется МСФО 16 «Объекты имущества, машины и оборудование». Следует отметить, что к некоторым объектам основных средств не применяются положения МСФО 16, к ним относятся биологические активы, учитываемые в соответствии с МСФО 41 «Сельское хозяйство», и права на добычу полезных ископаемых (регулируются МСФО 6 «Разведка и оценка полезных ископаемых»).
Однако требования МСФО 16 распространяются на учет основных средств, используемых для развития и обеспечения ведения сельского хозяйства и разведки полезных ископаемых.

В соответствии с МСФО 16 активы могут быть приняты к учету в качестве объектов основных средств при выполнении трех основных условий:

  • Существует уверенность в том, что компания получит в будущем связанные с активом экономические выгоды. Надо отметить, что при этом будущие экономические выгоды не обязательно должны быть оценены в денежном выражении. К примеру, основные средства могут приобретаться для обеспечения безопасности компании или охраны окружающей среды. Выгодой от использования таких активов можно считать право компании продолжать свою деятельность.
  • Стоимость актива может быть достоверно оценена.
  • Объекты основных средств не потребляются в процессе производства, а переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции через амортизацию. На практике к основным средствам в соответствии с МСФО чаще всего относят активы, используемые в работе предприятия более одного года[3].

МСФО 16 не дает определения отдельного объекта основных средств. Таким образом, в конкретных ситуациях при принятии решения о признании актива объектом основных средств большую роль играет профессиональное суждение.

Основные средства в соответствии с МСФО 16 оцениваются по фактической себестоимости на момент приобретения или сооружения. Фактическая стоимость приобретенных основных средств состоит из покупной цены с учетом импортных таможенных пошлин, невозмещаемых налогов и затрат, необходимых для приведения объекта в рабочее состояние.

Фактическая стоимость созданных компанией объектов основных средств определяется с учетом всех затрат на проектирование, строительство (сборку), монтаж и доставку. Отнесение затрат на стоимость создаваемых основных средств прекращается, когда объект основных средств установлен на планируемом месте работы и используется по его прямому назначению. Поэтому затраты, связанные с использованием объекта или его перемещением, не должны включаться в балансовую стоимость объекта.

Амортизация объекта определяется исходя из его первоначальной стоимости за вычетом ликвидационной стоимости – величины поступлений, которые компания планирует получить за объект основных средств в момент его выбытия. Амортизация начисляется начиная с того месяца, когда стало возможным использование актива по назначению, и прекращается в момент выбытия или полной амортизации актива[1].

Амортизация в соответствии с МСФО 16 может начисляться с использованием одного из следующих методов:

  • линейная амортизация — если стоимость объекта равномерно потребляется в течение всего срока службы. Как правило, используется для зданий и сооружений;
  • метод уменьшаемого остатка — для объектов основных средств, которые в значительной степени подвержены моральному устареванию и особенно активно используются в первые годы службы;
  • начисление амортизации в зависимости от объемов производства. Как правило, применение этого метода амортизации оправданно для производственного оборудования, от использования которого напрямую зависят объемы производства компании.

Объекты основных средств перестают отражать в финансовой отчетности компании в случае выбытия активов (продажа, передача в лизинг, безвозмездная передача, списание) или прекращения поступления экономических выгод от использования. Доходы (убытки), возникающие при прекращении признания актива, отражаются в отчете о прибылях и убытках. Сумма дохода или убытка от выбытия объекта рассчитывается как разница между стоимостью продажи актива за вычетом расходов на продажу и его балансовой стоимостью.

Помимо IAS 16 при учете основных средств следует принимать во внимание и другие Стандарты:

  • IAS 17 «Аренда»;
  • IAS 20 «Учет государственных субсидий»;
  • IAS 21 «Влияние изменений валютных курсов»;
  • IAS 23 «Затраты по займам»;
  • IAS 36 «Обесценение активов», а также Разъяснение IFRIC 1 «Изменения в обязательствах по демонтажу и ликвидации основных средств, восстановлению окружающей среды и иных аналогичных обязательств» и др[2].

ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ МСФО №16 В РОССИИ

2.1. Отличия ПБУ 6/01 от МСФО №16

На современном этапе развития и гармонизации бухгалтерского учета и отчетности в мировом экономическом сообществе МСФО приобретают официальный статус во многих странах мира. Они служат критерием допуска компаний на внутренние и международные рынки капитала.
Российский бухгалтер до 90-х гг. XX в. был высококвалифицированным служащим, который предоставлял по строго регламентированным процедурам информацию, необходимую государству для национальной статистики и управления, которая никогда не предназначалась для использования финансовыми рынками, для целей корпоративного управления или защиты интересов инвесторов.

В условиях развития новой рыночной экономики России кардинальным образом меняются как пользователи информации, так и их потребности, что заставляет развиваться финансовую отчетность компаний, чтобы соответствовать этим переменам.
Одной из специфических проблем, с которыми сталкиваются многие хозяйствующие субъекты при переходе на МСФО, является учет основных средств.

В соответствии с МСФО 16 «Недвижимость, здания и оборудование» руководству компании разрешено самостоятельно определять сроки службы основных средств в зависимости от того, в течение какого периода времени предприятие собирается получать экономическую выгоду от их использования [6].

Хотя в ПБУ 6/01, посвященном учету основных средств, также прописано, что организация сама определяет срок их полезного использования, на практике для целей бухгалтерского учета продолжают применять нормы амортизации, прописанные в постановлении Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. И не всегда эти сроки являются реальными сроками экономического использования основных средств. Чаще всего они используются гораздо дольше.
В МСФО отсутствует понятие полностью самортизированных основных средств. То есть, если основное средство самортизировано, однако продолжает использоваться в производственном процессе, срок его службы должен быть пересмотрен, а прибыль пересчитана.
Возможна и обратная ситуация — эксплуатация объекта завершена, а он недоамортизирован. В этом случае также исправляется прибыль предыдущих периодов.
В российской практике такой подход отсутствует. В соответствии с ПБУ 6/01 амортизация может начисляться одним из четырех способов: линейным, уменьшающегося остатка, списания по сумме чисел лет срока полезного использования или пропорционально объему продукции. В МСФО 16 предусмотрены три метода, правда, их названия звучат немного по-другому: равномерного начисления, уменьшаемого остатка и метод суммы изделий (или единиц продукции)[1].
Стоит отметить, что в целях сближения бухгалтерского и налогового учета российскими предприятиями в основном используется линейный метод. Он же наиболее популярен и при составлении отчетности по МСФО, поскольку его проще всего применять при составлении периодических (например, ежемесячных) отчетов, предназначенных для внутреннего пользования.
Важным отличием МСФО от российских стандартов является то, что выбранный метод начисления амортизации может быть изменен. Например, при увеличении объема и номенклатуры выпускаемой продукции. При этом решение об изменении метода амортизации нужно обосновать в пояснительной записке к финансовой отчетности. ПБУ 6/01 не предполагает такой возможности.

Другие публикации:  Федеральный закон о прокуратуре российской федерации гарант

2.2. Возможные пути сближения РСБУ и МСФО

В соответствии с Приказом Минфина России от 24.12.2010 N 186н был внесен ряд изменений в ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, что устранило отдельные несоответствия с требованиями МСФО. В частности, изменен источник отражения переоценки в случае уменьшения стоимости основного средства. По новым правилам убыток от переоценки в этом случае относится на финансовый результат в качестве прочих расходов. Кроме того, согласно новым правилам переоценка подлежит отражению на конец отчетного года.

Между тем наиболее важные изменения в учете основных средств затронуты в проекте положения по учету основных средств, находящегося на рассмотрении в Минфине. На данный момент наибольшее различие с МСФО в учете основных средств состоит в порядке отражения результатов переоценки в учете и бухгалтерской отчетности. ПБУ 6/01 иллюстрируют методику, заключающуюся в том, что переоценке до текущей (восстановительной) стоимости подвергается первоначальная стоимость объектов, которая затем должна быть уменьшена на скорректированную с аналогичным коэффициентом амортизацию. По правилам МСФО переоценивается остаточная стоимость основных средств. Технически это приводит к тому, что в бухгалтерской (финансовой) отчетности активы отражаются по их реальной стоимости, которая соответствует информации, полученной от оценочных компаний. Предложенный в проекте ПБУ порядок отражения переоценки полностью соответствует международным требованиям и состоит в приведении стоимости основных средств, отражаемой в бухгалтерской отчетности, к их текущей рыночной стоимости. Проект стандарта «Учет основных средств» также предусматривает новые критерии признания основных средств, в частности, из них исключен стоимостный критерий — более 40 000 руб. за единицу. Сближению с МСФО будет способствовать и положение проекта ПБУ о включении в первоначальную стоимость объектов основных средств затрат на демонтаж и ликвидацию объекта основных средств и восстановление окружающей среды на занимаемом земельном участке. Одновременно в учете должно быть признано соответствующее оценочное обязательство (резерв).

Новым шагом к сближению с МСФО является возможность обесценения основных средств. Но в отличие от МСФО в проекте ПБУ предлагается дать компаниям право на проведение теста на обесценение (в порядке, определенном международными стандартами финансовой отчетности) и последующее отражение обесценения в бухгалтерской отчетности.
На примере условных предприятий рассмотрим различия учета основных средств по ПБУ 6/01 и МСФО №16.

Компания «Оазис» продает оборудование компании «Океан». Продажная цена оборудования составляет 500 тыс. руб., балансовая стоимость — 490 тыс., амортизация, начисленная за период эксплуатации оборудования, — 10 тыс. руб. Рыночная стоимость аналогичного оборудования на дату продажи составляет 580 тыс. руб. Условиями договора купли-продажи предусмотрено, что в течение следующего года компания «Оазис» имеет право в любой момент выкупить оборудование обратно по той же цене, по которой оборудование было продано ею с уплатой комиссии, которая устанавливается в размере рыночной процентной ставки по рублевым кредитам, равной 16%. Как эта сделка будет отражена в российском бухгалтерском учете компании «Оазис» и ее финансовой отчетности, составленной в соответствии с требованиями МСФО?
В бухгалтерском учете основанием для записей являются первичные документы.

Формально в рассматриваемом примере между компаниями «Оазис» и «Океан» был заключен договор купли-продажи, и оборудование было продано компании «Океан». Следовательно, в российском бухгалтерском учете компании «Оазис» вышеуказанное оборудование будет снято с учета и в связи с этим будут сделаны следующие записи:

1) Дебет 01-1 «Выбытие основных средств» Кредит 01 «Основные средства»
— 500 тыс. руб. — списана первоначальная стоимость оборудования;

2) Дебет 02 «Амортизация основных средств» Кредит 01-1 «Выбытие основных средств»
— 10 тыс. руб. — списана амортизация оборудования;

3) Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» Кредит 91-1-1 «Прочие доходы»
— 500 тыс. руб. — отражен доход от продажи оборудования;

4) Дебет 91-2-1 «Прочие операционные расходы» Кредит 01-1 «Выбытие основных средств»
— 490 тыс. руб. — списана остаточная стоимость оборудования;

5) Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит 99 «Прибыли и убытки»
— 10 тыс. руб. — списан финансовый результат от продажи оборудования.

При составлении финансовой отчетности согласно требованиям МСФО эта сделка будет отражена в финансовой отчетности компании «Оазис» совсем по-другому, а именно исходя из ее содержания, а не из формы.

По экономическому содержанию сделка представляет собой не договор купли-продажи с обязательным обратным выкупом, а договор получения финансирования на год в размере 500 тыс. руб. под залог оборудования с выплатой процентов в размере 80 тыс. руб. годовых (580 тыс. руб. — 500 тыс. руб.). Сумма процентов в размере 80 тыс. руб. как раз и составляет плату за финансирование с учетом рыночной процентной ставки 16% (500 тыс. руб. x 16% : 100%). При этом компания «Оазис» по существу сохранила контроль за использованием актива, и она имеет право его обратного выкупа. На момент заключения договора обе стороны, видимо, ожидали, что право обратного выкупа будет использовано, иначе компания «Оазис» вряд ли продала бы оборудование по цене ниже рыночной. Причем цена обратного выкупа заранее оговорена.
Таким образом, при составлении финансовой отчетности по МСФО в активе бухгалтерского баланса компании «Оазис» оборудование будет продолжать числиться по балансовой стоимости 490 тыс. руб. (500 тыс. руб. — 10 тыс. руб.). В пассиве бухгалтерского баланса компании «Оазис» будет показана кредиторская задолженность по полученному займу в размере 500 тыс. руб. По истечении года после подписания договора перед реализацией права выкупа кредиторская задолженность будет увеличена на сумму процентов в размере 80 тыс. руб. В отчете о прибылях и убытках компании «Оазис» не будет показан финансовый результат от продажи оборудования в размере 10 тыс. руб., однако будут отражены проценты, уплаченные за полученный кредит, в размере 80 тыс. руб [6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие основных средств в МСФО более узко, чем в российском учете. Фактически основные средства в МСФО делятся в зависимости от назначения активов и способа получения экономической выгоды на инвестиционную собственность, внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и собственно основные средства.
Учет основных средств в МСФО регулирует стандарт IAS 16 «Основные средства». Согласно определению, приведенному в IAS 16, основными средствами следует считать объекты, используемые в производстве и поставке товаров, работ, услуг либо в административных целях и которые предполагаются к использованию в течение более чем одного отчетного периода.

Помимо IAS 16 при учете основных средств следует принимать во внимание и другие Стандарты:

  • IAS 17 «Аренда»;
  • IAS 20 «Учет государственных субсидий»;
  • IAS 21 «Влияние изменений валютных курсов»;
  • IAS 23 «Затраты по займам»;
  • IAS 36 «Обесценение активов», а также Разъяснение IFRIC 1 «Изменения в обязательствах по демонтажу и ликвидации основных средств, восстановлению окружающей среды и иных аналогичных обязательств» и др.

IAS 16 не ограничивает объекты основных средств какой-либо минимальной стоимостной оценкой в отличие от ПБУ 6/01, которое допускает установление организациями в учетной политике лимита стоимости (не более 40 000 руб. за единицу), в пределах которого активы могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01).

Следует обратить внимание, что в МСФО критерий экономической выгоды при классификации активов применяется более жестко: активы, неспособные приносить экономическую выгоду, прямо или косвенно должны признаваться текущими расходами отчетного периода. ПБУ 6/01 также определяет будущую экономическую выгоду как один из критериев основных средств, однако списание объектов по данному признаку российскими компаниями не практикуется.
Понятие «основные средства» в российском учете является более широким. Объекты недвижимости, подлежащие сдаче в аренду, классифицируются в РСБУ как доходные вложения в материальные ценности. При этом правила их учета аналогичны правилам учета производственных основных средств.

Увеличение стоимости основных средств при переоценке отражается в капитале, а изменения справедливой стоимости инвестиционной недвижимости — в отчете о прибылях и убытках.
МСФО не основано на соблюдении законов и выполняет в основном просветительскую миссию, в отличие от российского учета. МСФО по своему значению возвышается над всеми национальными стандартами учета, так как имеет целью создание единых универсальных правил учета, позволяющих создать максимально полную и достоверную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Отчетность иностранного представительства

Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Бухгалтер (Бухгалтерское приложение)». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

План счетов 2018

Советуем прочитать наш материал План счетов, а эту статью разбиваем на темы:

План счетов 2018

До передачи Банку России указанных функций, регулирование деятельности некредитных финансовых организаций (профессиональных участников рынка ценных бумаг) осуществляла Финансовая служба по финансовым ранкам (ФСФР) и Федеральная служба страхового надзора (в части деятельности страховых организаций), а регламентация правил ведения бухгалтерского учета осуществлялась Министерством финансов РФ.

В рамках исполнения Банком России новых для себя функций разработан ряд новых нормативных актов в области ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Актуальный перечень указанных документов с пометками об их текущем статусе размещен на официальном сайте Банка России.

До назначения Банка России мегарегулятором финансового рынка, им осуществлялась регламентация порядка ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях. Таким образом, абсолютно логичным представлялось при разработке учетных правил для некредитных финансовых организаций использование Банком России уже накопившегося опыта построения бухгалтерского учета в банках и действующей для них нормативной базы.

По факту именно так и было сделано — для упрощения работы по консолидации информации по всем участникам финансового рынка Банк России в новых нормативных документах для некредитных организаций преимущественно использовал учетную модель кредитных организаций.

Во многом новые отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету для некредитных организаций идентичны соответствующим Положениям, распространяемых на кредитные организации. Однако, новые нормативные документы для некредитных финансовых организаций имеют ряд значительных новаторств, обусловленных внедрением в практику бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности Международных стандартов финансовой отчетности.

Отныне некредитные финансовые организации при ведении нового бухгалтерского учета и составлении отчетности по вопросам, не урегулированных нормативными актами Банка России, должны будут руководствоваться текстом Международных стандартов финансовой отчетности. Именно такая приписка содержится в Отраслевых стандартах бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций, утвержденных Банком России.

Если задавать вопрос об объеме изменений, которые вносит Банк России в порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности некредитными финансовыми организациями (далее – НФО), то кратко следует определить следующий масштаб нововведений:

1. План счетов НФО и отраслевые стандарты учета для НФО основаны на прямом применении Международных стандартов финансовой отчетности. Одним словом, НФО обязаны обеспечить не только составление отчетности в соответствии с МСФО, но и организовать особенный, так называемый международный учет. На сегодняшний день аналоги такого учета в российской практике абсолютно отсутствуют.

2. План счетов НФО (Положение 486-П) в значительной мере похож на План счетов для кредитный организаций (Положение 385-П) (схожие разделы, похожая нумерация балансовых счетов), но естественно, он имеет специальные отличия, призванные обеспечить детальный учет операций, характерных для разного рода НФО (страховые организации, инвестиционные компании, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании и др.). Для наиболее яркой, но довольно простой оценки масштаба новых изменений на уровне только плана счетов, мы можем сопоставить объем текста Приказа Минфина РФ N 94н и Положения Банка России N 486-П. Новый нормативный документ объемнее своего предшественника в 3,5 раза!

3. Значительно повышаются требования к ведению аналитического учета активов, обязательств и операций НФО. Например, на основе формы Отчета о финансовых результатов требования к раскрытию информации о составе доходов и расходов для Страховых организаций и Негосударственных пенсионных фондов повышаются с уровня 2-х страниц действующей основной формы №0710002 (Приказ Минфина РФ N 66н) до уровня более 100 страниц символов Отчета о финансовых результатах (Положение Банка России N 487-П).

Требования к раскрытию (детализации) информации касаются практически всех объектов учета. И если раньше уровень детализации применялся к бухгалтерскому учету, то теперь детализация информации является предметом бухгалтерской отчетности, а значит объектом постоянного наблюдения и контроля со стороны Банка России.

Даже по предварительной оценке можно понять, что объем изменений в бухгалтерском учете НФО может считаться революционным. Соответственно некредитным финансовым организациям в вопросе разработки методологии ведения нового учета (не имеющего аналога) придется особенно потрудиться. Помимо методологических проблем некредитным финансовым организациям предстоит решить еще один серьезный вопрос – вопрос автоматизации. К сожалению, на сегодняшний день, каких-либо серьезных предложений или готовых решений от компаний-разработчиков не поступает. А значит, ни методологи, ни разработчики программного обеспечения не смогут решить проблемы перехода на новый учет порознь. Работа должна обязательно проходить в тесном симбиозе методологов, аналитиков и программистов.

Первоначально планировалось, что некредитные организации перейдут на новые учетные требования. Однако Банк России проинформировал профессиональное сообщество о переносе начала применения нового плана счетов бухгалтерского учета и отраслевых стандартов бухгалтерского учета на 1 января 2018 года. По мнению Банка России перенос начала применения нового Плана счетов предоставит НФО возможность своевременной и детальной проработки методологических и технических аспектов внедрения новых учетных правил. При этом некредитным финансовым организациям предписано одновременно составлять два вида отчетности: в соответствии с правилами Министерства финансов РФ и в соответствии с новыми правилами Банка России, что обеспечит сопоставимость данных в отчетности за 2018 год. Как видим, Банк России понимает всю серьёзность и сложность проблемы перехода НФО на новые учетные правила. Сроки начала применения новых нормативных документов перенесены. Но время идет и «играет» оно не в пользу НФО. Проблемы по переходу на новый учет существуют, и решать их за руководителей и бухгалтеров НФО никто не будет.

Бюджетный план счетов 2018 года

В План счетов бюджетного учета казенных учреждений, который регламентирован Инструкциями №157н и 162н, внесены изменения. О новшествах и правилах формирования плана счетов бюджетного учета с пояснениями и проводками, читайте в статье.

С 8 декабря 2017 года приказом Минфина России от 31.10.2017 № 172н чиновники скорректировали План счетов бюджетного учета. План счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета казенных учреждений утверждены приказом № 162н. Рассмотрим основные изменения в Плане счетов.

Поправили название счетов:

• 204 32 «Участие в государственных (муниципальных) предприятиях»;
• 206 61 «Расчеты по авансовым платежам (перечислениям) по обязательным видам страхования»;
• 206 63 «Расчеты по авансам по пособиям, выплачиваемым организациями сектора государственного управления». Счет не используют для расчетов по пенсиям.

• 204 51 «Активы в управляющих компаниях»;
• 215 51 «Вложения в управляющие компании».

Обязательно отразите изменения в учетной политике на 2018 год. Там же сможете скачать готовый образец УП.

Ранее План счетов бюджетного учета также подвергался новшествам с 1 января 2017 года: к счету 502 00 добавили новые аналитические счета:

• 502 03 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
• 502 04 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
• 502 05 «Исполненные денежные обязательства».

Казначейство России применяет счета санкционирования в части кассового исполнения федерального бюджета. Это внесли приказом Минфина России № 209н.

План счетов бюджетного учета и Инструкция по применению плана счетов бюджетного учета № 162н содержит все необходимые пояснения и проводки для казенных учреждений. По ссылке ниже можете скачать План счетов бюджетного учета с пояснениями и проводками в действующей редакции со всеми изменениями для 2018 года.

Рабочий план счетов бюджетного учета обязательно включают в состав учетной политики учреждения. В нем указывают счета, которые применяет в учете учреждение, в том числе которые ввели самостоятельно.

Обязанность утвердить План счетов установлена в пункте 21 Инструкции № 157н. Рабочий план счетов составляйте на основе Плана счетов и Инструкции по его применению, утвержденных Минфином России для конкретного типа учреждения. Одновременно рабочий план счетов должен учитывать специфику деятельности учреждения.

План счетов состоит из пяти разделов:

1. Активы нефинансового типа. К ним относятся основные средства, нематериальные активы, имущество непроизводственного назначения (земля, ресурсы недр и пр.), материалы, затраты, износ.
2. Финансовые активы: денежные средства (касса, расчетный счет и т.д.), финансовые вложения в виде ценных бумаг, задолженность дебиторов, вложения в финансовые активы.
3. Обязательства: включают в себя различные виды кредиторской задолженности, в т.ч. платежи по налогам и взносам.
4. Финансовый результат: в данном разделе собраны счета для учета доходов, расходов и финансового результата.
5. Санкционирование расходов бюджета. Раздел 5 содержит счета для отражения ассигнований из бюджета, лимитов бюджетных обязательств, плановых доходов и расходов.

Планом счетов также предусмотрен 31 забалансовый счет для учета объектов казенных учреждений, которые не находятся в оперативном управлении. Например, арендованное имущество, НФА, поступившие на хранение или переработку, а также по централизованным закупкам и т. д.

Забалансовые счета используют по упрощенной системе: приход отражается по дебету, а выбытие – по кредиту, без корреспонденций. Также казенные учреждения могут создавать дополнительные забалансовые счета. Например, 29Т «Транспортные карты».

Проверьте в учетной политике наименования забалансовых счетов 17 и 18. Финансисты изложили их в новой редакции: «Поступление денежных средств» и «Выбытие денежных средств».

Счет 17 не применяйте для возвратов:

• расходов текущего финансового года учреждению;
• остатков неиспользованных субсидий и грантов прошлых лет в бюджет.

Операции по возвратам поступлений отражайте со знаком «минус» на забалансовом счете 17. А операции по возврату расходов, выплат источников финансирования дефицита бюджета (кроме денег) учитывайте со знаком «минус» на забалансовом счете 18. Учтите особенности, которые нужно отразить в разрядах счетов аналитического учета.

Единый План счетов 157н по бюджетному учету утвержден Инструкцией № 157н. Его используют все учреждения: казенные, бюджетные и автономные. Скачайте единый план счетов 157н по бюджетному учету в действующей редакции.

Типовые проводки для казенных учреждений утверждены в приложении 1 к Инструкции № 162н. В ней найдете корреспонденцию счетов бюджетного учета в учреждении, по санкционированию расходов бюджета ГРБС, ПБС, ГАИФДБ. А также проводки для финорганов.

Рассмотрим некоторые типовые проводки для казенных учреждений: