Школа успешного учителя
Активная методическая помощь педагогам
Аттестация на квалификационные категории: первая и высшая
Аттестация на квалификационные категории: первая и высшая
Добровольная аттестация для получения первой или высшей категории
Новый порядок аттестации педагогических работников был введен в действие с 1 января 2011 года.
Аттестация является важным инструментом развития профессионализма педагогических работников .
Смотреть: Что такое педагогическая аттестация
Аттестация на квалификационные категории: первая и высшая. Она имеет две цели:
1. Оценка уровня квалификации педагога для установления соответствия требованиям занимаемой должности и требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) на основе анализа их профессиональной деятельности.
2. Стимулирование повышения уровня квалификации педагогических работников, повышение эффективности и качества педагогического труда.
С 1 января 2011 года вступил в силу Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 года №209 и являющийся федеральным нормативным правовым актом прямого действия.
Смотреть : Порядок аттестации педагогического работника государственных и муниципальных образовательных учреждений
Смотреть : С 15 июня 2014 года приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 введен новый Порядок аттестации педагогических работников
В соответствии с требованиями нового порядка аттестации экспертные заключения и приложения к ним на работников общеобразовательных организаций и организаций дошкольного образования внесены изменения и дополнения.
Смотреть: Особенности экспертизы профессиональной деятельности педагога с учетом требований нового порядка аттестации
Смотреть : Методика оценки уровня квалификации педагогических работников
Смотреть : Банк заданий для проведения письменный квалификационных испытаний в форме решения педагогических ситуаций
Смотреть : Разъяснения по применению Порядка проведения аттестации педагогических работников
Смотреть : Аттестация педагогических работников ДОУ
Смотреть презентацию: Методика оценивания уровня квалификации педагогических работников на 1 и высшую категорию
Основное отличие действующего Порядка аттестации от предыдущего Положения – это наличие двух видов аттестации: с целью подтверждения соответствия занимаемой должности и с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационной категории.
Основанием для аттестации на 1 и высшую категорию является заявление педагогического работника.
Смотреть: Аттестационный лист
Смотреть : Форма заявления на аттестацию с приложением
Порядок аттестации не предусматривает никаких ограничений при подаче заявления для педагогических работников, изъявивших желание пройти процедуру аттестации. Успешность аттестации во многом зависит от аргументированности его заявления.
Смотреть : Новые подходы к аттестации
Добровольная аттестация проводится на основании заявления педагогического работника для установления соответствия его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям.
Кто имеет право пройти аттестацию
1. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:
- педагогические работники, не имеющий категорий;
- педагогические работники, имеющие первую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.
2. На заявление об аттестации для присвоения первой категории могут подать:
- педагогические работники, имеющие первую категорию — но не ранее, чем через 2 года после ее присвоения;
- педагогические работники, имеющие высшую категорию — если срок действия предыдущей «добровольной аттестации» подходит к концу.
Учителя, проработавшие в занимаемой должности менее 2 лет, беременные женщины и женщины, находящиеся в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет также имеют право подать заявление о добровольной аттестации.
Кто подает заявление об аттестации
Каждый учитель делает это самостоятельно. Законом не установлены централизованные сроки подачи заявлений и периоды проведения аттестации, поэтому педагогический работник может подать документы в любое время.
Учителям, уже имеющим категорию, рекомендуется подавать заявление не позже, чем за три месяца до истечения срока предыдущей добровольной аттестации. Это нужно для того, чтобы этот срок не истек во время рассмотрения заявления и прохождения аттестации.
Как подать документы на аттестацию
1. Учитель, решивший подать заявление , собирает пакет документов:
- заявление по установленной форме ( образец);
- ксерокопия аттестационного листа предыдущей аттестации (если она была);
- новый аттестационный лист, заполненный до 7 пункта включительно;
- портфолио своих профессиональных достижений (есть рекомендации по составлению), которое можно предоставить в аттестационную комиссию как в момент подачи заявления, так и в течение месяца после этого.
2. Пакет документов подается в аттестационную комиссию субъекта РФ — в столице эти функции выполняет Московский центр образовательного права, находящийся по адресу ул. Большая Декабрьская, дом 9.
3. В течение месяца комиссия рассматривает заявление и назначает дату, месту и время проведения аттестации учителя. Срок прохождения аттестации не должен превышать 2 месяца.
Требования к категориям
Согласно «Порядку аттестации педагогических работников» к категориям предъявляются следующие требования.
Требования к первой квалификационной категории:
- владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
- личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
- стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ.
Требования к высшей квалификационной категории:
- установлена первая квалификационная категория;
- владение современными образовательными технологиями и методиками и эффективное применение их на практике;
- стабильные результаты освоения обучающимися, воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся и воспитанников во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий и активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания.
При этом олимпиады, конкурсы и соревнования учитываются только для оценки тех педагогических работников, чья работа предусматривает эти мероприятия. Например, для педагогов-психологов этот пункт не действителен.
Рассматривая такое требование как активное распространение собственного опыта в области повышения качества образования и воспитания эксперты будут принимать во внимание распространение опыта на муниципальном и/или региональном, и/или федеральном уровнях, что ещё более ценно. Как обобщить опыт педагога
При подготовке к процедуре аттестации педагогический работник готовит портфолио. Педагоги могут проявить себя в работе районных методических объединений, проводить открытые занятия, участвовать в семинарах, обобщить опыт своей работы, также вести научно-исследовательскую и экспериментальную работу.
Смотреть презентацию: Изменения в проведении аттестации руководящих и педагогических работников
Смотреть презентацию: Маршрут педагога при прохождении аттестации
Кроме того, учитель может представить результаты не только своего труда, но и достижения учащихся. Это результаты творческих конкурсов различного уровня, научно-практической конференции учащихся, дистанционные олимпиады, в копилку педагога могут пойти результаты областных контрольных работ, районных и областных предметных олимпиад.
Прежде чем написать заявление при подготовке к процедуре аттестации, педагогический работник вправе получить консультации, рекомендации по самоподготовке как в подкомиссии, так и, в случае необходимости, в Аттестационной комиссии или пройти обучение на курсах повышения квалификации.
Педагогические работники вправе подавать заявления в течение всего календарного года. Аттестационная комиссия рассматривает заявление аттестуемого работника в течение месяца, затем в течение двух месяцев проходит собственно процедура аттестации.
Ведущая роль в аттестации педагогических работников отводится экспертам, наиболее значимую роль играют сделанные ими выводы и подготовленное ими экспертное заключение.
Как проходит аттестация
Процедуры проведения аттестации
Квалификационное испытание проходит в форме экспертизы портфолио профессиональных достижений учителя. Заседание аттестационной комиссии может проходить как без участия учителя, проходящего испытания, так и в его присутствии. О желании присутствовать на заседании нужно заранее написать в заявлении.
Если учитель заявил о желании присутствовать на заседании, но в указанный срок не явился на него без уважительной причины, аттестационная комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.
Решение комиссии
- В ходе аттестации для установления соответствия их профессионального уровня требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям решение комиссии протоколируется и записывается в аттестационный лист педагогического работника. Затем оно утверждается органам образования субъекта РФ. Аттестационный лист и выписка из акта органа образования высылаются работодателю.
- Если учитель прошел аттестацию, выносится решение «соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории.В этом случае квалификационная категория присваивается педагогическому работнику со дня принятия аттестационной комиссией соответствующего решения. С этого же числа учитель имеет право на оплату труда в соответствии со своей категорией.
- Запись о присвоении категории делается в трудовой книжке, в разделе «Сведения о работе». Например: «Установлена первая квалификационная категория по должности «учитель» — при этом преподаваемый предмет не указывается. Если учитель не прошел аттестацию, выносится решение «не соответствует требованиям, предъявляемым к первой (высшей) квалификационной категории».
- В этом случае те, кто «сдавал» на первую категорию, остаются без категории, и должны пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности. Тем, кто «не сдал» на высшую — сохраняется первая квалификационная категория до завершения срока ее действия. После чего аттестацию придется проходить снова — либо на подтверждение первой категории, либо на установление высшей.
Обжалование решения аттестационной комиссии
Право на обжалование итогов аттестации оговаривается в «Порядке аттестации педагогических работников». Подать заявление об обжаловании можно либо в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования, либо в суд. Заявление в суд о разрешении индивидуального трудового спора подается в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Процедура аттестации включает в себя проведение экспертной оценки и проведение самооценки педагогической деятельности аттестуемого.
Смотреть: Творческие работы педагогов в процедуре аттестации
Смотреть: Требования к оформлению порфолио
Смотреть: Примерная схема для анализа воспитательной работы в классе за прошедший учебный год
Смотреть: Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника ДОУ
Смотреть : Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности психолога, социального педагога
Смотреть: Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности
Смотреть: Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности
Смотреть: Рекомендации по оформлению представления
Смотреть: Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности
Смотреть: Образец экспертного заключения на высшую категорию учителя начальных классов
Смотреть: Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности тренера-преподавателя
Смотреть: Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника учреждения (отделения) дополнительного образования детей
Смотреть: Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения
Смотреть: Образовательная программа и методическая разработка раздела образовательной программы
Смотреть : Лист оценивания учителя начальных классов на первую и высшую категорию (новый)
Смотреть: Приложение к экспертному заключению на учителя общеобразовательной школы
Смотреть: Приложение к экспертному заключению на учителя ИЗО основной и старшей ступени среднего полного общего образования
Смотреть: Приложение к экспертному заключению на учителя музыки общеобразовательной школы
Смотреть: Приложение к экспертному заключению на учителя технологии общеобразовательной школы
Смотреть: Приложение к экспертному заключению на учителя -логопеда общеобразовательной школы
Смотреть: Приложение к экспертному заключению на педагога-психолога общеобразовательной школы
Смотреть: Приложение к экспертному заключению на учителя физической культуры общеобразовательной школы
Смотреть: Приложение к экспертному заключению на педагога-организатора общеобразовательной школы
Смотреть: Приложение к экспертному заключению на социального педагога общеобразовательной школы
Смотреть: Приложение к экспертному заключению на учителя ОБЖ общеобразовательной школы
Смотреть: Приложение к экспертному заключению на учителя начальных классов общеобразовательной школы
Экспертная оценка и самооценка профессиональной деятельности педагога проводится по одинаковым показателям, отражающим способность успешно решать основные функциональные задачи педагогической деятельности.
В соответствии с методическими рекомендациями для проведения экспертной оценки одного аттестуемого учителя назначается не менее двух независимых экспертов.
Причём для учителя один эксперт обязательно должен быть специалистом преподаваемого предмета. Один из экспертов обязательно должен быть внешним.
В процессе работы эксперты: — посещают и анализируют 1-2 урока, — знакомятся с портфолио;
— изучают рабочие программы, классные журналы, результаты уровня контроля достижений обучающихся, методические и дидактические материалы, используемые и самостоятельно подготовленные аттестуемым и т.д.;
— проводят беседы с руководителем образовательного учреждения, его заместителями, руководителем методического объединения, коллегами аттестуемого, со всеми, кто может предоставить аргументированную информацию об уровне развития компетенций аттестуемого.
Смотреть : Единая форма аттестационного листа
Смотреть: Рекомендации аттестующемуся учителю
Смотреть: Критерии оценки профессиональной компетентности педагогических работников
Лист самооценки аттестуемый заполняет самостоятельно, но, если у него возникли затруднения или вопросы, он вправе обратиться за помощью к экспертам.
Смотреть : Самооценка педагогических и руководящих работников в процессе аттестации
Смотреть pdf : Самооценка педагогических и руководящих работников в процессе аттестации
Смотреть : Внутренний мониторинг педагогической деятельности
Именно эксперты вправе сделать вывод, насколько аргументировано заявление педагогического работника с просьбой об аттестации.
В конце экспертного заключения экспертная группа выражает своё мнение о том, соответствует или не соответствует аттестуемый требованиям, предъявляемым к высшей или первой квалификационным категориям. Кроме того, эксперты вправе включить в экспертное заключение рекомендации.
При наличии рекомендаций аттестованный педагогический работник обязан в течение года выполнить их. За выполнением рекомендаций должен следить работодатель.
Новый вид аттестации – аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. Это обязательная аттестация для педагогических работников, не имеющих квалификационной категории.
В «Методике оценки уровня квалификации педагогических работников» предусмотрена, при необходимости, возможность проведения письменного квалификационного экзамена выездной комиссией.
При подготовке к аттестации так же, как и при аттестации на квалификационную категорию, педагоги должны иметь возможность получения квалифицированной помощи в форме курсов повышения квалификации, консультаций, материалов самоподготовки и тому подобное.
Основанием для проведения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности является представление работодателя, которое содержит: — мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств педагогического работника, результатов его профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности;
— информацию о прохождении педагогическим работником повышения квалификации, в том числе по направлению работодателя, за период, предшествующий аттестации;
— сведения о результатах предыдущих аттестаций
Смотреть : Представление на аттестуемого работника
Смотреть : Представление руководителя
Педагогические работники проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.
Аттестуемый педагог вправе выбрать один из двух вариантов письменного квалификационного испытания:
— подготовка конспекта урока (занятия) по предмету, который он преподаёт в текущем году;
— решение педагогических ситуаций.
В «Методике оценки уровня квалификации педагогических работников» представлен банк заданий для проведения письменных квалификационных испытаний в форме решения педагогических ситуаций. Тесты для аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности Тесты для аттестации
Целью подготовки конспекта урока как формы квалификационного испытания является оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций. На основании данной оценки выносится суждение о соответствии педагогического работника занимаемой должности.
При аттестации с целью установления соответствия занимаемой должности в аттестационную комиссию передаётся пакет документов, который включает в себя представление, экспертное заключение и аттестационный лист.
В случае признания педагогического работника по результатам аттестации не соответствующим занимаемой должности работодатель может обеспечить его обучение или повышение квалификации, перевести его на более подходящую вакантную должность или, в крайнем случае, расторгнуть с ним трудовой договор.
Если учитель вовремя не подтвердит свою категорию, она аннулируется. После этого:
- педагогический работник первой категории должен будет либо подать заявление об аттестации для присвоения первой категории, либо в общем порядке проходить аттестацию на подтверждение соответствия;
- педагогический работник высшей категории вынужден будет сначала аттестоваться на первую категорию, и лишь спустя два года он получит право претендовать на высшую.
Данные материалы содержат методические рекомендации по анализу профессиональной деятельности работников образования, составлению тезисов аналитического отчета за межаттестационный период.
Методические материалы предназначены для педагогических и руководящих работников, участвующих в процессах аттестации.
Наличие тезисов аналитического отчета позволяет аттестующемуся в момент процедуры аттестации развернуть их в любую форму презентации, например, творческого отчета, компьютерной презентации, демонстрации учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Смотреть : Как обобщить опыт педагога
Смотреть : Тезисы аналитического отчета
Самооценка и самоанализ своей профессиональной деятельности
Для реализации цели,поставленной в ходе составления аналитического отчета я определила задачи:
1. Проанализировать результаты работы за межатестационный период.
2. Проанализировать условия, обеспечивающие получение положительных
результатов.
3. Выявить противоречия, возникшие в межатестационный период.
4. Проектирование путей решения этих противоречий в следующий
межатестационный период.
6. Показать проектировочную деятельность на следующий межатестационный
период.
7. Дать самоанализ эффективности собственной деятельности
Смотреть : Портфолио как форма прохождения аттестации