Обязанность ресурсоснабжающей организации заключить договор

Содержание:

Обязанность управляющей компании заключить договор с ресурсоснабжающей, ресурсопоставляющие организации

Заключение договора ресурсоснабжения обязательно как для управляющих МКД (УК и ТСЖ), так и для РСО. В каких случаях разногласия могут быть переданы на рассмотрение суда? В каком порядке заключается договор при участии арбитров?

Обязательность заключения договора

Гражданское законодательство провозглашает свободу договора: понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством (п. 1 ст. 421 ГК РФ). Как правило, оформление договора обязательно только для одной стороны. Это справедливо для публичных договоров: публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (п. 1 ст. 426 ГК РФ). Договор ресурсоснабжения (поставки коммунального ресурса) относится к договорам энергоснабжения как разновидности договора купли-продажи, то есть для РСО обязанность заключать его следует из п. 1 ст. 426 ГК РФ. Во исполнение п. 1 ст. 157 ЖК РФ согласно п. 4 ст. 426 ГК РФ утверждены Правила, обязательные при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг (см. Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124) (далее — Правила заключения договоров ресурсоснабжения).
Одновременно согласно п. 12 ст. 161 ЖК РФ, введенному Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ, УК, ТСЖ, ЖК или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление МКД, не вправе отказываться от заключения в соответствии с указанными выше Правилами договоров с РСО, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электро-, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Данная норма Жилищного кодекса ограничивает свободу договора для управляющего домом. Соответствующие положения нашли отражение в Правилах заключения договоров ресурсоснабжения. Таким образом, договор ресурсоснабжения обязателен для заключения сразу для обеих сторон.
Обязательность заключения договора означает, что обязанная сторона не вправе отказать в его заключении обратившемуся к ней контрагенту. При этом закон не предусматривает обязанности стороны инициировать процедуру заключения договора, в связи с чем ситуации, когда договор ресурсоснабжения не подписан (а коммунальные ресурсы фактически поставляются в дом), вполне возможны, а это значит, что ни одна из сторон не заинтересована в заключении договора в письменной форме.
Итак, заявку на заключение договора (оферту) вправе направить в адрес РСО управляющий домом. Необходимые приложения перечислены в п. п. 6, 7 Правил заключения договоров ресурсоснабжения. Основания для отказа РСО от заключения договора обозначены в п. 13 (главное основание — отсутствие технической возможности). Если РСО получила заявку в отношении дома, поставка ресурса в который осуществляется по ранее заключенному договору, либо получила две и более заявки в отношении одного дома, рассмотрение таких заявок приостанавливается до выяснения полномочий по управлению домом тем или иным лицом (п. 9 Правил заключения договоров ресурсоснабжения).
Также согласно п. 10 рассматриваемых Правил РСО, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий МКД без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, может направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подписанного со стороны РСО.

Отказаться от заключения договора управляющий может только по основаниям, названным в п. 12 Правил заключения договоров ресурсоснабжения (если такой договор уже заключен с другой РСО на законных основаниях либо управляющий самостоятельно производит коммунальные услуги с помощью внутридомового оборудования и не использует коммунальный ресурс из централизованных сетей).
Сторона, получившая оферту, в течение 30 дней должна направить другой стороне ответ (п. 1 ст. 445 ГК РФ):
— о согласии заключить договор на предложенных условиях (извещение об акцепте);
— о согласии заключить договор на иных условиях, соответствующих законодательству, в виде протокола разногласий к проекту договора (отказ от акцепта, новая оферта — см. ст. 443 ГК РФ);
— об отказе от заключения договора.

Обращение в суд одной из сторон

Если сторона, направившая заявку, не получила в указанный срок никакого ответа либо получила ответ об отказе от заключения договора по основаниям, не предусмотренным Правилами заключения договоров ресурсоснабжения (то есть контрагент уклоняется от заключения договора), она вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны к заключению договора (п. 11 Правил заключения договоров ресурсоснабжения, п. 4 ст. 445 ГК РФ).
Исходя из п. 1 ст. 445 ГК РФ сторона, направившая заявку и получившая протокол разногласий к проекту договора, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение 30 дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта . В силу того что и для управляющего, и для РСО заключение договора обязательно, они могут руководствоваться и п. 2 ст. 445 ГК РФ. В этом случае инициатива переходит к стороне, получившей оферту и направившей контрагенту протокол разногласий: при его отклонении или игнорировании в течение 30 дней указанная сторона вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда (при этом продолжительность срока для передачи разногласий на рассмотрение арбитражного суда законодательством не установлена). Подчеркнем, что требования о понуждении к заключению договора и рассмотрении разногласий выдвигаются в добровольном порядке: если инициировавшая процедуру заключения договора сторона потеряла интерес, договор не будет заключен.
———————————
Однако, как указано в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.05.1997 N 14, этот срок не является пресекательным, то есть его истечение не лишает сторону права предъявлять иск.

Здесь следует обратить внимание на правовую позицию Президиума ВАС РФ, приведенную в Постановлении от 31.01.2012 N 11657/11. Реализация права стороны, управомоченной требовать заключения договора в судебном порядке, не может зависеть от формы уклонения обязанной стороны от его заключения на предложенных условиях (отказ от подписания договора, подписание его в суде с протоколом разногласий, утрата протокола разногласий при пересылке или подписание неуполномоченным лицом и т.п.). Разрешение судом спора о понуждении к заключению договора и при уклонении от заключения договора, и при возникновении разногласий по конкретным его условиям сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Установление судом или изменение при рассмотрении спора о понуждении к заключению договора фактических обстоятельств, влияющих на формулировку искового требования, не меняют его предмета как спора о заключении договора и не должны приводить к отказу в понуждении к его заключению. В частности, это означает, что формулировка иска «о понуждении к заключению договора» не является основанием для отказа в удовлетворении требования в ситуации, когда контрагент не уклоняется от заключения договора, а согласен заключить его на условиях, отличающихся от предложенных истцом (представляет протокол разногласий). Уже в суде ответчик может возражать по поводу отдельных условий договора.
Оговоримся, что передавать на рассмотрение суда требование о понуждении к заключению договора или определении условий договора следует, только если соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 148 АПК РФ арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству он установит, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Под досудебным порядком в данном случае понимается направление оферты одной стороной другой стороне.

Дешёвые авиабилеты Антананариву — Умео находятся здесь

При этом офертой признается предложение, которое является достаточно определенным и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Важно, что оферта должна содержать существенные условия договора (п. 1 ст. 435 ГК РФ). Поэтому если первоначальная оферта и протокол разногласий, которыми обменялись стороны, не содержали всех существенных условий договора, то суд оставит иск без рассмотрения (Постановление ФАС ДВО от 22.04.2013 N Ф03-1288/2013).

Решение суда как способ согласования условий договора

Согласно ст. 173 АПК РФ по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора, а по спору о понуждении заключить договор — условия, на которых стороны обязаны его заключить. В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Суд в своем решении устанавливает все необходимые условия договора. Если речь идет об урегулировании разногласий, арбитры определяют спорные условия. Если же речь идет о принуждении к заключению договора, суд оценивает имеющийся проект и рассматривает все возражения по нему, также определяя все существенные условия.
Именно поэтому договор, спор о заключении или условиях которого передан в суд в соответствии с законом (ст. 445 ГК РФ), следует считать заключенным с момента вступления в силу решения суда. Такой позиции придерживаются правоприменители (см. Определение ВАС РФ от 13.09.2013 N ВАС-10148/13, Постановления ФАС ВСО от 23.08.2012 по делу N А78-8656/2011, ФАС ЗСО от 20.09.2012 по делу N А46-10006/2011, ФАС СЗО от 28.09.2012 по делу N А26-2198/2012). С этого же момента договор вступает в силу и становится обязательным для сторон, если они добровольно не установили, что условия такого договора применяются к правоотношениям, возникшим ранее (п. п. 1, 2 ст. 425 ГК РФ). Сказанное означает, что для заключения договора достаточно судебного решения: сторонам необязательно составлять и подписывать один документ согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ.

Другие публикации:  Заявление на отсутствие ребенка в школе бланк

Ни РСО, ни управляющий домом не вправе отказать друг другу в заключении договора. Поэтому каждая сторона может добиться заключения договора ресурсоснабжения в судебном порядке. В суде стороны вправе оспаривать любое условие договора, окончательное решение остается за судом. На условиях, указанных в резолютивной части судебного акта, договор считается заключенным и начинает действовать с момента вступления в силу решения суда.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Практическое пособие по организации, выводу на рынок и развитию управляющей компании по управлению жилыми домами Содержание

1 … 10 11 12 13 14 15 16 17 … 27

Организация отношений с подрядными и ресурсоснабжающими организациями

Перечень услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества дома на текущий год должен содержаться в годовом Плане управления домом, который составляется в соответствии действующими нормативными документами (Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. № 491,Правила и нормы технического содержания жилищного фонда, Правила благоустройства и т.п.) и имеющимся финансированием. Для выполнения указанных работ (услуг) управляющая компания привлекает подрядные организации.

Взаимоотношения управляющей компании с подрядными организациями строятся на основе договоров подряда (в т.ч. договоров на техническое обслуживание, содержание и ремонт общего имущества дома и объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства).

УК заключает договоры подряда как на конкурсной основе, так и без конкурса (на основе деловой репутации, долговременного положительного сотрудничества, рекомендаций и т.п.).
Заключение и исполнение управляющей компанией договоров купли-продажи ресурсов с ресурсоснабжающими организациями обеспечивает достижение цели предоставления качественных коммунальных услуг.

Исполнителем признается юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Таким образом, у исполнителя (управляющей организации) возникают договорные отношения с ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с которыми управляющая организация приобретает коммунальные ресурсы, а с другой- с потребителями по предоставлению коммунальных услуг. В связи с этим, обязанность по оплате за поставленные коммунальные услуги в полном объеме ложится на управляющую компанию. В свою очередь, обязанность по оплате коммунальных услуг у непосредственного потребителя (собственников и нанимателей) возникает только перед управляющей компанией и вытекает только из договора управления.

Взаимоотношения управляющей компании с подрядчиками и поставщиками ресурсов определяются на уровне договоров.

Взаимоотношения управляющей компании строятся:

  • с подрядными организациями на основе договоров выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества дома;
  • с ресурсоснабжающими предприятиями на основе договоров купли-продажи коммунальных ресурсов (рис. 5.9.).

Управляющая компания — подрядные организации

Управляющая компания по заключенным договорам передает подрядным организациям обязательства выполнения работ по техническому обслуживанию, санитарному содержанию и текущему ремонту общего имущества дома, инженерной инфраструктуры и придомовых территорий.

Можно выделить следующие общие задачи принятия решений в управлении договорами – принятие решений относительно:

1. параметров договора;

2. структуры и содержания договоров (планирование);

3. выбора контрагентов;

«Antananarivo» — перевод на русский

оперативного управления (оперативное управление включает как собственно управление договорами, так и оперативное управление деятельностью исполнителя со стороны заказчика);

5. контроля над исполнением и завершения договора.

Передача подрядчику объектов общего имущества дома осуществляется по Акту приема-передачи. Техническое состояние передаваемых объектов должно быть отражено в Акте оценки технического состояния.

Объемы работ, выполняемые подрядчиками должны подлежать ежеквартальному уточнению сторонами с учетом реально складывающихся условий финансирования. Управляющая компания должна заблаговременно предусмотреть соответствующий объем финансирования путем проведения соответствующей работы с населением по сбору платежей за жилищные услуги и корректировки выполняемых объемов работ в соответствии с договором на управление домом.

В приложениях к договорам должны содержаться критерии оценки качества работ, а также распределение стоимости по видам работ и размеры штрафных санкций за ненадлежащее выполнение договорных обязательств. Проекты договоров, заключаемых управляющей компанией с подрядными организациями представлены в приложении.

Управляющая компания осуществляет приемку выполненных подрядными организациями работ в соответствии с их реальными объемами и установленными критериями качества.

Управляющая компания — ресурсоснабжающие предприятия

Для обеспечения жителей дома коммунальными услугами надлежащего качества и требуемого объема управляющая компания заключает с ресурсоснабжающими предприятиями договоры на приобретение коммунальных ресурсов. Применительно к рассмотренным выше вариантам договорных отношений управляющей компании с собственниками помещений (договор управления, комиссия, агентирование) предоставление коммунальных услуг может осуществляться с учетом данных взаимоотношений. То есть:

  • вариант 1 (договор управления в чистом виде). Договор поставки коммунальных услуг заключает управляющая компания. Права и обязанности, в том числе по оплате услуг, возникают у управляющей компании в полном объеме.
  • вариант 2 (договор управления и договор комиссии/ агентский договор по типу комиссии). Договор заключает управляющая компания от своего имени по поручению собственников помещений. Права и обязанности возникают у управляющей компании с полным возмещением ее расходов собственниками помещений.

Договоры на теплоснабжение, водоснабжение и электроснабжение должны включать количественные и качественные показатели предоставляемых услуг с учетом нормативов потребления, утверждаемых органом местного самоуправления. В них также должны быть четко прописаны штрафные санкции за ненадлежащее исполнение условий договоров поставщиками услуг.

Можно выделить 2 основные формы сотрудничества УК и ресурсоснабжающих организаций:

1) для обеспечения жителей дома коммунальными услугами надлежащего качества и требуемого объема управляющая компания заключает с ресурсоснабжающими предприятиями договоры на приобретение коммунальных ресурсов;

2) УК может применить меры по законному отключению должников от некоторых услуг, в этом случае УК осуществляет эту работу совместно и ресурсоснабжающими организациями.

Особенности взаимоотношений УК и ресурсоснабжающих (теплоснабжающих) организаций

Разногласия между УК и ресурсоснабжающими организациями касаются определения количества поставленных ресурсов. УК руководствуются в своей деятельности положениями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, а ресурсоснабжающие организации применяют Инструкции по распределению тепловой энергии, полученной от источника тепла (ТЭЦ, котельная) между отдельными потребителями тепловой энергии, согласованной Управлением Пермгосэнергонадзора.

Методики расчета количества тепловой энергии в данных документах не совпадают, что приводит к убыткам УК. Судебная практика складывается следующим образом: Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 регулируются отношения управляющих организаций и потребителями коммунальных услуг – гражданами, проживающими в жилых домах. А отношения между УК и ресурсоснабжающими организациями регулируются в соответствии с ч.1 ст. 548 ГК РФ, предусмотренные ст. 539 – 547 названного кодекса применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. Положениями ст. 544 ГК РФ, п. 1.3. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ 25.09.1995 № Вк-4936 (зарегистрированы в Минюсте России 25.09.1995 № 954) предусмотрена оплата потребленной тепловой энергии, количество которой определяется на основании показаний приборов учета.

Зона ответственности управляющей компании — здание дома и внутридомовое оборудование. Поставщики ресурсов отвечают за подвод коммунальных услуг и, следовательно, за работу: магистральных трубопроводов, пунктов теплоснабжения, котельных и т.д.

В приложениях к договорам должны содержаться все необходимые расчеты по объему услуг и их стоимости.

  1. Положение о порядке конкурсного отбора организаций различных организационно-правовых форм собственности на право выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.

Ресурсоснабжающая организация и управляющая компания: совместная работа и виды договоров

Проживая в многоквартирном доме, мы привыкли получать все блага цивилизации. Только представьте, что могло быть с нами, не будь у нас света, тепла, газа и воды. Но нам повезло, и любой многоквартирный дом поставляет своим жильцам все необходимое.

Как происходит данное действие в правовом аспекте, мы не знаем, но зато догадываемся, что происходит такое исправное обслуживание благодаря взаимодействию управляющей компании и ресурсоснабжающей организации. Рассмотрим поставку ресурсов жильцам более детально.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 288-16-92 . Это быстро и бесплатно !

Что такое ресурсоснабжающая компания (РСО)?

Что представляет собой РСО? Многие не знакомы с подобным термином и полагают, что за свет, газ и воду в их доме несет ответственность представительство управляющей компании. Ресурсоснабжающая организация — это производитель необходимого ресурса и одновременно его поставщик.

К примеру, вода – это заслуга городского водоканала, который по трубам направляет ее к вашему дому. Если говорить об отоплении в холодное время года, то за это несут ответственность сразу несколько организаций. Для домов с индивидуальным обеспечением тепла действуют свои котельные отопительные станции, установленные во дворах или на крышах, а для тех, кто питается теплом за счет города – теплосети.

Другие публикации:  Договор аренды с куми

Поставщиком электроэнергии являются гидроэлектростанции, которые, в зависимости от населенности города, могут встречаться часто или же быть одной на целый город. Поставщиком газа является городская газовая служба.

Стоит учитывать, что тарифы устанавливаются не самой ресурсоснабжающей компанией, а государством.

Может ли УК быть ресурсоснабжающей организацией?

Многие путают понятия управляющей компании (исполнителя) и ресурсоснабжающей организации. Исполнитель занимается обслуживанием домов, общей жилой площади по договору с потребителями (собственниками жилья). Производители (поставщики) предоставляют и продают ресурсы:

  • электрическую и тепловую энергию;
  • воду, её отведение;
  • газ.

Юридическое лицо, обслуживающее многоквартирный дом — промежуточное звено между квартиросъёмщиками и РСО.

Обязанности друг перед другом

Между организациями не выстроены прочные правовые отношения. Взаимоотношения РСО с УК определяют заключенные соглашения. Работа между поставщиками и исполнителем ведётся по договорам, которые соответствуют требованиям законодательства: Закона о правах потребителя, Постановления Правительства РФ от 14.02.2012 N 124, письма Минстроя РФ № 45097-АЧ. Основные моменты и нормы указывают в прилагаемых документах.

Виды договоров:

  • на поставку;
  • на оказание услуг;
  • договор подряда.

На основании соглашения РСО имеет право:

  • при неисправности общедомовых счётчиков выставить счёт УК по отраслевым нормам (в 20 раз больше);
  • расторгнуть соглашение с УК при долге более чем за 3 месяца, это не относится к общедомовым нуждам;
  • при росте задолженности УК по оплате взыскать долг через суд.

В обязанности УК входит:

  • подписание договоров с РСО;
  • контроль качества услуг;
  • постоянное бесперебойное обеспечение ресурсами;
  • сбор средств и регулярная оплата полученных услуг.

Отношения и взаимодействие

Управляющая компания — третье лицо, которое взаимодействует между пользователями коммунальных услуг и РСО, поставляющими их.

На самом деле, управляющая компания от лица жильцов МКД заключает договор с ресурсоснабжающими организациями о поставке благ. В договоре прописывается срок и тарифы.

Не путайте этот договор с тем, что заключается между УК и собственником.

Какие минусы у такого взаимодействия? Не каждый жилец многоквартирного дома готов платить за все услуги по срокам. И таких много. Так как в договоре управляющая компания как представитель жильцов пообещала оплачивать ресурсы своевременно, она попадает в шкуру ответчика.

Таким образом многие управляющие компании становятся банкротами или попадают под действие приставов-исполнителей, поэтому, ручаясь за целый многоквартирный дом, председатель несет определенный риск.

Между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией может существовать множество видов договоров. Это обусловлено тем, что осуществляют организации разные услуги, а это значит, что и договора могут отличаться друг от друга.

На поставку ресурсов

Самый распространенный договор между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией – договор поставки. Его заключают, к примеру, на поставку электроэнергии.

Договор имеет стандартный вид и соответствует Гражданскому кодексу. В договоре поставке рассказывается о правах и обязанностях сторон, о сроках и количестве поставки, раскрывается вопрос об оплате и ответственности за неисполнение пунктов договора.

В договоре должно отмечаться среднесуточное количество энергии, которое должно поставляться в дом. Иногда сотрудники управляющей компании могут провести замеры, и если показатели сильно отличаются от указанных в договоре, возможно, сторона ресурсоснабжающей организации их обманывает.

На оказание услуг

Не менее важный договор – на оказание услуг. Их обычно заключают с компаниями, которые ответственны за вывоз мусора. Помимо оплаты и прав сторон прописываются сроки в которые вывозятся отходы, примерное время и частота в неделю.

Конечно же, здесь также есть место для того, чтобы прописать ответственность за невыполнение тех или иных пунктов договора.

Договор подряда

Часто встречается и договор подряда. Починить перила, покрасить подъездные стены, отладить неисправный лифт, убрать территорию — все это выполняется не руками сотрудников управляющей компании, а наемными рабочими за определенную плату. С ними и заключают так называемый договор подряда.

Поговорим о содержании данного договора: в нем говорится о правах сторон, обязанностях сторон, оплате труда работников, обязательно прописывается ответственность за неисполнение тех или иных пунктов договора. Данные пункты очень важны, так как могут повлиять либо на продление договора управляющей организации с ресурсоснабжающей организацией, либо на его досрочное расторжение.

Расчеты УК с РСО

На основании ст.155 ЖК управляющая компания переводит денежные средства РСО за потребителей. Соответственно, расчеты должны быть произведены в указанные в договоре сроки согласно тарифам РСО.

Некоторые жильцы оплачивают услуги с задержкой, кто-то не платит совсем. УК обязана выплачивать долги перед РСО из своих средств. Если она не в состоянии компенсировать задолженность, ресурсоснабжающее предприятие обращается с иском в суд, где ответчиком будет управляющая компания, так как договор заключен с ней. Ответчик должен вернуть долг и погасить пени.

В такой ситуации УК имеет право прекратить обслуживание помещений в МКД (разорвать договор), а также взыскивать долги с жильцов-задолжников, но перед РСО она будет отвечать самостоятельно.

Споры: с чем связаны и как решаются?

Статья 155 Жилищного Кодекса говорит о том, что оплату за поставленные ресурсы за жильцов осуществляет управляющая компания. Этому есть объяснение — многим жильцам просто неудобно самостоятельно обращаться в каждую ресурсоснабжающую компанию и платить за услуги. Намного проще, когда есть возможность оплатить всю сумму целиком, а из нее знающие люди сами решат, куда направлять денежные средства.

Но часто именно из-за того, что УК осуществляет сбор денежных средств, у нее возникают проблемы и с собственниками жилья, и ресурсоснабжающей организацией. А имеют они место вот почему.

Конечно, многие жильцы в силу жизненных обстоятельств, платят с задержкой, кто-то не платит за услуги вовсе. К сожалению, нет возможности лишить конкретного неплательщика ресурсов, из-за этого пострадает весь дом, поэтому ресусрсоснабжающие предприятия несут потери.

Потери главным образом связаны с тем, что управляющая компания не может поставить сумму, покрывающую долги на месяц. Конечно, когда долг становится весомым, ресурсоснабжающая компания в качестве истца обращается в суд, где ответчиком выступают не жильцы, так как договор заключен не с ними, а именно управляющая компания.

В этом и заключаются основные сложности взаимодействия ресурсоснабжающей компании и управляющей организации. О том, что ждет УК, если она не платит ресурсоснабжающей организации, мы рассказывали здесь.

Теперь вы знаете основные принципы, на которых строятся взаимоотношения между ресурсоснабжающей компанией и управляющей организацией. Зачастую, на ухудшение их отношений влияет наша безалаберность и отказ платить за потребляемые блага. Печально, но многие управляющие компании становятся банкротами и теряют возможность управлять многоквартирным домом. Поэтому, если у вас появились задолженности, постарайтесь их загасить как можно быстрее, возможно, из-за вас пострадают честные люди, дорожащие своей работой.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 288-16-92 (Москва)
+7 (812) 317-60-12 (Санкт-Петербург)

Управляющая компания

Прием показаний индивидуальных приборов учета в декабре 2018 г.

Уважаемые собственники! В декабре 2018 года показания индивидуальных приборов учета принимаются по 20 декабря 2018.

Квитанции для оплаты жилья за НОЯБРЬ 2018

Уважаемые жители домов 29/1, 29/2, 29/3, 29/5 по ул. Дальневосточная и дома 6 по ул.

Отключение электроснабжения

Уважаемые собственники! В пятницу, 30 ноября 2018 года, с 9:00 до 18:00 часов будет отключено.

Квитанции для оплаты жилья за ОКТЯБРЬ 2018

Уважаемые жители домов 29/1, 29/2, 29/3, 29/5 по ул. Дальневосточная и дома 6 по ул.

Квитанции для оплаты жилья за СЕНТЯБРЬ 2018

Уважаемые жители домов 29/1, 29/2, 29/3, 29/5 по ул. Дальневосточная и дома 6 по ул.

Как заключить договор о теплоснабжении с ресурсоснабжающей организацией

С 01.06.2018 Вам необходимо заключить договор о теплоснабжении с ресурсоснабжающей организацией.

Для этого Вам необходимо обратиться по адресу: г. Иркутск, ул. Фридриха Энгельса, д. 17, 1 этаж
в будние дни с 08-00 до 19-00
в субботу с 09-00 до 18-00, обед с 12-00 до 13-00
при себе необходимо иметь:
— паспорт;
— документ, подтверждающий право собственности на помещение;
— представителю – надлежащим образом заверенную доверенность;
— домовую книгу или справку о составе семьи (паспортист работает в офисе ООО «Причал» во вторник с 17-30 до 19-00);
— документ о наличии индивидуальных приборов учета горячей воды (паспорта приборов учета).

По вопросам работает горячая линия 8-800-100-9-777.

Управляющая организация ООО «Причал», в свою очередь, предоставит в ресурсоснабжающую организацию сведения о переданных Вами показаниях индивидуальных приборов учета горячей воды с указанием даты их передачи при наличии их у ООО «Причал».

В случае отсутствия показаний, переданных Вами в установленный договором управления период, ООО «Прчиал» произведет начисление по коммунальной услуге «Горячее водоснабжение» расчетным путем, исходя из количества дней от момента передачи показаний по 31.05.2018 включительно.

После заключения договора теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией Вам необходимо передавать показания по горячей воде как в ресурсоснабжающую организацию, так и в ООО «Прчиал» Ресурсоснабжающая организация будет предоставлять платежный документ на оплату за тепловую энергию на ГВС, а ООО «Причал» – за холодную воду на приготовление горячей воды (до момента заключения собственниками договора холодного водоснабжения и канализования с ресурсоснабжающей организацией).

Заключение договора теплоснабжения также возможно на дому. С этой целью специалистами ресурсоснабжающей организации будут предварительно размещены объявления в подъездах МКД о дате и времени прихода специалистов данной организации. Процедура будет проходить в течение июня-августа 2018 года. Следите за объявлениями!

Также специалисты ресурсоснабжающей организации будут проводить осмотры установленных приборов учета ГВС на предмет их работоспособности, целостности приборов и пломб, сверки и достоверности показаний – о дате и времени прихода специалистов ресурсоснабжающая организация оповестит заранее путем размещения соответствующих объявлений.

Другие публикации:  Бумага для бланков осаго

Что такое ресурсоснабжающая организация и как заключить прямой договор с ней?

Поступающие в квартиры блага цивилизации, энергия, тепло, вода представляют собой ресурс, обеспечение которым занимаются специализированные ресурсоснабжающие организации. Каждый потребитель подобных услуг должен знать, за что он платит и как осуществляется взаимодействие между данными компаниями и обычными гражданами.

Сфера деятельности ресурсоснабжающей организации

Под ресурсоснабжающими организациями понимают юрлица, занимающиеся поставкой услуг в сфере ЖКХ конечным потребителям. Деятельность данных компаний осуществляется под контролем государства и регулируется различными нормативами государственных органов власти, ЖК РФ и законом №176-ФЗ.

РСО обслуживаются не только многоквартирные дома, с подведенными коммуникациями для обеспечения отоплением и ГВС. В случае отсутствия централизованного теплоснабжения, в перечень услуг данных компаний также входит: поставка электроэнергии, газа, холодной воды, а также хранение данных ресурсов.

Помимо основных услуг в области ЖКХ, также населению предоставляются дополнительный сервис по дезинсекции, дератизация, обеспечение уличного освещения, вывоза ТБО, однако, к числу наиболее известных организаций относят горгаз, энергосбыт, водоканал, либо другие схожие по названию юрлица.

Может ли ресурсоснабжающая организация выполнять функции УК?

Оказывая фактические услуги населению, вопрос оплаты за выполненный объем работ ресурсоснабжающими организациями решается через управляющую компанию. Деятельность УК основана на заключенных с конечными потребителями договорах и направлена на эксплуатацию жилых домов при тесном взаимодействии с подрядчиками. Фактически УК для конечного потребителя выступает в роли посредника, регулирующего деятельность РСО. УК организует сбор оплаты за потребленные услуги и передает их непосредственно в компании по снабжению определенными ресурсами. Для обычных граждан УК является исполнителем коммунальных услуг, а поставщика ресурса осуществляет свою деятельность в рамках субподряда.

Так как каждая РСО имеет строго ограниченную специализацию, полномочий по участию в управлении МКД у нее нет. Согласно действующих нормативных правовых актов возможна прямая оплата услуг РСО от жильцов напрямую, согласно потребленному объему ресурсов, при условии заключения прямого договора.

Порядок составления договора ресурсоснабжения с УК

Работа РСО полностью согласуется с заключенным с УК договором. Для документального оформления взаимодействия, между УК и РСО составляется агентский договор, соответствующий основным требованиям закона, включая закон о правах потребителя. Детали оказания услуг и действующие нормы приводятся в условиях прилагаемых документов. Однако, помимо УК, при соблюдении определенных условий, заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией могут и сами жильцы.

Особенности составления договора управляющей компании с РСО

Разъяснения относительно требований к контракту с ресурсоснабжающей организацией приводятся в письмах Минрегиона РФ от 2007 года № 21492СК/07 и № 2479РМ/07. В частности, даются указания о необходимости соблюдения требований Правил предоставления коммунальных услуг к следующим положениям договора:

  • права и обязанности участников договорных отношений;
  • порядок указания услуги (включая подачу ресурса, а также водоотведения);
  • требования к качественным характеристикам предоставляемых РСО услуг;
  • расчеты определения оплаты ресурсов, поставляемых и отводимых;
  • ответственность после подписания контракта;
  • положения относительно условий приостановки подачи ресурсов или ограничения поставляемых объемов.

Главное требование к документу – обеспечить защиту прав тех потребителей, которые исполняют свои обязанности в полном объеме и соответствии с основными положениями закона.

Прямые договора, заключенные с ресурсоснабжающими организациями, должны содержать аналогичные положения и соответствовать тем же требованиям к юридическому оформлению документов.

Особенности заключения прямого договора собственников жилья с РСО

Право на заключение прямого договора собственником с ресурсоснабжающей организацией появилось сравнительно недавно. На самом деле, возможность сотрудничать напрямую заложена в нормах ЖК РФ, позволяя конечным потребителям:

  • напрямую вносить плату за потребленный объем ресурсов организации-исполнителю;
  • взаимодействовать с РСО при возникновении претензий к тому, как исполняются услуги.

Меньше всего проблем возникает при заключении договора напрямую с момента сдачи нового дома в эксплуатацию, т.е. до того, дом переводится на обслуживание в управляющую компанию. Для домов, которые в течение длительного времени уже обслуживались через УК, ситуация более сложная: возникают нерешенные проблемы, накапливается задолженность по оплатам через УК со стороны населения, либо долги УК перед РСО.

Накопившиеся проблемы и возможные взаимные претензии между тремя сторонами значительно затрудняют процесс перехода на прямое сотрудничество. В апреле 2015 года управление МКД напрямую, за исключением домов с числом квартир в пределах 16 квартир, было прекращено согласно п.5 ст.7 закона №255-ФЗ.

Однако, сотрудничество с РСО напрямую все же возможно, если договор заключается с конечным собственником жилья с последующей прямой передачей денежных средств в счет оплаты предоставленных ресурсов. Сам дом, при этом, по-прежнему остается под управлением УК. Подобное право закреплено ЖК РФ и Постановлением Правительства №354 (2011г.).

В 2017 году участие управляющих организаций при взаимодействии между потребителем и поставщиком коммунальных ресурсов не требуется, если соблюдены следующие условия:

  1. Решение о переходе к данному способу управления принято общим собранием всех проживающих в МКД.
  2. Потребителями коммунальных ресурсов являются владельцы помещений из нежилого фонда.
  3. Истек срок действия действовавшего ранее договора с управляющей организацией.
  4. Пользователем ресурсов является собственник частного домовладения.
  5. Ресурсоснабжающей организации не были оплачены услуги за последний трехмесячный период, если плательщиком является ТСЖ.

Инициативу для заключения прямого договора обязан проявить сам жилец. Прежде, чем заключать договор о прямом сотрудничестве, минуя УК в роли посредника, необходимо оценить возможные негативные последствия и преимущества от подобной организации взаимодействия. Считается, что прямой способ поставки услуг и оплаты за них оптимален для небольших домов с минимальным числом квартир, что позволит быстрее принимать общие решения всем коллективом жилого дома.

Сложности контроля платежей при взаимодействии УК и РСО

Больше всего проблемных моментов возникает при исполнении потребителем и РСО своих обязательств. УК призвана разрешать вопросы, связанные с переводом средств компаниям, снабжающим коммунальными ресурсами, а также производить расчеты предстоящих платежей и готовить платежные квитанции.

Особенно актуален вопрос ошибок при расчетах оплаты потребленных услуг конечными пользователями. Федеральное законодательство, закон №176-ФЗ, однозначно определяет виновной в неверных начислениях стороной исполнителя коммунальных услуг. Следует знать, что в рамках несения ответственности за нарушения правил начислений по коммунальным услугам штраф юридического лица составляет половину той суммы, которую оно начислило до этого. Если за подачу услуг отвечает УК, штрафы присуждаются ей. При наличии прямого договора, штраф за неверное начисление возлагается на РСО.

Например, если за ресурсоснабжение энергоснабжающей компанией были произведены неверные расчеты, в случае наличия договора с УК, финансово отвечать за ошибки будет только она. Если ошибочное начисление выполнено самим исполнителем, штраф подлежит уплате поставщиком определенной услуги ЖКХ.

Привлечь к ответственности лицо, нарушившее порядок начисления, можно с помощью подачи заявления в письменном виде. Обращение с требованием перерасчета пишут в адрес компании, признанной исполнителем конкретных коммунальных услуг, за которые были неправильно рассчитаны оплаты. При отсутствии реагирования со стороны исполнителя, жалобу подают в Роспотребнадзор, прокуратуру или судебный орган. Данный вопрос является одним из самых болезненных тем в области ЖКХ со стороны конечных пользователей. К другим распространенным нареканиям в адрес УК относят:

  • риск признания УК банкротом с последующим исчезновением средств, перечисленных жильцами в счет расплаты с поставщиками ресурсов;
  • вероятность недобросовестного исполнения обязанностей по расчету с подрядчиком услуг, с аккумулированием собранных с жильцов средств на особом счету и в собственных интересах;
  • низкое качество предоставляемых услуг;
  • неоправданный рост тарифов.

Вышеуказанные причины оказались достаточными для того, чтобы право на прямое взаимодействие было согласовано на законодательном уровне.

Прямые платежи ресурсоснабжающим организациям

Возникшее право на осуществление прямых расчетов с РСО характеризуется множеством неясностей в решении множества вопросов и проблем взаимодействия. В первую очередь, осложняется процесс внесения ежемесячной платы – каждому поставщику конкретного ресурса по отдельности. В результате снижается качество контроля за суммами платежей, вносимых на расчетных счета ресурсоснабжающих компаний. В то же время, прямое взаимодействие позволит напрямую обращаться с претензиями и вопросами к компании, исполнившей обязательства по поставке (отводу) ресурса, внося прозрачность в отношения с исполнителем услуг.

Процесс прямой оплаты услуг влечет за собой полное снятие всякой ответственности с УК в вопросах соответствия качества, объема, цен на тот или иной ресурс, передавая данные полномочия исполнителю. Для РСО подобный переход связан с необходимостью:

  • организации дополнительных отделов, которые занимались бы разбором ситуаций с платежами и оказанием услуг;
  • к числу дополнительных затрат со стороны РСО относят увеличение штата сотрудниками абонентского отдела, приема потребителей услуг;
  • организации индивидуального расчета стоимости потребленных услуг на каждого собственника жилья.

Кроме того, вопросами истребования долга с неплательщиков также будет заниматься РСО своими силами. В то же время, у управляющей компании гораздо больше возможностей и опыта в разрешении подобных ситуаций.

К особенностям прямого сотрудничества относится ограничение сферы полномочий в вопросах обслуживания конечных потребителей. Дело в том, что в силу Правил предоставления коммунальных услуг (п.7), ресурс обеспечивается к подаче в пределах границы сетей, входящих в состав общего имущества дома, но далее исполнитель не несет ответственности за обслуживание сетей в пределах многоквартирного дома.

Чтобы организовать обслуживание общего имущества многоквартирного дома, жильцы вынуждены дополнительно привлекать других исполнителей, заключая отдельный договор на оказание услуг. Однако в ряде случаев ресурсоснабжающая компания может получить обязательства по договору оказывать подобные услуги на уровне внутридомовых коммуникаций. Например, для учета электрической энергии и обслуживания установленных счетчиков услуги предоставляет энергоснабжающая компания.

Существует множество правовых неясностей по вопросам прямого оказания услуг и получения расчета между РСО и потребителем. В силу наличия определенных ограничений компетенции РСО, требует прояснения ситуация, поставщик доводит ресурс до внутридомовых инженерных сетей, однако отвечать за бесперебойную подачу внутри он не обязан. Ожидается, что этот и многие другие вопросы получат разъяснения в законодательстве, приведя в соответствие действующие по закону обязанности, полномочия и фактические потребности граждан.