Минэкономразвития повышает налог на малый бизнес форум

Содержание:

СМИ: Единый налог для малого бизнеса увеличится на 16%

Минэкономразвития повышает один из коэффициентов, который напрямую влияет на размер налога на малый бизнес (Единый налог на вмененный доход, ЕНВД). С учетом нововведения налог вырастет на 16%. На соответствующий законопроект обратил внимание РБК. Повысить планируют коэффициент-дефлятор с 1,798 до 2,083 — на 15,9%. Настолько вырастут и налоги.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Налоги на малый бизнес: что мы о них знаем?

Когда-то ФНС (Федеральная налоговая служба) России пыталась через рекламу донести до всех нас, что для спокойного сна нужно сначала заплатить налоги ?

Шутят по этому поводу давно и многие, но лишь до тех пор, пока не откроют собственное дело. Как и сколько нужно будет платить государству, если вы решите начать бизнес дома (или не дома) и при этом хотите сохранить крепкий сон — расскажем в статье.

«Специальные» налоги на малый бизнес

Для того, чтобы не отбить у «молодых» предпринимателей охоту заниматься своим делом, государство постаралось упростить расчет и отчетность по налогам на малый бизнес. Так и появились специальные режимы налогообложения:

1. упрощенная система налогообложения (УСН, в народе – «упрощенка»);

2. патентная система налогообложения (ПСН);

3. единый налог на вмененный доход (ЕНВД, он же – «вмененка»).

Давайте разбираться, что это за звери такие.

Это самый популярный спецрежим. Вы платите государству:

  • либо 6% со своих доходов;
  • либо 15% с величины «доходы минус расходы».

Что выгоднее? Зависит от того, чем вы занимаетесь: чем больше расходов, – тем выгоднее второй вариант, и наоборот. Все бухгалтерские операции отражаются в специальной «Книге учета дохода и расходов».

Плательщиками по УСН может стать ИП или организация, если:

  • доход за год – не более 60 млн.руб.;
  • работает не более 100 сотрудников в среднем за год;

Перечислять налог придется ежеквартально.

У патентной системы есть несколько принципиальных отличий от УСН:

  • регистрация ИП – это главное условие. Организации не могут пользоваться ПСН;
  • среднее количество работников – не более 15 человек;
  • спецрежим применяется не к бизнесу в целом, а только к определенным видам деятельности (напр., ремонт обуви, косметические услуги);
  • налог не зависит от вашего настоящего дохода. Регионы устанавливают потенциально возможный доход для разных видов деятельности, умножают его на 6% и… так получают стоимость патента;
  • в итоге, налог – это просто стоимость патента, оплачиваема предпринимателем либо сразу, либо в 2 приема;
  • сумма потенциально возможного дохода – от 100 000 руб. до 1 млн.руб.;
  • патент можно приобрести на срок от 1 до 12 мес.;
  • для бухгалтерских целей берем «Книгу учета доходов».

Этот налог, как и в случае с патентом, не зависит от получаемого вами дохода и может применяться только к некоторым видам деятельности. Эти виды, кстати, могут совпадать, и тогда уже придется выбирать.

В чем же разница? Смотрим:

  • в некоторых регионах (в той же Москве) применение ЕНВД вообще невозможно;
  • средняя численность сотрудников – не более 100;
  • не только платить, но и отчитываться по налоговой декларации нужно ежеквартально;

Размер налога равен 15% от вмененного дохода. Чтобы получить сам вмененный доход, нужно перемножить 4 показателя:

  • базовую доходность по выбранному виду деятельности (ст. 346.29 НК);
  • физический показатель (сколько работников, на какой площади и т. п. – в помощь та же ст. 346.29 НК);
  • два коэффициента (ежегодно определяются Минэкономразвития и муниципалитетами).

По факту размер ЕНВД может оказаться меньше стоимости патента, однако, система расчета и применения налога порой настолько запутанна, что без платной помощи со стороны можно и не обойтись.

  • Все эти налоговые режимы могут совмещаться, правда, и отчитываться придется тогда по всем налогам.
  • Вы можете минусовать из налогооблагаемой базы социальные выплаты.

Пусть налоги на малый бизнес не мешают вам спокойно спать! ?

Льготы для малого бизнеса в 2018 году

Льготы для малого бизнеса – это преимущества, которые государство предоставляет определенным категориям предпринимателей, чем ставит их в более выгодное положение по сравнению с остальными субъектами бизнеса. Льготный режим деятельности индивидуальных предпринимателей, микропредприятий и предприятий малого бизнеса снижает поступление в бюджет налогов и взносов, но зато решает другие вопросы государственной значимости:

  • Обеспечение самозанятости и дальнейшего пенсионного обеспечения предпринимателей без работников (фрилансеров, ремесленников, лиц, оказывающих услуги разного рода);
  • Создание новых рабочих мест и снятие с государства бремени по содержанию безработных;
  • Снижение социальной напряженности в обществе за счет роста благосостояния населения;
  • Развитие новых видов деятельности и организация небольших инновационных производств, которые хоть и не гарантируют большой прибыли, но зато не требуют крупных финансовых вложений.

Сейчас в России насчитывается более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, которые нигде официально не работают и не стоят на налоговом учете, как предприниматели. Государство заинтересовано максимально вывести эту категорию из тени, чтобы хотя бы вопросы самообеспечения эти граждане взяли на себя. Для этого необходимо сделать так, чтобы вести легальный малый бизнес было просто, удобно и выгодно, а значит:

  • Максимально уменьшить налоговую нагрузку для этой категории налогоплательщиков;
  • Снизить административные барьеры при государственной регистрации субъектов малого предпринимательства;
  • Упростить отчетность малого бизнеса перед государственными органами;
  • Смягчить административный и налоговый контроль и уменьшить размер штрафных санкций за нарушение законодательства;
  • Предоставить особые условия субъектам малого бизнеса для получения заказов на производство товаров и реализацию услуг, в частности, в рамках госзакупок.

Но прежде чем узнать, какие льготы малому бизнесу в 2018 году предоставляет государство, давайте разберемся, что собой представляют субъекты малого предпринимательства и кто к ним относится в 2018 году.

Кто относится к малому бизнесу

Закон № 209-ФЗ от 24.07.07 выделяет несколько категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • производственные кооперативы;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Разделение на категории малого и среднего бизнеса проводится по двум основным критериям: количеству работников и получаемому доходу.

Категория

Количество работников

Предельная выручка за год

Большей государственной поддержкой пользуется именно малый бизнес, а не средний, поэтому подробнее рассмотрим критерии отнесения к этой категории. Поправки, внесенные в прошлом году в закон № 209-ФЗ, позволили с 2016 года относить к малому бизнесу (в том числе, к микропредприятиям) большее количество бизнесменов:

  • Лимит годовой выручки от реализации товаров и услуг для малых предприятий увеличился с 400 до 800 млн рублей, а для микропредприятий – с 60 до 120 млн рублей.
  • Выросла разрешенная доля участия других коммерческих организаций (не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства) в уставном капитале малого предприятия – с 25% до 49%.
  • Средняя численность работников осталась прежней — не более 15 человек для микробизнеса и не более 100 человек для малого предприятия.
  • Увеличен период, в течение которого бизнесмен относится к этой категории, даже если он превысил лимит по выручке или численности работников – с двух до трех лет. Так, если лимит был превышен в 2017 году, то компания утратит право считаться малой только в 2020 году.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то для них действуют те же самые критерии разделения на малый и средний бизнес: по доходам и количеству работников. Тех ИП, кто не является работодателями, оценивают по полученной за год выручке (данные в таблице выше). Индивидуальных предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Налоговые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Самое главное преимущество налоговых льгот для малого бизнеса в том, что они напрямую снижают сумму налогов, которые бизнесмен должен перечислить в бюджет. В России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться которыми могут только субъекты малого и микробизнеса:

  1. УСН – лимит годовой выручки в 2018 году – не более 150 млн. руб., численность работников – не более 100 человек.
  2. ЕНВД – лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.
  3. ПСН – на этом режиме могут работать только индивидуальные предприниматели, разрешенное количество работников — всего 15 человек, причем, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте – 60 млн рублей.
  4. ЕСХН – лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение (не более 300 человек) только для ИП и рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей. Для сельскохозяйственных организаций такого ограничения нет.
Другие публикации:  Нотариус тула в выходные

Дополнительная неявная льгота для УСН Доходы и ЕНВД – это уменьшение авансового платежа и квартального вмененного налога на сумму уплаченных в отчетном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя.

Подробнее: Предельная база для начисления страховых взносов в 2018 году

С 2016 года перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на своей территории для плательщиков ЕНВД и УСН еще более низкие налоговые ставки, чем предусмотрено этими режимами. Так, налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а на УСН – с 6% до 1%. По сути, регионы могут создавать на своей территории настоящие налоговые гавани почти с нулевым налогообложением. Все, что требуется государству от предпринимателей, зарегистрировавшихся в этих регионах, — это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников.

Наконец, в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум – двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, то есть, по нулевой налоговой ставке. Для этого надо будет удовлетворять ряду условий:

  • быть впервые зарегистрированным в статусе ИП после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;
  • выбрать налоговый режим ПСН или УСН;
  • осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.

Таким образом, налоговые льготы малому бизнесу в 2018 году позволяют начать свое дело, вкладывая большую часть получаемого дохода в дальнейшее развитие бизнеса, а не отдавая его государству в виде налогов.

Собираетесь открыть свой бизнес? Не забудьте про расчётный счёт. Самые надежные банки с выгодными тарифами представлены здесь.

* 3 месяца в подарок при оплате сразу за 9 месяцев обслуживания счёта

Административные льготы для малого бизнеса в 2018 году

Не секрет, что законодательство, регулирующее деятельность бизнеса в России, можно назвать сложным, запутанным, изобилующим суровыми санкциями за его нарушение. Одна из причин, заставляющая предпринимателей уходить в тень, – это административные трудности, такие как сложный порядок отчетности, оформления кадров и денежных расчетов, частые проверки надзорных органов, нежелание банков выдавать необеспеченные кредиты и т.д.

Для решения этих вопросов государство предложило ряд административных льгот для малого бизнеса, которые действуют в 2018 году:

  1. Плательщики ЕНВД и ПСН вправе проводить наличные расчеты без применения кассового аппарата, до июля 2019 года. Исключение — сфера торговли и розницы. Здесь ККТ для организаций и ИП с работниками потребуется с июля 2018 года.
  2. Организации, которые относятся к малым, могут вести бухучет в упрощенной форме
  3. Малые организации и ИП имеют право вести кассовые операции в упрощенном порядке и не устанавливать лимит кассы.
  4. Работодатели, относящиеся к категории малого бизнеса, вправе оформлять срочные трудовые договоры на срок до 5 лет (по общему правилу, трудовые договоры с большинством категорий работников являются бессрочными). При этом надо соблюдать два условия: численность персонала не может превышать 35 человек, а работник должен дать свое согласие на заключение срочного договора.
  5. Надзорные каникулы для малого бизнеса на период 2016-2018 годов – запрет на проведение плановых неналоговых проверок. Внеплановые неналоговые проверки, а также проверки от ФНС и фондов по-прежнему могут проводиться в любое время.
  6. Региональные и местные власти в субъектах РФ могут заключать с представителями малого бизнеса договоры аренды зданий и помещений на льготных условиях в течение 5 лет, а также предоставлять арендаторам преимущественное право выкупа такого имущества.
  7. При получении банковского кредита малые предприятия могут обратиться в гарантийные организации для получения государственной гарантии, что значительно повышает шансы заемщика.
  8. Для участия представителей малого бизнеса в госзакупках предусмотрена специальная льгота — госзаказчики обязаны производить не менее 15% совокупного годового объема закупок у этой категории.

Финансовые льготы для малого бизнеса в 2018 году

Здесь речь идет уже не об улучшения условий для ведения бизнеса, а о льготах предприятиям малого бизнеса и индивидуальным предпринимателям в виде прямой финансовой поддержки, например, субсидий:

  • на возмещение части затрат по договорам лизинга
  • на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам
  • на возмещение части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях
  • для начинающих предпринимателей (до 500 тысяч рублей).

Безвозмездные субсидии и гранты предоставляются малому бизнесу в рамках Федеральной программы, действующей до 2020 года. Мы собрали базу субсидий по субъектам РФ, каждый регион предлагает свои льготы для малого бизнеса.

Минэкономразвития повышает налог на малый бизнес форум

Сейчас в Архангельске

переменная облачность Ощущается как -14

Мобильное приложение

Сообщения от редакции — прямо в руки

На сайте 29.RU появилась функция «Сообщения редакции». Мы будем писать о важных событиях, новостях нашего портала и рассказывать о готовящихся публикациях.

Минфин предложил повысить единый налог для малого бизнеса

Минфин предлагает начиная с 2017 года возобновить ежегодное увеличение единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для малого бизнеса. В предстоящие три года повышающий коэффициент-дефлятор, от которого зависит величина ЕНВД, предложено увеличить на 14,7% (в 2017 году – на 5,17%, в 2018 году – на 4,81% и в 2019 году – на 4,09%). На 2016 год дефлятор, который должен учитывать рост потребительских цен, был заморожен на уровне 2015 года из-за сложной экономической ситуации, информирует РБК.

Предложение содержится в опубликованном вчера законопроекте Минфина о налоговых вычетах для предпринимателей, купивших кассовые аппараты нового образца. В пояснительных материалах к документу не объясняется, почему нужно разморозить индексацию ЕНВД, упоминается только намерение изменить механизм назначения повышающего коэффициента – сейчас он устанавливается ежегодно, а предлагается определять его на три года вперед. Это «обеспечит предсказуемость роста налоговой нагрузки» для малого бизнеса, объясняют авторы проекта. Пресс-служба Минфина сообщила РБК, что коэффициент для перерасчета ЕНВД индексируется автоматически.

ЕНВД заменяет малым предприятиям уплату почти всех налогов, но использовать его разрешено только в определенных видах деятельности (преимущественно в розничной торговле, общественном питании, при оказании бытовых услуг). По данным Федеральной налоговой службы, на 1 января 2016 года эту систему налогообложения применяли почти 2,1 млн субъектов малого бизнеса – около 1,8 млн индивидуальных предпринимателей и больше 313 тыс. ООО. По данным Минфина, актуальным на 20 сентября 2016 года, местные бюджеты получили от ЕНВД 54,6 млрд руб., в 2015 году поступления от этого налога составили 78,5 млрд руб. ЕНВД – один из главных источников пополнения муниципальных бюджетов.

До 2016 года ЕНВД ежегодно увеличивался – за счет регулярного роста повышающего коэффициента-дефлятора. Этот коэффициент – один из компонентов-множителей формулы, которая используется при расчете налога (сам налог никак не связан с реальным уровнем доходности бизнеса, этот доход ему «вменяют» власти, к примеру, исходя из общей площади торговых залов и т.п.). Согласно Налоговому кодексу, коэффициент-дефлятор ежегодно пересматривается Министерством экономического развития, на каждый последующий год он устанавливается с учетом инфляции за предшествующий год (то есть при установлении коэффициента на 2017 год должна учитываться инфляция за 2016 год). Предложенный Минфином рост коэффициента примерно соответствует прогнозам по инфляции из его же проектировок, изложенных в письме от 21 июля 2016 года. Из тех проектировок следует, что в 2016 году Минфин ожидает инфляцию на уровне 5,9%, в 2017 году – 4,8%, в 2018 году – 4,5%.

Но в 2016 году этот коэффициент, а соответственно, и сам ЕНВД не повышались: Минэкономразвития сначала своим приказом резко увеличило этот коэффициент на 2016 год – почти на 16%, но позже поддержало законопроект председателя бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова, который требовал заморозить коэффициент на уровне 2015 года, чтобы не обременять дополнительно бизнес в сложной экономической ситуации. При этом министр экономики Алексей Улюкаев не исключал, что заморозка может продлиться и дольше 2016 года. Минфин тогда оценивал, что из-за заморозки дефлятора бюджеты недосчитаются 14 млрд руб.

Пресс-служба министерства сообщила РБК, что «в соответствии с действующим законодательством коэффициент-дефлятор будет проиндексирован на следующий год автоматически». В конце 2014 года президент Владимир Путин объявил четырехлетний мораторий на изменение налоговых условий для бизнеса. Но предложение Минфина «не увеличивает налоговую нагрузку на малый бизнес по сравнению с действующим законодательством», утверждает ведомство. С Минэкономразвития, которое по закону отвечает за расчет коэффициента-дефлятора, Минфин свой проект еще не согласовывал, следует из ответа РБК пресс-служб обоих ведомств.

Минэкономразвития РФ: Налог на недвижимость не будет введен, пока не будет доработан механизм ее оценки

Минэкономразвития РФ считает преждевременным вводить налог на недвижимость, пока не доработан механизм оценки имущества в России, заявил журналистам министр экономического развития РФ Андрей Белоусов в кулуарах конференции газеты «Ведомости» «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату«.

Он отметил, что министерство сейчас работает над этим. «Но пока мы эту проблему не решим, я считаю, что торопиться с введением налога на имущество, который базируется на кадастровой оценке, нам не стоит«, — цитирует его агентство «Прайм».

Другие публикации:  Приказ минфина 135 от 22102012

Напомним, что проект закона о новом налоге на недвижимость, исчисляемом по кадастровой стоимости, планировалось осенью внести в правительство РФ и в Госдуму. Предполагалось, что сам налог начнет взиматься не ранее 2014 года. По словам представителей министерств, ведомств и экспертов, сдерживает введение нового налога отсутствие массовой оценки объектов и поправки в Налоговый кодекс РФ.

Минэкономразвития РФ ранее предложило переходный механизм для расчета налога на имущество физических лиц – новый порядок расчета инвентаризационной стоимости для налогообложения в размере 3% от кадастровой стоимости.

Ключевая проблема сегодня заключается в том, что кадастровая оценка недвижимости, земли, объектов капитального строительства иногда в разы отличается от рыночной оценки, сказал министр.

«Это очень большая проблема, это говорит о том, что мы сделали что-то не то с механизмом оценки в регионах«, — сказал Белоусов.

Он напомнил, что на основе кадастровой оценки объектов как раз и должен исчисляться налог на недвижимость, поэтому, прежде всего, нужно разобраться с оценкой. Другая проблема, по словам министра, связана с отсутствием ответственности оценщика за качество оценки.

«Сейчас мы работаем над тем, как усилить механизм оценки, прежде всего, имея в виду повышение ответственности оценщиков«, — отметил он.

Официальный сайт уполномоченного
по защите прав предпринимателей
в краснодарском крае
Якимчика Игоря Ивановича

Заседание Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса

Время приема Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае И.И.Якимчика

Первый и третий вторник месяца с 14.00 по 17.00 — г.Краснодар, ул. Карасунская, д.60 оф. 58;

Второй и четвертый вторник месяца с 14.00 по 17.00 — г.Краснодар, ул. Мира, д.28 — Общественная приемная Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.

В г. Краснодаре состоялось заседание Межотраслевого Совета потребителей по вопросам деятельности естественных монополий при главе админиcтрации (губернаторе) Краснодарского края

Форум «Дело за малым» пройдет в г.Краснодаре 18 — 19 октября 2018 года в Выставочном центре «Экспоград Юг»

В г. Краснодаре состоялась конференция-семинар на тему: «Защита прав и законных интересов предпринимателей Краснодарского края при осуществлении контрольно-надзорной деятельности»

Игорь Якимчик посетил сизо в г.Краснодаре

Прокурор Краснодарского края и Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае провели совместный прием

В Краснодаре обсудили взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями

Игорь Якимчик дал интервью телерадиокомпании Краснодар»

Телеканал ВГТРК Сочи — Вопросы земельно-имущественных отношений в строительной отрасли обсудили в Сочи 27 апреля 2018 года

  • Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов и губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев провели рабочую встречу»

    Состоялся Общественный совет при прокуратуре края в Славянске — на — Кубани»

    Актуальные проблемные вопросы предпринимателей осуществляющих пассажирские перевозки

    Блокировка счетов банковскими организациями. Что мешает развитию бизнеса

  • Заседание Государственного совета по вопросам развития малого и среднего бизнеса

    В г. Краснодаре состоялось совещание по актуальным проблемным вопросам предпринимательской деятельности

    Встреча бизнес — омбудсмена Бориса Титова и прокурора края Сергея Табельского

    Встреча бизнес — омбудсмена Бориса Титова и губернатора Кубани Вениамина Кондратьева

    В г.Краснодаре состоялся семинар Совета Европы ПРЕКОП 2

    В г.Краснодаре Борис Титов представил «Стратегию Роста»

    Встреча бизнес — омбудсмена Бориса Титова и губернатора Кубани Вениамина Кондратьева

    Уполномоченный по защите прав предпринимателей на Кубани Игорь Якимчик: власть сегодня должна работать с бизнесом на стадии развития

    Программа «Через край» выпуск от 23.06.2016

    Программа «Бизнес курс» выпуск от 18.06.2016

    На Кубани начал работу первый многофункциональный центр для предпринимателей

    В Краснодаре подвели итоги деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае за 2 года деятельности.

    Cостоялось расширенное совещание Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Игоря Якимчика с представителями бизнес-сообщества в Краснодарском крае

    В Краснодаре с участием Бориса Титова прошло заседание Общественного совета по защите прав предпринимательства при Прокуратуре Краснодарского края

    В гостях у программы «Факты. Мнение» — уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Игорь Якимчик

    Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае

    Совещание по вопросам развития отечественного предпринимательства с В.В. Путиным в г.Воронеж

    Заседание общественного совета по защите прав предпринимателей при прокуратуре Краснодарского края с участием Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова

    В Новороссийске обсудили основные проблемные вопросы предпринимателей Кубани

    Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае провел круглый стол на тему: «Актуальные вопросы налогообложения, исходя из кадастровой стоимости, объектов недвижимого имущества»

    Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае рассматривает обращения обвиняемых и осужденных предпринимателей

    Назначен общественный представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае в г.Краснодаре

    Состоялся круглый стол на тему: «Актуальные проблемы предпринимателей Краснодарского края»

    В г.Анапа назначили общественного представителя Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае

    Руководство страны поддержало 59 конкретных предложений по защите прав отечественного бизнеса

    Предприниматели Кубани и МФЦ

    Игорь Якимчик принял участие во встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным и омбудсменами

    Уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей Борис Титов: экономике не поможет «косметический» ремонт

    Минэкономразвития предлагает серьезно сократить налоговую нагрузку на бизнес

    Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Краснодарском крае Игорь Якимчик высказался по данной теме, которая на сегодняшний день является главной проблемой в ведении бизнеса и стабильности Российской экономики и предпринимательского сообщества, а так же препятствием по созданию новых рабочих мест. Снижение налоговой ставки является лучшим способом помочь российскому бизнесу. Правительство готовит такой проект каждый год, но сейчас документ должен стать программой специализированных реформ, которые разработаны в дополнение к антикризисному плану. Это точечные, но очень важные меры, о которых очень просил бизнес, в том числе иностранный.

    Минэкономразвития предлагает серьезно сократить налоговую нагрузку на бизнес — от снижения социальных взносов для малого бизнеса до налоговых кредитов для крупного.

    В распоряжении «Ведомостей» оказалась часть проекта Основных направлений деятельности правительства (ОНДП), посвященная улучшению делового климата. Документ подготовлен Минэкономразвития и внесен в правительство в пятницу, рассказали два федеральных чиновника. Представитель Минэкономразвития подтвердил это.

    Правительство готовит ОНДП каждый год, но сейчас документ должен стать программой структурных реформ, которые не попали в антикризисный план, рассчитанный на 2015 г. Это конкретные меры, о которых очень просил бизнес, в том числе иностранный через консультативный совет по иностранным инвестициям при правительстве, рассказывает один из разработчиков документа.

    Минэкономразвития предлагает существенно снизить налоговую нагрузку на малый бизнес до 2018 г. Во-первых, уменьшить ставку страховых взносов для бизнеса, применяющего упрощенную систему налогообложения, с 20% (общая — 30 и 10% — с зарплат, превышающих определенный уровень) до 14%. Во-вторых, увеличить вдвое до 120 млн руб. сумму выручки, при которой можно платить налоги по упрощенной системе.

    По ставке 14% предприниматели платили ЕСН до его замены в 2010 г. страховыми взносами. Но и ставкой 20% был недоволен социальный блок правительства. В 2013 г. вице-премьер Ольга Голодец предлагала повышать ее с 2014 г. по 2 п. п. в год, но добиться этого ей не удалось. Идея же о еще большем снижении взносов для предпринимателей очень странная, говорит чиновник Минфина: «Сейчас это возможно, только если пенсионные права будут урезаны». Но это очень трудное решение, нужна политическая воля, указывает чиновник: «Ведь ставка снизится у работодателя, а пенсии — у работника».

    Непросто будет Минэкономразвития добиться и повышения до 120 млн руб. порога выручки, позволяющего применять упрощенную систему. Министерство уже безуспешно пыталось включить эту меру в антикризисный план. Одобренный ранее правительством план позволяет регионам снижать ставку по упрощенной системе с 6 до 1%, расширять еще и базу — большие риски, возможно, бизнес будет дробиться на мелкие фирмы, говорил чиновник. А вот ФНС не видела в этом больших рисков, спорил сотрудник налоговой службы. Снижение налоговой нагрузки на малый бизнес — это поддержка занятости, настаивает чиновник финансово-экономического блока правительства.

    Для бизнеса нагрузка по страховым взносам более обременительна, чем по налогам, говорит Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Из-за сжатия спроса многие предприятия снова переходят на упрощенную систему (упала выручка): для такого бизнеса снижение нагрузки будет радикальным — с 30 до 14%, отмечает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Но есть риски для бюджета, предупреждает Суслина. Если поставке 14% смогут платить только определенные категории бизнеса, то схемы дробления расцветут, уверен партнер «Щекин и партнеры» Денис Щекин.

    Наконец, в документе министерство обещает малому бизнесу оставить его в покое: воздерживаться от любого усложнения регулирования и «на период преодоления кризисных явлений в экономике» установить мораторий на проверки малых предпринимателей с положительной историей проверок. Такой мораторий так же важен, как и обещанный президентом запрет в течение четырех лет ухудшать налоговые условия, указывает владелец «Р-фарма» Алексей Репик.

    Минэкономразвития предлагает налоговые преференции среднему и крупному бизнесу для поддержки инвестиций — инвестиционный кредит по уплате пошлины (должны платиться проценты) и отсрочку НДС при импорте непроизводимого в России оборудования, комплектующих и материалов (не входящих в перечень, выведенный из-под налогообложения). Но импорт должен быть для инвестиционных проектов. Это были предложения «Деловой России», рассказывает Данилов-Данильян: «Мы встречались с министром экономического развития Алексеем Улюкаевым и его замом Станиславом Воскресенским и убедили их».

    Другие публикации:  Фиктивный договор что это такое

    Сейчас компании платят НДС при ввозе оборудования, но возместить налог могут не сразу, объясняет Данилов-Данильян: «Создается серьезный разрыв ликвидности». НДС платится сразу при ввозе, а на возмещение можно претендовать в момент постановки оборудования на учет, говорит Щекин. Но процесс растягивается до полугода, а налоговики часто давят, убеждая получить возмещение уже после ввода в эксплуатацию всего объекта, рассказывает он, «иначе обещают проблемы и проверки».

    Для бюджета в среднесрочном плане разницы нет, а для компаний критически важно не отвлекать ресурсы, говорит Данилов-Данильян: «Из-за кризиса, девальвации и резкого роста ставок операционный денежный поток может стремиться к нулю».

    Идея инвестиционного кредита по пошлинам возникла из-за жалоб нефтяников, вспоминает федеральный чиновник. Нагрузка по импортной пошлине колеблется в районе от 5−20%, средняя — 11,5%, по данным «Деловой России»: таможенная стоимость исчисляется в долларах по текущему курсу, поэтому из-за девальвации растет уплачиваемая в рублях пошлина.

    Кредит по пошлинам можно было бы растянуть на 1−2 года, пока не кончится кризис, считает Данилов-Данильян. Год — максимальный срок, иначе начнутся злоупотребления, опасается федеральный чиновник. Риски налоговых схем и так очень велики, отмечает он: оборудование может ввозиться через фирмы-однодневки, которые потом исчезнут, и бюджет так и не получит деньги. Срок кредита должен быть индивидуальным — до момента запуска завода или до выхода на самоокупаемость, предлагает Репик: для кого-то это может быть два года, для кого-то — 10 лет.

    Малый бизнес следует избавить от избыточных и абсурдных требований

    Какой помощи ждет бизнес от государства, что мешало ему развиваться в 2018 году, как устранить помехи и каких изменений ждать в новом году? За ответом на эти и другие вопросы «Опора бизнеса» обратилась к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елене Артюх.

    – Елена Николаевна, мотиваций для позитивных изменений в сфере предпринимательства и роста числа предприятий МСП – более чем достаточно. На федеральном уровне это инициированный Президентом РФ нацпроект, на местном, особенно в небольших муниципальных образованиях, – борьба с безработицей и увеличение сборов в бюджет. Но ведь мы не растем, о чем свидетельствует официальная статистика, а также количество и характер обращений в адрес Уполномоченного. Какие первоочередные проблемы бизнеса должны побудить органы власти к действию и есть ли механизмы решения этих проблем?

    – Полная статистика обращений и жалоб, анализ проблем в сфере предпринимательства Свердловской области как всегда будут отражены в моем годовом отчете, который будет представлен всем уровням власти и общественности. По результатам девяти прошедших месяцев (я буду опираться на них) могу сказать, что значительное количество жалоб в этом году касалось деятельности контрольно-надзорных органов. А именно – роста числа внеплановых и часто необоснованных проверок. Это проблема остро стоит не первый год. В 2016 году количество жалоб по проверкам составило 18 процентов от числа обращений в аппарат Уполномоченного. В 2017 году снизилось в два раза (9 процентов) и мы, конечно же, радовались данному обстоятельству. Однако в текущем году кривая жалоб по данной тематике вновь поползла вверх. Сегодня это около 14 процентов от общего числа обращений.

    – Жалуются, конечно же, на внеплановые проверки?

    – Парадокс, но за время действия моратория на плановые контрольно-надзорные мероприятия число внеплановых проверок выросло в несколько раз. Неслучайно на проблему обратил внимание президент Владимир Путин. Он заявил о необходимости ограничить их рост – до 30 процентов к объему плановых. Эксперты отмечают, и я с ними согласна, что простыми арифметическими действиями проблему не решишь. Нужна ревизия оснований для проверок, их число – зашкаливает. Всем ясно, что без полноценного и объективного контроля страна будет получать проблемы с санитарной, пожарной безопасностью и так далее. Но пределы количества и качества проверок должны быть разумными. Это первое.

    Вторая проблема, которую Правительство РФ как будто взялось решать, связана с заоблачными объемами требований к бизнесу. Эксперты аппарата федерального омбудсмена Бориса Титова насчитали порядка двух миллионов обязательных требований. Для сравнения, в Казахстане их 40 тысяч. Большая часть этих требований морально устарела. Считаю, что настало время избавить бизнес от нетехнологичных, дублирующихся, взаимоисключающих требований.

    – Что может и должно сделать Правительство России, в частности, Минэкономразвития?

    – В Минэкономразвития разработана «дорожная карта» на этот счет, но результатов ее действия мы не видим. И реестр требований, и перечень оснований остаются на прежнем уровне.

    – В 2017 году предприниматели жаловались на задержку оплаты услуг, оказываемых в рамках муниципальных и государственных контрактов. Что-то изменилось с тех пор?

    – Проблема осталась. Но мы сумели найти новые эффективные механизмы ее решения. Эти непростые вопросы все чаще нам удается решать путем переговоров – не доводя дело до суда.

    – На что жалуются предприниматели?

    – На волокиту и бездействие при расследовании уголовных дел, необоснованные отказы в возбуждении уголовного дела, когда противоправные действия совершаются в отношении предпринимателей, на воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, когда документация и печати изымаются в ходе доследственной проверки при осмотре места происшествия…

    – Что еще нужно для того, чтобы решить поставленную В. Путиным задачу – довести количество занятых в сфере МСП до 25 млн?

    – Первое – обеспечить свободный старт новым предпринимателям и поддерживать начинающих. Чтобы не было ситуаций, когда с порога дают от ворот поворот вопросами: а хорошо ли ты подумал, известно ли тебе, что в стране экономический кризис и т. п. Вместо того, чтобы создать доброжелательную обстановку, дать необходимые разъяснения, вручать памятку с требованиями. Второе – необходимо сделать все возможное для того, чтобы легализовать теневой бизнес, хотя бы ту часть, которая готова перестать рисковать. Я предложила создать рабочую группу для выявления «теневиков». Но я не являюсь сторонником репрессий. Я за то, чтобы с ними велась работу, чтобы им помогли легализоваться.

    – Есть чем порадовать бизнес в 2019 году?

    – Свердловская область одна из немногих, кто воспользовался предоставленной федеральным законодателем возможностью снижения сельхозналога. У нас он снижен до пяти процентов, причем для всех предприятий АПК. Отличная новость, касающаяся страхования средств МСП на банковских счетах. Раньше это было возможно только для физических лиц и ИП. С 1 января 2019 года, в случае отзыва у банка лицензии и прекращения операций, возмещение суммы объемом 1 млн 400 тысяч гарантируется юридическим лицам. Но предпринимателям следует обратить внимание на такое требование, как присутствие юрлица в реестре МСП. Так что зайдите и проверьте, есть ли вы там. Думаю, многих обрадует новелла ФЗ № 159 о праве на бессрочный преимущественный выкуп арендуемого государственного и муниципального имущества. На мой взгляд, важным и своевременным является пакет законов о снижении уголовно-правовых рисков для предпринимателей, внесенный Президентом РФ. Поддерживаю, как и многие, инициативу по внесению в УК РФ поправки, определяющей особый порядок изъятия электронных носителей информации. В чем суть новеллы? В том, что изъятие должно проводиться только в исключительных случаях, по решению суда и с оставлением копии. Чтобы не парализовать деятельность предприятия и не наносить ущерб сотрудникам, контрагентам, бюджету. Это правильно.

    Очень рассчитываю на то, что до конца этого года будет принят областной закон о введении звания «Заслуженный предприниматель Свердловской области». С этой идеей я обратилась к губернатору еще в 2015 году. Недавно Евгений Куйвашев внес документ на рассмотрение Заксобрания. Это будет хороший механизм признания публичной властью ценности предпринимателя, его вклада в развитие региона.

    – На Ваш взгляд, что еще могли бы сделать в уходящем году власти области, Екатеринбурга, но не сделали – чего Вам не хватило?

    – Не хватило определенности с политикой в отношении объектов нестационарной торговли. Прежде всего, в Екатеринбурге. До сих пор этот вопрос окончательно не урегулирован, хотя до конца года остался месяц. Хотелось бы на этот счет ясной позиции. Неоднократно слышала, что уличная торговля роняет достоинство уральской столицы.

    – С другой стороны, городская дума решилась снизить налог для ИП, владеющих помещениями в торговых центрах…

    – Я очень рада, что восприняли заключение Уполномоченного по этому вопросу. Я с февраля вела переписку с администрацией города, обращалась в ФАС. Слава богу, справедливость восторжествовала.

    Ждем определенности с инвестиционным налоговым вычетом (ИНВ). Пока что комитет Заксобрания по бюджету, финансам и налогам принял в трех чтениях законопроект о введении ИНВ в отношении резидентов туристического кластера «Гора Белая». Мы, рабочая группа при Уполномоченном, в состав которой входят представители бизнеса, СОСПП, вносили предложения о введении вычета для приоритетных отраслей, обозначенных в «Пятилетке развития». Такое решение пошло бы на пользу региональному бизнес-климату, а это новые инвесторы, новые рабочие места. Надеюсь, работа продолжится.