Контроль органов опеки и попечительства

Контроль органов опеки и попечительства

Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка, за исключением случаев усыновления отчимом (мачехой) при условии, что совместно с отчимом (мачехой) и ребенком проживает один из родителей ребенка, проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства в следующем порядке:

— первое контрольное обследование — в первый год после усыновления по истечении 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 7-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;
— второе контрольное обследование — по истечении 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;
— третье контрольное обследование — по истечении 23 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 25-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;
— четвертое контрольное обследование — по истечении 35 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 37-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Необходимость проведения контрольного обследования по истечении 3 лет определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителя(ей). Контрольное обследование проводится с сохранением тайны усыновления.

(Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 г. №275)

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей на основании главы 5Федерального закона от 24.04.2008 г. №48-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.) «Об опеке и попечительстве» и глав20 и 21Семейного Кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. №423.

Орган опеки и попечительства обязан осуществлять проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.04.2008 г. №48-ФЗ (ред. от 05.05.2014 г.) «Об опеке и попечительстве».

Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:
— 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
— 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
— 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

! Только при поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.

В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.

Форма отчёта утверждена в федеральном законодательстве. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, отчуждении имущества, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии договоров купли-продажи, дарения, мены, копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.

Контроль органов опеки и попечительства

Контроль органов опеки и попечительства

Контрольное обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка, за исключением случаев усыновления отчимом (мачехой) при условии, что совместно с отчимом (мачехой) и ребенком проживает один из родителей ребенка, проводится уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства в следующем порядке:

— первое контрольное обследование — в первый год после усыновления по истечении 5 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 7-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;

— второе контрольное обследование — по истечении 11 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 13-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;

— третье контрольное обследование — по истечении 23 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 25-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда;

— четвертое контрольное обследование — по истечении 35 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, но не позднее окончания 37-го месяца со дня вступления в законную силу решения суда.

Необходимость проведения контрольного обследования по истечении 3 лет определяется органом опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной ситуацией, складывающейся в семье усыновителя(ей). Контрольное обследование проводится с сохранением тайны усыновления.

(Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 г. №275)

Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.

Орган опеки и попечительства обязан осуществлять проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Плановые проверки проводятся уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства на основании акта органа опеки и попечительства о проведении плановой проверки.

При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:

— 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

— 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;

— 1 раз в 6 месяцев в течение второго года и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна.

Орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку при поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного,.

В случае изменения места жительства подопечного орган опеки и попечительства по новому месту его жительства при получении личного дела подопечного обязан в течение 3 дней со дня его получения провести внеплановую проверку.

Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.

Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, отчуждении имущества, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. К отчету опекуна или попечителя прилагаются документы (копии договоров купли-продажи, дарения, мены, копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды.

Полномочия и права органов опеки и попечительства, обжалование действий ООП

Органами опеки и попечительства являются инстанции исполнительной отрасли власти РФ, которые наделены функциями по устройству детей или определенных категорий граждан. Такие правоотношения оформляются относительно детей и лиц, не обладающих достаточной дееспособностью.

Функции их распространяются на тот сектор отношений, который касается несовершеннолетних детей, лишившихся родительской поддержки. Относительно совершеннолетних граждан, то о них заботятся тогда, когда они признаны недееспособными или их дееспособность ограничена.

Органы опеки и попечительства – это сектор районного муниципалитета, который работает на уровне районов. На сектор положены следующие обязанности:

  1. Ведение списка детей, которые не имеют поддержки родителей, детей-сирот, полностью лишившихся родителей.
  2. Ведение базы данных, куда вносят ведомости о будущих опекунах, усыновителях или попечителях, подавших свои кандидатуры на оформление отношений.
  3. Устройство сирот к приемным родителям или в государственные учреждения, такие как приюты.
  4. Защита прав, интересов детей, лишившихся родительской поддержки, которым еще нет 18 лет.
  5. Работники сектора занимаются урегулированием семейных конфликтов, между родителями, способствуют их примирению.

Ввиду перечисленных функций, органы опеки и попечительства имеют ряд полномочий, а также прав, установленных в регламентах и законах. В их функции входит забота о тех лицах, на которые распространяется их юрисдикция, относительно которых они имеют полномочия действовать.

Функции органов опеки и попечительства предусматривают то, что их сотрудники заботятся об имуществе подопечных. Они принимают меры для охраны их частной собственности от незаконных действий третьих лиц.

Отдел по опеке и попечительству существует в каждом секторе области (районе), и возглавляется департаментом. В своей деятельности он должен взаимодействовать с иными государственными инстанциями, в том числе и с судом. Так, к примеру, сотрудники отдела обращаются в суд с исковым заявлением о том, чтобы признать гражданина лишенным дееспособности. Они подают заявления и в иные инстанции для выполнения своих обязанностей.

Полномочия и права

Поскольку органы опеки и попечительства являются ветвью исполнительной власти, им отведен ряд полномочий, а также прав, дающих возможность полноценно выполнять свои функции.

Полномочия органов опеки и попечительства строго регламентированы законодательными актами страны. Они закреплены нормами гражданских законов, а также соответствующим законом.

Полномочия их нацелены на социальный контроль работы попечителей или опекунов, а также на их отношения с лицами, взятыми под опеку.

Отдел по опеке и попечительству, куда обращаются граждане, может представлять интересы тех лиц, которые имеют недостаточную дееспособность или вообще лишены ее, а также несовершеннолетних детей, лишившихся родительской поддержки. Органы опеки и попечительства занимаются представительством тогда, когда их опекуны совершают поступки, противоречащие закону или интересам подопечных.

Такое противоречие может проявляться как в социальном, так и физическом спектре. Также представительство осуществляется для защиты имущественных интересов. А если сами чиновники нарушают закон, то следует сообщать об этом в департамент или другие органы.

Полномочия, которые возложены на отдел опеки и попечительства, предусматривают также контролирование деятельности попечителей определенного сектора. Сотрудники имеют право придти к ним домой, проверить условия, в которых живут подопечные.

Они могут проверить состояние их здоровья или проконтролировать имущественные интересы, посетив опекунов с инспекциями. Данные полномочия касаются не только частных лиц, оформивших опекунство, но специализированных учреждений, в чьих стенах обитают подопечные. Это могут быть:

  • госпитали;
  • психлечебницы;
  • дома для престарелых лиц и так далее.

Органы опеки и попечительства также должны передавать ведомости о смене жилья подопечного. Такие ведомости подаются по секторам на определенные инстанции.

В права органов входит право обращаться в суды с исками. Это могут быть заявления о лишении дееспособности полностью или частично. Если существуют обстоятельства, которые отменяют ограничение дееспособности лица, то иск судье подают именно сотрудники этих органов.

Отдел опеки и попечительства может заключить договор на управление по доверенности собственностью и недвижимостью лиц, находящихся под социальной опекой. Сотрудники отдела дают разрешение на действия с этим имуществом или запрещают их проведение. Многочисленные полномочия органов опеки и попечительства обозначены именно тем, что орган опеки и попечительства принимает решение по оформлению опеки.

Орган опеки и попечительства также может лишить опекунов их прав, лишить родительских прав биологических родителей ребенка, если его жизни или здоровью грозит опасность. Сотрудники органов, собрав комитет, также определяют, может ли лицо воспитывать ребенка, ухаживать за недееспособным человеком или нет.

Обжалование действий чиновников

Часто у граждан возникает вопрос, куда жаловаться на орган опеки и попечительства, если они остались недовольны работой его сотрудников. Конфликты между сторонами могут быть разные, но от них никто не застрахован, они всегда наносят вред ребенку или подопечному лицу.

Если нет возможности преодолеть недобросовестное отношение чиновников или их непонимание, то всегда можно пожаловаться на их действия в вышестоящие инстанции.

Куда жаловаться на такие действия?

  1. В первую очередь, это департамент социального обеспечения Москвы. Телефон департамента работает круглые сутки, информацию можно подать по номеру – 495 623 10 59. Официальную жалобу в департамент социального обеспечения можно послать по факсу или отправить по электронной почте. Но есть другие способы, куда можно жаловаться на деятельность или бездействия чиновников.
  2. Жаловаться на отдел опеки и попечительства, помимо департамента социального обеспечения, можно в районную администрацию по месту жительства.
  3. Можно жаловаться в прокуратуру или обратиться с иском в суд. При подаче жалобы следует указать те нормы закона, которые были нарушены чиновниками.
  4. Управление по опеке и попечительству – это еще одна служба, куда можно жаловаться на неправомерные действия чиновников. Это вышестоящий орган, в обязанности которого входит контроль деятельности секторов. Если работники сектора совершили неправомерное действие, то сообщение об этом поможет восстановить справедливость.
  5. В определенных случаях жаловаться можно уполномоченному по правам ребенка. В его обязанности входит контроль соблюдения прав несовершеннолетних.

Ответ на вопрос, куда жаловаться на чиновников, может быть разный, это зависит от каждого конкретного случая.

Таким образом, инстанции, занимающиеся вопросами устройства детей и других категорий граждан, наделены правами, а также обязанностями для того, чтобы помогать в устройстве детям сиротам или недееспособным гражданам. Каждый орган, расположенный в районе, отвечает за свой сектор, беря на учет всех детей без родительской опеки. Если действия чиновников каким-либо образом нарушают законодательство, то на них можно жаловаться в вышестоящие органы, департамент социального обеспечения или суд. Куда именно жаловаться в каждом случае, зависит от ситуации.

Органы опеки и попечительства: нюансы работы и полномочия

Все вопросы, связанные с передачей опеки, попечительства или усыновлением, решаются в соответствующем учреждении. В сферу деятельности учреждений входит не только организация передачи детей на воспитание, но и забота об интересах несовершеннолетних детях или частично (полностью) недееспособных.

Что такое органы опеки и попечительства. их задачи, полномочия и обязанности, подробно прописано сразу в нескольких нормативно-правовых актах. В частности, можно отметить такую правовую базу:

  • Семейный кодекс РФ – ст.77 и ст.121;
  • ФЗ №48 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве».

Обязанности службы опеки и попечительства

В п.1 ст. 121 СК РФ указаны следующие обязанности службы надзора:

  • выявление детей, оставшихся без внимания родителей;
  • учет детей с последующим составлением банка данных РФ, находящихся без участия родителей;
  • гарантии защиты интересов малолетних граждан до момента их передачи в специальное учреждение или под надзор другого лица;
  • контролировать процесс передачи и дальнейшего содержания детей, переданных на воспитание.

По закону другие организации не имеют права осуществлять передачу детей, оставшихся без внимания родителей, людям для осуществления надзорных функций. Более того, подобные действия классифицируются как превышение должностных полномочий и нарушение действующего законодательства.

Другие публикации:  Пояснительная записка к проекту о внесении изменений

В каких случаях представитель службы обязан изъять ребенка из семьи

Согласно ст. 77 СК РФ, а также при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью представитель учреждения обязан немедленно отобрать несовершеннолетнего у родителей (родителя), а также у других лиц, которые осуществляют надзор над несовершеннолетним.

Основанием для изъятия малолетнего гражданина из семьи можно считать специально составленный акт. Во время изъятия несовершеннолетнего представитель организации обязан выполнить следующие действия:

  • уведомить прокурора о совершенном изъятии;
  • обеспечить временное устройство несовершеннолетнего;
  • в семидневный срок после составления акта обратиться в судебную инстанцию с иском о лишении (или ограничении) родителей в их правах по отношению к ребенку.

Осуществление деятельности органами опеки

Деятельность данного учреждения регулирует отдельный нормативно-правовой акт – ФЗ №48 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве». В статье 5 указаны принципы, в соответствии с которыми служба работает, а также функции органов:

  • принятие и отказ гражданином от обязанностей по надзору за несовершеннолетними в свободном порядке;
  • контроль за деятельность по опеке и попечительству;
  • предоставление гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Помимо принципов, в этом же законе изложены основные задачи службы опеки:

  1. Защита прав и законных интересов граждан, испытывающих потребность в установлении над ними надзора.
  2. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, где содержатся недееспособные лица.
  3. Контроль за сохранностью имущества или управлением собственностью лиц, находящихся под попечительским надзором.

Помимо перечисленных, на службу могут быть возложены и другие задачи согласно положениям Федеральных законов и других нормативных актов субъектов РФ.

Полномочия органов опеки и попечительства

Помимо указанных задач и функций, важно выделить полномочия надзорного органа, в рамках которых действуют представители учреждения:

  1. Составлять обращение в суд о признании граждан или их подопечных недееспособными.
  2. Освобождать и устранять опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей.
  3. Предоставлять разрешение на проведение сделок с собственностью подопечных лиц или заключать договоры доверительного управления данной собственностью.
  4. Представлять интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан в судебных инстанциях или в других учреждениях.
  5. Осуществление проверки условий проживания жизни подопечных, а также граждан, претендующих на получение опеки над детьми.
  6. Подбор и регистрация, а также подготовка граждан, желающих стать опекунами, и детей, которые остались без участия родителей.
  7. Выдача разрешительных документов на раздельное проживание несовершеннолетних подопечных и их попечителей.
  8. Информирование граждан, претендующих на получение прав опекуна, о принятых решениях, а также о других действиях, связанных с выполнением соответствующих обязанностей.
  9. Оказание юридической помощи опекунам и их подопечным.

Полномочия органа могут быть расширены в рамках федеральных законодательных актов и других нормативных документов.

Некоторые нюансы работы органов опеки и попечительства

Органы опеки представляют собой исполнительную ветвь власти, поэтому в процессе работы они вынуждены взаимодействовать с другими органами власти. К примеру, они могут подавать исковые заявления в суд о лишении граждан их прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если они не исполняют своих обязанностей.

Также могут направлять заявление о признании гражданина РФ недееспособным или частично ограниченным в дееспособности.

Кроме этого, представители службы уполномочены вести все операции, связанные с управлением имуществом граждан, находящихся под надзором третьих лиц.

Следует отметить, что власть органов попечительства не безгранична и строго регламентируется правовыми нормами, прописанными в Гражданском кодексе РФ, а также указанными в других законодательных актах. Кроме того, все акты, составленные и изданные организацией, могут быть оспорены в судебном порядке, если участник процедуры не согласен с их содержанием.

Органы опеки и попечительства: полномочия, обязанности

Деятельность организаций по опеке и попечительству в современной России обросла неприглядными слухами. Само словосочетание «органы опеки» заставляет даже самых добропорядочных граждан волноваться за свои родительские права, ибо бытует мнение, что сотрудники обсуждаемой организации всегда найдут причину для того, чтобы разлучить несовершеннолетнего ребёнка с родителями.

Но так ли это на самом деле? Каковы полномочия органов опеки и попечительства? Каковы их обязанности? Контролируется ли их деятельность правительством Российской Федерации? Поговорим об этом в статье.

Функции органов опеки и попечительства

Деятельность органов опеки и попечительства регламентируется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» N 48-ФЗ. Рассматриваемый нормативный акт принят Государственной думой 11, одобрен Федерационным советом 16 и подписан Президентом Российской Федерации 24 апреля 2008 года.

Согласно рассматриваемому закону, обсуждаемые организации представляют собой исполнительную власть каждого конкретного субъекта России, отвечающую за благополучие несовершеннолетних граждан. Но чем занимается орган опеки и попечительства? На кого распространяется их деятельность?

В соответствии с законодательством РФ, функциями органов опеки и попечительства являются следующие:

  • Выявление социального сиротства;
  • Передача отпрысков в приёмную семью;
  • Защита прав и индивидуальных интересов сирот;
  • Обеспечение необходимым кровом и продовольствием несовершеннолетних детей, оставшихся без опеки взрослых;
  • Защита интересов несовершеннолетних граждан при судебных разбирательствах.

Соответственно, органы опеки и попечительства обеспечивают правовую защиту детям,оказавшимся в сложной ситуации из-за халатности взрослых.

В соответствии с актуальным текстом статьи 8 48-ФЗ, полномочия государственного органа по защите прав несовершеннолетних являются следующими:

  • Постановка на учёт лиц, нуждающихся в помощи;
  • Ходатайство в судебные органы о признании подопечного дееспособным или недееспособным;
  • Организация попечительства;
  • Предоставление письменных разрешений на проведение сделок и подписание договоров с участием ребёнка;
  • Представление интересов подопечных в суде;
  • Участие в бракоразводном процессе граждан, если одним из разрешаемых вопросов является будущее проживание несовершеннолетнего ребёнка;
  • Подготовка лиц, желающих усыновить сироту;
  • Мониторинг условий, в которых проживают подопечные.

Если у сотрудников органов опеки возникает подозрение в отношении качества содержания ребёнка в его родной семье или у опекунов, они уполномочены направиться по адресу проживания подопечного с целью проведения независимой проверки. При неудовлетворительных условиях проживания, рассматриваемые уполномоченные лица имеют право ходатайствовать о лишении родительских прав биологических родителей ребёнка или изъятии отпрыска из приёмной семьи. Действительные полномочия органа опеки и попечительства неоспоримы и утверждены законодательством РФ.

Основными обязанностями органов опеки и попечительства в отношении детей являются:

  • Произведение действий сотрудников ООП исключительно в соответствии с регламентом настоящего закона;
  • Определение прав и благополучия несовершеннолетних, как приоритетных основ деятельности;
  • Отслеживание уровня жизни несовершеннолетних у их официальных опекунов;
  • Предоставление временного убежища малолетним сиротам, а также оказание медицинской и психологической помощи, предоставление реабилитационных услуг;
  • Учет мнения ребёнка, если ему больше 14 лет.

В случае перемены подопечным постоянного места жительства, организация по опеке и попечительству обязана:

  • Передать полномочия по попечительству региональному органу опеки;
  • Отправить в региональную попечительскую организацию соответствующее ходатайство в течение 3-х дней с момента переезда несовершеннолетнего гражданина;
  • Передать личное дело подопечного соответствующей организации.

В обязанности органов опеки также входит контроль полной сохранности имущества подопечных вплоть до достижения таковыми возраста 18 лет.

Обязанности органа в отношении имущества подопечных

Отдельным пунктом можно выделить обязанности органов опеки в отношении имущества подопечного. Таким образом, продажа квартиры, одним из собственников которой является несовершеннолетний ребёнок, может быть осуществлена только при наличии письменного согласия организации по защите юридических прав несовершеннолетних. При этом уполномоченные сотрудники обязаны требовать от законных попечителей ребёнка документальных доказательств того, что взамен реализуемого жилья приобретается равносильное. В противном случае сотрудники органа попечительства обязаны отказать опекуну в его ходатайстве.

Рассматриваемой организацией Федерального масштаба должен осуществляться контроль за наследством несовершеннолетнего гражданина и за тем, как, до достижения ребёнком 18-летнего возраста, данным имуществом распоряжается его законный опекун. При выявлении нарушений или несанкционированного растрачивания собственности ребёнка, органы опеки обязаны вмешаться.

Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

В соответствии с действительным законодательством Российской Федерации, деятельность рассматриваемых представителей исполнительной власти Российской Федерации по делам несовершеннолетних контролируется следующими уполномоченными организациями:

  • Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор);
  • Местного самоуправления.

Данные организации основываются на следующих нормативных актах:

  • Конституции России;
  • Гражданско-Процессуальном кодексе;
  • Семейном кодексе.

Также процедуру мониторинга работ по обеспечению детей, оставшихся без непосредственной поддержки взрослых, контролируют региональные независимые организации. В Санкт-Петербурге, например, данные полномочия на себя берёт Комитет по социальной политике Правительства Санкт-Петербурга. По факту, выяснить какие организации занимаются контролем деятельности органов опеки и попечительства в конкретном субъекте Российской Федерации можно только находясь непосредственно на его территории.

При наличии уверенности в превышении сотрудниками ООП полномочий, необходимо обращаться в Прокуратуру или Суд.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что органы опеки и попечительства не могут совершать противоправных действий в отношении несовершеннолетнего ребёнка и его родителей или официальных опекунов. Рассматриваемая организация призвана защищать права ребёнка, а не нарушать их.

Контроль органа опеки и попечительства за сделками с имуществом несовершеннолетних

Органом опеки и попечительства контролируется совершение сделок с имуществом несовершеннолетних. Предварительное разрешение (согласие) органа опеки и попечительства требуется на: совершение законными представителями (родителями, усыновителями, опекуном) сделок и иных действий от имени малолетних, влекущих уменьшение имущества малолетних или отказ от принадлежащих им прав; дачу согласия законными представителями несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет (родителями, усыновителями, попечителем), на совершение детьми сделок и иных действий, влекущих уменьшение имущества несовершеннолетних или отказ от принадлежащих им прав. К указанным сделкам и действиям относятся сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие действия, влекущие уменьшение имущества подопечного.

style=»display:inline-block;width:240px;height:400px»
data-ad-client=»ca-pub-4472270966127159″
data-ad-slot=»1061076221″>

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель давать согласие на совершение таких сделок и других действий. При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребенка на них распространяются правила, установленные в ст. 37 ГК РФ в отношении распоряжения имуществом подопечного.

Таким образом, контроль со стороны органов опеки и попечительства осуществляется за сделками и иными действиями в отношении имущества как детей, лишенных родительского попечения, законными представителями которых в зависимости от формы устройства выступают опекуны (попечители), приемные родители или патронатные воспитатели, организации для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так и несовершеннолетних, находящихся на попечении родителей (усыновителей). Предусмотренный п. 2 ст. 37 ГК РФ содержит неисчерпывающий перечень возможных сделок и действий, которые могут повлечь уменьшение имущества несовершеннолетних, конкретизирован в ФЗ «Об опеке и попечительстве». В последнем указано на необходимость получения предварительного разрешения органа опеки и попечительства также на ряд действий, свершаемых сторонами гражданского судопроизводства и исполнительного производства: отказ от иска, поданного в интересах подопечного; заключение мирового соглашения от имени подопечного в судебном разбирательстве; заключение мирового соглашения с должником по исполнительному производству, в котором подопечный является взыскателем.

При этом в ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ст. 19, 20) предусмотрены правила в отношении некоторых видов сделок, которые должны применяться как специальные, уточняющие применение норм п. 2 ст. 37 ГК РФ и ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об опеке и попечительстве» в части порядка выдачи разрешений на сделки, определения условий, при которых допускается или не допускается выдача разрешения, обстоятельств, которыми должны руководствоваться органы опеки и попечительства при рассмотрении вопроса о предоставлении разрешения на сделки несовершеннолетних. Специальные положения о предварительном разрешении органа и попечительства на некоторые виды сделок содержатся в ст. 292, 1157 ГК РФ, ст. 72 ЖК РФ, ст. 2 Закона о приватизации жилищного фонда.

Закрепление в законодательстве отдельных видов сделок, для совершения которых требуется разрешение органа опеки и попечительства, не отменяет действия общего правила о необходимости получения разрешения органа опеки и попечительства на любые виды сделок (совершение иных действий), влекущих уменьшение имущества несовершеннолетнего.

Нормы ст. 19 и 20 ФЗ «Об опеке и попечительстве» дополнительно к положениям ст. 37 ГК РФ предусматривают: виды сделок, на совершение которых разрешение органа опеки и попечительства не выдается (запреты на совершение сделок); условия, при выполнении которых разрешение органа опеки и попечительства может быть выдано; условия, на которых должна совершаться сделка (условия самой сделки) и при которых органом опеки и попечительства может быть дано разрешение. В связи с указанными условиями в ФЗ «Об опеке и попечительстве» введено понятие «обязательные для исполнения указания в отношении распоряжения имуществом подопечных»181. ФЗ «Об опеке и попечительстве» устанавливает следующие специальные правила применительно к отдельным видам сделок, влекущим уменьшение имущества несовершеннолетних: опекун вправе вносить денежные средства подопечного, а попечитель вправе давать согласие на внесение денежных средств подопечного только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации.

Расходование денежных средств подопечного, внесенных в кредитные организации, осуществляется с соблюдением положений гражданского законодательства о дееспособности граждан и положений п. 1 ст. 37 ГК РФ182; опекун не вправе заключать кредитный договор и договор займа от имени подопечного, выступающего заемщиком, а попечитель не вправе давать согласие на заключение таких договоров, за исключением случаев, если получение займа требуется в целях содержания подопечного или обеспечения его жилым помещением. Кредитный договор, договор займа от имени подопечного в указанных случаях заключаются с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. При подаче заявления о выдаче разрешения опекун или попечитель обязан указать, за счет какого имущества будет исполнено заемное обязательство183; имущество подопечного не подлежит передаче в заем, за исключением случая, если возврат займа обеспечен ипотекой (залогом недвижимости) 184; опекун не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование, а попечитель не вправе давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает пять лет.

В исключительных случаях заключение договора о передаче имущества подопечного в пользование на срок более чем пять лет допускается с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок185. Недвижимое имущество, принадлежащее подопечному, не подлежит отчуждению, за исключением: 1) принудительного обращения взыскания по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, в том числе при обращении взыскания на предмет залога; 2) отчуждения по договору ренты, если такой договор совершается к выгоде подопечного; 3) отчуждения по договору мены, если такой договор совершается к выгоде подопечного; 4) отчуждения жилого помещения, принадлежащего подопечному, при перемене его места жительства;

5) отчуждения недвижимого имущества в исключительных случаях (необходимость оплаты дорогостоящего лечения и другое), если этого требуют интересы подопечного. Для заключения сделок по отчуждению недвижимого имущества, принадлежащего подопечному, в указанных случаях требуется предварительное разрешение органа опеки и попечительства. Особенности и порядок совершения перечисленных сделок будут рассмотрены в последующих главах настоящих Методических рекомендаций. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства выдается законным представителям ребенка (родителям, усыновителям, опекуну/попечителю), которые либо совершают сделку от имени малолетнего, либо дают согласие ребенку в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на совершение сделки.

При совершении сделок от имени малолетнего подопечного опекун основывается на мнении подопечного, а при невозможности установления его мнения информации о его предпочтениях, полученной от родителей малолетнего, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших малолетнему услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности187. Данное положение должно быть отнесено также к родителям (усыновителям), совершающим сделку от имени малолетнего ребенка, и по аналогии закона его следует применять к даче законными представителями согласия на сделки, совершаемые детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Такой подход обусловлен требованиями ст. 12 Конвенции о правах ребенка и ст. 57 СК РФ. Для предварительного разрешения и обязательных для исполнения указаний органа опеки и попечительства предусмотрена письменная форма (распоряжение, постановление).

Предварительное разрешение является ненормативным актом уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа. который выносится в отношении определенного круга лиц и для совершения определенных действий с конкретным имуществом. По общему правилу, предусмотренному в ст. 1571 ГК РФ, в предварительном разрешении (согласии) на совершение сделки должен быть определен предмет сделки, на совершение которой дается согласие. Обязательные для совершения сделки указания органа опеки и попечительства включаются в текст предварительного разрешения. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства или отказ в выдаче такого разрешения должны быть предоставлены родителям, усыновителям, опекуну или попечителю не позднее чем через пятнадцать дней с даты подачи заявления о предоставлении такого разрешения. В отношении отдельных видов сделок и действий с имуществом несовершеннолетних в специальных нормах законодательства устанавливаются особые правила.

Другие публикации:  Автострахование осаго автобус

При их применении следует учитывать, что «предварительное согласие органа опеки и попечительства» и «предварительное разрешение органа опеки и попечительства» на совершение сделки (иного действия) с имуществом несовершеннолетнего являются тождественными видами решений органа опеки и попечительства. Так, обмен жилыми помещениями, которые предоставлены по договорам социального найма и в которых проживают несовершеннолетние, являющиеся членами семей нанимателей данных жилых помещений, допускается с предварительного согласия органов опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства отказывают в даче такого согласия в случае, если обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, нарушает права или законные интересы указанных лиц. Решения органов опеки и попечительства о даче согласия на обмен жилыми помещениями или об отказе в даче такого согласия принимаются в письменной форме и предоставляются заявителям в течение четырнадцати рабочих дней со дня подачи ими соответствующих заявлений.

Органы опеки и попечительства вправе дать согласие на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения, в котором проживают находящиеся под опекой или попечительством члены семьи собственника данного жилого помещения либо оставшиеся без родительского попечения несовершеннолетние члены семьи собственника (о чем известно органу опеки и попечительства), если при этом не затрагиваются права или охраняемые законом интересы указанных лиц.

В этом случае решение органов опеки и попечительства о даче согласия на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения, в котором проживают указанные лица, или мотивированное решение об отказе в таком согласии должно быть предоставлено заявителю в письменной форме не позднее чем через тридцать дней после даты подачи заявления с просьбой дать такое согласие190. Необходимо обратить внимание на то, что в случае, когда речь идет об ипотеке жилого помещения, находящегося в собственности самого несовершеннолетнего, она осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для совершения сделок с имуществом подопечных191. Таким образом, предварительное разрешение на отчуждение и (или) передачу в ипотеку жилого помещения, принадлежащего несовершеннолетнему, оформляется в общем порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 21 ФЗ «Об опеке и попечительстве»: в пятнадцатидневный срок с даты поступления заявления о выдаче разрешения. По результатам рассмотрения заявления законных представителей несовершеннолетнего о предоставлении разрешения на совершение сделки, иного действия уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа может вынести одно из следующих решений: 1) о выдаче разрешения (согласия) на совершение сделки, иного действия;

2) о предоставлении разрешения (согласия) на совершение сделки, иного действия с выполнением обязательных условий или указаний; 3) об отказе в выдаче разрешения (согласия) на совершение сделки, иного действия. Обязательные условия или указания подразделяются на внешние (предпосылочные или сопутствующие) и внутренние (для самой сделки, ее исполнения). Внешние условия (указания) обязательны к исполнению законными представителями ребенка до заключения сделки или после ее заключения и в процессе ее исполнения в целях обеспечения соблюдения прав и интересов несовершеннолетнего ребенка. Внутренние условия (указания) – это условия самой сделки, на которых она заключается и исполняется, и обязательны для сторон сделки.

По общему правилу, обязательные условия или указания, при которых орган опеки и попечительства выдает разрешение на совершение сделки (дает законным представителем согласие на совершение сделки), основаны на требованиях закона, в которых данные условия (указания) предусмотрены или конкретизированы и которыми органу опеки и попечительства следует руководствоваться при рассмотрении заявления законных представителей о предоставлении разрешения на сделку, проекта сделки и прилагаемых документов, необходимых для ее совершения. Так, имущество несовершеннолетнего может быть предоставлено во временное пользование иным лицам на срок, не превышающий пяти лет192, а денежные средства подопечного внесены только в кредитные организации, не менее половины акций (долей) которых принадлежат Российской Федерации193. В то же время имеются условия или указания, которые орган опеки и попечительства формулирует исходя из установленных законом обязательных требований, оценочного определения существа планируемой сделки и ее влияния на права и интересы несовершеннолетнего с учетом конкретных обстоятельств ситуации.

Соблюдение данных условий и обеспечение контроля органа опеки и попечительства за исполнением обязательных условий и указаний требуют повышенного внимания со стороны органа опеки и попечительства. Такие условия или обязательные указания органа опеки и попечительства, как правило, распространяются на законных представителей ребенка и находятся за рамками отношений сторон сделки. Поэтому невыполнение такого рода условий или обязательных указаний органа опеки и попечительства не всегда может повлечь использование механизмов признания сделки недействительной, расторжения договора, взыскания убытков со стороны по сделке, заключенной в ущерб интересам ребенка. К формированию подобных обязательных указаний следует подходить очень осторожно и по возможности включать данные условия в число условий самой сделки с тем, чтобы данные условия были известны всем сторонам сделки и подлежали исполнению под угрозой применения соответствующих механизмов защиты.

Например, обязательство зачислить на счет несовершеннолетнего в банке определенную сумму денежных средств от продажи квартиры, доля в праве собственности на которую имеется у несовершеннолетнего, должно предусматриваться не только в предварительном разрешении органа опеки и попечительства, а подлежит включению в договор куплипродажи как одно из его существенных условий с закреплением обязанности покупателя перечислить соответствующую доле несовершеннолетнего часть цены квартиры на расчетный счет, открытый на имя несовершеннолетнего в банке. Исполнением этой обязанности следует обусловить передачу указанного объекта недвижимости по акту от продавца к покупателю и возможность государственной регистрации перехода права собственности к покупателю. Отказ органа опеки и попечительства в выдаче предварительного разрешения должен быть мотивирован. Предварительное разрешение, выданное органом опеки и попечительства, или отказ в выдаче такого разрешения могут быть оспорены в судебном порядке опекуном или попечителем, иными заинтересованными лицами, а также прокурором.

Правовые последствия совершения сделки без предварительного разрешения органа опеки и попечительства либо без соблюдения обязательных условий и указаний, предусмотренных в разрешении органа опеки и попечительства. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки195. Получение предварительного разрешения органа опеки и попечительства — обязательное условие совершения сделки, влекущей уменьшение имущества несовершеннолетнего, предусмотренное законом, а именно ст. 37 ГК РФ и ст.ст. 19–21 ФЗ «Об опеке и попечительстве». Нарушение предусмотренного законодательством механизма контроля со стороны органов опеки и попечительства за сделками в отношении имущества несовершеннолетних посягает на публичные интересы и нарушает права и охраняемые законом интересы детей. Сделка, совершенная с нарушением запрета или ограничения распоряжения имуществом, вытекающих из закона, ничтожна в той части, в какой она предусматривает распоряжение таким имуществом.

Нарушение запретов или ограничений, установленных законодательством, включая совершение сделки без предварительного разрешения органа опеки и попечительства либо на основании разрешения органа опеки и попечительства, которое выдано в нарушение законодательного запрета на совершение сделки, влечет недействительность сделки в части распоряжения имуществом несовершеннолетнего. Как уже отмечалось в главе 13 настоящих Методических рекомендаций, ничтожная сделка – это сделка, которая недействительна независимо от признания ее таковой судом, с момента ее совершения и не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью. Последствия недействительности сделки заключаются в том, что каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) – возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо.

Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. Поскольку законом на органы опеки и попечительства возложены функции по контролю за сделками, затрагивающими имущественные права и интересы несовершеннолетних граждан, соответствующий орган опеки и попечительства вправе и обязан предъявить требование о применении последствий недействительности сделки для защиты и восстановления имущественных прав ребенка. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки и по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.

Однако, во-первых, реализация этой правовой возможности всецело зависит от усмотрения суда, и, во-вторых, указанное право может быть осуществлено судом только в рамках производства по гражданскому делу, уже возбужденному по заявлению определенного лица. Орган опеки и попечительства призван выполнять активную роль в защите имущественных прав детей при совершении сделок с их имуществом без предварительного разрешения органа опеки и попечительства и обязан предъявлять в таких случаях требования в суд в интересах ребенка о применении последствий недействительности ничтожной сделки. Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной, составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.

При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки. Таким образом, срок исковой давности для защиты нарушенных прав и интересов несовершеннолетнего исчисляется для органа опеки и попечительства со дня, когда ему стало известно или должно было стать известно о начале исполнения сделки, на которую требовалось его предварительное разрешение, но в нарушение закона оно не было получено. Период с начала исполнения сделки до момента, когда органу опеки и попечительства стало или должно было стать известно о начале исполнения сделки, не должен превышать десяти лет. Следует отметить, что в ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусмотрен иной способ защиты в случае совершения сделки без предварительного разрешения органа опеки и попечительства, а именно расторжение договора, возврат имущества несовершеннолетнему и возмещение убытков,

причиненных сторонам договора, законными представителями несовершеннолетнего. Указанное положение рассчитано на незамедлительное применение, когда между совершением сделки без разрешения органа опеки и попечительства и получением последним информации о такой сделке прошло немного времени и имеется реальная возможность вернуть имущество несовершеннолетнему (имущество сохранилось в натуре, не отчуждено стороной договора иным лицам). В этом случае такой способ защиты, как расторжение договора, может быть эффективным. Следует учитывать, что в ч. 4 ст. 21 ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусмотрены только такие правовые последствия расторжения договора, как возврат имущества, принадлежавшего подопечному, а также возмещение убытков, причиненных сторонам договора, за счет законного представителя ребенка.

Взыскание убытков в пользу ребенка с другой стороны договора либо возмещение вместо возврата имущества его стоимости в ч. 4 ст. 21 ФЗ «Об опеке и попечительстве» не предусмотрены, в отличие от правил ГК РФ о недействительности сделки в отношении имущества несовершеннолетнего, отчужденного без разрешения органа опеки и попечительства. 204 Таким образом, правовые последствия недействительности сделки, совершенной без предварительного разрешения органа опеки и попечительства, и правовые последствия расторжения такой сделки, отличаются. Выбор способа защиты расторжение договора или применение последствий недействительности ничтожной сделки определяется органом опеки и попечительства исходя из того обстоятельства, сохранилось ли полученное по договору имущество у первоначального приобретателя. В ФЗ «Об опеке и попечительстве» предусматривается использование опекуном или попечителем такого способа защиты права собственности подопечных, как истребование имущества из чужого незаконного владения.

Истребование имущества несовершеннолетнего собственника из чужого незаконного владения (виндикация), которое отчуждено неуправомоченным лицом по безвозмездным сделкам, возможно во всех случаях206. Если же имущество приобретено возмездно у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Учитывая, что несовершеннолетние являются не полностью дееспособными гражданами, заключаемые в нарушение их прав и законных интересов сделки и иные действия законных представителей или бывших законных представителей (при отмене усыновления, лишении родительских прав, установлении конфликта интересов между родителями и детьми) не должны рассматриваться как совершенные по воле ребенка.

Соответственно, имущество, выбывшее из владения несовершеннолетних в таких случаях, следует признавать утраченным помимо воли собственника – ребенка и применять ст. 302 ГК РФ, предусматривающую виндикацию, для защиты прав несовершеннолетних. Виндикация является эффективным способом защиты в тех случаях, когда имущество несовершеннолетнего переходило во владение разных приобретателей по цепочке сделок и известен конечный приобретатель. В таких ситуациях рекомендуется не оспаривать сделки (применять последствия их ничтожности по правилам о недействительных сделках), а истребовать имущество несовершеннолетнего на основании ст. 302 ГК РФ. Выбор способа защиты следует осуществлять с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 г. № 6-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167

Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева», Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», а также правовой позиции ЕСПЧ, выраженной в постановлении от 6 декабря 2011 г. по делу «Гладышева против России» (жалоба № 7097/10) По последнему делу квартира, расположенная в г. Москве, после ее незаконной приватизации была дважды продана, в результате чего оказалась в собственности заявительницы – добросовестного приобретателя.

В соответствии с решением районного суда по иску Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы право собственности заявительницы было прекращено и восстановлено право собственности города на квартиру, а заявительница с малолетним ребенком подлежала выселению без предоставления другого жилого помещения. ЕСПЧ признал, что лишение заявительницы права собственности в интересах города нарушило право заявительницы на уважение собственности, гарантированное ст. 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а ее выселение нарушило право на уважение жилища, предусмотренное статьей 8 названной Конвенции. ЕСПЧ счел наиболее целесообразной формой возмещения причиненного заявительнице ущерба восстановление ее права собственности на квартиру и отмену решения о ее выселении вместе с малолетним ребенком. В ФЗ «Об опеке и попечительстве» указано на обязанность опекуна или попечителя по предъявлению иска об истребовании имущества несовершеннолетнего подопечного из чужого незаконного владения208. В случаях, когда имущественные права несовершеннолетних нарушены

действиями их законных представителей, такой способ защиты вправе использовать органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства представляют законные интересы подопечных, в том числе в судах, если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. На органы опеки и попечительства возложена также защита прав и интересов несовершеннолетних в случае уклонения родителей от защиты прав и интересов детей.

Независимо от избранного способа судебной защиты орган опеки и попечительства одновременно с подачей заявления в суд должен ходатайствовать о принятии судом в соответствии с ГПК РФ мер по обеспечению иска211 (как правило, о наложении ареста на имущество) с целью предотвращения дальнейшего отчуждения имущества несовершеннолетнего. Предварительное разрешение на взаимосвязанные сделки. В практике часто встречаются ситуации, связанные с необходимостью улучшения жилищных условий несовершеннолетнего, проживающего в семье, посредством вложения в приобретение или строительство нового жилья денежных средств от продажи жилого помещения ребенка, наряду с вложением средств других членов семьи. В этом случае с целью минимизации рисков для несовершеннолетнего члены его семьи передают ребенку право собственности на имеющееся у кого-либо из родственников жилое помещение (долю в праве на жилое помещение), а средства, вырученные от продажи жилого помещения несовершеннолетнего, направляют на строительство (приобретение) нового жилья.

Другой распространенный способ улучшения жилищных условий несовершеннолетнего состоит в мене жилыми помещениями между членами семьи, когда меньшее по площади жилое помещение ребенка переходит в собственность другого члена семьи взамен на большее по площади жилое помещение родственника, которое становится собственностью несовершеннолетнего. При решении органом опеки и попечительства вопроса о выдаче предварительного разрешения в случае взаимосвязанных сделок, предусматривающих отчуждение имущества несовершеннолетних, но в своей совокупности направленных к выгоде ребенка, органы опеки и попечительства должны учитывать следующее. В Докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в городе Москве, о соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина в 2012 году отмечается, что в этих случаях органы опеки и попечительства не вправе произвольно запрещать сделки по отчуждению имущества несовершеннолетних детей, совершаемые их родителями. В 2012 г. в аппарат Уполномоченного по правам человека в городе Москве обратилась многодетная мать Щ. с жалобой на отказ органа опеки и попечительства в выдаче разрешения на заключение договора купли-продажи однокомнатной квартиры. Из представленных документов следовало, что Щ. и ее несовершеннолетний сын Р., 1997 г.р., сособственники отдельной однокомнатной квартиры общей площадью 35,2 кв. м в г. Москве с долями в праве общей долевой собственности 1/3 у Р. и 2/3 у Щ. Кроме того, Щ. и ее родная сестра являлись сособственниками отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 44,6 кв. м в г. Москве с долей в праве общей долевой собственности по 1/2 за каждой из них. В целях улучшения жилищных условий семьи путем строительства коттеджа в Московской области, заключив соответствующие договоры и оплатив по ним первоначальные авансовые суммы (при этом не имея достаточных средств для оплаты по договорам в полном объеме), Щ. обратилась в орган опеки и попечительства с просьбой дать разрешение на оформление договора купли-продажи указанной однокомнатной квартиры с одновременным дарением несовершеннолетнему сыну Р. принадлежащих ей 4/10 долей в

Другие публикации:  Нотариус владимирская 15

праве общей долевой собственности в двухкомнатной квартире, где ее сын зарегистрирован по месту жительства и будет проживать. Органом опеки и попечительства Щ. было отказано в выдаче разрешения на заключение договора купли-продажи на данных условиях на основании того, что сделка не соответствует интересам несовершеннолетнего Р. и дарение ему 4/10 долей в двухкомнатной квартире прикрывает сделку купли-продажи однокомнатной квартиры и правовых последствий иметь не может.

Таким образом, взаимосвязанные сделки были признаны органом опеки и попечительства прикрывающими приобретение родителем доли в праве на квартиру ребенка и передачу ребенку взамен его имущества доли родителя в праве на иную квартиру, при том, что такие сделки (родственная мена, или дарение имущества ребенку взамен на отчуждение его собственности для вложения средств на общесемейные нужды) формально подпадают под запрет, предусмотренный п. 3 ст. 37 ГК РФ. В подобных случаях целесообразными представляются включение несовершеннолетнего в число собственников (будущих собственников) недвижимости, приобретаемой на средства, вырученные от отчуждения собственности ребенка; зачисление вырученных средств на счет ребенка и их расходование на приобретение имущества в доле, причитающейся несовершеннолетнему, под контролем органа опеки и попечительства. В приведенном случае заключение родителем договора на строительство жилого дома состоялось до принятия решения о продаже квартиры, доля в праве на которую находилась в собственности ребенка, таким образом, несовершеннолетний изначально участником отношений по строительству нового жилого помещения не являлся. Поэтому условием выдачи предварительного разрешения на сделку по отчуждению имущества несовершеннолетнего, наряду с передачей в собственность ребенка части имущества (жилого помещения) родителей, могло стать требование о внесении изменений в договор строительного подряда или договор участия в долевом строительстве в части включения несовершеннолетнего в число будущих собственников строящегося объекта.

При рассмотрении планируемой сделки по отчуждению жилого помещения, принадлежащего ребенку (доля в праве на которое принадлежит ребенку), орган опеки и попечительства должен принимать во внимание: цели отчуждения квартиры (доли); условия отчуждения (возмездность, соответствие цены сделки рыночным условиям, короткие сроки оплаты, переход права собственности на квартиру к покупателю только после получения расчета по сделке); направление средств от сделки на удовлетворение интересов ребенка и приобретение в собственность ребенка иного жилого помещения взамен отчуждаемого без ухудшения имущественного положения ребенка; выявление дополнительных выгод для несовершеннолетнего от сделки. Условием выдачи органом опеки и попечительства предварительного разрешения на сделку выступает приобретение на вырученные от продажи имущества несовершеннолетнего иного имущества (жилого помещения) либо зачисление денежных средств на счет несовершеннолетнего с последующим использованием этих средств на приобретение имущества в собственность ребенка.

При этом отсутствие у несовершеннолетнего иного жилого помещения, в котором несовершеннолетний сможет проживать в случае продажи жилого помещения по сделке, на которую испрашивается разрешение органа опеки и попечительства, является значительным рисковым фактором. В то же время органу опеки и попечительства необходимо учитывать уровень материальной обеспеченности семьи и сложившиеся на рынке цены на недвижимость, включая их дифференциацию для строящегося и готового жилья, когда у семьи объективно отсутствует возможность купить ребенку (семье, включая ребенка) жилье прежде, чем будет продано имеющееся жилое помещение. Отношения по строительству жилья являются длящимися и более рискованными для несовершеннолетних, поэтому продажа имеющейся у ребенка квартиры (доли в праве на нее) с вложением средств в строящееся жилье, как правило, не является оптимальным вариантом соблюдения имущественных интересов несовершеннолетнего, если взамен отчуждаемой собственности предоставление ребенку иного жилого помещения не гарантировано.

Расходование средств материнского капитала В соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства материнского капитала могут быть направлены на улучшение жилищных условий. Расходование средств материнского капитала осуществляется под контролем со стороны органов опеки и попечительства в связи с объединением данных средств со средствами несовершеннолетних, полученными от продажи принадлежащего им имущества, либо распоряжением средствами материнского (семейного) капитала усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) в случае возникновения права на указанные средства непосредственно у ребенка. Следует иметь в виду, что распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, допускается не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

Порядок и условия распоряжения средствами материнского капитала на улучшение жилищных условий регламентируются ст. 10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий». Обязательным условием улучшения жилищных условий при любых способах приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений с использованием средств

материнского капитала является оформление жилого помещения в общую собственность родителей и детей с определением размера долей по соглашению212. Указанное требование об оформлении жилого помещения в долевую собственность родителей и детей часто не выполняется. В случае неисполнения указанного требования для защиты имущественных прав несовершеннолетнего ребенка необходимо обращаться в суд с иском о признании за несовершеннолетним права собственности на долю в жилом помещении, приобретенном за счет средств материнского (семейного) капитала. Как правило, одних средств материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий семьи оказывается недостаточно, а для привлечения дополнительных средств требуется совершить ряд сделок, например, продать имеющееся жилое помещение, доля в праве на которое принадлежит несовершеннолетнему, получить кредит в банке под залог (ипотеку) приобретаемого жилого помещения.

Сделка по отчуждению или залогу (ипотеке) принадлежащего несовершеннолетнему жилого помещения может быть совершена с предварительного разрешения органа опеки и попечительства213. Условием выдачи органом опеки и попечительства разрешения должно быть приобретение на полученные от продажи жилого помещения доходы иного жилого помещения в собственность несовершеннолетнего, в том числе общую долевую собственность с другими членами семьи. В этом случае орган опеки и попечительства имеет возможность проконтролировать оформление приобретаемого жилого помещения на доходы от продажи имущества ребенка и средства материнского (семейного) капитала в собственность несовершеннолетнего, учитывая:

размер вложений денежных средств самого ребенка в приобретаемое жилье; долю, которая должна приходиться на каждого члена семьи, родителей и всех несовершеннолетних детей с учетом распределения средств материнского (семейного) капитала; размер процентов по кредиту. Рекомендуется оплату процентов по кредитному договору (договору займа), полученному для приобретения жилого помещения, относить на родителей как дееспособных граждан, имеющих доходы и обязанных заботиться о своих несовершеннолетних детях. Ипотека Предоставляя предварительное разрешение на совершение сделки по приобретению недвижимости в собственность несовершеннолетнего под залог недвижимости (ипотеку), органу опеки и попечительству надлежит внимательно исследовать условия сделки, определить их разумность и исполнимость, источники погашения кредитного (заемного) обязательства, риски от заключения сделки, порядок и условия обращения взыскания на объект ипотеки. Ипотека жилого дома или квартиры, находящихся в собственности несовершеннолетних граждан, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для совершения сделок с имуществом подопечных, следовательно, с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. На практике в ипотеку банку передается жилое помещение, приобретаемое на кредитные средства по ипотечному кредиту, предоставленному для покупки указанного жилого помещения. Сделки по приобретению жилых помещений (иной недвижимости) под залог такой недвижимости также должны совершаться с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Более подробно указанные сделки рассматриваются в главе 19 настоящих Методических рекомендаций.

Договоры об участии в долевом строительстве многоквартирных домов. Особого внимания заслуживают договоры об участии в долевом строительстве многоквартирных домов, в результате которых у участника возникает право собственности на жилое помещение и долю в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома.

Привлечение денежных средств несовершеннолетних для приобретения строящегося жилья возможно только теми способами, которые предусмотрены в Федеральном законе от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов»), а именно: на основании договора участия в долевом строительстве; путем выпуска эмитентом, имеющим в собственности или на праве аренды, праве субаренды земельный участок и получившим в установленном порядке разрешение на строительство на этом земельном участке многоквартирного дома, облигаций особого вида жилищных сертификатов, закрепляющих право их владельцев на получение от эмитента жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов. При рассмотрении вопроса о предоставлении разрешения на сделку по привлечению средств несовершеннолетнего для строительства жилого помещения в многоквартирном доме следует проверять: соответствие способа привлечения средств гражданина ч. 2 ст. 1 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов»;

наличие у застройщика права на привлечение средств граждан для долевого строительства многоквартирного дома217; соответствие договора участия в долевом строительстве обязательным условиям; соблюдение застройщиком процедуры государственной регистрации договора участия в долевом строительстве; соблюдение застройщиком условия страхования своей гражданской ответственности.

Кроме того, органу опеки и попечительства необходимо оценить возможность исполнения договора несовершеннолетним участником долевого строительства, источники средств для оплаты стоимости объекта по договору, продолжительность строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, наличие у ребенка в собственности или на праве пользования иного жилого помещения для проживания в период строительства нового объекта недвижимости. Несмотря на значительные законодательные гарантии прав участника долевого строительства риски от участия в долевом строительстве остаются достаточно высокими вследствие различных факторов, в числе которых удорожание строительства в период его осуществления, недобросовестность действий застройщика, строительные риски, вероятность изменения финансового положения участника долевого строительства.

При выдаче разрешения на участие несовершеннолетнего в качестве члена жилищно-строительного кооператива, являющегося допустимым способом привлечения средств граждан для долевого строительства объектов недвижимости, следует учитывать, что несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов в соответствии с законодательством о кооперативах по достижении возраста шестнадцати лет. Особенности уступки прав по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов.

Привлечение средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию, допускается только способами, которые предусмотрены ч. 2 ст. 1 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов» и рассмотрены выше. Поэтому законодательно установлен запрет на передачу гражданам прав путем уступки требования по договорам, которые заключены юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями и связаны с инвестиционной деятельностью по строительству (созданию) многоквартирных домов и после исполнения которых у граждан возникает право собственности на жилое помещение в строящемся доме (создаваемом) многоквартирном доме (ч. 3 ст. 1 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов»). Таким образом, приобретать права на строящиеся помещения в многоквартирном доме гражданами у юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей посредством уступки прав требований нельзя, такие сделки незаконны.

Как правило, такие договоры уступки не проходят государственную регистрацию, как это предусмотрено для договоров участия в долевом строительстве, юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель не отвечает требованиям и условиям, предъявляем законом к застройщикам и дающим им право на привлечение денежных средств граждан.

Приобретение гражданином прав на строящееся жилое помещение посредством механизма уступки этих прав юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем создает неоправданные риски: приобретения гражданином самовольной постройки, право собственности на которую не может быть в дальнейшем признано и зарегистрировано; строительства дома на незаконно занятом застройщиком земельном участке; наличия нескольких конкурирующих между собой приобретателей строящегося помещения и др. Расходование денежных средств, принадлежащих несовершеннолетнему, на приобретение жилого помещения посредством уступки прав требований у организации и (или) индивидуального предпринимателя недопустимо и не может быть одобрено органом опеки и попечительства.

В то же время может быть разрешена органом опеки и попечительства уступка прав требований по заключенным и зарегистрированным в установленном законом порядке договорам участия в долевом строительстве многоквартирных домах между участниками долевого строительства, являющимися гражданами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Согласно ст. 11 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов» уступка участником долевого строительства прав требований по договору допускается только после уплаты им цены договора или одновременно с переводом долга на нового участника долевого строительства в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Уступка участником долевого строительства прав требований по договору допускается с момента государственной регистрации договора до момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. Порядок и условия уступки прав требований и перевода долга регламентированы положениями параграф 1 и 2 главы 24 Гражданского кодекса РФ, согласно которым при уступке прав требований не требуется согласие должника (застройщика), если иное не предусмотрено законом или договором участия в долевом строительстве (п. 2 ст. 382 ГК РФ).

При переводе долга, если уступающим участником не оплачена цена по договору, необходимо согласие кредитора (застройщика), без которого перевод долга считается ничтожным (п. 2 ст. 391 ГК РФ). Необходимость одновременного с уступкой права требования перевода долга по договору участия в долевом строительстве с одного участника на другого возникает, если уступающим участником (цедентом) не оплачена застройщику цена по договору. Таким образом, при получении новым участником (цессионарием) по договору уступки прав требований к застройщику, на этого нового участника переходит долг по оплате неоплаченной стоимости долевого строительства (ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов»).

В силу ст. 389 ГК РФ уступка требования, основанного на сделке, совершенной в простой письменной, должна быть совершена в соответствующей письменной форме. Соглашение об уступке требования по сделке, требующей государственной регистрации, должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом. К форме перевода долга соответственно применяются правила, содержащиеся в статье 389 ГК РФ. Аналогичные требования предусмотрены в ст. 17 ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов», согласно которой договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) уступка прав требований по договору подлежат государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, на территории регистрационного округа по месту нахождения строящихся (создаваемых) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, для строительства которых привлекаются денежные средства в соответствии с данным договором, в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».