Статья 7. Трудового кодекса РБ
Источники регулирования трудовых и связанных с ними отношений
Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются:
1) Конституция Республики Беларусь;
2) настоящий Кодекс и другие акты законодательства о труде;
3) коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством;
4) трудовые договоры.
Локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.
Наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде.
В случае противоречия норм законодательства о труде равной юридической силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников.
Трудовой кодекс Республики Беларусь
Статья 7. Источники регулирования трудовых и связанных с ними отношений
Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются:
2) настоящий Кодекс и другие акты законодательства о труде;
3) коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством;
4) трудовые договоры.
Локальные нормативные правовые акты, содержащие условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством о труде, являются недействительными.
Наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде.
В случае противоречия норм законодательства о труде равной юридической силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников.
1.Трудовые и связанные с ними отношения, источники их регулирования
Трудовой кодекс Республики Беларусь является основополагающим законодательным актом, регулирующим трудовые и связанные с ними отношения. Трудовые отношения — это такие отношения, которые основаны на трудовом договоре, т.е. отношения, возникающие по поводу использования наемного труда нанимателями. Трудовые отношения имеют ряд характерных признаков, отличающих их от других видов отношений: они предполагают выполнение определенной работы личным трудом гражданина; не ограничиваются выполнением определенной операции или задания, а носят длящийся характер; строятся на возмездной основе (вознаграждение за труд); предполагают включение работника в систему организации труда, существующую у нанимателя, и его подчинение нанимателю; касаются выполнения определенного рода работы; учитывают обязательное государственное страхование на случаи временной нетрудоспособности, потери работы, ухода на пенсию и др.
Законодательство о труде регулирует также и отношения, связанные с: профессиональной подготовкой работников на производстве; деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей; ведением коллективных переговоров; взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями; обеспечением занятости; контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде; государственным социальным страхованием; рассмотрением трудовых споров. Трудовые и связанные с ними отношения, основанные на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм, регулируются ТК РБ и иным законодательством о труде. Иное (за исключением норм, ухудшающих положение членов (участников) организаций по сравнению с законодательством о труде) может устанавливаться в учредительных документах и локальных нормативных правовых актах этих организаций. Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений в соответствии со ст. 7 ТК РБ являются: Конституция Республики Беларусь; Трудовой кодекс Республики Беларусь и другие акты трудового законодательства; коллективные договоры, соглашения и иные локальные нормативные правовые акты, заключенные и принятые в соответствии с законодательством; трудовые договоры. Акты трудового законодательства — это нормативные акты высших и местных органов государственной власти и управления, регулирующие общественные отношения в сфере трудовых и связанных с ними отношений. Локальные нормативные правовые акты — коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и иные принятые в установленном порядке нормативные акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя.
2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА
Трудовое законодательство устанавливает определенные правила заключения трудового договора. Заключение трудового договора осуществляется путем непосредственного соглашения между работником и нанимателем. Обычно правом приема на работу и увольнения пользуется руководитель организации, который действует от имени соответствующего юридического лица и является представителем нанимателя в трудовых отношениях. От имени нанимателя может выступать и заместитель руководителя или иное лицо, которому руководитель предоставил право заключать трудовые договоры с работниками — уполномоченное должностное лицо нанимателя.
При приеме на работу и заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а работник обязан предъявить нанимателю ряд документов, которые перечислены в ст. 26 ТК. К таким документам, в частности, относятся паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу).
К иным документам, удостоверяющим личность, относятся военный билет, удостоверение офицера, удостоверение личности или иной документ, удостоверяющий гражданство, личность и правовое положение военнослужащего, свидетельство о рождении для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 16 лет; справка об освобождении — для лиц, отбывших наказание, связанное с лишением свободы.
Лица (за исключением впервые поступающих на работу и совместителей) должны предъявить нанимателю трудовую книжку. Прием на работу без предъявления трудовой книжки не допускается. Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности работника. Трудовые книжки ведутся на всех работников организации любой формы собственности, проработавших у нанимателя свыше 5 дней, если работа в этой организации является для работника основной. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, подготовке, повышении квалификации и переподготовке, о наградах и поощрениях за успехи в работе, о назначении пенсии. Взыскания в трудовую книжку не записываются.
При приеме работника на работу все записи в трудовую книжку вносятся нанимателем после издания приказа (распоряжения) о приеме на работу, но не позднее недельного срока со дня приема на работу. Трудовая книжка отражает всю оплачиваемую трудовую деятельность работника и является основным документом о его трудовой деятельности.
При приеме на работу, к выполнению которой в соответствии с законодательством могут быть допущены только лица, имеющие специальное образование или специальную подготовку, наниматель обязан потребовать предъявление диплома или иного документа об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающего наличие права на выполнение этой работы.
Статья 9 ТК РФ. Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке
Новая редакция Ст. 9 ТК РФ
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Комментарий к Статье 9 ТК РФ
В статье 9 Трудового кодекса прямо сказано, что регулирование трудовых отношений (а также иных отношений, связанных с трудовыми) может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями трудовых договоров, соглашений, а также коллективных договоров.
Другой комментарий к Ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации
1. Статья 9 определяет содержание договорно-правового блока источников трудового права. Его образуют: а) коллективные договоры и соглашения; б) индивидуальные трудовые договоры.
Роль одного из важнейших источников трудового права, призванных нести основную регулирующую нагрузку, возложена на соглашения и коллективные договоры, заключаемые между работодателями и профсоюзами либо иными представителями работников, а также трудовые договоры, заключаемые непосредственно работодателями и работниками.
Коллективные договоры и соглашения наряду с обязательственными положениями, содержат и нормативные положения, которые позволяют им, во-первых, заполнять нишу в системе источников трудового права, оставленную для них нормативными правовыми актами публичных властей, и тем самым конкретизировать нормативные источники норм трудового права; во-вторых, выступать в качестве основной формы реализации социально-партнерских отношений работодателей и работников; в-третьих, служить источником коллективных норм трудового права, адресованных работникам как стороне коллективного договора или соглашения; в-четвертых, гармонизировать социальные интересы работников и частные интересы работодателя, в-пятых, устанавливать пределы локальному нормотворчеству работодателя. Если иное не предусмотрено в самом договоре или законе, положения коллективных договоров и соглашений не могут изменяться или прекращаться по усмотрению одной из сторон.
Первостепенная регулирующая роль соглашений и коллективных договоров проистекает из того, что именно они становятся в условиях рыночной экономики ведущими источниками в системе норм трудового права, опирающейся не только на публичное нормативно-правовое регулирование труда, но и на договорное саморегулирование условий применения конкретного труда. В этом смысле трудовое право современной России все больше будет концентрироваться преимущественно в двух видах источников: а) актах внешнего публичного нормативно-правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений (об этих источниках подробнее см. ст. 5 ТК РФ и комментарий к ней); б) актах саморегулирования коллективных и индивидуальных трудовых отношений, которые создаются и исполняются самими сторонами договоров и соглашений. Вместе тем свою роль основного источника саморегулирования коллективных трудовых отношений эти правовые акты могут выполнить только в том случае, когда работодатели и работники осознают необходимость самостоятельного регулирования своих взаимоотношений и на практике используют все возможности, которые им предоставляет заключение и исполнение этих соглашений и договоров (подробнее о коллективных договорах и соглашениях см. статьи гл. 7 ТК РФ и комментарий к ним).
2. Договорно-правовой блок источников трудового права немыслим без включения в него трудового договора, являющегося основным инструментом правового регулирования индивидуальных трудовых отношений в условиях рыночной экономики.
Функция индивидуального правового регулирования трудовых отношений выполнялась трудовым договором всегда, однако ее объем был различен в разные периоды. В условиях государственно-плановой системы управления производством и трудом объем этой функции был весьма невелик, так как основную регулирующую нагрузку несли нормативные правовые акты органов государственного управления. С переходом на рыночные основы хозяйствования государство сложило с себя функции субъекта прямого управления хозяйственной деятельностью и трудом. Отечественная экономика теперь функционирует главным образом на началах частнопредпринимательской самостоятельности хозяйствующих субъектов, а свободный труд используется на тех условиях, о которых договариваются стороны коллективных и индивидуальных трудовых договоров и соглашений.
Индивидуальное регулирование трудовых отношений, осуществляемое с помощью трудовых договоров, не является разновидностью публичного нормативного правового регулирования, так как в его основе лежит не общая норма права, распространяющаяся на неопределенный круг работников, а персонально определенная договоренность, касающаяся взаимоотношений конкретного работодателя и конкретного работника. Тем не менее индивидуальный трудовой договор сегодня можно и нужно рассматривать как индивидуальный правовой акт, который не только порождает индивидуальные права и обязанности, но и регулирует взаимоотношения его сторон. Если же обратиться ко всем индивидуальным трудовым договорам, заключенным работниками с каким-либо работодателем, то их совокупные условия уже создают общую для коллектива работников данного работодателя систему взаимодействующих (корреспондирующих) прав и обязанностей, которая также является правовым регулятором поведения людей; причем в данном случае регулирование идет не только по вертикали «работник — работодатель», но и по горизонтали «работник — работник». В совокупности с другими локальными нормативными актами и коллективными договорами все трудовые договоры, заключенные конкретным работодателем, создают у него определенный правовой режим локального регулирования трудовых и связанных с ними отношений.
С этих позиций закон совершенно правильно включил трудовой договор в число источников договорного регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, т.е. отнес его к элементам системы источников правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений.
3. Признав договоры и соглашения источниками договорно-правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, закон установил и предел этого регулирования в виде заданного нормативно-правовым блоком трудового права уровня прав и гарантий работников, который не вправе снижать коллективные договоры, соглашения и трудовые договоры. Условия конкретных договоров или соглашений, снижающие обозначенный уровень трудовых прав и гарантий, являются юридически ничтожными и не подлежат применению.
Страница не найдена
Возможно она была удалена из-за нарушения авторских прав или же не имела веса. Воспользуйтесь поиском google:
А также прочитайте САМЫЕ ЛУЧШИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ — уверяем вам они понравятся!
Или же прочитайте самые посещаемые страницы нашего сайта:
185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются
СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА
Источниками трудового права называются результаты правотворческой деятельности компетентных органов в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, составляющих предмет данной отрасли права. Весь комплекс источников трудового права определяется как трудовое законодательство. Составной частью системы источников трудового права России являются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.
В ст. 5 ТК РФ приведены виды нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Кодекс выстраивает иерархическую систему трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права:
1) Трудовой кодекс Российской Федерации;
2) федеральные законы и законы субъектов Федерации, содержащие нормы трудового права;
3) указы Президента Российской Федерации;
4) постановления ПравительстваРФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
5) нормативноправовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
6) акты органов местного самоуправления.
В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ (ст. 5 ТК РФ).
По своей юридической силе в сфере регулирования трудовых отношений Трудовой кодекс РФ приравнивается к федеральным законам.
Система источников имеет свои особенности.
1. Система состоит из общего и специального законодательства.
2. Система делится на законы и подзаконные акты.
3. В систему источников входят нормативные правовые акты, принятые федеральными органами государственной власти, и акты субъектов Российской Федерации
4. Наличие в системе источников ведомственных актов, среди которых: акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
5. Наличие актов договорного характера.
6. В создании актов трудового законодательства принимают участие работодатели и работники через своих представителей.
7. Действие принципа неухудшения положения работника, т. е. акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работника по сравнению с вышестоящим актом (ст.5, 6, 8, 9 ТКРФ).
Все источники трудового законодательства можно разделить на законы и подзаконные акты по степени их важности и субординации, по системе отрасли трудового права, сфере действия, органам, их принимающим.
Международные договоры (принципы, нормы) применяются в качестве непосредственного регулятора трудовых отношений, когда нормы национального законодательства устанавливают более низкий уровень правовых гарантий, социальной защиты
Источниками регулирования трудовых и связанных с ними отношений являются
Вопрос 6. Источники трудового права
Источниками трудового права являются законодательные (нормативные) акты, в которых содержатся нормы трудового права.
Основным источником трудового права, как и всех других отраслей российского права, является Конституция РФ, которая закладывает основы организации и регулирования труда.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Основном законе закреплено равенство всех граждан. “Мужчина и женщина, — говорится в Конституции, — имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.
Свобода труда, запрещение принудительного труда, право на здоровые и безопасные условия работы, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, право на отдых — вот важнейшие конституционные положения, которые должны реализовываться на территории России в рамках коллективной организации труда и индивидуальных трудовых отношений.
Главным специальным источником трудового права является Трудовой кодекс РФ, введенный в действие с 1 февраля 2002 г. В нем сохранены проверенные временем основополагающие идей, заложенные в ранее действовавшем законодательстве. В то же время Кодекс изобилует законодательными новациями, многие из которых необходимы для развития предпринимательской деятельности в России.
За прошедшие 5 лет его действия в Кодекс вносились некоторые изменения, а также сложилась практика его применения.
Множеству изменений и дополнений Кодекс подвергся в соответствии с Законом РФ № 90 от 30 июня 2006 г. “О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых актов (положений законодательных актов) Российской Федерации”. Указанный Закон введен в действие со 2 октября 2006 г., а некоторые измененные статьи ТК — с 6 октября 2006 г.Закон от 30 июня 2006 г.:
— внес изменения в 348 статей Трудового кодекса (из 424), в том числе 56 статей даны в новой редакции. Введено 13 новых статей, тем самым объем Кодекса увеличился;
— согласно Закону признаны не действующими на территории России некоторые нормативно-правовые акты СССР (по перечню);
— признан утратившим силу ряд нормативных актов Российской Федерации (по перечню).
Источниками трудового права являются и другие законодательные акты, содержащие нормы трудового права: законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты, а также акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Закон от 30 июня 2006 г. упорядочил нормативно-правовую базу регулирования трудовых и связанных с ними отношений. В ст. 5 ТК, которая дана в новой редакции, среди законодательных и иных актов, содержащих нормы трудового права, приоритет отдается Трудовому кодексу. Предусмотрено, что нормы трудового права,. содержащиеся в федеральных законах, должны соответствовать Кодексу. В случае Противоречий между ТК и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит Кодексу, этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс.
Трудовому кодексу не должны противоречить подзаконные акты РФ, законы и подзаконные акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права (ст. 5 ТК).
Определенное место в регулировании трудовых отношений занимают акты Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией. К ним относятся: Конвенция об упразднении принудительного труда; Конвенция об инспекции труда в промышленности и торговле; Конвенция о регулировании вопросов труда: роль, функции и организация; Конвенция о безопасности и гигиене труда в производственной среде и др.
Трудовые отношения регулируются не только законодательными актами, исходящими от органов законодательной и исполнительной власти, но и иными нормативными актами. Таковыми являются коллективные договоры, соглашения в области социально-трудовых отношений, локальные акты, издаваемые работодателями (в том числе индивидуальными предпринимателями) в рамках их компетенции, определенной законом, и имеющие юридическую силу в масштабе организации.