Госпрограмма по содействию переселению соотечественников из за рубежа

Госпрограмма «Соотечественники» для переселенцев из Украины

Экономическая и политическая обстановка на Украине в данный момент оставляет желать лучшего. Такое стечение обстоятельств вынуждает многих украинцев к эмиграции. Принять украинских эмигрантов готова и Россия. Программа «Соотечественники» для украинцев в 2018 году – одна из наиболее привлекательных. Каким образом граждане Украины могут в ней поучаствовать? Каковы её преимущества?

Госпрограмма по содействию добровольному переселению в РФ соотечественников из-за рубежа была принята по указу российского президента ещё в 2012 году. Основная её цель – развитие регионов России силами соотечественников, живущих за границей, с последующей их интеграцией в социум. Таким образом, Правительство намерено решить демографическую проблему как в целом в стране, так и в её стратегически важных регионах.

Принципы содействия переселенцам следующие:

  • Добровольное участие.
  • Поддержка переселенцев информационная, материальная.

Кто может принять участие

Стать участниками программы могут лица, которые живут за границей либо проживают в России на постоянной или временной основе, а также члены их семей. При этом они должны являться соотечественниками. Это означает, что они должны родиться и проживать в России и иметь признаки общности культуры, истории языка, традиций либо являться родственниками по нисходящей линии данных лиц.

Таким образом, к соотечественникам относят:

  • Граждан РФ, проживающих за рубежом постоянно.
  • Иностранцев и их потомков, живущих за рубежом и относящихся к коренным народам РФ.
  • Иностранцев, чьи родные по прямым восходящим линиям проживали в пределах современной России.

Россияне, проживающие за границей, на основании российского паспорта являются соотечественниками. Иностранцы же становятся ими в силу самоидентификации и деятельности, направленной на сохранение русского языка, культуры, традиций.

Участник Госпрограммы должен быть совершеннолетним, дееспособным, соответствовать вышеуказанным требованиям и владеть в письменной и устной форме русским языком. Помимо этого соотечественники должны отвечать следующим условиям:

  • Не иметь судимости как в РФ, так и на Украине за тяжкие и особо тяжкие преступления.
  • Не представлять опасности для России и её граждан.
  • Не поддерживать и не состоять в террористических и экстремистских организациях.
  • Не иметь запрета на въезд в РФ.
  • Не быть депортированным из России за 5 лет до подачи заявки.

Что даёт участие в программе

Программа «Соотечественники» для украинцев в 2018 году имеет ряд преимуществ:

  1. Переехать может не только участник, но и члены его семьи. Они получают РВП без учёта системы квот.
  2. РВП для участника и членов его семьи оформляется в течение 60 дней.
  3. Заявку на гражданство можно подавать без предварительного оформления вида на жительство.
  4. При подаче ходатайство на приём в российское гражданство не нужно подтверждать легальный источник дохода и знание русского языка.
  5. Период рассмотрения ходатайств на вступление в гражданство сокращён до 90 дней.
  6. Расходы, связанные с переездом и оформлением бумаг на участие, компенсируются в полной мере в рамках программы.
  7. В течение полугода с момента переселения участники программы могут оформить пособие на обустройство.
  8. Оформлять разрешение на работу и патент не нужно при трудоустройстве.

Также переселенцы наделены следующими возможностями:

  • Получение бесплатного образования.
  • Получение бесплатной медпомощи по полису ОМС.

Как подать документы и получить свидетельство участника

Документы на участие в госпрограмме «Соотечественники» подаются лично заявителем в уполномоченную организацию. После их рассмотрения выдаётся свидетельство участника.

Можно ли выбрать район переселения

В рамках программы предполагается выбор региона для переселения. При этом территории подразделяются на приоритетные (стратегически важные) и неприоритетные. К приоритетным в 2018 году относятся субъекты РФ Дальневосточного и Сибирского федеральных округов, а именно:

  • Амурская область.
  • Бурятия.
  • Еврейская автономная область.
  • Забайкальский край.
  • Иркутская область.
  • Камчатский край.
  • Магаданская область.
  • Приморский край.
  • Сахалинская область.
  • Хабаровский край.

Важно также отметить, что в программе «Соотечественники» участвуют далеко не все регионы. В частности это касается Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Тюмени, Хакасии.

Куда подавать документы

Потенциальные участники госпрограммы из Украины могут подавать документы у себя на родине. Приём заявок осуществляется дипломатическими представительствами РФ на Украине (посольством РФ),а также представительствами российской миграционной службы.

Также возможна подача документов непосредственно во время пребывания в России. Приём заявок на участие ведётся отделениями Главного управления МВД по вопросам миграции. При этом документы необходимо подавать только в регионах, участвующих в программе. Адреса отделений можно узнать на сайте МВД РФ.

Необходимая документация

Переселенцы, которые планируют подачу заявки на территории Украины, предоставляют:

  • Заполненную и подписанную заявку на участие.
  • Оригинал и копию паспорта участника.
  • Оригинал и копию свидетельства о рождении участника.

  • Оригиналы и копии удостоверений личности членов семьи участника.
  • Оригиналы и копии документов о семейном положении как для участника, так и для его родных.
  • Копии дипломов об образовании, профессиональной квалификации, стаже работы, наличии учёных степеней и званий, характеристики с прошлых мест работы от потенциального участника и трудоспособных членов его семьи.
  • Постоянную регистрацию по адресу проживания.
  • 4 фотографии в цветном или чёрно-белом исполнении 3,5 × 4,5 см.

Если же заявка подаётся в России, дополнительно необходимо приложить оригинал документа, подтверждающего легальность проживания в РФ участника программы. К такой документации относится РВП или ВНЖ. Если же соотечественнику было предоставлено временное убежище, он предъявляет соответствующее свидетельство вместе с его копией.

Подача заявок на участие предполагает, что все бумаги, выданные иностранным государством, должны быть переведены на русский язык. Перевод удостоверяется нотариусом. Переводу также подлежат печати и штампы на иностранном языке.

Сроки рассмотрения заявок

В общем случае период рассмотрения дела занимает не более 60 дней, как и в случае оформления РВП.

Участие в программе «Соотечественники» бесплатное. Никаких госпошлин за рассмотрение заявки не предусмотрено законодательно.

Льготы и помощь участникам программы

Соотечественники и их родные, переезжающие на ПМЖ в Россию, вправе получать различные госгарантии и социальную поддержку, а именно:

  1. Компенсацию средств, потраченных на переезд в регион проживания, консульских сборов и пошлин, связанных с получением виз, оформлением РВП, провоз личных вещей из госбюджета РФ.
  2. Компенсацию за провоз объектов личного имущества без учёта его веса,
  3. Освобождение от уплаты сборов, установленных таможенным законодательством РФ в течение полутора лет с момента прибытия,
  4. Компенсацию за оформление РВП, ВНЖ, гражданства РФ,
  5. Получение пособия по безработице в случае отсутствия трудовой или предпринимательской деятельности в течение полугодия,
  6. Получение пособия для обустройства по месту пребывания.

Пособие по обустройству выплачивается единовременно и зависит от региона вселения.

Разрешено ли трудоустройство

Переселенцы из Украины в Россию в рамках госпрограммы имеют право на трудоустройство в регионе вселения. Патент и разрешения на работу не нужны. В каждом регионе утверждён перечень востребованных вакансий, по которым могут работать соотечественники.

Также в некоторых регионах-участниках предусмотрено самостоятельное трудоустройство и возможность ведения предпринимательской деятельности. Подробности можно узнать в отделениях ГУ МВД при подаче документов на участие.

Один из самых привлекательных вариантов переезда в Россию для украинцев является участие в программе «Соотечественники». В рамках госпрограммы предусмотрено трудоустройство иммигрантов, выплата пособий, льготы, возможность дальнейшего оформления российского гражданства.

Утвержден план Краснодарского края по переселению соотечественников

Принятое решение позволит увеличить трудовой потенциал Краснодарского края, что будет способствовать его социально-экономическому и демографическому развитию

Правительство России утвердило программу Краснодарского края по содействию добровольному переселению соотечественников, соответствующее распоряжение опубликовано в субботу на сайте кабмина.

Госпрограмма по содействию переселению соотечественников из-за рубежа была утверждена в 2006 году указом президента России. В сентябре 2012 года вышла новая редакция программы.

«В рамках реализации подпрограммы планируется создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Краснодарский край для постоянного проживания», — говорится в справке к документу.

Уточняется, что принятое решение позволит увеличить трудовой потенциал Краснодарского края, что будет способствовать его социально-экономическому и демографическому развитию. Программа позволит оказать содействие переселению в этот регион 3 тысячам соотечественников.

Ранее президент РФ Владимир Путин заверил, что программа содействия добровольному переселению зарубежных соотечественников будет продолжена, в том числе и региональные программы в 59 субъектах РФ. Глава ФМС России Константин Ромодановский предлагал скорректировать госпрограмму, чтобы люди переселялись не только в центральную Россию, а распределялись по всей территории страны.

ИА REGNUM — сюжет «Госпрограмма содействия переселению соотечественников»

Соотечественники: кому указ Путина не в указ

Свидетельства о регистрации СМИ:

Эл № ФС77-55029 от 14 августа 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),
ИА № ФС77-51367 от 23 ноября 2012 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Настоящий ресурс содержит материалы 18+.

При цитировании информации гиперссылка на ИА REGNUM обязательна.
Использование материалов ИА REGNUM в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Новости Усть-Каменогорска и ВКО

В программу по оказанию содействия добровольному переселению в РФ могут внести изменения

14:29, 19 октября 2018

Предлагается дополнить региональные программы переселения перечнем критериев несоответствия заявителей, передает корреспондент YK-news.kz.

МВД России предлагает внести некоторые изменения в Госпрограмму по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Это касается включения в нее перечня критериев несоответствия заявителя условиям участия. Соответствующий проект указа Президента России опубликован на официальном портале проектов нормативных правовых актов, сообщает портал для российских соотечественников.

По информации МВД, 89,5% решений об отказе в участии в Госпрограмме принимаются на основе соответствующей позиции региональных властей. Наиболее распространенное основание — несоответствие заявителя требованиям программы переселения того субъекта РФ, в уполномоченный орган которого он подавал документы. При этом критерии несоответствия не прописаны в региональных программах.

Добавим, что Госпрограмма по содействию переселению соотечественников из-за рубежа стартовала с 1 июня 2007 года. Программа направлена на переселение людей, оказавшихся после распада СССР за пределами РФ и желающих переселиться в Россию. Участникам программы предоставляется ряд льгот, в том числе право на беспошлинный провоз имущества, на получение вида на жительство в упрощенном порядке, на получение бесплатной медицинской помощи и так далее.

В программу переселения соотечественников внесут изменения

МВД России предлагает внести изменения в Госпрограмму по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Как сообщает портал «Русский век», инициатива ведомства направлена на уточнение положений программы в части внесения в нее перечня критериев несоответствия заявителя условиям участия. Соответствующий проект указа Президента России опубликован на официальном портале проектов нормативных правовых актов.

По информации МВД, 89,5% решений об отказе в участии в Госпрограмме принимаются на основе соответствующей позиции региональных властей. Наиболее распространенное основание — несоответствие заявителя требованиям программы переселения того субъекта РФ, в уполномоченный орган которого он подавал документы. При этом критерии несоответствия не прописаны в региональных программах. В этой связи МВД предлагает дополнить программы соответствующим перечнем.

Госпрограмма по содействию переселению соотечественников из-за рубежа была утверждена в 2006 году указом президента России. Регистрация желающих началась 1 января 2007 года, а сама программа — с 1 июня 2007 года. Программа направлена на переселение людей, оказавшихся после распада СССР за пределами РФ и желающих переселиться в Россию. Участникам программы при переселении предоставляется ряд льгот, в том числе право на беспошлинный провоз имущества, на получение вида на жительство в упрощенном порядке, на получение бесплатной медицинской помощи и так далее.

Александр Чепурин: «Госпрограмма по содействию переселению соотечественников становится более востребованной»

В преддверии Международной конференции «Россия – Украина – Белоруссия: пути интеграции», состоявшейся при поддержке и участии МИД России в Ялте с 18 по 21 октября 2011 года, директор Департамента по работе с соотечественниками за рубежом МИД РФ А.В.Чепурин дал журналу «Международная жизнь» интервью с оценкой первых лет реализации Государственной программы по переселению соотечественников в Россию.

«Международная жизнь»: Александр Васильевич, проблема переселения в Россию граждан, оказавшихся вне родины, наконец, стала «улицей с двусторонним движением». В Российской Федерации создана и действует Государственная программа по переселению. Насколько эффективно?

Александр Чепурин: Содействие добровольному переселению зарубежных соотечественников в Россию является важным направлением нашей работы с зарубежным Русским миром, хотя понятно, что в ближайшей перспективе в Россию вернется только небольшая часть многомиллионной зарубежной общины, с которой Россия продолжает выстраивать позитивный и доброжелательный диалог.

В 2006 году состоялся Всемирный конгресс соотечественников в Санкт-Петербурге, из которого, как из гоголевской «Шинели», родилась структурированная современная политика Российской Федерации в отношении зарубежного Русского мира. Она базируется на четырёх основах, четырех китах.

Это, во-первых, консолидация зарубежного Русского мира: ежегодно проводятся всемирные тематические конференции, раз в три года — Всемирный конгресс, раз в год организуются конференции в каждой из стран зарубежного Русского мира, их более 90, а также 8 региональных конференций. Проводятся дискуссии в формате «круглых столов». На демократических началах сформировался Всемирный координационный совет соотечественников и страновые советы. По возможности поддерживаем электронные и печатные издания соотечественников. Консолидация, содействие преодолению «раздрая» русских общин, междоусобицы – одно из базовых, очень сложных направлений нашей работы. Созданы солидные площадки для перманентного диалога Россия – соотечественники и — на горизонтальном уровне — между самими соотечественниками.

Второе направление – поддержка российской культуры, русского языка в зарубежном Русском мире. Если хотите – российской идентичности, ментальности. Вы знаете, что после Всемирного конгресса соотечественников в Санкт-Петербурге был создан в 2007 году Фонд «Русский мир», реорганизовано «Россотрудничество», принята пятилетняя программа «Русский язык». Сейчас она пролонгирована на вторую пятилетку.

Третье направление – это защита прав соотечественников. Здесь также налицо поступательное движение. Буквально с 1 января 2012 года заработает Фонд защиты и поддержки прав соотечественников. Этот мощный фонд будет заниматься мониторингом соблюдения этнокультурных прав русских, россиян за рубежом и оказывать соответственно им юридическое содействие с тем, чтобы эти права соблюдались.

Четвёртая основа – это Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Она начала функционировать с середины 2007 года. Работает фактически четвёртый год.

«Международная жизнь»: Как Вы оцениваете её первые результаты за этот период?

Александр Чепурин: Итоги Программы пока подводить, конечно, рано. Важно, что созданы базовые механизмы содействия, помощи соотечественникам в их стремлении вернуться на Родину. Но о промежуточных результатах могу сказать уже сегодня. В первые три года переселилось соответственно 7, 8 и 12 тысяч человек по Госпрограмме. В этом году ожидается, что переселится более 25 тысяч человек, т.е. в этом году переселится столько же соотечественников, сколько переселилось в первые три года. Это, безусловно, позитивная тенденция, потому что механизмы, которые были созданы в предыдущие годы, начинают давать результаты. Важно их совершенствовать, создавая более благоприятные условия для тех, кто связывает свое будущее и будущее своих детей с Россией.

«Международная жизнь»: Какая это часть в миграционных потоках?

Александр Чепурин: 25-30 тысяч переселенцев в рамках Госпрограммы. Много это или мало? В XXI веке люди по разным причинам активно переселяются не только из региона в регион, но и из страны в страну. Такой обмен характерен в том числе и для развитых стран. Это объективное явление. Здесь важен скорее миграционный баланс, и для России такой баланс обязательно должен быть позитивным.

Говоря о Госпрограмме важно уточнить, что речь идет только о тех, кто переселяется в Россию на ПМЖ в заданные регионы и при поддержке государства. В территории вселения не входят такие привлекательные регионы, как Москва, Санкт-Петербург, соответствующие столичные области, Краснодарский и Ставропольский края и т.д.

По сообщениям СМИ, со ссылками на Росстат и ФМС, в последние годы из России эмигрирует ежегодно 40-50 тысяч человек. Главная
причина – стремление повысить уровень своего благосостояния. Госпрограмма уже в близкой перспективе способна компенсировать — частично или полностью — эти потери. Другое дело, что нельзя допустить при этом потерь качественных.

«Международная жизнь»: Означает ли это, что за счёт переселения соотечественников наше государство в какой-то степени решает миграционную политику?

Александр Чепурин: Речь не идёт о том, чтобы подменять миграционную политику, решать проблему уменьшения численности населения за счёт соотечественников. В то же время – это вполне естественно, что переселяются в Российскую Федерацию на постоянное место жительства люди, которые владеют русским языком, ментально и духовно близки населению Российской Федерации. Поэтому нормально дать право на жительство тем, кто по различным причинам хотел бы вернуться на историческую родину. Такими причинами могут быть и притеснение русских в странах проживания, и экономические трудности, и безработица. Да и стремление дать достойное будущее детям здесь немаловажно.

Хочу обратить внимание, что это скорее гуманитарная программа, чем миграционная. Её цель – помочь тем, кто хотел бы вернуться в Россию, хотел бы жить в родной этнокультурной и языковой среде, приносить пользу стране. Это зафиксировано и в принятой сроком на пять лет Государственной программе и в Законе о соотечественниках, который, кстати, действует бессрочно: Российская Федерация обязуется оказывать содействие тем соотечественникам, кто по тем или иным причинам хотел бы переселиться, вернуться на историческую Родину.

«Международная жизнь»: Из каких государств, преимущественно, направляется основной поток переселенцев?

Александр Чепурин: Основной поток желающих формируется из стран ближнего зарубежья. Это и понятно, хотя в таких, к примеру, странах, как Португалия, Испания, куда выехало довольно много наших граждан в 90-е годы, где безработица сегодня свирепствует, также повышается процент желающих вернуться на родину, возрастает интерес к Госпрограмме. Во-первых, люди встречаются с проблемами трудоустройства. Во-вторых, если Вы общались с этими людьми, то понимаете, что они устроились на работу, никак, обычно, не соответствующую их квалификации. Это, в основном, люди с высшим образованием, но им приходится работать механиками, грузчиками, официантками. В моральном плане это тяжело.

Что же касается России и переселения по Госпрограмме, то люди, переезжающие в Российскую Федерацию, работают по специальности, имеют соответствующий социальный статус.

Из дальнего зарубежья переселилось пока не очень много людей, но поток анкет возрастает. Многое зависит от экономического развития России, вариантов занятости на новом месте жительства. Переселяющиеся, естественно, рассчитывают на то, что на новом месте уровень их жизни, в том числе материальный, повысится. С последним фактором как раз связано то, что пока не очень много соотечественников приезжает к нам не только из Европы, но и из той же Прибалтики, несмотря на известные проблемы этнокультурной дискриминации.

Совсем недавно переселилась группа старообрядцев – 53 человека из Боливии в Приморский край, на родину своих предков. Ещё значительное количество старообрядцев хотело бы переселиться с учётом опыта первой группы. В будущем не исключается приезд еще нескольких групп. Переселенцы получили временное жильё, пособия и компенсации. Решается проблема образования и военной службы. В общине немало детей школьного возраста, они посещают занятия в местной школе; с военкоматом решается вопрос о предоставлении отсрочки от военной службы, возможности проходить альтернативную службу тем переселенцам — староверам, которые достигли призывного возраста и получили российское гражданство.

Администрация Приморского края выделила общинникам 3 земельных участка площадью 50 га, оказала содействие в приобретении сельхозтехники и инвентаря, посевных культур и удобрений. Должен заметить, что переселенцы в восторге от природы Приморья.

Основная же масса переселенцев в Россию приходится на две региональные группы. Это Центральная Азия (Казахстан, Узбекистан и Киргизия) и Украина, Молдавия. Из Украины переселилось 11% участников Госпрограммы, порядка 6 тысяч человек. Всего же к середине октября 2011 года из-за рубежа переселилось более 55 тысяч соотечественников в разные регионы России. Регион №1 – это Калининградская область. Туда переселилось более 30% тех, кто вернулся в Российскую Федерацию по Госпрограмме.

Большим спросом пользуется также Калужская область, Липецкая область, куда переселилось 20% соотечественников. Есть значительное количество людей, которые приехали в Сибирь и на Дальний Восток, в приграничные регионы. Это очень важно, потому что там существует определённая система льгот, которая дополнительно стимулирует людей к переезду именно в эти стратегически важные для России регионы. Старообрядцы, о которых я говорил, переехав в Приморский край, получили много возможностей, они будут сохранять уклад жизни, который выработали веками.

«Международная жизнь»: Александр Васильевич, руководство страны заинтересовано в переселении соотечественников, однако многие граждане из сопредельных государств, бывшие наши граждане, приезжают в Россию на заработки, порой на несколько лет. Но их судьбой никто не занимается, но разве между одной и другой категориями — большая разница?

Александр Чепурин: Иногда спрашивают, какая разница между тем, что человек временно приезжает в Россию поработать и помогает своей семье, или он переезжает в нашу страну на постоянное место жительства. Я всегда говорю, что разница огромная. Почему? Назову полдюжины причин. Во-первых, соотечественник по Госпрограмме переселяется с семьёй. Отпадает причина беспокоиться, как там они без отца, одни. Всякое расставание с семьёй – это большое испытание для семьи, для детей, для человека. Второе: переселяющиеся в Российскую Федерацию по Госпрограмме получают российское гражданство. Сейчас немного каналов получения российского гражданства в упрощённом порядке. Получить российское гражданство достаточно сложно. Тем не менее, переселяющиеся в рамках Госпрограммы в течение трёх-шести месяцев становятся полноправными гражданами Российской Федерации. Они получают права, но и берут на себя обязательства гражданина. Это важно.

Государство берёт на себя обеспечение переезда и перевозки личного имущества граждан, возвращающихся в Россию. Четвёртое – это жильё. Российские регионы обеспечивают на первое время жильё соотечественникам, социальную площадь, аренду, помогают с ипотекой. Хотя статистика показывает, что 23% переехавших в Россию граждан сразу купило свое жильё, продав бывшую недвижимость. И важнейший момент – работа. Люди могут найти работу по специальности с той квалификацией, которой владеют. Но в этом заинтересована и Российская Федерация – ведь это врачи, инженеры, учителя. Люди чувствуют свою востребованность в Российской Федерации.

Наконец, переселенцам выплачивается подъёмное пособие. Для тех, кто переселяется в приграничные регионы, сумма эта выше. И на первое время — это существенная поддержка. Условия помощи пересматриваются, и каждый пересмотр – в сторону улучшения, повышения уровня обеспечения, гарантий. Поэтому, думаю, что 55 тысяч человек или 25 тысяч в этом году, — это, конечно, не миллионы, да никто такой цели и не ставит, — это значительная нагрузка и на российский, и на региональные бюджеты — но всё-таки существенная цифра. Речь идёт о тех, кто созрел для переселения, кто связывает свое будущее с Россией. Для них это реальный выход. И государство, россияне оказывают им поддержку, хотя это достаточно дорогое удовольствие.

«Международная жизнь»: Тем, кто решит переехать в Российскую Федерацию, где можно получить наиболее исчерпывающую информацию об условиях переселения?

Александр Чепурин: У Государственной программы по переселению есть такое подспорье, как Интернет-портал «Русский век», его адрес: www.ruvek.ru На сайте есть и текст Государственной программы, и все документы, относящиеся к ней. Это — Указ Президента Российской Федерации «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». Это и «Официальный информационный пакет о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом». К основным документам относятся также «Права и обязательства участника Государственной программы», Анкета участника Государственной программы (для подачи за рубежом), Анкета участника Государственной программы (для подачи в территориальный орган ФМС) и документ, который называется «Первые 6 шагов для соотечественника, желающего принять участие в Госпрограмме». Т.е. это последовательность действий, которые должен предпринять соотечественник, желающий принять участие в Госпрограмме, ещё находясь на территории иностранного государства.

Помимо этого, Департамент регулярно проводит «круглые столы». Следующий «круглый стол» для восточно-европейских стран будет проходить в Кишинёве 1-2 ноября. Там соберутся представители русских общин из полутора десятка стран, специалисты из Москвы, чтобы обсудить существующие проблемы, посмотреть, как можно эти проблемы преодолеть. Состоится презентация программ приема переселенцев ряда российских регионов: Приморского края, Тамбовской и Амурской областей.

Вопросами переселения занимаются практически все российские дипломатические и консульские учреждения. В ряде стран с высоким миграционным потенциалом работают компактные, но весьма квалифицированные временные группы из сотрудников ФМС России и МИД России.

«Международная жизнь»: Какие изменения могут быть внесены в Госпрограмму?

Александр Чепурин: Прорабатывается возможность закрепить в новой редакции Госпрограммы ее бессрочность, изменить понятие «территория вселения». Если сейчас это один-два района в субъекте Федерации, то далее это понятие должно распространяться на весь субъект Федерации. Важно закрепить особые стимулы для тех, кто примет решение переехать в приоритетно важные для России территории вселения. Наряду с нынешним порядком, когда переселенец заявляет о квалификации и готовности осуществлять трудовую деятельность в качестве де-факто наемного работника, могли бы быть обозначены и другие возможности. Например, принять участие в Госпрограмме могли бы те, кто хотел бы при переезде в Россию получить профессиональное, в т.ч. послевузовское образование, или заняться предпринимательской, инвестиционной деятельностью, а также, что, на мой взгляд, очень важно и перспективно для такой большой и богатой землей страны как Россия – сельскохозяйственной деятельностью. Зачастую переселенцы хотят иметь землю, чтобы вести на ней хозяйство, решая многие свои проблемы самостоятельно. Эти возможности хорошо обозначились в том числе при решении проблем переселенцев из Боливии.

На мой взгляд, было бы важно обеспечить возможность входа в Госпрограмму тех соотечественников, которые обучаются по квотам и за счет российского бюджета в профессиональных заведениях России, прежде всего в вузах. В последние годы квоты увеличились с 3 до 10 тысяч мест, но это, как мне представляется, не предел. Например, в вузах Германии в настоящее время обучается около 15 тысяч россиян. Часть из тех зарубежных соотечественников, которые получают образование в России, могли бы достаточно легко интегрироваться в российское общество, решив наиболее сложные проблемы (гражданство, трудоустройство) с использованием возможностей и преференций, предлагаемых Госпрограммой по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников.

«Международная жизнь»: Можно ли говорить о нарастающей тенденции к переселению в Россию или пока рано?

Александр Чепурин: Не всё просто: есть плюсы, есть проблемы, которые надо решать в соответствии с запросами тех, кто хотел бы переселиться в Российскую Федерацию и с возможностями самой России и ее регионов. Думаю, что тенденция эта будет набирать обороты. Речь идёт не о том, чтобы всех переселять. Речь идёт о том, чтобы всякий русский, русскоязычный, тот, кто считает Россию своим отечеством и готов переехать на постоянное жительство в Российскую Федерацию, имел такую возможность, получая помощь и поддержку государства.

Госпрограмма переселения соотечественников

Государственной программой сформирован новый для Российской Федерации организационно-правовой механизм содействия возвращению в Россию особой категории людей – соотечественников, проживающих за рубежом.
Государственная программа определяет основы организации работы по оказанию содействия добровольному переселению за рубежом и на территории Российской Федерации, а также устанавливает базовые права и обязательства участников Государственной программы и членов их семей, совместно переселяющихся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.
При этом объем государственных гарантий и мер социальной поддержки зависит от категории территории вселения. Устанавливаются две категории территорий вселения, на которые могут переехать участники госпрограммы и члены их семей:

  • территории приоритетного заселения (стратегически важная для Российской Федерации территория вселения, определяется Правительством РФ);
  • территории, не относящиеся к территориям приоритетного заселения.

С 1 января 2014 года статус территорий приоритетно- го заселения приобретут следующие субъекты Российской Федерации: Республика Бурятия, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Иркутская, Магаданская, Сахалинская области и Еврейская автономная область. На указанных территориях установлен наиболее высокий размер «подъемных» (данный перечень уточняется на ежегодной основе).
Исполнители госпрограммы:

  • Федеральная миграционная служба (координатор Государственной программы);
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации;
  • Министерство регионального развития Российской Федерации;
  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
  • Министерство внутренних дел Российской Федерации;
  • Министерство финансов Российской Федерации;
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков;
  • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству;
  • иные федеральные органы исполнительной власти.

ФМС России как координатор Государственной программы несет ответственность за выполнение обязательств Российской Федерации, предусмотренных Государственной программой, осуществляет в рамках своей компетенции контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, направляемых на ее реализацию, вносит в Межведомственную комиссию предложения по уточнению программных мероприятий и корректировке показателей и индикаторов Государственной программы с учетом хода реализации Государственной программы.
Контроль за реализацией Государственной программы осуществляется Межведомственной комиссией и координатором Государственной программы.

Участники госпрограммы
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 г. No 99- ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» участие в Государственной программе вправе принять соотечественники, проживающие за рубежом либо постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, и члены их семей.
Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Соотечественниками за рубежом (далее – соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации.
Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

  • лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
  • выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.

В статье 3 вышеприведённого Федерального закона установлены условия признания принадлежности лиц к соотечественникам:

  1. Граждане Российской Федерации, проживающие за пределами территории Российской Федерации, являются соотечественниками в силу гражданской принадлежности. Документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, служит документ, удостоверяющий наличие гражданства Российской Федерации.
  2. Признание своей принадлежности к соотечественникам лицами, предусмотренными пунктом 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, является актом их самоидентификации, подкрепленным общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией.
  3. Соотечественники вправе регистрироваться в общественных объединениях соотечественников в соответствии с уставами этих объединений и получать документы (свидетельства), подтверждающие их членство в общественных объединениях соотечественников.

Чтобы стать участником Государственной программы необходимо соответствовать следующим условиям:

  • достижение 18-летнего возраста;
  • обладание дееспособностью;
  • соответствие требованиям, установленным Государственной программой и региональной программой субъекта Российской Федерации, избранного соотечес- твенником для переселения;
  • владение русским языком (устным и письменным) на уровне, достаточном для быстрой адаптации среди принимающего сообщества;
  • соответствие требованиям на получение разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (в случае если получение разрешение на временное проживание необходимо).

Решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.
Участие соотечественника и членов его семьи в Государственной программе может быть связано с осуществлением на территории выбранного субъекта Российской Федерации следующих видов деятельности:

  • трудовая деятельность в качестве наемного работника;
  • получение профессионального образования, в том числе послевузовского и дополнительного образования;
  • инвестирование и ведение предпринимательской деятельности;
  • сельскохозяйственное и агропромышленное производство;
  • ведение личного подсобного хозяйства;
  • иная не запрещенная законодательством Российской Федерации деятельность.

Конкретные условия и варианты участия соотечественника и членов его семьи в Государственной программе определяются в региональных программах переселения.
В соответствии с Государственной программой членами семьи участника Государственной программы, имеющими право на переселение с ним в Российскую Федерацию, являются: супруга (супруг); дети, в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством); дети супруги (супруга) участника Государственной программы; родители участника Государственной программы и его супруги (супруга), родные сестры и братья участника Государственной программы и его супруги (супруга); дети родных сестер и братьев участника Государственной программы и его супруги (супруга), в том числе усыновленные или находящиеся под опекой (попечительством), бабушки, дедушки, внуки. Совершеннолетний член семьи участника Государственной программы, за исключением его супруги (супруга), имеет право самостоятельно участвовать в Государственной программе.
Члены семьи участника Государственной программы также должны удовлетворять требованиям, предъявляемым для получения разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (в случае если получе- ние такого разрешения является необходимым).

Права участника госпрограммы
Соотечественнику, ставшему участником Государственной программы, выдается свидетельство установленного Правительством Российской Федерации образца, которое изготавливается и оформляется по единой для Российской Федерации форме и является документом строгой отчетности.
Свидетельство участника Государственной программы подтверждает права и обязательства самого участника, права и обязательства членов его семьи, а также обязательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации Государственной программы, по предоставлению гарантий и социальной поддержки, предусмотренных для выбранной категории территории вселения.
Свидетельство участника Государственной программы действительно в течение 3-х лет с даты выдачи. По истечении срока действия свидетельства соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, – статус членов семьи участника Государственной программы.
Участник Государственной программы и члены его семьи, совместно переселяющиеся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, имеют право на получение государственных гарантий и социальной поддержки в зависимости от выбранной территории вселения, в том числе на:

  • компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания;
  • компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;
  • на получение за счет средств федерального бюджета подъемных;
  • на получение за счет средств федерального бюджета ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности в период до приобретения гражданства Российской Федерации (но не более чем в течение шести месяцев и только на территориях приоритетного заселения). Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Кроме того, участник Государственной программы и члены его семьи имеют право:

  • на освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза;
  • на получение разрешения на временное проживание вне квот, вида на жительство, а также на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве Российской Федерации.

Компенсация за счет средств федерального бюджета расходов на переезд к будущему месту проживания
Российская Федерация компенсирует расходы, которые несут участники Государственной программы и члены их семей в связи с оформлением визы, проездом и провозом личного имущества от места их постоянного проживания на территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания (для иностранных граждан) либо регистрации по месту пребывания (для граждан Российской Федерации) в субъекте Российской Федерации, выбранном для переселения.
Оплата проезда участника Государственной программы и (или) членов его семьи компенсируется при использовании регулярных маршрутов пассажирских перевозок. При этом проезд может быть осуществлен железнодорожным (в купейном вагоне поезда любой категории), воздушным (в салоне экономического класса воздушного судна), внутреннем водным (в каюте II категории речного судна), морским (в каюте III группы морского судна), а также автомобильным (в автобусе общего типа, а также в автобусе с мягкими откидными сиденьями) транспортом.
Компенсации подлежат фактически подтвержденные проездными документами расходы, но не выше тарифов, предусмотренных при прямом беспересадочном сообщении. Компенсация расходов при проезде с пересадками осуществляется при отсутствии прямого пассажирского сообщения. Затраты, понесенные на уплату страховых взносов и иных дополнительных услуг (например, сборов за оформление проездных документов), не возмещаются.
Оплата провоза личного имущества участника Государственной программы и (или) членов его семьи компенсируется при использовании регулярных маршрутов грузовых перевозок железнодорожным и морским транспортом. При этом к данной категории компенсаций также отнесены таможенные платежи и налоги, связанные с перемещением личного имущества переселенцев при его вывозе с территории иностранного государства в Российскую Федерацию.
Семье до трех человек включительно полностью компенсируются расходы на перевозку железнодорожным транспортом личного имущества 5-тонным контейнером, семье численностью от трех до шести человек – двумя 5-тонными контейнерами, а для семьи свыше шести человек – тремя 5-тонными контейнерами.
Компенсация расходов, связанных с перевозкой личного имущества морским транспортом, также осуществляется при условии использования 5-тонных контейнеров. При отсутствии практики работы с 5-тонными контейнерами в морских грузоперевозках в государстве, из которого соотечественник переселяется в Россию, разрешается перевозить имущество в контейнерах иных типов. Однако в данном случае расходы возмещаются в размере, не превышающем провоза личного имущества железнодорожным транспортом.
Выплата компенсации производится за счет средств федерального бюджета территориальными органами ФМС России по фактическим, документально подтвержденным расходам после постановки на учет по месту проживания в установленном порядке переселенца и членов его семьи.
Выплата компенсации на переезд осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2007 г. No 150.

Компенсация расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации
Участнику Государственной программы и членам его семьи компенсируются расходы на уплату государственной пошлины:

  • за выдачу иностранному гражданину или лицу без граж- данства разрешения на временное проживание;
  • за выдачу вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства;
  • за рассмотрение заявлений о приеме в гражданство, приобретении гражданства, восстановлении в гражданстве, заявлений об определении принадлежности к гражданству, включая выдачу соответствующих документов;
  • за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации.

Получение пособия на обустройство («подъемных»)
Размеры пособия дифференцированы в зависимости от территории заселения. На приоритетных территориях «подъемные» выплачиваются в два этапа – сразу после приезда и постановки на учёт по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства, а также по истечении 18 месяцев со дня постановки на учет по месту пребывания (регистрации по месту пребывания) либо регистрации по месту жительства на территории данной категории.
Лица, приезжающие в рамках Государственной программы на территории приоритетного заселения из-за рубежа или из другого региона России (из числа соотечественников, постоянно или временно проживающих в субъекте Российской Федерации, не являющимся приоритетным), имеют право на получение пособия в следующих размерах:

  • по 150 и 90 тыс. руб. на первом и втором этапе выпла- ты соответственно, если является участником Государственной программы;
  • по 70 и 50 тыс. руб. на первом и втором этапе выплаты соответственно, если является членом семьи участника Государственной программы.

Участнику Государственной программы и (или) членам его семьи, временно проживавшим на законном основании на территории приоритетного заселения, «подъемные» выплачиваются в следующих размерах:

  • участнику Государственной программы – 50 и 30 тыс. руб. на первом и втором этапе выплаты соответственно;
  • членам семьи участника Государственной программы – 25 и 15 тыс. руб. на первом и втором этапе выплаты соответственно.

В субъектах Российской Федерации, участвующих в Государственной программе и не отнесенных к приоритетной категории заселения, «подъемные» выплачиваются единовременно – 20 тыс. руб. участнику Государственной программы и 10 тыс. руб. члену семьи участника Государственной программы.
«Подъемные» в указанных размерах выплачиваются соотечественникам, получившим свидетельство участника Государственной программы после 1 января 2013 года, и членам их семей. Правила осуществления выплаты пособия на обустройство участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Рос- сийскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. No 270.

Получение ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельности
Данное ежемесячное пособие назначается участнику Государственной программы и каждому члену его семьи на период до приобретения гражданства Российской Федерации, но не более чем на 6 месяцев, в размере 50 процентов прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации согласно законодательству Российской Федерации.
Ежемесячное пособие выплачивается участникам Государственной программы и членам их семей, переселившимся на территории приоритетного заселения (для соотечественников, ставших участниками Государственной программы после 1 января 2013 года, и членов их семей).
Правила выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством деятельности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. No 8.

Освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Таможен- ного союза
Условия освобождения физических лиц от уплаты та- моженных платежей при ввозе в Россию товаров и транспортных средств для личного пользования определены Со-глашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 г. В частности, в соответствии с указанным международным договором данная льгота обусловлена несколькими факторами:

  • приобретением перемещаемых товаров для личного пользования до даты прибытия (переселения) на пос- тоянное место жительства в государство-член Таможенного союза (в данном случае в Россию). Что касается транспортного средства (автомобиль или прицеп), то оно должно находиться в собственности у переселенцев и быть зарегистрированным на них в государстве предыдущего проживания в течение 6 месяцев до даты переселения на постоянное место жительства;
  • сроком, в течение которого товары для личного пользования, в том числе транспортные средства, должны быть ввезены в Россию из страны предыдущего проживания (не позднее 18 месяцев с даты прибытия лица на постоянное место жительства в Россию).

В отношении транспортных средств, освобождаемых от таможенных платежей, имеются количественные ограничения – при переселении на постоянное место жительства в льготном порядке можно ввезти не более одного автомобиля и одного прицепа.
Кроме того, участие в Государственной программе дает соотечественнику и членам его семьи, являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, право на получение разрешения на временное проживание (без учета квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации), вида на жительство и гражданства Российской Федерации в приоритетном порядке.
По прибытии в субъект Российской Федерации, выбранный в качестве постоянного места жительства, участник Государственной программы и члены его семьи, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, получают соответствующие документы (разрешение на временное проживание, вид на жительство), подтверждающие их право на временное или постоянное проживание на тер- ритории Российской Федерации.
В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований участник Го- сударственной программы вправе обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство и предоставлении гражданства Российской Федерации.
Федеральным законом от 31 мая 2002 г. No 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» предусмотрена возмож- ность приобретения участником Государственной программы и членами его семьи при наличии регистрации по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для проживания в рамках Государственной программы, гражданства Российской Федерации в упрощён- ном порядке. В частности, соотечественники, участвующие в Государственной программе, имеют право быть принятыми в российское гражданство, минуя стадию получения вида на жительства в Российской Федерации, и без соблюдения условия о пятилетнем непрерывном проживании на территории России.
Иностранный гражданин (лицо без гражданства), являющийся участником Государственной программы, и члены его семьи, переселяющиеся совместно с ним в Российскую Федерацию, имеют право осуществлять в Российской Федерации трудовую деятельность без получения разрешения на работу. При этом работодатель также освобожден от обязательного в других случаях требования о наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников.
Кроме того, для всех участников Государственной прораммы и членов их семей установлена льготная 13-процентная ставка налога на доходы, получаемые от трудовой деятельности, в первый полугодовой период их проживания в России. Также отменена государственная пошлина за регистрацию переселенцев по месту жительства.
Предоставление иных государственных гарантий, социальная поддержка, трудоустройство участника Государствен- ной программы, обеспечение его и членов его семьи необходимым жильем осуществляются в рамках региональных программ переселения. Так, субъекты Российской Федерации вправе участвовать в субсидировании жилищных расходов участников Государственной программы и устанавливать иные гарантии и меры социальной поддержки для участников Государственной программы и членов их семей.
При этом участники Государственной программы и члены их семей имеют право на:

  • получение дошкольного, начального общего, основно- го общего, среднего (полного) общего образования, а также начального, среднего, высшего и послевузов- ского профессионального образования, дополнительного профессионального образования;
  • получение медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с российским законодательством;
  • предоставление мест в учреждениях социального обслуживания населения и оказание иных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании граждан;
  • получение услуг в области содействия занятости населения в части содействия в поиске подходящей рабо- ты, организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии),
    трудоустройства, организации проведения оплачиваемых общественных работ, ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, информирования о положении на рынке труда в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обязательства участника Государственной программы и членов его семьи
В Российской Федерации участник Государственной программы и члены его семьи обязаны:

  • соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
  • прибыть в субъект Российской Федерации, определенный свидетельством участника Государственной про- граммы;
  • пройти регистрацию в уполномоченном органе субъекта Российской Федерации по реализации региональной программы переселения, а также в территориальном органе ФМС России;
  • приступить к процедуре оформления разрешения на временное проживание (в случае если оформление такого разрешения является необходимым).

Участник Государственной программы берет на себя обязательства, которые включают в себя проживание и осуществление трудовой деятельности в выбранном субъекте Российской Федерации в течение определенного времени на договоренных условиях.
В случае выезда на постоянное место жительства из субъекта Российской Федерации, определенного свидетельством участника Государственной программы, ранее чем через два года, участник Государственной программы и (или) члены его семьи возмещают в установленном порядке затраты, связанные с выплатой им подъемных, компенсацией транспортных расходов, а также расходов, связанных с оформлением документов, определяющих правовой статус на территории Российской Федерации. Аналогичные обязательства возникают у соотечественника и членов его семьи в случае аннулирования свидетельства участника Государственной программы или добровольного отказа от статуса участника Государственной программы или статуса члена семьи участника Государственной программы.

Участие в госпрограмме
Подготовка к регистрации в качестве участника Государственной программы (прием и рассмотрение заявления об участии в Государственной программе)
В случае если соотечественником, проживающим за рубежом, принимается решение о добровольном переселении в Российскую Федерацию в рамках и на условиях Государственной программы, ему необходимо лично обратиться в находящийся в стране постоянного проживания уполномоченный орган по реализации Государственной программы за рубежом, и подать заявление об участии в Государственной программе.
Уполномоченными органами осуществляющими за рубежом работу с соотечественниками, желающими добровольно переселиться в Российскую Федерацию в рамках и на условиях Государственной программы, являются:
– представительства и представители ФМС России за рубежом;
– дипломатические представительства Российской Федерации в иностранных государствах (консульские отделы российских посольств за рубежом) и консульские учреждения Российской Федерации в иностранных государствах, при которых могут создаваться и функционировать временные группы по реализации Государственной программы.
В отношении соотечественников, постоянно или временно проживающих на законном основании на территории Российской Федерации, функции по учету, углубленному разъяснению содержания Государственной программы и предоставляемых в ее рамках возможностей, подготовке их регистрации в качестве участников Государственной программы, приему заявлений об участии в Государственной программе, выдаче свидетельства участника Государственной программы, а также выполнению иных необходимых мероприятий осуществляются территориальным органом ФМС России в субъекте Российской Федерации, участвующем в реализации Государственной программы.
Соотечественник, являющийся иностранным гражданином, постоянно или временно проживающий на законном основании в Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе на территории России в территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, реализующем соответствующую региональную программу переселения.
Форма заявления об участии в Государственной программе утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2013 г. No 196-р. В электронном виде бланк заявления об участии в Государственной программе доступен для заполнения, в том числе на официальном сайте ФМС России (www.fms.gov.ru).
При подаче заявления об участии в Государственной программе соотечественник, проживающий за рубежом, одно- временно представляет:

  • копии документов, удостоверяющих его личность и личность членов его семьи, включенных в заявление (с предъявлением оригиналов таких документов);
  • копии документов о семейном положении соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его се- мьи, включенных в заявление (с предъявлением оригиналов таких документов);
  • копии документов об образовании, о профессиональной подготовке, о стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, его профессиональные навыки и умения (если такие документы имеются).

При подаче заявления об участии в Государственной программе в соответствующий территориальный орган ФМС России соотечественник, проживающий в Российской Федерации, представляет копии вышеперечисленных документов, а также копии документов подтверждающих его право на постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации. При этом соотечественник, проживающий в Российской Федерации, предъявляет оригиналы документов:

  • подтверждающих его право на постоянное или вре- менное проживание на территории Российской Феде- рации (то есть разрешение на временное проживание или вид на жительство);
  • удостоверяющих личность;
  • о его семейном положении.

При подаче заявления об участии в Государственной программе необходимо учитывать, что копии документов, составленных на иностранном языке, должны представляться с переводом на русский язык. Верность перевода и подлинность подписи переводчика должны быть нотариально засвидетельствованы. Оформленные на территории иностранных государств документы, копии которых предоставляются, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено международными договорами.
После приема заявления об участии в Государственной программе оно согласовывается с:

  • уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за реализацию региональной программы переселения (на предмет соответствия кандидатуры соотечественника условиям региональной программы переселения);
  • с компетентными российскими государственными органами (на предмет отсутствия обстоятельств, препятствующих въезду иностранного гражданина на территорию Российской Федерации, либо на предмет отсутствия оснований для аннулирования разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации).

С учетом итогов рассмотрения заявления в указан- ных государственных органах территориальным органом ФМС России по субъекту, участвующему в соответствующей региональной программе, принимается решение о выдаче либо об отказе в выдаче соотечественнику свидетельства участника Государственной программе. О принятом решении заявителю направляется уведомление.
Ряд нюансов следует учитывать при подаче заявления об участии в Государственной программе на территории Рос- сийской Федерации.
В случае если соотечественник, проживающий в России на основании временного разрешения, в результате участия в Государственной программе должен будет изменить место своего жительства, переехав в субъект Российской Федерации, где ему разрешение на временно проживание не выдавалось, перед переездом он обязан будет осуществить ряд административных процедур.
В данной ситуации соотечественнику следует обратиться в территориальный орган ФМС России по разрешенному месту временного проживания с заявлением об изменении места жительства вне пределов субъекта Российской Федерации, где ему разрешено временное проживание.
Это заявление составляется в произвольной форме. К заявлению прилагаются документы или их заверенные копии, подтверждающие наличие оснований для изменения места проживания.
Заявление об изменении места проживания рассматривается в срок, не превышающий 2 месяцев со дня его подачи иностранным гражданином.
О принятом решении территориальный орган ФМС России направляет иностранному гражданину уведомление.

О приеме заявления о выдаче разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации
В соответствии с Административным регламентом по пре- доставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 29 февраля 2008 г. No 40, вместе с заявлением о выдаче разрешения на временно проживание представляются:

      • 2 фотографии заявителя в черно-белом или цветном ис- полнении размером 35 х 45 с четким изображением лица строго анфас без головного убора (дополнительно – 2 фотографии на несовершеннолетних детей, указанных в заявлении);
      • документ, удостоверяющий личность, гражданство;
      • вид на жительство или иной документ, выданный полномочным органом иностранного государства, подтверждающий проживание лица вне государства гражданской принадлежности;
      • свидетельство о браке;
      • свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность ребенка, не достигшего 18-летнего возраста (паспорт – при его наличии);
      • документ, подтверждающий согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на переезд в Российскую Федерацию для проживания (подпись ребенка на документе должна быть заверена нотариусом);
      • документ, выданный полномочным органом государства постоянного проживания, подтверждающий наличие или отсутствие судимости у заявителя;
      • сертификат об отсутствии у заявителя и членов его семьи ВИЧ-инфекции;
      • документ, выданный полномочным органом иностранного государства, подтверждающий, что заявитель (члены его семьи) не больны наркоманией и не страдают ни одним из инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Соответствующий комплект документов вместе с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание подается в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания соотечественника.
Решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на временное проживание принимается в срок, не превышающий 50 суток с даты поступления заявления в территориальный орган ФМС России.

Другие публикации:  Транспортный налог за экскаватор