Штраф за отсутствие страховки ОСАГО в 2018 году
Многие автовладельцы забывают, что «страховка» – это один из документов, обязательных к предъявлению сотруднику ГИБДД по его требованию (п. 2.1.1 Правил дорожного движения).
Многие автовладельцы забывают, что «страховка» – это один из документов, обязательных к предъявлению сотруднику ГИБДД по его требованию (п. 2.1.1 Правил дорожного движения). И пусть за отсутствие полиса ОСАГО инспектор не может отстранить от управления транспортным средством, как это допускается при невозможности водителя предъявить водительское удостоверение или Свидетельство о регистрации транспортного средства, данная ситуация позволяет наложить на нарушителя штрафные санкции. Их размер устанавливается соответствующими статьями Кодекса об административных правонарушениях и зависит от обстоятельств, вызвавших нарушение закона.
Страховой полис ОСАГО может отсутствовать по нескольким причинам:
- «забыл дома» – подразумевается, что водитель оформлял документ в страховой компании, а сама страховка является действующей (не истёк срок);
- отсутствие страховки ОСАГО по причине того, что водитель её попросту не оформлял;
- автовладелец имеет страховку, но она является просроченной;
- автовладелец имеет страховку, но использует документ вне срока его действия;
- автовладелец имеет страховку, но его данные не вписаны в документ (полис ОСАГО выписан на другое лицо).
Какой штраф за езду без страховки в 2018 году?
Штраф за езду без страховки ОСАГО составляет 800 рублей. С 1 января 2018 года изменений в штрафах за отсутствие ОСАГО нет.
Здесь важно сделать две важные оговорки:
- Водителям, имеющим действующий полис ОСАГО, но проявившим банальную забывчивость («забыл документы дома»), сотрудники ГИБДД могут пойти навстречу и заменить штраф на предупреждение. Это стало возможным после того, как была запущена единая база данных, оперативный доступ к которой сегодня имеет каждый инспектор. Соответственно, каким-либо образом обмануть должностное лицо нарушителю не удастся, равно как и убеждать его в наличии действующего документа также не придётся.
- Инспекторы не имеют права при отсутствии страховки ОСАГО снимать с автомобиля госномера, эвакуировать транспортное средство, объясняя это запретом на его эксплуатацию. Подобные нормы были отменены 15 ноября 2014 года, но сегодня, к сожалению, часто используются преступниками в погонах в отношении водителей, не знакомых с действующим законодательством.
О некоторых особенностях процедуры привлечения к административной ответственности при отсутствии полиса ОСАГО
Многие автолюбители, считающие, что размеры штрафов за отсутствие страховки ОСАГО незначительны, намеренно избегают процедуры оформления данного документа. Напомним, что без визита в страховую компанию и получения полиса ОСАГО или КАСКО собственник автомобиля не сможет поставить его на учёт в ГИБДД. Кроме того, сразу 2 статьи разных нормативных актов запрещают находиться на дорогах общего пользования без этого документа:
- п. 2 ст. 19.2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» – «запрещена эксплуатация транспортного средства без страховки»;
- п. 2.1.1 ПДД – «управление автомобилем может осуществляться только при наличии действующей страховки».
Являясь законопослушным гражданином и вовремя оформив все документы, вы всегда можете рассчитывать на снисхождение сотрудника ГИБДД, если забыли документ дома. Если вы продемонстрируете искреннее раскаяние и укажете инспектору на то, что сложившаяся ситуация – это, скорее, исключение из ваших правил, и вы действительно случайно забыли документы дома, то гарантированно отделаетесь предупреждением и наставлением быть более внимательным в следующий раз. И наоборот, любые попытки обмануть сотрудника ГИБДД или неуважительное отношение к человеку при исполнении сделают закономерным итогом выписку протокола об административном правонарушении.
Стоит обратить внимание и на то, что двенадцатая статья КоАП приравнивает просроченную страховку к отсутствию страхового полиса ОСАГО. Штраф и в том, и в другом случае составит 800 рублей. Таким образом, доводы о том, что вы всегда исправно покупали страховой полис на протяжении ряда лет и лишь сегодня забыли продлить его действие, на инспектора не будут иметь никакого влияния. Более того, ему придётся руководствоваться действующими нормами, которые не предполагают другой альтернативы штрафу, предусмотренному ч. 2 ст. 12.37 КоАП РФ.
Другие частные случаи, когда водитель эксплуатирует транспортное средство вне периода действия страхового полиса или не вписан в него, также имеют свои особенности, а в ряде случаев даже позволяют избежать, казалось бы, неизбежного штрафа в размере 800 рублей.
Эксплуатация транспортного средства вне периода действия страхового полиса
Часть первая статьи 12.37 КоАП РФ обязывает подвергать штрафу в размере 800 рублей водителей, использующих свои транспортные средства в течение периода, не вписанного в страховку. В такие ситуации попадают те автовладельцы, которые оформляют годовые полисы с ограниченным сроком их действия. Например, используя автомобиль только летом, застрахованное лицо может оформить ОСАГО только на июнь-август, соответственно сэкономив на оплате страховки. Если такой водитель попадётся инспектору ГИБДД в любой другой месяц года, он будет обязан заплатить штраф. Это говорит о том, что оформляя полис в страховой компании, необходимо чётко определиться с периодом действия годовой страховки, а в случае форс-мажоров – быть готовым к штрафным санкциям.
Штраф, если водитель не вписан в страховку
Российское законодательство обязывает страховщиков вписывать в ОСАГО данные тех лиц, которые страхуют свою автогражданскую ответственность. И только эти граждане попадают под защиту страховой компании и могут рассчитывать на её помощь при наступлении страхового случая. Сотрудники ГИБДД обязаны штрафовать лиц, не вписанных в страховку, оформленную на то транспортное средство, которым они управляют. Более того, от уплаты штрафа в размере 800 рублей (ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ) не убережёт даже тот факт, что лицо, вписанное в полис, передвигается в том же транспортном средстве в качестве пассажира. Таким образом, за рулём машины может находиться только тот, кто застраховал свою автогражданскую ответственность и может подтвердить это соответствующим документом.
Здесь стоит сделать оговорку: российские законы разрешают передавать право управления транспортным средством лицу, не вписанному в страховой полис ОСАГО, но только при наличии у него доверенности, оформленной от имени владельца автомобиля. Кроме того, для такого документа не требуется ни нотариального заверения, ни соблюдения какой-либо специальной формы его содержательной части. Главное, чтобы в доверенности были приведены данные владельца машины и данные того, кому он доверяет право управления. Здесь же следует указать данные на транспортное средство и отразить перечень полномочий. Таким образом, если учесть, что такая доверенность может быть составлена буквально при наличии владельца автомобиля и чистого листа бумаги, то можно предположить, что при быстром составлении документа в момент остановки транспортного средства для проверки сотрудником ГИБДД потенциальному нарушителю удастся избежать штрафа. Нужно ли подвергать себя лишнему риску быть оштрафованным? Перед отправлением в путь потратьте несколько минут на составление доверенности и не бойтесь встречи с инспектором!
Повторный штраф за отсутствие страховки ОСАГО
Ситуации, при которых водитель длительное время возит с собой просроченную страховку или вовсе не имеет полиса ОСАГО и попадается сотруднику ГИБДД в течение дня неоднократно, часто вызывают у автомобилистов неизбежный вопрос: может ли инспектор штрафовать по одной и той же статье повторно? Ситуация спорная, но только для тех, кто не знаком с действующим законодательством вовсе или знаком с ним частично. Обратимся к действующим нормам: пункт 5 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации запрещает привлекать гражданина к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.
Итак, вы отправились на автомобиле в путь без страховки, были остановлены на посту ГИБДД и заплатили штраф. При этом в отношении вас, как нарушителя, был составлен протокол – документ, подтверждающий открытие административного дела. Вышеупомянутая статья часто вводит водителей в заблуждение, ведь, руководствуясь пунктом 2 статьи 19.2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», любой инспектор вправе штрафовать за эксплуатацию транспортного средства без страховки. Вот почему отъехав от поста ГИБДД 5 километров и попавшись второй раз – другому инспектору, вы станете фигурантом другого дела об административном правонарушении. Другого, поскольку оно будет совершено в иное время и при других обстоятельствах (место совершения правонарушения). И здесь инспектор имеет полное право выписать новый протокол. Любые обжалования данных действий должностного лица никаких последствий в отношении него нести не будут, а значит, вы должны понимать, что за отсутствие страховки при проверке документов вы будете нести административную ответственность каждый раз.
Размер штрафа при повторном нарушении
Вышеприведённая таблица штрафов в отношении водителей, не имеющих при себе страховой полис ОСАГО, является исчерпывающей, в том числе при повторном привлечении гражданина к административной ответственности. Это означает, что никаких коэффициентов или увеличений размера взыскания при повторном нарушении законодательство не предусматривает.
Важно: с начала 2016 года в Российской Федерации вступили в силу новые Правила дорожного движения, которые предусматривают 50-процентную скидку для тех плательщиков штрафов, кто успел внести деньги в 20-дневный срок после оформления протокола (существуют ограничения по видам статей нарушений). Соответственно, получив квитанцию на сумму в 800 рублей (отсутствие страховки или просроченный полис), можно оперативно оплатить штраф в ближайшем отделении банка, и это обойдётся всего в 400 рублей. Данная норма рассчитана на лиц, проявляющих гражданскую ответственность.
Почему вам нужна страховка?
Обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев – это мера, направленная на помощь тем, кто попал в ДТП. К сожалению, не все участники дорожного движения осознают необходимость такой «заботы» со стороны законодателей, но ровно до того момента, пока сами не становятся участниками аварии. Напомним, благодаря полису ОСАГО виновнику ДТП чаще всего не приходится возмещать ущерб другим участникам происшествия, поскольку размер выплаты по данному виду страхования может достигать 400 000 рублей.
Замена водительского удостоверения 2018
Водительские права являются важнейшим документом, наделяющим гражданина правом управлять транспортом той или иной категории. Однако, как все не вечно в этом мире, так и водительские права выдаются лишь на 10 лет. И, впервые получив водительские права, важно помнить, что когда этот срок истечет, их придется менять. Также замена прав может вам понадобиться в связи со сменой фамилии или же утерей. И поскольку в России вождение автомобиля с правами, действие которых прекращено, карается штрафом, необходимо вовремя реагировать и заботиться о том, чтобы ваше водительское удостоверение было действующим. Все о замене водительских прав в 2018 году, о необходимых документах и всех нюансах мы расскажем вам в этой статье.
КОГДА МОЖЕТ ПОТРЕБОВАТЬСЯ ЗАМЕНА ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ?
У водительских прав есть срок действия — 10 лет, а затем они становятся недействительными и водителю необходимо их заменить. Дату окончания срока действия своих прав вы найдете на них в соответствующей графе. Однако водителям приходится менять права не только в связи с окончанием срока их действия, но и по другим причинам:
- У водителя изменилась фамилия или иные личные данные;
- Из-за повреждения прав или их износа настолько, что указанные в них сведения тяжело прочесть;
- Если удостоверение потеряно или украдено;
- По причине открытия водителем новых категорий и выдачи нового водительского удостоверения;
- По причине того, что изменилось состояние здоровья водителя.
КУДА ОБРАЩАТЬСЯ?
Произвести замену водительского удостоверения в 2018 году возможно в любом подразделении ГИБДД на территории нашей страны. То есть, если вышел срок действия ваших прав, то вне зависимости от того, в каком субъекте РФ вы зарегистрированы, поменять права вам обязаны в любом подразделении ГИБДД, поскольку общая база данных позволяет получить всю необходимую информацию в любом регионе страны.
5 апреля 2017 года полномочиями осуществлять замену водительских прав наделили многофункциональные центры (МФЦ), поэтому в 2018 году заменить водительское удостоверение можете там.
КАКАЯ ГОСПОШЛИНА ПРЕДУСМОТРЕНА ЗА ЗАМЕНУ ВОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ?
Чтобы произвести замену водительских прав вам потребуется заплатить государственную пошлину за выдачу водительского удостоверения в размере 2000 рублей. Произвести оплату вы можете через платежные терминалы или же в любом отделении Сбербанка.
С 1 января 2017 года, если менять водительские права через портал Госуслуг, можно заплатить госпошлину со скидкой 30%, то есть не 2000 рублей, а 1400 рублей. Данная скидка будет предоставляться водителям до 1 января 2019 года.
КАКИЕ КАТЕГОРИИ БУДУТ ОТКРЫТЫ ПРИ ЗАМЕНЕ ПРАВ СТАРОГО ОБРАЗЦА НА НОВЫЕ?
С апреля 2014 года водительские права приобрели новый облик, а также в них появились новые категории и подкатегории транспортных средств.
Появилась категория «М», получив которую вы можете управлять квадроциклами и мопедами. Также появились новые подкатегории. К примеру, если в ваших старых водительских правах открытакатегория «А», новые права будут с открытыми подкатегориями, относящимися к данной категории, а именно, с подкатегорией «А1, и «В1».
Категория «В1» является дополнительной и к категории «А», и к категории «В», давая право управления квадроциклами и трициклами. Поскольку данные ТС могут иметь органы управления и автомобилей, и мотоциклов, то открытая категория «В1» в дополнение к категории «А» дает право на управление квадроциклами, имеющими органы управления, как у мотоциклов, а вот в сочетании с категорией «В», категория «В1» разрешает управлять квадроциклами, имеющими органы управления автомобиля. Если хотите управлять квадроциклами обоих типов, то необходимо иметь открытые категории «А» и «В».
И так, если в старых правах у вас была открыта только категория «В», то новые права вам выдадут с открытыми категориями «М», «В», «В1».
ЗАМЕНА ВОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ В СВЯЗИ С ОТКРЫТИЕМ НОВОЙ КАТЕГОРИИ
Если уже имея водительские права с открытой категорией «В» вы захотели получить еще одну категорию, то успешно сдав экзамены, вам необходимо произвести замену водительских прав, чтобы в них проставили новую категорию. Что касается документов, то вам понадобиться наличие:
- Паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
- Заявления о выдаче водительских прав;
- Медицинской справки.
- Документа об окончании автошколы и прохождении обучения;
- Квитанции об оплате госпошлины.
ЗАМЕНА ВОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ В СВЯЗИ С ИСТЕЧЕНИЕМ СРОКА ДЕЙСТВИЯ В 2018 ГОДУ
Как уже оговаривалось выше, водительское удостоверение имеет срок действия 10 лет, а как только этот срок истекает, его необходимо заменить. Для замены прав вам потребуется наличие:
- водительского удостоверения (если оно у вас есть);
- паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
- Заявления, написанного в простой письменной форме;
- Медсправки.
- Документа об оплате госпошлины.
Обращаем ваше внимание на то, что с февраля 2016 года предоставлять медицинскую справку нужно лишь меняя водительские права в связи с окончанием их срока действия и в случае, если состояние здоровья водителя изменилось. Если же вы меняете права из-за их порчи, потери, смены фамилии, то медсправку предоставлять не нужно.
Также возьмите с собой копии вышеперечисленных документов.
ШТРАФЫ ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННУЮ ЗАМЕНУ ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ
Если срок действия ваших водительских прав истек, либо же оно стало недействительным по каким-либо причинам, то ни в коем случае нельзя садиться за руль автомобиля.
Ст. 12.7 КоАП предусматривает штраф за управление автомобилем без водительских прав в размере от 5 до 15 тысяч рублей.
Однако если срок водительского удостоверения истек, а автомобилем вы не управляете, то и штрафных санкций не последует.
И НА ПОСЛЕДОК НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ
Перед обращением в ГИБДД для замены водительских прав рекомендуем проверить, нет ли у вас долгов по штрафам. Сделать это можно, зайдя на официальный сайт ГИДД, на сайт Госуслуг или в Яндекс.
Напомним, что с января 2016 года водитель, имеющий долг по штрафам и алиментам более 10 тысяч рублей, лишится водительских прав до того момента, пока долг не будет полностью погашен.
Получив новые водительские права, тщательно проверьте, правильно ли вбиты ваши личные данные, чтобы избежать в будущем проблем и долгих разбирательств в связи с какими-либо несоответствиями.
Удачи на дорогах!
Автор: Виктория Голдина. Дата обновления статьи: 31.01.2018.
Автор: Елена Мальцева. Дата публикации: 02.10.2014.
Перепечатка без согласия редакции запрещена.
Как правильно оформить списание ГСМ по топливным картам
У организаций, использующих в деятельности транспорт, неизбежно возникают расходы, связанные с приобретением горюче-смазочных материалов. Бензин можно покупать c помощью специальных карт для покупки топлива. Как отразить списание ГСМ по топливным картам в бухгалтерском и налоговом учете? Ведь документы, подтверждающие приобретение ГСМ, фирма получит лишь по итогам месяца.
Топливные микропроцессорные карты (так называемые смарт-карты) — это удобный и надежный в эксплуатации способ расчетов за топливо, наиболее привлекательный для корпоративных клиентов. Держателями карт являются в основном юридические лица. Эти карты позволяют проконтролировать, когда, сколько, на какую сумму, по какой цене, на какой АЗС, какой марки были приобретены ГСМ. В настоящее время у средних и крупных компаний возрастает спрос на этот вид карт.
Учет бензина по топливным картам
Документальное сопровождение
Если транспорт лишен системы, то путевые листы подтвердят пробег, а справка от бухгалтерии покажет расход топлива.
При наличии только контроля использования ГСМ подтверждением будут путевые листы и бумажные отчеты из системы.
Если в транспорте контролируется только пробег, то заверенные ответственным за эксплуатацию автомобиля бумажные отчеты из системы и бухгалтерская справка будут являться основанием для учета ГСМ.
При оснащении автомобиля системами контроля над пробегом и расходованием ГСМ хватит подписанных отчетов из системы ответственным лицом.
ГСМ при учете налогов
Налоговое законодательство не требует вести обязательное нормирование расходов ГСМ.
Если было принято решение в пользу нормирования, то, чтобы проводить в дальнейшем списание топлива в расходы, надо принять во внимание следующее:
- При ОСНО весь потраченный объем ГСМ вносится в графу «Расходы» в последний рабочий день месяца (ст. 264 НК РФ). НДС, который указан в счете-фактуре поставщика, учитывается в вычете, когда отражена стоимость купленных ГСМ на дебиторском счете 10 «Материалы» (письмо Министерство финансов № 03-07-11/335).
- Бухучет ГСМ по топливным картам при упрощенной системе налогообложения происходит путем внесения в графу «Расходы» приобретенных и использованных ГСМ. Рекомендуем ознакомиться со ст. 346.16 НК РФ, письмом ФНС № ШС-37-3/15988, письмо Минфина РФ № 03-11-09/413.
Как учесть ГСМ в бухгалтерии предприятия
Бухгалтерский учет ГСМ по топливным картам отражается в проводках. При покупке топлива делаются следующие проводки:
- Д 60 – аванс – К 51 (переведенная сумма как вести учет гсм по топливным картамза ГСМ отражаются как аванс).
- Д 68 – К 60 – аванс (принятие к вычету НДС по авансу после получения соответствующего счета-фактуры).
Покупку ГСМ по топливным картам необходимо отмечать числом, в котором был получен отчет эмитента карт. После получения отчета организация может зафиксировать использование ГСМ на основе путевых листов или заверенных бумаг из системы контроля над пробегом и/или расходованием ГСМ. В бухгалтерии будут следующие проводки:
- Д 10 – К 60 (постановка на учет ГСМ на основе отчетов эмитента).
- Д 19 – К 60 (отражение НДС по ГСМ).
- Д 68 – К 19 (принятие к вычету налога на добавленную стоимость со стоимости ГСМ).
- Д 60 – аванс – К 60 (восстановление НДС, который приняли к вычету с авансового платежа).
- Д 60 – К 60 – аванс (сумма за ГСМ зачтена как оплата ГСМ).
- Д 20 (26, 44) – К 10 (учет оплаченной суммы за ГСМ в графе «Расходы»).
Случаи, когда изготовление топливной карты оплачивается отдельно
В этом случае разрешено списать стоимость карты в расходы (ПБУ 10/99) после ее получения. Учет карты разрешен на вспомогательном счете (например, открыть для этих целей счет 012). Оценка карт, находящихся на подобном счете, условная, к примеру 20 рублей за единицу.
Проводки в этом случае будут выглядеть так:
- Д 20 (26, 44) – К 60 (отражение цены топливной карты).
- Д 19 – К 60 (отражение НДС с цены ).
- Д 68 – К 19 (принятие к вычету налога на добавленную стоимость с цены топливной карты).
- Д 012 (условно оцененные карты зачислены на вспомогательный счет).
Специфика расчетов с использованием смарт-карт
Топливная микропроцессорная карта, выпускаемая топливной компанией или владельцем сети АЗС, — это техническое средство учета отпуска нефтепродуктов на АЗС, на которых разрешен прием смарт-карт. Карта не считается платежным средством. При этом она может быть лимитированной или нелимитированной.
Нелимитированная карта
На нелимитированную топливную карту вносится количество литров каждого вида топлива, приобретенного организацией-покупателем у поставщика нефтепродуктов, которое может быть получено покупателем в полном объеме остатка на карте без суточных ограничений. Покупатель имеет возможность ограничить слив топлива с нелимитированных карт суточным или месячным лимитом на основе заявки. Если объем топлива на нелимитированной карте исчерпан, получение топлива приостанавливается.
Лимитированная карта
Лимитированная топливная карта — это карта, на которой устанавливается единый суточный или месячный лимит (количество литров).
По лимитированной карте покупатель получает топливо разных видов, общее количество которого за сутки или за месяц не должно превышать установленный лимит независимо от того, сколько литров топлива было получено по карте в предыдущие дни. Для изменения суточных или месячных лимитов на лимитированных картах необходимо переформатировать карту на основе заявки установленного образца, передаваемой в офис поставщика топлива. В заявке покупатель указывает величины новых лимитов. Например, лимит — 30 л бензина марки Аи-98 в сутки. В этом случае держатель карты может израсходовать за сутки (с 00.00 до 24.00) не более 30 л единовременно или за несколько заправок. При этом оплаченный объем топлива уменьшается на сумму заправленных литров. Каждое начало суток дает возможность заправки бензином установленного лимита в полном объеме.
Причины остановки операции
Операция по списанию литров с топливной карты может быть остановлена терминалом АЗС только по следующим причинам:
- величина запрашиваемого объема топлива превышает остаток на карте или суточный лимит;
- карта заблокирована.
Как правило, техническое обеспечение функционирования системы расчетов с помощью топливных карт осуществляет процессинговый центр (процессинговая компания) — центральный пункт сбора информации, в который поступают все сведения с карточных терминалов АЗС. Сведения обрабатываются и в виде актов, отчетов, реестров рассылаются организациям.
Чтобы приобретать бензин по топливным картам, компания должна заключить с процессинговым центром договор поставки топлива или договор на заправку нефтепродуктами автотранспорта с использованием топливных карт. По сути, это смешанный договор. Процессинговый центр выступает в роли эмитента и действует по договорам комиссии с собственником топлива.
В соответствии с названным договором, поставка бензина производится путем его выборки на АЗС поставщика. Список автозаправочных станций приведен в приложении к договору покупателем (держателем карты покупателя).
Как считать дату поставки
Выборка топлива и передача данных начинается с даты получения компанией-покупателем топливных карт.
Датой поставки считается дата выборки топлива держателем карты покупателя, указанная в чеке учетного терминала АЗС.
Обычно в договоре предусматривается, что право собственности на нефтепродукты переходит к покупателю в момент заправки на автозаправочной станции транспортного средства покупателя на основании предъявленной представителем покупателя топливной карты.
Порядок осуществления расчетов
Расчеты за приобретаемое топливо производятся путем перечисления организацией-покупателем на счет поставщика стопроцентной предоплаты заказываемого количества топлива в соответствии с прайс-листом поставщика по ценам, установленным на дату выставления счета. Предоплата может осуществляться покупателем самостоятельно либо на основании счетов, выставляемых по запросу покупателя на сумму предоплаты, рассчитанной исходя из лимита.
В ряде случаев покупатель отдельно оплачивает стоимость многоразовых литровых топливных карт с суточным (или месячным) лимитом.
Количество передаваемых нефтепродуктов определяется исходя из суммы денежных средств на лицевом счете организации-покупателя. Предельно допустимый остаток денежных средств на лицевом счете покупателя определяется в соответствии с условиями заключенного договора (например, из расчета потребления нефтепродуктов в течение трех суток). При достижении суммы остатка (количества литров) на лицевом счете организации-покупателя по какой-либо марке топлива значения сигнального порога (его определяет поставщик) поставщик предупреждает покупателя о необходимости сделать заказ на топливо.
Документальное оформление топливных карт
Топливные карты оформляются на основании заявки, утвержденной уполномоченными лицами покупателя. При их передаче организации (ее представителю) составляется акт приемки-передачи или товарная накладная (форма № ТОРГ-12).
ПРИМЕР 1
ООО «Аурика» заключило договор № 65 от 11.08.2008 с топливной компанией ЗАО «Петрол Плюс» на приобретение бензина марок Аи-98 и Аи-95 с использованием смарт-карт. На получение карт была оформлена заявка. При передаче карточек стороны подписали акт.
- В графе 2 указывается одно из перечисленного: название организации, номер машины, ФИО водителя.
- В графе 3 для смарт-карт с суточным лимитом допускается указание нескольких видов топлива, которые могут быть получены по одной смарт-карте.
- В графе 4 заполняется один из столбцов в соответствии с выбором покупателя. Суточный лимит учитывает суммарную выборку по всем видам нефтепродуктов, которые отпускались по смарт-карте в течение суток.
- В графе 5 указывается PIN-код до четырех цифр. Допускается отсутствие PIN-кодов по желанию покупателя.
Для учета движения выданных и возвращенных топливных карт организации целесообразно разработать и утвердить в бухгалтерской учетной политике специальный ежемесячный журнал.
СПРАВКА
Смарт-карты на дополнительные услуги автозаправок
- Топливные карты могут применяться также для получения дополнительных услуг АЗС (мойка кузова, полировка, чистка салона, шиномонтаж и т. д.). Для учета таких услуг вводится понятие, например, «условная мойка». Стоимость одной единицы «условной мойки» установлена в прайс-листе поставщика.
- За эти услуги с организации-покупателя списывается то количество единиц «условных моек», которое соответствует потребленным услугам в пересчете на одну «условную мойку». Предположим, стоимость «условной мойки» составляет 100 руб. Если мойка кузова автомобиля стоит 550 руб., с топливной карты будет списано 5,5 единицы «условной мойки». При этом остаток единиц данных услуг на лицевом счете организации-покупателя уменьшается на сумму, равную количеству единиц услуг, полученных покупателем.
Отметим, что если организация-покупатель согласно заявке приобретает сразу несколько смарт-карт, на каждую отдельную смарт-карту не зачисляются ни деньги (смарт-карта не является платежным средством), ни литры. Предоплата процессинговому центру вносится за общее количество заявленного бензина по всем топливным картам в совокупности. По сути, смарт-карта представляет собой всего лишь техническое средство, выдаваемое водителям, для отпуска нефтепродуктов на АЗС. Именно поэтому при выдаче смарт-карты ее держателю (водителю) не передаются ни деньги, ни денежные документы. Соответственно использование счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и 50 «Касса» субсчет 50-3 «Денежные документы» в таком случае необоснованно. Факт выдачи фиксируется только в ежемесячном журнале учета приема и выдачи смарт-карт, а на счетах бухгалтерского учета не отражается.
Стоимость или объем
В топливной карте с суточным (или месячным) лимитом указывается объем приобретенного топлива в литрах (а не стоимость), что позволяет держателю карты заправлять бензин в топливный бак в пределах расходного лимита, оговоренного в заявке организации-покупателя.
В связи с этим рекомендуем разработать и утвердить в приказе по бухгалтерской учетной политике образец специальной формы «Отчет держателя смарт-карты». За основу можно принять, например, форму авансового отчета, дополнив ее необходимыми количественными реквизитами, связанными со спецификой обращения карты, не являющейся платежным средством.
Данные ежемесячного отчета (реестра) процессингового центра о движении топлива по отдельно взятой карте (или по всем картам — в зависимости от того, какой отчет представляется в соответствии с условиями договора) необходимо сопоставлять с данными отчетов держателей смарт-карты и приложенными к ним чеками терминалов АЗС. В целях облегчения контроля организации за приобретением нефтепродуктов целесообразно в приложении к приказу по бухгалтерской учетной политике определить порядок и сроки представления специального отчета держателя смарт-карты.
Документальное оформление расходов на бензин
Для того чтобы вести учет и списание ГСМ по топливным картам, кроме месячной информации от эмитента карты, необходимы бумаги, перечень которых зависит от оснащения автомобиля электронной системой контроля и пройденного расстояния в ходе работы. Это отражено в письме Министерства финансов № 03-03-06/1/354.
Ежемесячно после обработки данных процессинговый центр представляет организации-покупателю счет-фактуру, акт сверки взаимных расчетов, товарную накладную на объем и стоимость выбранного топлива, а также ежемесячный отчет (или реестр) операций по картам. В этих документах фиксируется количество приобретенных ГСМ.
Основным оправдательным документом, подтверждающим фактический расход горюче-смазочных материалов на производственные цели, является путевой лист. Его унифицированная форма утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. В путевом листе указываются номер и дата его выдачи, номер и марка автомобиля, цель поездки, информация о конкретном пути следования, показания спидометра, остаток горючего при выезде и возвращении. Названные реквизиты являются обязательными и отражают содержание хозяйственной операции. На основании этих данных определяется фактический расход ГСМ в отношении конкретного автомобиля.
Обратите внимание: если организация-покупатель не признается специализированной или автотранспортной организацией, она вправе разработать форму путевого листа самостоятельно при условии, что разработанный путевой лист будет содержать необходимые реквизиты, предусмотренные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ (см., например, письма Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327 и от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129). При этом путевые листы необходимо составлять таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании можно было судить об обоснованности произведенного расхода.
Учетная политика
В письме Минфина России от 16.03.2006 № 03-03-04/2/77 подчеркивается, что если еженедельное (ежемесячное, ежеквартальное) составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени и расхода горюче-смазочных материалов, путевой лист, составленный с такой периодичностью, с приложением к нему необходимых первичных документов, отражающих приобретение горюче-смазочных материалов, может подтверждать расходы налогоплательщика на бензин. Кроме того, самостоятельно разработанная форма путевого листа обязательно должна содержать информацию о конечном пункте следования автомобиля. Эти данные позволяют судить о факте использования автомобиля сотрудниками организации в служебных целях.
Таким образом, если организация — покупатель бензина по смарт-картам использует самостоятельно разработанную форму путевого листа, она должна быть приведена в учетной политике. Необходимо также зафиксировать регулярность составления данного документа.
Учет топливных карт на предприятии
При приобретении организацией смарт-карты ее стоимость следует отразить в бухгалтерском учете на предприятии в составе материально-производственных запасов в качестве прочих материалов на счете 10 «Материалы» субсчет 10-6 «Прочие материалы». Основанием будет служить товарная накладная или акт приема-передачи смарт-карты (на дату ее получения).
Согласно пункту 6 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Она равна сумме фактических затрат организации на приобретение МПЗ, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов. В рассматриваемой ситуации фактическим расходом на приобретение смарт-карт признается сумма, уплаченная по договору процессинговой или топливной компании, без учета НДС.
Поскольку приобретение смарт-карт неразрывно связано с покупкой бензина (сами по себе они не используются в деятельности организации-покупателя), в конце месяца стоимость смарт-карт нужно включить в стоимость приобретенного топлива.
Для целей налогообложения прибыли стоимость топливной карты учитывается в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Сумма налога на добавленную стоимость, предъявленная продавцом карты организации-покупателю, принимается к вычету на основании счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ) и при соблюдении условий, которые установлены в пункте 2 статьи 171 Налогового кодекса.
Топливная карта учет в бюджете предприятия
Учитывая, что товарная накладная и отчет (реестр) по операциям бюджета по топливным картам представляется предприятию процессинговым центром по окончании месяца, в котором были приобретены нефтепродукты с использованием смарт-карт, у организаций-покупателей возникают проблемы с признанием расходов на топливо. Ведь списать на затраты стоимость приобретенных нефтепродуктов можно только после принятия их к учету. В свою очередь горюче-смазочные материалы принимаются к учету на основании имеющихся первичных учетных документов, которые поступают к организации-покупателю согласно условиям договора лишь в конце отчетного месяца.
Исходя из специфики расчетов за нефтепродукты с использованием топливных карт, по мнению автора, учесть приобретенный по смарт-картам бензин и списать его в дальнейшем на затраты можно несколькими способами.
Принятие к учету и списание бензина один раз в месяц
Основанием для принятия к учету на счет 10 «Материалы» субсчет 10-3 «Топливо» приобретенного по смарт-картам бензина является товарная накладная от процессингового центра, датированная последним днем отчетного месяца, а также ежемесячный отчет держателя смарт-карты с приложенными к нему чеками автозаправочных терминалов. (Данные отчета сверяются с данными чеков терминалов АЗС, полученных водителями — держателями карт при выборке топлива.)
Важный момент: информация о ценах, содержащаяся в чеках терминалов АЗС, является справочной, поскольку весь объем заявленного топлива был оплачен организацией в порядке стопроцентной предоплаты и не подлежит изменению по мере его отпуска. В то же время в чеке автозаправочного терминала будут указываться текущие цены на каждую конкретную дату, которые, естественно, могут быть другими. Кстати, именно в этом заключается одно из преимуществ топливных карт: организация-покупатель приобретает бензин по сегодняшней цене, а использовать его будет в течение нескольких недель или месяцев, за которые стоимость бензина может существенно возрасти.
Израсходованный бензин списывается на затраты на основании путевых листов.
Обоснование порядка учета
Методологическим обоснованием изложенного порядка учета служит пункт 15 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н. Согласно названной норме порядок создания первичных учетных документов и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете устанавливаются в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.
Таким образом, организация — покупатель бензина по смарт-картам вправе отражать проводки по принятию к учету бензина и его последующему списанию на затраты один раз в месяц. Правда, при условии, что процессинговая или топливная компания представит все необходимые документы в конце отчетного месяца, но не позднее. Данный порядок следует закрепить в учетной политике.
В пунктах 5, 7 и 9 ПБУ 10/99 определено, что расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов (в данном случае затраты на приобретение израсходованного организацией бензина, а также на изготовление смарт-карт), являются расходами по обычным видам деятельности, на базе которых формируется себестоимость продукции.
Вычет сумм НДС, предъявленных поставщиком, осуществляется в общеустановленном порядке, то есть при выполнении условий:
- топливо оприходовано;
- имеются все необходимые документы (в том числе счет-фактура);
- топливо будет использовано в операциях, облагаемых НДС.
ПРИМЕР 2
Воспользуемся условием примера 1.
- ООО «Аурика» заключило договор с топливной компанией ЗАО «Петрол Плюс» на приобретение бензина марок Аи-98 и Аи-95 с применением смарт-карт.
- Согласно выставленному ЗАО «Петрол Плюс» счету 12 августа 2008 года была перечислена сумма 38 540 руб. (включая НДС 5879 руб.) в качестве предоплаты за бензин марки Аи-98 объемом 1000 л по цене 26,2 руб. за литр (включая НДС 4 руб.) и марки Аи-95 объемом 500 л по цене 24,68 руб. за литр (включая НДС 3,76 руб.).
- Стоимость изготовления двух смарт-карт в сумме 590 руб. (включая НДС 90 руб.) была оплачена 14 августа 2008 года. Смарт-карты в количестве двух штук получены по акту приема-передачи от 14.08.2008.
Предположим, в течение месяца весь бензин был получен и израсходован. ЗАО «Петрол Плюс» своевременно представило товарную накладную на отгрузку бензина на сумму предоплаты, счет-фактуру и реестр о движении топлива за август. Документы датированы 31 августа 2008 года.
Информация реестра о движении топлива от ЗАО «Петрол Плюс» и сведения из отчетов двух держателей смарт-карт совпадают.
Исходя из бухгалтерской учетной политики ООО «Аурика» на 2008 год, в организации:
- бензин, приобретенный по смарт-картам, принимается к учету и списывается один раз в месяц;
- путевой лист по форме, разработанной самостоятельно, составляется ежемесячно и представляется в бухгалтерию в последний календарный день отчетного месяца;
- отчет держателей смарт-карт по форме, разработанной самостоятельно, составляется ежемесячно и представляется в бухгалтерию в последний календарный день отчетного месяца.
В бухгалтерском учете ООО «Аурика» были сделаны следующие записи:
12 августа 2008 года
ДЕБЕТ 60 субсчет «Авансы выданные» КРЕДИТ 51
— 38 540 руб. — перечислена предоплата за бензин на основании счета ЗАО «Петрол Плюс»;
14 августа 2008 года
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 590 руб. — перечислена оплата за две смарт-карты на основании счета ЗАО «Петрол Плюс»;
ДЕБЕТ 10-6 КРЕДИТ 60
— 500 руб. — приняты к учету две смарт-карты на основании товарной накладной;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 90 руб. — учтен НДС, предъявленный по двум смарт-картам;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
— 90 руб. — принята к вычету сумма НДС по двум смарт-картам на основании счета-фактуры ЗАО «Петрол Плюс» (соблюдены требования пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ);
31 августа 2008 года
ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 60
— 32 661 руб. (38 540 руб. – 5879 руб.) — принят к учету полученный за август бензин, приобретенный по двум смарт-картам на основании товарной накладной ЗАО «Петрол Плюс», реестра о движении топлива за август от ЗАО «Петрол Плюс» и двух отчетов держателей смарт-карт;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 5879 руб. — учтен НДС со стоимости полученного бензина;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
— 5879 руб. — принята к вычету сумма НДС со стоимости фактически полученного за август бензина на основании счета-фактуры ЗАО «Петрол Плюс» (соблюдены требования пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ);
ДЕБЕТ 60 субсчет «Расчеты с ЗАО “Петрол Плюс”» КРЕДИТ 60 субсчет «Авансы выданные»
— 38 540 руб. — зачтена предоплата за бензин на основании акта сверки расчетов с ЗАО «Петрол Плюс»;
ДЕБЕТ 10-3 КРЕДИТ 10-6 «Прочие материалы»
— 500 руб. — стоимость двух смарт-карт включена в стоимость бензина;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 10-3
— 33 161 руб. (32 661 руб. + 500 руб.) — признаны в составе общехозяйственных расходов стоимость израсходованного за август бензина и стоимость изготовления двух смарт-карт (на основании путевых листов двух водителей за август 2008 года).
Принятие к учету и списание бензина в течение месяца
В соответствии с данным способом бензин принимается на учет по мере заправки на основании отчетов держателей карт и чеков терминалов АЗС по принятым в организации учетным ценам. Такой порядок учета основан на правилах бухгалтерского учета неотфактурованных поставок, установленных в пунктах 36—41 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.
В пункте 37 названного документа сказано, что неотфактурованные поставки принимаются на склад с составлением акта о приемке материалов (форма № М-7, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а). При необходимости после получения документов от процессинговой или топливной компании цена корректируется (если учетные цены отличаются от цен, которые установлены в прайс-листе на дату выставления счета).
Израсходованный бензин списывается на затраты в порядке, рассмотренном ранее, на основании путевых листов. Данный порядок учета, а также регулярность составления отчетов держателей смарт-карт и путевых листов должны быть зафиксированы в бухгалтерской учетной политике организации-покупателя.
Применительно к рассматриваемой ситуации принять к вычету НДС со стоимости фактически полученного бензина можно только после выставления процессинговой или топливной компанией счета-фактуры.
Отметим, что оба рассмотренных порядка принятия к учету и последующего списания на затраты бензина, приобретенного по смарт-картам, не упрощают жизнь главного бухгалтера.
Как показывает практика, в первом случае (при учете один раз в месяц) очень сложно добиться от процессинговых или топливных компаний своевременного представления всех необходимых первичных учетных документов.
Во втором случае (при учете в течение месяца) могут возникнуть дополнительные трудозатраты, связанные с необходимостью корректировки цен.
По мнению автора, организациям — покупателям бензина по смарт-картам следует выработать собственную профессиональную позицию по рассмотренной проблеме, руководствуясь требованиями рациональности ведения бухгалтерского учета и осмотрительности в соответствии с нормами пункта 7 ПБУ 1/98.
Налоговый учет топлива, приобретенного по смарт-картам
Расходы организации на приобретение топлива учитываются либо в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ), либо в составе расходов организации на содержание служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом они уменьшают налогооблагаемую прибыль при выполнении требований пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса. То есть указанные расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, в целях налогообложения прибыли первичными документами, подтверждающими расходы, связанные с приобретением и списанием бензина, приобретенного по смарт-картам, служат первичные документы, используемые в бухгалтерском учете для учета указанных затрат. В частности, это путевые листы, товарные накладные от процессинговой или топливной компании на приобретенные нефтепродукты, чеки терминалов АЗС, отчеты держателей смарт-карт, отчеты о движении топлива от процессинговых или топливных компаний и т. п.
Для подтверждения экономической обоснованности затрат в налоговом учете организация вправе применять нормы расхода топлив и смазочных материалов.
Обратите внимание: соответствующие нормы введены в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Причем новые нормы расхода ГСМ предназначены как для автотранспортных предприятий, так и для организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и других лиц независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации. По мнению автора, при разработке эксплуатационных норм организация вправе руководствоваться именно этим документом.
Вместе с тем в целях налогообложения учитывается стоимость фактически израсходованных горюче-смазочных материалов на основании подтверждающих документов.
Учет ГСМ по топливным картам
Данный материал поможет вам разобраться в том, как происходит учет ГСМ по топливным картам, какие существуют особенности, приведем пример учета и расчета количества топлива на ОСНО/ЕНВД. Расскажем, какие наиболее распространенные ошибки и ответим на самые частые вопросы.
Ранее и физические, и юридические лица пользовались специальными топливными талонами — это было удобно и позволяло контролировать расходы топлива. Талоны имели ряд особенностей:
- они отличались определенным лимитом топлива;
- при заправке автомобиля совершалась минусовка литров бензина;
- на них отражался неиспользованный остаток топлива.
На сегодняшний день талонами пользуются для одноразовой заправки машины, а распространение получили топливные карты.
Учет ГСМ по топливным картам
Топливная карта — новый способ заправки транспорта без постоянной оплаты топлива.
Удобство карт заключается в следующем:
- Сведения о расходовании бензина хранится на чипе карты в электронной форме;
- Просмотреть данные об остатке и времени заправки горючего можно в любое время;
- Карта может оформляться как физическими, так и юридическими лицами;
- Повышается скорость обслуживания на заправочной станции;
- При оформлении большего лимита действуют скидки;
- Отсутствие нужды в отчете по чекам за топливо перед начальством;
- Упрощение бухгалтерского учета и списания топливных карт (все данные имеются в личном кабинете владельца карты).
Недостатком приобретения топливной карты является установление заправочными станциями определенного расписания для возможности оплаты топлива картами.
Виды топливных карт
Существуют 2 вида:
- Лимитированные (какое-то количество топлива вносится на карту с целью последующей его выдачи владельцу карты ограниченным литражом на определенный период времени — день, неделю, месяц).
- Нелимитированные (какое-то количество топлива вносится на карту, и владелец карты может по договоренности со специализированным сервисом приобрести и потратить любое количество одного вида топлива).
Как получить топливную карту?
Этапы оформления карты:
- Зарегистрировать электронный кошелек в нефтяной компании.
- Создать личный кабинет.
- Определиться с параметрами договора:
- установить лимит на количество топлива;
- закрепить карту за конкретным автомобилем (по номеру авто — так в случае воровства карты мошенник не сможет ею воспользоваться);
- выбрать марку бензина.
- Пополнить счет (банковский перевод, оплата на расчетный счет).
Учет топливной карты
Сама карта (без стоимости топлива) относится к материально-производственным расходам и оцениваются по фактической стоимости. Затраты на приобретение карт пойдут на расходы по обычным видам деятельности.
Учет цены карты ведется на основании товарной накладной на счете «Прочие расходы», а под конец месяца общая стоимость прибавляется к стоимости купленного топлива.
Бухгалтерский учет выдачи карт
Ни на каком бухгалтерском счете выдача топливной карты сотруднику не отображается, и никаких проводок не осуществляется, поскольку денежные средства фактически не выдаются.
Однако выдача карт фиксируется в журнале, форма которого должна утверждаться руководством компании и содержать следующие графы:
- Модель и гос. номер транспорта, на который оформлялась карта, и которым пользуется работник предприятия по приказу начальства;
- ФИО водителя, его личная подпись;
- Дата выдачи топливной карты водителю;
- Дата, на которую карта должна быть возвращена.
Бухгалтерский учет затрат на топливо
Топливо относится к ГСМ, имеющим следующие характеристики:
- нормативный расход;
- фактический расход.
Затраты топлива подтверждаются путевыми листами, содержащими сведения:
- о пробеге машины;
- о марке и номере авто;
- о количестве топлива, выданного по топливной карте;
- остаток топлива при выезде водителя и прибытии в компанию;
- сравнение нормативного и фактического расхода горючего;
- заключение о перерасходе или об экономии бензина.
Бухгалтерский учет и проводки покупки и списания ГСМ по топливным картам
В бухгалтерском учете горюче-смазочные материалы, купленные по топливной карте, приходуются на счет 10 «Материалы» по фактической себестоимости и без учета НДС.
Выделенный в счет-фактуре НДС отражается независимо на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям».
Оприходовано будет горючее в тот же день, когда к фирме перешло право владения на него, поскольку счет 10 предназначен для отображения данных о наличии материалов в собственности компании. Эта дата может быть прописана в договоре. К примеру, датой перехода прав владения на ГСМ может признаваться день фактической оплаты — тогда к счету 10 открываются субсчета «ГСМ в резервуарах поставщика» и «ГСМ в бензобаках автомобилей».
НДС может быть принят к вычету исключительно по прибытии счета-фактуры от поставщика ГСМ.
Стоимость горючего, которая будет списана на затраты компании, зависит от выбранного руководством метода оценки МПЗ (ФИФО или по средней себестоимости).
Налоговый учет затрат на покупку топливной карты
Вид затрат на приобретение топливных карт должен быть закреплен приказом в учетной политике фирмы:
- материально-производственные расходы;
- затраты на содержание автотранспорта;
- другие производственные затраты, не относящиеся к
- производственному процессу и продажам.
НДС может быть принят к вычету, если:
- была получена подтверждающая счет-фактура;
- с помощью карты осуществляются торговые операции, и их стоимость облагается НДС;
- топливная карта принята на учет бухгалтерией.
Налоговый учет затрат на топливо
Идея установления транспортного налога, сумма которого учитывалась бы в стоимости топлива, появилась в 2010 году. Данный вид налога относится к региональным, а потому власти на местах вправе самостоятельно утверждать:
- правила его расчета;
- показатель мощности машины для расчета суммы налога по определенной ставке;
- размер ставки налога.
На сегодняшний день налог на топливо относится к транспортным налогам, и его сумма напрямую зависит от показателя мощности транспортного средства.
Бухгалтерский учет и проводки по ГСМ в бюджетном учреждении
Бюджетным учреждениям приходится обосновывать целевое расходование средств государственного бюджета. Особенность бюджетного учета затрат на ГСМ — необходимость оформления специальной первичной документации, заполняемой бухгалтером и водителем.
Топливная карта служит одновременно и расчетным, и учетным документом.
Согласно нормам закона бюджетные организации обязаны разместить заказ ГСМ путем проведения торгов или без них, но тогда общая сумма заказа должна быть ниже 100 тысяч рублей за квартал. А значит,
для доказательства понесенных расходов нужно иметь результаты торгов или документы, подтверждающие расчетную (плановую) стоимость заказа.
Организация подготавливает смету с учетом плановых показателей, применяемых при расчете объема затрат на ГСМ, а после их проверки главный распорядитель средств должен утвердить смету.
ГСМ должны тратиться в рамках утвержденных норм, в каждом бюджетном предприятии должен быть внутренний локальный акт о нормах расхода ГСМ.
Учреждение вправе вводить отдельные поправочные коэффициенты к нормам затрат горючего, обосновав их применение и доказав производственную необходимость в их установлении.
Раздельный учет ГСМ
Бухгалтерия бюджетного учреждения ведет раздельный учет ГСМ в зависимости от направлений их применения на обособленном счете 010503000 «Горюче-смазочные материалы». Приходуются ГСМ по фактической стоимости. НДС, уплаченный при покупке ГСМ, не включаются в эту стоимость только тогда, когда топливо оплачено из доходов от налогооблагаемой предпринимательской деятельности учреждения и использовано в деятельности, облагаемой налогами.
Бензин и дизельное топливо учитывается по договорной цене в связи с некоторыми особенностями, связанными с крупными закупками данных ГСМ за наличный и безналичный расчет, а также по топливным картам. Читайте также статью: → «Особенности налогового и бухгалтерского учета в транспортной компании»
ГСМ подлежат списанию по фактическому расходу (не важно, как горючее оплачивалось):
- на счет учета затрат списывается в рамках норм;
- на счет учета стоимости оказанных услуг, выполненных работ или проданных товаров (при осуществлении предпринимательской деятельности);
- на счет учета затрат со взысканием недостачи с виновных лиц или со списанием из средств установленных источников в будущем (при превышении норм).
Также бюджетные учреждения практикуют списание ГСМ методом скользящей оценки, когда материалы подвергаются оценке по стоимости запасов по состоянию на первый день месяца, и стоимости всех поступлений за этот месяц.
При оплате ГСМ топливной картой учитывается форма расчетов (карты могут быть денежные и литровые).
Бюджетные учреждения используются для учета расчетов картами счет 020105000 «Денежные документы». В аналитическом учете приходуется, а затем оформляется списание карт, в том количестве, которое указано в документах АЗС. Для литровых топливных карт стоимость определяется по цене покупки, для рублевых карт — по цене, актуальной на дату заправки.
Бухгалтерские проводки на примере
Пусть бюджетная организация 1 августа купила 2 топливные карты:
- первая (литровая) выдана водителю служебного авто и рассчитана на выдачу 1 тысячи л. бензина (в оплату ее перечислено 30 тыс. рублей);
- вторая (денежная) выдана водителю фуры для осуществления основной деятельности фирмы и рассчитана на выдачу бензина общей стоимостью 30 тысяч рублей.
19 августа водители принесли авансовые отчеты на заправку 200 л. бензина (по 100 л. 7 и 15 августа). На день заправки стоимость бензина равнялась 27 и 27,5 рублям.
Документальное подтверждение расхода топлива
Для подтверждения израсходованных горюче-смазочных материалов используются путевые листы, образцы которых утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 №78. Данное требования является обязательным.
Расчет количества топлива
По информации, представленной в путевом листе, нужно вычислить количество ГСМ, которое пойдет на списание:
ТС = ОТВ + ТБ — ОТКМ,
- ТС — топливо на списание (в литрах),
- ОТВ — остатки топлива при выезде машины,
- ТБ — топливо в баке машины,
- ОТКМ — остатки топлива на конец рабочего дня.
Пример учета ГСМ по топливной карте
04.06 фирма заключила договор с АЗС на пользование топливной картой и сразу оплатила стоимость карты (118 рублей, включая НДС 18 руб.). Обслуживание карты бесплатное, право собственности на бензин переходит фирме в момент заправки авто. Карта закреплена за КамАЗ-5320, на котором доставляется товар клиентам.
05.06 карта была выдана фирме и передана водителю.
30.06 на карту был перечислен аванс (5900 рублей, включая НДС 900 рублей).
На протяжении июля водителю было выдано по карте 380 л ДТ стоимостью 15 руб./л, включая НДС 2,29 руб.:
- 07 — 180 л на 2700 руб. (НДС — 412 руб.);
- 07 — 200 л на 3000 руб. (НДС — 458 руб.)
На последний день июля (31.07) АЗС переслала фирме:
- счет-фактуру;
- акт приемки-передачи, где прописаны объем и стоимость выданного ГСМ;
- отчет по операциям с топливной картой.
Бухгалтерские проводки Учет ГСМ
Предприятиями на ОСНО
Затраты на ГСМ включаются в состав:
- Материальных расходов (когда оказываются автотранспортные услуги). Списываются с учетом метода оценки материалов, принятого в компании;
- Прочих затрат на производство и продажи (когда транспорт эксплуатируется для нужд компании). Списываются по фактической стоимости покупки (без НДС).
С целью расчета налога на прибыль ГСМ принимаются к учету по цене приобретения без учета НДС, если он включен в стоимость и выделен в расчетном документе отдельной строкой. НДС принимается к вычету по счет-фактуре. Стоимость ГСМ включается в затраты на день принятия к учету путевого листа или по мере продажи товаров/работ/услуг, в себестоимость которых ГСМ включены, если затраты на ГСМ признаны прямыми.
Когда путевые листы проведены по учету (должны быть чеки с АЗС), стоимость истраченного топлива включается в состав затрат, которые снижают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Указанный порядок списания ГСМ применяется в фирмах, рассчитывающих налог кассовым методом и методом начисления, поскольку при применении топливной карты ко времени фактической выдачи топлива деньги за него уже уплачены.
Компаниями на УСН
Фирмы на режиме УСН «Доходы минус расходы» имеют право включить затраты на ГСМ в состав расходов, однако необходимо документально их подтвердить.
Компаниям, применяющим режим УСН «Доходы» (ставка 6%), запрещено снижать налогооблагаемую базу на сумму затрат на ГСМ.
Списываются расходы на топливо при расчете налога к уплате также как в случае с предприятиями на ОСНО, но есть одно непременное условие для признания затрат на УСН — их оплата. НДС по таким затратам также снижают налогооблагаемую базу по налогу на УСН.
Фирмами на ЕНВД
Затраты на топливо не оказывают никакого влияния на расчет налогооблагаемой базы по ЕНВД в силу того, что объект налогообложения ЕНВД — вмененный доход.
Организациями на ОСНО/ЕНВД
Затраты на топливо в компаниях, применяющих одновременно ОСНО и ЕНВД, должны быть распределены, однако расходы на ГСМ, которые относятся только к одному из видов деятельности, не подлежат распределению.
К вычисленной части затрат по тому виду деятельности, которая облагается ЕНВД, нужно прибавить сумму НДС, которую не разрешается принимать к вычету.
Законодательные акты по теме
Законодательные акты представлены следующими документами:
Типичные ошибки
Ошибка № 1: На предприятии, одновременно применяющем режимы налогообложения ОСНО и ЕНВД, НДС по расходам на ГСМ приняли к вычету в отношении налогооблагаемой базы только по одному из видов деятельности.
Комментарий: Сумма НДС, выделенная в счете-фактуре для такого предприятия, должна быть распределена по методике, описанной в п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ.
Ошибка № 2: Бензин и дизельное топливо бюджетное учреждение приняло к учету по фактической себестоимости.
Комментарий: Бензин и ДТ должны быть учтены по договорной цене, это связано с большим объемом их закупок за наличную оплату, безналичный расчет и оплату по топливной карте.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос № 1: В чем различие для бухгалтерского учета между расчетом за бензин литровой и денежной топливной картой?
Ответ: В бухгалтерском учете для литровых топливных карт стоимость топлива определяется по цене приобретения, а для рублевых карт — по стоимости ГСМ, актуальной на день заправки транспорта.
Вопрос № 2: Какие статьи расходов можно отнести к затратам предприятия на ГСМ?
Ответ: Топливо приходуется по фактической стоимости.
К затратам на ГСМ относятся:
- доставка топлива,
- расходы на содержание заготовительно-складского подразделения (если ГСМ куплено на средства от предпринимательской деятельности),
- деньги, уплаченные за услуги по доставке ГСМ (если сумма не включена в стоимость).