Договор продажи склада

Как правильно оформить доставку товара?

Как правильно оформить доставку товара, чтобы принять эти расходы к налоговому учету? Какими документами?

Рассмотрим три самых распространенных варианта распределения обязанностей между сторонами по доставке товара и, конечно, — транспортных расходов:

  • товар забирает покупатель со склада поставщика своими силами или с привлечением транспортной организации;
  • товар доставляет покупателю поставщик своими силами или с привлечением сторонней транспортной организации, стоимость транспортных расходов выделяется отдельной строкой;
  • товар доставляется покупателю поставщиком своими силами или с привлечением сторонней транспортной организации, при этом цена доставки включается в цену продажи товара.

Доставка силами покупателя

Самовывоз товара покупателем

В этом случае продавец передает представителю покупателя товарную накладную и счет-фактуру. Транспортная накладная продавцом не оформляется,ее составляет наниматель транспорта.

Если покупатель вывозит товар своими силами, списать затраты он может на основании путевого листа с маршрутом следования (письмо Минфина России от 22.12.11 № 03-03-10/123).

Учет у поставщика (продавца)

При передаче груза покупателю или его перевозчику продавец выписывает счет-фактуру только на проданные товары, без упоминания транспортных расходов. НДС исчисляется со стоимости проданных товаров.

Продавец, применяющий метод начисления, в момент передачи груза перевозчику или покупателю признает выручку от реализации этого товара для целей налогообложения по налогу на прибыль.

В бухгалтерском учете поставщика и продавца отражаются операции по продаже товаров: кроме вышеуказанных операций, списывается на затраты себестоимость проданной готовой продукции или покупной стоимости товара.

Учет у покупателя

Вычеты по НДС при транспортировке товаров или материалов производятся при выполнении обязательных условий:

  • наличии счетов-фактур от продавцов
  • принятия на учет товаров (работ, услуг)
  • наличии соответствующих первичных документов
  • и, конечно,при использовании этих товаров (материалов) в деятельности, подлежащей обложению НДС

Как мы уже отмечали ранее, покупатель, который вывозит товары со склада поставщика своими силами ТТН (Товарно-транспортную накладную) не выписывет. письма Минфина России от 22.12.11 № 03-03-10/123, 30.10.12 № 03-07-11/461, 02.09.11 № 03-03-06/1/540, УФНС России по г. Москве от 01.11.11 № 16-15/[email protected]), ФНС России от 18.08.09 № ШС-20-3/1195, постановления Президиума ВАС РФ от 09.12.10 № 8835/10, ФАС Северо-Западного округа от 31.08.12 № А56-41766/2011, ФАС Московского округа от 04.05.12 № А41-42114/10).

Расходы на доставку товара собственными силами покупателя непосредственно связаны с приобретением этих товаров (материалов).

Согласно подп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ затраты на приобретение работ и услуг производственного характера относятся к материальным расходам. К ним относят также транспортные услуги по доставке продукции.

Так как в ст. 320 НК РФ прямо не указано, что расходы на доставку товаров должны приниматься к налоговому учету только при доставке сторонними организациями, доставка товаров покупателем на собственном транспорте в целях главы 25 НК РФ будет относиться к транспортным расходам.

По мнению Минфина России, расходы по доставке товаров собственным транспортом относятся к прямым расходам по приобретению товара и, соответственно, подлежат распределению на остаток непроданного товара. В то же время другие затраты на содержание собственного автотранспорта, занятого перевозкой товаров (например, до покупателей), относятся к косвенным расходам по торговым операциям (письмо от 13.01.05 № 03-03-01-04).

Решение о поддержании позиции МинФина, на наш взгляд, зависит от того, можно ли разделить расходы по доставке приобретенного организацией товара до собственных складов и расходы по доставке проданных организацией товаров до покупателей.

Этот вывод Минфина России можно оспаривать, говоря о том, что ни в ст. 320 НК РФ, ни в главе 25 НК РФ не указано, что такое «транспортные расходы»: это расходы по доставке товаров сторонними организациями или же и расходы по доставке собственным транспортом организации-покупателя.

Поэтому необходимо по правилам ст. 11 НК РФ руководствоваться бухгалтерским законодательством, а именно Примерной номенклатурой транспортно-заготовительных расходов (приложение № 2 к Методическим указаниям по учету МПЗ, разработанным Минфином России).

Согласно указанной номенклатуре в состав ТЗР входят только расходы по доставке товаров, оплаченные сторонним организациям.

Следовательно, расходы по доставке товаров собственным транспортом не относятся к ТЗР и прямым распределяемым расходам. Эти расходы учитываются в полной сумме в составе косвенных расходов организации того отчетного (налогового) периода, к которому относятся.

Такие расходы признаются в налоговом учете:

  • по статьям расходов на оплату труда,
  • учета амортизации,
  • прочих расходов,
  • расходов на содержание служебного транспорта — приобретение ГСМ и ремонт автомобиля.

Документы, которые подтверждают транспортные расходы — путевые листы с маршрутом следования, чеки на приобретение ГСМ и т. д.

В бухгалтерском учете торговые организации, руководствуясь Методическими рекомендациями Роскомторга, не включают расходы на доставку приобретенного ими товара собственным транспортом в состав транспортных расходов. Они учитывают каждую составляющую затрат в соответствующих аналитических регистрах учета издержек (счет 44): расходах на оплату труда персонала, амортизации автотранспорта, стоимости материалов в части ГСМ и т. д.

Цена закупки товаров будет формировать их первоначальную стоимость по правилам ПБУ 5/01. На основании представленных поставщиком документов покупатель просто принимает к учету товары на основании первичных документов. При этом их первоначальная стоимость равна цене приобретения.

Неторговое предприятие, доставляя закупленные материалы собственным транспортом, при отражении расходов на доставку в бухгалтерском учете руководствуется определением транспортных расходов, приведенным в Методических указаниях по учету МПЗ, разработанных Минфином России, примерной номенклатурой транспортно-заготовительных расходов (приложение № 2 к Методическим указаниям по учету МПЗ).

Расходы на содержание собственного автотранспорта учитываются по правилам п. 214 Методических указаний по учету МПЗ на счете 23, затем себестоимость оказанных транспортных услуг списывается по назначению на соответствующие счета учета, определенные в учетной политике предприятия.

Доставка со склада продавца с привлечением стороннего специализированного перевозчика

Эта ситуация аналогична предыдущей. Между продавцом товаров и транспортной компанией возникают договорные отношения, значит, без транспортной накладной не обойтись (письмо Минфина России от 22.12.11 № 03-03-10/123). Грузоотправителем и грузополучателем в этой схеме выступает покупатель.

Отметим, что при заключении договора транспортной экспедиции в наличии должны быть экспедиторские документы.

Учет у поставщика (продавца)

Учет у продавца или поставщика аналогичен ситуации, когда покупатель осуществляет самовывоз приобретенного имущества .

Учет у покупателя

Кроме оснований принятия к вычету НДС, предъявленного поставщиком (см. выше), покупатель, при выполнении тех же условий, учитывает «входной» НДС по счету-фактуре, выставленному перевозчиком.

Расходы по налогу на прибыль у покупателя признаются по мере списания сырья и материалов в производство. Затраты на товары для перепродажи включаются в налоговую базу при их реализации. Торговые организации формируют стоимость приобретенных товаров по правилам ст. 320 НК РФ.

Суммы транспортных расходов могут учитываться в стоимости приобретенного товара или учитываться в составе косвенных расходов в зависимости от учетной политики налогоплательщика для целей налогового учета. В последнем случае он должен считать размер транспортных расходов, относящийся к остаткам нереализованных товаров, по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Если неторговая организация заказывает доставку специализированному перевозчику, то расходы на доставку попадают под определение транспортных, оплачиваемых покупателем сверх цены МПЗ. Затраты по доставке запасов в виде вознаграждения сторонней транспортной организации и экспедитору для целей бухгалтерского учета включаются в первоначальную стоимость товаров, материалов, основных средств и т. п. (п. 5 и 6 ПБУ 5/01, п. 7 и 8 ПБУ 6/01).

Способы включения ТЗР в стоимость запасов перечислены в Методических указаниях по учету МПЗ, утвержденных Минфином России. Конкретный вариант учета устанавливается организацией самостоятельно и отражается в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Транспортно-заготовительные расходы принимаются к учету путем:

  • отнесения на отдельный счет 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» согласно расчетным документам поставщика;
  • отнесения на отдельный субсчет к счету 10 «Материалы»;
  • непосредственного (прямого) включения в фактическую себестоимость материала (присоединение к договорной цене материала). Это целесообразно в организациях с небольшой номенклатурой материалов, а также в случаях существенной значимости отдельных видов и групп материалов.

В общем случае ТЗР следует учитывать по отдельным видам и (или) группам материалов. Однако допускается вести учет ТЗР в целом по субсчету к счету 10 или по счету 15 в ситуациях, когда отсутствует значительное различие в удельном весе ТЗР; возможность отнесения ТЗР непосредственно к конкретным видам и (или) группам материалов.

Что касается торговых организаций, то они вправе учитывать транспортные расходы по оплате услуг сторонних организаций либо в стоимости товара (счет 41), либо в составе расходов на продажу (счет 44).

В Инструкции по применению Плана счетов и п. 9 ПБУ 10/99 установлено, что коммерческие расходы могут полностью или частично списываться в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании в торговых организациях, транспортные расходы подлежат распределению (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

Порядок расчета содержится в Методических рекомендациях, утвержденных Роскомторгом.

В первом случае (включение в стоимость товара на счете 41) в учетной политике торговой организации нужно закрепить вариант учета транспортных расходов, при этом можно использовать способы, перечисленные в Методических указаниях по учету МПЗ, разработанных Минфином России.

Отметим, что законодательно закрепленная методика распределения суммы транспортных расходов на единицу полученного товара отсутствует.

Поэтому если транспортные расходы торговой фирмы относятся к различным видам товаров, то возникает вопрос, как следует их распределять: пропорционально какому показателю? Количеству, сумме или какому-нибудь иному критерию? Ответа на данный вопрос нет.

От этого критерия зависит величина транспортных расходов, приходящаяся на единицу товара, что влияет на покупную стоимость товара.

Последнее обстоятельство вынуждает торговые фирмы учитывать транспортные расходы на доставку товара не в покупной стоимости товара, а в составе издержек обращения (второй вариант учета).

Транспортные услуги сторонних организаций за перевозки товаров отражаются на счете 44 в составе транспортных расходов.

Поскольку по правилам налогового учета (ст. 320 НК РФ) транспортные расходы, связанные с приобретением товара, торговые организации обязаны распределять на реализованные и нереализованные товары, есть смысл делать это и для целей бухгалтерского учета (п. 2.18 Методических рекомендаций Роскомторга) (пример 1).

В учетной политике торговой организации закреплено, что в бухучете транспортные расходы учитываются в составе расходов на продажу на счете 44 и списываются на себестоимость продаж ежемесячно в части, приходящейся на реализованные товары по методике, изложенной в п. 2.18 Методических рекомендаций Роскомторга.

На начало месяца стоимость остатка товара на складе (счет 41) — 100 000 руб., транспортных расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца, — 2 000 руб. За текущий месяц приобретено товара на 53 500 руб., транспортные расходы — 6500 руб. Реализовано товаров покупателям на сумму 146 500 руб., стоимость остатка товаров на складе — 7000 руб. (100 000 + 53 500 — 146500).

1. Суммированы транспортные расходы на начало месяца и осуществленные в текущем месяце — 8500 руб. (2000 + 6500).

2. Определена аналогичная сумма стоимости товаров — 153 500 руб. (100 000 + 53 500).

3. Исчислен средний процент — 5,5375% (8500 : 153 500 руб. · 100%).

4. Сумма остатка товаров на конец месяца умножена на средний процент. Определена сумма расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров на конец месяца — 387,60 руб. (7000 · 5,5375%).

5. Найдена сумма транспортных расходов, которую следует списать по итогам месяца на расходы организации — 8 112,4 руб. (2 000 + 6500 — 387.60).

Расчет в виде таблицы будет иметь вид.

Доставка силами продавца (поставщика)

Поставщик или продавец может доставить товар покупателю собственным транспортом либо привлечь стороннюю транспортную организацию. Порядок учета и налогообложения в этом случае зависит от того, включена стоимость доставки в цену товара или установлена сверх нее.

Доставка включена в цену товара

Когда цена доставки включена в цену товара, возможны два варианта:

  • первый: поставщик самостоятельно доставляет готовую продукцию, а продавец — товар;
  • второй: транспортные услуги заказываются поставщиком или продавцом специализированному перевозчику.

Поставщик оформляет на имя покупателя накладную на отгрузку товара счет-фактуру. В документах указываются только проданные товары или готовая продукция. Никаких упоминаний о доставке в этих документах нет.

Документальным подтверждением транспортных расходов у продавца в случае оказания услуг собственным транспортом являются путевые листы с маршрутом следования, чеки на приобретение ГСМ, договоры аренды (если используется арендованный автотранспорт), а в случае оказания услуг с привлечением сторонней транспортной организации — договор на оказание транспортных услуг, а также транспортная накладная автомобильного транспорта (при использовании автотранспорта) или железнодорожная накладная и грузовая квитанция (при использовании железнодорожного транспорта).

Учет у поставщика или продавца

Стоимость доставки фактически увеличивает цену реализации товара, готовой продукции. НДС уплачивается с учетом стоимости доставки (п. 1 ст. 154 НК РФ). Предъявленная сторонней транспортной организацией сумма НДС при оказании услуг доставки у продавца подлежит вычету при наличии счета-фактуры (подп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Другие публикации:  Если полис осаго испорчен

В доходы поставщика включается выручка от реализации, без учета НДС (п. 1 ст. 248, п. 2 ст. 249 НК РФ). В выручку от реализации товара включается его полная стоимость, которая сформирована с учетом стоимости доставки.

Продавец, применяющий метод начисления, должен признать выручку от реализации товара на дату доставки и перехода права собственности (п. 3 ст. 271 НК РФ).

При кассовом методе сумма, полученная от покупателя, включается в доходы в периоде ее поступления в кассу или на расчетный счет организации (п. 2 ст. 273 НК РФ).

Затраты на доставку товара или готовой продукции покупателю учитываются продавцом и поставщиком в составе расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 1 п. 1 ст. 253, ст. 320 НК РФ).

Транспортные расходы продавца являются косвенными независимо от того, используется собственный транспорт или транспорт сторонней организации (п. 1 ст. 268, ст. 318 и 320 НК РФ). Поэтому все осуществленные в течение месяца транспортные расходы в конце месяца единовременно списываются в уменьшение налоговой базы.

Экономическая обоснованность расходов на доставку товара вытекает из условий договора с покупателем — не доставив товара, невозможно его продать.

При таком варианте реализации, стоимость доставки включена в выручку от реализации товаров или готовой продукции. Она признается в полной сумме, исходя из цены товара, включающей и стоимость доставки, не выделяемую в документе.

Расходы поставщика, продавца по транспортировке товара или готовой продукции до покупателей, возникающие непосредственно в процессе продажи (перепродажи) товаров, относятся в бухгалтерском учете к расходам по обычным видам деятельности.

Как именно и на каких счетах учитывать транспортные расходы, в ПБУ 10/99 не сказано. В пункте 10 ПБУ 10/99 указано, что правила учета затрат на производство продукции, продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции (работ, услуг) устанавливаются отдельными нормативными актами и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету.

Безусловно, следует руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.01 № 119н. В них содержатся рекомендации по учету транспортных расходов при закупке МПЗ и реализации готовой продукции.

Между тем правила, изложенные в данных Методических указаниях, скорее подходят для производственных, неторговых предприятий и организаций, у торговых организаций при руководстве этим документом возникают трудности.

Поэтому на практике бухгалтеры предпочитают пользоваться Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания (утв. Роскомторгом 20.04.95 № 1-550/32-2).

Здесь важно отметить, что Методические рекомендации Роскомторга утратили силу для целей налогового учета еще с 01.01.02 (письмо МНС России от 06.06.02 № ВГ-6-02/800) в связи с вступлением в силу главы 25 НК РФ и прекращением действия постановления Правительства РФ от 05.08.92 № 552.

Тем не менее, Минфин России в письмах от 29.04.02 № 16-00-13/03 и от 05.12.02 № 04-02-06/1/155 разрешил руководствоваться ранее утвержденными отраслевыми нормативами с учетом требований, принципов и правил признания в бухгалтерском учете показателей, раскрытия информации в бухгалтерской отчетности до утверждения соответствующих отраслевых нормативных документов по вопросам организации учета затрат и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг). Безусловно, в части, не противоречащей принятым позже нормативным документам по бухгалтерскому учету.

Иными словами, торговые организации до сих пор могут руководствоваться Методическими рекомендациями Роскомторга в части, не противоречащей действующим законодательным и нормативным актам. Но поскольку они в настоящее время не являются обязательными к применению, торговым организациям целесообразно выбранный ими способ бухгалтерского учета транспортных расходов и их состав закрепить в учетной политике либо указать, что организация руководствуется методикой, изложенной в Методических рекомендациях Роскомторга.

Доставка собственным транспортом поставщика (продавца).

Рассмотрим вариант учета расходов на доставку готовой продукции собственным транспортом у неторговой организации при условии, что расходы не возмещаются покупателем.

Будем руководствоваться Методическими указаниями по учету МПЗ, выпущенными Минфином России. В них указано следующее.

При организации учета затрат на производство расходы, связанные с работой собственного транспорта организации (затраты транспортного цеха), учитываются, как правило, на счете учета вспомогательных производств, т. е. на счете 23.

Затраты организации, связанные с транспортировкой готовой продукции, не подлежащие оплате покупателем отдельно, учитываются по дебету счета 44 с кредита счета учета вспомогательных производств.

Одновременно с формированием дебиторской задолженности за покупателями в дебет счета учета продаж относятся расходы на продажу, подлежащие списанию на счет учета продаж согласно принятому в организации порядку распределения расходов на продажу (кредит счета 44) (пример 2).

Организация, не являющаяся торговой, реализует продукцию собственного производства покупателям, доставляя собственным транспортом. По условиям договоров поставки в обязанности поставщика входит доставка продукции до склада покупателя, при этом ее стоимость включена в цену продукции (отдельно не выделяется и не взимается).

В течение месяца покупателям было отгружено продукции на 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.). Фактическая себестоимость проданной продукции — 54 000 руб.

Производственная компания имеет в своей структуре транспортный цех, который доставляет готовую продукцию до покупателя. Расходы транспортного цеха формируются на счете 23.

Расходы транспортного цеха по доставке продукции за месяц: амортизация основных средств — 362 руб., заработная плата водителей и страховые взносы — 5 208 руб., израсходованные ГСМ — 600 руб.

В учете отражаются следующие записи:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

К-т сч. 90 «Продажи», субсч. 1 «Выручка»

отражена выручка от продажи продукции;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 3 «НДС»,

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 2 «Себестоимость продаж»,

К-т сч. 43 «Готовая продукция»

списана проданная продукция по фактической себестоимости;

Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства»,

К-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

начислена амортизация основных средств транспортного цеха;

Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства»,

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

начислена заработная плата работникам транспортного цеха и страховые взносы;

Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства»,

К-т сч. 10 «Материалы», субсч. 3 «Топливо»

списаны израсходованные ГСМ;

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу»,

К-т сч. 23 «Вспомогательные производства»

6170 руб. (362 + 5 208 + 600)

включены фактические расходы транспортного цеха на доставку продукции покупателям в состав расходов на продажу (коммерческих расходов);

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 7 «Коммерческие расходы»,

К-т сч. 44 «Расходы на продажу»

списаны коммерческие расходы (сумма указана в части расходов на доставку продукции покупателям) в конце месяца;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 9 «Прибыль/убыток от продаж»,

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

39 830 руб. (118 000 — 18 000 — 54 000 — 6 170)

выявлен и списан по итогам месяца финансовый результат от продажи продукции (прибыль).

Теперь рассмотрим, как доставку товаров до покупателя с использованием собственного транспорта может отразить торговая организация, руководствуясь Методическими рекомендациями Роскомторга.

В них указано, что расходы, связанные с доставкой (включая погрузочно-разгрузочные работы) товаров и продуктов транспортом и персоналом предприятия торговли, подлежат включению в соответствующие статьи издержек обращения и производства (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.).

При этом отсутствует оговорка об особенностях учета таких расходов в ситуациях, когда покупатель оплачивает доставку отдельно от стоимости товара или возмещает ее стоимость в цене товара. Это очень важно. Независимо от того, будет ли выступать транспортная организация в дальнейшем покупателем или продавцом, будут ли возмещаться транспортные расходы отдельно покупателем или будут включаться в цену товара, торговая организация при работе собственного транспорта одинаково их учитывает — она не включает такие расходы в состав транспортных расходов (пример 2).

Торговая организация продает товар с условиями доставки до склада покупателя. Стоимость доставки включена в цену товара. Общая цена поставки — 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Себестоимость товара — 54 000 руб.

Для доставки товара продавец использует собственный автомобиль. Расходы за месяц: амортизация автомобиля — 362 руб., заработная плата водителя и страховые взносы — 5208 руб., израсходованные ГСМ — 600 руб.

В учете продавец сделает записи, аналогичные показанным в примере 1. Разница только в том, что предприятие отражало расходы на счете 23 с последующим списанием на счет 44, а торговая организация собирает стоимость транспортных расходов по доставке товара до покупателей прямо на соответствующих субсчетах к счету 44. Производятся записи:

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу», субсч. «Оплата труда вспомогательного персонала»,

К-т сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

начислена заработная плата водителю за отчетный месяц и страховые взносы;

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу», субсч. «Амортизация основных средств»,

К-т сч. 02 «Амортизация основных средств»

начислена амортизация автомобиля;

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу», субсч. «Топливо»,

К-т сч. 10 «Материалы», субсч. «Топливо»

отражены расходы на ГСМ.

По окончании месяца все указанные расходы торговая организация списывает с кредита счета 44 в дебет счета 90 «Продажи», субсч. 7 «Коммерческие расходы».

Доставка транспортом сторонней организации.

Поставщик привлекает для перевозки грузов стороннюю организацию.

Если транспортные расходы не возмещаются покупателем, т.е. они включены в отпускную цену, в бухгалтерском учете поставщику следует руководствоваться Методическими указаниями по учету МПЗ, выпущенными Минфином России.

В них указано следующее.

Расходы по транспортировке готовой продукции, выполненные сторонними организациями, не подлежащие оплате покупателями продукции, списываются с кредита счета учета расчетов (по лицевому счету расчетов с транспортными организациями) в дебет счета «Расходы на продажу», а соответствующая сумма списывается в дебет счета «Налог на добавленную стоимость по выполненным работам и оказанным услугам» (пример 4).

Неторговая компания реализует продукцию собственного производства. Доставка осуществляется транспортной фирмой. Стоимость услуг транспортной фирмы — 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.).

В учете производственной компании в части учета транспортных расходов производятся записи:

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу»,

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

затраты по транспортировке готовой продукции, не возмещаемые покупателем, включены в состав расходов на продажу без НДС;

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсч. «НДС по выполненным работам и оказанным услугам»,

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

учтен «входной» НДС со стоимости доставки;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсч. «Расчеты по НДС»,

К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», субсч. «НДС по выполненным работам и оказанным услугам»

отражен налоговый вычет;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 7 «Коммерческие расходы»,

К-т сч. 44 «Расходы на продажу»

расходы по доставке отнесены на расходы отчетного периода.

Торговая организация также может заказать доставку товаров у сторонней транспортной фирмы.

Методические рекомендации Роскомторга предусматривают, что на статью «Транспортные расходы» относятся:

  • оплата транспортных услуг сторонних организаций за перевозки товаров и продуктов (плата за перевозки, за подачу вагонов, взвешивание грузов и т. п.);
  • оплата услуг организаций по погрузке товаров и продуктов в транспортные средства и выгрузке из них, плата за экспедиционные операции и другие услуги;
  • стоимость материалов, израсходованных на оборудование транспортных средств (щиты, люки, стойки, стеллажи и т. д.) и утепление (солома, опилки, мешковина и т. п.);
  • плата за временное хранение грузов на станциях, пристанях, в портах, аэропортах и т. п. в пределах нормативных сроков, установленных для вывоза грузов в соответствии с заключенными договорами;
  • плата за обслуживание подъездных путей и складов необщего пользования, включая плату железным дорогам согласно заключенным с ними договорам (пример 5).

Торговая компания продает товар с условиями доставки до склада покупателя. Стоимость доставки включена в цену товара.

В течение месяца покупателям было продано товаров на 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.). Фактическая себестоимость проданного товара — 54 000 руб.

Для доставки товара продавец воспользовался услугами транспортной компании, стоимость ее услуг составила 11 800 руб. (в том числе НДС 1 800 руб.).

Торговая организация отражает услуги сторонней организации на счете 44 в составе транспортных расходов, а НДС примет к учету на основании счета-фактуры поставщика услуг и примет налог к вычету.

Другие публикации:  Газель транспортный налог 2018

Производятся учетные записи:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

К-т сч. 90 «Продажи», субсч. 1 «Выручка»

отражена выручка от продажи продукции;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 3 «НДС»,

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 2 «Себестоимость продаж»,

К-т сч. 41 «Товары»

списана стоимость проданных товаров по покупной стоимости;

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу»,

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

отражены расходы на доставку товаров покупателям силами сторонней транспортной организации (без НДС);

Д-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»,

К-т сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

отражен НДС, предъявленный транспортной организацией;

Д-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»,

К-т сч. 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»

предъявлен к вычету НДС по транспортным услугам.

Следует помнить, что если торговая организация включает затраты по доставке товаров до покупателя в состав расходов на продажу (счет 44, субсчет «Транспортные расходы»), то она вправе эти затраты полностью учесть в себестоимости проданных товаров (п. 9 ПБУ 10/99). Другими словами, по окончании месяца все расходы, собранные на счете 44, могут списываться на дебет счета 90, а счет 44 будет иметь на конец месяца «нулевое» сальдо.

В то же время транспортные расходы, связанные с приобретением товаров самой торговой организацией и учтенные в составе коммерческих расходов по правилам п. 9 ПБУ 10/99, Инструкции по применению Плана счетов, Методических рекомендаций Роскомторга, могут списываться на счет 90 полностью или рассчитываться на остаток нереализованных товаров.

В этой связи, по возможности, следует разделить транспортные расходы, связанные с доставкой проданных товаров до покупателя, и транспортные расходы, связанные с приобретением товаров самой торговой организацией.

Если разделение возможно, то расходы по доставке товаров до покупателя не будут формировать величину незавершенных расходов, т. е. будут полностью учтены в составе коммерческих расходов в бухгалтерском учете.

Если разделение невозможно, придется рассчитывать общие транспортные расходы, приходящиеся на остаток нереализованного товара, по крайней мере, для целей исчисления налога на прибыль (ст. 320 НК РФ). С целью сближения бухгалтерского и налогового учета целесообразно в последнем случае рассчитывать этот показатель и в бухгалтерском учете.

Метод учета, списания и расчета транспортных расходов, приходящихся на остаток товаров на складе, закрепляется в учетной политике.

Стоимость доставки отделена от цены товара

Когда цена доставки указана в договоре отдельно, возможны два варианта:

  • первый: транспортные услуги оказывает сам поставщик или продавец;
  • второй: транспортные услуги заказываются поставщиком или продавцом специализированному перевозчику.

Доставка транспортом поставщика или продавца.

Если поставщик (продавец) доставляет покупателю проданную готовую продукцию (товар), и услуги по доставке не включены в цену товара, то возникают гражданско-правовые отношения по оказанию услуг по перевозке товара. И эти услуги связаны с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза.

Поставщик фактически осуществляет одновременно два вида деятельности: торговлю товарами (или производство и реализацию готовой продукции) и оказание транспортных услуг. Возникает необходимость раздельно учитывать доходы (выручку) по двум видам деятельности и расходы по ним.

Покупатель также раздельно оплачивает стоимость товаров и стоимость их доставки. Фактически он приобретает товары отдельно, а транспортные услуги — отдельно. В такой ситуации в принципе возможно и заключение двух разных договоров, хотя допускаются и «смешанные» договоры.

Согласно разъяснениям контролирующих органов, если грузоотправитель самостоятельно доставляет товар до склада покупателя автомобильным транспортом, то факт транспортировки подтверждается транспортной накладной (письма Минфина России от 22.12.11 № 03-03-10/123, 24.10.11 № 03-03-06/1/687, ФНС России от 21.03.12 № ЕД-4-3/[email protected], УФНС России по г. Москве от 17.10.11 № 16-15/[email protected]).

По стоимости оказанных транспортных услуг оформляется счет-фактура, если продавец находится на общепринятой системе налогообложения (ОСН).

Учет у поставщика или продавца

На стоимость товаров и стоимость доставки оформляются счета-фактуры (п. 3 ст. 168 НК РФ).

В доходы поставщика включается выручка от реализации и транспортировки.

Затраты, связанные с доставкой товара до склада покупателя, учитываются при расчете налога на прибыль, например, ГСМ учитываются в составе материальных расходов (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ), зарплата водителей учитывается в составе расходов на оплату труда (ст. 255 НК РФ).

Расходы на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика на основании п. 6 ст. 254 НК РФ признаются материальными расходами. Причем независимо от того, доставляются товары самостоятельно или силами привлеченного перевозчика.

У торговых организаций расходы по доставке товаров до покупателей признаются косвенными расходами (ст. 318 и 320 НК РФ).

Иными словами, у поставщика и продавца транспортные расходы по доставке готовой продукции или товаров до покупателя в полном объеме относятся на расходы текущего отчетного (налогового) периода.

Рассмотрим вариант бухгалтерского учета расходов на доставку готовой продукции собственным транспортом у неторговой организации при условии, что стоимость доставки не включается в цену, а оплачивается покупателем отдельно.

В Методических указаниях по учету МПЗ, выпущенных Минфином России, указано следующее. При отгрузке (отпуске) готовой продукции определяются суммы, подлежащие оплате покупателем, оформляется и предъявляется ему к оплате расчетный документ. Суммы, подлежащие оплате покупателем, поставщик учитывает по дебету счета учета расчетов, которые состоят из: стоимости отгруженной (отпущенной) продукции по договорным (продажным) ценам (кредит счета продаж); стоимости тары в случаях оплаты тары сверх договорной цены продукции, товара (кредит счета «Материалы», субсчет «Тара и тарные материалы»); расходов по транспортировке продукции до пункта, обусловленного договором, и погрузке ее в транспортные средства (без НДС), подлежащие оплате покупателем сверх договорной цены готовой продукции, выполненные собственными силами и транспортом поставщика (кредит счета учета продаж); НДС, акцизов, других налогов, установленных в соответствии с действующим законодательством (кредит счета учета продаж).

При организации учета затрат на производство расходы, связанные с работой собственного транспорта организации (затраты транспортного цеха), учитываются, как правило, на счете учета вспомогательных производств. Часть этих расходов, связанная с выполнением работ по транспортировке готовой продукции, подлежащая оплате покупателями сверх цены готовой продукции, списывается с кредита счета учета вспомогательных производств в дебет счета расходов на продажу. Суммы, предъявленные к оплате, включая и величину налогов, причитающихся за оказанные транспортные услуги, проводятся по дебету счета учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета учета продаж.

Одновременно с формированием дебиторской задолженности за покупателями относятся в дебет счета учета продаж: фактическая производственная себестоимость отгруженной (отпущенной) готовой продукции (кредит счета «Готовая продукция»); НДС, акциз и другие налоги, установленные действующим законодательством; расходы на продажу, подлежащие списанию на счет учета продаж согласно принятому в организации порядку распределения расходов на продажу (кредит счета «Расходы на продажу»).

Кредитовое или дебетовое сальдо по счету учета продаж относится на счета учета финансовых результатов (пример 5).

Организация, не являющаяся торговой, реализует продукцию собственного производства покупателям, организуя доставку собственным транспортом. По условиям договоров в обязанности поставщика входит доставка продукции до склада покупателя собственным транспортом.

Организация продает покупателю собственную готовую продукцию за 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.). Фактическая себестоимость проданной продукции — 54 000 руб.

Доставка продукции до склада покупателя осуществляется за отдельную плату — 11 800 руб. (в том числе НДС 1 800 руб.). Себестоимость доставки — 5 000 руб.

В учете организации производятся следующие записи:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

К-т сч. 90 «Продажи», субсч. 1 «Выручка»

отражена выручка от продажи продукции;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 3 «НДС»,

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

начислен НДС с реализации продукции;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 2 «Себестоимость продаж»,

К-т сч. 43 «Готовая продукция»

списана проданная продукция по фактической себестоимости;

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

К-т сч. 90 «Продажи», субсч. 1 «Выручка»

отражена выручка от оказания транспортных услуг;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 3 «НДС»,

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

начислен НДС со стоимости транспортных услуг;

Д-т сч. 23 «Вспомогательные производства»,

К-т сч. 10 «Материалы», субсч. 3 «Топливо», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.

учтены расходы по доставке;

Д-т сч. 44 «Расходы на продажу»,

К-т сч. 23 «Вспомогательные производства»

включены в состав расходов на продажу (коммерческих расходов) фактические расходы транспортного цеха на доставку продукции покупателям;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 7 «Коммерческие расходы»,

К-т сч. 44 «Расходы на продажу»

списаны коммерческие расходы в конце месяца;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 9 «Прибыль/убыток от продаж»,

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

51 000 руб. (118 000 — 18 000 — 54 000 + 11 800 — 1 800 — 5 000)

выявлен и списан по итогам месяца финансовый результат от реализации готовой продукции и услуг по ее доставке.

Если отдельно оплачиваемые покупателем услуги доставки торговая организация производит собственным транспортом, то по правилам, определенным в Методических рекомендациях Роскомторга, такие затраты учитываются не в составе транспортных расходов, а включаются в соответствующие статьи издержек обращения (расходы на оплату труда, амортизация основных средств и др.). В этом случае торговая организация должна признать выручку от реализации товаров и транспортных услуг.

Доставка товара силами специализированного перевозчика.

На практике часто поставщик организует доставку товара силами сторонней транспортной организации, а покупатель возмещает стоимость этих услуг.

Иными словами, поставщик «перевыставляет» счет сторонней транспортной компании покупателю. В такой ситуации надо правильно оформить договор, указав, что поставщик обязуется именно организовать доставку товара, а не доставить товар.

Фактически поставщик в этом случае выступает в качестве посредника между покупателем и транспортной организацией, и тогда его выручкой считается не вся сумма, взимаемая с покупателя за доставку, а лишь оговоренное вознаграждение.

Такой договор похож на договор транспортной экспедиции. Экспедитор может как выполнить определенные договором экспедиции услуги лично, так и просто организовать данный процесс, привлекая к нему третьих лиц. Делает это он за вознаграждение и за счет грузополучателя.

Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки, согласно которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю). При этом отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Если грузоотправитель заключает договор перевозки со сторонней организацией, затраты налогоплательщика на перевозку груза автомобильным транспортом и факт его транспортировки подтверждаются транспортной накладной (письма Минфина России от 22.12.11 № 03-03-10/123, 02.09.11 № 03-03-06/1/540, 24.10.11 № 03-03-06/1/687).

На транспортных документах должны быть отметки грузоотправителя (поставщика) об отгрузке товара и грузополучателя (покупателя) о получении груза, что служит подтверждением того, что товар фактически получен покупателем.

Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждены приказом Минтранса России от 11.02.08 № 23. К экспедиторским документам относятся:

  • поручение экспедитору, которое определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора;
  • экспедиторская расписка, подтверждающая получение экспедитором груза для перевозки от клиента либо от указанного им грузоотправителя (оригинал экспедитор выдает клиенту при приеме груза, а копия удостоверяет право экспедитора владеть грузом до момента передачи груза клиенту либо указанному им грузополучателю по окончании перевозки);
  • складская расписка, подтверждающая принятие экспедитором у клиента груза на складское хранение.

Эти документы обязательны при заключении договора транспортной экспедиции. Отсутствие или их неверное оформление может послужить основанием для отказа при налоговой проверке в признании понесенных расходов на основании ст. 252 НК РФ (письмо УФНС России по г. Москве от 27.09.11 № 16-15/[email protected]).

Учет у поставщика или продавца

Счет-фактура подлежит составлению и при оказании услуг по договору транспортной экспедиции. Порядок его оформления в данном случае может иметь варианты.

Если услуги по договору оказываются экспедитором лично, то вопросов по оформлению счета-фактуры у налогоплательщика возникать не должно. В данном случае действует общий порядок, т. е. данный документ подлежит оформлению экспедитором на всю стоимость оказанных услуг. Соответственно и «входной» НДС заказчик сможет принять к вычету со всей стоимости оказанных услуг.

Между тем в ситуации, когда экспедитор лишь организует выполнение определенных договором экспедиции услуг, другими словами, привлекает третьих лиц, фактически заказчиком соответствующих услуг является сам экспедитор. Соответственно, в его адрес и будет выставлен счет-фактура такими третьими лицами, что дает основания для принятия к вычету выделенной в них суммы НДС экспедитору, а никак не его клиенту. В такой ситуации выставить заказчику счет-фактуру на всю стоимость оказанных услуг налогоплательщик не вправе (письмо Минфина России от 15.08.12 № 03-07-11/299).

Другие публикации:  Требования к сайтам бюджетных учреждений

По существу, ни главой 21 НК РФ, ни Правилами заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137) не предусмотрен особый порядок составления и регистрации счетов-фактур при осуществлении операций по оказанию транспортно-экспедиционных услуг. При этом к посредническим договорам договор транспортной экспедиции напрямую не относится. Арбитражные суды признают транспортную экспедицию самостоятельным видом услуг (постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.99 № 5056/98, Определение ВАС РФ от 07.05.09. № ВАС-2785/09).

Выход из ситуации указан в письмах Минфина России от 01.11.12 № 03-07-09/148, 21.09.12 № 03-07-09/132 и ФНС России от 03.10.12 № ЕД-4-3/[email protected] Более того, письмом ФНС России от 18.02.13 № ЕД-4-3/[email protected] до сведения налоговых органов и налогоплательщиков доведено письмо Минфина России от 29.12.12 № 03-07-15/161. В этих письмах разъясняется следующее.

Постановление № 1137 не регулирует порядок составления экспедиторами счетов-фактур в отношении услуг, приобретенных ими для клиента от своего имени, но за его счет. Но поскольку договор транспортной экспедиции аналогичен посредническому договору, то при выставлении таких счетов-фактур можно применять правила, установленные для комиссионеров и агентов.

Когда экспедитор лишь организует перевозку груза за вознаграждение и заключает от своего имени договоры на оказание услуг, определенных в договоре транспортной экспедиции, ему следует оформить два отдельных счета-фактуры. Первый — на сумму своего вознаграждения без указания стоимости услуг, определенных договором транспортной экспедиции, приобретаемых экспедитором от своего имени за счет клиента. Второй — на приобретенные для клиента услуги с отражением показателей аналогичных документов, выставленных экспедитору третьими лицами, являющимися непосредственными исполнителями.

Что касается услуг третьих лиц, то экспедитор может «перевыставлять» счета-фактуры исполнителей так же, как это делают агенты и комиссионеры. При этом он должен указать в этом счете-фактуре в качестве продавца не себя, а реального продавца или исполнителя. Соответственно, чем больше исполнителей и поставщиков, тем больше счетов-фактур пришлось бы «перевыставить». Но экспедитор может все полученные услуги «перевыставить» в одном сводном документе: в нем в качестве продавца он указывает себя; все услуги, приобретенные у третьих лиц, выделяются в отдельные позиции (данные нужно взять из счетов-фактур исполнителей); порядковый номер и дата составления счета-фактуры приводятся в соответствии с индивидуальной хронологией экспедитора. Следует отметить, что в данном счете-фактуре можно указать стоимость всех услуг третьих лиц. При этом каждый вид услуг вносится в счет-фактуру отдельно (самостоятельной позицией).

К сводному счету-фактуре (или к каждому «перевыставляемому» экземпляру счета-фактуры, который передается клиенту) экспедитор должен приложить копии счетов-фактур, полученных от организаций, оказавших услуги ему, а также копии соответствующих первичных документов.

Порядок регистрации «перевыставляемых» счетов-фактур в журнале учета полученных и выставляемых счетов-фактур следующий.

Получив счет-фактуру от перевозчика, экспедитор как посредник должен зарегистрировать его в части 2 «Полученные счета-фактуры» журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, однако в книгу покупок сведения о нем вносить не следует.

Данный документ необходимо «перевыставить» заказчику от своего имени. При этом в строке 1 счета-фактуры отражается порядковый номер в соответствии с индивидуальной хронологией экспедитора, а вот дата переносится из документа, выставленного экспедитору. В строке 2 прописываются сведения о перевозчике, а в строке 2а — его юридический адрес или место жительства. По строке 2б также проставляются ИНН и КПП перевозчика. В строке 5 приводятся реквизиты платежно-расчетных документов на перечисление денег от экспедитора перевозчику и от заказчика экспедитору. В графах при этом дублируются данные из граф счета-фактуры, оформленного перевозчиком на имя экспедитора.

«Перевыставленный» счет-фактуру необходимо зарегистрировать в журнале полученных и выставленных счетов-фактур, при этом в книгу продаж он не вносится.

Отметим, что для применения в рассматриваемой ситуации порядка выставления счетов-фактур, предусмотренного для посредников, необходимо, чтобы в договоре вознаграждение экспедитора было выделено отдельно. Однако напрямую законодательство не обязывает этого делать.

Тем самым представляется, что счет-фактура может быть выставлен экспедитором в общем порядке, в том числе и в случае привлечения к выполнению договора третьих лиц. При таком подходе те счета-фактуры, которые ему передали поставщики, он зарегистрирует в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты, а соответствующие суммы «входного» НДС примет к вычету. Однако следует иметь в виду, что на практике при таких обстоятельствах, во-первых, могут возникнуть трудности с вычетом НДС у заказчика, а во-вторых, экспедитору придется начислить НДС с полной стоимости экспедиторских услуг, а не только с собственного вознаграждения.

При включении в договор продаж товара условия об организации доставки товаров за счет покупателя фактически в договор поставки вносятся элементы посреднического договора, где поставщик выступает в роли посредника (например, агента). Соответственно, налогообложение операции по организации доставки будет таким же, как и в обычном посредническом договоре. Сумма вознаграждения (без учета НДС) за организацию перевозки является для экспедитора выручкой от оказания услуг (п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 249 НК РФ).

Если выплаты перевозчику учтены экспедитором в составе расходов при определении базы по налогу на прибыль, то выручка от оказания услуг признается в составе доходов организации-экспедитора в том объеме, в котором она получена от клиента — грузоотправителя или грузополучателя (письма Минфина России от 14.06.11 № 03-07-08/185, 16.02.09 № 03-03-06/1/65).

Бухгалтерский учет. Рассмотрим вариант учета расходов на доставку готовой продукции у неторговой организации при условии, что доставка заказывается специализированному перевозчику и оплачивается покупателем отдельно. Будем руководствоваться Методическими указаниями по учету МПЗ, разработанными Минфином России.

Стоимость транспортировки готовой продукции до пункта, обусловленного договором, подлежащей оплате покупателем сверх ее договорной цены, учитывается в корреспонденции с кредитом счета учета расчетов (Д-т сч. 62, К-т сч. 76). Речь идет об услугах, которые оказаны специализированной автотранспортной организацией, железнодорожным, воздушным, речным и морским транспортом и другими организациями или физическими лицами.

Когда счета-фактуры на суммы транспортных расходов «перевыставляются», то подлежащие возмещению покупателями суммы списываются с кредита счета учета расчетов с отнесением в дебет счета расчетов с покупателями, включая величину НДС, причитающуюся (уплаченную) транспортной организации. Эта сумма налога предъявляется к оплате покупателю продукции. Таким образом, суммы НДС не отражаются ни по дебету, ни по кредиту счета 68.

Вознаграждение, причитающееся поставщику с покупателя имущества за организацию его доставки, признается в бухгалтерском учете поставщика выручкой от реализации посреднических услуг (п. 5 ПБУ 9/99). Доходы и расходы, связанные с оказанием таких услуг, отражаются с использованием счета 90 (пример 8).

Компания не ведет торговую деятельность, однако реализует продукцию собственного производства. Заключен смешанный договор с покупателем продукции (в текст договора купли-продажи продукции включено условие об обязанности продавца организовать за счет покупателя доставку продукции со склада продавца до склада покупателя силами специализированной транспортной организации).

Стоимость проданной готовой продукции без учета доставки — 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.). Фактическая себестоимость проданной продукции — 54 000 руб. В соответствии с договором с транспортной компанией стоимость доставки — 11 800 руб. (в том числе НДС 1 800 руб.). Посредническое вознаграждение за оказание услуг по организации доставки — 2% от фактической стоимости транспортных услуг.

В учете поставщика производятся следующие записи:

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

К-т сч. 90 «Продажи», субсч. 1 «Выручка», субсч. второго порядка «Выручка от реализации готовой продукции»

отражена выручка от продажи продукции;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 3 «НДС», субсч. второго порядка «НДС от реализации готовой продукции»,

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

начислен НДС с реализации продукции;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 2 «Себестоимость продаж», субсч. второго порядка «Себестоимость продаж готовой продукции»,

К-т сч. 43 «Готовая продукция»

списана проданная продукция по фактической себестоимости;

Д-т сч. 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»

груз для экспедирования принят на забалансовый учет;

Д-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

К-т сч. 51 «Расчетные счета»

перечислено вознаграждение транспортной организации;

К-т сч. 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»

списан с забалансового учета груз, переданный его получателю;

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

К-т сч. 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

отражена задолженность покупателя по оплате (возмещению) стоимости транспортных услуг, или задолженность перед транспортной организацией отнесена за счет покупателя;

Д-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

К-т сч. 90 «Продажи», субсч. 1 «Выручка», субсч. второго порядка «Выручка от оказания посреднических услуг»

236 руб. (11 800 · 2%)

начислено посредническое вознаграждение за организацию доставки товаров;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 3 «НДС», субсч. второго порядка «НДС от оказания посреднических услуг»,

К-т сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»

36 руб. (236 · 18 : 118)

начислен НДС с посреднического вознаграждения;

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. 9 «Прибыль/убыток от продаж»,

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

46 200 руб. (118 000 — 18 000 — 54 000 + 236 — 36)

выявлен и списан по итогам месяца финансовый результат от продажи товаров и оказания посреднических услуг по организации доставки товаров (прибыль);

Д-т сч. 51 «Расчетные счета»,

К-т сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

130 036 руб. (118 000 + 11 800 + 236)

от покупателя получена сумма оплаты готовой продукции, сумма возмещения стоимости транспортных услуг, а также сумма посреднического вознаграждения за организацию доставки товаров.

Далее рассмотрим учет расходов на доставку товаров у торговой организации при условии, что доставка заказывается специализированному перевозчику и оплачивается покупателем отдельно.

В п. 2.2 Методики Роскомторга сказано, что оплата транспортных услуг сторонней организации по перевозке товаров относится на статью учета транспортных расходов. Ситуация, когда такие расходы возмещаются покупателем по договору транспортной экспедиции, не описана.

На наш взгляд, торговая организация может отразить эти операции аналогично (пример 8). Только стоимость реализованного товара будет списана со счета 41, а не 43, как при реализации готовой продукции.

Учет у покупателя

Сумму «входного» НДС по услугам, приобретенным экспедитором для исполнения договора транспортной экспедиции, клиент вправе принять к вычету при наличии у него счетов-фактур, «перевыставленных» экспедитором, и документов, подтверждающих факт осуществления соответствующих расходов (письма ФНС России от 03.10.12 № ЕД-4-3/[email protected], Минфина России от 01.11.12 № 03-07-09/148, 21.09.12 № 03-07-09/132).

Суммы возмещения транспортных расходов, выплачиваемые экспедитору (так же, как и другие затраты, связанные с приобретением имущества), могут формировать стоимость приобретенного товара или учитываться в составе косвенных расходов в зависимости от учетной политики организации для целей налогового учета (ст. 320 НК РФ). Но в последнем случае он должен считать размер транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца; либо включаться в стоимость приобретенных МПЗ или основных средств.

Покупатель должен иметь документы от продавца, подтверждающие транспортировку, — транспортные накладные.

Бухгалтерский учет аналогичен учету у покупателя для варианта когда поставщик (продавец) взимает отдельную плату за транспортные услуги, сверх цены продажи готовой продукции (товара).

а конкретно по вопросу моему есть возможность ответить?! если можно то пожалуйста… вопрос — наша организация-поставщик (ОСН) иногда включает в счет товара «Доставка по Москве» цену с НДС, т.е. товар такой то это 1 а доставка (позиция в 1с забита у нас как услуга) это 2 позиция. Какие надо документы распечатывать? я так понял счет,Торг-12,сч-ф,и вот дальше какой документ — акт выполненных работ или товарно-транспортную накладную? В Торг-12 надо указывать две позиции как и в сч.ф. или только 1 на товар, а доставку с ндс надо выделать отдельно или как.

Если условия договора поставки (или сложившаяся практика взаимоотношений его сторон) предусматривают несение расходов поставщиком, то затраты на доставку следует квалифицировать как затраты на выполнение договора поставки. В данном случае обособление стоимости доставки (независимо от того, как это сформулировано) в первичных документах и счете-фактуре не изменяет экономической сущности сделки, но может вызвать дополнительный интерес к ней со стороны налоговых органов при проведении проверки деятельности покупателя товаров. Если организация не принимает во внимание риски покупателя, то она вправе не расширять применяемый ею пакет документов (ф. ТОРГ-12, ТТН, счет-фактура).