Договор краткосрочного пользования водным объектом заключается на срок

8. Основы Экологического права России

8. Основы Экологического права России

1. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда…

1) Несут ответственность по решению суда

2) Не несут ответственность

3) Несут уголовную ответственность

4) Несут ответственность в соответствии с законодательством

2. Водные объекты подразделяются на…

1) открытые и закрытые

2) поверхностные и подземные

3) морские и пресноводные

4) речные и озерные

3. Действующий лесной кодекс Российской Федерации вступил в силу с…

1) 1 января 2007 года

2) 12 декабря 1993 года

3) 4 февраля 1990 года

4) 10 января 2000 года

4. В экологическом праве используется термин…

1) сохраняемые природные территории

2) защищенные природные территории

3) особо охраняемые природные территории

4) особо защищаемые природные территории

5. Управление экологопользованием основывается на принципах…

1) гласности и открытости

2) справедливости и гуманизма

3) законности и приоритета окружающей среды

4) обоснованности и презумпции невиновности

6. Главной задачей природоохранительного законодательства РФ является…

1) регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы

2) управление экологопользованием

3) экологический мониторинг

4) привлечение нарушителей экологического законодательства к уголовной ответственности

7. Ответственность по международному экологическому праву предусматривает…

1) возможность уголовного преследования субъектов российского права

2) обязанность возместить моральный вред

3) возложение на субъекта международного права невыгодных материальных последствий

4) необходимость морального возмещения причиненного вреда

8. Объектом использования и охраны животного мира являются…

1) зоологические коллекции

2) домашние животные

3) дикие животные, обитающие в состоянии естественной свободы

4) дикие и домашние животные

9. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования относится к органам _______ компетенции.

10. Субъектами экологических правоотношений являются…

1) только лица, имеющие в собственности земельные участки

2) лица, обладающие правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством

3) только государство

4) только юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации

11. Экологические права и обязанности граждан РФ закреплены нормами…

1) Гражданском кодексе РФ

2) Трудовом кодексе РФ

3) Конституции РФ

4) Уголовном кодексе РФ

12. К целям и способам природопользования водных объектов не относится:

1) специальное водопользование;

2) особое водопользование;

3) общее водопользование;

4) водопользование с нарушением действующих правил.

13. Действие третьей стороны по подтверждению соответствия объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям, называется:

2) экологической сертификацией;

3) экологической безопасностью;

4) экологическим мониторингом.

14. В соответствии с Лесным кодексом РФ лес:

1) не может находиться в частной собственности;

2) может находиться в частной собственности;

3) может находиться в частной собственности по решению суда;

15. Субъектом экологических правоотношений не являются:

1) юридическое лицо

16. Лесной кадастр ведет…

1) Федеральная служба лесного хозяйства РФ

2) Госкомэкология РФ

3) Министерство природных ресурсов РФ

4) Правительство РФ

17. Лесные участки предоставляются гражданам:

1) в собственность

2) в бессрочное пользование

3) в наследуемое владение

4) в аренду либо безвозмездное срочное пользование

18.Высший уровень эколого-правовых нормативных актов составляют:

1) указы президента РФ

2) подзаконные акты министерств и ведомств

3) общепризнанные принципы и нормы международного права

4) решения судов

19. Сохранение естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов является ____ экологического права.

20.Содержание права собственности на природные объекты определяется…

1) Кодексом об административных правонарушениях РФ

2) Гражданским законодательством

3) Международными договорами

4) Уголовным Кодексом РФ

21.Государственный экологический контроль осуществляется…

1) общественными организациями

2) экологическими службами предприятий

3) высшими государственными органами РФ, а также специально уполномоченными органами

4) профессиональными союзами

22.В деятельности по охране окружающей среды обязательно участие.

1) общественных и иных некоммерческих объединений

2) юридических и физических лиц

3) органов государственной власти Российской Федерации

4) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц

23. Передача лицензии на лесопользование другому юридическому или физическому лицу.

1) запрещается, главой субъекта федерации

4) разрешается, за исключением случаев указанных Президентом РФ

24.В соответствии с Законом «О недрах» недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, могут являться…

1) только государственной собственностью

2) государственной и муниципальной собственностью

3) государственной, муниципальной и частной собственностью

4) муниципальной собственностью

25.Субъектами государственной собственности на природные ресурсы являются…

1) РФ и субъекты РФ

3) автономные округа

4) муниципальные образования

26. Правомочие собственника на природные ресурсы от имени государства осуществляют…

1) правительство РФ

2) правительство РФ, правительства субъектов РФ и органы местного самоуправления

3) правительство субъекта РФ

4) правительство РФ, правительства субъектов РФ и специально уполномоченные на то государственные органы

27.Экологическое право относится к отраслям права.

28.Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение ___ лет.

29. Договор краткосрочного пользования водным объектом

заключается на срок до_________лет.

30. Нормирование в области охраны окружающей среды представляет собой деятельность .

уполномоченных государственных органов по установлению экологических нормативов в соответствии с действующим законодательством

законодательного органа Российской Федерации

чиновников в связи с выдачей лицензии на право природопользования

общественных организации по урегулированию норм пользования окружающей среды

31. Природный комплекс -это.

комплекс объектов природной сред

комплекс объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками

территория природной среды

комппекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками

32. Муниципальной собственностью на природные ресурсы управляют .

органы местного самоуправления

33. Документ, удостоверяющий право пользования участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий называется .

34. Под термином «экологические правоотношения» в юриспруденции понимают..

отношения, возникающие в результате взаимодействия общества и окружающей природной среды

отношения, возникающие в результате приобретения в собственность земли

отношения по использованию людьми земельных участков

отношения между нарушителем уголовного законодательства и государством

35. В соответствии с национальным и международным правом гражданин может защитить свои экологические права в .

Экономическом суде СНГ

Европейском суде по правам человека

Международном суде ООН

36. За совершение экологического преступления лицо привлекается к .

37. Принципом охраны окружающей среды является.

платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде

запрет использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности

получение максимальной финансовой выгоды от использования природных объектов

государственная монополия на использование природных объектов и ресурсов

38.Ведомственный экономический контроль осуществляется

Правительством Российской федерации

Министерством природных ресурсов Российской Федерации

специализированной экологической службой предприятия

органом местного самоуправления

39.Термин «экология» впервые ввел…

40.Лицензия на право природопользования-это…

1) документ, запрещающий какой-либо вид природопользования

2) документ, дающий право на осуществление какой-либо деятельности

3) разрешение компететного государственного органа на осуществление определенной деятельности

4) доверенность на природопользование

41.Животный мир в пределах территории РФ является…

1) муниципальной собственностью

2) частной собственностью

3) государственной собственностью

4) собственностью субъектов РФ

42. Производственный экологический контроль осуществляется…

1) Правительством Российской Федерации

2) органом местного самоуправления

3) Министерством природных ресурсов Российской Федерации

4) специализированной экологической службой предприятия

Под термином «экологический мониторинг» понимают .

исследование земельных ресурсов

изучение вредных воздействий на природу

наблюдение за состоянием окружающей природной среды

исследование окружающей среды

44. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Земельным кодексом РФ, то применяются правила.

1)Земельного кодекса РФ

2)международного договора, если он ратифицирован в установленном порядке

-Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации

Договор краткосрочного пользования водным объектом заключается на срок до

К целям и способам природопользования водных объектов не относится

-водопользование с нарушением действующих правил

Другие публикации:  Прорастание спор

Муниципальной собственностью на природные ресурсы управляют .

-органы местного самоуправления

Установление ограничений на распространение сведений с момента получения (разработки) или заблаговременно — это принцип .

-обоснованности отнесения сведений к государственной тайне

-законности отнесения сведений к государственной тайне

-своевременности отнесения сведений к государственной тайне

-справедливости отнесения сведений к государственной тайне

Отношения, связанные с режимом государственной тайны, регулируются . -Уголовным кодексом РФ

-Законом РФ «О безопасности», Законом РФ «О государственной тайне»

-Законом РФ «О государственной тайне», Законом РФ «О милиции»

-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»

К принципам отнесения сведений к государственной тайне не относится .

К государственной тайне не относятсясведения .

-о защите государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа

-о методах и средствах защиты секретной информации

-об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности

-о размерах золотого запаса и государственных валютных резервов РФ

К государственной тайне Не относятся сведения .

-об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения

обороноспособности и безопасности

-о методах и средствах защиты секретной информации

-о размерах золотого запаса и государственных валютных резервов РФ

-о защите государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа

Коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны, является .

-Верховный суд РФ

-Государственная Дума РФ

-Конституционный суд РФ

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут

-уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность

-уголовную или административную ответственность

За разглашение государственной тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, работодатель имеет право.

-назначить работнику уголовное наказание

-привлечь работника к административной ответственности

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются _____________ формы допуска.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляют.

-Правительство РФ и палаты Федерального Собрания РФ

-Президент и Правительство Российской Федерации

-Президент РФ и Министерство иностранных дел РФ

-Государственная Дума РФ

Коммерческую тайну не можетсоставлять .

-информация о задолженности работодателей по заработной плате

-информация, составляющая секреты производства

-конфиденциальная информация, позволяющая ее обладателю получать коммерческую выгоду

-информация, имеющая коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам

Цензура в Российской Федерации.

-законодательно не запрещена

-применяется органами государственной власти по собственному усмотрению

-возможна только в исключительных случаях на телевидении

Действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц — это .

-электронное сообщение информации

-доступ к информации

Лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам — это .

-оператор информационной системы

Факт ___не являетсянарушением права доступа к информации.

-непредоставления конфиденциальной информации

-несвоевременного предоставление информации

-отказа в доступе к открытой информации

-предоставления недостоверной информации

Преступления в сфере компьютерной информации относятся к преступлениям.

-против мира и безопасности человечества

-против общественной безопасности

Контроль за защитой информации осуществляются .

-органами государственной власти

-органами местного самоуправления

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и информационных процессах» целями защиты информации не является .

-сокрытие информации в меркантильных целях

-предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства

-сохранение государственной тайны

-предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации

К конфиденциальной информации не относятся

-сведения, составляющие тайну следствия

-сведения о валовом внутреннем продукте России

Законы РФ выделяют .

-государственную, коммерческую, служебную информацию

Дело о банкротстве рассматривается .

-судом общей юрисдикции

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение ________ с даты, когда они должны были быть исполнены.

Неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам называется .

Контроль за процедурой банкротства осуществляют.

-нотариус и суд общей юрисдикции

Председатель Правительства Российской Федерации и федеральные министры

-кредиторы и арбитражный суд

-должники и военный суд

Общественные отношения, складывающиеся в сфере организации, осуществления, а также государственного регулирования предпринимательской деятельности регулируются _______________________ правом

Лицензия на определенный вид деятельности требует.

-наличия договора с лицензирующим органом

-выполнения норм международных договоров

-обязательного соблюдения лицензионных требований

-соблюдения норм этики и морали

Основные принципы антимонопольного регулирования закреплены в.

-Жилищном кодексе Российской Федерации

-Конституции Российской Федерации

-Уголовном кодексе Российской Федерации

-Гражданскомпроцессуальном кодексе Российской Федерации

К основным функциям Федеральной антимонопольной службы не относится

-надзор и контроль за соблюдением законодательствао .

-конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг

Любые действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, которые могут нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам, называются .

Согласно законодательству о лицензировании понятие «лицензия» означает.

-признание исключительного права (интеллектуальной собственности) юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализация продукции, выполняемых работ или услуг (товарный знак, знак обслуживания)

-разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности, выданное лицензирующим органом юридическому лицу

-разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю

-разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу

В состав финансовой системы Российской Федерации не входит.

Цель валютного контроля заключается.

-в предупреждении нарушений таможенной границы

-в соблюдении валютного законодательства при осуществлении валютной операции

-в определении объема внешнеторгового оборота

-в поддержании стабильного курса национальной валюты

Не содержитуказания на лицо, которому следует осуществить исполнение ценная бумага, которая называется .

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» не закрепляет.

-правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ

-тношения по обмену валюты

-полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями

-права и обязанности органов валютного контроля

К ценным бумагам не относится .

Субъекты, имеющие право доступа к банковской тайне

-близкие родственники вкладчика

-суды и их должностные лица, органы предварительного следствия

Банковская система Российской Федерации не включает .

Центральный Банк РФ

-филиалы и представительства иностранных банков

Целью деятельности Центрального банка России не является .

защита и обеспечение устойчивости рубля

-развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации

-обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы

Последствия несоблюдения письменной формы кредитного договора.

-договор будет считаться ничтожным в силу закона

-договор может быть признан недействительным по иску вкладчика, в результате чего банк обязан возвратить вкладчику сумму вклада

-договор все равно будет считаться заключенным, т.к.у сторон есть право ссылаться в подтверждение сделки на свидетельские показания

-договор будет считаться недействительным только при наличии об этом решения суда

Согласно Конституции Российской Федерации главной задачей Банка России

-увеличение золотого запаса России

-повышение материального уровня жизни россиян

Договор аренды водного объекта

Воды — это составная часть водного объекта, неразрывно связанна с экосистемой, и компонент окружающей среды, представляющий особую экологическую ценность. Пользование водами возможно лишь в рамках, очерченных существующими публичными ограничениями, и регулируется, прежде всего, водным законодательством. Так, ст. 22 ВК РФ запрещает продажу, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов.

Не регулируются в целом ВК РФ отношения по поводу обособленных водных объектов, которые определяются законодателем как небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими водными объектами (ст. 40 ВК РФ). Обособленный водный объект не признается самостоятельным объектом гражданских прав, а является лишь составной частью земельного участка, на котором он расположен.

Действующее водное законодательство выделяет четыре договора, оформляющих передачу водных объектов в пользование: непосредственно договор аренды, договоры краткосрочного и долгосрочного пользования, а также договор об установлении частного водного сервитута.

Другие публикации:  Образец приказа о приёме на работу в рф

Обязательственные отношения водопользования порождают только первые три вида договора. Что же касается договора об установлении частного водного сервитута, то возникающее из него право следует отнести к числу вещных [34] См.: Маттеи У., Суханов Е.А. Основные положения права собственности. — М., 1999. — С. 321. [34] .

Все договоры, порождающие обязательственные отношения водопользования (аренды, долгосрочного и краткосрочного пользования), носят арендный характер.

ВК РФ регулирует отношения лишь из договоров краткосрочного и долгосрочного пользования. Аренда же водных объектов в соответствии со ст. 41 ВК РФ должна быть регламентирована федеральным законом об аренде водных объектов. Пока такого закона нет. В связи с этим в настоящее время собственно аренда водных объектов вряд ли получит распространение.

Отсутствие специального закона об аренде водных объектов не позволяет также обнаружить те черты, которые отграничивают краткосрочное (долгосрочное) пользование водным объектом от его аренды. В настоящее время указанные понятия в целом сливаются [35] См.: Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Рук. авт. кол. и отв. ред. Боголюбов С.А. — М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 1997. — С. 281. [35] .

Это позволяет сформулировать общее понятие договора аренды (пользования) водного объекта. По договору аренды (пользования) водного объекта арендодатель обязуется предоставить арендатору водный объект за плату во временное возмездное владение и специальное пользование.

Понятие владение применительно к водному объекту носит в известной мере условный характер. Использование при характеристике отношений водопользования данного понятия в его традиционном понимании невозможно, поскольку воды (сосредоточенная в водном объекте вода) находятся в состоянии непрерывного движения и водообмена. В этом плане говорить о физическом, реальном господстве над водным объектом весьма затруднительно. Не случайно в литературе высказано мнение, что может быть установлено лишь право пользования водным потоком для определенного лица [36] См.: Дембо Л.И. Основные проблемы советского водного законодательства. — Л., 1948. — С. 13. [36] .

Тем не менее, действующее законодательство закрепляет за арендатором право владения. В частности, ст. 41 ВК РФ указывает, что водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами на условиях и в пределах, установленных Водным кодексом.

Пользование водным объектом представляет собой юридически обеспеченную деятельность граждан и юридических лиц, связанную с получением различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения материальных и иных потребностей (ст. 1 ВК РФ). При этом водопользователи (арендаторы) по своему усмотрению осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом.

Пределы права пользования водным объектом определяются целями, для осуществления которых предоставлен водный объект. Указанные цели фиксируются как в лицензии на водопользование, так и в заключаемом на ее основании договоре. Их примерный перечень содержится в ст. 85 ВК РФ и включает следующие цели: питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение; здравоохранение; промышленность и энергетика; сельское и лесное хозяйство; гидроэнергетика; рекреация; транспорт; строительство; пожарная безопасность; рыбное хозяйство; охотничье хозяйство; лесосплав; добыча полезных ископаемых, торфа и сапропеля. Водный объект может быть предоставлен водопользователю как для одной, так и одновременно для нескольких целей.

Отметим, что не любое пользование водным объектом носит арендный характер. Арендное правоотношение возникает лишь при передаче водного объекта в возмездное специальное пользование.

Под специальным водопользованием (ст. 86 ВК РФ) понимается использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (за исключением случаев использования водных объектов для маломерных плавательных средств и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов), требующее получения лицензии.

Специальное водопользование может осуществляться как на безвозмездной, так и на возмездной основе. В первом случае возникают отношения безвозмездного пользования, а во втором — арендные.

Специальному водопользованию закон противопоставляет водопользование общее, осуществляемое без применения сооружений, технических средств и устройств. Указанный способ водопользования не требует получения лицензии и заключения на ее основе договора (ст. 86 ВК РФ). Соответственно, права водопользователя в этом случае носят не обязательственный (арендный), а вещный (сервитутный) характер и возникают из публичного сервитута.

Общее водопользование может осуществляться на водных объектах как общего, так и особого пользования.

К числу первых относятся водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. По общему правилу таковыми являются все нее обособленные водные объекты. Из указанной категории они могут быть исключены только в водоохранных, экологических или иных интересах. Нахождение данных объектов в общем водопользовании презюмируется.

Действие публичного сервитута распространяется не только непосредственно на сам водный объект общего пользования, но и на примыкающий к нему бечевник.

Другое дело, если речь идет о водных объектах особого пользования. По общему правилу осуществление общего водопользования на указанных объектах не допускается. Однако оно может быть разрешено в виде исключения.

Помимо публичных в отношении водных объектов могут устанавливаться также частные сервитуты (ст. 43 ВК РФ), предполагающие ограничение прав арендаторов (пользователей) водных объектов в пользу конкретных лиц. Основанием возникновения частных сервитутов может быть договор или судебное решение.

К числу существенных законом отнесены следующие условия договора аренды (пользования) водного объекта: предусмотренные в лицензии на водопользование; определяющие порядок продления либо досрочного прекращения права пользования водным объектом; устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водным объектом; определяющие ответственность сторон за неисполнение требований заключенного договора (ст. 57 ВК РФ). Сформулированный в законе перечень необоснованно раздут. Ведь многие из условий, названных существенными, могут быть достаточно легко определены на основании гражданского законодательства. Кстати, подобный недостаток в целом присущ и другим природоресурсным законам.

Основанием возникновения права аренды (пользования) водного объекта является сложный фактический состав, включающий выдачу лицензии и заключение в соответствии с ее условиями договора. Лицензия выдается и регистрируется Министерством природных ресурсов РФ или его территориальными органами. Порядок оформления лицензии на водопользование урегулирован Правилами предоставления водных объектов.

ВК РФ закрепляет право монопольной государственной собственности на водные объекты (ст. 34). Разграничение водных объектов, относящихся к собственности Российской Федерации и субъектов РФ, содержится в ст. 36, 37 ВК РФ. Таким образом, в роли арендодателя могут выступать лишь Российская Федерация или ее субъекты. Интересы обоих указанных субъектов при заключении договора аренды водного объекта представляет орган исполнительной власти того субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование водный объект (ст. 54 ВК РФ). В качестве такового в настоящее время выступает Министерство природных ресурсов РФ и его структурные подразделения. При осуществлении права пользования водным объектом, расположенным на территории нескольких субъектов РФ, договор заключается с органами исполнительной власти всех соответствующих субъектов РФ либо с их согласия с одним из этих органов.

В качестве арендаторов могут выступать граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица с момента государственной регистрации (ст. 27, 28, 30 ВК РФ).

Договор краткосрочного пользования водным объектом в соответствии со ст. 42 ВК РФ может быть заключен на срок до трех лет. Для договора долгосрочного пользования минимальный срок определен законодателем в три года, а предельный — в 25 лет.

Предметом договора аренды выступает водный объект, представляющий собой сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима, либо его часть (ст. 1 ВК РФ).

Под подземным водным объектом понимается сосредоточение находящихся в гидравлической связи вод в горных породах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 17 ВК РФ).

Под поверхностным водным объектом понимается постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 9 ВК РФ). Применительно к указанному объекту открытым остается вопрос о включении в его состав земель берегов водных объектов. По-видимому, к поверхностному водному объекту должны относиться берега, включенные в состав земель водного фонда. Вопрос же о включении тех или иных земель в состав земель водного фонда должен решаться в каждом случае индивидуально.

Другие публикации:  С какого момента договор купли-продажи вступает в силу

Индивидуализация водного объекта при заключении договора аренды происходит путем указания в лицензии на водопользование пространственных границ (координат) объекта или его части.

С водным объектом неразрывно связана прибрежная защитная полоса, входящая в состав водоохранной зоны. Применительно к аренде (пользованию) водных объектов значение таких полос заключается в предоставлении водопользователю в отношении них определенного набора прав.

Действующее законодательство прямо не относит водный объект к не движимости. Обойден указанный вопрос и в литературе. По-видимому, это обусловлено тем, что водный объект является недвижимым имуществом особого рода.

Договор аренды водного объекта должен быть заключен в письменной форме. Хотя закон не содержит подобного прямого указания, ст. 46 ВК РФ устанавливает, что права пользования водными объектами возникают с момента государственной регистрации. Государственная регистрация договоров аренды водных объектов осуществляется в органах Министерства природных ресурсов РФ.

Арендодатель водного объекта обязан:

1) предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества.

Применительно к водным объектам указанная обязанность дополняется также необходимостью в установленном порядке передавать арендаторам информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления ими своей деятельности;

2) предупредить арендатора обо всех правах третьих лиц на сдаваемое в аренду имущество.

Статья 85 ВК РФ допускает одновременное предоставление одного и того же водного объекта нескольким лицам для удовлетворения одной или нескольких целей, поэтому не исключено, что водный объект может быть обременен сервитутами, а также несколькими арендными и иными правами;

3) возместить арендатору стоимость неотделимых улучшений арендуемого имущества.

Представляется, что возмещению подлежит стоимость тех улучшений, которые были согласованы в договоре.

При осуществлении водопользования на основании распорядительной лицензии проведение неотделимых улучшений составляет не право, а обязанность арендатора. Их перечень закрепляется в лицензии. По-видимому, в этом случае затраты арендатора возмещению подлежать не должны, поскольку они составляют своего рода плату за распорядительную лицензию, предоставляющую арендатору право, в изъятие из общих правил, передать свои права по договору другому лицу.

Арендатор водного объекта обязан:

1) пользоваться арендованным имуществом в соответствии с его назначением и условиями договора.

Во-первых, арендатор не вправе в процессе осуществления деятельности, по использованию арендуемого водного объекта допускать нарушения прав других водопользователей.

Во-вторых, на арендаторе лежат обязанности по осуществлению мероприятий, направленных на защиту водных объектов от вредных воздействий. Среди них, в частности, обязанности по содержанию в исправном состоянии очистных, гидротехнических и других водохозяйственных сооружений и технических устройств, по своевременному предупреждению и устранению аварийных и других чрезвычайных ситуаций, влияющих на состояние водных объектов;

2) не сдавать водные объекты в субаренду.

Прямого запрета для арендатора сдавать водный объект в субаренду в ВК РФ не содержится. Однако ст. 54 ВК РФ устанавливает, что в качестве арендодателя может выступать исключительно орган исполнительной власти субъекта РФ [37] В данном случае имеет место неточность. Скорее всего, в качестве арендодателя должен выступать субъект Федерации. [37] . А поскольку арендаторами по договорам пользования водными объектами могут быть только частные лица (юридические и физические лица), возникновение субарендных отношений, где бы в качестве арендодателя выступало государство, невозможно.

В то же время ВК РФ допускает возможность перехода прав пользования от одного лица к другому на основании распорядительной лицензии, выдаваемой Министерством природных ресурсов РФ или его территориальными подразделениями. Условием получения распорядительной лицензии является готовность заявителя принять на себя обязанности по осуществлению мер, способствующих улучшению состояния водных объектов (укрепление берегов, очистка вод, воспроизводство биоресурсов и т.д.). При получении такой лицензии водопользователь вправе передать свои права по договору пользования водным объектом другому лицу. Передача прав пользования от одного лица к другому на основании распорядительной лицензии влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в лицензию на водопользование и в заключенный в свое время на основании нее договор с последующей их регистрацией. Указанная процедура носит в целом формальный характер, поскольку государство, очевидно, не вправе отказать владельцу распорядительной лицензии в переоформлении лицензии и договора;

3) своевременно вносить плату за пользование арендованным имуществом.

Платежную базу в зависимости от вида пользования водными объектами составляют:

  • а) объем воды, забранной из водного объекта;
  • б) объем продукции (работ, услуг), произведенной (выполненных, оказанных) при пользовании водным объектом без забора воды;
  • в) площадь акватории используемых водных объектов;
  • г) объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Законом устанавливаются лишь минимальные и максимальные ставки платы по отдельным видам водопользования. Определение конкретного размера платы за воду отдано на откуп представительным органам субъектов РФ.

В некоторых случаях с арендаторов может взиматься как повышенная, так и уменьшенная за счет предоставляемых законом льгот плата.

4) при прекращении договора вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил.

Указанное правило, закрепленное в ГК РФ, напрямую к водным объектам неприменимо, поскольку использование водного объекта во многих случаях связано с изъятием водных ресурсов, сбросом сточных вод нормативного качества и т.д. В этой ситуации соблюдение арендатором установленных лимитов водопользования (ст. 90 ВК РФ) является достаточным доказательством надлежащего исполнения арендатором данной обязанности;

5) информировать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов; вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные подразделения, а по подземным водным объектам — также и в государственный орган по управлению и использованию недр.

Общие основания для ограничения и приостановления прав водопользователей сформулированы в ст. 63, 89 ВК РФ: защита конституционного строя, обеспечение обороны страны и безопасности государства, охрана здоровья населения, окружающей природной среды, историко-культурного наследия и законных интересов других лиц. Данные положения конкретизируются в ряде статей ВК РФ. В частности, ст. 144 ВК РФ устанавливает, что сброс сточных и дренажных вод может быть приостановлен при возникновении угрозы здоровью населения или существованию водных и околоводных животных и растений.

ВК РФ содержит ряд норм, изменяющих применительно к договорам пользования водным объектом перечень оснований прекращения договора аренды, предусмотренный в ГК РФ. Так, ВК РФ в отличие от ГК РФ предоставляет арендатору право в любое время прекратить договор пользования водным объектом в одностороннем порядке.

Для арендодателя возможность немотивированного расторжения договора пользования водным объектом не предусмотрена. ВК РФ устанавливает закрытый перечень оснований прекращения договора аренды водного объекта по инициативе арендодателя:

1) неиспользование водных объектов в течение трех лет.

Данное основание прекращения договора пользования водным объектом относится лишь к договору долгосрочного пользования;

  • 2) неиспользование в течение одного года водных объектов, предназначенных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов;
  • 3) использование водных объектов не по целевому назначению;
  • 4) несоблюдение водопользователем условий и требований, установленных в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом.

Очевидно, что данная норма ставит арендатора в достаточно невыгодное положение по отношению к арендодателю, наделенному правом расторгнуть договор при любом нарушении арендатором его условий.

Прекращение договора по этим основаниям допускается лишь после предупреждения водопользователя о допущенных нарушениях водного законодательства РФ и неустранения их водопользователем в предусмотренные договором сроки.

При прекращении договора аренды водного объекта в одностороннем порядке по инициативе арендодателя договор считается расторгнутым с момента уведомления водопользователя об аннулировании лицензии на водопользование.