Как ликвидировать ООО с кредиторской задолженностью
Ликвидация ООО — это достаточно сложный многоступенчатый процесс, который сопровождается подачей всех необходимых документов налоговую службу и иные органы, а также проверкой отчетности фирмы и состояния ее активов.
Несколько осложняет процедуру закрытия организации наличие долгов перед фондами, юридическими или частными лицами. Ликвидация может проходить в форме добровольного прекращения деятельности, реорганизации (обычно под этим понимают слияние или продажу фирмы) или банкротства.
Если у учредителей ООО нет возможности выплатить свои долги кредиторам, то им подходит только последний способ.
Банкротство позволяет легально закрыть фирму, избежать уголовной и административной ответственности, а также наложения ареста на имущество учредителей.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
- Знание базовых основ желательно, но это не гарантирует решение именно вашей проблемы.
- Информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. (Простите нас)
Просто опишите ситуацию, чтобы узнать у дежурного консультанта, как решить вашу задачу
- Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
- Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61
Для регионов 8 (800) 333-45-16 ДОБ.530
Банкротство как метод ликвидации организации с долгами
ООО может быть признано банкротом следующих случаях:
- Самостоятельная подача заявления о своей финансовой несостоятельности.
- Исковое требование со стороны кредиторов.
- Принудительная ликвидация при выявлении нарушений действующего законодательства со стороны фирмы.
Добровольное банкротство всегда предпочтительнее, поскольку позволяет списать все имеющиеся задолженности и избежать гражданской и уголовной ответственности, в том числе наложения ареста на имущество.
В общем виде процедура состоит из следующих этапов:
- Заявление, направляемое в арбитражный суд. В нем организация указывает текущее состояние дел, имеющиеся задолженности, основания для признания ООО банкротом. Данный документ принимается к рассмотрению, и решение должно быть вынесено в течение 30 календарных дней. Подать заявление может должник, кредитор или фирма-посредник.
- Судом предусмотрены следующие возможные меры: наблюдение, мировое соглашение, улучшение финансовых дел фирмы посредством предложенного ей плана или передачи управления третьему лицу, конкурсное производство. Каждая процедура имеет свои сроки (от 6 до 18 месяцев) и детально описана в действующем законодательстве.
- Удовлетворение требований должников. Для этой процедуры фирме выделяется срок до 1 года. Очередность определяется ст. 134 федерального закона № 127. К первоочередным платежам, в частности, относят задолженности по коммунальным платежам, заработной плате и коммунальные издержки.
- Получение заключения арбитражного суда о признании фирмы банкротом.
- Ликвидация фирмы, исключение его из списков ЕГРЮЛ, списание всех долгов. Закрытие ООО сопровождается снятием всех санкций с учредителей и управляющих лиц.
Упрощенная процедура ликвидации при признании фирмы банкротом
Упрощенная процедура позволяет ликвидировать ООО с долгами без их уплаты и наложения ареста на имущества учредителей.
Для этого должно быть выполнено два условия:
- Сумма долга составляет более 100.000 рублей.
- Материальных активов организации недостаточно для оплаты задолженностей.
- Перед направлением заявления в арбитражный суд учредители ООО проводят предбанкротную подготовку.
Процедура подготовки включает в себя:
- Принятие заявление о ликвидации на общем собрании, с которым согласны все участники ООО. Они должны быть уведомлены о сборе заранее и иметь возможность присутствовать на нем.
- Уведомление о принятия решения о прекращении деятельности регистрирующего органа, социальных фондов через подачу заявлений установленного образца, кредиторов через публикацию в СМИ и личным письмом.
- Формирование промежуточного ликвидационного баланса и направление отчетности по нему в налоговую службу.
В 61 статье ГК РФ описаны основания для признания фирмы банкротом упрощенным методом без налоговых проверок.
Они сводятся к следующим пунктам:
- Отсутствие фактической хозяйственной деятельности.
- Отсутствие проводок по счетам ООО за истекший год.
- Отсутствие учредителя/учредителей в результате смерти, пребывания в местах заключения или пропажи без вести.
- Имущество ООО не покрывает долги перед юридическими и физическими лицами.
Для того чтобы ликвидировать ООО с нулевым балансом самостоятельно, необходимо решение общего собрания участников общества. Читать далее.
Оплата задолженностей при добровольной ликвидации
При добровольной ликвидации ООО кредиторы имеют прав предъявить свои требования после публикации в СМИ. Правомерность их заявлений определяет ликвидационная комиссия, следующей после нее инстанцией является суд. Долги перед кредиторами, чьи иски в судебном порядке были отклонены, считаются погашенными.
Очередность уплаты задолженностей определена законодательно в 64 статье ГК РФ:
- Пособия лицам, пострадавшим в результате деятельности фирмы или в ходе участия в трудовом процессе на ее территории.
- Пособия и оплата труда работникам организации или предприятия, гонорар за авторские права, исследовательскую и научную деятельность.
- Взносы в пенсионный и страховой фонды, задолженность по уплате налогов.
- Кредиты и прочие задолженности.
Прерывать данную очередность и производить оплату в ином порядке является противозаконным.
Ликвидация ООО с кредиторской задолженностью добровольным способом предусматривает оплату всех счетов в полной мере.
Взыскание долгов
Выделяют следующие меры, которые допустимы и обоснованы законодательно при наличии долгов и их взыскании:
- Утверждение схемы погашения. Этот вариант применяется, когда должник не возражает против уплаты кредита, но не имеет такой возможности на данный момент времени. Схема погашения подписывается обеими сторонами и имеет юридическую силу.
- Погашение долга в виде отступного капитала. Это означает, что частично или полностью уплата задолженности производится в виде имущества организации, ее ценных бумаг и акций.
- Передача долга третьему лицу. Если кредитор не имеет возможности или желания затевать тяжбу с должником, он вправе продать/передать свое право фирме-посреднику.
- Удержание имущества должника. Такое право кредитора предусмотрено статьей 359 ГК РФ и является абсолютно законным.
- Неисполнение кредитором своих обязательств по отношению к должнику. Эта возможность описана в статье 328 ГК РФ. Такое право сохраняется за кредитором до момента погашения всех долговых обязательств.
- Судебное взыскание. По решению суда заявителю выдается исполнительный лист. При положительном исходе процесса он становится основанием для принудительного взыскания задолженностей с юридического лица. Это процедура производится судебными приставами.
Выплата долгов при отсутствии претензий со стороны кредиторов
Компания, принявшая решение о ликвидации, обязана:
- Составить заявления в СМИ. В подавляющем большинстве случаев публикация производится в «Вестнике государственной регистрации», в исключительных ситуациях (ликвидации особо крупных или значимых организаций) в «Вестнике высшего арбитражного суда РФ». Вместе с заявлением подаются: протокол собрания с решением о ликвидации, оплаченная квитанция, доверенность при осуществлении процедуры третьем лицом или посредником. Публикация имеет целью защитить интересы всех граждан, так или иначе зависящих от действий данного ООО.
- Сообщение о ликвидации сотрудникам фирмы, в том числе находящимся на больничном или декретном отпуске.
- Уведомить каждого кредитора лично, обозначив срок для предъявления требований. Он не может составлять менее чем 2 месяца. Если кредитор предъявил свои требования после данного срока, то он помещается в конец очереди по уплате задолженностей. Рекомендуется для реализации этого этапа ликвидации воспользоваться заказным письмом с уведомлением. Это станет доказательством о факте уведомления при возникновении спорных ситуаций.
Если кредиторы не предъявляют свои требования до составления ПЛБ (промежуточного ликвидационного баланса), организация обязана отразить имеющийся долг в статье доходов, внести его во все виды внутренней отчетности и декларацию, оплатить соответствующие налоги. После этой процедуры задолженность считается списанной, вопрос о ее погашении более не поднимается.
Ликвидация общества с ограниченной ответственностью может осуществляться фирмой самостоятельно или при помощи посредников. Во втором случае кроме сбора и подачи необходимых документов третье лицо производит консультацию по правовым, юридическим и финансовым сторонам дела.
Воспользоваться услугами агента имеет смысл при неоднозначности требований кредиторов, возможности двоякой трактовки возникающих вопросов.
Если вы являетесь одним учредителем ООО, вся ответственность за ликвидацию лежит только на вас. Читайте, как закрыть ООО с одним учредителем по этому адресу.
В целом закрытие филиала ООО – относительно простая и быстрая процедура, но следует иметь в виду, что при закрытии филиала возможна налоговая проверка. Подробности по этой ссылке.
- Телефоны для Москвы: +7 (499) 703-43-52
- Телефоны для СПБ: +7 (812) 309-57-61
Сроки возврата денежных средств судебными приставами
Какие нарушения допускают приставы и как их обжаловать? Приставы нередко нарушают «иммунитет» от взыскания, налагая арест на счета должников, на которых хранятся средства, не подлежащие взысканию. Особенно часто это касается пособий по уходу за ребенком и алиментов, которые перечисляются на банковскую карту. Об этом постоянно сообщают пользователи в своих вопросах юристам. «Пошла проверить на карте детское пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет и увидела, что там минус 134 000 рублей. Никаких уведомлений мне не приходило. Проверила в банке данных исполнительных производств, оказалось, что на мне долг за коммунальные услуги за квартиру, где я прописана. Имеют ли право приставы арестовать карту с пособием на ребенка?» – спрашивает Виктория из Барнаула. «Пристава арестовали банковский счет, на который зачисляется пособие на питание новорожденного ребенка», – пишет Иван из Кирсанова.
Блог и практика
[attention]В такой ситуации приставы обязаны вернуть переплаченные денежные средства на счет должника. Также возможно банкротство банка. Тогда будут действовать положения соответствующего федерального закона. [/attention]
Более того, если у должника нет других счетов, то взыскание в дальнейшем осуществлено быть не сможет, только если не предусмотрены какие-либо компенсации со стороны банка. На сегодняшний день также получило широкое распространение электронная система платежей.
Несколько официальных электронных кошельков, которые также подразумевают оборот денежных средств, могут стать объектом исполнительного производства. Для этого необходимо связаться с операторами и администраторами платежных систем, которые также организуют принудительное взыскание денег на основании исполнительного листа.
Порядок прекращения производства будет аналогичен тому, что предусмотрен для банков и иных кредитных организаций.
Возврат излишне взысканных денежных средств судебными приставами
[info]В этом случае банк все равно обязан проводить операции по реализации исполнительного производства до того момента, пока средства не кончатся, а если они со временем будут поступать снова, то продолжать перечисления до полного погашения долга. То есть просто прекратить исполнительное производство по причине отсутствия денег нельзя, так как нередко на помощь приходит имущество должника, которое просто конфискуется. [/info]
Также банк может не исполнить поручение со стороны приставов, когда на счета должника наложен арест, или все финансовые операции по каким-то причинам приостановлены. То есть деньги имеются, но пустить их в оборот нельзя.
[important]Продолжится производство только после того, как указанные ограничения будут сняты. Нередко сами приставы ранее накладывают аресты на счета. [/important]
Также возможно, что ограничения будут исходить от самого банка.
Куда придут приставы? 3 ответа
Задайте вопрос юристу и получите ответ за 1 минуту! Произошла ошибка при отправке! Проверьте соединение с интернетом и нажмите на кнопку «Получить ответ» еще раз. Произошла ошибка при отправке! Проверьте соединение с интернетом и нажмите на кнопку «Получить ответ» еще раз.
Как сделать перевод денежных средств от судебного пристава Закон обязывает судебных приставов осуществить перечисление (передачу) денег в установление сроки. Об этом можно узнать из пункта 1 статьи 110 №229-ФЗ.
Он гласит, что перевод денежных средств от судебного пристава взыскателю должен произойти в течение 5-ти операционных (банковских) дней с того момента, как они поступили на счет ОСП.
Срок возврата денежных средств судебными приставами
После того как служба судебных приставов получает исполнительный лист, она начинает заниматься обнаружением денежных средств у должника на его счетах, а также имущества, принадлежащего ему на праве собственности. Запрашиваются различные документы, создаются акты, позволяющие списывать деньги уже со счетов должника или же просто реализовать его имущество.
Однако такая процедура, как известно, занимает годы, так как приставы не сильно ограничены сроками в своей работе. Приставы, при обнаружении счетов должника, обязаны вынести постановление или просто предъявить исполнительный документ в банк. Им достаточно указать счета, с которых нужно снять деньги, если их несколько, а также конкретную сумму. Таким же образом можно наложить или, напротив, снять арест с имущества.
Сроки возврата денежных средств судебными приставами
Закона, в течение этого срока должник обязан предоставить документы об их наличии. Например, если гражданин является получателем пособия на ребенка, ему необходимо представить справку от работодателя или органов соцзащиты о том, что он получает данное пособие и сроки его выплаты, а также документ, подтверждающий, что пособие переводится на банковскую карту (заявление на имя работодателя, приказ и т.п.).
Как вернуть деньги? Если по тем или иным причинам было произведено удержание средств из доходов, на которые не может быть обращено взыскание, необходимо составить заявление в простой письменной форме на имя пристава, в чьем производстве находится исполнительный документ.
Банковский счет женщины, куда перечислялись пособия на ее троих малолетних детей, был арестован судебными приставами в рамках исполнительного производства, а находящиеся на нем 56 000 рублей списаны в счет долга. Судебный пристав-исполнитель отменил решение о взыскании указанной суммы, однако по первоначальному постановлению 56 тыс.
рублей сняты со счета должницы и после их поступления на счет приставов, переведены взыскателю. Прокуратура в защиту прав несовершеннолетних обратилась в городской суд с иском о возмещении ущерба в размере 56 000 рублей. Горсуд отказал в удовлетворении требований, сославшись на отсутствие у судебного пристава сведений о том, что денежные средства на счету женщины являлись детским пособием.
Однако нужно быть готовыми к тому, что банк захочет проверять представляемый документ, так как могут возникнуть сомнения в законности листа. Это может занять лишнее время, но при этом будет гарантировано, что деньги со счетов никуда не денутся, так как операции по ним будут остановлены самим банком.
В тех ситуациях, когда неизвестно в каком именно банке должник содержит свои счета, или выясняется, что денег на них нет, или же операции заморожены и приостановлены, то придется обращаться в арбитражный суд и потребовать признать лицо банкротом. В этом случае возможно два решение: должник будет считаться несостоятельным, что повлечет для него некоторые негативные последствия, или же должник просто вернет деньги.
Сроки возврата денег судебными приставами излишне взысканных
Говоря о возможности прекратить исполнительное производство, следует отметить, что по собственному решению кредитная организация или банк не могут сделать этого. Для прекращения подобных действий требуется одно из следующих оснований:
- Судебные приставы вынесли постановление, которое их решением прекращает дальнейшее взыскание и закрывает исполнительное производство;
- Все денежные средства, а именно сумма долга были выплачены, и банк останавливает операцию по перечислению денежных средств;
- Сам взыскатель направляет заявление в банк и просит прекратить осуществление взыскания, на основании чего будет прекращено исполнительное производство в целом.
По иным причинам без должного обоснования никто не имеет права на прекращение исполнительного производства. Нередко перечисление происходит в большем размере.
Сроки возврата денег судебными приставами
Это чаще всего применяется тогда, когда должник обязуется вернуть долг за счет других средств, а деньги в банках остаются как бы под залог, выступая в качестве гаранта. Банк или иная кредитная организация, которая и содержит счета должника, обязана исполнить постановление. Нет никаких оснований, которые бы не позволили приставам наложить арест на денежные средства или же вовсе перечислить их на счет заинтересованного лица. Причем исполнять подобного рода требования необходимо в максимально короткие сроки. Также банк должен проинформировать как приставов, так и взыскателя о том, что финансовая операция проведена в срок не позднее, чем три дня. В некоторых ситуациях, когда исполнительный лист направляется непосредственно взыскателем, или просто у кредитной организации есть некоторые сомнения, она может провести исследование исполнительного листа, установив его подлинность и законность.
В какой срок судебные приставы должны вернуть деньги на карту после снятия ареста со счета. номер вопроса №13923857 прочитан 2 разa Срочная консультация юриста8 800 505-91-11 бесплатно
- отзывов: 46 194 Доброе утро! Конкретный срок к сожалению федеральным законом Об исполнительном производстве №229-фЗ не установлен На практике срок возврата денег составляет в пределах 15-20 дней. Все проблемы решаемы.
Для того, чтобы получить причитающиеся денежные средства, недостаточно просто обратиться в суд. Да, данная инстанция вынесет решение, которое формально обяжет лицо вернуть долги.
Однако это не гарантирует получение денег. Вернуть средства можно через приставов путем возбуждения уголовного производства. То есть необходимо передать решение суда в соответствующий орган, который и будет заниматься вопросом взыскания.
Чтобы не было задержек и трудностей, все вопросы нужно сразу обговаривать в зале суда.
Сроки возврата денежных средств судебными приставами
Детали банкротства управляющей компании ЖКХ
ЖКХ в России никогда не было благополучным местом. Неэффективные собственники, должники, непрозрачные тарифы и методики начисления, череда скандалов с разоблачением коррупционеров, а также частые аварии и некачественное обслуживание — все это имеет место быть в сфере коммунальных услуг РФ.
Нововведения в законодательстве, которые образовали новые способы управления домом, в форме ТСЖ и УК, были призваны решить вышеперечисленные проблемы. Но реальность внесла свои коррективы, и теперь мы видим как многие УК завершают свою деятельность банкротством, не проработав и несколько лет.
Стоит понять причины, приводящие УК к банкротству, разобраться в нюансах проведения этой процедуры, а также обезопасить себя от возможных последствий.
Центральные проблемы
Неэффективную работу управляющей компании и ее возможное банкротство можно объяснить целым рядом причин: от глобальных недостатков до проблем на местах. Рассматривая проблему слабой результативность работы отдельной УК, невозможно игнорировать состояние отрасли ЖКХ в целом.
Низкое качество управления и непродуманность решений создают предпосылки для неэффективной работы УК в конкретном регионе. Размер ежемесячной недополученной прибыли в отрасли ЖКХ по России достигают 6 млрд. руб!
Общие недостатки всего ЖКХ в России не могли не отразиться на работе управляющих компаний на местах. Основной проблемой для большинства неэффективных УК является высокая дебиторская задолженность перед компаниями, поставляющими ресурсы (РСО).
И хотя проблематика в разных регионах имеет свои нюансы, в свою очередь, можно выделить несколько причин образования задолженности, характерных для большинства УК:
- На данный момент собранные деньги за пользование услугами ЖКХ поступают непосредственно поставщикам ресурсов. Услуги же по сбору, начислению этих денег оплачивает УК из своих средств.
- Получается следующая ситуация: жильцы оплачивают услуги без дополнительных расходов на агентское вознаграждение, поставщики ресурсов также освобождены от этой обязанности. В итоге УК, вместо модернизации инфраструктуры, вынуждена расходовать деньги на оплату вознаграждения.
Необходимые действия
Необходимо учитывать некоторые особенности банкротства управляющей компании ЖКХ. Прежде всего требуется узнать статус имущества предприятия. Многие УК идут на различные ухищрения и манипуляции, чтобы избежать ответственности перед кредиторами.
Имущество может быть выведено с предприятия: например, передано в аренду или управление другому субъекту. Также распространена практика изъятия имущества с последующей передачей в другое предприятие. В последнем случае УК рискует попасть под подозрение в преднамеренном банкротстве.
При работе с таким предприятием необходимо внимательно отслеживать действия его администрации. Зачастую руководство бросает УК с задолженностями и создает новый. При подозрении на попытку вывода активов администрацией необходимо срочно подавать заявление о его банкротстве.
При банкротстве все имущество становится конкурсной массой и подлежит выставлению на торги. Обязательным условием для покупателя является использование имущества по целевому назначению.
Различные виды имущества обладают разной ценностью для возможного покупателя. Самым выгодны приобретением считаются объекты водоснабжения и водоотведения.
В меньшей степени ценны объекты отопления и горячего водоснабжения.
Обслуживание жилого фонда рентабельно только в новостройках, поэтому вокруг него разворачивается борьба за право обслуживания, фонд ветхого жилья обычно идет «довеском»
Специфика возможностей
Порядок очередности погашения задолженностей перед кредиторами регулируется ст. 134 «Закона о банкротстве». Приоритет имеют выплаты связанные с работой арбитражного управляющего, лицами исполняющими его обязанности, людьми привлеченными для исполнения его обязанностей, а также выплаты по судебным расходам.
Пункт 4 ст. 134 «Закона о банкротстве» определяет требования таких кредиторов, как ресусроснабжающие организация (РСО), третьестепенными. Они погашаются в последнюю очередь.
За исключением ситуаций с требованиями об оплате текущих платежей, при условии, что они были предъявлены до подачи заявления в суд, в этом случае оплата по ним происходит в первую очередь.
Учитывая вышесказанное, понятно, что в большинстве случаев удовлетворение требований кредиторов в полном объеме — невозможно. Поэтому зачастую выгоднее решить вопрос о взыскание задолженности в досудебном порядке.
Отдельно стоит сказать о включении платы за коммунальные услуги в конкурсную массу УК-банкрота. В соответствие со ст. 131 «Закона о банкротстве» в конкурсную массу входит имущество должника на момент открытия конкурсного производства или выявленное в последствие.
Зачастую УК создают отдельные счета для сбора квартплаты или заключают договора с расчетными центрами, которые собирают с жильцов средства и направляют их РСО. В таких случаях деньги не поступают на счета УК, а направляются непосредственно РСО.
Поэтому в вопросе о включении коммунальных плат в требования по долгу следует ориентироваться на то, каким образом происходит сбор и передача комм. платы. Если УК, согласно договору, является посредником между РСО и жильцами, то включать плату в требования не следует.
В случае же, если УК действует в своих интересах и плата за ЖКХ является ее выручкой, независимо как она поступает в распоряжение УК, — напрямую или через расчетный центр, то коммунальную плату стоит включить в требования.
Подать заявление в арбитражный суд с просьбой начать банкротство управляющей компании в сфере ЖКХ может как сам должник, так и кредитор или уполномоченный орган. Производство будет открыто только в том случае, если сумма задолженности превышает 100 тыс. руб и должник имеет признаки банкротства, то есть не может исполнять свои обязательства.
По ст. 56 ГК РФ собственник или учредитель юридического лица (в нашем случае УК) не отвечает по требованиям предъявленным к юридическому лицу.
Но в случае если собственник имеет право давать обязательные указания юридическому лицу или иным способом определять деятельность юр. лица, и банкротство вызвано его действиями, то, в случае недостаточности имущества УК для погашения долга, на учредителя или собственника может быть наложена субсидиарная ответственность. Взысканные с собственника средства войдут в конкурсную массу.
Закон о банкротстве предполагает, в том числе, и досудебное решение вопроса. Необходимо учитывать, что поскольку в большинстве случаев долги УК вызваны просрочками жильцов, то имеет смысл урегулировать спор до суда, приняв меры по сбору задолженностей с неплательщиков.
Расчёты перспектив
Проблема возникновения критических ситуаций в сфере ЖКХ вызвана еще и тем, что не решен вопрос последней «мили». Которая возникла, когда было определено, что РСО несет ответственность за доставку энергии, воды или газа только до границы дома, а все внутридомовые коммуникации являются собственностью жильцов, и доставку и распределение ресурсов по ним должна осуществлять УК или ТСЖ.
Поскольку состояние внутренних коммуникаций не всегда удовлетворительное, особенно в домах ветхого фонда, УК не могут эффективно их эксплуатировать, сохраняя при этом приемлемые тарифы за обслуживание жилья.
Получается такая ситуация: потребитель оплачивает ремонт и обслуживания всех коммуникаций до дома, поскольку эти расходы включены в тариф ЖКХ. Но, в свою очередь, РСО снимают с себя обязательства за последствия прохождение ресурса по внутридомовым сетям, который оказывает на них воздействие, приводящее к необходимости периодического ремонта.
Порядок удовлетворения требований кредиторов при несостоятельности предприятия описан тут.
Подобная ситуация не изменится пока в тарифы ЖКХ не включат расходы на ремонт внутридомовых коммуникаций, или УК не начнут покупать ресурс по оптовой цене у РСО и продавать по розничной потребителям. В последнем случае у них появится дополнительная мотивация повысить собираемость долгов неплательщиков.
В соответствие с законодательством только суд может признать предприятие неплатежеспособным. Арбитражный суд может объявить УК банкротом в том случае, если юридическое лицо в течение полугода не может исполнять свои обязательства по выплате денежных средств.
Обычно после подачи заявления о банкротстве функционирование предприятия прекращается. Хотя стоит отметить, что бывают и исключения.
Временный управляющий может решить вопрос со сбором задолженностей с неплательщиков. Но такие ситуации редкость. В большинстве случаев суд пропускает этап наблюдения, поскольку долги самого УК превышают задолженность жильцов.
Признания банкротом имеет для УК следующие последствия:
- закрывается хозяйствующий субъект;
- собственник ограничивается в правах на открытия подобных предприятий в будущем;
- предприятие удаляется из реестра юридических лиц.
В отличие от реорганизации долги компании не передаются новому собственнику.
Имеет банкротство УК и ряд своих особенностей. Например, временный управляющий обязан соблюдать обязательства УК перед потребителями и не может отказаться от них.
Также запрещено отчуждать имущество монополии в виде единого комплекса. Покупателем в конкурсе может быть только лицо, обладающее лицензией на ведения профильной деятельности. Нельзя перепрофилировать монополию или закрыть ее.
Дополнительная помощь при банкротстве управляющей компании ЖКХ
Позиция жителей
Процедура банкротства имеет определенные последствия и для жильцов. Во-первых, смена УК может повлечь изменения тарифов за обслуживание, могут измениться способы расчета. Во-вторых, не исключены перебои с предоставление комм. услуг.
У многих жильцов возникает вопрос — стоит ли платить в этих случаях? Ответ — платить необходимо. В противном случае жилец станет должником и ничем не будет отличаться от обычных злостных неплательщиков, также он может потерять право на субсидии по ЖКХ.
В случае неисполнения обязательств по услугам со стороны УК, которая проходит процедуру банкротства, следует:
- обратиться в прокуратуру с просьбой проверить исполнение договорных обязательств со сторону УК;
- если компания не выполняет обязательств, то следует подать заявление в суд для производства перерасчета;
- платить только за коммунальные услуги, но не платить за обслуживание дома;
- провести собрание жильцов и выбрать новую УК.
Хотя деятельность УК, проходящей процедуру банкротства, и прекращается, жильцы все равно имеют право получать коммунальные услуги в полном объеме. Обслуживание и предоставление услуг не должно прерываться до тех пор, пока совет жильцов не выберет новую УК.
Жильцам, у которых имеются долги по ЖКХ, не следует рассчитывать, что со сменой УК эти задолженности исчезнут. Более того новая управляющая компания может произвести перерасчет начислений, и тогда долги скорее всего увеличатся.
В целом на вопрос — чем грозит жильцам банкротство, можно ответить, что напрямую эта процедура не касается жителей, и при соблюдении некоторых правил, неприятных последствий не возникнет
Финансовые нюансы
После начала производства процедуры банкротства арбитражным судом проводится финансовый анализ состояния компании. Как уже отмечалось выше, зачастую показатели свидетельствуют о том, что задолженность самой УК намного выше, чем долги жителей дома. В такой ситуации процесс наблюдения не длится долго, и через два месяца вводится конкурсное производство.
Финансовый анализ также может выявить безграмотное и неэффективное распоряжение средствами со стороны собственника, что может способствовать возложению на него субсидиарной ответственности. Возможно и выявление мошеннических действий со сторону руководства УК.
Отсюда вы сможете подробнее узнать про оспаривание сделок должника при банкротстве.
В чем суть технического банкротства предприятия — читайте далее.
Если основная часть задолженности УК это долги жильцов, то арбитражный управляющий может обратиться в суд с целью взыскания задолженностей с неплательщиков в судебном порядке. В таком случае безответственным жильцам придется оплатить не только долги по ЖКХ, но и штрафы, пени за просрочку, а также расходы по гос. пошлинам, которые возникли у УК в процессе суда.
Общие положения о банкротстве юридических лиц
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Признаки несостоятельности (банкротства):
- наличие денежного обязательства должника долгового характера;
- неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
- наличие задолженности не менее 100 тыс. руб.;
- официальное признание несостоятельности арбитражным судом.
Из числа юридических лиц банкротами не могут быть объявлены только казенные предприятия и учреждения, по долгам которых их учредители несут субсидиарную ответственность, а также политические партии и религиозные организации, которые, будучи некоммерческими организациями, обычно не являются активными участниками предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 65 ГК РФ, п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве).
Несостоятельность может быть признана в судебном порядке либо объявлена самим должником. Судебное признание банкротства возможно как по требованию кредиторов (в том числе уполномоченных государственных органов, например налоговых), так и по заявлению самого неплатежеспособного должника. В предусмотренных законом случаях руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 9 Закона о банкротстве). Таким образом, как объявление банкротом, так и последующая ликвидация юридического лица могут быть как принудительными (по судебному решению), так и добровольными (по решению самого банкрота, принятому совместно с его кредиторами в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК РФ).
В силу указаний ст. 30 Закона о банкротстве учредители (участники) должника, а в предусмотренных законом случаях и органы публичной власти должны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций, в том числе меры, направленные на восстановление платежеспособности должника при наличии признаков его банкротства. Речь может идти о реорганизации должника, продаже части его имущества, закрытии убыточных производств, смене руководства, а также об оказании прямой финансовой поддержки и тому подобных мероприятиях. При непринятии названными лицами предупредительных мер возможна их субсидиарная ответственность по долгам должника в соответствии с п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве.
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
Наблюдение за деятельностью должника вводится арбитражным судом после проверки обоснованности требований заявителя (кредитора) к должнику либо после принятия к производству заявления самого должника об объявлении его банкротом. Для его осуществления суд утверждает временного управляющего, который, однако, не заменяет руководителя и другие органы должника при выполнении их функций (но вправе ходатайствовать перед судом об отстранении руководителя должника от его должности). В этот период приостанавливается производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а денежные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке. Кроме того, должнику запрещается удовлетворение требований своих участников о выделе им доли в его имуществе или выплате ее стоимости в связи с их выходом из состава участников, а также выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).
Цель этих мер очевидна: сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. Поэтому в период наблюдения органы управления должника не вправе совершать ряд сделок без письменного согласия временного управляющего, а также не могут принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, его участии в иных юридических лицах, выплате дивидендов и размещении эмиссионных ценных бумаг, так как это также может ущемить интересы кредиторов. Лишь акционерное общество — должник вправе в этот период увеличить свой уставной капитал путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных (голосующих) акций за счет вкладов своих участников или третьих лиц, поскольку это способствует улучшению его имущественного положения.
Если должнику удалось восстановить платежеспособность и ликвидировать просроченную задолженность, возможно решение кредиторов об обращении в суд с предложением об отказе в признании должника банкротом. Допустимо также принятие решения о заключении мирового соглашения кредиторов с должником. Если этого не произошло, кредиторы обращаются в арбитражный суд с ходатайством о применении других (кроме наблюдения) процедур банкротства: введении финансового оздоровления или внешнего управления либо признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. С даты применения по решению суда одной из названных процедур наблюдение прекращается.
Финансовое оздоровление представляет собой реабилитационную процедуру. Она вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более двух лет при наличии утверждаемого судом графика погашения задолженности. При предоставлении лицами, ходатайствующими о введении финансового оздоровления должника (например, его учредителями или участниками), дополнительного обеспечения требований кредиторов в виде банковской гарантии, суд может ввести его и независимо от решения собрания кредиторов (пп. 2 и 3 ст. 75 Закона о банкротстве). Существо финансового оздоровления сводится к тому, что должник производит расчеты с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности, при нарушении которого лица, предоставившие дополнительное обеспечение кредиторам, должны за его счет удовлетворить их требования в упрощенном порядке (ст. 89 Закона о банкротстве), что значительно повышает шансы кредиторов на удовлетворение их требований. Суд также утверждает административного управляющего, который и контролирует выполнение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, рассматривает отчеты должника по этим вопросам и предоставляет свои заключения об этом общему собранию кредиторов, а также ведет реестр требований кредиторов и созывает их общие собрания. Органы управления должника продолжают осуществлять свои функции (если только арбитражный суд не отстраняет руководителя должника от должности), но ряд сделок они не вправе совершать от имени должника без согласия собрания (или комитета) кредиторов либо без согласия административного управляющего (пп. 3 и 4 ст. 82 Закона о банкротстве).
По окончании срока финансового оздоровления арбитражный суд по ходатайству собрания кредиторов рассматривает его результаты и принимает решение либо о прекращении производства по делу о банкротстве (при полном погашении задолженности и отсутствии или необоснованности жалоб кредиторов), либо о введении внешнего управления или об открытии конкурсного производства (п. 6 ст. 88 Закона о банкротстве).
Внешнее управление вводится арбитражным судом на срок не более 18 месяцев, но может быть продлено еще не более чем на 6 месяцев (а по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего этот срок может быть сокращен). На период внешнего управления вводится мораторий — отсрочка удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам. Одновременно судом утверждается внешний управляющий, который управляет делами должника, поскольку к нему переходят полномочия руководителя и других органов должника (последние сохраняют лишь право принимать решения об увеличении уставного капитала должника, в том числе путем размещения дополнительных акций, а также о замещении его активов или о продаже предприятия должника как имущественного комплекса) (ст. 94 Закона о банкротстве).
Внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления и представляет его на утверждение собранию кредиторов. План должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, в частности перепрофилирование производства и закрытие нерентабельных производств, продажу части имущества или предприятия должника, увеличение его уставного капитала, замещение активов должника путем создания на базе его имущества открытого акционерного общества и др. Внешний управляющий управляет и распоряжается имуществом должника в соответствии с указанным планом, реализует предусмотренные им меры и информирует о результатах собрание кредиторов. При этом крупные и некоторые другие сделки внешний управляющий вправе заключать лишь с предварительного согласия собрания (комитета) кредиторов. Он вправе отказаться от исполнения должником некоторых заключенных сделок, препятствующих восстановлению его платежеспособности или носящих заведомо убыточный характер (п. 2 ст. 102 Закона о банкротстве).
По результатам своей деятельности внешний управляющий предоставляет отчет собранию кредиторов. В зависимости от этих результатов кредиторы принимают решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством: либо о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника (в этом случае внешний управляющий будет производить последующие расчеты с кредиторами определенной очереди), либо о прекращении производства по делу о банкротстве (в связи с удовлетворением всех требований кредиторов), либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Возможно и заключение мирового соглашения кредиторов с должником. После этого внешнее управление считается завершенным. При прекращении производства по делу о банкротстве или при открытии конкурсного производства полномочия внешнего управляющего прекращаются.
Конкурсное производство открывается с момента судебного признания должника банкротом и вводится сроком на один год с возможностью продления не более чем на 6 месяцев (пп. 1 и 2 ст. 124 Закона о банкротстве). Конкурсное производство, в отличие от рассмотренных выше реабилитационных процедур банкротства, относится к ликвидационным процедурам, влекущим прекращение деятельности юридического лица — банкрота. С этого момента считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника (что уравнивает требования всех кредиторов независимо от сроков их возникновения) и одновременно прекращается начисление пени (неустоек) и процентов по всем видам его задолженности. Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет) (п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве).
Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответственно прекращаются). Он вправе требовать признания недействительными совершенных должником сделок и расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по возврату имущества должника (п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве).
Конкурсный управляющий обязан опубликовать сведения об открытии конкурсного производства в отношении должника, провести инвентаризацию имущества должника и привлечь для его оценки независимого оценщика, принять все меры по обеспечению сохранности имущества должника и анализировать его финансовое состояние. При наличии достаточных оснований он обязан также предложить собранию кредиторов обсудить вопрос о переходе к реабилитационной процедуре внешнего управления и о прекращении конкурсного производства.
После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий представляет собранию (комитету) кредиторов предложения о порядке, сроках и условиях продажи этого имущества, а затем приступает к его продаже на открытых торгах. Имущество должника, которое предназначено для удовлетворения требований кредиторов, составляет конкурсную массу. В нее не включается только имущество, изъятое из оборота, и имущественные права, связанные с личностью должника (ст. 131 Закона о банкротстве).
Из вырученных от продажи сумм производятся расчеты с кредиторами в соответствии с очередностью их требований (ст. 134 — 138 Закона о банкротстве). Вне очереди покрываются судебные расходы, вознаграждение арбитражному управляющему, текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, а также требования, возникшие в периоды проведения реабилитационных процедур, и расходы, связанные с проведением конкурсного производства. В первую очередь удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью граждан, а также по компенсации морального вреда. Во вторую очередь удовлетворяются требования граждан по оплате труда и вознаграждений по авторским договорам. Расчеты с остальными кредиторами производятся в третью очередь. В этой очереди в преимущественном порядке удовлетворяются требования кредиторов, обеспеченные залогом имущества должника (за счет стоимости предмета залога). При этом требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, а между кредиторами одной очереди имущество должника при его недостаточности распределяется пропорционально суммам их требований (пп. 2 и 3 ст. 142 Закона о банкротстве). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, а также не признанные конкурсным управляющим или признанные необоснованными арбитражным судом, считаются погашенными.
По завершении расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет суду отчет с приложением реестра требований кредиторов (с указанием размера погашенных требований) и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов. После рассмотрения отчета управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица — должника. С момента внесения такой записи в указанный реестр (т.е. государственной регистрации) конкурсное производство считается завершенным, а юридическое лицо — ликвидированным.
Банкротство отдельных видов юридических лиц обладает некоторыми особенностями, предусмотренными законодательством. Так, при банкротстве градообразующих организаций допускается введение внешнего управления под поручительство публично-правового образования по обязательствам должника (ст. 171 Закона о банкротстве); при банкротстве сельскохозяйственных организаций другие сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства могут получать преимущественное право приобретения объектов недвижимости, используемых для сельскохозяйственного производства (п. 3 ст. 177 Закона о банкротстве) и т.д. Определенные особенности имеются также при банкротстве банков, страховых компаний и иных финансовых организаций (ст. 180 — 189 Закона о банкротстве), стратегических предприятий и организаций (ст. 190 — 196 Закона о банкротстве), субъектов естественных монополий (ст. 197 — 201 Закона о банкротстве).