1 земельный налог относится к
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы (ст. 15 Налогового кодекса).
Налоговый кодекс существенно сократил перечень местных налогов по сравнению с Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ». Как отмечает В.Г. Пансков, закрепленные в ст. 15 Налогового кодекса налоги реально могут обеспечить не более 2 % доходов местных бюджетов.
К другим собственным доходам местных бюджетов относятся:
1) доходы от приватизации и реализации муниципального имущества;
2) не менее 10 процентов доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования, проводимой в соответствии с государственной программой приватизации;
3) доходы от сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду нежилых помещений, и муниципальных земель;
4) платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с законодательством РФ;
5) доходы от проведения муниципальных денежно — вещевых лотерей;
6) штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ;
7) государственная пошлина, установленная в соответствии с законодательством РФ;
8) не менее 50 процентов налога на имущество предприятий (организаций);
9) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
К собственным доходам местного бюджета относятся также доли федеральных налогов. К указанным доходам относятся:
1) часть подоходного налога с физических лиц
2) часть налога на прибыль организаций
3) часть налога на добавленную стоимость по товарам отечественного производства (за исключением драгоценных металлов и драгоценных камней, отпускаемых из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации)
4) часть акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия
5) часть акцизов на остальные виды подакцизных товаров (за исключением акцизов на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары.
Во-вторых, в доходы местного бюджета г. Пензы зачисляются закрепленные доходы, т.е. доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в местный бюджет. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в доход местного бюджета также зачисляются поступления от приватизации имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, часть прибыли муниципальных предприятий, учреждений и организаций. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации устанавливают и иные доходы местных бюджетов, которые в полном объеме или в твердо фиксированном размере (в процентах) на постоянной или долговременной основе зачисляются в местный бюджет и относятся к собственным доходам местного бюджета.
В-третьих, в доходную часть местного бюджета входит финансовая помощь в различных формах: дотации, субвенции, которые также относятся к средствам бюджетного регулирования. Дотации и субвенции представляют собой денежные отчисления из вышестоящего бюджета в нижестоящий в качестве материальной помощи.
Дотация — это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета муниципального образования, который в соответствии с законом обязаны обеспечить органы государственной власти. Использование дотации не имеет целевого назначения, и она выделяется на безвозмездной и безвозвратной основе.
Субвенция — это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели и программы для выравнивания социально-экономического развития соответствующей территории. В случае использования субвенции не по целевому назначению она подлежит возврату предоставившему ее органу. Как отмечают многие ученые, реальный уровень финансовой самостоятельности бюджета муниципального образования г. Пензы равен сейчас 18-30 %, т.е. сумме местных налогов. Все остальное финансируется с помощью дотаций и субвенций, что ведет к сильной зависимости органов местного самоуправления от региональных властей.
В-пятых, доходная часть местного бюджета включает также средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, передаваемые органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Кроме собственных доходов, поступлений от регулирующих налогов, дотаций, субвенций доходная часть местных бюджетов, в-шестых, может включать и заемные средства. Необходимость в заемных средствах бывает обусловлена недостаточностью собственных ресурсов для финансового обеспечения местных программ, строительства муниципальных объектов, покрытия бюджетных расходов в условиях дефицитности местного бюджета.
Заем — это доход временного характера, ибо он должен быть возвращен. В установленных законом случаях предусматривается и платность заемных средств.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ МО г. ПЕНЗЫ
3.1. Анализ финансовой политики МО г. Пенза.
Внедрение новых технологий в планирование и управление бюджетным процессом требует проведения достоверной и оперативной оценки платежеспособности и качества управления муниципальными финансами.
В рамках Программы реформирования региональных финансов Пензенской области на 2005-2007 гг., Правительством Пензенской области были приняты:
1. Постановление Правительства Пензенской области от 28 декабря 2005 г. № 1075-пП «Об утверждении положения о порядке оценки платежеспособности бюджетов муниципальных образований Пензенской области и качества управления муниципальными финансами Пензенской области и методики проведения оценки платежеспособности бюджетов муниципальных образований Пензенской области и качества управления муниципальными финансами Пензенской области»;
2. Постановление Правительства Пензенской области от 4 октября 2006 г. №630-пП «О порядке применения методики проведения оценки платежеспособности бюджетов муниципальных образований Пензенской области и качества управления муниципальными финансами Пензенской области».
В соответствии с данными документами Министерством финансов Пензенской области ежеквартально проводится оценка платежеспособности и качества управления муниципальными финансами на основе данных, полученных в рамках соглашений, заключенных с муниципальными образованиями. [8]
Финансовое управление города Пензы ежеквартально на протяжении 2006 года и до настоящего момента осуществляет оценку эффективности использования бюджетных средств и управления доходами бюджета на основе показателей, установленных Министерством финансов Пензенской области (Таблица 2.5.1).
К каким налогам относится земельный налог?
К каким налогам относиться земельный? Система налогообложения России, ее общая характеристика, принципы построения, земельный сбор в налоговой системе, его виды и категории – подробно в статье.
Земельный налог в системе налогообложения России
В России пользование землей, согласно статье 65 Земельного Кодекса, является платным. Форма платы за земельный участок – сбор (или налог) – исчисленная в законодательном порядке денежная сумма, которую юридическое или физическое лицо, признано налогоплательщиком данного налога, обязано уплатить в казну.
Общая характеристика налоговой системы России
Налоги — это обязательные, невозвратные, безвозмездные, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются уполномоченным государственным учреждением с целью удовлетворить потребности государства в финансовом ресурсе.
Необходимость применения налоговой системы – это одна их функциональных задач федерации. Историческое течение эволюции государственности наглядно раскрывает предопределение каждого нового этапа развития системы налогов и сборов. Исходя из этого, организация и структура системы налогов государства характеризуется уровнем ее экономического и государственного развития.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Принципы, на которых построена российская налоговая система, обусловливаются Налоговым Кодексом и Конституцией. В России действующая трехуровневая система налогообложения, которая состоит из федеральных налогов, региональных и местных, говорит о соответствии мировому опыту государств-федераций.
На сегодняшний день, основным законодательным актом о налогах является Налоговый Кодекс, который состоит из двух частей (специальной и общей). Они регламентируют общие принципы построения системы налогов, а также взаимоотношения налогоплательщиков и государства, отдельно по каждому конкретному виду налога.
Земельный налог в классификации налогов
Налоги, которые взимаются с плательщиков можно разделить такие следующие группы:
по месту поступления:
- региональные;
- федеральные;
- местные;
- по применению:
- общие;
- специальные;
- по исчислению денежных средств:
- прямые;
- косвенные;
- по субъектам обложения:
- с физических лиц;
- с юридических лиц.
Согласно 15 статье Налогового Кодекса, земельный налог относится к местным налогам.
По определению, данному в 12 статье, местным является налог, установленный Кодексом и нормативно-правовыми актами выборных органов местных самоуправлений на территории муниципальных образований.
Прямые налоги взымаются с дохода или объектов владения налогоплательщика в виде фиксированной суммы. Земельный сбор взимается в процессе приобретения и дальнейшего накопления ним материального блага, чем также определяется его прямой характер.
Вопросы налога на землю регулируются несколькими отраслями законодательства РФ (Земельным Кодексом и Налоговым Кодексом).
Земельный налог в большей мере устанавливает Налоговый Кодекс главой 31. Он начинает или прекращает действие на территории муниципальных образований, соответствуя нормативно-правовым актам их представительных органов. На земельные участки, которые локализуются на территориях Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга (городов федерального значения) местные налоги устанавливаются и исполняются законами данных субъектов.
Элементы налога, которые определяются исключительно Налоговым Кодексом:
- порядок исчисления.
- объект налогообложения;
- налоговый период;
- налоговая база;
Элементы налога, которые определяют нормативно-правовые акты в законодательном порядке и пределах:
- сроки и порядок уплаты;
- налоговые ставки;
- порядок применения, дополнительных к федеральным, налоговых льгот.
Органами местной власти также не могут устанавливаться налоги, которые не предусмотрены федеральным законодательством.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
- Москва: +7(499)350-8059 .
- Санкт-Петербург: +7(812)309-9401 .
Местный земельный налог практически в полной мере зачисляется в местный бюджет.
Доля поступления от местного налога в доход консолидированного бюджета РФ менее 2%. Поступление от местного земельного налога является только частью дохода бюджета муниципального образования, основным же источником служит отчисление от региональных и федеральных налогов.
Налоговая категория – это уровень ставки, по которой облагается объект. Ставки определяются в процентах к кадастровой стоимости земли.
Если вам необходимо правильно составить договор по субаренде земельного участка, то читайте нашу подробную статью на эту тему!
Где лучше брать ипотеку? Всю информацию вы найдете в нашем материале.
Они устанавливаются законами Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга и не превышают:
0,3 % для участков земли, которые:
- отнесены к земле сельскохозяйственного назначения, к земле, составляющей зону с/х использования в регионах и с/x производства;
- заняты объектами инженерных инфраструктур жилищных коммунальных комплексов, либо предоставлены для жилищного строительства;
- для деятельности по подсобному хозяйству, садоводству, огородничеству или животноводству;
- ограниченны в обороте по причине того, что они предоставлены для таможенных нужд в отношении обороны и безопасности.
И 1,5 % для других земельных участков.
Допускается определение дифференцированных ставок, в соответствии от категории земли и (или) наличия разрешения на пользование участком земли.
Земельный налог для физических лиц в 2018 году
Все физические лица – владельцы земельных участков – в соответствии с НК РФ обязаны оплачивать земельный налог. Этот обязательный платеж относится к разновидности имущественного налога и перечисляется в местные бюджеты, а не в федеральные.
Формула расчета земельного налога
Плательщиками земельного налога являются граждане, которые имеют на праве собственности, на праве постоянного пользования или на праве пожизненного владения земельный участок. Когда земля находится у гражданина на праве безвозмездного срочного пользования или он владеет ею в соответствии с договором аренды, налога можно избежать.
Налог на землю для физических лиц рассчитывается несложно. Для этого используют следующую формулу расчета земельного налога:
Кст*Д*Ст*Кв = земельный налог
В формуле применены такие обозначения:
Кст – стоимость участка согласно кадастру. Запросить кадастровую стоимость можно с помощью нового ресурса: так называемой кадастровой карты. Об этом подробнее расскажем ниже.
Д – это доля в праве на участок (например, 1 – если один собственник, или ½ – если принадлежит половина земли).
Ст – это ставка по налогу. Для каждого региона она своя.
Кв – это коэффициент владения участком земли. Данное значение нужно, когда во владении участок находился менее 1 года (неполный год).
Ставки земельного налога устанавливаются местными органами власти, и не могут быть больше:
- 0,3% – при условии владения сельскохозяйственными участками, а также участками, которые используются для ведения подсобного хозяйства или садоводства, используются в качестве огородов, дач;
- 1,5% – для других земельных участков.
Также физические лица могут воспользоваться калькулятором на сайте налоговой службы, но для этого обязательно нужно знать кадастровый номер объекта недвижимости или попробовать специальный онлайн сервис.
Уменьшение земельного налога с помощью льгот
Многих из нас интересует вопрос, как можно уменьшить земельный налог. В некоторых регионах существуют различные льготы для определенных категорий физических лиц. Таким образом, можно не только снизить сумму налога, но и вовсе освободить себя от этого бремени.
Узнать, полагаются ли вам льготы, можно, обратившись к сайту Федеральной налоговой службы, к иным сервисам в интернете, или напрямую спросив у сотрудников инспекции.
Например, независимо от того, кто является собственником, налог не начисляется на:
- двадцать квадратных метров квартиры;
- десять квадратных метров комнаты;
- пятьдесят квадратных метров в доме.
Причем сколько собственников в этих помещениях, тоже значения не имеет.
Для единого недвижимого комплекса предусмотрен вычет деньгами: возможно уменьшить базу по налогу до одного миллиона рублей.
Льготники по рассматриваемому налогу не изменились. К таким можно отнести:
- инвалидов;
- героев СССР и РФ;
- военнослужащих;
- пенсионеров.
- а также коренные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока – по отношению только к земельным участкам, которые используются для сохранения их традиционного образа жизни
Льготники имеют право уменьшить налоговую базу на 10 тысяч рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципалитета.
Следует иметь в виду, что от налога освобождается лишь один объект недвижимости. А какой именно – это решает физическое лицо самостоятельно.
Уведомление ИФНС
Для физических лиц расчет земельного налога осуществляет территориальный отдел налоговой инспекции. То есть, гражданам не нужно самостоятельно изучать формулы и рассчитывать, какую сумму заплатить. После произведенного расчета налоговая, как правило, направляет уведомление гражданину. В уведомлении пишут сумму, подлежащую оплате, срок внесения средств, иногда прилагают квитанцию.
В этом году уведомления будут отправляться гражданам, начиная с апреля и по сентябрь. Если в уведомлении вы увидите ошибку, поступать следует так: пишите в ИФНС заявление, где указываете на ошибку. Бланк заявления стандартный.
Когда ошибка будет признана, сотрудники ИФНС произведут исправление, перерасчет и вновь направят вам уведомление.
Если уведомление не пришло
Некоторые землевладельцы считают, что если уведомления не было, то и платить ничего не нужно. Это мнение ошибочно. В соответствии с законодательством, физические лица должны сами сообщать в территориальный отдел налоговой о своей собственности (недвижимость, транспорт и т.п.).
Причем, помимо простого сообщения, нужно еще и приложить правоустанавливающие документы. Подобное относится в том числе и к земельным участкам. Сообщение граждане обязаны предоставлять в ИФНС единожды, до 31 декабря последующего года. Имеется в виду следующее: если вы купили землю в 2016 году, то сообщить надо как максимум до 31.12.17 г.
Итак, если уведомлением вас обделили, то нужно обратиться в налоговую лично и проявить желание заплатить налоги. В противном случае вас может ожидать штраф. Например, если вы не получили уведомление, ничего не заплатили, а затем выяснится, что ИФНС не имела сведений обо всем вашем имуществе, то, помимо налога, инспектор еще насчитает штраф в размере двадцати процентов от неоплаченной суммы.
Еще могут начисляться пени: 1/300 ключевой ставки (ставки рефинансирования) за каждый день просрочки.
Что касается срока, то для всех регионов России крайняя дата оплаты – 1 декабря следующего за расчетным периодом года.
Ранее налоговая база для расчета исходила из инвентаризационной стоимости. Сейчас же расчет осуществляют, исходя из кадастровой стоимости земли.
Оценка кадастровой стоимости осуществляется на основании решения исполкома соответствующего субъекта РФ. Производится она не чаще, чем один раз в три года. В Санкт-Петербурге, Севастополе и Москве этот срок сокращен: не чаще одного раза в два года. Таким образом, стоимость не будет меняться ежегодно.
На сегодняшний день такую стоимость возможно посмотреть в кадастровой карте , расположенной в интернете на сайте Росреестра . К сожалению, там размещены не все сведения и если отсутствуют те, что нужны вам, можно сделать запрос.
Запрос направляют в электронном виде. Ответ можно получить по истечении 5 рабочих дней. Форма ответа существует двух видов: электронное письмо и бумажный носитель. Ответ на запрос облагается госпошлиной: если хотите получить его на email, уплатить нужно 150 рублей, за стандартное письмо – 400 рублей.
Направляя запрос, не забудьте приложить к нему отсканированную копию платежного документа.
Будем ли платить больше
Скорее всего, налог теперь вырастет для всех, ведь кадастровая стоимость всегда была на порядок выше инвентаризационной. Что же делать, если вы не хотите платить? Можно подать заявление в судебный орган или подать заявление в комиссию по рассмотрению споров в Росреестр.
Индивидуальным предпринимателям до суда обязательно нужно вначале написать заявление в комиссию, а уже только потом обратиться в суд. Для физических лиц такое ограничение не действует.
Определить, насколько актуальными будут судебные тяжбы, сложно, пока гражданам не пришли уведомления с новыми суммами, подлежащими уплате в бюджет.
Если размер налога будет ненамного выше, то, конечно, не будет иметь смысла тратиться на юристов, проведение оценки и судебные расходы.
Если вы хотите написать заявление в комиссию, нужно подготовить целый перечень документов:
- заполненное заявление с изложением сути обращения;
- кадастровая справка про цену недвижимости;
- правоустанавливающие документы (копии нужно заверить у нотариуса);
- документ, который подтвердит недостоверность сведений, использованных для определения стоимости;
- отчет об оценке (проводится независимым экспертом).
Если кадастровая стоимость отсутствует
В случае, когда стоимость по кадастру не определена, нужно обязательно обратиться в отдел бюро технической инвентаризации. В БТИ нужно подать заявление, в котором обосновать вызов специалиста для оценки. К заявлению прилагают копии паспорта гражданина и документы на недвижимость (подтверждающие существующее право).
Приехавший по вызову специалист оформит планы недвижимости (кадастровый и технический).
Сведения о стоимости нужны будут не только для расчета налога. Для наложения обременения в виде залога, для раздела наследства, оформления дарения и расчета НДФЛ также потребуется знать стоимость имущества согласно кадастру.
Земельный налог: Видео
Вопрос 1. Земельный налог: плательщики, объекты, ставки, льготы, сроки уплаты.
Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за землю являются:
· нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О ведении в действие Земельного кодекса РФ» в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.
Земельный налог относится к местным налогам. Порядок расчетов с бюджетом по земельному налогу регулируется Федеральным Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 «О плате за землю» (Далее Закон №1738-1) и Инструкцией МНС России от 21 февраля 2000 г № 56 «По применению закона РФ «О плате за землю» (Далее Инструкция № 56).
На основании пункта 1 Инструкции № 56, налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями.
Определение этих понятий дает пункт 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ:
· собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;
· землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
· землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.
Физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
Индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
Обращаем Ваше внимание, что плательщиками налога на землю являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (Глава 26.2. НК РФ), плательщики единого сельхозналога (Глава 26.1. НК РФ), плательщики единого налога на вмененный доход (Глава 26.3. НК РФ).
Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей собственности на земельный участок), предоставленные организациям и физическим лицам в собственность, владение или пользование.
В частности объектами налогообложения являются:
— земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам, иным коммерческим и некоммерческим организациям, подразделениям научно-исследовательских организаций, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, а также иным организациям для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей;
— земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства;
— земли сельскохозяйственного назначения, предоставляемые гражданам и их объединениям для ведения садоводства, животноводства, огородничества и дачного строительства;
— земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, используемые для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации, расположенных на этих землях соответствующих объектов;
— земли связи, радиовещания, телевидения, информатики, используемые для обеспечения деятельности соответствующих организаций;
— земли для обеспечения космической деятельности;
— земли рекреационного назначения, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан, в состав которых входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты;
— земли лесного и водного фондов.
Налогоплательщикам следует помнить, что они становятся обладателями вышеперечисленных прав на земельные участки лишь после их государственной регистрации, поскольку статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Таким образом, датой возникновения у организации или физического лица прав на земельный участок следует считать дату внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статья 3 Закона № 1738-1 устанавливает, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Для исчисления земельного налога федеральным законодательством определены две предельные величины налоговых ставок в размере:
0,3 процента от налоговой базы в отношении земельных участков:
– отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
– занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
– предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Однако конкретные налоговые ставки по каждому муниципальному образованию устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. С ними можно ознакомиться в финансовых, налоговых органах. А также в администрациях СМС.
Льготы по налогу
Статьей 12 Закона № 1738-1 установлен перечень льготных категорий земель, организаций и граждан которые освобождаются от уплаты налога на землю.
В разделе II Инструкции № 56 подробно рассмотрен порядок их применения.
Сельскохозяйственные товаропроизводители должны в первую очередь обратить внимание, что от уплаты налога на землю освобождаются:
научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытания сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур;
предприятия, учреждения, организации, а также граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации), на первые 10 лет пользования или в целях добычи торфа, используемого на повышение плодородия почв.
граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента предоставления им земельных участков.
Налог на землю взимается на всей территории России. При этом органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации РФ предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
В случае возникновения в течение года у налогоплательщиков права на льготу по земельному налогу они освобождаются от уплаты этого налога, начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога.
При утрате в течение года права на льготу обложение налогом производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.
Пунктом 29 Инструкции № 56 установлены сроки уплаты организациями и физическими лицами земельного налога равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.
Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
3. Земельный налог
Земельный налог относится к местным налогам. Он устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Аналогичный порядок установления и введения налога действует и в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При этом могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.
Не признаются объектом налогообложения земельные участки:
1) изъятые из оборота;
2) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
3) предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
4) в пределах лесного фонда;
5) занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговая база для каждого физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:
0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
1,5% в отношении прочих земельных участков.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
НК РФ предусматривает налоговые вычеты для целого ряда категорий налогоплательщиков. Так, налоговая база уменьшается на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков: 1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; 2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; 3) инвалидов с детства; 4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий; 5) чернобыльцев и приравненных к ним лиц; 6) физических лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах; 7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога и авансовых платежей по налогу, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Сумма авансового платежа, подлежащая уплате физическим лицом, уплачивающим налог на основании налогового уведомления, исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и установленной нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.
Если отчетный период определен как квартал, суммы авансовых платежей исчисляются по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.